Сколько стоит штраф на электричке

Содержание:

Какой в 2018 году штраф за безбилетный проезд в автобусе, электричке или метро

По указу Президента Российской Федерации в 2018 году увеличен штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте. Этот шаг призван увеличить рентабельность организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и являющихся государственными. Денежные взыскания за безбилетный проезд увеличились по сумме многократно, так что теперь это будет довольно ощутимо для пассажиров, привыкших ездить «зайцем».

Намного дешевле изменить эту пагубную привычку. Конечно, виды штрафа подразделяются в зависимости от транспорта, на котором произошло это правонарушение. Рассмотреть вопрос более детально и предоставить исчерпывающую информацию попробуем в этой статье.

В 2018 году, начиная с февраля месяца, проезд на общественном транспорте подорожал. Наиболее заметно это при покупке разовых билетов на поездку, которые прибавят в стоимости почти по 10 рублей. Ответственные лица заявляют, что это подорожание не сильно отразится на благосостоянии москвичей, так как транспортом пользуется преимущественно льготный сектор населения. За льготников платит правительство из казны.

Но появились и некоторые нововведения, которые делают проезд более комфортным. По соглашению с правительством в поисковой системе «Яндекс» можно будет узнать, как скоро появится нужный вам вид транспорта. Приложение «Яндекс.Транспорт» стало доступно всем владельцам планшетов или смартфонов. Эта система максимально объемно охватила весь наземный транспорт города Москвы.

Мосгортранс разрешил включить в это приложение информацию обо всех своих маршрутах. В связи со всеми новыми проектами и стремление улучшить и обновлять систему, были приняты меры к некоторому ужесточению контроля за безбилетными пассажирами.

Штрафы в наземном транспорте

В 2018 году, по новому установлению президента, если гражданин не смог предъявить по требованию контролера проездной документ или билет, он может быть оштрафован на сумму 1000 рублей. В результате этого административного правонарушения выписывается квитанция, в которой обязательно должны быть прописаны такие пункты:

  • дата, которая соответствует дню самого правонарушения;
  • размер самого штрафа;
  • номер постановления.

В Москве этот вопрос может решаться даже привлечением сотрудников правоохранительных органов, поскольку обычно безбилетники настаивают на том, что паспорта у них с собой нет, и квитанция не может быть выписана. Поэтому контролер уполномочен передать нарушителя именно в руки сотрудников полиции.

Для того чтобы оплатить штраф:

  • нужно наведаться в банк, желательно успеть это сделать в течение 30 дней;
  • воспользоваться услугой интернет-банкинга и произвести оплату онлайн.

Если утерян сам бланк квитанции, то можно также при помощи Интернета зайти на сайт перевозчика, скачать и самостоятельно заполнить. Такую форму тоже обязаны принять в банковских структурах.

Как решается вопрос просрочки уплаты

В этом случае вопрос будет решаться судебной инстанцией с учетом места прописки правонарушителя. Естественно, что сумма увеличивается в два раза, и придется оплатить еще и исполнительный сбор в размере семи процентов. При повторной неуплате есть риск подвергнуться аресту на 15 суток и быть ограниченным в возможности выехать за границу.

Обжаловать штраф за проезд в автобусе маловероятно.

Так как метро относится к общественному городскому транспорту, законодательством установлен порядок и сумма штрафа за неоплаченный проезд в метро. В московском и петербургском метрополитене суммой за безбилетный проход будет 1000 рублей. Официальным языком это выражено как «проход за пределы пропускного пункта», то есть штраф налагается не за поездку в метро, а за проход турникетов без предъявления специальных документов или неоплаты этого действия.

Штраф за безбилетный проезд в метро можно оплатить также в банке по квитанции, которую выписали уполномоченные работники метрополитена. При утере бланка нужно обратиться в государственное казенное учреждение и получить или скачать с официального сайта квитанцию на оплату.

Проезд на электричке

Очень сильно повысилась сумма штрафа за безбилетный проезд на электропоездах. Несомненно, в крупных городах вроде Москвы и Питера тяжело пересечь турникетный контроль без билета, но во многих более мелких населенных пунктах этот вопрос актуален. Основная масса безбилетных пассажиров, по статистическим данным как раз из этого сегмента проезжающих.

Выросла она до 50-кратной оплаты тарифа за одну зону проезда. Ранее сумма равнялась 100 рублям. Условием, при котором взимание штрафа является правомерным, считается предоставление перевозчиком возможности приобрести билет. Президент установил и заверил своей подписью, что 50-кратный штраф соответствует установленному тарифу за 10 км расстояние. Также может учитываться класс и тип вагона.

Проезд в поездах дальнего следования

В случае если гражданина РФ заметили в поезде без наличия соответствующего маршруту билета, то штраф будет установлен в 5-кратном размере, установленном в соответствии тарифа перевозки на 100 км. Сумма получается не менее 2,5 тысячи рублей. Необходимо напомнить, что момент проверки билета может наступить и в конце самой поездки, поэтому во избежание траты нервов и времени сохранять билет не просто желательно, но и насущно важно.

Итоговым выводом общей ситуации безбилетного проезда можно считать статистические данные Минтранса, которые отмечают, что в час пик почти 30% пассажиров едут бесплатно.

Кто контролирует

Как было отмечено ранее, для того чтобы не сильно удивляться тому, за что на ваш адрес пришло уведомление о штрафе, или просто разузнать какую-либо уточняющую информацию, можно воспользоваться официальным сайтом ГКУ «Организатор перевозок». Эта организация отвечает за все виды работ по обслуживанию граждан городским транспортом. Создано казенное учреждение по приказу и постановлению правительства и имеет свой сектор ответственности в организации безопасных поездок. В подчинении находится полная инфраструктура:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • маршрутные такси;
  • метрополитен.

Достаточно удобное оформление интерфейса этого сайта позволит быстро разобраться со всеми интересующими вопросами. Предусмотрен ответ практически на все случаи транспортной жизни. Например, четко указано, что на территории Москвы штраф за безбилетный проезд составляет 1000 рублей, а за использование подложной или подделанной льготной карты – свыше 2,5 тысячи.

Оплата за административное правонарушение должна быть произведена в течение 60 дней, после которых сумма штрафа будет увеличена вдвое. Где посмотреть, мы выяснили, а вот где можно оплатить штрафы:

  • портал московских государственных услуг;
  • через отделения любых банков на территории Российской федерации;
  • через банкоматы, расположенные на станциях московского метрополитена;
  • через терминалы Московского региона;
  • через банковский личный кабинет.

Несомненно, ситуация с городским транспортом достаточно плотно контролируется соответствующими органами. Можно только отметить, что все новые постановления направлены на улучшение учета, самого транспорта, модернизацию остановок, ремонт станций метрополитена. Среди населения нет особых претензий к городскому транспорту в Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах невозможно решить проблему в короткие сроки.

Задействуются разные финансовые фонды для этих улучшений, некоторую часть составляют и оплаченные «зайцами» штрафы. Штраф в размере 1000 рублей, по мнению правительства, побудит граждан относиться более ответственно к оплате билетов, тем более что стоимость талона ниже стоимости штрафа почти в 20 раз. А содержание пригородных электричек станет намного более рентабельным для городского бюджета.

Обращая больше внимания на ситуацию с транспортом, можно создать более комфортные условия для жителей Москвы и регионов, и поднять уровень сознательности у общей массы народонаселения. Система максимально упростила все расчетные операции по задолженностям, так что это не должно создавать проблем даже для нерадивых «зайцев».

Гражданам советуем не становиться злостными нарушителями административного спокойствия города и его транспорта, относитесь бережно к нервной системе правительства.

Какой штраф может быть уплачен, если ехать в электричке или поезде без билета

В современном мире предполагается определенный штраф за безбилетный проезд в электричках и поездах, а при этом нужно знать, каков его размер и каким образом могут быть оштрафованы люди, нарушающие закон.

В прежние времена за такое нарушение предполагался строго фиксированный штраф, размер которого для электрички равнялся 100 рублей, а для поезда нужно было уплатить 200 рублей в качестве штрафа. Такое наказание не являлось строгим и существенным для безбилетников, поскольку штраф не слишком превышал стоимость самого билета. Поэтому сейчас при расчете штрафа необходимо будет принимать во внимание несколько важных факторов, к которым относится:

  1. Тип вагона, в котором едет безбилетник, а также его класс;
  2. Какое место в вагоне занимает человек, нарушающий закон;
  3. К какой категории относится сам поезд;
  4. Какие тарифы взимаются за перевозку на конкретном поезде.

В соответствии с этими параметрами определятся размер штрафа, который обязательно должен быть уплачен пойманным безбилетником.

Какая административная ответственность предполагается для безбилетников

Штраф за безбилетный проезд в электричках и поездах в 2017 году рассчитывается в соответствии с тарифом, установленным на 10 км перевозки пассажира. При этом его размер составляет 50 процентов от этого тарифа. Однако если речь идет о поезде дальнего следования, то взимается десятикратный тариф за перевозку на 100 км. В соответствии с этим, самым маленьким размером штрафа за безбилетный проезд будет составлять 1000 рублей. В результате ожидается, что количество людей, которые захотят без покупки билета проехаться на электричке или поезде, существенно сократиться за счет значительной ответственности за такое нарушение. Если же человек отказывается от уплаты штрафа, то его будет ждать судебное разбирательство.

Также следует знать, что штраф за безбилетный проезда в автобусе в России, Москве и Санкт-Петербурге на 2017 год составляет 1000 рублей.

[contents] Каждый человек желает платить за коммунальные услуги не слишком большое количество денежных средств, поэтому все чаще в различных квартирах и .

[contents] Многие владельцы жилой недвижимости выражают свое негативное отношение к тому, что им приходится платить деньги, направленные на капитальный ремонт дома, .

[contents] Закон о порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов был принят еще в 2012 году, а это привело к тому, что .

Штраф за безбилетный проезд: основные положения и последствия неуплаты

С 2015 года штраф за безбилетный проезд значительно увеличился. Если раньше он составлял всего 100 рублей, то теперь сумма, взимаемая с незадачливого «зайца», подросла аккурат в десять раз. Столь резкое подорожание, казалось бы, должно напрочь отбить у пассажиров желание ездить без билета. Однако количество недобросовестных или чрезмерно экономных людей все же не уменьшается.

Как гласит всезнающая статистика, только за 2015 год в наземном транспорте пытались проехать бесплатно 132 тысячи человек, а в метро – 157 тысяч. Цифры впечатляющие, особенно если учитывать, что это только те нарушители, которые попались и получили квитанцию на оплату штрафа.

В каком порядке налагаются санкции за безбилетный проезд в метро, трамвае, троллейбусе или автобусе? На кого возложена обязанность контролировать своевременность уплаты какое наказание предусмотрено за нарушения действующего законодательства? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в нашей статье.

Нет билета? Получите квитанцию!

Санкции за поездки без билетов заметно подросли не только в городском транспорте, но и в пригородных электропоездах. Причем там сумма повышения еще более значительна – нарушитель придется заплатить 50-кратную стоимость билета. В поездах дальнего следования штраф будет достигать 2,5 тысячи рублей, что можно назвать весьма ощутимым ударом по семейному бюджету.

Процедура наложения штрафных санкций как в автобусе, так и в электричке выглядит совершенно одинаково. Если вы попались контролеру без билета, он должен выписать квитанцию, в которой указывается следующая информация:

  • фамилия нарушителя;
  • дата совершения правонарушения;
  • сумма, которую следует уплатить на протяжении установленного законом срока.

Чтобы узнать персональные данные безбилетника, контролер имеет полное право потребовать у него паспорт или другое удостоверение личности. Некоторые злостные правонарушители ссылаются на отсутствие у них какого-либо документа, наивно надеясь на то, что таким образом удастся избежать штрафных санкций. Но это мнение ошибочно, так как контролер в подобной ситуации может просто передать пойманного «зайца» полиции, у которой имеется довольно внушительный список методов идентификации личности.

Если речь идет о пригородном электропоезде или другом железнодорожном транспорте, необходимо упомянуть о нескольких нюансах, которые появились в законодательстве в ноябре 2015 года. Теперь контролер не должен сразу же выписывать квитанцию за безбилетный проезд. Сперва он обязан предложить пассажиру купить билет на общих основаниях. Если же тот отказывается, выписывается упомянутая выше квитанция. Кроме того, «зайца» высаживают на ближайшей станции.

Читайте так же:  Заявление на перевод в другой вуз образец

Сроки и способы уплаты штрафа за безбилетный проезд

На то, чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд, вам отводится 30 дней. Сделать это можно несколькими способами:

  • посетить отделение банка и внести требуемую сумму наличными;
  • воспользоваться услугами интернет-банкинга. Данный способ дает возможность оплатить штраф за безбилетный проезд в режиме онлайн, даже не выходя из дома;
  • внести нужную сумму через банкоматы, установленные на станциях метро, либо через платежный терминал;
  • осуществить оплату через сайт государственных услуг.

Последний способ появился сравнительно недавно, поэтому о нем мы расскажем более подробно.

Процедура оплаты штрафа на сайте госуслуг выглядит следующим образом:

  • заходим в раздел «оплата штрафов ГКУ «Организатор перевозок»;
  • вводим дату и номер постановления о наложении штрафных санкций. Напомним, эти данные указываются в квитанции;
  • указываем УИН – уникальный идентификатор начисления, который вам предоставит контролер, выписывающий квитанцию;
  • если квитанция определяется системой, оплачиваем требуемую сумму либо с мобильного телефона, либо с банковской карты.

Сайт госуслуг дает возможность максимально комфортно оплатить штраф не только за безбилетный проезд, но и за попытку воспользоваться социальной картой, которая вам не принадлежит. Подобное нарушение обойдется в 2,5 тысячи рублей, поэтому настоятельно не рекомендуем предпринимать попыток сэкономить деньги за счет чужих льгот.

Что делать, если вы потеряли квитанцию

Одной из распространенных причин, которую часто называют нарушители, не оплатившие штраф за безбилетный проезд, является утеря квитанции, выданной контролером. Сразу скажем о том, что такой аргумент не поможет вам избежать наказания. Тем более что квитанцию можно легко восстановить, выполнив несколько несложных действий:

  • заходим на сайт ГКУ «Организатор перевозок»;
  • находим форму квитанции на штраф за безбилетный проезд;
  • распечатываем документ и заполняем его.

Все детали конкретного правонарушения всегда можно узнать в ГКУ «Организатор перевозок». Для этого следует позвонить по телефону и уточнить дату наложения штрафных санкций и номер постановления. Распечатанная и собственноручно заполненная квитанция является официальным документом и обязательно будет принята банком.

Наказание за просрочку или игнорирование необходимости в уплате штрафа

Сумма в тысячу рублей, которую сегодня составляет штраф за безбилетный проезд, для кого-то может показаться неподъемной. Но оплатить ее все равно необходимо. И сейчас мы объясним, почему. Все дело в том, что если вы проигнорируете выписанную контролером квитанцию, то перейдете в разряд недобросовестных должников, для которых в нашей стране предусмотрены довольно серьезные наказания.

В том случае, если вы не заплатите в течение 60 дней, то еще через 10 дней дело об административном правонарушении будет передано в судебные органы по месту регистрации. Это влечет за собой автоматическое увеличение первоначальной суммы штрафа в два раза. То есть платить придется уже не одну, а две тысячи рублей. Кроме того, придется также профинансировать из собственного кармана 7 процентов (от 2 000) исполнительского сбора. Суд может вынести и другое, еще более неприятное для вас решение – арест на 15 суток, за которые вы будете вынуждены отработать штраф за поездку без билета.

И в том, и в другом случае нарушителю ограничивается реальность выезда за пределы России. Согласитесь, будет очень обидно упустить возможность провести отпуск на пляже какой-нибудь тропической страны или сорвать переговоры с зарубежными партнерами из-за какой-то тысячи рублей, которую вы не успели или просто не захотели оплатить вовремя.

Можно ли обжаловать штраф, наложенный контролером? Да, теоретически можно. Законодательство дает вам возможность обратиться в мировой суд с требованием аннулировать наложенные контролером штрафные санкции. Но мы хотим сразу предупредить, что делать это нежелательно. Во-первых, рассмотрение дела в судебных органах потребует от вас дополнительных расходов, а во-вторых, вынесение решения в пользу нарушителя будет маловероятным. Поэтому вы лишь зря потратите время и деньги.

Вывод прост – не нужно искушать судьбу и пытаться сэкономить на талончике, который обходится в 20 раз дешевле штрафа за проезд «зайцем». Подобная экономия может нанести довольно ощутимый удар не только по кошельку, но и по вашей репутации.

Сколько в электричке мест

Провоз велосипеда в электричке: стоимость, правила

Помните, что правила провоза велосипедов в электричках указывают на необходимость приобретать еще один билет, который будет подтверждением оплаты транспортировки такого багажа. К слову, уже несколько лет в дневные часы в электричках Москвы и Подмосковья действует бесплатный тариф на проезд с байком. Стоимость провоза велосипеда в электричке СПб эти нововведения не коснулись.

Выбирайте оптимальное время для путешествия. С байком лучше не ездить в электричках в часы «пик», когда в тамбур-то сложно забраться, не говоря уже о невозможности попасть в вагон, тем более с велосипедом. Лучше выберите дневные часы, когда в салоне будет не так людно. Тогда вы без особого труда и недоверчивых взглядов доберетесь до места назначения. Если все же не удается избежать толпы, при транспортировке байка вам пригодится велочехол. Упакуйте в него свое транспортное средство и ставьте в одну линию вдоль прохода как можно ближе к сиденьям.

Сколько в электричке мест

Это тоже очень хороший вопрос. Если вы садитесь в электричку на промежуточной станции, то выбирать самое лучшее место обычно не приходится. садишься там, где есть свободная лавка. Однако, если вы садитесь в поезд на конечной станции и вам посчастливилось ворваться в вагон одним из первых, то надо сразу же знать куда бежать. А то знаете как бывает, пока выбирали куда лучше сесть, все места уже заняты и приходится ехать стоя.

Со вторым вариантом мягких сидений тоже не все в порядке. Не знаю, по какой спине там делали спинки, но они явно не предназначены для людей выше среднего роста. После примерно часовой поездки спина устает так, что предпочитаешь встать и продолжить дорогу стоя, чем продолжать сидеть на этой чертовой табуретке.

Сколько стоит электричка

Текущее содержание рельсового пути (http://www.psk.su/2/maintain/) в месяц составляет 20 000 руб. на 1 км. Стрелочный перевод — 10 000 руб., переезд — 5000 руб. Примем для расчета двухпутное полотно, два стрелочных перевода на 1 км пути и один переезд на 1 км пути (округление опять же в пользу РЖД). Получаем 65 000 руб. в месяц на 1 км, или 6 500 000 руб. на 100 км. Для примера: на Горьковском направлении на такое расстояние курсирует 30 пар поездов в день (Москва — Орехово-Зуево, Москва — Крутое, Москва — Петушки). В месяц (без учета выходных, когда пар поездов больше) — 30 х 30 = 900 пар. Затраты на поддержание рельсового пути на одну пару поездов — 6 500 000 руб. : 900 = 7222 руб. На одну поездку — 3611 руб., на одного пассажира — 3 руб. 61 коп., на одну зону — 36 коп. При этом расчете подразумевается, что с Курского вокзала в Горьковском направлении других электропоездов не ходит, только дальние — на 100 км. А ведь ежедневно в сторону платформы «Серп и Молот» отправляется 105 пар электропоездов, то есть затраты на одну поездку на одну зону должны еще уменьшиться в три раза!

11-вагонный электропоезд постоянного тока ЭД4М стоит 85 млн руб. Завысим цену для удобства расчета — пусть он будет стоить 100 млн руб.! Норма амортизационных отчислений по правилам бухгалтерского учета для железнодорожного подвижного состава составляет 8%. То есть в год — 8 млн руб. Если состав эксплуатируется только 68% времени (то есть одна пара поездов 250 дней в год, движение «туда и обратно»), то на одну пару затраты составят: 8 000 000 руб. : 250 дн. = 32 000 руб. на одну пару. На одну поездку — 16 000 руб., на одного пассажира — 16 руб., на одну зону — 1 руб. 60 коп.

Сколько в электричке вагонов

Электрички состоят из головных, моторных и прицепных секций. Поезд может содержать две головные секции, из которых происходит управление составом и между которыми заключены моторные и прицепные секции. Количество головных и прицепных секций вместе взятых не должно быть больше, чем количество моторных секций. От этого можно вывести, что минимальное количество вагонов в электропоезде может быть четыре. Наибольшее же количество, по его технической характеристике, равно двенадцати.

Электропоезд состоит из головных, моторных и прицепных вагонов. Головных вагонов два, они управляют составом и расположены на его концах. Количество моторных вагонов всегда должно быть больше прицепных и головных вместе взятых. Максимум, в составе может быть 12 вагонов.

Сколько в электричке мест

В электричке бывают вагоны, в которых отсутствует часть сидений, вследствие чего туда можно удобно поставить велосипеды. Поэтому, если позволяет время стоянки электрички (например при отправлении), то можно пройтись по составу и найти такие площадки, после чего уже размещаться с велосипедами.

В то время, как Северо-западная ППК и центральная ППК про велосипед дополнительно ничего не опубликовали. То есть получается форменный бардак. С одной стороны велосипед можно провозить за отдельную плату, установленную компанией-перевозчиком, размер которой нигде не опубликован, с другой — контролер может высадить Вас, сославшись на пункт правил, запрещающий провозить вещи, которые могут запачкать пассажиров. А ведь велосипед после небольшого похода явно не совсем чистый.

Где, как, когда покупать билеты на электропоезд Ласточка, сколько они стоят и как выбрать места в вагоне

— на утреннею электричку 803С из Краснодара в 06:07 утра, прибытие в Сочи в 10:32 этого же дня. Время в пути 4 часа 25 минут. Прибытие в Адлер в 11:10. Время в пути соответственно 5 часов 03 минуты. Прибытие в Олимпийскую деревню в 11:35, Олимпийский парк (конечная) в 11:40;

Далее нажимаем найти, система автоматически нам строит список всех поездов следующих в данном направлении. Заметим, что Ласточка ходит из Краснодара до Адлера (Олимпийский парк, Олимпийская деревня) , поэтому в номере поезда билет стоять следующее Краснодар 1 — станция прибытия (например Сочи), № поезда 801С (на утреннею — 803С), места только сидячие. Это и есть та самая электричка Ласточка.

  1. Цена. Дети до 5 лет ездят бесплатно, если не занимают отдельного места. Но документ оформить всё равно надо. При желании можно купить младенцу до 5 лет отдельное место, чтобы он спал на своей собственной полке. В этом случае билет будет стоить 35–50% от взрослого (детский тариф). В вагонах класса люкс могут бесплатно ездить дети до 10 лет. Но помните, что в купе всего два спальных места.
  2. Как оформляется. Для посадки в поезд вам нужно иметь детский билет (бесплатный, без места, но он должен быть). Его можно получить:
    • сразу при покупке билетов для взрослых (просто добавьте в заказ на нашем сайте);
    • купить потом отдельно (но сесть в поезд ребёнок без взрослого всё равно не сможет).
  3. Дополнительно. С одним взрослым бесплатно может ехать только один малыш возрастом до 5 лет. Если детей больше, то либо их билеты оформляются с другими взрослыми (например, один ребёнок с одним родителем, другой – с другим), либо покупаются билеты по детскому тарифу (35-50% от полной стоимости).
  • Несовершеннолетние могут выезжать из России по своему загранпаспорту или будучи вписанными в загранпаспорт родителя, с которым едут (если у родителя паспорт старого образца, оформленный до 1 марта 2010 года, фотография ребёнка обязательна).
  • Если ребёнок едет без сопровождения родителей, он должен иметь при себе их нотариально оформленное согласие с указанием срока выезда и тех государств, которые планируется посетить. Достаточно согласия одного из родителей, если второй не подавал заявление о том, что не согласен.

Ласточка — схема мест

Схема поезда «Ласточка» поможет путешественникам сориентироваться и выбрать лучшие места в вагоне. Обычно «Ласточка» состоит из 5 вагонов, но на загруженных направлениях курсируют сдвоенные составы, состоящие из 10 вагонов. Все места в поезде «Ласточка» — сидячие, одного класса.

Расположение мест в поезде «Ласточка» имеет свои особенности. Нечетные места расположены у окон. Все остальные места в вагонах — четные. Так как у окон расположено меньше половины мест, то некоторые нечетные номера (например, 71 или 37) не используются в нумерации мест. В одном ряду может быть 2 или 3 сидения.

Сколько в электричке мест

В Московской области вместо 19 рублей с января за проезд одной 10-километровой зоны придется заплатить 20,5 рубля. По такому же тарифу будет рассчитываться стоимость билета в ТиНАО. Экономить, передвигаясь по Подмосковью, можно со «Стрелкой». Каждые 10 поездок, начиная с 11-ой, будут дешевле на два рубля. Подробности доступны на сайте strelkacard.ru.
Тариф на проезд в поездах повышенной комфортности частные перевозчики будут устанавливать сами, однако они не смогут превысить базовую ставку более чем в два раза. Вырастет и цена на «Ласточку»: стоимость поездки из Химок в столицу увеличится на пять рублей, от Солнечногорска до Ленинградского вокзала — на 15 рублей.

Читайте так же:  Судебная практика по земельным спорам рк

Кроме того, в 32 рубля независимо от расстояния обойдется поездка по диаметральным маршрутам, соединяющим внутригородские участки Курского и Белорусского, а также Рижского, Белорусского и Савеловского направлений. Сэкономить поможет использование ежедневного абонемента на 12 месяцев. При поездках на дальние расстояния скидка от составит более 80%, а в пределах 20 километров до второй или третьей зоны — 65%.

Какой в 2018 году штраф за безбилетный проезд в автобусе, электричке или метро

Выросла она до 50-кратной оплаты тарифа за одну зону проезда. Ранее сумма равнялась 100 рублям. Условием, при котором взимание штрафа является правомерным, считается предоставление перевозчиком возможности приобрести билет. Президент установил и заверил своей подписью, что 50-кратный штраф соответствует установленному тарифу за 10 км расстояние. Также может учитываться класс и тип вагона.

В 2018 году, по новому установлению президента, если гражданин не смог предъявить по требованию контролера проездной документ или билет, он может быть оштрафован на сумму 1000 рублей. В результате этого административного правонарушения выписывается квитанция, в которой обязательно должны быть прописаны такие пункты:

Сколько стоит штраф на электричке

Электричка, как городской вид транспорта. Если уж железная дорога проходит в черте города, почему бы по ней не перевозить горожан по внутренним маршрутам. Для таких поездов перевозчики устанавливают единую стоимость по всему маршруту, вне зависимости от километража. В Москве проезд на электричке в черте города стоит 32 рубля. В Екатеринбурге запустили специальные городские электрички. Стоимость: 20 рублей — вдвое дешевле, чем на обычной электричке, где стоимость считается по тарифу и зависит от зоны и километража.

Другой пример: промышленная зона в Волгограде. Заводы и предприятия растянулись вдоль Волги на пятьдесят километров. Их связывают ЖД пути, где курсирует городская электричка «ВолгоградТрансПригород». Стоимость проезда: 38 рублей. Быстрый и комфортный способ добраться из одной части города в другую.

Государство ежегодно выделяет 25 миллиардов рублей на сохранение пригородных маршрутов. Это деньги распределяют по регионам. Но не всегда их хватает на компенсацию убытков ППК. Железная дорога повышает ставку аренды. Падают доходы населения, люди теряют работу, снижается пассажиропоток, растёт число безбилетников. Перевозчик реагирует: увеличивает штат «контры», устанавливает турникеты на станциях. Это влечёт дополнительные расходы и маршруты выходят за грань окупаемости, даже с учётом госдотации. Регионы вынуждены «срезать» убыточные рейсы.

В первую очередь страдают межобластные маршруты. Если электричка переезжает из одной области в другую, какая ППК должна организовать перевозку? Какой регион оплатит маршрут? Ко всему, межобластной пассажиропоток меньше, чем в направлении областного центра. Между регионами возникает спор, который заканчивается отменой маршрута.

В начале 2015 года железнодорожники резко повысили тарифы на аренду железной дороги для пригородных компаний. Те, в свою очередь, потребовали компенсации убытков у регионов. А регионы не предусмотрели такое развитие событий: средств в местных бюджетах едва хватало на сохранение маршрутов по старым тарифам. В результате по всей России местные власти отозвали у Пригородных компаний заказы на перевозки. ППК ничего не оставалось, как остановить электрички.

Сотни населённых пунктов оказались отрезаны от областных центров. Их жители не смогли добраться до работы, учёбы. А ведь в отдалённых деревнях снабжение продуктами и топливом происходит, по большей части, за счёт пригородного сообщения. Жители Забайкальского края пригрозили выйти на рельсы и перекрыть Транссиб, если электрички не вернут. Масло в огонь подлили оппозиционеры. По стране прошла волна собраний и митингов, зачастую несанкционированных, с требованием вернуть электрички.

Люди негодовали, назревали бунты и протесты в регионах. В Вологодской области, где отменили все электрички, жители запланировали выйти на большой митинг 15 февраля и даже подали заявку в местную администрацию. В официальном ответе администрации сообщалось, что митинг в заявленном месте невозможен из-за празднования Масленицы. Интернет отреагировал моментально: «Масленица, верни электрички».


Под гарантии правительства электрички вернули. Они ходили в долг: убытки перевозчикам должны компенсировать регионы. Губернаторы спешно искали деньги, чтобы заткнуть дыру в бюджете. Параллельно проводили оптимизацию маршрутов. Опыт показал, что резкая отмена приводит к массовым протестам. Убирать маршруты нужно постепенно и обдуманно.

Первыми под нож попали дневные и дачные электрички. Губернаторы готовили списки социально значимых маршрутов, отмена которых может привести к остановке производств и массовым протестам жителей. Остальные маршруты постепенно «резали». Оставляли необходимый минимум: утренняя электричка, на которой люди едут на работу, и вечерняя — добраться до дома. Для отдалённых деревень ограничились сообщением 2-3 раза в неделю.

Пока регионы не отменили все маршруты подчистую, правительство озвучило условия отмены электричек: маршрут должен дублироваться автобусом. Но не во всех деревнях, куда ходят электрички, есть автомобильные дороги. Это не помешало отменам: на бумаге рисовали мифические автобусные маршруты даже там, где нет автодорог и отменяли электрички.

Где электрички ходить перестали, появились службы междугороднего такси. Освободившуюся нишу заняли частники. Люди в складчину заказывают у диспетчера машину и едут в свою деревню. Чем больше попутчиков, тем дешевле проезд.

Люди стали добираться на рабочих и товарных поездах, в задних кабинах локомотивов, на «зацепе» (снаружи вагонов). Часто, это небезопасно. А железнодорожники подсаживают только в самом крайнем случае. Да и то, если точно знают, что не будет ревизии: боятся увольнения.

Чтобы вовсе отказаться от пригородных поездов, в Амурском крае власти подняли тарифы выше 6 рублей за километр. Проезд стал недоступен для деревенских жителей. Вагоны наполняются только железнодорожниками, пользующимися оплачиваемым проездом. Там, где нет автомобильного сообщения, люди копят деньги на поездку в город.

На крупных станциях останавливаются поезда дальнего следования, и люди выбираются на них. Получается дешевле, чем на «пригороде». Из небольших деревень, где только железнодорожное сообщение, выход один — платить по тарифу. «Зайцем» не проедешь: в каждом вагоне проводник, который требует оплаты проезда. За провоз безбилетников проводника увольняют. Железнодорожники держатся за места: кроме «железки» работать негде.

Местные жители говорят: «Отмените эти электрички вообще! Всё равно, мы на них не ездим — дорого». Многоходовая комбинация: подняли тариф —> снизился пассажиропоток —> отменили электрички, как невостребованные.

Чтобы не потерять «пустой» маршрут, перевозчик идёт на хитрость: пробивает дальние поездки несколькими стыкующимися билетами. Пассажиру всё равно, весь путь он едет с билетом. А для статистики важно: перевезён не один пассажир, а три или даже пять. На бумаге пассажиропоток возрастает в разы. В такой электричке билет представляет собой длиннющую бумажную ленту из стыкующихся билетов.

На пригородных маршрутах действует схема предварительной оплаты: сначала покупаешь билет, а потом пользуешься услугой. В отличие от поездов дальнего следования, разовый билет на электричку вернуть нельзя. Только в случае незапланированного перерыва в движении электричек более чем на час.

В среде туристов уже стало традицией в начале похода встречаться на вокзале у пригородных касс. Билеты на электричку продают без предъявления документа. Там, где электрички ходят 2-3 раза в день, специальные кассы держать нет смысла, и пригородные билеты продают в кассах дальнего следования. Рыбаки и дачники стоят в общей очереди с теми, кто берёт билеты на Юг или в Москву заранее. На отходящую электричку билеты продают без очереди.

На линиях с небольшим пассажиропотоком билеты продают проводники в вагонах. Они пробивают билет на мобильном билетном аппарате и тут же его гасят. В таких поездах, проводник — и швец, и жнец и на дуде игрец. Он продаёт билеты, он же контролирует оплату проезда. Перевозчик, желая сэкономить на проводниках, сцепляет вагоны рабочими тамбурами друг к другу и один проводник работает на два вагона.

При большом пассажиропотоке, кассы дублируют билетными аппаратами. Так, делают в городах-спутниках Москвы и на вокзалах. Это особенно актуально в утренние часы, когда люди торопятся на работу. Аппараты снижают нагрузку на кассы — очереди меньше. Часто, они выходят из строя: заканчивается билетная лента или сбоит программа. Тогда в кассы выстраиваются очереди недовольных пассажиров, опаздывающих на свои электрички.

Перевозчики пробовали использовать мобильные кассы: переносные стойки для оперативного обеличивания потока пассажиров. Но они не получили распространения: нужны дополнительные переносные кассовые аппараты и билетёры. Проще поставить билетный автомат.

В Московском регионе для проезда можно использовать карты «Тройка» и «Стрелка». На карту записывается билет, который считывает турникет и мобильная касса контролёра в вагоне. Преимуществ карта не даёт, кроме того, что бумажный билет потерять проще, чем пластиковую карту. На «Тройку» и «Стрелку» можно записать абонемент на количество дней. Оплатить пригородный билет или абонемент деньгами с баланса карты, как в метро — нельзя. Наоборот, через кассы и билетные аппараты есть возможность пополнить баланс «Тройки» для оплаты городского транспорта: метро, автобуса, трамвая, троллейбуса и монорельса.

В середине 2016 года пригородные компании разработали мобильные приложения для оплаты проезда. Пассажир устанавливает приложение на смартфон «Андроид» или «Айфон» и приобретает билет в мобильном режиме. Требуется только выбрать маршрут, ввести данные банковской карты и подтвердить платёж введением кода из SMS. Если приноровиться, покупка билета занимает не больше 3 минут. Ради этого сервиса, ППК пришлось установить турникеты открытого типа. Это когда сканирующий лазер светит наружу и считывает билет с экрана смартфона.

Каждый «Заяц» для перевозчика — упущенная прибыль. Борются ужесточением контроля билетов: бригады ревизоров в вагонах, турникеты на вокзалах и станциях. Если контролёр поймает безбилетника в вагоне, то предложит оплатить проезд: назвать станцию отправления и станцию прибытия.

Мобильная касса сама рассчитает стоимость. За оформление билета в поезде перевозчик берёт сервисный сбор: 50, 100 или даже 200 рублей. В зависимости от региона, величина сбора меняется. Это что-то вроде штрафа за то, что пассажир не озаботился покупкой билета заранее. Однако, сбор не берётся, если человек сел на станции не оборудованной кассой, или если касса была закрыта. Например, поздно вечером.

«Зайцы» знают, на каких станциях нет касс. Попавшись, они называют такую станцию на маршруте и оплачивают только проезд, без сервисного сбора. В борьбе с «зайцами» перевозчики становятся всё изобретательнее.

Центральная ППК придумала устанавливать на станциях без касс аппараты с купонами. Человек получает чек, который даёт ему право оплатить проезд контролёрам без сбора. Купон — подтверждение, что пассажиры сел на станции без кассы. В качестве эксперимента, аппараты установлены на станциях Киевского направления.

Штрафы штрафами, но ситуация абсурдная: контролёр не может заставить «зайца» платить. Высадить тоже не может. Да и пассажиры, бывает, оказываются оплачивать проезд: денег нет, а ехать надо. Тогда на помощь перевозчику приходит закон.

За безбилетный проезд Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф: пятидесятикратная стоимость Зоны. Железнодорожная зона — это 10-километровый участок. В Подмосковье проезд Зоны стоит 20 рублей 50 копеек. Штраф за безбилетный проезд — 1025 рублей.

Штрафовать может только представитель власти. Контролёр вызывает милиционера, и он выписывает «зайцу-отказнику» квитанцию на штраф. Хорошо, если электричку сопровождает наряд милиции. Иначе, контролёру придётся сообщить, чтобы на следующей станции сотрудники милиции встретили вагон и сняли безбилетника. Или самому конвоировать его в опорный пункт. Слишком сложно ради одного «зайца». Бригада контролёров работает в графике. На проверку вагона 5-10 минут. Задержишься — вылетишь из графика и не успеешь на пересадку в другой состав.

Зная это, «зайцы» пользуются безнаказанностью, наглеют: хамят контролёрам, открыто отказываются платить, снимают препирания на видео и выкладывают в сеть. Это называется «тролить контру». Троллинг — форма социальной провокации. Эти люди соревнуются в способах и наглости поведения. Случается, бригаду контролёров сопровождает охрана, и троллиг заканчивается кулачным разбирательством в тамбуре.

Иногда «контра» устраивает облавы. Несколькими бригадами сгоняют «зайцев» со всего состава в тамбур головного вагона, вызывают милицию, ссаживают и штрафуют. Но милиционеры не любят штрафовать зайцев — много мороки и шума. Да и контролёрам от этих штрафов ничего не перепадает: сборы идут в казну. Поэтому крайние меры практикуют редко, только когда «зайцы» на маршруте совсем наглеют.

На станции с турникетами безбилетнику придётся купить билет на выход. Обычно, это стоимость одной зоны и сервисный сбор. В Москве: 220 рублей — не всем по карману. «Зайцы» ищут дырку в заборе. Прыгают с платформ и обходят заграждения по путям. Самые отчаянные лезут через забор. Железнодорожники нарочно обмазывают места «перелаза» пачкающейся смазкой, чтобы не повадно было лазить.

Читайте так же:  Что такое патент для таджиков

Станция Серп и Молот. Утро. К платформе тяжело подкатывает гружённая рабочим людом электричка из Подмосковья. Дальняя. Толпа устремляется на переход. К турникетам выстраивается очередь. Хвост растягивается по платформе. Люди поглядывают на часы: на работу лучше не опаздывать. «Зайцы», как обычно, лезут через забор. Стоящие в хвосте очереди завидуют им: перемахнул и в метро. А тут сколько ещё в очереди стоять, по переходу идти, подниматься, спускаться. К тому же, видимо, не все турникеты исправны. Слишком уж медленно движется очередь.

Несколько человек с билетами решаются на отчаянный шаг: махнуть через забор вслед за «зайцами». Да вот незадача: железнодорожники обмазали верх забора солидолом. Чтобы не запачкаться, нужно уметь преодолевать препятствие. Бывалым «зайцам» что? Они и не такое видели. А эти — зелёные, измазались все. Одеты аккуратно, в офис. Брюки в жирных пятнах от солидола. Крики, мат.

К забору подходит мужчина с кейсом. Выглядит солидно, как бизнесмен: при галстуке, костюм тройка, на запястье хронометр. Ставит кейс у забора. Не торопясь натягивает на руки перчатки и лезет на забор. Народ рты пораскрывал. Несколько человек даже из очереди вышли посмотреть, чем кончится. Тем временем бизнесмен уже наверху. Ловко перекидывает одну ногу, другую и спускается с обратной стороны забора, даже не запачкавшись. Сунул перчатки в карман. Потянул кейс между прутьев и заторопился к метро. Деловой человек: время — деньги.

Перевозчик нанимает людей, чтобы повысить сборы от продажи билетов. Специального образования не требуется. Одна из самых вредных профессий: работа с людьми. Нервы, конфликтные ситуации каждый день. Да ещё план горит. Заработок контролёра — это оклад и бонусы. Оклад минимальный: 6-7 тыс. рублей в месяц. Остальное зарабатывают продажей билетов в вагоне. И сервисный сбор, конечно. Контролёр имеет процент от выручки за месяц.

Как именно проверяют билеты, зависит от маршрута. На оживлённых направлениях, где плотное движение длинных электричек, бригады контролёров кочуют по составам. Проверили электричку, вышли на платформу и сели в следующую. Где движение редкое, а составы короткие, контролёры сидят в каждом вагоне или бригада сопровождает поезд и ходит взад-вперёд.

На пригородных поездах, куда ставят пассажирские вагоны с локомотивом, встречаются проводники. Проводник не только пассажиров обилечивает. Он тамбура подметёт, титан с водой натопит, остановки объявит — хозяин вагона, одним словом. Властвует безраздельно.

При проверке контролёр отмечает, что билет проверен. Это называется, погасить билет. В прошлом веке билеты гасили никелированными железнодорожными щипцами: оттискивали дырочку. Увесистая шутка. Современные контролёры делают проще: ставят на билете галочку шариковой ручкой. И не нужно таскать с собой тяжёлые щипцы. Бывалые железнодорожники жалеют, что традиция ушла. Кое-где щипцы ещё изредка встречаются в руках контролёров, например, на Свердловской железной дороге. Но это редкость.

Можно ли договориться с контролёром? Конечно, ему выгодно, чтобы билеты покупали не в кассе, а у него. Если не хватает денег, то контролёр продаст минимальный билет: сервисный сбор и стоимость одной зоны. Это лучше, чем если «заяц» побежит по вагонам и не заплатит ничего.

На маршрутах, где работают одни и те же бригады, пассажиры и контролёры знают друг друга. Билеты берут не в кассе, а у контролёра, подешевле. Не на весь путь, а на зону или две. Пассажир сэкономил, и контролёр добавил к выручке: больше бонус в конце месяца.

Чтобы порушить устоявшиеся отношения, на маршрут запускают бригаду с другого маршрута. На денёк. Их называют «Бурановские бабушки». Пройдут по вагонам, обилетят пассажиров и сервисный сбор возьмут. Дороже чем в кассе выходит. На следующий день постоянные пассажиры едут с дорогими билетами из кассы. Зачем рисковать? А постоянные контролёры ничего не заработали.

Контроль не только в «воздухе», но и на «земле». Перронный контроль проверяет билеты при посадке в электричку или вы выходе из вагона. Нет билета — оплачивай. Такой контроль устраивают эпизодически и внезапно, когда нужно отсечь поток безбилетников для статистики. Или проверить проводников: посчитать перевезённых за рейс «зайцев». По результатам проверки, алчных и мягкосердечных проводников увольняют.

На станциях с большим пассажиропотоком устанавливают турникеты для входа/выхода по билетам. Это извечный треугольник: пассажир, турникет и «дыра в заборе» — путь в обход турникетов. Если первый и второй более или менее постоянны: пассажир берёт билет в кассе, проходит через турникет — всё как обычно. То станционная «дыра в заборе» — это область постоянных изменений, вечный бой железнодорожников и «зайцев».

Люди лезут через забор — его заваривают стальными прутьями. На следующий день «дыра» появляется с другой стороны станции. Снова закрывают. «Зайцы» подкладывают чурбачки, чтобы удобней забираться на платформу с путей. Железнодорожники убирают. «Зайцы» искренне верят, что «вода свой путь всегда найдет». Железнодорожники намеренно усложняют им жизнь. Измотанные поиском обходных путей «зайцы» становятся на путь покупки билета, пускай самого дешёвого, для прохода через турникет. Так, людей приучают брать билет: неспешно, постепенно.

Высшая каста в системе контроля — ревизоры. Они проверяют и пассажиров, и «контру». Могут сидеть в вагоне тихо, под видом дачников. А где-то на длинном глухом перегоне встать с мест, достать удостоверения и проверить билеты. Горе-проводнику, везущему «зайцев»: составят акт и отправят начальству. А там либо премию снимут, либо уволят.

Самая большая беда перевозчиков — «квази-зайцы». Это пассажиры, которые оплачивают проезд по минимуму: взял билет на одну станцию, а проехал до конечной. Формально, он учтён, как пассажир, но недоплатил за услугу. Беда — потому что выделить «квази-зайцев» из общего потока пассажиров перевозчику крайне сложно: нужно вводить дополнительные схемы контроля, а это увеличит расходы и без того убыточных перевозок.

Летом я читал лекция о путешествиях в Библиотеке для молодёжи в Москве. На неё пришёл человек, интересующийся способами бесплатного проезда. Он подошёл ко мне после лекции и расспрашивал, как ездить и не платить. Да, сэкономить в путешествии люблю, но проезд «зайцем» — не самоцель моих путешествий. Тогда я впервые задумался, почему люди не платят в электричках.

Поначалу пытался систематизировать виды «зайцев». Но потом их оказалось так много, что я понял: причина быть «зайцем» — у каждого, своя. Безденежье, игра в догонялки, страсть экономии, возможность безнаказанно нарушать, халява. Бывают даже принципиальные «зайцы», искренне верящие, что система им должна и они просто берут своё. На полном серьёзе, я общался с этими людьми.

В соцсетях существуют «заичьи» сообщества. Люди делятся рецептами бесплатного проезда, обсуждают «дыры в заборе»: где спрыгнуть, как перелезть, от кого прятаться. Перевозчики отслеживают эти сообщества, но прикрывают редко. Действуют разумно, по правилу Парето: 20% ерунды оттягивает на себя 80% усилий. Понимают, что есть люди, которые принципиально будут ездить «зайцем». Поэтому недожимают безбилетников, оставляют лазейку, «дыру в заборе». Свои же ресурсы экономят. Главное, основная масса пассажиров едет с билетом.

Экстремальные «зайцы» цепляются за выступающие части вагона, едут на сцепке, забираются на крышу. Их прозвали «зацеперами» — проезд снаружи вагона. Формально, они тоже пассажиры поезда, но контролёры до них не доберутся. Езда «зацепом» практикуется в тёплое время года. Хотя, встречаются и всепогодные «зацеперы», использующие специальную одежду и альпинистское снаряжение.

«Зацеп» опасен для жизни. Основная опасность — непредсказуемость факторов, влияющих на участника. Случаются летальные исходы. Смерть наступает в результате падения на ходу, столкновения с негабаритным препятствием или поражения электричеством. Перевозчики устраивают рейды, ловят «зацеперов». Но закон предусматривает лишь штраф в 100 рублей. Это не останавливает нарушителей. Человек платить штраф, забирается на сцепку или крышу вагона и едет дальше.

Количество пассажиров в пригородных поездах в течение дня меняется. Утренний и вечерний часы пик. Пустой бизнес-класс в выходные дни. Полупустая последняя электричка из города. Чтобы перераспределить нагрузку, перевозчик продаёт билеты в недогруженные поезда со скидкой 30 и даже 50%.

Эта услуга называется off-peak ticket. Её предлагают перевозчики в США, Великобритании, Германии, Франции. Если вам не принципиально ехать в час пик, можете спланировать маршрут так, чтобы сэкономить. В России, к сожалению, я не встречал такой услуги.

Вокзалы располагаются в центре города. Часть пути электричка идёт по городу. В Москве для всех электричек в черте города действует единый тариф: 32 рубля. От первой загородной станции начинаются железнодорожные зоны: 20 рублей 50 копеек за 10-километровую зону. Если пассажир берёт билет от вокзала до загородной станции, стоимость считается исходя из расстояния от вокзала. Дешевле ехать двумя билетами: по Москве и пригородным.

Если взять билет с Ярославского вокзала до станции Пушкино, он обойдётся в 82 рубля — проезд четырёх зон. Двумя билетами, городским и пригородным — дешевле: 52 рубля 50 копеек.

Если вы пользуетесь электричкой регулярно, например, добираетесь на работу, то имеет смысл приобрести абонемент рабочего дня.

Абонементы бывают:

  • Рабочего дня.
  • Выходного дня.
  • Сезонный на месяц или три.
  • На 10, 20 или 60 поездок.

Если правильно подобрать абонемент, можно сэкономить до 50% стоимости билета. Правда, придётся бесплатно кредитовать перевозчика на сумму 3-5 тыс. рублей. Абонемент— это всегда предоплата.

На дальнем перегоне электричка еле плелась, изредка постукивая колёсами на стыках рельс. За окном неторопливо проплывал подмосковный лес. Начавшие желтеть берёзы сбрасывали яркие листья. Они забавно кружились, описывали в воздухе замысловатые кривые и опускались на землю. От листопада опушки приобрели весёлый веснушчатый вид.

В вагоне тепло. Баюкающий тихий звук электродвигателя на малых оборотах. Из пассажиров кто спал, прислонившись к оконной раме, кто читал, кто просто смотрел в окно. Вдруг вагонную идиллию нарушил резкий хлопок тамбурной двери. По вагону быстрым шагом прошли пятеро. Их спины скрылись в противоположном тамбуре.

Как по команде, несколько пассажиров поднялись с мест и устремились за ними. Сидящий напротив меня мужчина с пышными усами поставил на сиденье чёрную спортивную сумку Adidas и тоже вышел в тамбур. Население вагона редело: треть пассажиров собралась в тамбуре. Они переговаривались и время от времени поглядывали в салон.

«Контроль! Предъявите билеты!» — колоколом разнёсся по вагону высокий женский голос. Контролёр в синем жакете уже проверяла билеты у пассажиров в начале вагона, а звонкая фраза ещё висела в воздухе: «Предъявите, предъявите…» Люди полезли в сумки, рюкзаки, карманы в поисках билета. Группа пассажиров в тамбуре заметно оживилась. Они неотрывно наблюдали за происходящим в вагоне.

Контролёр продвинулась в середину вагона: пассажиров немного и проверка шла скоро. Место у противоположного тамбура занял высокий плотный железнодорожный охранник. Его могучая фигура заслонила выход.

Электричка подползла к станции. Открылись двери. Толпа бросилась бегом по платформе вдоль состава. В окнах замелькали разноцветные куртки, сумки, рюкзаки. Контролёр на минуту остановила проверку и так же, как и остальные пассажиры наблюдала за беглецами. Её губы шевелились, казалось, она считает про себя. Припадая на одну ногу, пробежал последний пассажир. Зашипели, закрылись двери. Вагон дёрнулся и медленно покатился.

Охранник вопросительно смотрел на контролёра. Она мотнула головой: не так много, мол. Проверив билеты, ревизия скрылась за дверью межвагонного перехода. Из тамбура с противоположной стороны в салон заглянул запыхавшийся человек. Он оглядел вагон и, убедившись, что контроля нет, уверенно вошёл. За ним потянулась вереница пассажиров. Люди возвращались на свои места.

На сиденье напротив, подвинув чёрную сумку, плюхнулся усатый мужчина.
— Уфф! — он перевёл дух. — Замотали!
— От «контры» бегаете? — попробовал завести разговор я.

Мужчина окинул меня суровым взглядом, но потом неожиданно улыбнулся, и из-под пушистых усов показались два золотых зуба:
— Куда деваться? Бегаем!
— Экономия — штука хорошая, это я понимаю. Но почему же нельзя билет купить и спокойно ехать? Ведь не так дорого и стоит.
— Недорого?! — усач округлил глаза и лицо его приобрело серьёзное выражение. — Это как посмотреть. У меня 1000 рублей за смену выходит, 267 рублей билет в один конец. Это туда и обратно. Выходит, больше половины за проезд отдай?!
— Да, невесёлая экономика…
— Ещё бы! — подхватил мужчина. — В моём городе работы нет. Мотаюсь в Москву за «копейкой». А проезд дорогой — от «контры» бегать приходится. Так, и живём…

Усатый замолк и задумчиво уставился в окно. Его широкий лоб покрылся морщинами. За окном по-прежнему проплывал осенний подмосковный пейзаж.