Сказка о требования фгос

Урок-инсценировка сказки «Три подарка»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательное учреждение Старо – Семёнкинский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области

Название урока: Жигулёвская сказка “Три подарка”

Форма урока: урок-инсценировка.

Обучающий аспект:

    знакомство с текстом жигулёвской сказки и осмысление её содержания;
  • знакомство с героями сказки, отражение в ней народных идеалов; обучение навыку выразительного исполнения сказки в лицах, умению вникнуть в роль.

Развивающий аспект:

  • развитие художественно-творческой активности,
  • развитие читательских навыков и умений учащихся;
  • формирование актёрских навыков;
  • развитие памяти, образного мышления, воображения и правильной речи,
  • развитие умения мотивировать свой ответ.

Воспитательный аспект:

  • на основе положительной мотивации воспитание интереса к изучению краеведческого литературного материала, к устному творчеству русского народа;
  • привитие любви к родному краю;
  • воспитание ценностей семьи, доброты, бескорыстия;
  • формирование чувства ответственности, взаимопомощи, культуры общения в групповой работе.

Формы организации учебной деятельности: инсценирование, групповая работа, конкурс творческих групп, рефлексия “Методика незаконченного предложения”.

Используемые технологии: элементы театральной технологии, ИКТ (презентация).

Оборудование: ПК, мультимедиа аппаратура, экран, карточки с вопросами, карточки-бланки для оценки собственных ответов учащихся. элементы народного костюма.

1 этап. Организационный. 1 минута.

— Добрый день, ребята! Я рада вновь встретиться с вами. Напомню, что зовут меня Татьяна Владимировна, приехала я из Клявлинского района. Это край звонких и чистых родников, обширных лесов и полей. Красива наша благословенная земля! Вы согласны?

2 этап. Подготовка к основному этапу занятия. 2 минуты.

— Сегодня я хочу вам показать очень красивые места нашего Самарского края — это жемчужина, легенда Самарской земли — Жигулёвские горы и Волга. Презентация “Жемчужина Жигулей”

Посмотрите, ребята, какие сказочные места! Невозможно не поверить, что здесь не рождались волшебные легенды, чарующие песни, забавные истории.

— В устном творчестве народа есть такие забавные, поучительные истории, в которых сбывается всё-всё, даже самое невероятное, в них всегда побеждает добро и справедливость. Это, ребята.

— Да, сказки! А вы знаете жигулёвские сказки?

Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы познакомимся с жигулёвской сказкой “Три подарка”.

Заманчивое название? Ребята, вы послушаете сказку, посмотрите презентацию, подумайте, а для чего эта сказка была создана, какую идею она несёт, чем герои сказки могут быть нам интересны? (Осмысление)

3 этап. Чтение фрагмента сказки учителем.

    Чтение сказки учителем – 4 минуты.
  • Презентация “Жигулёвская сказка “Три подарка”
  • Групповая работа, обсуждение. Беседа: 5 минут.

— Понравилась ли вам сказка? – Да.

— Я также приготовила вам, ребята, три подарка. Это три ряда вопросов каждой из ваших групп. Прочитайте их, посоветуйтесь между собой и через минуту ответьте.

Вопросы первой группе:

— Каким был первый подарок волшебницы? — Сундук с золотом

— Почему подарок был адресован Ванюше? – Сначала отец ничего не знал о волшебнице, так как Ваня ничего не рассказывал. Дети меньше восприимчивы к деньгам, деньги не кружат им голову, тем более Ваня был мечтатель, фантазёр, и к настоящему золоту равнодушен.

— Что сделала с ним мачеха-колдунья? — Тут же спрятала, и собака охотничья не найдёт.

— Так ли надо поступать с богатством? – Деньги не надо прятать, нужно что-то покупать, они должны приносить пользу.

— А как поступила с неожиданно появившимся богатством семья Ванюши? – раздали всем односельчанам, и даже другим, кто нуждался в помощи.

— Как их поступок характеризует Ванюшу, его родителей? – Они не жадные, бескорыстные люди, их семья живёт дружно и ладно.

Вопросы второй группе:

— Каким был второй подарок волшебницы? – Матушка оказалась жива, а мачеха-колдунья превратилась в чёрную кошку и убежала.

— Какая сказочная народная мудрость проявилась в этом подарке волшебницы? – Добро всегда побеждает зло.

— С какими словами ассоциируется зло в сказке? – “Чёрная кошка”, “ощетинилась”, “дремучие”, “пещера”, “неволится”, “страшный смерч”.

— А с какими словами ассоциируется добро? – “Новость добрая”, “освободили”, “зажили дружно, как прежде”, “поделили”, “кто за помощью приходил, и те в обиде не остались”.

— Так в чём же заключается идеал народный? – Семья должна быть полная (матушка живая), дружная (народная пословица “Нет милее дружка, чем родная матушка”), не надо гнаться за богатством, нужно делиться с теми, кто нуждается в помощи.

Вопросы третьей группе:

— Каким был третий подарок волшебницы? – “Яма и медведь”. Ванюша добился любви Марьяны.

— Почему таким страшным оказался подарок? — Иногда нужно пройти через тяжкие испытания, чтобы добиться счастья. Чтобы измениться. Когда Ванюша – ребёнок жил в семье, был мечтательным фантазёром, его любили просто за то, что он сын. Когда же он вырос, “пришла пора ему жениться”, ему пришлось повзрослеть, теперь ему надо быть ответственным за новую семью, надо стать мужчиной.

— Сбылась ли мечта Марьяны? – Да, оказывается, Ванюша не только “стихи героические пишет”, но и способен на героический поступок, на подвиг ради любимой.

— Каков же он, герой нашей сказки? – Мечтательный, видит необычное, достойное любования, даже в обычном “пятна на коровьих боках чистым золотом отливают”. Переживает, что Марьяна его не любит, “побрёл домой печальником неутешным”.

Чему учит сказка? Что подметил народ? Какие главные ценности в жизни человека?

1. Жадность до добра не доводит.

2. Добро всегда побеждает зло.

3. Нет ничего дороже матери, семьи.

4. Добрый, бескорыстный человек достоин счастья, способен на самопожертвование ради другого.

Раздаю отрывки сказки группам учащихся.

— Не желаете ли попробовать себя в роли героев сказки? (Достаю реквизит: корону, платки, кепки.)

— Вы бывали в театре? Как играют актёры? Как стараются передать свою роль, характер своего героя?

— Какие герои в вашем отрывке? Какими вы их себе представляете?

— Поскольку вы будете исполнять сказку в лицах, подумайте, как вы будете передавать характеры своих героев.

  • Ваня – добросердечный, мечтательный, пишет стихи, может залюбоваться самыми мелкими и незначительными вещами, верит в добро и справедливость.
  • Отец – добрый, но слабовольный, умелый, тоже верит в чудеса, любит свою семью.
  • Мать Вани – добрая, милая, ласковая, пережила разлуку с семьёй, не жадная, разделяет богатство на всё село.
  • Мачеха – злая, коварная, жадная.
  • Девица-купава – добрая волшебница, ласковая, милая, благодарная за спасение.
  • Марьянка – весёлая, смешливая, немного вздорная, не любит стихов, а мечтает о героическом парне.
  • Медведь – страшный, грозный, рычит, много грозных жестов.
  • Рассказчик или рассказчица – говорит нараспев, выделяет голосом грозные или приятные тоны речи.

5 этап. 2 минуты.

— Ребята, я предлагаю вам сейчас ваши роли. Жеребьёвка.

— Предлагаю вам заготовки сценариев, вы должны вместе обсудить ваше чтение, порепетировать вполголоса и представить нам через 2 минуты свой отрывок. Желательно обыграть его.

6 этап. Самостоятельная групповая работа учащихся. 3 минуты.

7 этап. Инсценирование. 5 минут.

8 этап. 2 минуты.Рефлексия.

— Спасибо, ребята, вы молодцы, мне понравилось.

— Как вы думаете, вы научились входить в образ, в свою роль?

— А что помогло вам увидеть ваш образ таким? – Мы “разобрали” сказку, поняли не только её содержание, но и смысл, уяснили, чему учит сказка.

— А теперь, ребята, оцените себя самих. Вы получаете листочки с незаконченными предложениями. Подумайте, как бы вы закончили эти фразы. Пожалуйста, кто желает дать себе оценку? “Методика незаконченного предложения”

9 этап. 1 минута. Подведение итогов.

Урок-игра «В гостях у сказки». 2-й класс

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках, развить интерес к сказкам, совершенствовать устную речь учащихся, внимание, память.

Оборудование: проектор, экран, презентация.

1. Организационный момент.

Слово учителя: сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы собрались сегодня, чтобы отправиться в гости в волшебный мир любимых сказок. Недаром говорится “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок”. Жители сказочной страны приготовили интереснейший, веселый конкурс. Вы готовы поиграть?

Условия проведения: Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана. Кто знает ответ на вопрос, дает сигнал. Жюри оценивает знания учащихся. Счет игры сообщается игрокам после каждого тура и записывается на доске.

1 конкурс. “Сказочный блиц-опрос ”

Учитель предлагает командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.

Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были. )

Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)

Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)

По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)

После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)

На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)

Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)

Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)

Что потерял ослик Иа? (Хвост)

Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)

Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)

Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)

Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)

Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)

Сказочная героиня ,владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)

Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука)

Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)

Подруга семи гномов. (Белоснежка)

Предмет гордости Карабаса-Барабас. (Борода)

Имя поросёнка в сказке “Вини-Пух”. (Пятачок)

Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)

Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)

Транспорт Бабы Яги. (Ступа)

Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья)

Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)

За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)

Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)

Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта)

Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)

Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)

Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)

Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)

Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)

Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)

Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)

Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения? (Горошина)

Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)

Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)

То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

2 конкурс. “Сказочный предмет”

— Определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам.

Учитель показывает предмет – учащиеся называют сказку.

  1. Деревянная ложка – “Жихарка”
  2. Зеркало – “Сказка о мертвой царевне”
  3. Игла – “Царевна-лягушка”
  4. Клубок – показывает дорогу героям сказок.
  5. Кувшин – “Лиса и журавль”
  6. Лук и стрела – “Царевна-лягушка”
  7. Топор – “Каша из топора”
  8. Яблоко – “сказка о мертвой царевне”
  9. Яйцо – “Курочка-ряба”
  10. Рыба – “Сказка о золотой рыбке”
  11. Туфля – “Золушка”
  12. Сапог – “кот в сапогах”
  13. Шапка – “красная шапочка”
  14. Корова – “Хаврошечка”
  15. Зайчик – “Колобок”.

3 конкурс “Отгадай название”

Учитель каждой команде даёт карточку, где записаны названия новогодних и зимних сказок без гласных букв. Командам надо угадать правильные названия.

  1. СНГРЧК
  2. МРЗК
  3. СНЖН КРЛВ
  4. ЩЛКНЧК
  5. МРЗ ВНВЧ
  6. ДВНДЦТЬ МСЦВ
  7. ДВЧК С СПЧКМ

4 конкурс. “Сказочный аукцион”

— Чья команда больше назовет сказок, где бы говорилось о волке и лисе, Бабе-Яге или Иванушке.

5 конкурс. “Сочинение сказки”

Каждой команде учитель раздает листы, на которых написаны предложения с пропусками слов. Командам необходимо, пользуясь предложениями-помощниками, создать свою сказку.

Шел__________. По дороге он нашел___________, взял и понес царю. Пришел _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ____________, хотел было ___________, как вдруг_________из-за________ выскочил _________ и давай __________. Глянул на _________ и____________. Поблагодарил царь умного_________, и он отправился домой.

Урок-сказка по теме: «Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты»

Разделы: Биология

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных, в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах;
  • показать значение земноводных в природе и жизни человека, необходимости их охраны;
  • составить общую характеристику класса земноводных.

Оборудование: плакаты, рисунки, выставка книг (сказки о земноводных), видеокассеты “ Сказка о царевне лягушке” , аудиокассета с записью голосов земноводных.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения и жизнедеятельности земноводных;
  • приспособленность к среде обитания;
  • значение в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках;
  • осуществлять связь строения систем органов с выполняемыми функциями.

Организация: за две недели до провидения урока классу даются задания по группам: первая группа собирает книги для выставки, в которых речь идет о земноводных; вторая группа по шаблонам вырезают лилии, осоки для оформления класса.

Все учащиеся по желанию пишут сказку о земноводном, где должны отразить одну из биологических особенностей этого класса животных.

Все действие происходит в центре класса – имитирующем тихую заводь (на полу размещаем листы лилий, цветы, лягушек, по краям осоки, здесь же на маленьких стульях располагаются и участники урока – Водяной, лягушки.)

Оформление доски:

Ход урока

Учитель: Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Ведь все лучшее к нам приходит именно из них. И добро, и зло с детских лет мы учимся различать по сказкам. Сказки – жизнь. По ним издавна русский народ учился жить. Часто в роли добора или зла в сказках выступают различные животные.

Сегодня мы на уроке поведем разговор о разнообразии земноводных, живущих на нашей планете. Ну вот, к примеру, всем известная лягушка – существо в высшей степени интересное, и даже полезное. Давайте-ка, вспомним всех известных вам по сказкам лягушек, и вы убедитесь, что о них есть, что рассказать.

(Класс называет сказки)

Самая, конечно, известная сказка – “Царевна лягушка” . Та лягушка, как мы помним, была заколдованная, а все-таки, немного научных сведений о лягушках содержится и в этой сказке – хотя бы то, что тело лягушки покрыто кожей. А вот В. Гаршин, сочинивший сказку про хвастливую и немножко глупенькую лягушку-путешественницу, “ погрешил” против науки. На самом то деле, лягушка-домосед, каких мало. Зато как жаль, что американский писатель М. Твен, сочиняя свой смешной рассказ “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса”, не указал, на какое именно расстояние прыгала его героиня. Вот скажем Царевна-лягушка и гаршенская хвастунья могли прыгнуть не дальше, чем на 30-40 см. Абсолютный мировой рекорд лягушиного прыжка в длину, как установили учёные – больше 4 м! Может, твеновская лягушка этот рекорд могла бы и побить? Во всяком случае, М. Твен наверняка имел ввиду что-нибудь подобное, когда совершенно серьёзно утверждал: “Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны”.

Да, русский люд издавна заметил и оценил ценность этих животных. Сказки давали элементарные знания о них, учили их охранять, воспитывали доброе отношение к ним. И чтобы ещё лучше узнать этих животных, мы отправляемся с вами в гости к сказочному герою, ближайшему другу всех земноводных – водяному.

Водяной: (сидит в заводи, поёт)

Я водяной, Я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня — водица,
Ну что со мной водиться.
Противно! Какая гадость!
Эх! Жизнь моя жестянка
А ну, её в болото,
Живу я как поганка,
А мне летать охота.
Я водяной, Я водяной,
Поговорил бы кто со мной,
Здесь все мои подружки:
Пиявки да лягушки,
Фу! Какая гадость.

— Здравствуйте, гости! Я рад вас приветствовать в своём лягушином царстве и с радостью познакомлю со своим хозяйством. Известно 2800 видов земноводных, в России – 23 вида, в моём царстве обитают лягушки, жабы и квакши. Современные земноводные – животные небольшие, рекорд в размерах принадлежит лягушке — Голиаф – 40 см. Недавно мы в своём хозяйстве провели зоологическую инвентаризацию:

  • Бесхвостых лягушек – 1800-2600 видов.
  • Хвостатых — 4 вида.
  • Безъязычных лягушек – 5 видов.
  • Круглоязычных и носатых жаб – 6 видов.
  • Чесночниц и крестовок – 11 видов.
  • Жабы, квакши, свистуны – 450 видов.

Лягушек:

  • Вислоногих – 400 видов.
  • Узкоротых – 200 видов.
  • Вертишеек – 6 видов.

Видите, сколь их много. А тетерь, каждая лягушка — подружка,расскажи — ка о себе.

1-я лягушка: Я всем известная лягушка. В царстве — царица по численности видов. Первая огласила сушу своими криками. Мало таких мест, где нет лягушек. Для земноводного типично начать жизнь в воде и продолжить ее на суше, периодически возвращаясь для размножения в стихию, где прошло детство. Но есть и исключения. Многие из нас уже взрослые живут в воде – это жерлянки, Американские типы и Африканские шпорцевые лягушки, у которых есть даже боковая линия, как у рыб. Другие, напротив, начинают и заканчивают жизнь на суше — это южноамериканские лягушки из семейства свистунов.

В выборе добычи лягушки не очень разборчивы. Поедается всё живое и не крупное, что можно проглотить и что не ядовито — муки, жуки, черви, клопы, гусеницы. Врагов у лягушек множество. Вполне реальных и грозных. Корова, лениво бредущая к водопою, и то опасна. Двуногий “гомо сапиенс”, загорающий на пляже, ни с того ни с сего может запустить камнем. А про его резвых отпрысков и говорить не приходится. Смотри в оба и по всем сторонам: за коршуном в небе, за ежами, щуками, а как нас птицы любят: орнитологи подсчитали, по крайней мере 92 вида птиц питаются нами. Вот и становится всё меньше нас. На территории России обитает 2 вида лягушек — бурые да зелёные. А хочется, чтобы нас было больше.

2-я лягушка: — Могу обрадовать вас, что вековые традиционные враги нашему лягушачьему племени не грозят.

Мы легко можем в этом убедиться на первой же прогулке по берегу реки или пруда. В природе постоянно существует равновесие. Точнее сказать, существовало. Ныне человек его нарушил. Беспримерные в истории темпы технического прогресса, прямое и побочное действие цивилизации, охватившие все сферы жизни на планете, наносят удары и по лягушкам. Казалось бы, какое отношение к лягушкам имеют густая сеть шоссейных дорог и оживленное движение по ним? Но многими тысячами гибнут они под колёсами. Осушение болот и прочие работы по улучшению не используемых под пашни земель изгоняют лягушек и их родственников тритонов в немногие уцелевшие ещё “ резервации” . И вот явилась новая напасть, мор на всё живое в округе: химическая война мирного разряда, но глобального масштаба! Человек обрушил её на вредителей полей, а обернулась она против дикой природы. ДДТ и прочие яды, где их усердно распыляли, например, в дельте Миссисипи, почти полностью уничтожил местных лягушек, а у нас и того хуже.

Водяной: — Да, забывать стали люди о нашей пользе. В описании жизни многих из них, мы найдём убедительные доказательства этому:

Уже больше сотни лет, с первых опытов Спалланцани “ работают” лягушки на человека как подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. Это холоднокровное земноводное стало бесценным материалом для медицинских исследований. Дело дошло до того, что когда в 1860 г. великого русского физиолога И.М. Сеченова привлекли к суду за то, что он якобы обманывал учёных всего мира фантастическими результатами опытов на лягушках, тот даже отказался от защитника, сказав: “ Зачем мне адвокат? Я возьму на суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты: пускай тогда прокурор опровергает меня” . Другой знаменитый биолог – француз Жан Ростан – с гордостью назвал себя “ лягушиным академиком” . Он утверждал, что “ лягушка- это гораздо больше, чем лягушка” , имея в виду поразительные научные результаты опытов на лягушках. И он был совершенно прав.

Практичный человек извлекает пользу и из другого употребления лягушек. Кожа самых крупных из них идёт на сувениры и разные украшения. Яд самых ядовитых – для стрел и копий, и для целей медицины. А нежное мясо задних лапок — для диетического питания. Эти лапки почитаются за лакомство многими народами. А французы умеют готовить и головастиков. Из наших лягушек самыми вкусными считаются травяная, прудовая, озерная.

3-я лягушка: — Ох, не надо больше о съестном говорить, а то я боюсь, что и меня съедят. Как страшно. Лучше я вам расскажу, что мне бабушка ещё моя рассказывала. Она видела лягушек без языка. Их раньше было много на всех континентах. Ныне они уцелели только в тропиках Америки и Африки. И звали таких лягушек — пипа- это существа, по истине, легендарные. Молва и книги давно возвестили о необыкновенном её свойстве — материнском инстинкте, чтобы уберечь детёнышей от жизненных невзгод, она превращается в живую колыбель. Икринки она прячет глубоко в кожу спины, здесь же живут и молодые лягушата, которые сидят как бы в своей люлечке.

Водяной: — Слово просит квакша.

Квакша: — На юго-западе России, на поросшей кустами болотистой поляне, в ивняках, в тёмном лесу весной и всё лето до осени скороговоркой кричит кто-то “ крак-крак-крак!” . Резко. Громко. Можно подумать, птица какая-то ночная. Это квакша. Древесная лягушка. Ёё самец пузырём надувает горло, кричит громко. Днём квакша сидит, притаившись на тростинке или на листе, закрыв глаза и плотно прижав к себе ноги. Охотятся они в сумерках. Перед охотой, если вода рядом и не было дождей, квакша спускается вниз и купается. Эти вечерние омовения особенно в обычае у среднеземноморской квакши — жителя Испании и Марокко. В Австралии живёт золотая квакша, одна из самых больших. Охотятся квакши в основном на мышей, птиц, рыб.

Водяной: — Теперь надо выслушать достопочтенных жаб.

Жерлянка: — Я похожа на жабу, сверху чёрная или серая, снизу оранжевая в чёрных пятнах. Про моё монотонное “ уханье” в народе говорят: “ Ишь, тритоны разухались” . Тритоны то немые от природы. Почему такая перестановка случилась, непонятно. Наше минорное пение навевает грусть. Жерлянки — очень яркие жабы, так они предупреждают о своей несъедобности. Кожа их ядовита. Когда она напугана, словно пеной покрывается ядовитыми выделениями. Берегите глаза, чтобы не попал в них кожный секрет. Даже если низко наклониться над “ пенной” жерлянки, глаза слезятся и зудят.

Жаба: — Я продолжу рассказ о жабах. Конечно, обо всех не рассказать, но о самых-самых можно. Есть в Австралии жаба Биброна- интересна своей позой угрозы, которая превращает её в жуткое глазастое чудище. Вздымая зад, пригнув к земле голову, она смыкает веки, тогда большие чёрные пятна на её крестце, окаймлённые, словно надбровьями, кожными веками, кажутся страшными глазами неведомого существа.

Рогатая жаба и без имитации выглядит жутковатой. Над глазами у неё рога. На спине бородавчатые гребни. Больше трети всей длины- голова, и во всю её ширину — пасть. Когда рогатка переходит в нападение, её челюсти действуют как стальной капкан! Хватает лягушек, ящериц, мышей так, что их тельце сматывается в пластинку. Рогатая жаба отважна и драчлива, без страха атакует собак, кошек, даже людей.

Жаба Ага – большая, до 25 см. До недавнего времени считалась самой большой в мире. Но в 1951г во время экспедиции шведского исследователя Бломберга была поймана ещё более крупная, чем ага- гигантская колумбийская. Есть жабы- хамелеоны, которые меняют окраску в зависимости от условий. Научный мир узнал о них в 1905г. Их описал зоолог Торнир. Для зоологии это было сенсацией. Эти жабы оказались живородящими.

Учитель: — Водяной, у ребят может создаться впечатление, что жабы вредны, опасны. На самом деле, они очень полезны. Польза людям от жабьих ночных похождений огромна. В США пытались приблизительно оценить стоимость услуг, ночь за ночью приносимых жабами лесному и фермерскому делу: миллиарды долларов в год! Подсчитана и ежегодная “ прибыль” от каждой жабы – 20-30 долларов. Так, что берегите жаб. Может, многим они и несимпатичные, гадки даже… Но они великие наши друзья. Избиение жаб, которым, к сожалению, занимаются некоторые люди, — дикость, глупость и нелепая жестокость.

Водяной: — Да, мы чуть не забыли о хвостатых амфибиях, тоже живущих в моём царстве.

Хвостатые амфибии: — Мы живём в воде, скажет каждый. Безобидные, симпатичные, в общем. Всплывём, глотнём воздуха и уходим вертикально вниз. Известно 280 видов хвостатых амфибий, в России – 11 видов. С октября по апрель беспробудно спим под корнями, в кучах листвы, в норах мышей, правда, некоторые остаются на постоянное жительство в воде.

Водяной: — Ну, вот и всё, что мы вам можем рассказать о жителях нашего царства. Но хотя они все такие разные, их объединяют много общего:

  • земноводные — холоднокровные животные;
  • приспособлены к жизни в наземной и водной среде;
  • имеют две пары конечностей.
  • органы дыхания — легкие и кожа;
  • кожа голая, слизистая;
  • сердце трехкамерное, 2 круга кровообращения;
  • есть подвижные веки, ноздри, барабанная перепонка;
  • оплодотворение наружное, есть внутренние;
  • как правило, яйцерождение, развитие с метаморфозом, личинка отличается от взрослых;
  • все земноводные придерживаются влажных мест обитания, т.к. в дыхании участвует голая кожа.

Учитель: — Ребята! Сегодня мы познакомились с многообразием земноводных и с животными, о которых сложены русским народом много добрых сказок. Но это животные, с которыми связано много поверий, и одно из них, что они вызывают болезни. Исходя из последнего толкования, наши с вами близкие сородичи — двуногие нещадно их, порой зверски, убивали. А эти животные, как сумели вы убедиться, очень полезны и просто необходимы нам. Но, продолжая недооценивать их, наших соседей и равноправных обитателей Земли, мы лишь теряем драгоценное время, не познавая чего-то очень важного в механике природы.

Подведение итогов.

При подведении итогов урока выставляются индивидуальные оценки за активность участия на уроке, подводятся итоги конкурсов на лучший рисунок, плакат (Приложение).

Д/з §24. Вопросы в конце параграфа. Задания письменно в печатной тетради. С.57-59

Презентация по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литературное чтение 3 класс

Присказки Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка. Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, a в рот не попало, на душе пьяно и сыто стало. Прочитаем предложения. Что вы услышали?

Присказки Что? Где? Зачем? — разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине и конце сказки Как у наших у ворот Муха песенку поет: «Что дадите мне за вестку? Бьет свекровь свою невестку: Посадила на шесток, Привязала за шнурок, Ручки к ножкам притянула, Ножку правую разула: «Не ходи ты по зарям! Не кажися молодцам!» Это присказка велася, Вот и сказка началася. — настрой для слушателя Стр.37 — настроение читателя — передышка во время длинной сказки В сказках какого вида чаще всего можно услышать присказку?

Сегодня на уроке Стр.28-36 Цель урока: определить признаки волшебной сказки Стр.19-20 1. Определим признаки волшебных сказок. 2. Познакомимся с содержанием сказки. 3. Выделим признаки сказки. Тема урока: Сказки с загадками 4. Проанализируем присказки. Царевич Нехитёр-Немудёр

Цель: определить признаки волшебных сказок. «Снежный ком» зачин концовка (предметы, герои, события, заклинания) волшебство добро и зло победа добра над злом троекратный повтор устойчивые выражения устаревшие слова положительные и отрицательные герои Проверка присказка

Стр.28 Цель: познакомиться с содержанием сказки. Цель: выделить признаки сказки. Задание: Заполнить таблицу. Устно доказать свой выбор. Представить результаты одноклассникам. Стр.19, 3.1, 4

Признаки волшебной сказки «Царевич Нихитёр-Немудёр» Признаки волшебной сказки «Царевич Нихитёр-Немудёр» Присказка Зачин Устойчивые выражения Устаревшие слова Волшебные герои Волшебные события Волшебные заклинания Волшебные предметы Число 3 Троекратный повтор Положительные герои Отрицательные герои Победа добра над злом Концовка Присказка Зачин Устойчивые выражения Устаревшие слова Волшебные герои Волшебные события Волшебные заклинания Волшебные предметы Число 3 Троекратный повтор Положительные герои Отрицательные герои Победа добра над злом Концовка

Цель: проанализировать присказки. Стр.19, з.3, 5 Прочитайте присказки. Какую роль они играют в сказке? Можно ли присказки считать самостоятельным произведением? Почему? Выполните задания в рабочей тетради. Сегодня на уроке Познакомились с произведением устного народного творчества. Определили значение присказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр» Определили признаки волшебной сказки.

Домашнее задание Царевич Нехитёр-Немудёр Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка ИЛИ посмотреть фильм-сказку

Номер материала: ДБ-028810

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки» (в соответствии с требованиями ФГОС)

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема урока: «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы работы: беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, кластер

-знакомство с содержанием сказки;

— формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);

— воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества

Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Межпредметные связи: живопись

— предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

— коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

— регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

— познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намёк –

добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

— Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
( Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)

III . Постановка учебной задачи

Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

IV. Создание проблемной ситуации

— Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).

— Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?

V. «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»

— Как надо пересказывать или читать сказку?

(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)


2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова

( Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)

VI. Первичное закрепление

— Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка?

VII. Динамическая пауза. Физкультминутка

VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа

— Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.

I X . Работа с репродукциями

Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

— Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

— Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

X . Составляем кластер (работа в парах).

— Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)

X I. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)

— Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.

— Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?

(Добро победит зло)

— Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?

X II. Домашнее задание

-Найдите ещё «приметы » волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

— Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26) .

— Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки» ( в соответствии с требованиями ФГОС)

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Используются разнообразные формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Основным методическим приёмом является использование технологии проблемного обучения с элементами исследования , что позволяет активно вовлекать учащихся в образовательный процесс. Структура урока позволяет развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить выход из проблемной ситуации.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

  • Малюкова Вера Фёдоровна
  • 31853
  • 18.11.2014

Номер материала: 127798

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте так же:  Адвокат осадчего