Штраф за метрологию

Ответственность за нарушение законодательства РФ об обеспечении единства измерений

Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей

Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ответственность должностных лиц

1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 23 — Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей

Комментируемая статья посвящена ответственности юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей, т.е. субъектов метрологической службы — лиц, организующих и (или) выполняющих работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений (см. комментарий к ст. 2 Закона). Закон 1993 г. об обеспечении единства измерений также содержал отдельную статью (ст. 25), регламентирующую ответственность, но ответственность не только юридических и физических лиц, но и «государственных органов управления Российской Федерации».

В комментируемой статье говорится об ответственности: 1) за нарушения законодательства РФ об обеспечении единства измерений; 2) за необоснованное воспрепятствование осуществлению государственного метрологического надзора; 3) за неисполнение в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений. При этом в части установления ответственности за перечисленные нарушения данная статья отсылает к действующему законодательству РФ. Следует отметить, что это ставит под сомнение необходимость перечисления в комментируемой статье субъектов правонарушений и деяний (действий или бездействия), образующих объективную сторону правонарушений, поскольку составы правонарушений определяются нормами соответствующих отраслей законодательства, устанавливающими ответственность за совершение этих правонарушений (кстати говоря, в ст. 25 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений шла речь об ответственности в общем за нарушения данного Закона).

Традиционно выделяются такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Поскольку дисциплинарная ответственность — это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. ст. 22 и 192 ТрК РФ), останавливаться на рассмотрении данного вида ответственности представляется нецелесообразным, поскольку ее применение является вопросом взаимоотношений работодателя и работника. В этом отношении показательно то, что в ст. 25 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений прямо указано только на уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Непосредственно за нарушения, указанные в комментируемой статье, установлена лишь административная ответственность. В частности, в ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Согласно указанной норме (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ ) нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 10000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.52 КоАП РФ рассматривают дела о таких административных правонарушениях органы стандартизации, метрологии и сертификации. В части 2 данной статьи предусмотрено, что рассматривать дела о таких административных правонарушениях от имени указанных органов вправе: 1) главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместители; 2) главные государственные инспектора субъектов (регионов) РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, их заместители.

В силу положений ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции). В пункте 66 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации уполномочены составлять также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» и 19.7 «Непредставление сведений (информации)» данного Кодекса. Это положение позволяет получить представление об административной ответственности за иные деяния, указанные в комментируемой статье. Как предусмотрено перечисленными нормами:

неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (ч. 1 ст. 19.4);

невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб. (ч. 1 ст. 19.5);

непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 19.6);

непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ ).

Дела о перечисленных административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи. Перечень должностных лиц Ростехрегулирования и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержден Приказом Ростехрегулирования от 17 ноября 2004 г. N 246 .

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона), вопросы, связанные с обеспечением единства измерений, также регулируются Законом о техрегулировании. В частности, в п. 1 ст. 7 названного Закона предусмотрено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие в том числе и единство измерений. С учетом этого уместно упомянуть, что в ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 данного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировке либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. Часть 2 ст. 19.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.6, ч. ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. ст. 20.4, 20.14 данного Кодекса, т.е. реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции, либо необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

УК РФ, в отличие от КоАП РФ, норм, прямо предусматривающих ответственность за деяния, указанные в комментируемой статье, не содержит. В то же время ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» УК РФ (название в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 157-ФЗ ) устанавливает уголовную ответственность за деяния, непосредственно связанные с нарушениями законодательства о техническом регулировании. В частности, за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно за неправомерное использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

О гражданско-правовой ответственности за деяния, указанные в комментируемой статье, можно вести речь в случаях, когда в результате этих деяний личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица причинен вред. Гражданско-правовые обязательства вследствие причинения вреда регламентированы нормами гл. 59 части второй ГК РФ, в п. 1 ст. 1064 которой установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Читайте так же:  Турфирма требования к офису

О гражданско-правовой ответственности говорится и в п. 3 ст. 36 Закона о техрегулировании (в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ): в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, наряду с ГК РФ также дополнительно регулируется положениями ст. ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» . Возмещение вреда потребителям, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг регламентировано нормами как ГК РФ, так и ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» .

Комментарий к статье 24 — Ответственность должностных лиц

1. Часть 1 комментируемой статьи, регламентируя ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций, указывает лишь то, что такие должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства РФ об обеспечении единства измерений в соответствии с законодательством РФ.

В зависимости от вида совершенного противоправного деяния (действий или бездействия) указанные должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (установленной УК РФ), административной ответственности (установленной КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях) или дисциплинарной ответственности (установленной Трудовым кодексом РФ, для государственных гражданских служащих — Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , для отдельных категорий работников — уставами и положениями о дисциплине, установленными федеральными законами).

29.2. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» предусмотрена юридическая ответственность нарушителей метрологических правил и норм. Ст. 20 Закона устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязательные предписания и др.). Ст. 25 предусматривает возможность привлечения нарушителей к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Меры пресечения или предупреждения — это разновидность административных взысканий, их применяют государственные инспекторы Госстандарта. Наряду с этим действует ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающая денежные штрафы или предупреждения в отношении виновных в допущенных нарушениях должностных лиц. Размер штрафа по этой статье определен принятым в 1995 г. новым Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». Закон существенно повышает административную ответственность за нарушение метрологических правил и норм, которые регулируются Кодексом. Нововведения в Кодексе сводятся к следующему.

Принята новая редакция ст. 170 Кодекса «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений», которая

предусматривает ответственность за любые нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. При этом значительно повышен размер налагаемого штрафа, нижний предел которого варьируется в зависимости от допущенного правонарушения от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Так, нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений влекут наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

В отличие от ранее действовавшего порядка, согласно которому государственные инспекторы органов Госстандарта России при выявлении предусмотренных Кодексом административных правонарушений были вправе лишь составлять протоколы о фактах нарушений, а решение о наложении взыскания могло быть принято только административными комиссиями при местных органах исполнительной власти, новым Законом права органов Госстандарта России существенно расширены. Кодекс дополнен новой статьей, предусматривающей, что «органы Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 170 настоящего Кодекса». При этом установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Госстандарта вправе:

• главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;

• главные государственные инспекторы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Новым Законом также расширен круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. В отличие от ранее действовавшего порядка, согласно которому административные взыскания за эти нарушения могли быть возложены лишь на должностных лиц, виновных в допущенном нарушении, в настоящее время предусмотрена возможность привлечения к ответственности также граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Все прочие вопросы, возникающие при возбуждении и рассмотрении дел об административной ответственности за нарушение метрологических правил и норм, по-

прежнему решаются на основе соответствующих статей Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств дела.

Административные взыскания, предусмотренные ст. 170 Кодекса РСФСР, могут применяться государственными инспекторами органов Госстандарта России в комплексе с мерами, установленными на случай нарушения метрологических правил и норм Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» (например, запрет применения непригодных средств измерений с одновременным наложением денежного штрафа на виновное лицо).

Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм юридическим или физическим лицам причинен имущественный или личный ущерб. Причиненный ущерб подлежит возмещению по иску потерпевшего на основании соответствующих актов гражданского законодательства.

К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. К ним могут быть отнесены: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности. Уголовное дело может возбуждаться также по инициативе органов госнадзора Госстандарта РФ при соответствующих результатах проведенных проверок.

Дисциплинарная ответственность за нарушение метрологических правил и норм определяется решением администрации предприятия (организации) на основании Кодекса законов о труде.

Следует отметить, что привлечение к любому из указанных видов ответственности исключает возможность привлечения этих же лиц к другим видам юридической ответственности. Что касается санкций, предусмотренных КЗоТ, Уголовным кодексом РФ и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, то ст. 20 Закона «Об обеспечении единства измерений» предполагает возможность одновременного их использования.

Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм

Органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы применяют юридические санкции, установленные законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного метрологического контроля и надзора. Эти санкции направлены на предупреждение, пресечение и устранение нарушений метрологических правил и норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, а также в целях привлечения к ответственности непосредственных виновников.

Органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы обеспечивают:

  • — своевременное и обоснованное применение к нарушителям метрологических правил и норм юридических санкций, установленных в отношении юридических лиц и граждан;
  • — своевременное представление вышестоящему должностному лицу (органу Государственной метрологической службы) материалов для применения юридических санкций, отнесенных к компетенции этого лица;
  • — контроль за реализацией предписаний и указаний, сделанных как в целях устранения, так и предупреждения нарушений;
  • — своевременное направление материалов в правоохранительные и контрольно-надзорные органы по принадлежности, а также в вышестоящие органы по подчиненности подконтрольного субъекта деятельности;
  • — учет применения юридических санкций, анализ и обобщение практики их применения.

Юридические санкции применяются государственными инспекторами по результатам проверок, проводимых в порядке государственного метрологического контроля и надзора.

Разграничение компетенции по применению установленных санкций между органами Государственной метрологической службы, а также между государственными инспекторами различного уровня осуществляется Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для применения юридических санкций является акт проверки соблюдения метрологических правил и норм, установленных актами законодательства Российской Федерации, подзаконными актами, нормативными документами Госстандарта России, или протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со статьями 234-237 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Применяются следующие виды юридических санкций:

Предписание о запрете выпуска средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу.

Предписание выдается в случаях:

  • — изготовления средств измерений, типы которых не прошли установленные испытания и не утверждены Госстандартом России;
  • — выпуска средств измерений, не соответствующих утвержденному типу;
  • — изготовления средств измерений, типы которых исключены из Государственного реестра средств измерений в связи со снятием их с производства;
  • — изготовления средств измерений без лицензии на право производства данного типа средств измерений;
  • — выпуска средств измерений без их обязательной поверки, а также неисправных.
Читайте так же:  По производственной необходимости образец приказа

Предписание о приостановке (запрете) применения средств измерений неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу или неповеренных.

Предписание выдается в случаях:

  • — выявления применения средств измерений, типы которых не прошли испытания и не утверждены Госстандартом России;
  • — выявления применения средств измерений, не соответствующих утвержденному типу;
  • — выявления применения неповеренных средств измерений или средств измерений, срок поверки которых истек;
  • — отрицательных результатов поверки применяемых средств измерений;
  • — выявления неисправных средств измерений.

Гашение поверительного клейма или аннулирование свидетельства о поверке производится в случаях:

  • — выявления средств измерений, которые дают неправильные показания;
  • — выявления случаев просрочки межповерочных интервалов. Предписание об изъятии из эксплуатации средств измерений, типы

которых не прошли испытания и не утверждены Госстандартом России, не соответствуют утвержденному типу или неповерены.

По решению государственного инспектора допускается также непосредственное изъятие средств измерений из эксплуатации.

Во всех случаях непосредственное изъятие средств измерений в обязательном порядке отмечается в акте проверки.

Представление предложений об аннулировании лицензии на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений или аннулирование лицензии.

Аннулирование лицензии применяется в случаях:

  • — выявления нарушений порядка выдачи и приобретения лицензий;
  • — изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений, осуществляемой с нарушением установленных требований к этим видам деятельности (например, требований к помещениям, условиям содержания средств измерений, их поверке и др.);
  • — выявления нарушений условий лицензирования, в частности, использования лицензии, срок действия которой истек.

Предписание об устранении нарушений в указанный срок.

Предписание может быть выдано при любых нарушениях метрологических правил и норм с установлением сроков, соответствующих характеру и тяжести нарушения.

Наложение административного взыскания в виде штрафа на виновных должностных лиц и граждан в соответствии со статьями /70 и 224 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Материальный ущерб, причиненный юридическому или физическому лицу вследствие нарушения метрологических правил и норм, является основанием для заявления пострадавшим лицом иска в суде в общем порядке.

Административное взыскание в виде штрафа налагается за нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, утверждаемых Госстандартом России. В зависимости от размера налагаемого штрафа предусмотрены три группы нарушений метрологических правил и норм, влекущих административную ответственность.

Штраф в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда налагается за нарушение:

  • — правил поверки средств измерений и применение неповеренных средств измерений;
  • — аттестованных методик выполнения измерений;
  • — требований к состоянию эталонов;
  • — метрологических правил и норм в торговле;
  • — требований к выпуску, продаже, прокату средств измерений, типы которых не утверждены.

Штраф в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда налагается за осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии.

Штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда налагается за неисполнение в срок должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.

Должностные лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут быть привлечены к административной ответственности, установленной статьей 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, если допущенное правонарушение явилось результатом виновного (умышленного или неосторожного) действия либо бездействия этих лиц.

Дела о нарушениях требований нормативных документов Госстандарта России, влекущих административную ответственность по статье 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, рассматривают органы Госстандарта России или от его имени:

  • — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;
  • — главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и единством измерений.

Административное взыскание (штраф) за допущенное нарушение метрологических правил и норм налагается в пределах, установленных статьей 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

При определении размера штрафа учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Ответственность за нарушение метрологических правил.

Ответственность за нарушение метрологических правил и норм установлена в одном из основных документов – Законе РФ от 27 апреля 1993 г. ‹Об обеспечении единства измерения›. В этом Законе заложены правовые основы обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации, регулирования отношений государственных органов управления с физическими и юридическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Действие указанного Закона направлено на гарантированную защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от негативных последствий недостоверных результатов измерений.

Ст. 20 Закона устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязательные предписания и др.).

Ст. 25 предусматривает возможность привлечения нарушителей к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Наряду с этим действует ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающая денежные штрафы или предупреждения в отношении виновных в допущенных нарушениях должностных лиц. При этом значительно повышен размер налагаемого штрафа, нижний предел которого варьируется в зависимости от допущенного правонарушения от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. К ним могут быть отнесены: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности. Уголовное дело может возбуждаться также по инициативе органов госнадзора Госстандарта РФ при соответствующих результатах проведенных проверок.

Дисциплинарная ответственность за нарушение метрологических правил и норм определяется решением администрации предприятия (организации) на основании Кодекса законов о труде.

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

Штраф взыскивается независимо от применения других видов ответственности субъектов хозяйственной деятельности за нарушение стандартов и метрологических правил.

Территориальные органы надзора взыскивают штраф с субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на закрепленной за ними территории.

Если субъект хозяйственной деятельности, выпустивший и поставивший недоброкачественную продукцию, распложен за пределами территории, закрепленной за территориальным органом, выявившим эту продукцию, материалы для взыскания штрафа направляются в территориальный орган госнадзора по месту нахождения этого субъекта хозяйственной деятельности.

Основанием для применения штрафа являются:

· акт проверки соблюдения стандартов и метрологических правил, оформленный в установленном порядке;

· признание предприятием-изготовителем претензий (рекламаций) покупателей (получателей) по качеству продукции;

· вступившее в законную силу решение суда.

К нарушениям требований стандартов, за которые могут быть взысканы штрафы, относятся:

а) передача заказчику либо в производство конструкторской, технологической и проектной документации (в дальнейшем — документации), не соответствующей требованиям стандартов по качеству продукции и технологическим процессам;

б) реализация продукции (в том числе отремонтированной), не соответствующей обязательным требованиям стандартов, а также реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов по комплектности, таре, упаковке и маркировке, если эти нарушения повлекли за собой ухудшение качества продукции.

Фактами, подтверждающими реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, могут быть:

· применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей стандартам;

· отсутствие или неиспользование в период изготовления продукции оборудования для выполнения технологических операций, обеспечивающих ее надлежащее качество, а также отсутствие контрольно-измерительной аппаратуры, необходимой для контроля качества продукции;

· использование непригодных, непроверенных средств измерений, применение неисправной или непригодной технологической оснастки, оборудования и инструментов, а также сырья, материалов, комплектующих изделий, не соответствующих стандартам и исключающих возможность выпуска продукции надлежащего качества;

· несоответствие стандартов предприятий, технических условий и технических описаний требованиям межгосударственных и республиканских стандартов;

в) оказание предприятиями бытового обслуживания населения услуг производственного характера, не отвечающих требованиям стандартов по качеству.

Фактами, подтверждающими оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов, могут быть:

· отсутствие в период оказания услуг оборудования либо расходуемых материалов, химикатов для выполнения технологических операций, обеспечивающих выполнение услуг надлежащего качества;

· применение оборудования, оснастки, сырья, материалов, запасных частей, не соответствующих стандартам и исключающих возможность оказания услуг в соответствии с установленными требованиями;

г) реализация экспортных товаров, не соответствующих по качеству требованиям договоров комиссии или договора поставки, если указанные товары не могут быть использованы по назначению.

Подтверждением несоответствия по качеству экспортных товаров требованиям договора может быть акт проверки контролирующих органов, составленный с участием соответствующих организаций Республики Узбекистан за рубежом либо иностранной компетентной организации, признанные предприятием-изготовителем претензии (рекламации) по качеству товаров иностранных заказчиков и иностранных покупателей.

д) несоблюдение стандартов при транспортировании продукции, повлекшее ухудшение ее качества, порчу или сверхнормативные потери. Эти обстоятельства устанавливаются проверкой продукции и транспортных средств на транспортном предприятии либо у грузополучателя.

Под перевозкой понимается весь процесс от приемки продукции до перевозки транспортным предприятием от грузоотправителя до передачи ее грузополучателю, в том числе погрузка и выгрузка, хранение продукции, если эти операции осуществлялись транспортным предприятием;

е) реализация средств измерений, не прошедших государственных испытаний в соответствии с требованиями, установленными стандартами, в том числе:

· типы, которые не прошли государственные приемочные испытания, не утверждены Агентством «Узстандарт» и не разрешены к серийному выпуску;

· типы, которые исключены из государственного реестра, сняты с производства;

· утвержденного типа, впервые изготовленные предприятием-изготовителем без проведения государственных контрольных испытаний на образцах этой серии;

· средства измерений единичного производства без проведения метрологической аттестации.

С субъектов хозяйственной деятельности за нарушение требований стандартов и метрологических правил, зарегистрировано министерством юстиции Республики Узбекистан 10.11.1994 г. № 112 Положения, взимается штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции.

За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете реализации (поставки, продажи) продукции, оказании услуг с субъектов хозяйственной деятельности взимается штраф в размере 50 % стоимости реализованной продукции (оказанных услуг).

Читайте так же:  Может ли отец получить детские пособия

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Штраф за метрологию

При присоединении к Российской Федерации Республики Крым и г.Севастополя многие индивидуальные предприниматели и юридические лица (в основном это филиалы предприятий с материковой части РФ) предлагают услуги по поверке весов и других средств измерений. При этом они завлекают клиентов невысокой ценой и высокой скоростью выполнения поверки. Естественно, продавцы и владельцы магазинов поддаются на такие заманчивые условия, поверяют свои весы у этих предпринимателей и выставляют их на торговое место.

Однако многие не знают, что существует Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии». В этом документе приводится перечень средств измерений, периодическая поверка которых выполняется исключительно государственными региональными центрами метрологии. В этот перечень, среди прочих, попали такие средства измерений, как весы торговые и гири к весам. Следовательно, для осуществления торговой деятельности, необходимо использовать весы и гири, прошедшие обязательную периодическую поверку в государственном региональном центре метрологии. В г.Севастополе таким региональным центром является ФБУ «Севастопольский ЦСМ», расположенный по адресу ул. 6-я Бастионная, 32 (район площади Восставших).

Периодичность поверки весов и гирь составляет, как правило, 12 месяцев. Весы и гири с истекшим сроком поверки или вовсе не поверенные к применению в торговле не допускаются. На предпринимателей, использующих не поверенные средства, может быть наложен штраф отделом государственного метрологического надзора в области обеспечения единства измерений. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (статья 19.19) сумма штрафа составляет от 20 до 100 тысяч рублей. В нашем городе уже есть неоднократная практика взыскания таких штрафов.

    Также сообщаем, что положительные результаты поверки весов оформляются следующим образом:

  • на весах устанавливается пломба, предотвращающая доступ к узлам регулировки;
  • наносится знак поверки, который представляет собой оттиск клейма или наклейку, нанесенные на весы и (или) на свидетельство о поверке или паспорт (формуляр).
  • Наклейка содержит штрих-код, логотип «РСТ» и поле, в которое поверитель вписывает дату поверки.
  • Оттиск клейма государственного регионального центра метрологии всегда круглый, содержит информацию о месяце и годе проведения поверки, условный шифр центра метрологии в виде двух прописных букв (для ФБУ «Севастопольский ЦСМ» это литеры «КС»).
  • Квадратные и прямоугольные оттиски клейм указывают на то, что поверку проводили индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не имеющие отношение к государственным центрам метрологии. Соответственно, весы с такой периодической поверкой использовать в сфере торговли нельзя.
  • В г. Севастополе уже появились весы с условным шифром «ВФФ» на оттиске клейма. Следовательно, предприниматели сами отвозят свои весы на поверку в частные организации, не подозревая о том, что использовать их на торговом месте нельзя, весы будут считаться не поверенными, а предприниматель однозначно будет оштрафован.

    Исходя из всего вышесказанного, обращаем внимание всех владельцев весов и гирь, использующих их в сфере торговли, что весы должны быть поверены, а периодическую поверку осуществляют только государственные региональные центры метрологии.

    27 ноября 2018 года приказом Росстандарта № 1033-ст утвержден ГОСТ Р 1.18–2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации».

    Стандарт определяет правила доступа заинтересованных пользователей к реестру, что обеспечивает реализацию установленного в законодательстве принципа доступности информации о документах по стандартизации, в том числе ТУ, установленного Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Новый стандарт предназначен для применения как предприятиями — изготовителями, так и любыми заинтересованными сторонами.

    Информация в реестр ТУ будет поступать из банка данных «Продукция России», формируемого ФГУП «Стандартинформ» на основе каталожных листов продукции.

    В соответствии с п. 4.3 ПР 50-718-99 «Правила по стандартизации. Правила заполнения и представления каталожных листов продукции» ФБУ «Севастопольский ЦСМ», как подведомственная организация Росстандарта, осуществляет учетную регистрацию каталожных листов продукции выпускаемой предприятиями города Севастополя формирует базу данных продукции, поддерживает ее в актуальном состоянии, ежемесячно отправляет информацию по зарегистрированным каталожным листам в Банк Данных «Продукция России».

    По вопросам заполнения и регистрации каталожных листов продукции обращаться в сектор стандартизации и информационного обеспечения «Севастопольский ЦСМ» по номеру телефона: +7 (8692) 55-93-80 или по электронной почте: [email protected].
    Почтовый адрес: ФБУ «Севастопольский ЦСМ» г. Севастополь, ул. 6-я Бастионная, д. 32, к. 316.

    Совсем немного времени остается до вступления в силу Федерального закона № 16-ФЗ от 5 февраля 2018 года, согласно которому вводится обязательная классификация гостиниц, т.е. присвоение гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц. Таким образом, скоро все средства размещения должны будут иметь «звездочки» в обязательном порядке.

    В соответствии с Федеральным законом обязательная классификация гостиниц вводится поэтапно в зависимости от количества гостиничных номеров.

    С 1 июля 2019 г. обязательная классификация будет распространяться на средства размещения с номерным фондом более 50 номеров, с 1 января 2020 г. – на гостиницы с номерным фондом более 15 номеров, а затем с 1 января 2021 г. на все средства размещения, которые оказывают гостиничные услуги.

    За предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определённой категории, а также за использование в рекламе, названии гостиницы и деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей указанной в свидетельстве, законом установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от одной сороковой до одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки от реализации всех услуг за календарный год, предшествующий году, за которым было выявлено административное правонарушение.

    Несмотря на то, что отведенный на добровольную классификацию срок подходит к концу, процесс классификации средств размещения в городе Севастополе идет очень медленными темпами, наши отельеры не спешат получать «звездочки» для своих объектов. А ведь для того чтобы получить то или иное количество «звезд» приходится проводить определенные работы, порой дорогостоящие — приводить в соответствие интерьеры и оснащенность номеров, благоустраивать, а при необходимости переоснащать и само средство размещения, вводить дополнительные услуги, обучать персонал и т.д. Да и сам процесс прохождения классификации требует определенного времени. Поэтому назрела необходимость активизации работ по прохождению классификации со стороны средств размещения, времени на «раскачку» уже не остается. Тем более что наличие «звезд» повышает привлекательность объектов, способствует повышению доверия со стороны гостей и, как следствие, увеличения загрузки, что положительно скажется на доходности гостиницы и в целом является хорошим маркетинговым ходом.

    Напоминаем, что классификация средств размещения осуществляется только аккредитованными организациями. В городе Севастополе такой организацией является ФБУ «Севастопольский ЦСМ». В организации работают квалифицированные специалисты, которые имеют многолетний опыт работы в проведении классификации, в частности ими была проведена классификация и присвоена категория «три звезды» таким гостиницам, как «Оптима Севастополь», «Мыс», «Бухта Мечты». Кроме того, специалисты всегда помогут вам оказать бесплатную помощь в прохождении классификации (контактные телефоны: +7-978-906-3003, (8692) 55-90-06, 55-96-99, адрес: ул. 6-ая Бастионная, 32, кааб. 106, 107).

    Также обращаем внимание на то, что для средств размещения, прошедших классификацию до дня вступления в силу вышеуказанного закона, выданное им свидетельство о присвоении определенной категории, будет действительным до окончания срока его действия.

    В продолжение конференции «Новые правила, новые пространства – возможности для предприятий в России и в Евразийском экономическом союзе» в Берлине (февраль 2017 г.) 9 ноября 2018 г. в Минске состоялась конференция «Евразийский экономический союз: значение, достижения, перспективы развития».

    Организаторами ЕАЭС-конференции выступили Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП), Представительство германской экономики в Центральной Азии и Представительство немецкой экономики в Республике Беларусь (ПНЭ). Партнером конференции стала компания SCHNEIDER GROUP.

    Конференция собрала более 200 представителей государственных организаций и бизнеса и стала платформой для обмена мнениями и опытом между ее участниками.

    Особая задача, стоящая перед странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), связана с формированием эффективной системы защиты союзного рынка от опасной продукции, не соответствующей требованиям единых технических регламентов. Об этом заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко на пленарном заседании Международной конференции «Евразийский экономический союз: значение, достижения, перспективы развития» в Минске.

    Министр ЕЭК проинформировал участников конференции о разработке блоком технического регулирования Комиссии проектов ряда международных договоров в этой сфере, включая соглашение о единых принципах и подходах в области государственного контроля, которые учитывают лучшую международную практику.

    «С принятием новых соглашений мы рассчитываем выстроить в ЕАЭС прозрачную и жесткую систему ответственности за безопасность выпускаемой в обращение продукции, – подчеркнул министр ЕЭК. – При этом в качестве промежуточной цели для нас важно не только идентифицировать и устранить с рынка опасную продукцию, но и отменить все недобросовестно выданные документы по оценке соответствия. В этой связи опыт Европейского союза нам будет очень полезен».

    В очередной раз, 20 ноября 2018 года сотрудники Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в городе Севастополе» и.о. директора, кандидат технических наук Наталья Кривенко и начальник отдела поверки и калибровки теплотехнических и физико-химических средств измерений Сергей Арутюнян приняли участие в качестве членов комиссии государственной итоговой аттестации ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по направлениям подготовки магистров специальности «Приборостроение», очно- заочной формы обучения. Двумя студентами были представлены работы по темам «Анализ влияния преобразователей на характеристику их функционирования» и «Повышение точности измерения отклонения от плоскостности пластин за счет оптимизации параметров индуктивного преобразователя». По итогам выпускных квалификационных работ — магистерских диссертаций присвоена квалификация – магистр.

    Между ФБУ «Севастопольский ЦСМ» и ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» заключен договор о проведении практики обучающихся до 31.12.2020 г. Студенты университета ежегодно проходят производственную и преддипломную практику по направлениям подготовки «Приборостроение», «Стандартизация и метрология».

    +7 (8692) 55-90-01

    299008 г. Севастополь, улица 6-я Бастионная, 32

    Задать вопрос