Штраф контролируемые сделки

Содержание:

Чем грозит неподача уведомления?

В соответствии со ст. 105.16 Налогового Кодекса РФ (НК) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Подача уведомления является обязанностью налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о предоставлении документации. Документация должна быть представлена в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

  • Штраф за неподачу уведомления или недостоверные сведения в нем.
    Если уведомление не предоставлено или предоставлено с нарушением сроков, а также содержит недостоверные сведения, согласно ст. 129.4 НК, налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 5000 рублей.
  • Налоговые доначисления.
    Согласно статье 129.3 НК, неуплата или неполная уплата налогов, связанная с некорректным применением законодательства в области трансфертного ценообразования, влечет за собой ответственность. Так, при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2016 гг. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога; при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начиная с 2017 года — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. рублей. Налоги, в отношении которых могут быть применены доначисления, следующие:
    • Налог на прибыль;
    • НДС;
    • НДПИ;
    • НДФЛ (для физических лиц).

Налоговые органы вправе проводить проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Такая проверка проводится:

  • на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком;
  • на основании извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком;
  • при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При этом в случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев.

Контролируемые сделки 2018: критерии, штрафы

Трансфертное ценообразование возникает при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. В силу состояния взаимозависимости такие компании могут устанавливать цены отличные от рыночных (т.е. тех, которые устанавливаются между независимыми компаниями). В настоящей статье мы рассмотрим, какие сделки признаются контролируемыми в 2018 году и на какие моменты важно обратить внимание организациям, совершающим такие сделки.

Контролируемые сделки: законодательная база

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательство.

Среди международных документов выделим:

  • Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010)
  • Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами.
  2. Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.

В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2018 году и сделках, приравненных к ним.

Критерии контролируемых сделок 2018 года, совершенных между взаимозависимыми лицами

Сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если присутствует хотя бы один из приведённых ниже критериев:

  1. Сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. Обращаем ваше внимание на то, что в данном положении имеется в виду сумма доходов по сделкам с одним лицом за календарный год;
  2. Хотя бы одна из сторон сделки применяет специальные налоговые режимы: ЕСХН или ЕНВД, и хотя бы одна сторона сделки не применяет указанные специальные налоговые режимы. Сделки признаются контролируемыми в 2018 году, если доходы по таким сделкам за календарный год превышают 100 млн. руб.;
  3. Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, при условии, что предметом сделки является добытое полезное ископаемое, являющееся объектом обложения, соответствующим НДПИ;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет налоговую ставку 0 процентов, а другая сторона нет;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет
  6. Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.

Для вышеуказанных сделок (пункт 3 — 6) установлена пороговая сумма дохода, при которой сделки признаются контролируемыми, в размере 60 млн. рублей.

Кроме того, отдельно следует выделить внешнеэкономические контролируемые сделки, т.е. контролируемые сделки с нерезидентом РФ (иностранной организацией). Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год

Контролируемые сделки в 2018 году, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников. Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (при условии, что товары входят в следующие группы: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни). Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых Минфином России в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (т.е. является оффшором).
Читайте так же:  Пакет первичных документов

Ниже приведём таблицу, в которой обобщим критерии контролируемых сделок 2018.

Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

Какие сделки не признаются контролируемыми в 2018 году

Налоговый кодекс РФ также устанавливает исключения из состава контролируемых сделок Полный перечень таких сделок приведен в п.4 ст.105.14 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • Сделки между участниками одной консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок, совершенных налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • Сделки, совершенные лицами, которые удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица, не имеют обособленного подразделения на территории других субъектов РФ, и за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.
  • Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  • Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • Сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  • Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Эту позицию подчеркнул Президиум Верховного суда РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации от 16.02.2017 (далее — Обзор от 16.02.2017).

Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

В Российской Федерации действует основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки». Согласно принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям таким образом, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Универсального метода определения рыночной цены не существует. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным). Для его применения необходимо наличие на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки, а также наличие необходимого количества информации о такой сделке;
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

При выборе метода необходимо, во-первых, понимать суть контролируемой сделки (функции сторон сделки, используемые активы, принимаемые риски). При анализе сделки необходимо руководствоваться ст. 105.5 НК РФ, ст. 105.6 НК РФ. Во-вторых, необходимо сопоставить условия сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике. При этом перечень таких источников является открытым, что дает преимущество налогоплательщику при подготовке обоснования цены сделки.

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик совершает контролируемую сделку у него возникает обязанность подать уведомление о контролируемых сделках. Перечень обязательных сведений, отражаемых в уведомлении, включает четыре блока (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): календарный год, к которому относится уведомление; предметы сделок; сведения об их участниках; сумма полученных по сделкам доходов или произведенных расходов. Для сделок, совершенных в 2017 году срок подачи такого уведомления истечет 20 мая 2018 года. Уведомление может быть представлено на бумажном носителе, либо в электронном виде. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected] Подается уведомление в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (а крупнейшим налогоплательщиком — в инспекцию по месту их учета). В течение десяти дней оно направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

За непредставление уведомления или за отражение в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности на основании ст.129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

В Обзоре от 16.02.2017 Президиум Верховного Суда РФ указал, что решение вопроса о привлечении организации к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках входит в компетенцию той налоговой инспекции, в которую оно должно было быть представлено (а не ФНС России). Также Президиум отметил, что размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, не зависит от числа сделок, которые должны быть в нем указаны.

Кроме того, Президиум Верховного суда РФ уточнил применение нормы о привлечении налогоплательщика к ответственности за отражение в уведомлении недостоверных данных. Суд указал, что данное обстоятельство может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки и, в первую очередь, её предмета. В ином случае оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности не возникает.

Обращаем Ваше внимание, что если налогоплательщик подаст уточненное уведомление до момента, когда налоговый орган выявит ошибку в предыдущем, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить у компании документацию по контролируемым сделкам. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам налоговый орган может составить за 3 года. Запрошенную документацию налогоплательщик должен представить в течение 30 дней.

При этом представление налогоплательщиком в налоговый орган документациии, обосновывающей рыночный уровень цен, позволяет освободиться от ответственности за применение нерыночных цен.

В настоящей статье мы осветили базовые аспекты регулирования контролируемых сделок в 2018 году.

Контролируемые сделки: «сдаться» сразу или подождать?

Закон о трансфертном ценообразовании №227-ФЗ действует в России четвертый год. Первые результаты проверок ФНС еще не появились, но уже ясно, что круг проверяемых в скором времени значительно расширится. Как вести себя, если вы неожиданно получили от налоговой инспекции требование отчитаться по контролируемым сделкам? Об этом корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказывает директор департамента аудита и МСФО группы компаний АКИГ Максим Скороходов.

Вы должны, но пока об этом не знаете

Изначально законодатель декларировал, что контроль трансфертного ценообразования в рамках специального закона станет уделом крупных холдингов, перераспределяющих прибыль путем применения «специальных» цен при передаче товаров внутри группы. На средний, а тем более мелкий взаимозависимый бизнес подобный целенаправленный контроль распространять не планировалось. Ранее на местах инспекторы ФНС, конечно, проверяли небольшие компании в рамках статьи 40, но подготавливать специфическую отчетность их никто не обязывал. Сейчас, похоже, ситуация стремительно меняется.

По данным ФНС, за 2013 год по трансфертным сделкам отчиталось около 6000 налогоплательщиков. Но компаний, которые пока просто не знают, что тоже должны сдавать уведомления по контролируемым сделкам, существенно больше. В «группу риска» входят импортеры, даже сравнительно небольшие, а также российские взаимозависимые компании, сделки между которыми формально не подпадают под действие 227-ФЗ (превышение суммы в 1 млрд. руб. или иные специфические параметры, оговоренные в законе).

В чем же причина такой коллизии?

Импортер? Под колпак!

Так как же себя вести главбуху — получателю подобного требования? Прежде всего, этот главбух должен проконсультироваться с генеральным директором. Они оба должны представлять реальную картину – есть ли у фирмы хоть какая-то аффилированность с иностранным контрагентом. Самый простой случай – это когда зарубежный производитель регистрирует в России «дочку», тут все ясно. Но связи могут быть совсем неочевидными, тем не менее, для налоговой (по закону) вполне достаточными. К примеру, гендиректор вашего, чисто российского юрлица, входит в совет директоров зарубежной компании, имеющей отношение к вашим сделкам. Еще раз подчеркнем – речь не идет только об оффшорах, предметом интереса налоговиков становятся сделки с резидентами любых иностранных юрисдикций.

Так вот: уверены на 100%, что аффилированности нет, ни косвенной через цепочку, ни через органы управления — так и отвечайте на требование налоговой. Мол, взаимозависимости нет, по закону подавать уведомление не обязаны. Дальше дело налоговой – проверять ли истинность ваших слов. Современные средства позволяют им это сделать.

Читайте так же:  Загранпаспорт пермь срочно оформить

В свою очередь, если аффилированность присутствует, то у вас есть выбор – соглашаться отправлять уведомления о контролируемых сделках добровольно или ждать, когда до вас, что называется, доберутся. За неподачу уведомления, если вы обязаны были это делать, штраф небольшой – всего 5000 рублей. Гораздо более весомы штрафы в процентах от доначисленных налогов: до 2016 года 20% от суммы налога, не уплаченного в связи с неподачей уведомления, с 2016 — 40%.

Но самый главный вопрос здесь, пожалуй, заключается не в том, какой штраф вам может угрожать, а в том, кто будет заниматься его начислением. Закончим сначала с кругом «новых предметов интереса» ФНС, а потом осветим этот вопрос.

Российские взаимозависимые? Лучше отчитайтесь сами

А как быть взаимозависимым лицам, чьи сделки меньше миллиарда, и не имеют остальных описанных признаков? Вроде бы в НК напрямую не прописано, что по ним нужно подавать уведомления.

Но отсутствие обязанности подавать уведомление, не означает, что ваши сделки нельзя проверить – именно так, особенно при нынешней потребности в наполнении бюджета, считает налоговая служба. В 2012 году вышли несколько писем Минфина, а потом и ФНС, в которых четко написано, что в отношении таких организаций уровень цен будет проверяться с применением положений раздела НК о трансфертном ценообразовании. Только заниматься этим будет не специально созданное Управление трансфертного образования, относящееся к центральному аппарату службы, а обычное территориальное подразделение ФНС.

Можно ли сопротивляться таким требованиям? Теоретически да. Если территориальная налоговая, требуя уведомления, сошлется только на эти письма, то в суде налогоплательщик все достаточно легко оспорит. Потому что письма Минфина сами по себе не могут создавать новых правовых норм. Но тут все зависит от поведения территориальной инспекции. В2013-2014 годах президиум ВАС выпустил несколько прецедентных постановлений касательно взаимозависимых компаний со сделками ниже установленного в законе порога. И в них фигурировало понятие «необоснованной налоговой выгоды».

То есть если налоговая инспекция пойдет дальше и докажет, что операции между такими компаниями (например, производственным предприятием и его торговым домом) не имели никаких целей, кроме получения экономии по налогам, она доначислит эти налоги.

И вот тут пора вернуться к вопросу – подавать ли уведомление добровольно. Подача уведомления – это, конечно, как чистосердечное признание в том, что ваc следует контролировать. Но это палка о двух концах. С одной стороны, вы добровольно записываетесь в «лист ожидания» на проверку, с другой стороны – вы в этом плане уже не подведомственны территориальному органу ФНС, вами будет заниматься уже упомянутое Управление трансфертного образования.

По слухам, управление это приступило к проверкам лишь полгода назад, результатов пока никаких нет, до судов дело, соответственно, не доходило. То есть пока совершенно непонятно, по каким методикам они работают на практике. Но в любом случае, штат сотрудников у них ограничен, и заниматься они сначала будут наиболее крупными налогоплательщиками.

Есть и еще одно важное обстоятельство. Если вы аффилированная компания, налоговики все равно со временем придут вас проверять. Глубина такой проверки – три года. Восстановить всю документацию, обосновывающую, почему цена поставки своему торговому дому на 30% ниже, чем остальным контрагентам, практически невозможно. И инспекция в случае превышения коридора цен доначислит вам налоги.

Для компаний, подпадающих под контроль трансфертного ценообразования, предусмотрена так называемая симметричная корректировка: одному контрагенту (в нашем примере – производителю) налог доначислили, другому (торговому дому) – наоборот, убрали. Но если налоговики проверяют вас по своей инициативе, а не в результате подачи уведомления, то симметричная корректировка вам не положена. Второму контрагенту налоги, доначисленные первому, не уберут. Оспорить это можно (есть соответствующие решения ВАС), но не иначе как через суд. А гайки в арбитражах сейчас закручиваются.

Заготовьте объяснения

Можно спросить: а если документами все равно надо запасаться, какой смысл спешить с подачей уведомления? Есть нюансы. Если вы его подали, то когда к вам придет с проверкой ваша территориальная налоговая, вы скажете: вот, смотрите все мои торговые операции, а между мной и торговым домом — не смотрите. Вы не имеете права их смотреть, я подал уведомление. И оно пошло в подведомственность соответствующего центрального управления. А там уж когда они до вас доберутся, после всех олигархов. Но если местная налоговая найдет нарушения и подаст сигнал в управление сама, то им придется обратить на вас внимание, что называется, вне очереди.

Хотя закон о трансфертном ценообразовании действует с 2012 года, реально подавать уведомления организации начали лишь в 2013-м. В конце 2014 года, как мы уже сказали, начались проверки. Ждем их первых результатов. Позиция судов, в свою очередь, станет понятной не раньше конца 2015 года.

Но пока что ясно, что в круг интересов ФНС входят не только компании, подпадающие под стоимостные критерии, но и вообще все взаимозависимые налогоплательщики. С другой стороны, если вся «мелочевка», занимающаяся ВЭД, будет подавать эти уведомления, управление трансфертного ценообразования будет просто завалено, они не смогут обработать такое количество документов. В куче, конечно, затеряться легче, но это не нужно ни самим компаниям, ни ФНС. Пожалуй, стоило бы установить нижний порог для внешнеторговых сделок, не имеющих отношение к оффшорам.

Тонкости контролируемых сделок

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

налога на прибыль организаций.

Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

Методы определения доходов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

метод сопоставимых рыночных цен;

метод цены последующей реализации;

метод сопоставимой рентабельности;

метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Штрафные санкции

Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

Читайте так же:  Пособие на третьего ребенка в 2018 в оренбурге

в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Что указывается в уведомлении

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контролируемые сделки

Календарь бухгалтера 2018: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января

СЗВ-М за ноябрь 2018: сроки сдачи, штрафы, форма, образец заполнения. Новые правила с 1 октября

Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице

Страховые взносы 2018: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2 квартал / полугодие, сроки сдачи и др.

Форма 4-ФСС за 9 месяцев/ 3 квартал 2018 — что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, штрафы, сдача «нулевки»

Страховые взносы в налоговую инспекцию в 2018 году — как сдать расчет? Сроки сдачи, виды отчетов, штрафы, КБК

Расчет 6-НДФЛ 2018: новая форма за 3 квартал / 9 месяцев 2018, заполнение, сроки сдачи, штрафы

Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2018 году

Контролируемые сделки — это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами

Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти
  • черные металлы
  • цветные металлы
  • минеральные удобрения
  • драгоценные металлы и драгоценные камни

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем — срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках — когда будет?

В настоящее время ФНС России разработан проект приказа о внесении изменений в форму и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (ID проекта 02/08/04-17/00063938). Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2018 года (Письмо ФНС России от 22.03.2018 N ЕД-4-13/[email protected]).

Таким образом, чтобы отчитаться о контролируемых сделках за 2017 год необходимо воспользоваться ранее действовавшей формой (КНД 1110025), утвержденной приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]. Приказ утверждает также формат отчета в электронном виде и порядок заполнения формы.

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Скачать бланк формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Скачать образец заполнения формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу СБИС Электронная отчетность и отправьте в налоговую инспекцию!

ВАЖНО! Письмо ФНС России от 22.03.2018 N ЕД-4-13/[email protected] утверждает, что в уведомлении о контролируемых сделках за 2017 год необходимо использовать классификаторы ОКВЭД2 и ОКПД2.

При отражении сведений на основании классификатора ОКПД2 (пункт 043 Раздела 1Б Уведомления) следует указывать первые шесть цифр кода (без разделения точками) в соответствии с видом продукции. Например, сталь нелегированную в слитках или в прочих первичных формах (код 24.10.21.110) надо указать так: 241021.

В случае, если указываемый на основании классификатора ОКПД2 код имеет менее шести знаков, свободные знакоместа справа от значения кода заполняются значением «0» (ноль) без разделения точками в соответствии с классом, подклассом, группой и подгруппой продукции. Например, продукты из железа и стали основные (код 24.10.1) обозначать требуется следующим образом: 241010.

Штрафы

За нарушение срока сдачи уведомления о контролируемых сделках или предоставления недостоверных сведений организации грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.