Прогрессивный земельный налог

Уплата земельного налога в случае раздела земельного участка на несколько новых участков

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Комментарий к письму Минфина России от 16.02.2018 № 03-05-04-02/9667.

В Письме Минфина России от 16.02.2018 № 03-05-04-02/9667 рассматривается вопрос уплаты земельного налога в случае раздела земельного участка на несколько новых участков. По мнению автора вопроса (организации), земельный налог в этом случае уплачивается дважды. Но Минфин придерживается противоположной позиции, с которой нельзя не согласиться: при соблюдении организацией норм гл. 31 «Земельный налог» НК РФ двойного налогообложения одного и того же земельного участка не возникает.

Важным моментом при исчислении земельного налога является возникновение обязанности по его уплате: финансисты уточняют, что основанием для взимания земельного налога признается наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок, а непосредственно данная обязанность возникает с момента регистрации права на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Одновременно земельному участку присваивается кадастровый номер.

Такого мнения финансисты придерживаются последовательно, тем более что оно полностью соответствует действующему законодательству (Письмо от 07.12.2012 № 03-05-05-02/120). Следовательно, прекращение обязанности по уплате земельного налога связано с прекращением на него права собственности, внесения записи в ЕГРН.

Рассмотрим уплату земельного налога при разделении участка на примере, тем более что все необходимые нормы приведены в комментируемом письме. Добавим лишь, что если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный, а если после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения указанного права не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ).

И наоборот, если право собственности прекращено до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц прекращения указанного права не учитывается, а если после 15-го числа соответствующего месяца, то этот месяц учитывается полностью.

Пример

Организации на праве собственности принадлежит земельный участок № 1, который в 2018 году был разделен на два участка № 2 и № 3 (данные приведены в таблице, цифры условные). Льгот по уплате земельного налога нет. Налоговая ставка – 1,5%. Как рассчитать земельный налог и какие особенности надо учесть при заполнении декларации по земельному налогу в данном случае?

Земельный налог в 2013-2014 годах: что изменилось?

Изменения законодательства в сфере налога на землю в прошедшем 2013 и текущем 2014 г. следуют двум основным тенденциям. Во-первых, это неприятная для налогоплательщика привычка властей подвергать земли Московской области кадастровой переоценке каждый год. Во-вторых, смещение льгот по земельному налогу для физических лиц на уровень местного самоуправления.

Повышение земельного налога за счет кадастровой переоценки

Законодательство разрешает проводить кадастровую оценку не реже, чем в 5 лет. Минимального предела не предусмотрено. Во многих регионах ее проводят в среднем раз в три года (все же это очень затратное мероприятие, тяжелое для бюджета).

Но Подмосковная администрация, во владениях которой рыночные цены на землю растут месяц от месяца, справедливо считает, что повышение налога за счет кадастровой переоценки будет прибыльнее, чем экономия на кадастровой оценке на землю или введение нового налога.

И в 2012, и 2013 г. проводилась кадастровая оценка, результаты которой были утверждены в установленном порядке. И каждый раз кадастровая стоимость земель в Подмосковье делалась выше. Это повлекло за собою серьезное повышение налога на землю в 2013 г. Такая же тенденция наблюдается с налогом на землю и в 2014. Для отдельно взятых участков в Ногинском, Раменском, Одинцовском районах есть случаи увеличения налога в 10 раз (с 2-х до 20 тыс. руб., с 5-и — до 53 тыс. руб.).

Вместе с тем, размер налоговой ставки, устанавливаемой органами местного самоуправления, практически не повышался (есть случаи как повышения, так и снижения ставок). В этом плане в 2014 г. общими правилами для всего Подмосковья являются:

• повышение налоговой ставки с 0,3 до 1,5 % на земли сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства, которые не используются согласно их назначению и виду разрешенного использования;

• установление одинаковой ставки для земель под ИЖС и под личное подсобное хозяйство.

Однако с тотальным повышением земельного налога можно бороться. Существует детально регламентированный законодательством способ уменьшения земельного налога: снизить кадастровую стоимость. Он доступен, если реальная рыночная цена участка ниже кадастровой.

Сначала необходимо получить отчет о рыночной оценке земельного участка, причем обязательно на дату проведения кадастровой оценки. Рыночная оценка осуществляется специализированной организацией, входящей в СРО оценщиков. Затем само СРО делает заключение об отчете оценщика.

К этим документам (отчету и заключению СРО) прилагается кадастровый план участка и заверенная нотариусом копия свидетельства на участок, выданного регистрационной службой. Если право возникло до 1998 – 1999 годов, до введения регистрации, необходимо приложить нотариальную копию другого документа. Договор, по которому Вы покупали дачу или свидетельство о праве на наследство как раз подойдут.

Таким образом подготовленный комплект документов вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости направляется в Росреестр. Бланк заявления можно найти на официальном сайте Росреестра или его подразделения – кадастровой палаты.

Специальная комиссия при Росреестре рассматривает заявления (на рассмотрение приглашают заявителей) и выносит решение о приведении кадастровой стоимости участка в соответствие с рыночной.

Необходимо отметить, что рассмотрение это носит формальный характер: невыполнение любого мелкого требования к документам может стать причиной отказа. Например, есть два вида документов, содержащих кадастровые сведения о земле: план и выписка. С первого взгляда они очень похожи. Но представление кадастровой выписки на участок вместо предусмотренного законодательством кадастрового плана – повод к отказу в снижении кадастровой стоимости.

Необходимо помнить, что обратиться за изменением кадастровой стоимости можно только в течении полугода с момента кадастровой оценки. Сама же стоимость меняется с момента принятия решения: то есть до даты решения Росреестра, которым уменьшена кадастровая стоимость вашего участка, налог будет начисляться на первоначальную, завышенную стоимость.

Льготы по земельному налогу

Если ранее Правительство Московской области само уделяло много внимания льготам по налогу на землю в специализированном законе, то в последних его редакциях 2013, 2014 годов льготы по земельному налогу предоставляются только лицам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. Размер льготы определяется уровнем проекта.

Так, инвестор, который реализует «стратегический инвестиционный проект» на первый налоговый период освобождается от налогов, со второго по пятый периоды платит налог по ставке 0,5 %, с пятого по восьмой налоговый период – 1,5 %.

Однако гражданам не следует отчаиваться: теперь льготы по налогу на землю физических лиц зачастую предусматриваются местными нормативными актами.

Например, в городе Голицыно Одинцовского района полностью освободили от налогов ветеранов, инвалидов, граждан, пострадавших на чернобыльской аварии, почетных граждан города, лиц перенесших лучевую болезнь. Льготой в размере 50 % от налога здесь пользуются супруги, вдвоем работающие в бюджетных организациях, финансируемых районом или городом. В 25 % — супруги, работающие в любых бюджетных организациях.

Город Королев предоставил 50-процентную льготу пенсионерам, владеющим участком не более 1200 кв.м.

Необходимо учитывать, что применение льгот носит заявительный характер. То есть без заявления налогоплательщика с приложением подтверждающих право на льготу документов, инспекция рассчитает налог даже льготнику по общим правилам.

Поэтому разберитесь, какие льготы по земельному налогу существуют по месту нахождения Вашего земельного участка. Подобную информацию можно найти на сайте муниципального образования или официально (письмом, сданным через приемную или переданным по почте) запросить в территориальной инспекции либо местной администрации.

Земельный налог

Налогообложение земельных участков: расчет суммы налога , льготы , стоимость « дачной» земли , процедура регистрации прав собственности на участок.

Собственник имущества, получая права владения, пользования и распоряжения им, приобретает и некоторые обязанности. Одной из них является обязанность платить налоги.

Покупая дачный участок, будьте готовы к тому, что придется внести определенную сумму в бюджет государства.

Земельный налог установлен Налоговым кодексом РФ. Налогом облагаются находящиеся у граждан земельные участки и их части, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок). Назначение земли не имеет принципиального значения — налогом облагается и земля, используемая дачниками для садоводства-огородничества, а также фермерскими хозяйствами, и та, на которой стоят многоквартирные дома.

Интерпресс/ PhotoXpress.Ru Платить земельный налог должны организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами либо землепользователями. Земельный кодекс РФ расшифровывает эти понятия. Землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Они, например, могут возводить на участке здания и сооружения. Однако ни землевладельцы, ни землепользователи распоряжаться землей не могут. Собственники земли — лица, которые имеют право и пользоваться, и распоряжаться землей: продавать, дарить ее либо оставлять в качестве наследства.

Читайте так же:  Шифт 2 требования

По общему правилу землевладелец уплачивает налог на землю самостоятельно, причем после того, как налоговая инспекция присылает уведомление, где указаны сумма налога и срок оплаты. Поэтому помощь председателя дачного кооператива вам не понадобится — если, конечно, ваш земельный участок оформлен в собственность.

Сумму земельного налога рассчитывают, исходя из площади земельного участка (налоговой базы). Учтите, что в облагаемую налогом площадь земельного участка включается земля, занятая строениями и сооружениями различного рода.

Сумма налога = площадь земельного участка в м 2 кадастровая стоимость 1 м 2 земли ставка налога (площадь участка в сотках надо разделить на 100).

Ставки земельного налога устанавливают в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Поскольку земельный налог относится к числу местных, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены только его максимально возможные, предельные, ставки. Поэтому для того, чтобы узнать ставку налога, действующего на территории, где расположен ваш участок, следует обратиться к местному законодательству. Проще всего это сделать, позвонив в налоговую инспекцию по месту жительства или изучив информацию, которая находится на сайте налоговой инспекции вашего района.

Предельные ставки, закрепленные в ст. 394 НК РФ, составляют:
0,3 % от кадастровой стоимости — для участка сельскохозяйственного назначения; занятого жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленного для жилищного строительства; а также выделенного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
1,5 % от кадастровой стоимости — для прочих земельных участков. В Москве установлены следующие ставки налога: 0,1 % — для земли, занятой жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленной для жилищного строительства; 0,3 % — для земель сельскохозяйственного назначения и земель, выделенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5 % — для всех остальных земель. Ставка земельного налога одинакова во многих российских регионах. Аналогично с Москвой решен вопрос со ставками налога на землю, например, в некоторых районах Калининградской, Калужской областей. В других регионах размер ставки сокращают — так, в с. Романовка Белгородской области ставка налога составляет 0,225 %.

Органы местного самоуправления могут повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза. Одна из причин повышения ставки — благоприятные условия размещения земельных участков. Кроме того, налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества на селе. Увеличивается ставка налога и в том случае, если вы длительно не используете свой земельный участок либо используете его не по целевому назначению (в этом случае ставка удваивается).

Налоговая база — характеристика объекта налогообложения, служащая основой для определения размера налога.

Налоговая декларация — документ установленной формы, подаваемый налогоплательщиком, в котором отражаются все необходимые для налогообложения сведения.

Налоговое уведомление — содержащий расчет суммы налога и порядок его уплаты документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику.

Налоговые льготы — различные преимущества, предоставляемые государством или в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, или в отношении некоторых групп доходов.

Налогоплательщик — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить установленные Налоговым кодексом РФ налоги и сборы.

Налоговый период — временной промежуток, за который формируется налоговая база и за который платится налог.

Объект налогообложения — юридический факт, являющийся основанием для взимания налога. Порядок уплаты налога — способ уплаты налога налогоплательщиком. Налог можно заплатить самостоятельно либо поручить это налоговому агенту или налоговому менеджеру.

Срок уплаты налога — время, в течение которого налогоплательщик должен исполнить свою обязанность по внесению суммы обязательного платежа в бюджет государства.

Ставка налога — размер налога с единицы объекта налогообложения. Может быть плоской (одинаковой для всех объектов), прогрессивной (увеличиваться с ростом объекта налогообложения) или регрессивной (уменьшаться с ростом объекта налогообложения).

Льготы и порядок уплаты

Интерпресс/ PhotoXpress.Ru Налоговые льготы в основном распространяются на собственников земли — юридических лиц (например, освобождаются от уплаты земельного налога организации инвалидов). Кроме того, поскольку земельный налог отнесен к числу местных, дополнительные льготы могут быть установлены местными органами власти.

У нас сложилась практика уплаты налога председателями дачных кооперативов. Это удобно для тех землевладельцев, чье право собственности на участок не закреплено документально. В таком случае сумма налога рассчитывалась на площадь, занимаемую всем садовым товариществом в целом. Однако опыт подсказывает, что сумма налога, которую уплачивает каждый дачник, во многом зависит от порядочности председателя кооператива, ведь каждый из них берет «плату» за исполнение обязанностей налогового агента. Именно поэтому вам выгоднее будет оформить право собственности и платить земельный налог самостоятельно (то же самое, к слову, касается и владельцев гаражей или гаражных боксов в гаражных кооперативах).

Специалисты налоговой инспекции сами рассчитают сумму налога, подлежащую уплате, и направят вам налоговое уведомление не позднее 1 августа. Обычно налог уплачивают равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября, но органы власти иногда меняют сроки с учетом местных условий. Вы можете заплатить налог по предложенной вам схеме, то есть двумя платежами, или досрочно — одним платежом.

Что будет, если вы не заплатите земельный налог? В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях вас оштрафуют на сумму в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если же вы запоздаете с уплатой налога, то на его сумму будут начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый пропущенный день.

Для того чтобы точно определить, каков размер налога на ваш земельный участок, нужно знать его кадастровую цену. До 1 января 2006 г. для расчета суммы налога использовали нормативную цену участка, то есть денежное выражение потенциального дохода от такого участка за расчетный срок окупаемости. Теперь для установления суммы налога, подлежащего уплате, используется кадастровая стоимость. Кадастровую стоимость определяет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Чтобы узнать ее, достаточно обратиться в районный отдел агентства, имея при себе документ о праве собственности на землю (о них речь пойдет немного позже) и кадастровый план участка.

Кадастровый план нужен для того, чтобы определить категорию земли, ее местоположение, размеры участка. Кроме того, если на земельном участке есть какие-либо строения, они также будут отражены в кадастровом плане. План содержит географические координаты участка, обязательное описание его границ, наложенные на него ограничения (сервитуты) и показатели состояния плодородия почвы. Его выдает орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для плана разработана особая форма.

Чтобы получить кадастровый план, необходимо будет провести межевание — определить границы вашего участка. Этим занимаются местные кадастровые и землеустро- ительные организации. Специалистам понадобятся документ, подтверждающий право собственности на землю, и декларация на постройки, которые расположены на участке (форму декларации вам подскажут эксперты либо с ней можно ознакомиться на сайте Федерального агентства кадастра).

Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается, а сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке (выписки из кадастра) предоставляются по месту учета данного земельного участка владельцам участка или уполномоченным ими лицам бесплатно (Федеральный закон N 28-ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре»).

Кадастровая стоимость «дачной» земли (в отличие от рыночной) невелика: например, земля в довольно недешевых подмос-ковных Химках стоит 957,87 руб. за 1 м 2 . Так что пугаться размеров налога не стоит: даже самая дорогая земля Московской области — участки, расположенные по Рублево-Успенскому направлению, оценивается не больше чем в 2200 руб. за 1 м 2 .

Если же у вас нет времени лично обратиться в налоговую инспекцию, вы можете уточнить кадастровую стоимость земли самостоятельно — по специальной кадастровой интерактивной карте на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости: www.kadastr.ru

Оформляем участок в собственность

Фото В. Ковалева Возможно, вы еще не оформляли документально право собственности на участок. Если вы приобрели участок или владели либо пользовались им до 31 октября 2001 г., то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ, то спешим вас обрадовать — 1 сентября 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Теперь для того, чтобы получить свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, нужно затратить существенно меньше усилий, чем раньше. Процедура регистрации упрощена — вам понадобится правоустанавливающий документ на земельный участок; его кадастровый план; собственноручно написанное заявление о государственной регистрации права собственности; паспорт заявителя или нотариально заверенная доверенность на совершение регистрационной процедуры от имени заявителя (нужны будут и оригиналы, и копии документов) и документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия).

Читайте так же:  Стаж педагогической работы в рф

Парламентарии предлагают заменить три налога: на имущество организаций, на землю и на имущество физических лиц — новым единым налогом (точного названия у него пока нет). Это должно упростить налогообложение, поскольку будут созданы база данных объектов недвижимости и единый реестр недвижимого имущества. Эксперимент, проведенный в Твери и Нижнем Новгороде, подтвердил эффективность реформы налогообложения

Правоустанавливающие документы могут быть разными, в зависимости от того, каким образом приобретен участок. Если вы купили землю недавно, роль правоустанавливающего документа сыграет договор купли-продажи. Участок был подарен или получен по завещанию — понадобятся соответственно договор дарения или завещание. Однако, возможно, у вас нет таких документов. И в этом случае вы тоже можете оформить право собственности. Если участок был выделен организацией, где вы работали или работаете, вам понадобится акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти либо органом местного самоуправления, функционирующим на той территории, где расположен участок. И поскольку до 1 марта 2010 г. действует упрощенный порядок регистрации, в качестве правоустанавливающего можно использовать любой другой документ, устанавливающий или удостоверяющий ваше право собственности (или пожизненного наследуемого владения, или постоянного бессрочного пользования) на земельный участок.

Собранные документы вам надо представить в органы Росрегистрации по месту нахождения земельного участка.

Лучше меньше: в Госдуме предложили ввести прогрессивный налог на землю

Налог на землю не повысится, однако может появиться прогрессивная шкала налогообложения. Об этом RT рассказали в аграрном комитете Госдумы. Сейчас Налоговый кодекс определяет предельную ставку на землю в 0,3% от кадастровой стоимости участка. Депутаты предлагают увеличивать ставку, если у человека в собственности находится более одного участка. Основанием для этого послужил доклад председателя комитета Владимира Кашина, который он представил на парламентских слушаниях. Законопроект ещё не внесён в Думу и находится на этапе разработки.

Бороться с латифундией

Как объяснил RT член комитета Сергей Каргинов, налог на второй, третий и последующие участки будет увеличиваться в арифметической прогрессии. Это значит, что размер ставки на второй участок и на каждый последующий будет на порядок выше, чем на предыдущий. Например, если на первый участок ставка составляет 0,3%, то для второго она увеличится вдвое и составит 0,6%, соответственно, для третьего — 0,9% и так по нарастающей.

Для наглядности Каргинов в информационной справке по прогрессивному налогу приводит такой пример: «Гражданин А., владеющий на правах собственности земельным участком на территории Орловской области кадастровой стоимостью 500 тыс. рублей, желает приобрести в собственность или в аренду второй земельный участок кадастровой стоимостью 500 тыс. рублей. Сумма налога на первый земельный участок для гражданина А. не изменится и будет составлять 1,5 тыс. рублей (500 000 × 0,3%), сумма налога на второй земельный участок будет составлять 3 тыс. рублей (500 000 × 0,6%)».

Депутат рассказывает, что подобную меру планируется ввести для борьбы с так называемыми латифундистами — собственниками крупных земельных наделов, которые не производят на них никакой сельскохозяйственной продукции, а лишь сдают в аренду. «Земля должна работать и принадлежать тому, кто её будет обрабатывать. Аренда увеличивает себестоимость продуктов и ставит в тяжёлые условия производителя», — считает Каргинов.

Депутат добавляет, что определять точную величину прогрессивного налога в регионах будут самостоятельно. Власти субъектов смогут изменять размер налога в зависимости от климата и состояния почвы в своих регионах.

«Как можно дешевле или задаром»

Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент Елена Пилевина считает идею депутатов сомнительной. «С этим легко будут бороться, расписав свои участки по друзьям и родственникам», — утверждает она.

Более того, эта «непопулярная мера» вызовет недовольство у населения, уверена Пилевина.

Главный научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Василий Узун иначе смотрит на этот вопрос. Он подтверждает выводы депутатов о том, что владельцы сразу нескольких участков «приобретают их с целью перепродажи». По словам Узуна, они стремятся приобрести землю «как можно дешевле или задаром», а затем ищут покупателя и ничего на ней не производят.

Однако эксперт призывает сделать некоторые исключения. «Если человек получает землю по наследству и затем её обрабатывает, стоит освободить его от такого налога», — добавляет Узун.

Было бы желание

Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе предположил, как подобные изменения могут отразиться на фермерах: «Дополнительные налоговые платежи приведут к увеличению цены продукции, которая производится на земельном участке, так как они будут учитываться в её стоимости».

Капианидзе отмечает, что при желании можно будет обойти законодательные нормы. «Если несколько участков находятся рядом, предприятия скорее всего будут их объединять, чтобы платить налог в меньшем размере», — заключил он.

цена земли и арендная плата. Плата за землю является прямым, местным прогрессивным налогом. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники

1 Е.А. Баженова (студентка), М.В. Трученков (старший преподаватель) ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ г. Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 1.Характеристика платежей за землю Основополагающим документом, регулирующим земельные отношения в Российской Федерации является Земельный кодекс Российской Федерации от г. 136-ФЗ, введенный в действие Федеральным законом от г. 137-ФЗ. Согласно ст. 6 Земельного кодекса, объектами земельных отношений признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков. Таким образом, Земельным кодексом земельный участок определен не только как часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений. Кроме этого, в Российской Федерации ведется государственный земельный кадастр, содержащий сведения о правовом режиме земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель. Государственный земельный кадастр ведется для следующих целей: -обеспечения рационального землепользования и охраны земель; -защиты прав собственников, землепользователей и арендаторов; -создания основы для определения цены земли, земельного налога и арендной платы за землю. Учет количества и качества земель ведется по фактическому состоянию и использованию. Учету подлежат все категории земель. При ведении учета устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные, малопродуктивные, деградированные и загрязненные опасными веществами земли. Существуют следующие формы платы за использование земли: ежегодный земельный налог, нормативная

2 цена земли и арендная плата. Плата за землю является прямым, местным прогрессивным налогом. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли применяется для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита. Таким образом, нормативная цена земли обеспечивает возможность экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении коллективно-долевой собственности на землю, при передаче земли по наследству и в случаях ее дарения. Нормативная цена земли по конкретным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения. За основу при исчислении нормативной цены земли принимаются средние ставки земельного налога. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду. Арендаторами земли могут выступать как юридические, так и физические лица. В таких субъектах Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, пользование землей на условиях аренды является основной формой земельных правоотношений. Учет плательщиков арендной платы за землю ведется земельными комитетами на основании заключенных договоров аренды земли. Законом об основах налоговой системы введен местный налог на землю. Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве

3 постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основным законодательным актом, регулирующим вопросы платы за землю, является Федеральный закон от г «О плате за землю», а также Инструкция МНС России от г. 56 по применению Закона «О плате за землю». В ст. 1 Закона «О плате за землю» установлено, что использование земли в Р.Ф. является платным. Целью введения платы за землю является: -стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот почв; -обеспечение должного уровня охраны и освоения земель; -выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; -обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;- формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:- землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель, компенсация собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; — инженерное и социальное обустройство территорий. 1. Объекты налогообложения и налогоплательщики Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование. К объектам земельного налога относятся земли: -сельскохозяйственного назначения;

Читайте так же:  Проживание в осло

4 -поселений; -промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения; -особо охраняемых объектов и территорий; -лесного фонда; -водного фонда; -запаса. Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействий негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Организациями для целей исчисления земельного налога признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Р.Ф. Физическими лицами — плательщиками налога на землю могут быть граждане Р.Ф., иностранные граждане и лица без гражданства. Отметим, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а

5 также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Землями, находящимися в собственности, признаются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. К землям, находящимся в пользовании, причисляются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Основанием для взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования. Пользование землей без каких-либо подтверждающих это право документов расценивается как самовольное занятие земель, за которое пользователь несет административную ответственность в виде штрафа в размере МРОТ. Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не освобождаются от уплаты земельного налога, если их предпринимательская деятельность осуществляется в следующих сферах: -ремонтно-строительные работы; -оказание бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслут физическим лицам; -оказание услуг по краткосрочному проживанию; -оказание консультационных, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание; -общественное питание;

6 -розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; -розничная выездная (нестационарная) и стационарная торговля горючесмазочными материалами; -оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси; -оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси; -оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей; -деятельность организаций по сбору металлолома; — изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов. Налоговой базой является площадь земельных участков, занятых строениями и сооружениями, участков, необходимых для их содержания, а также санитарно-защитных зон объектов, технических и других зон, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. 2. Ставки земельного налога Размер налоговых обязательств по земельному налогу зависит от ряда факторов. К числу таких факторов относится прежде всего место расположения земельного участка (республика, край, область, город, поселок, зона, подзона, «за чертой», «вне черты»), от которого зависит величина ставок налога, размеры налоговых льгот, а также нормативы по размерам земельных участков. Нормативы вообще широко применяются в системе обложения земельным налогом. Так, в случае превышения норматива размера земельного участка применяется система поправочных коэффициентов, которые действуют в сторону увеличения земельного налога. Налог на земли

7 городов, поселков устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для содержания объектов, их санитарно-защитные и технические зоны. Влияет на размер земельного налога и категория земельного участка. Различные условия налогообложения возникают при владении землями сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения; сельскохозяйственными угодьями и землями сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты. В свою очередь земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий: пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. Пашни облагаются налогом в зависимости от группы почв. Льготные условия налогообложения могут быть установлены для нарушенных земель (требующих рекультивации). Кроме того, повышающие коэффициенты установлены к ставкам земельного налога на участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Решение о признании земельных участков не используемыми или решение о признании земельных участков используемыми не по назначению должно приниматься органами местного самоуправления. Основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по назначению может быть осуществление хозяйственной или иной, связанной с использованием участка в целях, не предусмотренных документами, удостоверяющими право собственности, владения и пользования на землю, или в целях наряду с основной деятельностью, не предусмотренной законодательством Российской Федерации и субъектами Российской федерации. Кроме того, не использование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а

8 также не использование участка, предназначенного для производственного, жилищного или иного строительства в течение трех лет, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к неиспользуемым по назначению. Земельный налог по использованию пашни устанавливается также по средним показателям, которые дифференцированы по субъектам Российской Федерации. 3. Расчет земельного налога Федеральное законодательство установило следующий порядок начисления и уплаты земельного налога. Земельный налог гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Исчисление земельного налога гражданам производится инспекциями государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Плательщики своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Рассмотрим следующие примеры. 4. Льготы по земельному налогу Федеральным законодательством не предусматривается освобождение граждан от уплаты всей суммы налога, этот вопрос передан на усмотрение Советов местного самоуправления. Предусмотрено частичное освобождение ряда категорий физических лиц. Таким образом, в случае, если муниципальным образованием не принято решение по льготированию жителей своей территории по земельному налогу, то минимальный размер льготы гарантирован Налоговым кодексом. Льготы, в виде уменьшения налоговой базы на 10 тысяч рублей предусмотрены:

9 Героям Советского союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордера Славы; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий; физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; инвалидам, имеющим вторую и третью степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют первую и вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидам с детства; физических лиц, принимавших участие в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок. Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками, а также уменьшать размеры ставок по налогу.