Профессиональные требования к медицинскому работнику

Квалификационные требования к медицинским работникам

Добрый день, дорогие друзья. В этой статье речь пойдет о том, какие предъявляются квалификационные требования к медицинским работникам. Как и во всех отраслях хозяйственного производства, в здравоохранении существует свой раздел Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Он нужен кадровым службам для обеспечения соответствия сотрудника тем должностным требованиям, которые предъявляются при устройстве на работу или переводе с одной должности на другую.

Как пользоваться

Все профессии в области медицины разбиты на 4 категории: руководители, специалисты, младший медицинский персонал и прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при учреждениях лечебного профиля.

Данный справочник помогает четко сформировать требования к выполняемой работе при формировании должностных инструкций. Все должности по степени образования сотрудников подразделяются по следующим видам:

  • С высшим медицинским или фармацевтическим образованием;
  • Со средним профессиональным медицинским или фармацевтическим образованием;
  • С общим профессиональным образованием;
  • С общим средним образованием (средняя школа).

Нужно помнить, что в ЕКС указаны только основные должности, производные от них образуются следующим образом:

  • Основная должность – заведующий отделением;
  • Производная должность – заведующий педиатрическим отделением – врач-педиатр.

Или другой пример:

  • Основная должность – директор больницы;
  • Производная должность – заместитель директора больницы по лечебной части.

В каждом описании должности содержится 3 подраздела:

  • должностные обязанности – указаны все виды работ, которые умеет выполнять специалист на этой должности;
  • должен знать – перечислены все документы и тот объем знаний, который должен быть у работника при замещении данной должности, а также законов, инструкций;
  • требования к квалификации – это минимальный уровень образования специалиста, кроме того, продолжительность работы на тех или иных должностях. Например, для замещения должности заведующий отделением работник должен иметь опыт работы врачом-специалистом не менее 5 лет.

Если в группе работников нужно выделить ответственного, отвечающего за работу всей группы, ему присваивают приставку к должности «старший», например, старшая медицинская сестра.

Что такое направление подготовки

Жизнь не стоит на месте, и чтобы вовремя реагировать на ее изменения, Минздрав своими приказами периодически обновляет квалификационные требования по мере надобности.

Эти квалификационные требования также соотносятся с направлениями подготовки, которые проводятся для медработников высшего и среднего звена. Это помогает направлять на подготовку и переподготовку только тех работников, которые находятся в кадровом резерве, и у кого выходит срок действия прошлой подготовки.

Все квалификационные требования делятся по специальностям, которые расположены по алфавиту для удобства поиска нужной. Внутри специальностей они подразделяются на следующие пункты:

  • Необходимый уровень образования по специальности – указывается специальность по одному или нескольким дипломам.
  • Дополнительное образование – указывается, какая подготовка или переподготовка требуется и ее периодичность.
  • Должности – все, которые специалист с необходимым уровнем образования и переподготовки может занять.

Это своего рода компактный справочник для кадровых служб, который должен помогать отслеживать процессы по повышению квалификации и подготовки медработников.

Недавно произошли некоторые изменения по списку документов у работников, занимающих или собирающихся занять должности в учреждениях медицинской направленности.

Сейчас каждый работник должен иметь сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации, который выдается сроком на 5 лет. Выпускникам учебных заведений медицинского профиля сертификат выдается вместе с дипломом об образовании.

Всем остальным работникам он выдается Росздравнадзором. Сертификат гарантирует, что у специалиста есть необходимые знания, опыт и навыки работы для самостоятельного исполнения своих обязанностей по профилю.

Медработник должен пройти сертификационный экзамен, или при окончании учебного заведения медицинского или фармацевтического профиля пройти государственную аттестацию.

Данное испытание организует и проводит то медицинское учреждение, где работает медик. Для того, чтобы получить сертификат, медработник должен написать соответствующее заявление и приложить к нему следующие документы:

  • Диплом об образовании;
  • Свидетельство об окончании ординатуры и/или интернатуры;
  • Свидетельство о прохождении подготовки;
  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Имеющийся сертификат (если планирует получить его взамен имеющегося или дополнительно по другой специальности).

Информация о сроках и месте сертификационного экзамена, а также членах комиссии, должна быть доступна работникам за месяц до его начала. Экзамен будет проходить в 3 этапа.

Сначала медработник сдает тест на теоретические знания. Затем происходит оценка его практических навыков. В заключение проводится собеседование, где членами комиссии уточняются все неясности, и происходит личностная оценка медработника.

По истечению 10 дней в случае успешного прохождения экзамена медработник получает сертификат лично или по почте заказным письмом. Если работник его потеряет, или он пришел в негодность, имеется возможность получить копию в Федеральной Службе по надзору в сфере здравоохранения.

Аккредитация – что изменилось

Пока существенных изменений не произошло. Планируется замена сертификатов на аккредитацию, но это будет происходить именно тогда, когда будет кончаться срок действия старого сертификата, отдельно дополнительных экзаменов сдавать будет не нужно.

Почему переходный период растянули аж до 2025 года непонятно. Скорее всего, потому, что в настоящее время методика получения свидетельства об аккредитации еще не разработана полностью.

Имеется только Положение об аккредитации, порядок выдачи свидетельств и нормативы о сроках и этапах проведения аккредитационных испытаний. Так что, скорее всего, начиная со следующего года, медработники вместо сертификатов будут получать уже свидетельства об аккредитации.

Многие люди жалуются, что уровень профессионализма нынешних выпускников медицинских образовательных учреждений постоянно падает. И вряд ли его поднимет наличие хоть сертификата, хоть свидетельства.

В советское время нерадивых студентов исключали, не давая им возможности получить вожделенный диплом, сейчас же достаточно платить деньги и совсем не обязательно учиться. Зачем нужны такие горе-медики, не понятно. От них только вред. И участившиеся случаи медицинских ошибок этому яркое подтверждение.

На этом с вами прощаюсь. Надеюсь, что тема затронута нужная, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Профессиональные требования к медицинскому работнику

УТВЕРЖДЕН
Приказом от 01.07.2014 № 359/1

КОДЕКС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Кодекс профессиональной этики медицинского работника (далее — Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
Кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинского работника, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета профессии медицинского работника в обществе.
Настоящий Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность.
Кодекс предназначен для применения в профессиональной деятельности медицинских работников, сфера профессиональной деятельности которых охватывает перинатальную и постнатальную жизнь и здоровье человека, его рождение и смерть.

Статья 1. Основные понятия и терминология

1) Медицинский работник — физическое лицо, которое имеет высшее или среднее медицинское образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
2) Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

Статья 2. Цель профессиональной деятельности и система ценностей.

Основная цель профессиональной деятельности медицинского работника – это сохранение жизни человека, проведение мероприятий по охране его здоровья, улучшение качества оказания всех видов медико-профилактической помощи, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

Системой ценностей медицинских работников, работающих в медицинских учреждениях, является:
1) Пациент — в центре внимания – оценка потребностей каждого отдельно взятого пациента для предоставления высококачественных услуг. Уважение достоинства и личности пациентов.
2) Безопасность пациента – важнейший компонент качественной медицинской помощи. Ее целью является максимальное уменьшение вреда, наносимого пациентам во время лечения.
3) Ответственность – приверженность провозглашённым принципам и высоким стандартам, демонстрация высокого уровня доверия и порядочности как в отношениях с пациентами, так и внутри коллектива.
4) Коллегиальность – постоянный самоанализ и сотрудничество, а также создание системы доверия на основе паритета ответственности и объёма работы.
5) Прозрачность – соблюдение принципов честности и порядочности в личностных и коллективных действиях.
6) Профессионализм – направленность всех своих лучших знаний, возможностей и опыта на достижение высокого результата во благо пациента и коллектива, на основе постоянного развития и обучения.

Статья 3. Принципы деятельности.

В своей деятельности медицинский работник руководствуется законодательством Российской Федерации, в части прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, клятвой врача, принципами гуманизма и милосердия.
Медицинский работник должен направить все усилия, в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, делу охраны здоровья граждан, обеспечению качества оказываемой им помощи на самом высоком уровне.
Медицинский работник обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.
Медицинский работник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию.
Медицинский работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов.
Медицинский работник должен участвовать в формировании принципа клиент ориентированности при осуществлении деятельности медицинской организации.
Учитывая роль медицинского работника в обществе, медицинский работник личным примером обязан демонстрировать здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, в том числе курения на территории медицинской организации и призывать коллег и пациентов следовать его примеру, поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни.
Поведение медицинского работника не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью.
Моральная обязанность медицинского работника соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные. Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.
Медицинский работник должен соблюдать алгоритм общения с пациентами, основанного на принципах доброжелательности, уважительного отношения и вежливости, милосердия, чувства сострадания к состоянию пациента при обслуживании.
Медицинский работник должен своим внешним видом соответствовать требованиям гигиены и санитарно-эпидемиологического режима медицинской организации, соблюдая при этом принцип медицинского дресс-кода, принимаемого коллективом медицинской организации, включая форму и цвет одежды, требования к прическе, в случае отсутствия необходимости ношения медицинской шапочки, ношение обуви на низком каблуке (в целях предупреждения раздражающего шума для пациентов при осуществлении профессиональной деятельности), ношение таблички (бейджа), с указанием фамилии, имени, отчества медицинского работника и занимаемой должности в учреждении.
Медицинский работник должен участвовать в создании эстетического имиджа медицинской организации, соответствующей правилам гигиены.
Медицинский работник должен бережно относиться к медицинской документации, своевременно оформлять документацию в соответствии с установленными требованиями, с применением маркировки для удобства поиска и сокращения времени ожидания пациента
Медицинский работник должен соблюдать график работы медицинской организации.

Читайте так же:  Заявление об увольнении 30 декабря

Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника

Злоупотребление знаниями и положением медицинского работника несовместимо с его профессиональной деятельностью.
Медицинский работник не вправе:
— использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
— без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
— использовать методы медицинского воздействия на пациента в интересах третьих лиц;
— навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
— наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.
Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается.
Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.
Публикации и выступления медицинского характера, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны быть безупречными в этическом плане, ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.

Статья 5. Ограничения, налагаемые на медицинских работников


      1. Медицинские работники не вправе:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно — компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;
2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
5) осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия;
7) участвовать в рекламировании средств и методов профилактики, диагностики, лечения и особенно лекарственных препаратов, не разрешенных к применению федеральными органами здравоохранения, равно как и наркотических средств, алкоголя, табачных изделий.
2. За нарушения требований настоящей статьи медицинские работники, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Профессиональная независимость.

Право и долг медицинского работника — хранить свою профессиональную независимость.
Оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, медицинский работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.
Медицинский работник должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий противоречащих законодательству Российской Федерации, этическим принципам, профессиональному долгу.
Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т. п., медицинский работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него — прибегать к юридической и общественной защите.

РАЗДЕЛ II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

Статья 7. Уважение чести и достоинства пациента.

Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы.

Статья 8. Условия оказания медицинской помощи.

Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента, при строгом соблюдении, правил гигиены и санитарно-эпидемиологического режима, с применением современных средств гигиены (разовых салфеток, полотенец, жидкого мыла в диспансерах ит.д.)
Медицинский работник обязан сопровождать пациента в период его пребывания в медицинской организации с момента обращения в регистратуру до окончания приёма у специалиста, включая маршрутизацию медицинской карты пациента из регистратуры в кабинет врача-специалиста, доставку результатов анализов и иных исследований в кабинет врача, без привлечения пациента.

Статья 9. Конфликт интересов.

При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п. медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
Медицинский работник должен использовать алгоритм действий по оказанию медицинской помощи во внештатных ситуациях, с обязательным информированием руководства учреждения о препятствиях его деятельности, в том числе невозможности обслуживания пациента в определенных случаях, связанных с непредвиденными аварийными ситуациями, бытовыми проблемами пациента и другими возникающими проблемами социального характера.

Статья 10. Врачебная тайна.

Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит втайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию.
Медицинский работник не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью.
Медицинский работник должен принять меры, препятствующие разглашению врачебной тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить врачебную тайну. Разглашение врачебной тайны допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Моральная поддержка пациента, находящегося при смерти.

Медицинский работник обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Медицинский работник обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.

Статья 12. Выбор медицинского работника.

Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту. Медицинский работник может отказаться от работы с пациентом, направив его другому специалисту в следующих случаях:
— если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
— данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам специалиста;
— если имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования.

Читайте так же:  Как оформить доверенность авто по юридическим

Статья 13. Взаимоотношения между коллегами.

Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента.
Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.
Моральное право руководства другими медицинскими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности.
Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.
В течение всей жизни медицинский работник обязан хранить уважение и чувство благодарности к тем, кто учил его искусству лечения.
Медицинский работник ДОЛЖЕН вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
Медицинский работник не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать.
В тяжелых клинических случаях врачи должны предоставлять советы и помощь своим коллегам в корректной форме. За процесс лечения всю ответственность несет только лечащий врач, который может учесть или отказаться от рекомендаций, руководствуясь при этом исключительно интересами больного. Врач не должен создавать условия для перехода к нему пациентов от других коллег.

Статья 14. Действие кодекса.

Настоящий кодекс действует в КОГБУЗ «Кировская городская больница № 2» и имеет обязательную силу для всех медицинских работников.

Статья 15. Ответственность медицинского работника.

Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется комиссиями по этике в организациях и учреждениях здравоохранения.
Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, медицинский работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этика медицинского работника

Этика медицинского работника — это моральные нормы, относящиеся к специальным вопросам медицинской профессии. Помимо общечеловеческих моральных принципов, медицинский работник должен обладать и такими моральными (нравственными) качествами, которые вытекают из особенностей его деятельности.

Поведение медицинского работника должно соответствовать принципам нашего здравоохранения. Лучшим представителям его всегда было присуще бескорыстие, глубокий демократизм, гуманное отношение к больным. Образцами в этом отношении должны служить Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и др. Этим крупнейшим врачам был чужд дух чинопочитания, карьеризма, приспособленчества.

Большую роль в формировании нравственного облика русского врача сыграли лучшие деятели земской медицины. Они были не только медиками, но и просветителями, гуманистами, распространявшими в меру своих возможностей культуру в русской деревне.

Передовые русские врачи были активными общественными деятелями. Высокие образцы морального облика проявили врачи, работавшие во время эпидемий холеры, оспы, чумы.

В наше время указанные этические принципы получили дальнейшее развитие, и сейчас медицинские работники в любой обстановке и в любое время приходят на помощь больному. Их не разделяют теперь ни сословные перегородки, ни денежная зависимость.

Особо следует сказать о так называемой врачебной (или шире — вообще медицинской) тайне. Это вопрос этики медицинского работника. Благодаря особенностям работы медиков больной открывает им глубочайшие свои переживания, делится такими сведениями о своих семейных и других делах, которые он не сообщает никому другому. Могут быть сведения и такого характера, которые больной доверяет лишь врачу или медицинской сестре. Если доверенные больным сведения не являются общественно вредными, не следует их кому-либо сообщать.

К этическим вопросам относится и собственная репутация среднего медицинского работника. Эта репутация должна быть безупречной. Медицинский работник не может, например, эффективно принимать участие в лечении страдающих алкоголизмом, если известно, что он пьет; если фельдшер или медицинская сестра курят в присутствии больного, они не смогут убедить его в том, что курить вредно. Наконец, медицинский работник должен оставаться на высоте и в сексуальном отношении. Иногда в процессе собирания анамнеза, а также во время проведения индивидуальных психотерапевтических бесед приходится касаться различных проблем полового характера. Медицинские работники, особенно работающие в области урологии, сексологии, гинекологии и венерологии, также соприкасаются с этими проблемами. В связи с этим особенно необходим чуткий и тактичный подход к больным; поведение всех медицинских работников в этих ситуациях должно быть безупречным.

Требования к медицинским работникам при трудоустройстве

При трудоустройстве медицинского работника необходим соответствующий уровень образования, аккредитация специалиста (сертификат специалиста) и другие требования, предъявляемые 323 ФЗ и профессиональными стандартами.
Необходимо учитывать квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (вступил в силу с 07.11.2015), поскольку ранее действующие аналогичные требования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415, утратили силу, а в отношении среднего медперсонала такой документ отсутствует.
Существует Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденный приказом Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (в ред. от 05.08.2003). В документе установлены продолжительность циклов, периодичность их прохождения в зависимости от специализации и занимаемой должности.
Для медработников требования к квалификации, установленные в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, являются обязательными.
Квалификационные требования устанавливают ТК РФ, профессиональные стандарты и отраслевые нормативные документы.

Профессиональные стандарты разрабатываются не в отношении конкретных должностей, а в отношении вида профессиональной деятельности и должны будут полностью заменить квалификационные справочники. На сегодняшний день разработано около 600 профстандартов, но принято в сфере здравоохранения пока не так много.
Медорганизация может установить и свои собственные, дополнительные требования к квалификации работника, причем как связанные, так и не связанные с меддеятельностью. При этом их необходимо документально оформить. Это связана с запретом необоснованного отказ в приеме на работу.

Совершенствование знаний и навыков как условие допуска к меддеятельности
При заключении трудового договора работник допускается к меддеятельности, но в определенный момент он может утратить право на ее осуществление. Обычно такая ситуация возникает в связи с истечением срока действия сертификата специалиста, а в дальнейшем это может произойти из-за истечения срока действия свидетельства об аккредитации.
Обязанность медработников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях закреплена в п. 3 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ.
При этом на работодателей возложена обязанность направлять работников на курсы повышения квалификации, а за сотрудником сохраняются место работы и средняя зарплата, а также оплачиваются командировочные расходы. Повышение квалификации работников проводится не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Если он продолжает работать, а срок действия сертификата истек, это может повлечь негативные последствия для самой организации, причем в разных сферах.

В связи с введением процедуры аккредитации медработников, которая началась уже в 2016 году, возникают многочисленные вопросы по поводу действий медучреждений в рамках этого перехода.
Медучреждения не принимают прямого участия в процедуре аккредитации. Исключением является включение представителя медучреждения в состав аккредитационной комиссии. Процедура аккредитации осуществляется на базе научных и образовательных организаций.
Медработники, которые на данный момент имеют на руках сертификат специалиста, должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, подготавливаясь к предстоящей аккредитации.
В соответствии с ТК РФ именно работодатель, т.е. медучреждение, обеспечивает повышение квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку своих сотрудников.
Поэтому на переходном этапе руководство медучреждения должно обеспечить все условия для того, чтобы их медперсонал постоянно повышал свою квалификацию и имел возможность совмещать трудовую деятельность с обучением.
Медучреждения могут принимать участие в аккредитационных мероприятиях следующим образом:
• регулярно отслеживать, студенты каких медицинских специальностей и практикующие специалисты будут проходить новую процедуру аккредитации в предстоящем 2017 году (на сегодняшний день это стоматологи и провизоры);
• создавать для своих сотрудников условия для постоянного повышения квалификации, с целью успешного прохождения процедуры аккредитации медработником в будущем.

Сертификаты практикующих специалистов действуют в течение установленного 5-летнего периода. Если в конце 2016-го года сертификат специалиста истек, специалист может вновь пройти получение сертификата.
Но, несмотря на получение повторного сертификата, все специалисты по новым правилам должны начать цикл аккредитации, который длится 5 лет для того, чтобы в дальнейшем успешно получит свидетельство об аккредитации медспециалиста.
Аккредитация медработника начнет функционировать в полном объеме среди действующих специалистов уже с 2021 года, а к 2026 году аккредитацию будут иметь все медработники.

Требования к личности медицинского работника

1. Способность сострадать ближнему и всему живому Спо­собность и потребность сострадать — это результат гуманистиче­ского воспитания ребенка в семье, детском учреждении, школе. В медицинские учебные заведения в идеале должны принимать­ся лишь те абитуриенты, которые, кроме известного объема зна­ний, обладают и способностью к состраданию, что может опре­деляться системой тестов, собеседованием, медицинский работник не может быть эгоцентристом.

Читайте так же:  Максимальный налоговый вычет на жилье

2. Высокий уровень профессионализма. Идеальный медицинский работник — это человек, увлеченный своей профессией, самоотверженно, не жалея сил и времени, овладевающий необходимыми профес­сиональными знаниями и навыками. Врач и медсестра — не ремесленники, а высокообразованные профессионалы, которые не только посто­янно стремится шлифовать свое мастерство, но и накапливать знания

3. Повышенное осознание ответственности. Пожалуй, ни в одной профессии не играет такой роли высокий уровень осозна­ния своей ответственности перед объектом применения своего искусства, как у медицинского работника. Медики несут ответственность не перед аб­страктным обществом или человечеством, а перед конкретным больным, его родственниками, наконец, перед своей совестью, не говоря уже о законе.

4. Мужественность. От медицинского работника врача почти всегда требуется умение вовремя собраться, забыть свои дела, страдания, побочные ин­тересы. Он должен всего себя подчинить лечебному процессу, а для этого необходима самоотверженная мужественность. Но му­жественность — это еще и способность в безнадежных случаях не поддаться панике, унынию и хладнокровно принимать решения. Конечно, мужество и самоотверженность — это черты характе­ра, которые воспитываются всей жизнью человека, но и собст­венными усилиями тоже.

5. Законопослушность. Для медицинского работника это не столько проявление гражданственности, сколько профессиональная черта. Нарушение закона обычным человеком редко ведет к трагедии (если это не убийство или нанесение телесных повреждений), нарушение же закона медицинским работником (в рамках меди­цинского права), как правило, связано с трагедией и для боль­ного, и для врача.

6. Принципиальность. Одна из важнейших составных частей профессиональной квалификации любого медицинского работник. Медики осуществляют свою профессиональную деятельность, руководствуясь принципами этики, деонтологии не зависимо от политических амбиций, материального положения, социального статуса. Вместе с тем врач не должен держаться за свои принци­пы, как истину в последней инстанции, не должен быть в этом отношении консервативным.

7. Терпимость. В своей практике врачи и сестры сталкиваются с разнообразными характерами, различными идеологиями, верованиями,предрассудками. Поэтому медики должны обладать как терпением, так и терпимостью к чужому мнению, характеру, привычкам, капризам и даже к враждебности по отно­шению к себе: от этого во многом зависит успех его усилий. В то же время врач не должен терпимо относиться к халатности коллеги медперсонала, отвечающего за создание необходимых для лечения условий, к их недобросовестности и попранию закона и долга.

Профессионально-важные качества медицинской сестры

Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим.
Мигель Замакоис

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, но, пожалуй, только труд медика накладывает столь высокие и специфические обязанности на специалиста, предполагает высокую ответственность за оказанную им помощь пациентам. Медицинским работникам люди вверяют самое дорогое — здоровье и жизнь, свою и своих близких, и поэтому ждут от них полной самоотдачи. Образ медицинского работника начал формироваться еще в глубокой древности и решающее влияние на это оказали труды величайшего врача древней Эллады – Гиппократа, который считал, что «лицо, посвятившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием…». Основоположница научного сестринского дела Флорес Найтингейл в книге «Как нужно ухаживать за больными» (1896): писала о том, что главное искусство сиделки заключается в умении сразу отгадывать желания больного, не дожидаясь пока он их выскажет. По мнению русского врача Н. И. Пирогова, который ввел специальную подготовку сестер милосердия в период Крымской войны 1854 – 1855 гг., сестра должна быть простой, благопочтительной женщиной с хорошим техническим образованием и чувствительным сердцем. [1] С 1918 года в нашей стране обучение медсестер было направлено на подготовку умелого, добросовестного, правильно понимающего свою роль в жизни и лечебного учреждения специалиста. К главным профессионально важным качествам относили технические навыки. Врач с 35-летним стажем А. Севрук считает, что современная медсестра должна обладать «четырьмя добродетелями»: высоким профессионализмом (имеется в виду в основном манипуляционные навыки); любовью к профессии, к больным; особыми качествами – долготерпением, спокойствием, выдержкой; предельной честностью.

Профессионально важные качества (ПВК) являются одним из компонентов профессионально обусловленной структуры личности, рассматриваемой на основе теории К. К. Платонова. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру.

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.

Таким образом, профессионально важные качества — это психологические и психофизиологические качества и свойства личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: самоконтроль, наблюдательность, зрительно-двигательную координацию, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, целеустремленность, пластичность, настойчивость, дисциплинированность и др.

Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем профессионально важных качеств является одним из основных в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Брушлинским и другими отечественными психологами — теоретиками. «В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности».

В исследованиях В. Д. Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (сим-птомокомплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций.

Набор профессионально важных качеств для конкретной профессии отражен в профессиограмме — психологическом «портрете» профессии. Психологическую профессиограмму можно определить и как комплексное, систематизированное, краткое и многостороннее описание вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности. Она включает важные с психологической точки зрения характеристики производственной деятельности (в рамках конкретной профессии) и содержит такие сведения, которые важны для дальнейшей исследовательской и практической работы во всех областях психологии труда.

Разработка и использование профессиограмм в процессе организации и управления трудом производятся по следующим направлениям: для оптимизации труда; при решении вопросов расстановки кадров и психологического отбора работающих; при организации профессионального обучения; для повышения уровня безопасности труда; для кооперации трудовой деятельности; при нормировании и оценке тяжести труда.

Изучение традиционной профессиографической модели медицинской сестры терапевтического отделения являлось одной из задач данного исследования. Анализ специальной литературы позволил составить следующую обобщенную профессиограмму «Медицинская сестра»:

Наименование профессии: медицинская сестра.

Области базовых знаний и их уровень: естественные науки (биология, физика, химия) — высокий уровень (теоретический); медицина — средний уровень (практическое использование знаний).

Профессиональная область: здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие: частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: исследовательский.

Условия: в помещении, мобильный.

Доминирующие виды деятельности:

уход за больными;

наблюдение за состоянием больного;

выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;

оформление и выписка больных;

контроль за питанием и санитарным состоянием больных;

оказание помощи врачу на приеме;

контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;

контроль, учет и хранение медикаментов;

оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;

оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;

осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;

проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

оформление медицинской документации.

ПВК (профессионально важные качества — качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности):

развитые переключение, концентрация и переключение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности предмета на другой, умение сосредотачиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);

высокий уровень развития аналитического мышления;

тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;

способность быстро реагировать на ситуации;

способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия и т.д.);

способность к самоконтролю;

способность переносить большие физические нагрузки;

ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур, точная сенсомоторная координация;

наблюдательность и хорошая память.

Личностные качества, интересы и склонности:

терпеливость и выдержанность;

доброжелательность и приветливость;

ПНК (профессионально нежелательные качества — качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности):

Как видно, профессия медицинской сестры предъявляет большие требования к психофизиологическим свойствам человека и ко всему набору психических функций. Требования к личностным качествам касаются преимущественно эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.