Приказ о разработке проекта нормативов образования отходов

Содержание:

Разработка проектов нормативов образования отходов

Разработка проектов нормативов образования отходов — обязанность всех крупных производств, образующих отходы. Изучим то, каким образом она должна выполняться.

Что представляют собой нормативы негативного воздействия на окружающую среду?

Под нормативами негативного воздействия на экологию понимаются подлежащие соблюдению предельные показатели объема или массы размещаемых отходов, которые образуются в рамках производственных процессов на предприятиях РФ в течение года. Под отходами в данном случае признаются остатки химических веществ, используемых в качестве сырья, различные типы некондиционной продукции, мусор, то есть всё то, что формируется при выпуске тех или иных промышленных товаров.

Фирма обязуется составлять проекты нормативов, о которых идет речь, если выступает как субъект, осуществляющий негативное воздействие на окружающую среду по причине образования отходов, например в виде промышленного мусора. Компания может заключить договор со сторонней организацией на утилизацию или вывоз отходов и в этом случае не должна будет уплачивать сбор «за грязь», следовательно, составлять проект нормативов образования отходов. Главное, чтобы право собственности на отходы по договору переходило к компании, предоставляющей соответствующие услуги (письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-67/6011).

Нормативы размещения отходов утверждаются:

  • Росприроднадзором — если фирма ведет деятельность на территории федерального подчинения (п. 5 ст. 18 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ);
  • органами власти субъекта РФ — если фирма ведет деятельность на территории регионального подчинения (п. 6 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Данные нормативы утверждаются для каждой фирмы индивидуально — исходя из специфики деятельности. Для того чтобы их получить, предприятию необходимо предоставить в Росприроднадзор собственный (или заказанный в специализированной фирме) проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (или ПНООЛР) — комплект документов, обосновывающих перед Росприроднадзором показатели объема образующихся на предприятиях вредных для экологии веществ. Ведомство, используя данные ПНООЛР, утверждает на их основе нормативы.

Обязанность по утверждению нормативов и, соответственно, составлению ПНООЛР установлена для предприятий крупного бизнеса, то есть не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Отчетность по размещению отходов малых и средних предприятий

ИП и юрлица, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, вместо утверждения нормативов и разработки проектов нормативов образования отходов имеют другие обязательства:

  • направляют отчет об осуществлении деятельности, сопровождающейся образованием отходов производства, а также проведении работы, направленной на обезвреживание выбросов в Росприроднадзор, если промышленный объект расположен на территории федерального подчинения;
  • направляют отчет аналогичного назначения в региональный орган надзора, если бизнес ведется на территории, подчиненной властям субъекта РФ.

В случае если бизнес ведется на федеральной территории, отчетность предоставляется в соответствии с положениями приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Для региональных территорий определяются нормы отчетности на уровне нормативных актов субъектов РФ.

Отсутствие нормативов: правовые последствия

В случае отсутствия у предприятия нормативов образования отходов (а если это малый или средний бизнес, то в случае непредставления отчетности по отходам) Росприроднадзор может наложить штраф на основании ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 50 000 руб. для ИП и 250 000 руб. — для юрлиц, а также приостановить деятельность компании на 90 дней. Если фирма нарушит нормативы выбросов отходов и лимитов на их размещение, то ее хозяйственная деятельность может быть ограничена, приостановлена либо прекращена (п. 9 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

При отсутствии у фирмы нормативов плата за отходы будет составлять величину, в 5 раз превышающую государственные лимиты (пп. 5, 6 Порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632).

Раз в 5 лет предприятию необходимо обновлять (подтверждать) нормативы негативного воздействия на экологию и лимитов размещения отходов и предоставлять таким образом в Росприроднадзор новые ПНООЛР. Кроме того, ежегодно компания должна отчитываться перед ведомством об обращении с производственными отходами. Если этого не делать, нормативы, утвержденные для фирмы, могут быть аннулированы и вместо них придется составлять новые во избежание начислений за размещение отходов в размере, в 5 раз превышающем лимиты.

Разработка проекта нормативов: федеральные НПА

Если фирма работает на территории федерального подчинения, то при разработке ПНООРЛ она должна применять положения, которые содержатся:

  • в Порядке разработки и утверждения нормативов отходов и лимитов, который введен приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50;
  • в Методических указаниях, утвержденных приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349.

Изучим ключевые положения указанных НПА подробнее.

Порядок разработки нормативов от Минприроды РФ: основные нормы

Положения данного НПА обязательны к рассмотрению ИП и юрлицами, не являющимися субъектами малого бизнеса и осуществляющими выбросы вредных отходов в окружающую среду.

Как мы отметили в начале статьи, нормативы по выбросам отходов разрабатываются государством. Но поскольку в их получении заинтересованы бизнесы, они обязаны содействовать получению соответствующих нормативов.

Это предполагает предоставление фирмами в Росприроднадзор следующих документов:

  • заявления об утверждении нормативов (подп. «а» п. 7 Порядка, утвержденного приказом № 50);
  • разработанного ПНООРЛ (подп. «б» п. 7 Порядка).

Если в указанных документах обнаруживаются неточности, ведомство в течение 5 дней по почте уведомляет фирму о необходимости устранения недоработок в течение 10 дней. В случае игнорирования данного уведомления Росприроднадзор возвращает компании поданные документы без утверждения нормативов.

Но если с комплектом документов всё в порядке, в течение 30 дней после их сдачи ведомство принимает решение об утверждении нормативов для фирмы (с последующим составлением документа об их утверждении) или об обоснованном отказе в их утверждении. Основания для принятия второго решения перечислены в п. 11 Порядка.

Как мы отметили выше, утвержденные для фирмы нормативы действуют в течение 5 лет, если она ежегодно направляет в Росприроднадзор отчет об обращении с отходами. Документ об утверждении нормативов должен быть переоформлен в случаях, указанных в п. 14 Порядка (при изменении сведений о размещающем отходы лице или изменении сведений об объекте размещения отходов). Для осуществления данной процедуры необходимо предоставить в Росприроднадзор заявление по установленной форме, а также оригинал ранее выданного документа о пользовании нормативами.

При необходимости в Росприроднадзоре можно оформить дубликат документа — в соответствии с нормами, установленными в п. 17 Порядка.

Разработка проекта нормативов: Методические указания Минприроды РФ

Разработка проекта нормативов образования отходов характеризуется исключительно высокой трудоемкостью и необходимостью учета большого количества нюансов. Если говорить об универсальных нормах Методических указаний, утвержденных приказом № 349, следует обратить внимание на следующее.

ПНООРЛ — документ, в котором должны быть, как мы отметили выше, приведены основания для утверждения Росприроднадзором объемов выбросов для конкретного предприятия. Соответствующие объемы, предлагаемые ведомству в целях принятия в качестве основы для нормативов, должны быть указаны в тоннах за год (п. 9 Методических указаний).

Норматив отходов, фиксируемый в ПНООРЛ, должен соответствовать количеству того или иного типа отходов, образующихся при выпуске единицы продукции. Она может быть расчетной и представлять собой:

  • собственно единицу товара, сырья (если речь идет об отходах производства);
  • единицу расстояния (для отходов, образующихся в процессе обслуживания транспорта);
  • единицу площади (для мусора при уборке территории);
  • человека (для отходов, которые появляются в жилых помещениях);
  • единицу места (если речь идет об образовании отходов в гостиницах, столовых, иных сервисных точках, учреждениях).

В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций рассматриваемые нормативы могут определяться посредством применения таких методов, как:

  • исчисление по материальному и сырьевому балансам;
  • исчисление с учетом отраслевых нормативов отходов;
  • расчетно-аналитический подход;
  • экспериментальный подход;
  • статистический подход.

ПНООРЛ предоставляется в Росприроднадзор в электронном и бумажном вариантах (п. 16 Методических указаний). Структура документа определена в положениях п. 17 Методических указаний. В пп. 18–28 соответствующего НПА содержатся требования к конкретным разделам проекта разработки нормативов. Изучим их специфику подробнее.

Проект нормативов: структура документа

Структура соответствующего проекта в соответствии с Методическими рекомендациями должна быть представлена следующими основными элементами:

1. Титульный лист (по приложению № 6 к Методическим рекомендациям).

2. Общие сведения о фирме (содержание этого раздела регламентируется п. 18 Методических рекомендаций).

3. Раздел о деятельности фирмы (п. 19).

4. Раздел о расчетах и обосновании предлагаемых Росприроднадзору нормативов размещения фирмой отходов в течение года (п. 20).

5. Группа разделов со сведениями о:

  • предлагаемом формировании отходов (п. 21);
  • местах накопления отходов (п. 22);
  • схемах передачи отходов другим фирмам в тех или иных целях (п. 23);
  • схемах использования либо обезвреживания отходов (п. 24);
  • схемах самостоятельного размещения отходов фирмой (п. 25).

6. Раздел о предложениях в отношении лимитов размещения отходов в течение года (п. 26).

7. Перечень использованных при составлении проекта источников (п. 27).

8. Приложения к проекту нормативов по отходам (п. 28).

Российские ИП и юрлица, занимающиеся вредной для экологии деятельностью и не относящиеся к субъектам малого бизнеса, обязаны обеспечивать соответствие размещения отходов нормативам, которые утверждаются Росприроднадзором. Для того чтобы получить данные нормативы, фирме необходимо осуществить разработку проекта нормативов образования отходов и направить его в установленном порядке в ведомство. Каждые 5 лет нормативы должны утверждаться заново, при условии что компания будет каждый год отчитываться в Росприроднадзор об обращении с отходами.

Читайте так же:  Какую сумму нужно платить за алименты

Ознакомиться с иными нормами права, регулирующими обязательства российских фирм в области защиты экологии, вы можете в статьях:

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Общие сведения

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. (статья 5, 14, 22, 41, 51), Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, обязаны разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) с указанием в нем конкретных видов отходов, образующихся в результате деятельности ИП или ЮЛ, а также конкретных способов обращения с ними, представить ПНООЛР на рассмотрение в территориальный орган Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору Ростехнадзора.

Нормативно-методическими документами, устанавливающим порядок разработки и утверждения нормативов образования и лимитов размещения отходов, являются «Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2006 N 767, от 29.08.2007 N 545) и «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703.

Все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Природопользователи, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.

Проект ПНООЛР. Порядок согласования

В состав материалов (документов), представляемых в территориальные органы Ростехнадзора для согласования Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должны входить:

  • Заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленное в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 N 643.
  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на бумажном и магнитном носителях.
  • Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору. использованию. обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов).
  • Копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица – пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).

Разрешение на размещение отходов. Срок действия

Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
ПНООЛР и лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, пересматриваются ежегодно.

В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет.

Лимит на размещение отходов действует в течение установленного срока при условии его ежегодного продления — предоставления технического отчета по форме, установленной Приказом Минприроды России N 349 от 05.08.2014 г. «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Аннулирование утвержденных лимитов на размещение отходов

Основанием для аннулирования утвержденных лимитов на размещение отходов является отсутствие за месяц до окончания отчетного года подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (технического отчета).

При аннулировании утвержденных лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица для утверждения лимитов на размещение отходов представляют в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора документы в порядке, установленном действующими Правилами.

Ответственность

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Бесплатную консультацию эколога Вы можете получить по телефонам:

Приказ 115 Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методические указания по разработке проектов
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Утверждены приказом МПР России от 11.03.2002 № 115

Зарегистрированы в МИНЮСТе 09.07.2002 № 3553

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов па их размещение разработаны с целью реализации статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

На основании «Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», разработанных Министерством природных ресурсов Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов конкретного вида.

Методические указания не подлежат государственной экологической экспертизе, так как они не содержат норм, определяющих величины воздействия на окружающую среду, и в результате их реализации не будет оказываться воздействия на окружающую среду.

II. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (РАСЧЁТА) НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

III. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЛАНС. ДВИЖЕНИЕ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ

МАТЕРИАЛЬНЫЙ БАЛАНС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ *)

РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕДИНИЦЫ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ, РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

РАСЧЕТ ГРУППОВОГО НОРМАТИВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И СУММАРНОГО ОБЪЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕДИНИЦЫ ИСПОЛЬЗУЕМОГО СЫРЬЯ, РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ СТАТИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ОСАДКА ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД И ВОДОПОДГОТОВКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЫЛЕГА PЗООЧИСТНЫХ УСТРОЙСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА

ПЕРЕЧЕНЬ, ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ОТХОДОВ ЗА ________ГОД

СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТ ХРАНЕНИЯ (НАКОПЛЕНИЯ) ОТХОДОВ У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

СВЕДЕНИЯ О ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ, УСТАНОВКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ОТХОДОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

МОНИТОРИНГ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ (НАКОПЛЕНИЯ) ОТХОДОВ

МОНИТОРИНГ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОБЪЕКТАХ ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПЕРЕЧЕНЬ И КОЛИЧЕСТВО РАЗМЕЩАЕМЫХ ОТХОДОВ

БАЛАНС МАССЫ ОТХОДОВ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ЗА ПЕРИОД С_____________ПО__________

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Методических указаний
по разработке проектов нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение

В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов па их размещение» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2772)

Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МПР России
от 11.03.2002 г. № 115

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

I .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Методические указания) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность (приступающих к осуществлению деятельности) в области обращения с отходами (далее — индивидуальные предприниматели и юридические лица).

2. Методические указания определяют единый подход к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

3. Действие Методических указаний не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами.

Читайте так же:  Разряд охранника срок действия 5

4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, согласно приложению 1 к Методическим указаниям.

5. При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:

— экологическая обстановка на данной территории;

— предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;

— наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.

6. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта хранения отходов разрабатывается с учётом;

— площади и вместимости объекта хранения отходов;

— сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;

— экономической целесообразности формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.

7. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта захоронения отходов разрабатывается с учетом:

— количества предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;

— вместимости объекта захоронения отходов;

— расчетного срока эксплуатации объекта захоронения отходов;

— иных характеристик объекта захоронения отходов.

8. В случае наличия у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается по каждому объекту отдельно.

9. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа МПР России может осуществляться по упрощённой форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощённой форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V , IV , III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, при соблюдении следующих условий:

— суммарное количество образующихся отходов не превышает 30 тонн в год;

— масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1 % от общей массы образующихся отходов;

— отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

10. Неизменность производственного процесса и используемою сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ежегодно подтверждаются в виде технического отчета по обращению с отходами по форме, согласно приложению 2 к Методическим указаниям.

II . МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (РАСЧЁТА) НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

11. Для определения (расчёта) нормативов образования отходов используются различные методы и, соответственно, разные единицы их измерения. В соответствии с технологическими особенностями производства нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объёма) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции.

Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырьё. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьём характеристиками предпочтительно представлять в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м 3 , м /тыс. м 3 и т.д.

При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы.

12. Метод расчёта по материально-сырьевому балансу ( таблицы 1.1 и 1.2 приложения 1 к Методическим указаниям).

13. Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам образования отходов. Отраслевые нормативы образования отходов разрабатываются:

— путем усреднения индивидуальных значений нормативов образования отходов для организаций отрасли;

— посредством расчета средних удельных показателей на основе анализа отчетной информации за определенный (базовый) период, выделения важнейших, (экспертно устанавливаемых) нормообразующих факторов и определения их влияния на значение нормативов на планируемый период.

14. Расчётно-аналитический метод ( таблицы 1.3, 1.4 и 1.5 приложения 1 к Методическим указаниям).

Применяется при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей) на производство продукции, при котором образуются отходы. Па основе такой документации в соответствии с установленными нормами расхода сырья (материалов) рассчитывается норматив образования отходов (Н) как разность между нормой расхода сырья (материалов) на единицу продукции и чистым (полезным) их расходом с учетом неизбежных безвозвратных потерь сырья.

Расчет осуществляется по формуле:

, (1)

где N — норма расхода сырья (материалов) на единицу продукции, т;

Р — расход сырья (материалов), необходимого для осуществления производственного процесса (работы), т;

— неизбежные безвозвратные потери сырья (материалов) в процессе производства, т.

Норматив образования отходов определяется по формуле:

, (2)

где — коэффициент неизбежных потерь сырья (материалов).

Норматив образования отходов в процентах или как коэффициент выхода вторичного сырья ( ) определяется по формуле:

, (3)

где — коэффициент использования сырья (материалов) при производстве продукции ( ).

По формулам ( 1) — (3) определяются нормативы образования каждого вида отходов.

Средневзвешенные (групповые) нормативы образования отходов на единицу валовой производимой продукции определяются но формуле:

, (4)

где — объем производимой продукции данного вида,

i — индекс вида производимой продукции ( i = 1, 2. m ).

15. Экспериментальный метод.

Для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья (в литейном производстве, химической, пищевой, микробиологической и других отраслях промышленности), а также при большой трудоемкости аналитических расчетов применяется экспериментальный метод, который заключается в определении нормативов образования отходов на основе проведения опытных измерений в производственных условиях. Первоначально на основе статистической обработки опытных измерений массы полезного продукта, получаемого из единицы массы сырья (материалов), определяется показатель, характеризующий долю полезного продукта в единице сырья в процентах ( ). Исходя из значения этого показателя и данных о массе извлеченного из сырья полезного продукта ( ), определяется масса образования отходов ( ) по формуле:

, (5)

Норматив образования отхода на единицу произведенной продукции ( ) определяется по формуле:

, (6)

где , — количество продукции, при производстве которой образуется отход.

Для изделий, находящихся в стадии освоения, нормативы образования отходов определяются экспериментальным путем на основе измерения массы отходов при производстве наиболее типичных видов продукции и определения средних по данному виду продукции показателей.

16. Метод расчета по фактическим объёмам образования отходов для вспомогательных и ремонтных работ (статистический метод) ( таблица 1.6 приложения 1 к Методическим указаниям).

Метод применяется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки отчетной информации за базовый (3-летний) период с последующей корректировкой данных и соответствии с планируемыми организационно-техническими мероприятиями, предусматривающими снижение материалоемкости производимой продукции.

Нормативы образования отходов ( ) статистическим методом определяются по формуле:

, (7)

— масса отходов, т;

— количество изделий (материалов), при эксплуатации которых образуются отходы;

— коэффициент перевода единицы измерения количества изделий (материалов) в единицу массы.

Коэффициент применяется, если амортизированная продукция (изделие) исчисляется не в единицах массы, а в единицах площади, объема и т.д.

На производствах с неустойчивыми регламентами технологических процессов, где нормативы образования отходов непосредственно не связаны с единицей производимой продукции, они определяются статистическим методом по формуле:

, (8)

где — норматив образования отходов на единицу перерабатываемого сырья и материалов;

— масса образования отходов за рассматриваемый период (в массу образования отходов включается только текущий выход отходов);

— масса перерабатываемого сырья и материалов при производстве продукции.

Статистические данные обрабатываются за последние три года с последующей корректировкой удельных показателей па планируемый период в соответствии с тенденциями развития технологии и организации производственного процесса.

17. Метод расчёта по справочным таблицам удельных нормативов образования отходов по отраслям промышленности.

III . СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

18. Проект нормативов образования отходов и лимитов па их размещение (далее — ПНООЛР) оформляется на бумажном (два экземпляра) и магнитном носителях и включает:

— общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

— характеристику производственных процессов как источников образования отходов;

— паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);

— перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов;

— схему операционного движения отходов;

— характеристику мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов;

— характеристику установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— сведения об объектах размещения отходов;

— сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;

— сведения о противоаварийных мероприятиях;

— сведения о мероприятиях, направленных па снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица на состояние окружающей среды;

— предложения по лимитам размещения отходов;

19. В «Аннотации» указываются:

— общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды;

— общее количество площадок (мест) накопления отходов (открытых, закрытых);

— информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.

20. В разделе «Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице» приводятся:

— фамилия, инициалы и паспортные данные индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица;

— ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ;

— адрес электронной почты (при наличии);

— номера телефонов, телефакса (при наличии);

— фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей (с указанием должностей);

Читайте так же:  Госуслуги алкогольная лицензия

— вид основной деятельности;

— количество промышленных площадок и места их расположения;

— перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;

— основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;

— наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе;

21. В разделе «Характеристика производственных процессов как источников образования отходов» приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку.

Каждая блок-схема содержит в виде отдельных блоков:

— источники поступления сырья, материалов, заготовок и иное;

— получаемую в результате продукцию (данного участка);

— операции дальнейшего обращения с отходами (с указанием, куда именно они поступают).

Форма записи перечня образующихся отходов приводится в виде таблицы ( таблица 1.7 приложения 1 к Методическим указаниям).

Индивидуальные предприниматели или юридические лица, не имеющее в своей деятельности технологических процессов, блок-схемы не составляют и все сведения приводят в текстовой форме.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, основной деятельностью которых является сбор, переработка, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе представляют информацию об объеме и характеристиках принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами.

В случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки, а также пылегазоочистных установок и оборудования, следует представить их характеристики ( таблицы 1.8 и 1.9 приложения 1 к Методическим указаниям).

22. В разделе «Паспорт опасного отхода» приводятся сведения, содержащиеся в паспорте опасного отхода, с указанием кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов (приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 27 ноября 1997 года № 527, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 1997 года, регистрационный номер № 1445). При отсутствии паспорта опасного отхода в данном разделе даётся обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» (согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. № 07/7483-ЮД в государственной регистрации не нуждается)), а также представляются сведения об опасных свойствах отходов.

23. При наличии регистрации отходов в федеральном классификационном каталоге отходов в разделе «Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица» указывается соответствующий код. В случае отсутствия регистрации отходов в федеральном классификационном каталоге отходов, в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физико-химические характеристики отходов ( таблица 1.10 приложения 1 к Методическим указаниям).

24. В разделе «Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов» представляются расчеты нормативов образования по каждому виду отходов. Расчет выполняется на основании:

— утвержденных удельных отраслевых нормативов образования отходов;

— сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);

— справочных таблиц удельных нормативов образования отходов.

Рекомендуется оформление расчетов по каждому виду отхода в табличном виде, причем в соответствующих графах таблицы следует помещать необходимые для расчета количественные исходные данные, удельные и весовые коэффициенты и иное. В текстовой форме рекомендуется приводить по каждому виду отхода ссылку на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели.

25. В том случае, когда расчет по тому или иному виду отхода осуществляется па основании дачных о материально-сырьевом балансе, в ПНООЛР включается раздел «Материально-сырьевой баланс» ( таблица 1.1 приложения 1 к Методическим указаниям). Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе в обязательном порядке представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая объемы принимаемых отходов, процессы их переработки и выход продукции (получение вторичных отходов).

26. В разделе «Схема операционного движения отходов» приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов ( таблица 1.11 приложения 1 к Методическим указаниям).

27. В разделе «Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов» представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения ( таблица 1.12 приложения 1 к Методическим указаниям).

Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов па их размещение (ПНООЛР) включаются следующие сведения:

— перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;

— наличие транспорта (собственного и арендуемого) для перевозки отходов.

28. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие или арендующие установки по переработке, обезвреживанию отходов, включают в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) раздел «Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица» ( таблица 1.13 приложения 1 к Методическим указаниям). По каждой из имеющихся (арендуемых) установок приводятся следующие сведения:

— проектные характеристики установки;

— фактический объем переработки;

— номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;

— характеристики вторично образующихся отходов (сведения о вторично образующихся отходах включаются наряду с первично образующимися отходами в прочие разделы ПНООЛР).

29. Раздел «Сведения об объектах размещения отходов» обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), ( таблица 1.14 приложения 1 к Методическим указаниям).

30. В разделе «Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу» приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) временного хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления ( таблицы 1.15 и 1.16 приложения 1 к Методическим указаниям).

31. В разделе «Сведения о противоаварийных мероприятиях» в текстовой форме приводится информация о возможности возникновения аварийной ситуации непосредственно па объектах размещения отходов, о её возможных последствиях и способах локализации. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, у которых технологическая схема производства позволяет предположить возможность аварийных ситуаций, приводящих к возникновению неплановых видов отходов либо к неплановому увеличению лимитируемых видов отходов, приводят информацию о них. включая описание механизма их образования в случае аварийной ситуации, состава и физико-химических характеристик, всех стадий обращения с какими отходами.

Разработка данного раздела необходима при:

— наличии на балансе либо осуществлении эксплуатации объектов захоронения или длительного хранения опасных отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), а также установок сжигания отходов;

— хранении отходов 1-го класса опасности для окружающей природной среды (за исключением мест временного хранения люминесцентных ламп);

— хранении жидких или пастообразных отходов 2-го класса опасности для окружающей природной среды;

— образовании и/или накоплении отходов, которые (независимо от класса опасности для окружающей природной среды) являются источником пожарной опасности или взрывоопасны.

32. В раздел «Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица на состояние окружающей среды» ( таблица 1.17 приложения 1 к Методическим указаниям) включаются материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях:

— по снижению количества образования отходов;

— по внедрению технологий переработки, использования, обезвреживания отходов;

— по организации и дооборудованию мест временного хранения отходов, отвечающих предъявляемым экологическим требованиям;

— по вывозу (с целью переработки, обезвреживания, размещения и др.) ранее накопленных отходов;

— по проведению мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов;

— по иному снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей природной среды.

33. В разделе «Предложения по лимиту размещения отходов» указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на 5-летний период (с разбивкой по годам).

Территориальным органом МИР России принимается решение об утверждении лимита на размещение отходов.

34. В разделе «Литература» приводится перечень использованных источников информации с указанием авторов, издательства и года издания.

35. В «Приложении» даются следующие материалы:

— документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей;

— документы, подтверждающие намерение па размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов (например, копии договоров);

— копии отчетной документации о фактах приема и передачи отходов;

— карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов;

36. Упрощенная форма проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включает следующие разделы;

— общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

— перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— схему операционного движения отходов.

Данные разделы оформляются согласно пунктам 21, 24 и 27, соответственно, Методических указаний.

Приложение 1
к Методическим указаниям
по разработке проектов нормативов
образования отходов и лимитов
на их размещение