Приказ минфина no 145н

Приказ Минфина России от 22 сентября 2015 г. № 145н “Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме”

В целях совершенствования прозрачности (открытости) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов приказываю:

утвердить прилагаемые Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.

Методические рекомендации
по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме
(утв. приказом Минфина России от 22 сентября 2015 г. № 145н)

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации путем обеспечения информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах в доступной форме.

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации определяют состав, структуру, порядок составления и публикации информации, содержащей основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в понятной для широкого круга граждан (заинтересованных пользователей) форме (далее — бюджет для граждан).

2. Бюджет для граждан разрабатывается для ознакомления граждан (заинтересованных пользователей) с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, основными условиями формирования и исполнения бюджетов, источниками доходов бюджетов, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований, а также вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.

3. Бюджет для граждан рекомендуется использовать в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и годовому отчету о его исполнении.

4. При составлении и публикации бюджетов для граждан рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

4.1. Достаточность: состав сведений, представленных в бюджете для граждан, должен быть достаточным для формирования у граждан (заинтересованных пользователей) представления о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее — публично-правовое образование) без обращения к дополнительным источникам;

4.2. Понятность: при использовании узкопрофессиональных терминов следует приводить их разъяснения (в том числе с приведением практических примеров);

4.3. Достоверность: в бюджет для граждан следует включать только сведения, основанные на официальной информации об основных показателях социально-экономического развития, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, источниках доходов бюджетов, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных ассигнований;

4.4. Актуальность: информацию, представленную в бюджете для граждан, следует актуализировать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (решений органов местного самоуправления) с учетом вносимых изменений;

4.5. Доступность: при публикации бюджета для граждан следует исходить из необходимости обеспечения доступа к информации максимального количества граждан (заинтересованных пользователей);

4.6. Своевременность: бюджет для граждан следует публиковать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее даты внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа или опубликования закона (решения) о бюджете, а также не позднее даты внесения проекта закона (решения) об исполнении бюджета на рассмотрение законодательного (представительного) органа или одновременно с опубликованием закона (решения) об исполнении бюджета.

II. Состав и структура бюджета для граждан

5. В бюджет для граждан рекомендуется включать:

глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как «бюджет», «доходы бюджета», «расходы бюджета», «межбюджетные трансферты» и иные необходимые термины;

описание административно-территориального деления публично-правового образования;

основные показатели социально-экономического развития публично-правового образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемов жилищного строительства;

основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджетов, повышение эффективности расходов бюджетов;

основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), а также дефицит/профицит бюджета;

основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), направляемых в местные бюджеты, планируемых к получению из местных бюджетов;

уровень долговой нагрузки на бюджет публично-правового образования, в том числе с отражением структуры долга публично-правового образования по видам долговых обязательств;

информацию о позиции публично-правового образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления региональными (муниципальными) финансами;

информацию о проведении и участии публично-правового образования в конкурсах проектов по представлению бюджетов для граждан, о реализации проектов инициативного бюджетирования, а также проектов, направленных на повышение бюджетной грамотности населения.

6. В состав информации о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется включать:

информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в сравнении с предыдущими годами;

информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).

7. Учитывая особенности классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.

8. Информацию о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности органов государственной власти (местного самоуправления), влияющей на изменение доходов бюджета.

9. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или иной целевой группе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы).

9.1. В описание целевой группы рекомендуется включать характеризующую данную группу краткую информацию и определения, основанные на нормативных правовых актах с указанием их реквизитов и/или ссылок на них, а также комментарии к ним в доступной и понятной для граждан (заинтересованных пользователей) форме. Информация о целевой группе может быть представлена в виде справки, таблицы или с применением инфографики.

9.2. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и другие); работники государственных и муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату государственных (муниципальных) заказов из бюджета (например, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).

9.3. Информация для целевой группы может быть представлена по следующим направлениям: количественные характеристики (численность целевой группы, доля в общей численности населения публично-правового образования, меры поддержки за счет средств бюджета публично-правового образования (льготы, денежные выплаты, компенсации, меры социальной поддержки); государственные и муниципальные услуги, оказываемые представителям целевой группы за счет средств бюджета публично-правового образования; мероприятия государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), непосредственно направленные на целевую группу.

10. Информацию о расходной части бюджета публично-правового образования рекомендуется представлять в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) с указанием непрограммных расходов*, выделяя общественно значимые проекты, реализуемые на территории публично-правового образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также проектов в рамках инициативного бюджетирования.

11. Информацию о расходах бюджета в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ*) рекомендуется дополнять данными о достигнутых и планируемых целевых показателях программ (в сопоставлении с объемами бюджетных расходов, направляемых на достижение целевых показателей соответствующих программ). Данные о расходах и целевых показателях рекомендуется приводить в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).

12. Сведения о расходах бюджета могут быть дополнительно представлены по разделам и подразделам классификации расходов бюджета и в разрезе видов расходов.

13. В составе информации о расходах бюджета рекомендуется приводить сведения об оценке объема предоставляемых налоговых и неналоговых льгот, установленных законодательством (решением) соответствующего публично-правового образования.

14. В составе бюджета для граждан рекомендуется включать сведения об общественно значимых проектах, в том числе о создаваемых в рамках данных проектов объектах капитального строительства общерегионального (межмуниципального) характера или имеющих важное значение для социально-экономического развития публично-правового образования.

15. Основными критериями для включения общественно значимого проекта в бюджет для граждан могут быть:

значительный объем расходов бюджета, направляемых на финансирование проекта;

общерегиональный (межмуниципальный) характер проекта;

широкий охват целевой аудитории (несколько целевых групп, на которые направлена реализация общественно значимого проекта).

16. По каждому общественно значимому проекту рекомендуется включать следующую информацию:

общие характеристики проекта (справочная информация) — наименование, место реализации, сроки реализации (для объектов капитального строительства — срок ввода в эксплуатацию);

Читайте так же:  Где подать на алименты в спб

объем финансирования — общий объем финансирования с разбивкой по годам и источникам финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, внебюджетные средства), целевые статьи расходов;

мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, непосредственно влияющие на целевые группы;

показатели (индикаторы), характеризующие процесс реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ;

ожидаемые результаты, характеризующие итоги реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

17. В состав информации о реализации в публично-правовом образовании проектов инициативного бюджетирования рекомендуется включать сведения о проектах по поддержке местных инициатив, направленных на решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан.

18. Информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется представлять в соответствии с той же структурой, что и информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта закона (решения) о бюджете и закона (решения) о бюджете с указанием причин отклонения фактических значений от запланированных.

19. В бюджеты для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа публично-правового образования, графике личного приема граждан руководством финансового органа, а также описание дополнительных способов участия граждан в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении в данном публично-правовом образовании, в том числе описание механизмов взаимодействия с депутатами законодательного (представительного) органа публично-правового образования.

20. В целях дополнительного информирования граждан финансовым органам публично-правового образования рекомендуется при составлении бюджета для граждан использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за год, предшествующий составлению бюджета для граждан.

III. Порядок составления и публикации бюджета для граждан

21. Бюджеты для граждан составляются и публикуются финансовыми органами публично-правового образования ежегодно.

22. Финансовым органам публично-правового образования рекомендуется составлять и публиковать бюджеты для граждан на основе следующих документов:

проекта закона (решения) о бюджете, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;

закона (решения) о бюджете;

проекта закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа, или закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

23. При формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать нормативные правовые акты (решения), утверждающие государственные программы субъектов Российской Федерации (муниципальные программы), а также иные нормативные правовые акты по решению финансового органа публично-правового образования.

24. Финансовым органам публично-правовых образований при составлении бюджетов для граждан рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями, а также правовыми актами уполномоченных органов публично-правового образования, регулирующими порядок подготовки и публикации бюджетов для граждан.

25. По решению финансового органа публично-правового образования бюджеты для граждан могут уточняться в соответствии с внесенными в закон (решение) о бюджете изменениями.

26. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать современные технологии визуализации данных.

27. В процессе формирования бюджетов для граждан финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется проводить общественные обсуждения содержания и способа представления бюджетов для граждан, в том числе в форме заседаний рабочих групп, комиссий, а также опросов и горячих линий.

28. Бюджеты для граждан подлежат опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в виде брошюр, либо в виде сведений, размещаемых на официальном сайте публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования или ином информационном ресурсе на усмотрение финансового органа публично-правового образования, на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

29. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) о бюджете или закона (решения) о бюджете, рекомендуется публиковать одновременно с внесением проекта закона (решения) о бюджете высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или одновременно с опубликованием закона (решения) о бюджете.

30. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется публиковать одновременно с внесением проекта закона (решения) об исполнении бюджета высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или одновременно с опубликованием закона (решения) об исполнении бюджета.

31. Сведения, размещаемые на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публикуются в свободном доступе без регистрации граждан (заинтересованных пользователей) или предоставления их персональных данных, а также без заключения лицензионных или иных соглашений для доступа к бюджету для граждан.

32. Финансовым органам публично-правовых образований, публикующим бюджет для граждан в виде сведений, размещаемых на информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуется обеспечить обратную связь с гражданами (заинтересованными пользователями), а также предоставлять возможность общения по темам, разделам и рубрикам соответствующего информационного ресурса.

* В случае принятия публично-правовым образованием решения о формировании местного бюджета в программном формате.

Обзор документа

Определен порядок составления и публикации информации, содержащей основные положения проекта бюджета региона или муниципального образования (закона (решения) о бюджете, о его исполнении за отчетный финансовый год) в понятной для широкого круга граждан форме. Это т. н. «бюджет для граждан».

Его разрабатывают для ознакомления с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, с основными условиями формирования и исполнения бюджетов, с источниками доходов, обоснованиями расходов, с планируемыми и достигнутыми результатами использования ассигнований, а также для вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.

Приведена структура «бюджета для граждан».

Документ публикуется в Интернете в свободном доступе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2016 г. № 145н «О внесении изменений в Положение о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 апреля 2015 г. № 68н»

Зарегистрирован в Минюсте России 22.09.2016 г. № 43766

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.09.16 г.

Приказ минфина no 145н

Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2008 г. N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» / Утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Указания с учетом внесенных в Бюджетный кодекс РФ изменений и федерального бюджета на 2009-2011 гг. устанавливают правила применения бюджетной классификации РФ участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ. Приведены правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. При этом сам перечень таких расходов существенно расширен. Указаниями не установлена детализация целевых статей по расходам бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, источником финансового обеспечения которых являются федеральные субсидии и субвенции, на уровне подпрограммы. В данной ситуации и при необходимости обособления денежных потоков в учете соответствующему финансовому органу разрешено осуществлять неустановленную Указаниями детализацию кода целевой статьи на уровне подпрограммы (по видам, источникам выплат и т.д.). Однако, при представлении в Федеральное казначейство бюджетной отчетности детализация кодов целевых статей должна соответствовать Указаниям. Приведена отдельная таблица статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов, которые применяются в 18 — 20 разрядах 20-значного кода классификации расходов бюджетов. В связи с реформированием системы федеральных органов исполнительной власти пересмотрены перечни прямых получателей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов бюджетов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Приказ вступает в силу с 1 января 2009 г.

Организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками ЕСН. К организациям относятся, в частности, иностранные юридические лица / ЕСН облагаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Форма выплат не влияет на их включение в налоговую базу. Так, это может быть полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для работника. Начисленные организацией по трудовым договорам выплаты в пользу работников, в том числе иностранных граждан, облагаются ЕСН. (Письмо Минфина России от 19.12.2008 № 03-04-06-02/127)

«Учет. Налоги. Право» №1, 13 — 19 января 2009 г. — новости:

Как избежать осложнений с векселями, бартером и прочими антикризисными расчетами / В этом году даже самые крупные компании стали активно использовать неденежные формы расчетов. К примеру, компания «АвтоВАЗ» официально заявила, что только 30 процентов расчетов с контрагентами автогигант будет производить деньгами. У главбухов мы выяснили, какие формы расчетов наиболее популярны на сегодняшний день. Кроме того, мы попросили аудиторов и юристов назвать неочевидные тонкости неденежных расчетов и предупредить об опасностях.

Нашлись регионы-герои, которые снизили ставку по «упрощенке» / Федеральные власти разрешили региональным властям сократить ставку единого налога по упрощенной системе с 15 до 5 процентов — для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (Федеральный закон от 26.11.08 № 224-ФЗ). Однако большинство субъектов РФ поправкой пока не воспользовалось — ведь «упрощенный» налог поступает в местный бюджет. Мы обнаружили лишь шесть регионов-героев, где столь радикальным способом решили поддержать компании.

Через полгода о проверках будут уведомлять заранее / С 1 июля 2009 года вступит в силу «антипроверочный» закон — «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (на момент сдачи номера в печать реквизиты закону не были присвоены). На него возлагались большие надежды, однако окончательный текст все же разочаровывает.

За невыдачу зарплаты пытаются осудить главбуха компании / Невыдача зарплаты может грозить уголовным наказанием не только руководству компании, но и главному бухгалтеру. Именно это произошло с главбухом карельского предприятия, которую прокуратура обвинила в неисполнении решения суда, обязавшего погасить долги перед сотрудниками компании.

Для вручения акта по «камералке» у инспекции есть пять рабочих дней / Акт, составленный по результатам камеральной налоговой проверки, инспекция обязана вручить компании в течение пяти рабочих дней со дня его составления. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 09.12.08 № 03-02-07/1-503 (ответ на частный запрос).

Читайте так же:  Осаго пр ветеранов

ФНС России и ПФР договорились, как возвращать пенсионные взносы / Наконец-то ФНС России определилась и согласовала с Пенсионным фондом, как налоговые инспекции должны проводить зачеты и возвраты переплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в ПФР. Порядок, изложенный в комментируемом письме от 01.12.08 № ММ-6-1/[email protected], — временный и будет действовать, пока законодатели не внесут соответствующие изменения в Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ.

Налоговая обязана рассказывать компании о счетах ее должников / Компания, у которой есть исполнительный лист с неистекшим сроком предъявления, может узнать в налоговой инспекции о банковских счетах своего контрагента-должника и наличии на них денежных средств. Нарушения налоговой тайны здесь нет. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 26.11.08 № 03-02-07/2-207 (ответ на частный запрос).

Чиновники предложили способ предотвратить незаконное использование ЭЦП / Для сдачи отчетности в электронном виде у руководителя и главбуха есть сертификат ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Но поскольку он хранится на дискете, флэшке и т. п., может возникнуть опасность, что электронной подписью воспользуется кто-то кроме ее законного владельца. Ключ подписи, попавший под подозрение, стоит немедленно отозвать. Это исключит возможность несанкционированного визирования документов такой ЭЦП. Этот порядок действий компаниям предложила ФНС России в письме от 17.12.08 № ММ-3-6/[email protected]

Минфин подтвердил, что сменить объект на «упрощенке» можно было с 2009 года / Налогоплательщики, применяющие «упрощенку» менее трех лет, имели полное право сменить объект налогообложения в 2009 году, подав в инспекцию соответствующее уведомление до 22 декабря 2008 года. Так истолковал пункт 2 статьи 346.14 Налогового кодекса в новой редакции Минфин России в ответе на частный запрос. Чиновники обосновали свое мнение тем, что новые положения о возможности ежегодно менять объект налогообложения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Новая арбитражная практика. Требования инспекции, направленные по интернету, для компании не обязательны / Компанию нельзя штрафовать по статье 126 Налогового кодекса за просрочку представления документов, если соответствующее требование налоговая направила по каналам электронной связи.

Новая арбитражная практика. Если решение ИФНС удалось оспорить хотя бы в части, всю пошлину платят налоговики / Если оспариваемое компанией решение суд отменил лишь в части, расходы по госпошлине тем не менее целиком ложатся на инспекцию.

Быстрые ответы на срочные налоговые вопросы по поправкам / Многое в работе изменилось из-за налоговых поправок. Большинство из них действует с 1 января. Но не всегда можно определить, какие правила применять — новые или старые — исходя лишь из даты вступления в силу новых норм. Требуется комплексный анализ взаимосвязанных статей кодекса. Мы провели этот анализ, а также выяснили, какой вывод по применению поправок в переходный период сделали чиновники.

Шпаргалка по расчету больничных и детских пособий на стыке лет / С этого года увеличены предельные размеры больничных и декретных, а также установлен новый коэффициент индексации «детских» пособий.

Личный интерес. По мнению ФНС, повышенный вычет полагается по расходам 2008 и 2009 годов / Максимальная сумма имущественного налогового вычета, который положен при покупке или строительстве жилья, с этого года увеличена в два раза — с 1 млн до 2 млн рублей. Новая норма подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса вступила в силу с этого года, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. То есть, подав в этом году декларации по форме 3-НДФЛ за прошлый год, налогоплательщик вправе вернуть налог по ставке 13 процентов с 2 млн рублей (то есть максимум 260 тыс. рублей).

Что изменилось в работе в наступившем году / Прошлый 2008 год ознаменовался не только глобальными поправками в Налоговый кодекс, но и тем, с какой виртуозностью законодатели это осуществили. Пришлось даже перекроить под это дело порядок вступления налоговых законов в силу. Но в целом изменения, вступившие в силу с 1 января, благоприятные и некоторые из них имеют обратную силу. Разобраться с порядком их применения, а также с новыми правилами расчета налогов вам поможет наша таблица.

Поправки с отсрочкой. Две поправки в первую часть Налогового кодекса, которые начнут действовать через год / Законодатели отложили вступление в силу двух важных поправок до 1 января 2010 года. Они были внесены Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ в абзац третий пункта 1 статьи 54 и пункт 9.2 статьи 76 Налогового кодекса.

Вопросы по поправкам. Важные подробности применения с этого года новых правилпо НДС / Можно ли в декларации за четвертый квартал 2008 года начисленный в этом периоде НДС со стоимости строительно-монтажных работ для собственного потребления принять к вычету?

Личный интерес. Не облагаемый НДФЛ размер ставки по валютному вкладу не увеличен / Как и раньше, в этом году доходы, получаемые по валютным банковским вкладам, не облагаются НДФЛ, если размер выплачиваемых процентов ниже 9. С суммы превышения банк удержит НДФЛ при выплате вкладчику процентов. Необлагаемый лимит увеличился только в отношении рублевых вкладов.

Личный интерес. Проценты по займу выгоднее погасить в этом году / С этого года размер налогооблагаемой материальной выгоды от экономии на процентах по займам, с которой нужно платить НДФЛ, снижен. Новые правила расчета применяются в том случае, если заемщик выплачивает проценты либо возвращает беспроцентный заем после 1 января 2009 года. При этом период, за который начислены проценты, значения не имеет. Поэтому выгоднее уплатить проценты за прошлый год в этом. Если вы уже погасили долг в 2008 году, то по договоренности с работодателем имеет смысл перенести по документам дату погашения процентов с конца прошлого года на начало текущего.

Советы по поправкам. Компенсировав сотруднику проценты по ипотеке, можно сэкономить на налогах / Если сотрудник выплачивает проценты по ипотечному кредиту, то с этого года и работодателю, и самому заемщику выгодно, чтобы эти затраты возмещал работодатель, пропорционально уменьшив зарплату. Компания экономит на ЕСН, который с такого рода компенсаций не взимается (подп. 17 п. 1 ст. 238 НК РФ). При этом, так же как и зарплата, сумма компенсации по жилищным займам и кредитам включается в расходы на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ).

Советы по поправкам. Часть зарплаты выгоднее заменить компенсацией стоимости обучения / Этот способ налоговой экономии можно применить в отношении тех сотрудников, которые получают высшее или среднее специальное образование. Оплата стоимости обучения включается в расходы по налогу на прибыль, при этом не облагается ни ЕСН, ни НДФЛ (п. 21 ст. 217, подп. 16 п. 1 ст. 238, п. 3 ст. 264 НК РФ).

Советы по поправкам. Сложности нелинейного метода оправданны при больших вложениях в ОС / У нелинейного метода начисления амортизации есть одно значительное преимущество перед линейным способом — он позволяет большую часть стоимости основных средств списать в первые месяцы их эксплуатации. Когда поправки, существенно изменяющие порядок использования нелинейного метода, применялись, их авторы всячески «рекламировали» возможность совершенно законной налоговой экономии, которую этот метод теперь дает.

Вопросы по поправкам. Тонкости восстановления амортизационной премии по новым правилам / В прошлом году продали основное средство, которое было приобретено и введено в эксплуатацию в июне 2008 года. Нужно ли сейчас восстанавливать ранее учтенную амортизационную премию?

Советы по поправкам. Можно снизить в первом квартале величину авансов по прибыли / Статья 8 Федерального закона от 26.11.08 № 224-ФЗ позволяет учитывать сумму признаваемых процентов по кредитам и займам с учетом новых ограничений. Это правило начало действовать с 1 января этого года, но распространило свое действие на правоотношения с 1 сентября 2008 года. Поэтому сейчас компания может пересчитать ранее учтенную сумму процентов и подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2008 года. Скорректировать также можно и декларации за январь-октябрь и январь-ноябрь, если компания в четвертом квартале прошлого года платила авансы исходя из фактической прибыли, воспользовавшись антикризисными поправками.

Советы по поправкам. Выявленное при инвентаризации имущество выгоднее оформить этим годом / Имущество, выявленное в результате инвентаризации после 1 января 2009 года, можно амортизировать. Теперь это прямо следует из пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса. До внесения этих поправок компаниям тоже удавалось доказать, что такие объекты можно амортизировать, правда только в суде (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.04.07 № А33-8921/06-Ф02-1794/07). Поэтому по инвентаризации, проводимой перед составлением отчетности за 2008 год, выгоднее все документы по выявленным неучтенным основным средствам датировать началом 2009 года. А именно инвентаризационную опись основных средств по форме № ИНВ-1, сличительную ведомость по форме № ИНВ-18, акт выявления излишков, который составляет инвентаризационная комиссия по результатам инвентаризации, и т. д. Ведь доходы, выявленные в результате инвентаризации, признаются в месяце ее проведения.

Советы по поправкам. Способов отказаться от «вмененки» стало больше / «Вмененный» налог далеко не всегда может быть выгоднее общей или упрощенной системы налогообложения, где налоговая нагрузка по некоторым видам деятельности может быть ниже, чем при ЕНВД. Раньше, чтобы избежать нежелательной «вмененки», приходилось намеренно превышать лимиты, которые установлены для вида деятельности, в частности площадь помещения, число транспортных средств.

Советы по поправкам. Можно выбрать, в какой инспекции встать на учет в качестве плательщика ЕНВД / Когда компания ведет «вмененную» деятельность на территории нескольких городских районов, муниципальных округов, внутригородских территориях Москвы и Санкт-Петербурга, которые подведомственны нескольким инспекциям, встать на учет в качестве плательщика ЕНВД можно только в одной из них (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Вопросы по поправкам. Новые правила постановки и снятия с учета при «вмененке» / В январе компания закрывает магазин, по которому платился ЕНВД. По какой форме нужно подать заявление о снятии с учета?

Советы по поправкам. Использовать поправку по убыткам с отчетности за 2008 год опасно / При переносе убытков прошлых лет на «упрощенке» с этого года больше не нужно придерживаться 30-процентного ограничения по сумме. Обратная сила этим правилам не придана. Между тем Минфин России в письме от 17.11.08 № 03-11-04/2/170 (ответ на частный запрос) высказал довольно выгодную для компаний позицию: руководствоваться поправками можно уже при расчете налога за 2008 год.

Советы по поправкам. Изменив порядок выплаты дивидендов, можно сэкономить на налоге с них / В прошлом году Налоговый кодекс хоть и не напрямую, но позволял компаниям, работающим на «упрощенке» с объектом «доходы», самим платить налог с дивидендов и облагать их по ставке 6 процентов. Чиновники же считали, что налог должен удерживать налоговый агент по ставке 9 процентов. Теперь это подтвердили и законодатели.

Читайте так же:  Размер пособия матери одиночке с двумя детьми

Как оформить привлечение к работе сотрудника в выходные и праздники / Чтобы привлечь сотрудников к работе в выходной или праздничный день, нужно:

Можно ли включить в расходы НДС с имущества, переданного в счет процентов по займу / Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная позиция контролирующих ведомств отсутствует.

Когда удерживать НДФЛ с депонированной зарплаты / Если деньги на зарплату получены в банке, то компания должна перечислить НДФЛ до их фактической выплаты сотрудникам (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса). Поэтому к моменту депонирования НДФЛ следует уже заплатить, и само депонирование никак не влияет на сроки перечисления налога.

Предоставлять ли сотруднику «детский» вычет по НДФЛ, если ребенок работает / Да. Стандартный вычет на ребенка предоставляется сотруднику, который является:

Памятка по составлению путевого листа с учетом новых требований Минтранса / «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи» — это цитата из пункта 2 раздела I Порядка (утв. приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152, вступил в силу 21 октября). По словам специалистов этого министерства, она означает, что новых требований должны придерживаться все без исключения, а не только автотранспортные предприятия.

Алгоритм действий. НДС по авансу теперь можно (придется) принять к вычету. / С 2009 года компании могут принимать к вычету НДС по выплаченным авансам. При этом новая редакция Налогового кодекса изобилует правилами, которые заметно добавляют бумажной работы. Особенно это неприятно в ситуации, когда предоплата и отгрузка приходятся на один квартал — особой выгоды от вычета с аванса в этом случае компания не получает. При этом многие чиновники считают, что отказаться от вычета НДС с авансов нельзя — мол, кодекс этого не предполагает (официальных разъяснений пока нет).

При увольнении иностранца — налогового резидента налоговики требуют пересчитать НДФЛ / При увольнении иностранца помимо всех обычных расчетов, связанных с прекращением трудовых отношений, финансовой службе компании необходимо еще решить вопрос и с пересчетом НДФЛ со всей зарплаты за год. Особо запутанная ситуация возникает, если иностранец имеет статус налогового резидента, но увольняется в первой половине года.

Возврат денег из бюджета пройдет легче, если заранее проверить исполнительный лист / Даже когда позади судебные тяжбы с налоговой инспекцией и на руках уже есть заветный исполнительный лист на возврат денег из бюджета, не исключены новые проволочки. Если в названии ИФНС есть опечатка, грамматическая или иная ошибка, то при предъявлении исполнительного документа в казначействе откажутся перечислять деньги. Основание — указанное в исполнительном листе наименование налоговой инспекции не соответствует ее учредительным документам (к примеру, вместо «ИФНС» написано «Инспекция ФНС»).

Как делают коллеги. Что предпринять, если покупатель ошибся в платежке? / При заполнении платежных поручений в поле «назначение платежа» покупатели нередко допускают ошибки: вместо «счет» пишут «счет-фактура», ошибаются в реквизитах счета или договора, ошибочно выделяют НДС или, наоборот, его не указывают. Как исправить такие ошибки? А может, ими можно вовсе пренебречь?

Ловушка в документе. В договоре комиссии не детализирован перечень возмещаемых расходов / В чем опасность. В договоре комиссии стороны нередко ограничиваются формулировкой вроде «комитент обязан возместить комиссионеру все издержки, связанные с исполнением договора». Это вполне соответствует статье 1001 Гражданского кодекса.

Проверьте себя. Экспресс-тест с подсказками / У компании образовалась переплата по взносам на пенсионное страхование. Когда, по мнению ФНС России, можно подать заявление на возврат излишне уплаченных сумм

«Учет. Налоги. Право — Москва» №1, 13 — 19 декабря 2009 г. — анонс:

В каких инспекциях безопаснее всего регистрировать однодневки / Нам удалось ознакомиться с документом УФНС, где подводятся итоги усилий по борьбе с однодневками. Налоговики с удовлетворением констатируют, что за 11 месяцев 2008 года зарегистрировалось организаций с признаками однодневок вполовину меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Но при этом находится «на недостаточном уровне проведение обследований помещений по адресам, указанным в учредительных документах фирм-однодневок».

Какие инспекции не ходят «по адресам» / Первое, что требуется от инспекторов сделать на благо борьбы с однодневками, — посетить юридические адреса подозрительных новых компаний. Однако в ИФНС № 3, 21, 23 в прошлом году этот наказ проигнорировали — не посетили ни одного адреса, а в инспекции № 5 — только один. Зато инспекции № 1, 4, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 24, 26, 28, 29, 30, 31, 34, 35, 36 нанесли визит всем потенциальным однодневкам.

У налоговиков нет возможности регулярно получать информацию об «обналичке» / В рамках борьбы с однодневками УФНС России по г. Москве обязало инспекции ежеквартально представлять сведения о фактах, когда физические лица снимали со счетов компаний денежные средства на сумму более 500 тыс. рублей. В московских ИФНС уверяют, что у инспекторов есть все возможности для сбора подобной информации. Но по нашей информации, это не совсем так.

Московские инспекции проводят закрытые «vip»-семинары / В некоторых столичных налоговых стали устраивать закрытые бесплатные семинары для конкретных налогоплательщиков — туда пускают только по «пригласительным билетам». Например, такие семинары проводятся для компаний, которые больше всех допускают ошибки в отчетности. Посторонних, даже если они состоят на учете в той же инспекции, на подобные семинары не пустят. Самой избирательной в этом плане оказалась ИФНС № 31 — там вообще ни на какой семинар не попасть без приглашения. Поэтому, прежде чем идти на семинар, на всякий случай стоит поинтересоваться, для кого он проводится и как туда попасть (адреса и телефоны всех отделов московских инспекций есть на сайте столичного УФНС www.r77.nalog.ru).

Что нового в инспекциях. ИФНС России № 21 по ЮВАО г. Москвы / Убедительно просит налогоплательщиков, заявивших НДС к возмещению, представить вместе с декларацией заверенные копии документов для проведения камеральной проверки в соответствии со статьей 88 НК РФ по вопросу обоснованности заявления НДС к уменьшению. В случае непредставления документов заявленная к уменьшению сумма НДС не будет отражена в лицевом счете организации. Документы необходимо представить в кабинет 216. По всем вопросам обращаться по телефону 371-04-60 к Щербаковой Елене Александровне (доб. 137) или Канчиковой Анне Павловне (доб. 147).

Что нового в инспекциях. ИФНС России № 22 по ЮВАО г. Москвы / Требует при представлении уточненных расчетов и деклараций представлять копию платежного поручения на уплату разницы.

Что нового в инспекциях. ИФНС России № 23 по ЮВАО г. Москвы / Позволяет не прикладывать акт сверки при подаче заявлений на зачет из КБК на КБК и возврате переплаты на расчетный счет.

Как отбиться от доначислений ЕСН по гражданско-правовым договорам / Столичные судьи пресекают попытки инспекторов переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые с тем, чтобы доначислить ЕСН. Об этом свидетельствует проведенный «УНП» анализ арбитражной практики Московского региона за последний год. Также он показывает, к каким фактам цепляются инспекторы, пытаясь найти основания для начислений, и действенные контраргументы компаний.

Упрощенная система / Возврат на общий режим потребует восстановить бухучет

По окончании строительства плату за землю можно списать в расходах единовременно / Расходы по арендной плате за земельный участок, осуществляемые до начала строительства, а также во время строительства, являются расходами, непосредственно связанными со строительством объекта основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Поэтому подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. Плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта, также входит в сводный сметный расчет стоимости строительства (п. 1.7 приложения 8 к Методике определения стоимости строительной продукции МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя России от 05.03.04 № 15/1). В результате они будут списываться в составе расходов путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 Налогового кодекса. Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал в письмах от 04.07.08 № 03-03-06/1/384, от 11.08.08 № 03-03-06/1/452.

Об обязанности перейти на «вмененку» инспекторы не информируют / С момента как площадь торгового зала розничного магазина перестала превышать 150 кв. метров. Начиная с этой даты деятельность по розничной торговле через этот магазин должна облагаться единым налогом на вмененный доход. Основание — пункт 1 статьи 346.28 и пункт 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Дело в том, что предпринимательская деятельность переводится на уплату ЕНВД с момента начала ее осуществления. При этом информировать вашу компанию о невозможности применять в отношении такого магазина упрощенную систему инспекторы не должны — налоговое законодательство на них такие обязанности не возлагает. Вашей компании также нужно будет в течение пяти рабочих дней с начала осуществления вмененной деятельности встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в инспекции по месту ведения такой деятельности.

Весь НДС по зданию, используемому в облагаемых и необлагаемых операциях, ставят к вычету / Сумму НДС, которую продавец предъявил вам при покупке здания, ваша компания может принять к вычету в полном объеме. Тот факт, что здание предназначено для использования как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях, значения не имеет.

Продажа электрических гирлянд требует применять контрольно-кассовую технику / Штраф в данном случае правомерен. Во-первых, продажа товаров через тентовые палатки не относится к разносной торговле, поэтому от обязанности применять контрольно-кассовую технику не освобождает. Такие объекты торговли к разносной торговле, а именно к лоткам, продажа товаров посредством которых освобождает от обязанности применять ККТ, отношения не имеют. Тентовые палатки представляют собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, которая оснащена прилавком и не имеет торгового зала и помещений для хранения товаров. Поэтому при продаже товаров через такие палатки необходимо применять контрольно-кассовую технику. Во-вторых, сама по себе продажа через прилавки и лотки без применения ККТ технически сложных товаров, к которым относятся и электрические гирлянды, запрещена (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54?ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежны! х карт»).