Пособие для подготовки к уроку

Пособие для подготовки к уроку

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность занятия. Качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Подготовка к уроку.
Анализ проведенного урока*

Подготовка к уроку – важный этап работы учителя.Что значит подготовиться к уроку? На какие моменты обратить особое внимание? Что важно продумать непосредственно перед проведением урока и как потом проанализировать свою деятельность?
Материал, предлагаемый в рубрике, поможет молодому специалисту грамотно подготовиться к проведению урока, а более опытному педагогу – успешно координировать и контролировать свою наставническую работу.

Подготовка к уроку

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

1. Учет особенностей учащихся класса:

успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

отношение учащихся к предмету;

сформированность учебных умений;

общая подготовленность учащихся;

отношение к разным видам учебной деятельности;

отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

тип нервной системы;

эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

управление восприятием нового учебного материала учащимися;

умение преодолеть плохое настроение;

уверенность в своих знаниях, умениях;

наличие умений импровизации;

умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя по программе к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, выделить опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями; какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести детей к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах вашей организации деятельности детей.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Внимательно наблюдать за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

9. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

10. Стимулировать учащихся задавать вопросы , поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

Примерная схема календарно-тематического плана

Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет происходить на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 – реализация воспитательного потенциала урока;
2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 – дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Примерное содержание разделов поурочного плана

1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

II. Повторение опорных знаний

1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний

1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.

IV. Формирование умений и навыков

1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

V. Домашнее задание

1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Планирование и конкретизация задач урока

Действия педагога

1. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока

I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока):

1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу

4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)

2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания.

3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

4. Для решения задач эстетического воспитания.

5. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

6. Формировать правильное отношение к природе.

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).

2. Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока.

3. Обеспечивая развитие речи учащихся.

4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

5. Для развития у учащихся познавательного интереса.

6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком

1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.
2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.
3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя

1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.
2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.
3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.

Психологическая подготовка к уроку

1. Осознание ее необходимости.
2. Мысленное переживание предстоящего урока.
3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.
4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).
5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

Способствуют успеху урока

1. Хорошее знание материала урока.
2. Бодрое самочувствие.
3. Продуманный план урока.
4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.
5. Правильный выбор методов обучения.
6. Разнообразие методов обучения.
7. Занимательность изложения.
8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока

1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Безразличное отношение.
3. Рыхлая композиция урока.
4. Скованность движений.
5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
6. Однообразие методов обучения.
7. Бесстрастный рассказ учителя.
8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

1. Каковы первые впечатления?
2. Какова общая оценка урока?
3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)?
4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?
5. Все ли задуманное выполнено или многое не успели?
6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо относились к учению?
7. Какова дисциплина на уроке? и др.

Читайте так же:  Алименты матери в декретном отпуске

1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи?
2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников?
4. Формировался ли познавательный интерес школьников?
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
7. Как работали учащиеся на уроке (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока?
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке?

Основные требования к анализу урока учителем

1. Цель и задачи анализа.
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.
6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
7. Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств.
8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.
10. Выполнение намеченных задач урока.
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
12. Умение не только оценить этапы урока, но и показать их взаимосвязь.
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).
14. Объективность оценки учителем результатов своего урока.
15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему?
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает?
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения?
12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения?
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает? Если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Доволен ли учитель уроком?
17. Направления совершенствования урока.

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

1) класс;
2) дата проведения урока;
3) тема урока;
4) задачи урока.

Оборудование урока

1) какие средства обучения использованы;
2) подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
3) как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1) соответствует ли содержание программе, задачам урока;
2) проведена ли его дидактическая обработка;
3) формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
4) с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
5) как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
6) какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
7) как осуществлялись межпредметные связи;
8) способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1) какой тип урока избран, его целесообразность;
2) место урока в системе уроков по данному разделу;
3) как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
4) каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
5) как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1) принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
2) в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
3) как реализовался принцип доступности обучения;
4) с какой целью использовался каждый вид наглядности;
5) как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
6) как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство обучением школьников;
7) какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
8) как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
9) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения

1) в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
2) какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
3) какие методы способствовали активизации учения школьников;
4) как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
5) какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1) как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
2) как сочетались разные формы проведения урока: индивидуальная, групповая, классная;
3) осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
4) как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
5) как оценивались знания и умения учащихся;
6) как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
7) какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
8) как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1) умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
2) показ учащимся рациональных способов учебной работы;
3) определение объема учебного материала на урок;
4) поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;
5) роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1) организованность и активность на разных этапах урока;
2) адекватность эмоционального отклика;
3) методы и приемы работы и уровень их сформированности;
4) отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;
5) уровень усвоения основных знаний и умений;
6) наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1) выполнение плана урока;
2) мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
3) уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
II уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;
III уровень – применение в новой ситуации, то есть творческое;

4) общая оценка результатов и эффективности урока;
5) рекомендации по улучшению качества урока.

* Материал носит рекомендательный характер.

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Технологическая карта урока. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГалина Бобырь

Похожие презентации

Презентация по предмету «Технология» на тему: «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Технологическая карта урока.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Технологическая карта урока

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. ( Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989) « ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА это обобщенно — графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности » ( Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока. Научно — методическое пособие. – Витебск, 2006) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Является проектом учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата ( Якушина Е. В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

3 Основания для разработки технологической карты Требования ФГОС : Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов деятельности Необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ изучаемых наук универсальных учебных действий Необходимость планирования учебного процесса, направленного на формирование УУД Структура технологической карты должна фиксировать предполагаемые образовательные результаты

4 При конструировании технологической карты урока химии следует учитывать : Изменение педагогической позиции : в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект — субъектных отношений учитель инициирует деятельность учащихся и является помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности Изменение роли учителя и статуса его деятельности : учитель не транслятор знаний, а тьютор, наставник, помогающий учащимся самостоятельно получать новые знания и достигать образовательных результатов В предметах естественно — математического цикла, в том числе химии, ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Поэтому основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий в процессе обучения химии включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д.

5 Технологическая карта темы Раздел Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение Цели Основное содержание Термины и понятия Образовательные результаты Личностные МетапредметныеПредметные Организация образовательной среды Ресурсы Информационный материал Интерактивный материал Химический эксперимент Демонстрации Лабораторные опыты Практические работы Виртуальный Расчетные задачи Межпредметные связи Формы работы Структура технологической карты темы

6 Технологическая карта темы

7 Пример технологической карты темы

9 технологической карты темы

10 Структура технологической карты урока Технологическая карта урока Тема урока Тип урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Познавательные РегулятивныеКоммуникативные Личностные

11 Технологическая карта урока

12 Пример технологической карты урока ТК закон сохраненияТК водород практическая работа Виды деятельности

13 Технологическая карта позволит учителю : Выделить формируемые у обучающихся УУД в соответствии с предлагаемыми учебно — познавательными или учебно — практическими задачами Фиксировать личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты в виде формируемых УУД на каждом этапе урока Сделать процесс формирования УУД четким и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности Индивидуализировать процесс проектирования урока за счет вариативности проектируемых элементов

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Борис Волков: Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие

Аннотация к книге «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие»

В учебном пособии рассматриваются основные концепции деятельностного подхода в образовании. Анализируются психологические вопросы построения урока, его целей, мотивации, роли интереса учащихся. Показаны особенности руководства учителем перцептивной, мыслительной и мнемической деятельностью обучающихся. Дается схема психологического анализа урока.
Пособие не претендует на исчерпывающее изложение заявленных вопросов. Это лишь некоторые важные психологические вопросы урока, которые необходимо иметь в виду и учитывать учителям школ, особенно начинающим.
Пособие адресуется учителям, школьным психологам, студентам, специализирующимся по психологии и педагогике.
2-е издание, исправленное и дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Методическая разработка по теме:
Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

им. Сибирцева А.Н.

Практическое пособие

и самоанализу урока

методист МОУ СОШ №8

имени Сибирцева А.Н.

1. Теоретическая часть______________________________________ с. 3 — 19

2. Практикум:______________________________________________ с. 20 – 37

3. Список использованной литературы:_______________________ с. 38 — 40

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. ». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Для чего анализируется урок?

Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель .

В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать

  1. современные критерии качества образованности учащихся,
  2. владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,
  3. владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.
Читайте так же:  Богомазова нотариус

Анализ урока необходим для повышения качества обучения .

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как — бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».

При анализе урока, как правило :

  1. Оцениваются методы, способы активизации школьников.
  2. Эффективность освоения материала.
  3. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности.

Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

  1. с позиций деятельности учителя и учеников,
  2. отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации),
  3. с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций.
  4. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Методическая служба школы предлагает разные схемы анализа и самоанализа урока.

Модель наблюдения за учебной деятельностью учащихся и учителя для последующего анализа соответственно этапам урока.

При использовании данной схемы наблюдения , на разных этапах урока можно ставить перед собой разные цели контроля работы учителя.

Контроль деятельности учащихся

Контроль деятельности учителя

Организация начала урока

Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.

Знание учителем психологических особенностей учащихся конкретного возраста, приемов концентрации внимания учащихся.

Постановка цели урока (учителем или учащимися)

Осознание цели урока каждым учащимся.

Работа учителя над формированием учебной мотивации учащихся.

В зависимости от типа урока:

изучение нового материала,
закрепление и развитие знаний, умений и навыков,
формирование умений и навыков,
актуализация опорных знаний,
проверка знаний.

Наличие логики и взаимосвязи в ответах и вопросах учащихся по ходу урока, активность учащихся на уроке, реакция учащихся на неправильный ответ. Отсутствие переутомления учащихся. Дисциплина:

а) готовность к уроку;
б) во время урока;
в) во время самостоятельной работы;
г) во время объяснения;
д) во время дачи домашнего задания;
е) реакция на звонок;

Степень подготовленности учителя к уроку (логика в ответах учащихся свидетельствует о продуманности вопросов учителя), высокая активность учащихся на уроке свидетельствует о хорошем эмоциональном контакте с учителем, о его работе над развитием познавательной деятельности учащихся.

Адекватная реакция учащихся на неправильный ответ говорит о постановке и выполнении воспитательных задач урока.

При наличии признаков переутомления учащихся на протяжении второй половины урока можно говорить о невосприимчивости учителя к психологическому состоянию класса.

Подведение итогов урока

Установление связи между целью и итогом урока.

При наличии данной связи можно говорить о работе учителя над формированием учебной мотивации учащихся, о хорошо продуманном ходе урока.

В зависимости от типа урока, этапы урока могут быть разными: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания учащимися нового материала, обобщение и систематизация знаний и т.д., мы выделили лишь основные.

Модель анализа урока

с позиции управленческого подхода к деятельности учителя

I. Ценностные установки учителя.

1. Оценка степени убежденности учителя в постижении собственного замысла урока.

2. Оценка направленности выбранной цели на развитие образовательной траектории ученика.

3. Оценка коммуникативного учебного пространства через постановку учеником учебной проблемы и задачи.

II. Нормативные установки учителя.

  1. Неформальность в выборе выбора цели обучения на данном уроке, фиксация учителем формы отражения знаний через постановку цели (продукт урока).
  2. Оценка значения своевременного контроля учителем не только знаний, но и процесса их получения. Поэтапность контроля хода усвоения знаний по предмету.
  3. Оценка умений учителя в технике прогнозирования времени на качественное выполнение поставленной учебной задачи.

III. Мировоззренческие установки учителя в области своего предмета

  1. Оценка компетентности учителя в выборе:

— учебных средств для выполнения поставленной задачи (отбор учебного материала, учебные вопросы, выбор формы предъявления полученного знания учениками);

— умения учителя в расстановке акцентов в образовательном и информационном пространстве по своему предмету в данной теме;

— оценка качества промежуточных продуктов деятельности и конечного продукта урока.

2. Уровень результативности усилий ученика и учителя.

IV . Психологические установки учителя

  1. Оценка выбора профессиональной позиции в создании совместной деятельности «учитель-ученик» (учитель — назидатель, учитель-советчик, учитель-друг, учитель-наставник и т.д.).
  2. Оценка усилий учителя в стимулировании ученика, создании ситуации успешности.
  3. Оценка корректности учителя на этапах оценивания ученика, выдвижение критериев оценки, степень понимания их учениками.

можно использовать фрагменты, в связи с целью посещения урока/

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся.

Анализ структуры и организации урока . Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока . Соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока . Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке . Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Оценка самоанализа урока, сделанного учителем.

Общая оценка степени достижения развивающих, воспитательных и учебных целей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока

Элементы творчества , заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока . Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность вывода и оценок , опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Общие выводы и предложения

Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

Заключительное слово учителя.

Для более полного анализа урока администратор может воспользоваться технологической картой.

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с учителем . Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительные моменты. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

По окончании анализа урока, проведенного совместно с учителем администратор должен заполнить и дать на подпись учителю документ, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Собственно письменный документ, подтверждающий факт посещения урока нужен не только учителю, но и администратору. В последствии он сможет проследить динамику качественных изменений в проведении занятий тем или иным преподавателем.В качестве примера мы предлагаем следующие формы оценки качества проведенных уроков.

Технологическая карта целей, содержания педагогического взаимодействия и

прогнозируемого результата в соответствии с этапами урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Умения учебной деятельности

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

2. Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Самопроверка Отработка способа в целом.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Диагностическая работа (на выходе):

— организация дифференцированной коррекционной работы,

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Форма оценки качества уроков:

(по материалам М.М.Поташника « Требования к современному уроку.» Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;)

ДАТА:__ «___»_________200__г. КЛАСС:_____________________

Что оценивается в рамках заявленных требований

  1. Соответствие содержания урока требованиям программы
  2. Использование учебных или дополнительных материалов учащимися
  1. Работа учителя по применению приемов мотивации
  2. Грамотность выбора приемов мотивации относительно уровня развития учеников
  1. Актуализация знаний
  2. Постановка целей
  3. Логическая связь этапов урока
  4. Оценивается четкость завершения каждого этапа урока

Применение приемов, направленных на развитие компетенций учащихся

  1. Оптимальный объем и целевое разнообразие приёмов обучения
  2. Дифференциация этих приемов в учебной деятельности

Самостоятельная деятельность учащихся

  1. Оптимизация времени, отведенного на самостоятельную работу
  2. Обеспеченность дидактическим оснащением
  3. Уровень дифференциации и индивидуализации работы

Организация этапа диагностики зон

  1. Организация условий этапов проверки Д\З
  2. Проверка усвоения нового материала
  1. Оптимальность
  2. Целесообразность
  3. Формы организации
  4. Выполнение валеологических требований
  1. Использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения
  2. Поддержание психологического комфорта

Результат урока по ученику

  1. Уровень усвоения учебного материала
  2. Состояние после урока
  3. Удовлетворенность собственной деятельностью
  4. Настроение
  5. Отсутствие ощущения усталости (негативного характера)

Результат урока по учителю

  1. Уровень достижения поставленных целей
  2. Выполнение задач
  3. Самоанализ учителя

Исчисляется по формуле S*100 : 20 ( в %)

Характеристика выставленных баллов:

  1. требование не выполнено
  2. есть резервы
  3. требование выполнено

Градация полученного результата:

менее 50 % — недопустимый уровень урока

от 50 до 60% — критический уровень

60-84% — допустимый уровень

85-100% — оптимальный уровень

Форма оценки качества и эффективности учебных занятий

(по материалам Т.И. Шамовой, В.П. Симонова «Критерии современного анализа и эффективности урока» М. 2006г.)

Показатели оценки блока

Оценка в баллах

Личные качества учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция
  2. Уровень педагогического и методического мастерства
  3. Культура речи, ее образность и эмоциональность
  4. Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися
  5. Внешний вид, мимика, жесты

Особенности учебной деятельности

  1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность
  2. Уровень развития общеучебных умений и навыков
  3. Наличие и эффективность коллективных форм работы
  4. Проявление дисциплинированности, организованности в данном учебном предмете во время занятия

Содержание изучаемого материала

  1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
  2. Актуальность и связь с жизнью.
  3. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.
  4. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
  1. Рациональность использования времени занятия, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности.
  2. Целесообразность использования приемов наглядности и ТСО.
  3. Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы.
  4. Характер обратной связи с учащимися.
  5. Контроль за работой уч-ся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков
  6. Степень эстетического воздействия занятия на уч-ся.
  7. Соблюдение правил охраны труда и ТБ
Читайте так же:  Конина нотариус

Цели и результаты проведенного занятия

  1. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки цели учебного занятия.
  2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели.
  3. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).
  4. Воспитательный эффект занятия.
  5. Воздействие занятия на развитие уч-ся.

Максимально — 100 баллов

Минимально допустимый уровень – 50 баллов

От 80- до 100 баллов — высокий уровень качества и эффективности учебного занятия

От 60 до 80 баллов — хороший уровень качества

От 50 до 60 баллов – допустимый уровень качества

Менее 50 баллов — критический уровень

В случае затруднения с самоанализом урока администратор должен предложить учителю ознакомиться с различными схемами самоанализа, по которым он сможет дать характеристику проведенному им занятию.

  1. Установить место и роль данного урока в изучаемой теме.
  2. Характеристика целей и задач урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться на уроке, исходя из специфики ученического коллектива.
  3. Характеристика замысла урока:

а) что собой представляет содержание учебного материала;

б) как будут усваивать содержание учебного материала ученики, то есть каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;

в) какую часть материала они могут усвоить сами;

г) какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении;

д) что необходимо прочно запомнить;

е) что ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при изучении нового;

ж) как закрепить вновь изученное;

з) что будет интересным и легким, а что будет трудным;

и) каким образом будут достигнуты на уроке развивающие аспекты.

  1. Как был построен урок, исходя из его замысла:

а) характеристика учебно-воспитательных задач;

б) выделение этапов, моментов урока, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

  1. Структурный аспект самоанализа: доказательства оптимальности выбора содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности (анализ осуществляется через поставленные цели и задачи урока).
  2. Функциональный аспект анализа:

а) определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели и задачам урока, возможностям классного коллектива;

б) каким образом действия учителя и учащихся повлияли на конечный результат урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);

в) анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

  1. Аспект оценки конечного результата урока:

а) оценка качества знаний, полученных учащимися на уроке;

б) определение разрыва между темой, целью урока и конечным результатом;

в) выводы и самооценка урока.

Тип урока и его структура:

  1. Каково место данного урока в изучении темы? Как этот урок связан с предыдущим и работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, одаренных и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  3. Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. Как она отражает продукт урока?
  4. Отбор содержания материала, целесообразность выстраивания именно данных этапов. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано.
  5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  6. Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ТСО, наглядные пособия, вопросы, задания для учащихся).
  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах, какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Получен ли запланированный продукт урока? Каково его качество?
  8. Психологическая атмосфера на уроке и рефлексия учителя и учащихся.
  9. Как вы сами оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то выявить причины.
  10. Наметить перспективы своей деятельности.

Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Была ли опора на диагностику общеучебных специальных умений?

3. Какие задачи решались на уроке:

Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания ? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий, задач?

Самоанализ урока с позиций здоровье сбережения

1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровье сберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

3. Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?

4. Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?

5. На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся?

12. Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?

13. Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

14. Достигнуты ли поставленные цели и почему?

15. Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении урока?

Самоанализ урока модель № 5

Схема для самоанализа урока с позиции системного подхода

Компоненты урока как системы

Что и как пришлось изменить в процессе урока?

Объяснения и выводы

Формы, методы, средства

Результаты урока и их этапов

Памятка учителю при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока.

Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  1. работа с книгой;
  2. использование справочников и словарей;
  3. развитие устной и письменной речи учащихся;
  4. самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
  5. самостоятельная работа.

2.Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

  1. не преобладали ли фронтальные опросы?
  2. как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  3. включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
  4. каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

Мы попытались подобать для Вас наиболее часто встречающиеся в современной методической литературе карты оценки учебных занятий, которые используются администрацией при анализе уроков

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

  1. Анализ цели урока
  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
  1. Программных требований;
  2. Содержание материалов;
  3. Необходимого уровня знаний и умений учащихся;
  4. Места урока в системе уроков по данной теме;
  5. Подготовленности класса;
  6. Возможностей самого учителя;
  7. Прогнозов на конечный результат обучения.
  1. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
  2. Степень достижения поставленной цели.
  1. Анализ структуры и организации урока
  1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
  2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
  3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
  4. Рациональность использования оборудования кабинета.
  5. Научная организация труда учителя и учащихся.
  6. Организация начала и конца урока.
  7. Оптимальный темп ведения урока.
  8. Наличие плана и степень его выполнения.
  1. Анализ содержания урока
  1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
  2. Логичность изложения.
  3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
  4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
  5. Выделение ведущих идей по данной теме.
  6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
  7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
  8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
  1. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
  1. Темы урока;
  2. Цели урока;
  3. Возможностей класса;
  4. Возможностей самого учителя;
  5. Учебно-материальной базы.
  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  2. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  3. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  4. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
  6. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
  7. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
  1. Анализ работы учащихся на уроке
  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
  2. Интерес к теме или к уроку.
  3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
  4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
  5. Наличие навыков самоконтроля.
  6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
  7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
  8. Культура межличностных отношений.
  9. Реакция на оценку учителя.
  1. Анализ домашнего задания
  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
  3. Объем домашнего задания (чем определяется).
  4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
  5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
  6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  7. Методика задания на дом, инструктаж.
  8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это задание?»).
  1. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
  1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность ля работы мелом, для закрепления наглядности).
  2. Соответствие мебели возрасту учащихся.
  3. Уровень освещенности, чистота помещения.
  4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
  5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
  6. Режим проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
  7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
  8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
  9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
  1. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)
  1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
  2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
  3. Развитие и тренировка памяти учащихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
  4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.
  5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
  6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
  7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
  8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя