Полномочия римского сената

Сенат Римской республики

Сенат (лат. senatus, от senex – старец) – в Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е годы II века до нашей эры) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).

В период республики изменились функции сената. По мере роста государства сенат был увеличен до 300 человек, а к I веку до нашей эры даже до 600 человек. В сенате стали выделяться две категории сенаторов – консуляры, то есть бывшие консулы, и претории, то есть бывшие преторы. Стать сенатором считалось вершиной политической карьеры. Сенат принимал постановления (senatusconsultum), которые нуждались в утверждении народным собранием, вплоть до II столетия нашей эры не имели силы закона и не участвовали в формировании гражданского права. Сенат Римской республики мог вводить чрезвычайное положение и устанавливать диктатуру. Диктаторские полномочия передавались одному из действующих консулов; второй консул, как и все остальные магистраты, должен был сложить с себя полномочия. Диктатор наделялся полной военной, гражданской и сакральной властью (imperium summum). Однако законная диктатура не могла превышать полугода, по прошествии которых диктаторские полномочия автоматически прекращались.


Смерть Юлия Цезаря в Сенате Римской республики

Сенат выступал высшей судебной инстанцией; он мог объявлять отдельных римских граждан и даже целые группы римлян «врагами народа», внося их в «проскрипционные списки». «Враги народа» лишались личной и имущественной защиты республики, и долгом каждого гражданина было убить их в любом месте, где они могли быть встречены. Сенат рассматривал дела о преступлениях магистратов, спорные дела о наследствах консулов.

Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV веку до нашей эры. Уже по закону Канулея 445 года до нашей эры были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 367 году до нашей эры, согласно закону Секстия-Лициния, плебеи получили право избираться на должность консула, и было установлено, что один консул избирается из патрициев, а другой – из плебеев. Позднее патриции получили право занимать должность трибуна, наделенную особыми полномочиями и считавшуюся прежде исключительным правом плебеев. Наконец, в 287 году до нашей эры по закону Гортензия постановления плебейских собраний – плебисциты – были приравнены к lex и стали обязательными для всех граждан Рима.

Кроме этого, в Римской республике существовали две партии – оптиматов и популяров, значение которых возрастало по мере нивелирования различий между патрициями и плебеями. Оптиматы объединяли наиболее состоятельных римских граждан – сенаторов, всадников, представителей I класса и связанных с ними какими-либо интересами. Оппозицию им составляли популяры, объединявшие всех остальных граждан.
Однако при всех родовых и партийных различиях граждане Римской республики составляли единое войско, вооруженный народ, находившийся в состоянии непрерывной войны. Само слово «populus» – народ – производно от глагола «popolare» – опустошать, завоевывать, покорять. В первых рядах войска шли тяжеловооруженные пехотинцы, представители I класса. За ними следовали воины II, III, IV классов, вооружение которых легчало соответственно доходу. Представители V класса шли в аръегарде; они были одеты в короткие холщовые рубахи и вооружены легкими дротиками, которые они должны были метать из-за голов впереди идущих. Пролетарии составляли вспомогательные отряды, не участвовавшие в сражениях.

Официальное наименование сенаторов – «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати – патрициев; в первый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Около 129 года до нашей эры, когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками. Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор мог вычеркнуть то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.

Полномочия римского сената

Центральным учреждением Римской республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Это был один из высших государственных органов в Древнем Риме. Сенат возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи около VI века до н. э. и являлся государственным советом при императоре.

Значение, состав и полномочия Сената как государственного органа менялись в зависимости от внутреннего устройства римского государства. Наибольший расцвет Сената приходится на времена республики – исторической эпохи Древнего Рима, длившейся с 509 до 27 года до н. э. Ослабление роли Сената происходило в эпоху Римской империи – постреспубликанской фазы в развитии древней римской государственности, приходившейся на период с 27 года до нашей эры по 476 год нашей эры.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс. Членов Сената – сенаторов (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV века до н. э. установился иной порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи – даже знатные провинциалы. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV века вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены. В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V–III века до н. э.) власть Сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

С установлением республики Сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав Сената пожизненно входили бывшие магистраты – таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима. В то время Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

Сенат ведал общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в том числе с граждан.

Сенат обеспечивал соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям.

Сенат вел дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II века до н. э. Сенату принадлежало право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.

Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита. До второй половины IV века до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II века до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената.

В III–I веках до н. э. Сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов.

Таким образом, Сенат фактически осуществлял руководство государством. В исключительных случаях Сенат имел возможность объявить чрезвычайное положение в Риме на основе специальной резолюции. Эта функция позволяла указывать органам власти и консулам, какие стоило принять меры для восстановления порядка в городе. Этот механизм был использован Сенатом неоднократно во время кризиса в первом веке до нашей эры.

В период империи власть Сената все более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально Сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле Сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления Сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» – то есть «первый из сенаторов».

При императоре Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе – «втором Риме», уравненный в правах с Римским сенатом.

В первые века существования Древнего Рима одним из органов управления обществом совет старейшин – глав римских родов. На этом совете решались основные вопросы, возникающие в отношениях между родами. В дальнейшем совет, получивший название Сената стал одним из органов государственного управления Римской республикой.

В состав Сенат входило от 100 до 600 самых богатых и знатных людей Рима, которые были прямыми потомками их основателей. Должность сенатора была пожизненной, он мог лишиться её только в случае совершения преступления. Из состава Сената ежегодно избирали двух консулов, которые осуществляли руководство советом.

В обязанности сенаторов входила разработка и утверждение законов, регулирование внешнеполитических вопросов и назначение лиц на государственные должности. Вскоре после образования республики полномочия Сената стали сужаться. Их решения контролировались народными трибунами, избираемыми из числа плебеев – представителей и потомков народов, чьи территории были завоеваны Римом.

С момента образования империи Сенат и вовсе превратился в формальный орган, фактически не принимающий никаких важных решений. Вся власть была сосредоточена в руках императора. В конце III в. н.э. Сенат был упразднён и преобразован в городской совет.

Senatus во времена республики законодательной и исполнительной власти, и время Римской империи, единственным законодательным органом. Римский сенат был единственным органом, теории, консультирование должностных лиц, избранный народом. Однако ее роль была значительно расширена сроком республики. От первой до н.э., его значение снизилось сильнее, только чтобы в конечном итоге быть снижено в качестве органа, во времена империи, только положение чести без каких-либо значительного влияния.

Сенаторы называли «отцами» (Patres) В связи с занимаемой ими должности в республике и высокие тяжести (auctoritas.) Сенаторов пурпурные полосы китель (Латус мозоль) И ноги фиолетовый пиджак, пряжки из слоновой кости в виде полумесяца (mullei lunula диплом) И золотое кольцо, украшенные драгоценными камнями (кольцо золотистых.) Обувь сенаторов называется calcei. Независимо от срока государственной сенаторы всегда занимают лучшие места в театр и цирк.

Период республики

В начале совета республики в СБ скамьи 100 сенаторов. Эта цифра, однако, часто менялись. Тело второго века до нашей эры была увеличена до 300 в год 80 до н.э., Сулла создал диктата 600 агентов, должен быть увеличен до 900 Сената срок Цезаря длилась пять лет. Сенаторы избираются из числа взрослых мужчин из самых влиятельных и богатых семей, так называемых дворян. Сенат семей. Сената римских граждан имеют право сидеть с безупречной мнения, которые в возрасте старше 45 лет и имеющие недвижимости по меньшей мере 400 тысяч сестерциев. позиция сенатора на всю жизнь, если сенатор испортил немилость и был изгнан Сенатом из числа своих членов . Сенаторы слишком часто погибли в ходе боевых действий группировок.

В начале республики кандидатов, предложенных консула, и утвердить весь Сенат. В конце четвертого века до н.э., консул взял на себя функции цензора. Выбора называется Lectio Senatus. В Сенате, сидя скамейки бывших и нынешних чиновников, которые добавляются в список сенаторов. Перечень отделений Сената были подготовлены по чину, и, следовательно, сверху: консулов, судей, edylowie, трибуны и квесторов. Первым в списке всегда был одним из консулов, называется рппсерз Senatus.

Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Сенаторы прошло или нет линией, проведенной на полу палаты, которая выступает за или против этого предложения. Несмотря на некоторые важные голосов на буксир, или власть, чтобы заставить непокорных сенаторов передать на правой стороне. Кворум был различным, в зависимости от созван по данному вопросу. Если вы обсуждали войну на действия судебного разбирательства требует 1 / 2 право, и если на менее важное значение имеет лишь одна треть всех сенаторов.

Каждый сенатор право 1 инстанции по данному делу. В соответствии с законом не смог остановить, если он не перестал, чтобы произнести речь. Кроме того, он имеет право, прежде чем он дошел до того, говорить о том, что он хочет и сколько хочет. Это иногда используется для блокирования работы через нескончаемых речей.

назначать губернаторов провинций

Управлять бюджет республики

содержать и разорвать политические союзы

принимать иностранных послов

говорят о войне

Управлять сбора призывников

общий контроль над армией

членов семьи, считают сенаторы

провести выборы должностных лиц

создавать и распускать культы

предоставить право на проведение торжества

объявить чрезвычайное положение

вступать в смешанные браки

поставки сделки с государственными

покинуть Италию без разрешения Сената

участвовать в торговле (с 218 до н.э.)

Сенат формируется различных фракцийНекоторые постоянные, а другие только для поддержки проекта. Политической системы республики было два твердых частей:

Оптиматы (Оптиматы), Который представляет интересы семьи najmożniejszych Риме. Можно выделить, Помпей, Цицерона, Брута.

Народных (Народных), Который представлял интересы плебеев и крестьян. Его представители не смогли создать единую программу. Первоначально Народных использовали служба трибуны вето людей к докладу. После этого руководители республики popularów людей из nobilów Grakchowie, как братья, и Мариуш Гай Юлий Цезарь.

Место встречи Сената в основном Курия (Курия Hostilia), Хотя иногда и обсуждений, состоявшихся в храме Юпитера статора на Палатине, храм Согласия, Храм Кастора и Поллукса, а также в частных дворцов.

Совещаниях, которой предшествуют приметы, были созваны для претором, консулом и трибуны народные и созывает сессии официальное руководство Сената. Он также использует вестник вручил сенаторов уведомление (edictum.) Они проходили на первом, тринадцатого и пятнадцатого числа каждого месяца. Вполне возможно, провести дополнительные тела, но только в исключительных случаях, обсуждения не могут иметь место во время религиозных праздников. Ассамблея сенаторы обычно длился от восхода до захода солнца, но иногда, когда я обсудили важный вопрос о длительных прений в ночь. Заседаний Сенаторы смогли принять участие в дополнение к секретарей, посыльных и liktorzy. закрытую встречу со словами: сената и римского народа прошло (Senatus Романа populusque decrevit.)

Читайте так же:  Страховка автомобиля воронеж

Постановления Сената первоначально не в соответствии с законом (закон или plebiscitum), И только сделал сенатом (Senatus consultum.) Тем не менее, с расширением полномочий Сената получили право издавать постановления, имеющие силу закона. Обеспеченные преимущество в сенате может, не опасаясь, чтобы заботиться о своих интересах, т.е. группа крупных землевладельцев, которые он представлял. Для этой цели, он не мог помешать принятию этого предложения, которое было неудобно за него. В исключительных случаях сенат имел возможность объявить состояние Чрезвычайная в Риме на основе специальной резолюции Senatus consultum ultimum. Zawieszało Эта сила позволила работы органов власти и консулов, чтобы принять необходимые меры для восстановления порядка в городе. Этот механизм был использован неоднократно Сената во время кризиса в первом веке до нашей эры

После установления важность имперского сената сильно уменьшилась. Он полностью потерял политическое значение, и выбор сенатора только вид облагораживания. В дополнение к своей римской сенатов есть другие важные города основан римлянами (municypia.) Стоит отметить, даже сенат Константинополя, который во время падения Западной Римской империи была значение сравнимо с его коллегой в Риме.

Полномочия римского сената

Эпоха царей — первый полулегендарный период в истории Рима, и неотъемлемой частью уже этого древнейшего периода является существование и деятельность сената. Сами римляне не могли представить свою общину без этого органа власти. Этимология названия «сенат» («senatus», » gerousiva «), пожалуй, представляет единственный вопрос в истории сената, не вызывающий никаких споров и разногласий ни у древних, ни у современных писателей 1 .

Сенат — это собрание старцев или совет старейшин. Именно так объясняет название «сенат» Квинтилиан в «Наставлениях оратору»: «Имя сенату возраст даст, ибо то же самое означает «отцы» (senatui nomen dederit aetas; nam iidem patres sunt)» (Quintil. Inst. or.,I,6,33, здесь и ниже перевод наш). Согласен с Квинтилианом Флор: «Государственный совет находится в руках старцев, которые зовутся «отцами» из-за уважения, а сенатом из-за возраста (consilium rei publicae penes senes esset, qui ex auctoritate patres, ob aetatem senatus vocabantur)» (Flor.,I,1,15, здесь и ниже перевод наш). У Феста нет никаких сомнений по поводу смысла термина «сенат»: «Достаточно ясно, что сенаторы называются так из-за старости (senatores a senectute dici satis constat)» (Fest.,p.454L, здесь и ниже перевод наш). Краткое, но ясное свидетельство оставил Юстин: «Сенат из сотни старцев. (senatus centum seniorum. )» (Iustin.,XLIII,3, здесь и ниже перевод наш). Евтропий подтверждает своих предшественников: «. которых [Ромул] из-за старости назвал сенаторами (. quos senatores [Romulus] nominavit propter senectutem)» (Eutrop.,I,2, здесь и ниже перевод наш). Сервий в комментариях к «Энеиде» пишет: «Ведь под именем сената значатся старцы (nam per senatum seniores significat)» (Serv. Ad Aen.,VIII,105, здесь и ниже перевод наш). Нет разногласий в отношении понимания слова «сенат» и у греческих авторов. Дионисий Галикарнасский указывает: «Этот совет, переводя на греческий язык, можно назвать «советом старейшин» » tou`to to; sunevdrion eJllhnisti; eJrmhneuovmenon gerousivan duvnatai dhlou`n » (Dionys.,II,12, здесь и ниже перевод наш). Дионисию вторит Плутарх в биографии Ромула: «Сенат значит собственно «совет старейшин» (oJ men ou\n senato» ajtrekw'» gerousivan shmaivnei) » (Plut. Rom.,13, пер. С.П.Маркиша).

Однако не исключено, что слово «senatus» стало использоваться в качестве названия совета старейшин довольно поздно, по крайней мере, не раньше начала республики 2 . Интересным выглядит предположение М.Фойгта, что в древнейшем Риме членов совета технически обозначали «maiores natu» 3 . Доказательством служит формула фециалов, сохраненная Ливием (Liv.,I,32,10: de istis rebus in patria maiores natu consulemus). Вполне вероятно, что неким отголоском это старинное словосочетание сохранилось у Саллюстия: «В Африку посылают пожилых знатных людей, в прошлом занимавших высшие должности. Среди них был Марк Скавр. , тогда старейшина сената (Legantur in Africam maiores natu nobiles, amplis honoribus usi, in quibus fuit M.Scaurus. tum senatus princeps)» (Sall. Bell. Iug.,XXV,4, пер. В.О.Горенштейна) и у Цицерона: «Когда консул Филипп ожесточенно нападал на первейших лиц в государстве, и Друз, взявший на себя трибунство для защиты влияния сената, стал, казалось, терять свое значение и силу, — тогда-то, говорят. Луций Красс. отправился в свое тускульское имение. Туда же прибыл Квинт Муций и Марк Антоний. Вместе с Крассом отправились туда двое юношей, большие приятели Друза, в которых старшие видели тогда будущих поборников своих прав, Гай Котта. и Публий Сульпиций (Cum vehementius inveheretur in causam principum consul Philippus Drusique tribunatus pro senatus auctoritate susceptus infringi iam debilitarique videretur, dici mihi memini. L.Crassum. se in Tusculanum contulisse; venisse eodem. Q.Mucius dicebatur et M.Antonius. Exierant autem cum ipso Crasso adulescentes et Drusi maxime familiareset in quibus magnam tum spem maiores natu dignitatis suae collocarent, C.Cotta. et P.Sulpicius)» (Cic. De orat.,I,7,24-25, пер. Ф.А.Петровского).

Г.Э.Зенгер считает, что «dignitatis suae явно предполагает общие сословные интересы и в применении к «старикам вообще» не имело бы никакого смысла» 4 .

В «maiores natu», также как в «senatus» четко проступает возрастной оттенок, так что, можно допустить, более лаконичное «senatus» со временем вытеснило идентичное ему «maiores natu».

Вместе с тем, мы имеем неизмеримо больше свидетельств в пользу того, что первоначальным наименованием сената было слово «patres». Причем в данном случае мы затрагиваем дискутируемую проблему — термином «patres» обозначался именно первоначальный сенат, а не патриции 5 . Об этом с предельной ясностью в трактате «О государстве» пишет Цицерон: «[Ромул] хотя он вместе с Тацием ранее выбрал в царский совет первенствовавших людей, которые ввиду своего влияния были названы «отцами». ([Romulus] quamquam cum Tatio in regium consilium delegerat principes, qui appellati sunt propter caritatem patres. )» (Cic. De re p.,II,8,14, пер. В.О.Горенштейна). Он же далее добавляет: «Сенат Ромула, составленный из оптиматов, которым сам царь воздал такую большую честь, что пожелал, чтобы они именовались «отцами», а их сыновья — «патрициями». (Romuli senatus, qui constabat ex optimatibus, quibus ipse rex tantum tribuisset, ut eos patres vellet nominari patriciosque eorum liberos. )» (Cic. De re p.,II,12,23, пер. В.О.Горенштейна).

То же самое утверждает Саллюстий: «Избранные мужи, с годами ослабевшие телом, но благодаря своей мудрости сильные умом, заботились о благополучии государства. Их ввиду их возраста или сходства обязанностей именовали отцами (delecti, quibus corpus annis infirmum, ingenium sapientia validum erat, rei publicae consultabant: ei vel aetate vel curae similitudine patres appellabantur)» (Sall. Cat.,VI,6, пер. В.О.Горенштейна).

Им вторит Ливий: «Ромул. избирает сто старейшин, — потому ли, что в большем числе не было нужды, потому ли, что всего-то набралось сто человек, которых можно было избрать в отцы. Отцами их прозвали, разумеется, по оказанной чести, потомство их получило имя «патрициев» (Romulus. centum creat senatores, sive quia is numerus satis erat, sive quia soli centum erant, qui creari patres possent, patres certe ob honore patriciisque progenies eorum appellati)» (Liv.,I,8,7, пер. В.М.Смирина).

Подобное же читаем и у Веллея Патеркула: «Он (Ромул) избрал сто человек, назвав их patres (таково происхождение слова «патриции»), сделав нечто вроде общественного совета (hic (Romulus) centum homines ellectos appellatosque patres instar habuit consilii publici. Hanc originem nomen patriciorum habet)» (Vell.,I,8,6, пер.А.И.Немировского).

Согласен со своими предшественниками Флор: «Государственный совет находится в руках старцев, которые зовутся «отцами» из-за уважения, а сенатом из-за возраста (consilium rei publicae penes senes esset, qui ex auctoritate patres, ob aetatem senatus vocabantur)» (Flor.,I,1,15).

В двух разных местах Фест сообщает о patres. В первом случае: «Отцами называются те, из кого был составлен сенат, когда сразу после основания города Ромул выбрал сто старейшин, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость и авторитет (patres appellantur, ex quibus senatus compositus, cum initio urbis conditae Romulus C viros elegit natu maiores, quorum consilio atque auctoritate res publica administraretur)» (Fest.,p.288L). В другом месте Фест подчеркивает: «Достаточно ясно, что сенаторы называются так из-за старости. Их вначале Ромул избрал в количестве ста человек, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость. Поэтому также «отцами» были названы (senatores a senectute dici satis constat. Quos initio Romulus elegit centum, quorum consilio rem publicam administraret. Itaque etiam patres appellati sunt)» (Fest.,p.454L).

Примерно такое же свидетельство находим у Юстина: «Тогда и сенат из сотни старцев, которых назвали отцами, был создан (tunc et senatus centum seniorum, qui patres dicti sunt, constituitur)» (Iustin.,XLIII,3,2).

Наконец, автор трактата «О выдающихся мужах» отмечает: «Сто сенаторов из-за благочестия отцами назвал (centum senatores a pietate patres appellavit)» (De vir. illustr., II,11, перевод наш).

Сюда можно было бы добавить тексты, объясняющие patres conscripti, но они будут рассмотрены особо 6 .

Итак, можно сделать вывод, что первоначально patres и senatores — синонимы. Однако, утверждая это, мы затрагиваем одну из вечных проблем — проблему происхождения патрициата.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАТРИЦИАТА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕНАТА.

Нашей целью не может быть детальное исследование этой проблемы. Но так как она непосредственно связана не столько даже с названием, сколько с социальным составом сената, необходимо отметить основные пути ее разрешения.

Основоположником изучения проблемы происхождения патрициата и плебса является Б.Г.Нибур 7 . Он всесторонне обосновал теорию дуализма римской общины, изначального разделения ее на патрициев и плебеев. Патриции — коренное население Рима. Только они полноправны. Они имеют свое народное собрание — куриатные комиции, представители патрициата входят в совет старейшин — сенат. Плебеи же — пришлое или завоеванное Римом население, ведущее свое начало с правления Анка Марция. Плебеи не имеют родовой организации, не входят в курии. Окончательно оформился плебс как сословие, противостоящее патрициату, в начале республики, во время первой сецессии.

Идеи Б.Г.Нибура были очень популярны в 19 в. Они нашли много сторонников и продолжателей. Достаточно назвать имена А.Швеглера, Т.Моммзена, Е.Бело, М.Фойгта, Г.Блока 8 .

Расходясь в деталях, они были единодушны в принципиальных моментах. Во-первых, деление римской общины на патрициев и плебеев является очень древним и, несомненно, относится к царской эпохе. Во-вторых, деление было изначально резким, между патрициями и плебеями существовала «китайская стена», которая была разрушена только после многовековой борьбы к III в. до н.э. В-третьих, плебс противопоставлялся патрициям уже своим происхождением. Если патриции — это потомки коренного населения Рима, то плебс — либо добровольные и недобровольные иммигранты, либо покоренное население.

Однако постепенно идеи Б.Г.Нибура и его сторонников стали оспариваться. Прежде всего, это было связано с расхождениями во взглядах исследователей на природу различия патрициев и плебеев. Какой принцип лежал в основе их разделения? В 19-нач.20 вв. обосновываются три точки зрения — этническая, экономическая или религиозная основа деления римской общины на патрициев и плебеев.

Первую точку зрения — этническую — отстаивали В.Риджвей, Й.Биндер, А.Пиганьоль, а в русской историографии — Д.Крюков 9 . Так, Й.Биндер полагал, что патриции являются латинами, а плебс — сабинами 10 . В этом его поддержал А.Пиганьоль 11 . Д.Л.Крюков выдвигал идею смешанного этнического характера обоих сословий римлян, так что у него патриции — это латины с примесью сабинов, а плебс — тоже латины, но с примесью этрусков 12 .

Вторую точку зрения — экономическую — обосновывали К.Нойманн, Эд.Мейер, А.Розенберг, К.Ю.Белох 13 . Их объединяет понимание патрициев как крупных земельных собственников, в то время как плебс — это мелкие собственники, торговцы и ремесленники.

Наконец, третья — религиозная — своим возникновением обязана Фюстель-де-Куланжу 14 . Она оказалась жизнеспособной. Тогда как этническая теория в 20 в. была отвергнута 15 , религиозные различия между патрициями и плебеями признаются и отмечаются всеми исследователями.

Однако в 20 в. доминировала экономическая, вернее, политико-экономическая теория.

Исследование проблемы пошло двумя путями, во-первых, путем комбинирования теории Б.Г.Нибура с другими, во-вторых, путем отрицания теории Б.Г.Нибура и замены ее абсолютно иной. Первый путь представляет, например, С.И.Ковалев с его комплексной теорией происхождения патрициев и плебеев, включающей и идеи Б.Г.Нибура, и этническую, и экономическую теории 16 .

На втором пути, пути отрицания нибуровской концепции, стоит большинство послевоенных западных историков 17 . Прежде всего, отвергается положение об изначальном дуализме римской общины, о раннем делении ее на патрициев и плебеев. Полагают, что дуализм возникал постепенно и окончательно сформировался не ранее V в. до н.э. Патрициат понимается как группа римских родов, выделившаяся из общей массы населения Рима в экономическом, социальном и военном плане, вначале аморфная, затем все более замкнутая, закрытая для проникновения в нее новых представителей, наконец, в первые десятилетия республики превратившаяся в своего рода касту. Соответственно, плебс выступает как масса непатрициев, долгое время не имевшая никакой организации и создавшая таковую только после того, как патрициат замкнулся в правящую касту.

Нам бы хотелось поддержать мнения этих историков. Утверждение анналистов об изначальном дуализме римской общины, ее разделении на полноправных патрициев и неполноправных плебеев вовсе не обязательно принимать. Вполне возможно, что это утверждение возникло после знакомства с греческой историей и литературой. Вместе с тем, масса данных свидетельствует об отсутствии подобной дихотомии в архаическое время.

Еще в прошлом веке Х.Йордан отметил, что 3 из 7 холмов древнейшего Рима (Целий, Оппий, Циспий), а также 4 из 7 царей (Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Сервий Туллий) носят имена, позднее встречающиеся исключительно у плебеев 18 . Новейшие исследования доказывают, что три из известных нам названий курий (curia Aculeia, curia Faucia, curia Titia) тоже плебейские 19 .

По-видимому, и куриатная организация, древнейшая организация, объединявшая население римской общины, игнорировала деление на патрициев и плебеев. У нас нет достаточных оснований, чтобы отказываться от этимологии curia от koviria, предложенной П.Кречмером 20 . Иными словами, курия представляет собой объединение мужчин (viri), и ничто не позволяет нам увидеть в них патрициев. В классический период название «quirites» применялось ко всей совокупности граждан, которая подразумевалась как единое целое, забывая все различия между патрициями и плебеями.

Итак, есть все основания считать курии объединением всего населения Рима 21 , и, следовательно, возникновение патрициата нужно искать в каком-либо выделении, дифференциации среди самих римлян в древнейший период.

Огромное значение для выявления отправной точки внутреннего разделения римской общины имеют данные археологии 22 . Материалы погребений как на территории будущего Рима, так и всего Лация, относящиеся к периоду с 1000 по 700 гг. до н.э., поражают своей схожестью. Очевиден вывод, что общество практически не знает никакого экономического расслоения. Однако, начиная с VII в. до н.э., картина резко меняется. Многие могилы демонстрируют прогрессирующее богатство отдельных семей, более того, очевиден нарочитый показ превосходства 23 . Именно среди этих семей (familiae) и находится ядро формирующейся римской аристократии — патрициата.

Но закономерными являются вопросы: к каким политическим и социальным правам и привилегиям приводило экономическое превосходство? Что было связующим звеном аристократии? Каждый ли богатый становился аристократом?

История жреческих коллегий (фламины, салии, авгуры), а также должность curio maximus, которые и во времена республики оставались исключительной привилегией патрициев, и которые уходят своими корнями в царский период Рима, показывает, что патрициат, как группа выделившихся в экономическом отношении родов, существует уже в древнейшую эпоху Рима 24 .

Однако не только богатство обеспечивает вхождение в патрициат. Попадание туда обеспечивает место в сенате. Римский сенат явился прародителем патрициата и по существу, и по названию.

Название сената — «patres» — показывает, что первоначально сенаторы, призванные составить царский совет, были patres familiarum. Не исключено, что вначале принцип отбора определялся старшинством — сенаторы были patres seniores (поэтому — maiores natu, senatus) 25 . Число сенаторов ограничивалось исключительным правом царя назначать сенаторов. Вскоре вступает в силу другой фактор — экономическое положение в общине.

Читайте так же:  Ходатайство о принятии обеспечительных мер что это

Первоначально (возможно, рубеж VIII-VII вв. до н.э.) любой член общины, сумевший выделиться богатством, по праву рассчитывал на особое социальное положение, которое обеспечивалось местом в царском совете. По мере роста числа богатых семей члены общины, уже ставшие сенаторами (patres), естественно, стремятся ограничить круг претендентов на место в сенате, что достигается посредством взаимных браков сенаторских семей, и это, в свою очередь, приводит к укреплению старых и созданию новых gentes. «Таким образом возникли gentes patriciae, римский патрициат», — подчеркивает Э.Гьерстад 26 . Ибо патриции (patricii) — это сыновья сенаторов (patres), в перспективе сами будущие сенаторы 27 .

Сенаторская аристократия, патрициат, быстро приобретает определенные привилегии — монополизирует некоторые жреческие коллегии (см. выше), власть при междуцарствии (см. ниже), наконец, возможно, исключительное право формирования конницы 28 .

Вместе с тем, хотя патрициат становится знатью наследственной, но, без сомнения, незамкнутой, открытой для новых вливаний. Традиция представляет массу примеров как индивидуальной, так и коллективной adlectio в сенат и патрициат (сабины Тита Тация: Dionys.,II,47,1; 62,2; Plut. Rom.,20; Numa,2; Нума Помпилий: Dionys.,IV,3,4; Тарквиний Древний: Dionys.,III,41,4; IV,3,4; Zon.,VII,8; gentes Albanae: Liv.,I,30; Dionys.,III,29,7).

Закрыть свои ряды для новых членов сенату препятствует царь. Ведь сенат формально был лишь советом царя, который собирался только тогда, когда пожелает царь. Право lectio senatus находилось в руках царя. Конечно, правилом являлся выбор представителя патрицианского рода, но все-таки свободу выбора царя ограничить никто не мог. Таким образом, мы подошли к важной и, одновременно, трудноразрешимой проблеме численности сената в эпоху царей.

3. ЧИСЛЕННОСТЬ СЕНАТА В ЭПОХУ ЦАРЕЙ.

Традиция единодушно указывает на создание Ромулом сената в количестве 100 человек (Liv.,I,8,7; Dionys.,II,12; Fest., p. 288L, 454L; Ovid. Fast.,III,127; Propert.,IV,1,14; Iustin.,XLIII,3,2; Vell.,I,8; Plut. Rom.,13; Zonar.,VII,3; Eutrop.,I,2; Serv. ad Aen.,VIII,105; Lyd. De mag.,I,16). Еще в царскую эпоху численность вроде бы достигает 300 членов, цифры, считавшейся нормальной для сената эпохи республики (Liv.,II,1,10; Dionys.,V,13; Fest., p.304L; Plut. Popl.,11). Как же росла численность сената со 100 до 300 человек? Традиция опять же единодушна в том, что увеличение происходило большими группами по 50, 100 или даже 200 человек. Однако подобные вливания приписываются разным царям.

Дионисий Галикарнасский начинает с объяснения первоначальной цифры сената в 100 человек. Сам Ромул назначил одного сенатора, 9 сенаторов выбрали трибы (по 3 от каждой трибы) и 90 сенаторов определили курии (тоже по 3 от каждой курии) (Dionys.,II,12). Дальше Дионисий предлагает сразу две версии. Первая подразумевает увеличение сената после объединения с сабинами до 200 человек (Dionys.,II,47,2), а при Тарквинии Древнем до 300 (Dionys.,III,67,1). Вторая версия заключается в предположении, что после объединения с сабинами сенат пополнился не сотней, а только 50 новыми членами: «[Некоторые] считают, что вошедших в сенат было не сто, а пятьдесят ( ouj ga;r eJkato;n ajlla; penthvkonta tou;» ejpeiselqovnta» th;n boulh;n ajpofaivnousi genevsqai )» (Dionys.,II,47,2). Однако затем писатель о ней забывает, и последнее увеличение сената при Тарквинии представлено только одной версией.

Тит Ливий более краток и менее точен в своих свидетельствах о росте численности сената при царях. Первое увеличение ромулова сената сделал Тулл Гостилий после разрушения Альбы-Лонги: «Альбанских старейшин — Юлиев, Сервилиев, Квинтиев, Геганиев, Куриациев, Клелиев — он (Тулл) записал в «отцы», чтобы росла и эта часть государственного целого» (Liv.,I,30,2, пер. В.М.Смирина). При этом количество новых сенаторов Тулла Гостилия Ливий не называет. Далее он говорит лишь об одной lectio senatus царского периода, произведенной Тарквинием Древним (Liv.,I,35,6). На этот раз Ливий указывает число новых сенаторов — 100. Когда же в первый год республики консулы пополняют поредевшие ряды сената, то они доводят его численность до 300 (Liv.,I,1,10). Если предположить, что консулы оставались в рамках численности сената, достигнутой им уже в царский период, то увеличение сената Туллом Гостилием выражалось опять же сотней старейшин 29 .

Плутарх также дает нам некоторую информацию в биографии Ромула и Нумы Помпилия. Ромул составил сенат в количестве 100 «лучших граждан» (Plut. Rom.,13). После объединения с сабинами к прежним сенаторам было добавлено 100 новых (Plut. Rom.,20). Однако в биографии Нумы Плутарх называет другую цифру для сената во время второго царя — 150 человек (Plut. Numa,2). В данном случае он примыкает ко второй версии Дионисия, которая тоже насчитывает 150 человек для сената Ромула и Тация.

Цицерон в своем рассказе о царском Риме (вторая книга диалога «О государстве») не упоминает цифру сенаторов Ромула (Cic. De re p.,II,8,14). Далее он говорит о том, что Тарквиний Древний удвоил количество сенаторов, опять же не указывая каких-либо чисел (Cic. De re p.,II,20,35).

Наконец, Зонара представляет еще один вариант. По его мнению, Тарквиний Древний добавил 200 человек к сенату, выбрав их из плебса (Zonar.,VII,8). Причем чуть раньше он насчитывал 100 сенаторов после смерти Ромула (Zonar.,VII, 5), так что и он придерживается цифры 300 сенаторов для конца царской эпохи.

Анализируя традицию, отметим как ее противоречия, так и общие положения.

Прежде всего, бросается в глаза стремление всех без исключения источников показать, что число 300 сенаторов, признаваемое нормальным для республики, было достигнуто уже в царскую эпоху. Это общее место, возможно, базируется на устойчивом устном предании, затем изложенном в письменном виде анналистами. Скорее всего, это предание обязано своим происхождением самим сенаторам. Во-первых, из-за попыток, наверняка, большинства сенаторских семей освятить свое место в курии тем, что выбор в пользу этой семьи был сделан еще царем. Во-вторых, из-за желания сенатской корпорации уничтожить все притязания на расширение своих рамок ссылкой на незыблемость установлений древности, что в некоторых случаях в таких традиционалистских обществах, как римское, действовало безотказно.

Другим общим местом традиции является представление о том, что увеличение численности сената происходило большими группами (50, 100, 200 человек). Вопрос в данном случае не в конкретных цифрах (они, безусловно, взяты только для того, чтобы добраться до заветного числа 300), а в том, действительно ли вливания в сенат происходили большими группами? Вполне вероятно, что цари порой действовали в духе Суллы и Цезаря, увеличивая ряды сената своими людьми, причем такие действия могли быть чаще, чем передает традиция, но цифры при этом менее значительны.

Не исключено, однако, что такое представление навеяно, пожалуй, единственной имевшей место на самом деле широкомасштабной lectio senatus, которая случилась в первый год республики, когда сенат пополнился сразу несколькими десятками новых членов. Это событие хорошо запечатлелось в традиции, и к нему мы будем подробно обращаться ниже. По-видимому, эта lectio senatus была первым решительным шагом сената, уверенно взявшего бразды правления римской общиной в свои руки. В дальнейшем lectiones происходили более или менее регулярно и вплоть до сулланской реформы затрагивали судьбу только незначительной части сенаторов.

Что же касается другой стороны традиции, то самым фундаментальным противоречием становится соотношение численности сената царской эпохи с родовой структурой римской общины — трибами, куриями и родами.

Дионисий, считая римские трибы и курии созданием Ромула, непосредственно увязывает с ними сенат первого царя (Dionys.,II,12). Каждая триба и каждая курия выбрали по три человека для царского совета. Добавив собственного избранника, Ромул получил совет в составе 100 человек. При первом увеличении сената связь с куриями остается — Дионисий сообщает: «Сто мужей, которых выбрали курии, он (Ромул) добавил к старым сенаторам (. eJkatovn a[ndra», ou\» aiJ fra`trai proeceirivsanto, toi`» ajrcaivo» bouleutai` prosevgrayan» ) (Dionys.,II, 47), но теперь эта связь никак не разъясняется. При втором расширении сената (Dionys.,III,67,1) о куриях и трибах уже не сказано ни слова.

Другие авторы — Ливий, Цицерон, Плутарх — никакой связи между сенатом, с одной стороны, и трибами и куриями, с другой, не показывают.

Для того, чтобы попытаться все-таки разобраться в вопросе о связи численности сената с родовой структурой римской общины, надо четко представлять саму эту структуру, в каком виде она образовалась и как изменялась в архаическую эпоху.

Не вдаваясь в споры многих десятков исследователей этой сложной проблемы древнейшего Рима, осмелимся сослаться на выводы, содержащиеся в фундаментальном труде И.Л.Маяк «Рим первых царей» 30 .

Безусловно, основной устойчивой единицей структуры римской общины был род. Численность родов на протяжении всей царской эпохи постоянно увеличивалась. Рост шел двумя путями: добровольной или насильственной инкорпорацией в римскую общину соседних народов и «в результате отпочкования больших патриархальных семей». Однако, вероятно, при этрусских царях увеличению числа gentes был поставлен предел, когда количество их достигло 300 31 .

Если численность родов росла вплоть до этрусской эпохи, то 3 трибы и 30 курий существовали уже во время Ромула. Точного и равномерного распределения родов по куриям не было, и, так как число родов увеличивалось, они включались в уже имеющиеся курии 32 .

Таким образом, на наш взгляд, правы те исследователи, которые отвергают попытки соотнести число сенаторов царской эпохи с трибами и куриями 33 . Такую попытку впервые предпринял Т.Моммзен 34 , отождествляя 100 первоначальных сенаторов с 10-куриатной системой, а 300 сенаторов — с 30-куриатной. Ряд исследователей 35 соотносят увеличение сената со 100 до 300 человек с появлением в Риме новых триб — 100 первоначальных сенаторов соответствуют одной трибе, 300 — трем трибам.

Но все-таки традиция не связывает сенат с трибами и куриями. Исключением является Дионисий в объяснении 100 сенаторов Ромула. Реконструкция Дионисия схематична и фантастична. 100 человек никак не укладывались в троичную (3 трибы, 30 курий) гентильную организацию Рима. А связать с ней, как казалось ему, было необходимо, здесь сказывалось хорошее знание греческой традиции. Дионисий постоянно сопоставляет римские учреждения с греческими и в рассказе о возникновении сената подчеркивает, что «и совет был также греческим обычаем ( eJllhniko;n de; a[ra kai; tou`to to; e[qo» h\n )» (Dionys.,II,12), что греческие цари имели советы, составленные из лучших мужей ( toi`» gou`n basileu`sin. bouleuthvrion h\n ejk tw`n krativstwn )» (Ibid.). Как составлялись эти советы, какова их связь с гентильной организацией греков, мы толком ничего не знаем. Зато мы точно знаем, что, например, Совет 400 состоял из представителей 4 родовых триб. Можно предположить, что именно знание греческой традиции, греческой практики побудило Дионисия напрямую связать сенат Ромула с трибами и куриями.

Схематичность своего построения была очевидна, по всей видимости, самому писателю, так что в дальнейшем, говоря о расширении сената, он уже не воспроизводил схему распределения сенаторов по трибам и куриям.

Убеждение в схематичности версии Дионисия возрастает от того, что сама цифра 100 сенаторов Ромула была изобретена анналистами по аналогии с городскими советами городов Куры и Вейи, а также, может быть, сопоставлялась с советами муниципий в I в. до н.э., насчитывавшими как раз 100 человек 36 .

Другой проблемой является связь численности сената с количеством родов римской общины. Русская историография однозначно высказывается за наличие такой связи, называя сенат царского Рима собранием «родовладык», который набирается из представителей родов 37 .

И.Л.Маяк определяет количество родов в Риме в конце царской эпохи цифрой 300, исходя из положения, что «число сенаторов должно было соответствовать числу родов» 38 .

Западная историография разделяется на два направления. Одно признает существование pater gentis, и, следовательно, сенат оказывается советом глав (patres) родов 39 , а представители другого направления видят в сенаторах patres familiarum, то есть глав больших семей, из которых состоял род 40 . Поэтому и связать число родов и число сенаторов невозможно. Например, Ж.-Кл.Ришар полагает, что число родов могла быть даже меньше 100 41 .

Пока мы этот вопрос оставим открытым и вернемся к нему после рассмотрения роли и места сената в царском Риме. На наш взгляд, выяснение объема компетенции сената при царях прольет дополнительный свет и на проблему род — сенат.

В начале ХХ в. вопрос численности сената в Риме VIII-VI вв. до н.э. был также затронут исследователями народонаселения древнейшего Рима и Лация. Огромные цифры первых цензов (80 тысяч мужчин-воинов для эпохи Сервия Туллия — Liv.,I,44,2) были категорически отвергнуты. По мнению К.Ю.Белоха, территория Рима в эпоху царей не превышала 150 км 2 , а среди населения мужчин цензового возраста было меньше 4000 человек 42 . Де Санктис определяет армию царей в 3000 пехотинцев и 300 всадников 43 . Оба историка, исходя из своих вычислений, считают цифру 300 сенаторов в VI в. до н.э. нереальной 44 .

Безусловно, цифры цензов для архаического Рима сильно завышены, однако любые попытки определить численность населения Рима и Лация очень ненадежны и лишь в большей или меньшей степени гипотетичны. Гипотезы основываются прежде всего на реформе Сервия Туллия, естественно, в том случае, если она признается действительно имевшей место в царскую эпоху.

Полагают, что Сервий Туллий реорганизовал и увеличил армию: до 4000 воинов 45 или до 6000 гоплитов 46 .

Но дело даже не в гипотетичности всяких расчетов. Вопрос в том, можно ли говорить о какой-либо зависимости, пропорциональности между общим населением Рима и численностью сената. Таким образом, мы опять же упираемся в проблему род — сенат. Однако, как уже отмечали выше, обратимся прежде к исследованию компетенции сената.

4. КОМПЕТЕНЦИЯ СЕНАТА.

Представление о месте и роли сената в управлении римской общиной в эпоху царей можно составить только в общих чертах. Вместе с тем, на наш взгляд, традиция права тогда, когда показывает нам, что три составляющие компетенции сената, а именно: interregnum, patrum auctoritas, consilium, хорошо известные по времени республики, уходят корнями в царский Рим. Только значимость каждой из трех составляющих была иной, чем в эпоху республики. Мы и рассмотрим их в порядке возрастания важности.

Consilium — самое многогранное понятие из тех трех, которыми можно определить компетенцию сената. С одной стороны, оно включает в себя характеристику сената, выступая дополнением к «auctoritas». Так понимает его Цицерон: «Ромул стал править, опираясь на авторитет и мудрость «отцов» (Romulus patrum auctoritate consilioque regnavit)» (Cic. De re p.,II,8,14, пер. В.О.Горенштейна). Примерно то же читаем у Феста: «Ромул выбрал сто старейшин, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость и авторитет (Romulus C viros elegit natu maiores, quorum consilio atque auctoritate res publica administraretur)» (Fest.,p.288L). С другой стороны, обозначает коллективный орган — «совет», и, одновременно, объясняет назначение этого органа. Это понятие дало основание для неофициального, но широко употребляемого названия сената — consilium или consilium publicum (Cic. De re p.,II,8,14: [Romulus]. cum Tatio in regium consilium elegerat principes; Fest., p.304L: senatores. reges sibi legebant, quos in consilio publico haberent; Vell.,I,8,6: [Romulus] centum homines electos. instar habuit publici consilii; ср.: Liv.,III,63,10; VI,6,15; ХХIII,2,4).

Однако право и вместе с тем обязанность сенаторов выступать в роли советников царя было ограничено доброй волей монарха. Прежде всего тем, что сенат мог собираться не иначе как по зову царя (Dionys.,II,14). Естественно, сенат не имел права требовать от царя, чтобы тот выслушивал его мнение или совет, тем более, чтобы действовал согласно высказанному мнению 47 .

Правда, совещание царя с лучшими представителями общины быстро стало нормой, вошло в обычай политической жизни (Plut. Rom.,27; Liv.,I,49). Когда же такой обычай нарушался, и царь созывал сенаторов только для того, чтобы они выслушали его постановление (Plut. Rom.,27), или когда царь осуществлял свои решения, вовсе не созывая сенат, не давая старейшинам возможности высказать свое мнение или даже согласие (Liv.,I,49), тогда это воспринималось общиной как нарушение установленного порядка вещей.

Читайте так же:  Уголовный кодекс рф ст13

Но на такие антисенатские действия отважились только Ромул и Тарквиний Гордый. Первый — потому что считал право сенаторов высказывать свое мнение и подавать царю советы исключительно даром своей доброй воли и желания, а при отсутствии таковых исчезал и сам дар. Второй — так как, согласно традиции, явно стремился превратить монархическую власть в тираническую и сознательно шел на нарушение сложившегося порядка вещей.

Однако сообщение традиции о пренебрежении Ромула к patres, о возмущении этим пренебрежением со стороны patres и, как следствие, подозрение в убийстве Ромула сенаторами (патрициями) (Dionys.,II,56; Liv.,I,16-17; Plut. Rom.,27) скорее всего являются перенесением в древнейшую эпоху Рима представлений и идей республики. То, что единоличная власть человека (даже царя) ограничена авторитетом сената, и презрительное отношение к этому авторитету невозможно без последствий для нарушителя обычая — есть не что иное как стремление показать, что определенное равновесие между тремя ветвями власти — носителем империя, сенатом и народным собранием — создано еще основателем Рима, изначально присуще римской civitas.

Подозрения в убийстве царя и мотив противостояния Ромула и patres навеян событиями конца VI в. до н.э., приведшими к уничтожению царской власти в Риме, что стало следствием, скорее всего, действительно широкого заговора и возмущения аристократии.

На самом деле авторитет сената рос постепенно от царя к царю. Этот рост обуславливался и сознательной политикой царей (пополнение новыми членами, что свидетельствовало в пользу доверия царя как к сенаторам в отдельности, так и ко всему совету в целом), и продуманными, умелыми действиями самого сената, а также стечением обстоятельств, которыми смог воспользоваться царский совет. Рост значения сената шел благодаря использованию прав patrum auctoritas и interregnum.

PATRUM AUCTORITAS.

Наша традиция относит возникновение права auctoritas patrum к древнейшей эпохе существования сената, правда, с одним весьма важным различием. Дионисий Галикарнасский приписывает его воле Ромула, понимая auctoritas patrum как, по мысли создателя, предназначение сената (Dionys.,II,14). Ливий считает, что право утверждения решений народа сенатом было приобретено сенаторами после смерти Ромула в период междуцарствия (Liv.,I,17,9). Здесь же Ливий и объясняет auctoritas patrum как утверждение сенатом народных решений: «[Отцы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят «отцы» ([Patres] decreverunt, ut cum populus regem iussisset, id sic ratum esset, si patres auctores fierent)» (Liv.,I,17,9, пер. В.М.Смирина). Аналогичное объяснение дает Дионисий: «Но право [народа] не безусловное, если сенат не дает свое согласие на это (. . oujde;. th;n ejxousivan ajnepivlhpton, a[n mh; kai . boulh/` taujta; dokh/` )» (Dionys.,II,14).

Подавляющее большинство исследователей соглашается со свидетельством традиции о том, что корни важнейшей функции сената находятся в царской эпохе 48 . Но, признавая это, историки нового времени расходятся в оценках значения, сути, интерпретации patrum auctoritas.

Неоднократно предпринимались попытки отождествить patrum auctoritas и lex curiata de imperio. Знак равенства между этими понятиями ставили Б.Г.Нибур 49 и А.Швеглер 50 , считая, что курии состояли исключительно из патрициев, patres в формуле patrum auctoritas (patres auctores) есть обозначение патрициев. Отказ от взгляда на курии как на объединения исключительно патрициев автоматически уничтожил подобные попытки.

Patrum auctoritas — право сената, которым обладали все его члены 51 .

Но каким был характер patrum auctoritas при царях? Такой ли была ее суть в царскую эпоху, какая нам хорошо известна из практики ранней республики? Любое решение комиций, прежде чем стать окончательным, должно было пройти одобрение и утверждение в сенате. Об этом ясно свидетельствует Цицерон: «Постановления народных комиций входили в силу только после одобрения их решением «отцов» (populi comitia ne essent rata, nisi ea patrum adprobavisset auctoritas)» (Cic. De re p.,II,32,56, пер. В.О.Горенштейна).

Очевидно, на данный вопрос нужно ответить утвердительно. Предполагать, что patrum auctoritas царской эпохи была близка к probouvleuma , к предварительному заключению, иными словами, сопоставима с patrum auctoritas поздней республики, нет никаких оснований.

Но тогда возникают другие вопросы. Как широко могли пользоваться сенаторы своим правом? Как часто случались какие-либо решения народных собраний? Каким было отношение царя к праву сенаторов?

Э.Гьерстад полагает, что patrum auctoritas применялась в отношении решений царя, проведенных через comitia curiata 52 . На наш взгляд, шведский ученый в этом случае неоправданно поднимает значение народных собраний, одновременно ставя под сомнение абсолютную власть царя при принятии любых решений.

Среди исследователей нет единого мнения о характере царской власти в Риме, однако те из них, кто доверяет традиции, отмечают не только развивающиеся от царя к царю тенденции абсолютизации их власти 53 , но и изначально сильную власть римского царя. И.Л.Маяк, реконструируя историю Рима в эпоху Ромула и Нумы Помпилия и постоянно оперируя термином «военная демократия», тем не менее подчеркивает, что баланс элементов военной демократии уже в ту эпоху был нарушен в пользу царя 54 . Далее она указывает: «Для Ромула и Нумы характерна деятельность, централизующая их власть. Они создают себе материальную опору, независимую от гентильной. Это проявляется и в свободном распоряжении своей землей и общей завоеванной землей. и в создании общего не зависимого от родов имущества общины, которым они вольно распоряжаются, и в таком нововведении, как целеры, царская лейб-гвардия. Мирная деятельность Нумы объективно означала продолжение дела упрочения царской власти. Это сказывалось в создании религиозных коллегий, не связанных непосредственно с гентильными объединениями. как бы подчиненных именно царю» 55 . Многие исследователи согласны в том, что и народное собрание, и сенат теряют всякую свободу действий при царе, приобретая ее на короткое время в период междуцарствия 56 .

Традиция, представленная Ливием и Дионисием, свидетельствует о значительном развитии самовластия царя, ограниченного самое большое консультативной функцией совета старейшин (Liv.,I,9,2). Объявление войны (Liv.,I,14,6; 22, 4; 27,4; 30,4; 42,2; Dionys.,II,54; 72; III,4; 49; IV,31), заключение мира (Liv.,I,13,4; 38,1-3; Dionys.,III, 44; 54; IV, 65), отправка посольств (Liv.,I,9,2; 22,4-5; Dionys.,III,3; 17; IV,8), все нововведения государственного (Liv.,I,8,1; 8,6-7; 13,6; 28,7; 30,2; 35,6; 42-43; Dionys.,II,12-13; III, 31; 67; IV,15; 20-22; 54), военного (Liv.,I,30,3; 36,2,7-8; Dionys.,III,65-66; IV,16-19) и религиозного характера (Liv., I,10,6; 19-21; 27,7; Dionys., II,18-22; 66-74; III,36; III,67-69) совершаются волей царя.

Конечно, нужно допустить, что, после обсуждения в сенате, выработав какое-либо важное решение, например, объявление войны, царь собирал народ, чтобы огласить это решение и, возможно, заручиться его поддержкой, особенно тогда, когда от его поддержки зависел успех решения (характерный пассаж у Ливия: I,28). Объявить решение — не более того.

Сомневаться в правильной, в общих чертах, передаче характера царской власти античной традицией нет оснований еще и потому, что она не сводит к нулю деятельность comitia curiata, а отмечает те моменты, когда народное собрание становится по-настоящему действенным органом. Это происходило в период междуцарствия 57 . Тогда собрание народа, действительно, выступает в качестве органа, принимающего решение — решение об избрании царя (Liv.,I,17; 22,1; 32,1; 35; ср.: Liv.,I,46,1; Dionys., II,58,3; III,1,1; 36,1; ср.: Dionys.,IV,8-10). Но это решение не является окончательным, оно подлежит утверждению сенаторов — patrum auctoritas (Liv.,I,17,9; 22,1; 32,1). Поэтому мы полагаем, что право сената утверждать решения народа возникло в царскую эпоху, в период первого междуцарствия (в принципе так, как сообщает Ливий — I,17,9). Основанием для него послужило значение, сознательно приданное своему царскому совету Ромулом, значение, которого хватило для того, чтобы основательно претендовать на роль коллективного правителя римской общины после смерти царя, но пока не хватало, чтобы держать власть над общиной в своих руках.

Однако применение patrum auctoritas в царском Риме было ограничено рамками междуцарствия. Она могла развиться только параллельно развитию дееспособности народных собраний, но такая возможность появится лишь с установлением республики.

Из предыдущего изложения хорошо видно, что в царском Риме были периоды, пусть и непродолжительные, когда значение царского совета неизмеримо возрастало. Происходило это после смерти царя, благодаря ненаследственному характеру царской власти в Риме, когда вплоть до избрания нового царя наступало время междуцарствия — interregnum.

Традиция не оставляет сомнений относительно возникновения процедуры интеррегнума в эпоху царей (Liv.,I,17, 5-6; Dionys.,II,57,1-4; Cic. De re p.,II,23; Plut. Numa,2). Самый подробный рассказ содержится у Дионисия: «В последующий год (после смерти Ромула) не было царя, выбранного римлянами, но существовала власть, которую называют междуцарствие ( mesobasivleion ), созданная следующим образом: патриции, набранные в сенат Ромулом, будучи в числе 200. разделились на десятки ( dekavda» ). . Однако они правили не вместе, но каждый по 5 дней, в течение которых он имел ликторов и другие инсигнии царской власти. Первый, исполнив свой срок власти, передавал ее второму, тот третьему и так далее до конца. После того как первые десять «процарствуют» определенные им 50 дней, 10 других получали от них власть, а от тех, в свою очередь, другие» (Dionys.,II,57,1-2).

Более лаконичен, зато внушает и больше доверия Ливий: «А потому сто «отцов» разделились на десятки (decurias), и в каждом десятке выбрали главного, поделив таким образом управление государством. Правили десять человек, но знаки власти и ликторы были у одного; по истечении пяти дней их полномочия истекали и власть переходила к следующей десятке, никого не минуя, так на год прервалось правление царей. Перерыв этот получил название междуцарствия (appellatum interregnum), чем он на деле и был» (Liv.,I,17,5-6, пер. В.М.Смирина).

Сообщения других авторов менее четкие. Цицерон пишет: «После кончины Ромула. первенствующие люди (principes), проявив благоразумие, придумали необычный и неслыханный среди других народов выход — учреждение междуцарствия (interregni ineundi rationem excogitaverunt) — с тем, чтобы, пока не будет избран постоянный царь, государство и не оставалось без царя, и не имело царя на долгий срок» (Cic. De re p.,II, 23, пер. В.О.Горенштейна).

Наконец, Плутарх указывает: «Патриции ( patrivkioi ), которых было 150 человек, условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на 6 ночных и на 6 дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преимущества сенаторам обоих племен и потому было одобрено; вместе с тем, частая смена власти лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина. Такой вид власти римляне называют междуцарствие ( mesobasivleion )» (Plut. Numa, 2, пер. С.П. Маркиша).

Большинство историков принимает версию традиции и соглашаются с тем, что корни института междуцарствия уходят в царскую эпоху 58 .

Однако ряд исследователей отрицает столь древнее происхождение интеррегнума и считают его изобретением республики 59 .

Нам бы хотелось присоединиться к первой группе ученых. В пользу отнесения междуцарствия еще к царскому Риму, помимо традиции, говорит само название обряда, использование процедуры интеррегнума в древнейшем ежегодном празднике Terminalia 60 и, наконец, на наш взгляд, главное — совершенно различные принципы осуществления междуцарствия в царский период и во время республики (Ср.: Liv.,I,17,5-6 и III,8; IV,7,7; IV,43 и др.; Dionys.,II,57,1-2 и VIII,90).

Очевидно, причиной возникновения обряда интеррегнума послужил религиозный характер царской власти в древнем Риме. Более того, возможно, исходной точкой развития междуцарствия было его использование в праздниках.

Римский царь был верховным жрецом. Он не мог умереть без того, чтобы его место, место блюстителя священнодействий, не занял бы другой, пусть и временный, верховный жрец — то есть временный царь, междуцарь, interrex. Итак, главным, а может быть, единственным предназначением выбранного интеррекса являлось осуществление тех религиозных обрядов, которые в обычное время исполнялись царем.

Но поскольку царь совмещал в своем лице как религиозного, так и политического главу общины, постольку и священный обряд междуцарствия быстро приобрел политическую окраску. Со смертью Ромула и до избрания нового царя управление всей религиозной и политической жизнью Рима перешло к сенату — совету старейшин и, одновременно, сподвижников царя. Тотчас, чтобы ни на один день не прервалось совершение священнодействий, был выбран interrex. Для осуществления же всех политических мер правления ему была придана коллегия сенаторов так, чтобы их общее количество вместе с междуцарем составляло 10 человек 61 . Именно так мы готовы объяснить свидетельства традиции (Liv.,I,17,5-6; Dionys.,II,57, 1-2) о делении сената в период междуцарствия на десятки (decuriae, (((((((). Каждая декурия облекалась властью на 5 (Liv.,ibid.) или 50 (Dionys.,ibid.) дней. В первом случае реальной властью обладал лишь один в течение 5 дней, во втором — каждый из 10 по очереди в течение тех же 5 дней.

Междуцарствие было тем периодом, пусть и кратковременным, когда сенат в целом и каждый сенатор в отдельности ощущали себя действительно носителями власти в общине. Мы не знаем продолжительности междуцарствия после смерти Нумы Помпилия (Liv.,I,22,1; Dionys.,III,1,1) и Тулла Гостилия (Liv.,I,32,1; Dionys.,III,36,1). Да и указание Дионисия (II,57,1) на то, что interregnum после смерти Ромула длилось целый год, навеяно маловероятным предположением о заговоре patres против Ромула. Стремлению сенаторов сделать междуцарствие многомесячным, а, может быть, и бесконечным препятствовала вера римлян в царскую власть как единственно правильную и желанную форму власти в государстве. Данное препятствие patres смогли преодолеть только тогда, когда эта вера если и не была уничтожена совсем, то, по крайней мере, сильно поколеблена правлением этрусков.

Теперь, завершив исследование объема компетенции сената в эпоху царей, вернемся к вопросу, оставленному нами без ответа: состоял ли сенат царского Рима из глав родов, был ли собранием родовладык.

Если стоять на позиции доверия к традиции, считать, что она правильно, в общих чертах, передает политическое устройство римской общины в VIII-VI вв. до н.э., то надо признать, что изображенные ею роль и место сената в политической структуре римской общины являются дополнительным доводом в пользу отрицательного ответа на поставленные вопросы.

Слишком приниженной, сводимой только к консультативной, выглядит роль сената при всех царях, мало похожей на роль, которую должен был бы играть совет родовладык, отдающий на время права одному избраннику — царю 62 (особенно показательно место у Дионисия: «Сенату же он (Ромул) предоставил такую честь и власть ( timhvn kai; dunasteivan ): обсуждать и выносить решения путем голосования относительно всего, что предоставит на их рассмотрение царь, и чтобы побеждало то мнение, за которое выскажется большинство» (Dionys.,II,14,1-2).

Мы присоединяемся к мнению тех историков, которые определяют сенат как царский совет 63 . Он создается Ромулом и используется царями как опора их власти, так как, с одной стороны, туда царь выбирает лучших представителей общины, чтобы укрепить свою власть властью старейшин (potestas patrum familiarum), с другой — наполняя сенат своими ставленниками. Чем больше в сенате первых, тем сильнее и независимее выступает совет, смело и уверенно в период междуцарствия (при Ромуле, Нуме Помпилии, Тулле Гостилии и Анке Марции), чем больше в нем вторых, тем подвластнее он царю и растеряннее и бессмысленнее после смерти своего покровителя (при Тарквинии Древнем, Сервии Туллии и Тарквинии Гордом).

Сенаторская аристократия, патриции, возвысившись при первых 4 царях, подвергаются унижению при этрусских царях. Ее ряды сильно размываются большим количеством новых членов — сподвижников новых царей. При Тарквинии Гордом наступление на аристократию достигает своего апогея и вызывает ответное сопротивление. Знать составляет заговор. Под знатью мы понимаем не только patres, но всех патрициев, а в конце VI в. до н.э. патриции — это уже не только те, которые могут указать на своего отца (pater), заседающего в сенате в данный момент, но и те, которые когда-либо имели предка среди сенаторов, среди patres. Заговор увенчался успехом. Царская власть была уничтожена. Началась эпоха республики 64 .