Полномочия прокуратуры по международному сотрудничеству

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»

В целях активизации и повышения эффективности участия прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве, укрепления ее авторитета на данном направлении, отстаивания и пропаганды принципов ее деятельности, направленных на защиту прав и свобод человека, на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в пределах своей компетенции:

1.1. Считать взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

1.2. Обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение органами прокуратуры требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Российская Федерация, и внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом уделить особое внимание исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, добиваться реальной защиты интересов Российской Федерации, прав и свобод человека.

1.3. Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера, проводимых международными организациями и правоохранительными органами других государств, по вопросам, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

1.4. По результатам практики международного сотрудничества готовить и вносить руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, о совершенствовании законодательства, заключении международных договоров.

2. Главному управлению международно-правового сотрудничества:

2.1. Обеспечить организацию выполнения обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства в пределах компетенции органов прокуратуры.

2.2. Организовывать участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке проектов международных договоров Российской Федерации.

2.3. Координировать деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества.

2.4. Осуществлять непосредственное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями в целях решения возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач.

Готовить предложения об участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в мероприятиях международного характера.

2.5. Контролировать своевременность и полноту исполнения в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации запросов о выдаче лиц и правовой помощи.

2.6. Регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность работы органов прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

3. Главной военной прокуратуре, главным управлениям и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с компетенцией:

3.1. Направлять в Главное управление международно-правового сотрудничества предложения по организации, проведению и участию в мероприятиях международного характера, обосновывая их необходимость задачами, стоящими перед органами прокуратуры, представлять необходимые информационно-аналитические материалы.

Информацию о результатах участия в международных мероприятиях представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества.

3.2. Представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы, прилагаемые к запросу о выдаче лиц (в том числе материалы судов), и запросы о правовой помощи по материалам и уголовным делам, находящимся в производстве федеральных органов расследования, за процессуальной деятельностью которых осуществляется надзор.

Запросы и материалы представлять в двух экземплярах и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, — с переводом на иностранный язык, включая прилагаемые уголовные дела.

3.3. Организовывать в пределах своей компетенции исполнение запросов компетентных органов иностранных государств в порядке, определенном указанием Генерального прокурора Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

4.1. Организовать работу по координации, учету, анализу и отчетности в сфере международно-правового сотрудничества подчиненных прокуроров и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь.

4.2. При решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями исходить из того, что все сношения по этим вопросам должны осуществляться через Генеральную прокуратуру Российской Федерации, если иной порядок прямо не установлен международными договорами и законодательством Российской Федерации.

4.3. В порядке, установленном указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, организовывать исполнение запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой их исполнения в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации.

Представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы, прилагаемые к запросу о выдаче лиц, и запросы о правовой помощи по материалам и уголовным делам, находящимся в производстве органов дознания и предварительного следствия, за процессуальной деятельностью которых осуществляется надзор.

Запросы и материалы представлять в двух экземплярах и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, — с переводом на иностранный язык, включая прилагаемые уголовные дела.

4.4. Принимать необходимые меры к своевременному задержанию и заключению под стражу лиц, в отношении которых осуществляется международный (межгосударственный) розыск, для обеспечения возможности их выдачи.

Организовывать в кратчайшие сроки экстрадиционные проверки и представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы этих проверок с заключением о возможности выдачи лиц.

5. Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации:

5.1. Организовывать в пределах своей компетенции рассмотрение и исполнение запросов о правовой помощи в порядке, определенном указанием Генерального прокурора Российской Федерации.

5.2. Уголовные дела, расследуемые в центральном аппарате, для решения вопроса об их направлении в компетентные органы иностранного государства в порядке ст. 458 УПК РФ представлять через соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляющее надзор за уголовно-процессуальной деятельностью Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, уголовные дела представлять с переводом на иностранный язык.

6. Главному управлению обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры организовывать протокольное сопровождение международных мероприятий, проводимых Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и в необходимых случаях оказывать визовую поддержку участникам делегаций.

7. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимать участие в планировании и осуществлении международного сотрудничества органов прокуратуры, изучении законодательства и правоприменительной практики других государств, проведении сравнительного анализа российского и зарубежного законодательства в сферах борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека.

8. Учесть, что порядок рассмотрения и исполнения запросов о выдаче лиц и правовой помощи, организации участия прокурорских работников в международных мероприятиях регламентируется отдельными указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

9. Считать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 03.08.1998 N 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» и от 26.06.2002 N 35 «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства».

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции (Поляков М.М.)

Дата размещения статьи: 18.05.2015

Функционирование органов прокуратуры включает в себя использование механизмов международного взаимодействия по самому широкому кругу вопросов. Данное полномочие закреплено в ст. 2 Закона о прокуратуре и предусматривает сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными организациями, что выражается в разработке международных договоров Российской Федерации, заключении соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью .
———————————
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 23.07.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // РГ. N 229. 1995. 25 ноября.

Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам на основании международных договоров и российского законодательства. В частности, Указами Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 1799 и N 1800 Генеральная прокуратура Российской Федерации была назначена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи .
———————————
Международное сотрудничество // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 01.09.2013).

Правовой основой международного сотрудничества прокуратуры РФ являются различные конвенции, договоры, декларации, соглашения и иные документы, в т.ч. и действующие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР.
На уровне стран — участниц СНГ по вопросам межведомственного сотрудничества необходимо обозначить Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников, заключенное в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств — участников Протокола к данной Конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, заключенного в Москве 29 июня 2000 г.
В данных международно-правовых актах закреплены положения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом). Поручения направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.
После того как Российская Федерация вступила в Совет Европы и подписала Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., а также Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. с соответствующими протоколами к ним, Генпрокуратурой РФ осуществляется серьезная работа по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче» Генеральная прокуратура РФ — это официальный орган, в компетенцию которого входит решение вопроса о выдаче . Исполнение поручений Российской Федерацией по оказанию правовой помощи производится с соблюдением действующих законов.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка определил развитие международно-правового сотрудничества как одно из основных направлений деятельности прокуратуры . Для его обеспечения в июне 2006 г. было создано Главное управление международно-правового сотрудничества при Генеральной прокуратуре РФ. Основными задачами указанного Главного управления являются:
———————————
См.: Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. N 7. С. 6.

1. Организация выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, а также по другим вопросам международного сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры.
2. Организация сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции органов прокуратуры.
3. Участие в нормотворческой деятельности, в т.ч. в подготовке проектов международных договоров и нормативных правовых актов по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам борьбы с преступностью.
4. Координация деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества .
———————————
Главное управление международно-правового сотрудничества // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ms_management/ (дата обращения: 01.09.2013).

Внутреннее построение системы органов, функционирующих при данном управлении, четко обусловлено вышеперечисленными задачами. С учетом этого в состав управления международно-правового сотрудничества входят следующие структурные подразделения: управление экстрадиции, управление правовой помощи, управление международного права, отдел документационного обеспечения.
К сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, осуществляемым как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате, а также координация участия органов и учреждений прокуратуры России в международном сотрудничестве.
На внутриведомственном уровне вопросы международного сотрудничества регулируются специальным Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» .
———————————
СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257049/#1257049 (дата обращения: 01.09.2013).

Генеральная прокуратура РФ активно осуществляет сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией. В частности, Генпрокуратура в данном направлении взаимодействует с Координационным советом генеральных прокуроров СНГ, Международной ассоциацией прокуроров, Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Группой государств против коррупции (ГРЕКО) и многими другими.
За последние несколько лет Россией были подписаны важные межгосударственные акты, направленные против коррупции. Примером тесного антикоррупционного взаимодействия на постсоветском пространстве является Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией (далее — Соглашение прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией), вступившее в силу 25 апреля 2007 г. Для применения органами прокуратуры в России данное Соглашение было подтверждено и разослано вместе с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 сентября 2007 г. N 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией» .
———————————
СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256717/#1256717 (дата обращения: 01.09.2013).

Целями подписания Соглашения прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией являются:
— совершенствование борьбы с коррупцией;
— усиление защиты прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства;
— выработка согласованной стратегии и совместных мер в этой сфере.
Соглашение не дает единого понятия коррупции. Вместо этого в ст. 2 отдельно закреплены определения понятий «коррупционное правонарушение» и «коррупционное преступление». Под коррупционным правонарушением понимается «не влекущее уголовной ответственности нарушение существующего порядка несения службы и исполнения своих профессиональных обязанностей, допущенное лицами, которые национальным законодательством государств Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, если такое нарушение содержит признаки коррупции, а равно невыполнение ими запретов, правил, установленных национальными нормативными правовыми актами». Коррупционное преступление, в свою очередь, представляет собой «совершение лицами, которые национальным законодательством государств Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, умышленного уголовно наказуемого деяния с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, если такое деяние содержит признаки коррупции».
Далее в ст. 3 Соглашения прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией закреплены особые критерии отнесения преступлений к категории коррупционных:
— совершение деяния, отнесенного национальным законодательством государств Сторон к преступлениям;
— совершение преступления лицом, которое в соответствии с национальным законодательством государства Стороны определено как должностное, или иным лицом в форме подкупа;
— наличие у должностного лица корыстных побуждений или иной личной заинтересованности;
— преступное использование своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей.
В ст. 4 Соглашения государства-участники определили деяния, которые однозначно необходимо относить к разряду коррупционных. В п. 1 ст. 4 приводится их перечень:
— получение взятки;
— дача взятки;
— злоупотребление властью или служебными полномочиями;
— служебный (должностной) подлог;
— хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения.
Данный перечень не является исчерпывающим. В п. 2 ст. 4 делается соответствующая оговорка о том, что коррупционными могут признаваться и иные преступления, предусмотренные национальным законодательством государств-участников, при условии соответствия критериям, установленным в ст. 3 Соглашения, а также иные правонарушения, предусмотренные национальным законодательством.
Ключевой статьей Соглашения прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией является ст. 5, которая содержит в себе конкретные формы сотрудничества государств-участников. Всего их в указанной статье семь, и они предусматривают:
1. Обмен статистической, научно-методической и иной информацией в сфере борьбы с коррупцией, в том числе:
— о практике законодательного и иного нормативного правового регулирования вопросов борьбы с коррупцией;
— практике работы органов прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией;
— преступлениях коррупционной направленности, имеющих транснациональный характер.
2. Разработку и принятие согласованных мер в целях повышения эффективности прокурорского реагирования на нарушения законодательства о борьбе с коррупцией.
3. Проведение совместных проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях, имеющих транснациональный характер.
4. Оказание содействия в проведении проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях.
5. Обмен опытом организации и осуществления прокурорской деятельности в сфере борьбы с коррупцией, включая подготовку научно-методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций.
6. Подготовку и повышение квалификации сотрудников органов прокуратуры.
7. Проведение совместных научных исследований в сфере борьбы с коррупцией.
Необходимо отметить, что Генеральная прокуратура Азербайджанской Республики в Особом мнении к Соглашению отказалась содействовать в реализации п. 3 ст. 5 применительно к проведению совместных проверок. По всей видимости, азербайджанская сторона не преследовала никаких политических мотивов данной оговоркой. Скорее всего, в законодательстве Азербайджана пока не прописаны соответствующие правовые механизмы для реализации данной формы сотрудничества между странами-участницами.
Соглашение предусматривает, что сотрудничество будет производиться непосредственно или через Секретариат Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств.
Внешней формой сотрудничества являются специальные запросы стран — участников Соглашения. Согласно п. 2 ст. 7 Соглашения запрос об оказании содействия составляется в письменной форме и должен содержать:
а) наименование органа, запрашивающего содействие, и запрашиваемого органа;
б) изложение существа дела (материала);
в) цель и обоснование запроса;
г) описание содержания запрашиваемого содействия;
д) любую другую информацию, которая может быть полезна для надлежащего исполнения запроса.
Запрос должен быть подписан Генеральным прокурором или его заместителем и удостоверен гербовой печатью.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Соглашения запрашиваемая сторона принимает все необходимые меры для обеспечения своевременного и полного исполнения запроса. Пункт 4 данной статьи предполагает, что запрашиваемая сторона в возможно короткие сроки информирует запрашивающую сторону о результатах исполнения запроса.
Соглашение прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией предусматривает возможность для отсрочки исполнения запроса или отказ от его исполнения, что зафиксировано в ст. 10 данного документа. Так, согласно п. 2 ст. 10 сторона отказывается в оказании содействия в рамках Соглашения полностью или частично, если запрашиваемая сторона полагает, что исполнение запроса может повлечь нарушение прав и законных интересов человека и гражданина, нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку либо противоречит национальному законодательству, международным обязательствам или другим существенным интересам ее государства.
Кроме того, государства-участники обязуются сохранять конфиденциальность информации, используемой в процессе осуществления сотрудничества между странами (ст. 12), а также нести необходимые расходы, связанные с реализацией Соглашения (ст. 13).
Анализируя описанные выше положения Соглашения прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией, можно отметить, что оно не предусматривает большого количества антикоррупционных мер, в отличие от других международных актов, ратифицированных Российской Федерацией. Соглашение имеет рамочный характер и направлено на создание всех необходимых условий для осуществления противодействия коррупции органами прокуратур государств — участников СНГ. Подписание данного Соглашения во многом обусловлено положениями ст. 48 Конвенции ООН, которые предусматривают, что «государства-участники рассматривают возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о непосредственном сотрудничестве между их правоохранительными органами». Представляется вполне логичным, что в ближайшие годы на уровне генеральных прокуратур стран, входящих в состав СНГ, будут заключены дополнительные соглашения по различным аспектам противодействия коррупции. Они могут касаться вопросов осуществления административного, уголовного, уголовно-процессуального сотрудничества в связи с расследованием коррупционных деяний.
Важным направлением антикоррупционной политики, проводимой в рамках СНГ, также является принятие особых модельных законов против коррупции. Указанной работой занимается Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ. В соответствии с п. «г» ст. 4 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ данный международный орган принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств — участников Конвенции. Межпарламентской Ассамблеей СНГ были приняты следующие модельные антикоррупционные законы:
———————————
Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств (заключена в г. Минске 26.05.1995) // Бюллетень международных договоров. 1997. N 4. С. 9 — 16.

Читайте так же:  Закон о тишине московская область штраф

— Модельный закон «О борьбе с коррупцией» от 3 апреля 1999 г. ;
———————————
Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-4 на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 1999. N 21. С. 70 — 84.

— Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» от 15 ноября 2003 г. ;
———————————
Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2004. N 33. С. 225 — 260.

— Модельный закон «О противодействии коррупции» от 25 ноября 2008 г. (в новой редакции) .
———————————
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 31-20 «О новой редакции Модельного закона «О противодействии коррупции» (принят на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. URL: http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=10739 (дата обращения: 01.09.2013).

Указанные международные документы воплощают в себе весь накопленный опыт по противодействию коррупции государствами — участниками СНГ и одновременно являются основой для совершенствования их национального законодательства.
В Модельном законе «О противодействии коррупции» закреплены очень важные положения, которые касаются международного сотрудничества, а также полномочий субъектов антикоррупционной деятельности, в т.ч. и органов прокуратуры.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Модельного закона целями и задачами международного сотрудничества стран — участниц СНГ в области противодействия коррупции являются:
1) обеспечение предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений;
2) обеспечение повышения антикоррупционного рейтинга и укрепление международного авторитета государства;
3) обеспечение анализа состояния коррупционной преступности;
4) совершенствование правовой базы сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией;
5) выработка согласованной политики и совместных программ по противодействию коррупции;
6) обеспечение обмена информацией между государствами о мерах борьбы с коррупцией;
7) объединение усилий государств для преодоления угрозы дальнейшей эскалации коррупционных проявлений;
8) выработка согласованной политики, законов и регулирующих положений в сфере противодействия коррупции;
9) обеспечение эффективности обмена информацией между государствами.
В п. 2 данной статьи прописаны основные принципы деятельности государства при осуществлении международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции. Данными целями являются приоритетность интересов национальной безопасности государства и равенство условий сотрудничества в осуществлении противодействия коррупции.
На основании п. 1 ст. 9 Модельного закона «О противодействии коррупции» органы прокуратуры относятся к числу субъектов противодействия коррупции, непосредственно осуществляющих противодействие коррупции в пределах своей компетенции. Пункт 2 ст. 9 предоставляет им следующие полномочия:
1) разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции;
2) контролировать и надзирать за исполнением антикоррупционного законодательства;
3) предупреждать и пресекать коррупционные правонарушения, применять меры юридической ответственности за них;
4) осуществлять предварительное (досудебное) следствие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями;
5) исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
Кроме того, в ст. 15 Модельного закона закреплены полномочия генеральной прокуратуры (прокуратуры) государства (либо иных государственных органов) в сфере противодействия коррупции. На основании данной статьи прокуратура:
1) аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;
2) анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;
3) координирует деятельность иных государственных органов осуществляющих противодействие коррупции;
4) осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов, органов местного самоуправления требований конституции и законов в сфере противодействия коррупции и в случае выявления правонарушений привлекает лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательством государства;
5) готовит предложения по совершенствованию мер правового регулирования противодействия коррупции;
6) осуществляет иные полномочия в сфере противодействия коррупции, установленные законодательством государства.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что международное сотрудничество, осуществляемое органами прокуратуры Российской Федерации, имеет важнейшее значение в деле борьбы с коррупцией. Генеральная прокуратура РФ является официальным органом, уполномоченным решать самый широкий круг вопросов по противодействию коррупции. Органы прокуратуры взаимодействуют с ведущими международными антикоррупционными организациями. Результатами такого сотрудничества являются многочисленные соглашения, заключенные на межправительственном и межведомственном уровне. Генеральная прокуратура РФ также активно сотрудничает с официальными органами по противодействию коррупции большинства зарубежных стран, обмениваясь ценным для нашей страны опытом.

Международное сотрудничество. Научно-практический комментарий к ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

(Победкин А. В., Яшин В. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2006 года

А. В. ПОБЕДКИН, В. Н. ЯШИН

Победкин А. В., доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса Тульского филиала Московского университета МВД РФ.

Яшин В. Н, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры предварительного расследования Тульского филиала Московского университета МВД РФ.

Статья 2. Международное сотрудничество

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья представляет собой один из элементов правовой основы полномочий Генеральной прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества. Международное сотрудничество — одно из направлений (функций) деятельности прокуратуры Российской Федерации наряду с прокурорским надзором, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участием в рассмотрении дел судами и участием в правотворческой деятельности. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации — это основанная на внутреннем законодательстве, а также нормах и принципах международного права совместная согласованная деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации и уполномоченных государственных органов иных государств и международных организаций, направленная на решение задач, стоящих перед указанными органами и требующих межгосударственного взаимодействия. 2. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации — ненадзорное направление ее деятельности. Однако, поскольку основное историческое предназначение прокуратуры Российской Федерации — осуществление надзора за исполнением законов, все остальные функции органов прокуратуры России неразрывно связаны с надзорными полномочиями. Международное сотрудничество является необходимым условием эффективного осуществления отечественной прокуратурой надзорных и иных полномочий. Возложение функции международно-правового сотрудничества на прокуратуру обусловлено развитием международных связей России, включением ее в мировое сообщество и, как следствие, расширением сферы международно-правового сотрудничества Российской Федерации . ——————————— Так, например, ежегодно в Россию поступает около 5 тысяч ходатайств об оказании правовой помощи по уголовным делам и около 4 тысяч — об экстрадиции.

В настоящий момент преступность перешагнула границы отдельных государств, приобретает значение глобальной общечеловеческой проблемы. Назрела острая необходимость разработки адекватных мер межгосударственного характера по противодействию распространению таких острых преступных проявлений, как наркобизнес, терроризм, похищение людей и др. Современная преступность характеризуется разветвленными международными связями, крупной финансовой основой, активно использует недостатки внутринациональных правовых систем и международного права. Глобальность проблемы преступности, ее международный характер обусловлены и таким, в целом положительным явлением, как тенденция к более тесным интеграционным процессам между государствами, что облегчает возможности перемещения преступников в другие государства, создание организованных преступных групп с базами на территориях различных стран. Иначе говоря, активные миграционные процессы, характерные для современного мира, ставят на повестку дня вопрос об адекватном правовом реагировании на увеличившиеся возможности лиц, подвергающихся уголовному преследованию, скрываться от такового, перемещаясь в другие государства. В этой связи вопросы взаимодействия между государствами в сфере борьбы с преступностью становятся одними из первостепенных. В то же время необходимость активной государственной деятельности по обеспечению эффективной борьбы с преступностью и иными правонарушениями требует согласованных межгосударственных мероприятий по обеспечению в этой сфере прав и свобод человека. 3. Международно-правовое сотрудничество, осуществляемое органами прокуратуры Российской Федерации, способствует решению следующих задач: — объединение усилий государств в борьбе с преступностью; — оказание государствами содействия друг другу в раскрытии и расследовании преступлений; — изобличение лиц, совершивших преступления; — вынесение в отношении их справедливого приговора; — исполнение решений суда; — возмещение ущерба потерпевшим независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. 4. В комментируемой статье в качестве субъекта международного сотрудничества указывается лишь на Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Это означает, что все иные органы и учреждения прокуратуры России не вправе непосредственно вступать в международно-правовые отношения с органами других государств и международными организациями, что не лишает органы и учреждения прокуратуры России права обращаться с соответствующими предложениями в Генеральную прокуратуру России. 5. В комментируемой статье подчеркивается, что Генеральная прокуратура Российской Федерации реализует полномочия по международному сотрудничеству с соответствующими органами других государств и международными организациями строго в пределах своей компетенции. Так, для реализации отдельных международно-правовых полномочий Генеральная прокуратура Российской Федерации должна быть признана уполномоченным органом либо путем принятия федерального закона или иным установленным порядком (например, Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2004 года N 19-ФЗ «О компетентном органе Российской Федерации по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения» Генеральная прокуратура Российской Федерации признана компетентным органом по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, подписанной в городе Москве 28 марта 1997 г.) 6. Указание в комментируемой статье на осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации прямых связей с соответствующими органами других государств и международными организациями означает, что в случае реализации полномочий по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции Генеральная прокуратура Российской Федерации не связана необходимостью обращения в иные государственные органы Российской Федерации или согласования с ними конкретных мероприятий в сфере международного сотрудничества. Вместе с тем право Генеральной прокуратуры в рамках своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями не лишает ее права обратиться в иные государственные органы с предложением о реализации международно-правовых полномочий (опосредованное взаимодействие). 7. В комментируемой статье предусмотрены основные формы деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества. Так, Генеральная прокуратура осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. Следует отметить некоторую некорректность формулировок, используемых законодателем. Так, осуществление прямых связей с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключение соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью представляют собой формы сотрудничества с ними. Участие в разработке международных договоров Российской Федерации может осуществляться как путем сотрудничества с соответствующими органами других государств и международными организациями, так и путем взаимодействия с иными государственными органами Российской Федерации. 8. Указание в комментируемой статье на основные формы международного сотрудничества Российской Федерации позволяет классифицировать их на правотворческую, организационную и правоприменительную составляющую. 9. Анализ предусмотренных комментируемой статьей основных форм международного сотрудничества, осуществляемого Генеральной прокуратурой Российской Федерации, позволяет выделить конкретные формы ее международного сотрудничества: 1) участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи; 2) заключение и непосредственная реализация международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам; 3) консультации по правовым вопросам; 4) обмен делегациями специалистов для передачи опыта; 5) проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, встреч руководителей прокуратур и т. д. 10. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ носит как региональный, так и универсальный характер и осуществляется в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Совета Европы, ООН и ряда других международных организаций. Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратуры и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Оказание взаимной правовой помощи государствами-членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами, а также норм раздела ХVIII Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации . ——————————— См.: Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2002. С. 655.

Читайте так же:  Ходатайство о бесплатном питании

Российская прокуратура участвует в международном сотрудничестве с правоохранительными органами и такими международными организациями зарубежных государств, как Интерпол и Европол, что необходимо для согласованного противодействия организованной и транснациональной преступности, оказания правовой помощи. 11. В правоохранительной сфере международное сотрудничество Генеральной прокуратуры с прокуратурами зарубежных стран реализуется по следующим основным направлениям международно-правовой деятельности: 1) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу (экстрадицию); 2) заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность; 3) разработка международных норм и стандартов (обязательного и рекомендательного характера), обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка; 4) признание и исполнение решений иностранных органов по административным и уголовным делам; 5) регламентация вопросов национальной и международной юрисдикции; 6) совместное изучение проблем охраны правопорядка, обмен опытом их решения; 7) оказание материально-технической и консультативной помощи (подготовка кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств, техники и т. п.); 8) обмен информацией (в том числе оперативной, криминалистической, о нормативно-правовом регулировании). 12. Правовая помощь по уголовным делам заключается в осуществлении (по соответствующей просьбе) компетентными органами одного государства действий, которые необходимы для расследования уголовного дела, его рассмотрения в суде (в том числе в международном трибунале) или для исполнения назначенного по делу наказания в другом (запрашивающем) государстве. В большинстве случаев помощь по уголовным делам оказывается в виде исполнения поручений судебно-следственных органов другого государства (rogatory letters ) о производстве отдельных процессуальных действий (проведение обыска, изъятия, экспертизы, допроса обвиняемого, подсудимого, потерпевшего и т. п.), а также путем передачи вещей, которые могут иметь значение доказательств или приобретены преступным путем. ——————————— rogatory letters (англ.) — судебное поручение в другую страну о допросе свидетеля. См.: Англо-русский полный юридический словарь. М., 1993. С. 325.

Просьба о помощи направляется государству в виде запроса (поручения), оформленного в соответствии с требованиями международных договоров и ст. 453, 454 УПК. 13. Правовую основу международной деятельности российской прокуратуры составляют: международно-правовые договоры, декларации, соглашения и иные международно-правовые акты. К их числу относятся договоры и соглашения, заключенные СССР, действующие в порядке правопреемства до заключения новых договоров. К внутригосударственным источникам международной деятельности прокуратуры относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, а также приказы и указания Генерального прокурора РФ. 14. Под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т. д.) . ——————————— См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Рос. газета. 2003. 2 дек.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. 15. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. 16. Основанием для оказания правовой помощи может также являться принцип взаимности в отношениях между государствами. Принцип взаимности позволяет осуществлять оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Принцип взаимности означает взаимное признание несколькими государствами действия их законов и, как следствие, выполнение определенных действий, содействующих исполнению этих законов, независимо от отсутствия нормативного акта, регулирующего отношения между государствами в данной сфере. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством указанного в ч. 2 ст. 453 УПК РФ государственного органа (Верховный Суд РФ, Министерство иностранных дел РФ, Генеральная прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий, если таковая возникнет у компетентных органов данного государства. 17. В сфере международно-правового сотрудничества Генеральная прокуратура Российской Федерации руководствуется следующими основными многосторонними договорами и соглашениями: — Европейской конвенцией «О выдаче» от 13 декабря 1957 г. (Парижской конвенцией). Данная Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом РФ от 25 октября 1999 г. N 190-РФ и вступила в силу 9 марта 2000 г. ; ——————————— СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

— Европейской конвенцией «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» от 13 декабря 1959 г. Данная Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом РФ от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ и вступила в силу 9 марта 2000 г. ; ——————————— СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5132.

— Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г. в г. Минске Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, Азербайджаном и Грузией (Минская конвенция). Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ . ——————————— Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. N 1.

— Соглашением между Генеральными прокурорами государств — участников Протокола к данной Конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г. Нормы, относящиеся к взаимной правовой помощи по уголовным делам, содержатся также в ряде специальных конвенций, посвященных отдельным видам преступлений (терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ). 18. Европейская конвенция «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» от 13 декабря 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г. регулируют отношения сторон в вопросах уголовного преследования за преступления, за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. Согласно указанной Конвенции к вопросам оказания правовой помощи относятся: 1) исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов; 2) вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых; 3) передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела; 4) информирование государств — участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции она не применяется к арестам, принудительному исполнению приговоров, а также к военным преступлениям, не подпадающим под юрисдикцию общего уголовного права. При ратификации Конвенции Россией сделано заявление, что положения Конвенции об условиях отказа в помощи должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции. При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если: 1) просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим; 2) запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны; 3) преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных случаях. Российской стороной в соответствии со ст. 3 Конвенции может быть отказано в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством России правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. Поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество могут быть исполнены только при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 5 Конвенции условий: 1) преступление, с которым связано судебное поручение, наказуемо как по закону запрашивающей стороны, так и по закону запрашиваемой стороны; 2) преступление, с которым связано судебное поручение, является в запрашивающей стороне преступлением, влекущим выдачу; 3) исполнение судебного поручения не противоречит законодательству запрашиваемой стороны. Поручения о вручении повестки о явке лица должны передаваться компетентным российским органам не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица. Рассмотрение вопроса о разрешении транзитной перевозки находящегося под стражей лица относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ (п. 2 ст. 11 Конвенции). 19. Генеральная прокуратура Российской Федерации является органом, через который направляются запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам (кроме случаев направления запросов по вопросам судебной деятельности и запросов в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора, — ч. 3 ст. 453 УПК РФ). К компетенции Генеральной прокуратуры РФ и Верховного Суда РФ относится также решение вопроса о применении при исполнении поручения по просьбе запрашивающей стороны процессуального законодательства последней, если оно не противоречит российскому законодательству. В соответствии с п. 7 оговорок, сделанных Россией при ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. в случаях, не терпящих отлагательства, запрос может быть направлен непосредственно через судебные органы, под которыми для России понимаются суды и органы прокуратуры. 20. На Генеральную прокуратуру РФ возложена реализация такого вида правовой помощи, как выдача лиц, или экстрадиция (extradition) , т. е. передача при определенных условиях одним государством другому (или международному трибуналу) лица с целью привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного ему приговора. Решение принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей. ——————————— С учетом презумпции невиновности юридически правильнее говорить именно о выдаче лиц, или экстрадиции, а не о выдаче преступников, как это часто встречается в юридической литературе (см.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 54; Валеев Р. М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976. С. 62). Может производиться выдача как преступников (для исполнения приговора), так и лиц, в отношении которых еще ведется предварительное следствие или судебное разбирательство.

В соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 23/35 территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче, следует проводить экстрадиционную проверку, в содержание которой входит: 1) заполнение в течение 24 часов после задержания лиц, подлежащих экстрадиции, листа экспресс-опроса задержанного и направление по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) этого документа в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ; 2) проверка подлинности документов, имеющихся у этих лиц, установление их личности и гражданства; 3) получение у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи; 4) истребование в необходимых случаях заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел Российской Федерации или консульских учреждений Министерства иностранных дел РФ о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации. 5) проверка наличия и подлинности официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано, его выдача может быть отсрочена либо лицо может быть выдано на время (ч. 2 ст. 465 УПК). До поступления из органов государств-инициаторов розыска постановлений о заключении под стражу предписывается содержать указанных лиц в изоляторах временного содержания (ИВС); при непоступлении документов об аресте освобождение производится с уведомлением соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации. При подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачу указанных лиц и предоставления постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованные должны содержаться под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации. Все материалы экстрадиционной проверки с соответствующим заключением об обоснованности задержания, гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи в течение трех дней после задержания необходимо представлять прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам. Лица, подлежащие выдаче, освобождаются из-под стражи только по указанию Генеральной прокуратуры РФ после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, указанные лица должны освобождаться только по указанию Генеральной прокуратуры РФ после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда. В случае установления обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, прокуроры должны освобождать их из-под стражи, докладывая об этом соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам. При установлении фактов совершения лицами, не подлежащими выдаче, особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, бандитизм и т. п.) прокурорам предписывается немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ими поручений и уголовных дел в Генеральную прокуратуру РФ об уголовном преследовании этих лиц на территории России. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации прокурор, проводивший экстрадиционную проверку, обязан письменно уведомлять содержащееся под стражей лицо о принятом в отношении его Генеральным прокурором РФ или его заместителем решении о выдаче иностранному государству. В срок до 10 суток со дня обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче территориальные прокуроры должны направлять в суд субъекта Российской Федерации материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения. При этом они обязаны уведомлять прокуратуру субъекта Российской Федерации о направлении в суд соответствующей жалобы и материала, подтверждающего обоснованность принятого решения. При подписании и ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Дополнительных протоколов к ней от 15 октября 1975 г. и 17 марта 1978 г., российская сторона также сделала ряд оговорок, касающихся экстрадиции, вытекающих из требований российского законодательства и правоприменительной практики. В частности, Россией в соответствии со ст. 61 Конституции Российской Федерации оговорена невозможность выдачи собственных граждан. В соответствии со ст. 1 Федерального закона о ратификации Конвенции о выдаче, помимо оснований, указанных в самой Конвенции, в выдаче лица может быть отказано в том случае, если оно запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, а также если есть основания полагать, что в результате такого производства этому лицу не будут обеспечены минимальные гарантии соблюдения его прав. В выдаче может быть отказано и в том случае, если имеются основания полагать, что лицо было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким видам обращения, а также исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача может повлечь для него серьезные последствия по причине его преклонного возраста или состояния здоровья. Российская Федерация также оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным государственным интересам. Перечень преступлений, за совершение которых выдача подозреваемых не может быть произведена, устанавливается федеральным законом. Согласно ст. 3 Конвенции выдача не производится, если имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче в связи с совершением преступления был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его принадлежностью к определенной расе, религии, национальности или политическими убеждениями и что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. При ратификации Конвенции Российская Федерация заявила, что исходит из того, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия «политические преступления», а положения ст. 3 Конвенции «Политические преступления» должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции. УПК РФ также устанавливает перечень оснований отказа в выдаче лица (ст. 464), разделяя их при этом на две категории. К первой относятся случаи, при наличии которых выдача лица не допускается вообще; вторая категория предусматривает случаи, когда в выдаче лица может быть отказано. Международно-правовое управление Генеральной прокуратуры РФ в случае удовлетворения запроса о выдаче должно своевременно принимать меры к уведомлению запрашивающей стороны, задержанного лица (через прокурора субъекта Российской Федерации), заинтересованных федеральных ведомств о принятом решении, давать поручения об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов запрашивающих государств. В случае отказа в удовлетворении запроса о выдаче запрашивающему государству должно быть в обязательном порядке сообщено о причинах отказа. В этом случае между народно-правовое управление Генеральной прокуратуры РФ готовит проект уведомления об этом в компетентный орган запрашивающего государства с указанием мотивов отказа. Поскольку вопросы экстрадиции находятся в исключительной компетенции Генеральной прокуратуры РФ, то сношения зарубежных правоохранительных органов и судов непосредственно с федеральными и региональными правоохранительными органами и судами, а также прокуратурами субъектов Федерации по вопросам выдачи недопустимы. При выдаче правоохранительным органам Российской Федерации арестованного из другого государства необходимо учитывать срок его содержания под стражей при экстрадиции, т. е. исчислять его с момента задержания. Государствами, являющимися одновременно участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция) и Европейских конвенций 1957 г. и 1959 г. по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи (Россия, Украина, Молдова), применяются положения европейских конвенций. Заключенные ранее двухсторонние и многосторонние договоры по аналогичным вопросам, к которым относится и Минская конвенция 1993 г., свое действие в этих ситуациях прекращают . ——————————— В настоящее время разрабатывается новая редакция Минской конвенции.

Читайте так же:  Приказ 69 от 11022018

Так, Федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Конвенции «О выдаче» 1957 г. предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ. Действующий УПК РФ предусматривает возможность обжалования решения о выдаче лица и судебную проверку его законности и обоснованности (ст. 463). Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в суд субъекта Федерации лицом, в отношении которого было принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления. В этом случае территориальный прокурор в течение 10 суток обязан направить в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица. 21. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 июня 2002 г. N 35 «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства» устанавливает порядок рассмотрения поступающих из других стран и направляемых через Генеральную прокуратуру Российской Федерации в иностранные государства запросов о правовой помощи, международных следственных поручений, ходатайств, в том числе о временной передаче осужденных для производства следственных действий, об организации международного розыска лиц и предметов, о выдаче отдельных лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также по иным вопросам уголовного преследования. 22. В рамках предусмотренного комментируемой статьей международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными организациями Приказ Генерального прокурора от 3 августа 1998 г. N 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» возлагает на прокурорских работников следующие обязанности: — обеспечить строгое соблюдение и исполнение органами прокуратуры требований международных договоров и соглашений в правовой сфере; — способствовать своей деятельностью повышению и укреплению авторитета Российской прокуратуры на международной арене, отстаивать и пропагандировать принципы ее деятельности; — проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов в борьбе с преступностью; — исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств; — в связи с ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признании юрисдикции Европейского суда по правам человека принять участие в разработке механизма реального выполнения конституционного требования о возмещении и компенсации причиненного ущерба потерпевшим от преступлений. 23. Согласно Минской конвенции 1993 г. правовая помощь по гражданским, семейным и уголовным делам оказывается прокуратурой, иными учреждениями юстиции стран СНГ (п. 1 ст. 4). При выполнении международных договоров со странами СНГ и иными зарубежными странами прокуратура России взаимодействует с компетентными учреждениями юстиции через свой центральный орган — Генеральную прокуратуру Российской Федерации. При этом граждане и юридические лица каждого из подписавших ее государств, а также другие лица, проживающие на территории этих стран, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в прокуратуру, суды и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела; могут выступать в них, подавать ходатайства, заявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане и юридические лица этих стран. Согласно требованиям международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение. Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий неизвестно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры или той прокуратуры, на территории которой они должны выполняться . ——————————— См.: Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2005. С. 377 — 378.

Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением российского законодательства. Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 УПК. 24. Прокуратура, используя предоставленные комментируемой статьей полномочия по взаимодействию с соответствующими органами других государств и международными организациями, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим. 25. Исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается прежде всего на отраслевые (функциональные) подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подразделения (отделы и управления) Генеральной прокуратуры в пределах своей компетенции либо исполняют непосредственно поступившие поручения или подготавливают поручения об оказании помощи, его конкретные виды и процессуальные документы, либо организуют такое исполнение нижестоящими органами прокуратуры, а также МВД, ФСБ и иными правоохранительными органами. Отраслевые подразделения Генеральной прокуратуры (следственное управление, отделы по надзору за законностью постановлений по гражданским и арбитражным делам, отдел по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных указаний и другие) принимают также непосредственное участие в подготовке проектов международно-правовых актов. Они вырабатывают предложения о мерах по совершенствованию сотрудничества с другими странами по вопросам оказания правовой помощи и правовым отношениям . ——————————— Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 1996. С. 11.

26. В Генеральной прокуратуре РФ функционирует специальное подразделение, ответственное за организацию работы по международному сотрудничеству. В 1996 году международно-правовой отдел был преобразован в международно-правовое управление, выполняющее основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации, включая вопросы экстрадиции. 27. Международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации выполняет следующие функции: — участие в подготовке международных договоров, конвенций; — подготовка соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью; — анализ и обобщение этой работы, подготовка предложений по ее совершенствованию; — учет, анализ и обобщение поступающих в Генеральную прокуратуру сообщений о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении их; — подготовка актов прокурорского реагирования компетентным государственным органам. Выполняя координирующую функцию, международно-правовое управление разрабатывает совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, ее научными и образовательными учреждениями предложения об основных направлениях международно-правовой политики прокуратуры, участвует в выполнении намеченных мероприятий. Специалисты международно-правового управления консультируют работников прокуратуры по вопросам законодательства зарубежных стран и его применения при подготовке и исполнении поручений об оказании правовой помощи; осуществляют консультирование по вопросам соответствия направляемых Генеральной прокуратурой РФ документов международно-правового характера законодательству и обязательствам Российской Федерации по международным договорам и соглашениям. 28. Большое внимание проблемам международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ уделяется в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, а также в учебных заведениях Генеральной прокуратуры. В них изучаются международное законодательство и правоприменительная практика других государств, проводится сравнительный анализ российского и зарубежного опыта в сфере борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека. Приказом Генерального прокурора РФ N 50 от 03.08.98 поставлена задача создания в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка банка данных зарубежного законодательства и формирования соответствующего библиотечного фонда. 29. В странах СНГ в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры в сфере обеспечения законности, борьбы с транснациональной преступностью в СНГ, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по правовым вопросам, выработки единой политики по соглашениям правоохранительного характера создан Совет Генеральных прокуроров СНГ. Для организации работы Совета в 1997 г. образована постоянно действующая исполнительная группа из числа представителей прокуратур СНГ — Секретариат Координационного Совета. 30. Генеральная прокуратура России является одним из инициаторов и активным участником учрежденной в 1996 г. Международной ассоциации прокуроров (МАП), которая ставит своей главной задачей налаживание тесного сотрудничества прокуратур всех государств мирового сообщества. Международная ассоциация прокуроров является негосударственной организацией со специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН. Главный орган международной Ассоциации прокуроров — ежегодная конференция. Главный офис МАП находится в Гааге. Индивидуальными членами МАП по личному желанию становятся прокуроры. А коллективными членами являются прокурорские службы, национальные ассоциации прокуроров и учреждения по предупреждению преступности. Всего в МАП входят более 200000 членов из 75 стран, в том числе 1425 индивидуальных членов и около 100 организаций. Индивидуальными членами МАП от Российской Федерации в настоящее время являются 6 человек, в том числе и Генеральный прокурор Российской Федерации. Деятельность МАП тесно связана с организацией ежегодных конференций, разработкой и пропагандой рекомендаций для прокуроров. В тесном сотрудничестве с Секретариатом ООН МАП оказывает помощь развивающимся странам, предоставляя им опытных прокуроров. МАП издает свой ежеквартальный журнал «Бюллетень» и ежегодный «Журнал МАП» . ——————————— См.: Щерба С., Гаврилова Е. Международная ассоциация прокуроров // Законность. 2005. N 6. С. 55 — 56.