Отчетность по 115 фз

Содержание:

Новые обязанности и новые отчеты по 115-ФЗ с 23.07.2018

Новые обязанности и новые отчеты по 115-ФЗ с 23.07.2018 25.04.2018 11:28

Федеральный закон от 23.04.2018 №90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» внес важнейшие изменения в Федеральный закон №115.

В 115 закон внесены новые обязанности:

1. Применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 7 статьи 7.5 115 закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды — в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Для выполнения указанной обязанности организации и предприниматели, вовлеченные в ПОД/ФТ, будут обязаны проверять своих клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. В случае выявления таких лиц потребуется принятие мер замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества и подача сведений об этом в Росфинмониторинг.

2. Не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды — в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Выполнение этой обязанности повлечет направление еще одного регулярного отчета в Росфинмониторинг (назовем его еще одним «квартальным» отчетом), о чем мы не раз уже рассказывали нашим читателям, слушателям наших семинаров и зрителям нашего канала на YOUTUBE.

3. Приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

4. Направление в Росфинмониторинг информации о новой операции подлежащей обязательному контролю: подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

В 115 закон были внесены и иные правки.

Важно, что изменения вступят в силу 23.07.2018 г., что повлечет за собой полномасшатабные корректировки правил внутреннего контроля, изменение функционала личного кабинета на портале Росфинмониторинга и появления новых подзаконных нормативных актов.

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Вступил в силу приказ Росфинмониторинга об изменении кодов операций в отчетности организаций

С сегодняшнего дня 18.08.2018 г. начинает действовать приказ Росфинмониторинга от 15.06.2018 №181 «О внесении изменений в приложение №4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110″.

В приложении к приказу содержится информация о замене, новых редакциях и дополнениях к кодам операций для предоставления отчетности организаций в Росфинмониторинг.

Вступление в силу Приказа прокомментировал эксперт МЭЦФМ «Национальное достояние»

Пинигина Елена Евгеньевна

«Приказ Росфинмониторинга №110 регулирует порядок представления информации в уполномоченный орган организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не являются кредитными и некредитными финансовыми организациями. Т. е. Приказ распространяется на такие субъекты Закона 115-ФЗ как организации и индивидуальные предприниматели:

— оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

— осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

— операторы по приему платежей

— содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организации, организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных

— лизинговые и факторинговые компании.

Указанным организациям необходимо провести дополнительный инструктаж в день вступления в силу изменений в Приказ Росфинмониторинга №110 (18.08.2018), но учитывая выходной день инструктаж необходимо провести не позднее 20.08.2018».

Хотите быть в курсе всех изменений в сфере ПОД/ФТ и своевременно проводить внутренний инструктаж с сотрудниками? Заключите договор на обслуживание с МЭЦФМ «Национальное достояние», и получайте готовые изменения своевременно.

Как отчитаться в Росфинмониторинг из программы ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей

Финмониторинг

Если в Вашей компании продажи одному и тому же юридическому лицу ведутся по разным договорам и на каждую продажу составляется новый договор, то даже в случае, если сумма каждой сделки не превышает 600 000 рублей, Вы обязаны сдавать отчеты в РОСФИНМОНИТОРИНГ с того момента, как сумма всех сделок превысит этот порог. Причем неважно как этот порог наступил: по оплате или по отгрузке.

Отчетность в РОСФИНМОНИТОРИНГ нужно сдавать и по физическим лицам. Более того, необходимо вести учет каждой покупки физического лица и сдавать отчет, когда сумма покупки превысит 600 000 рублей.

Читайте так же:  Как оформить удостоверение моряка

В случае комиссионной торговли действие федерального закона Г1°115-Ф3 распространяется и на комитента, и на комиссионера.

Действие федерального закона №115-ФЗ распространяется и на индивидуального предпринимателя тоже.

Срок подачи отчетности по запросу РОСФИНМОНИТОРИНГа составляет 1 (одни) сутки, а штрафы за просрочку значительны. Многие компании уже нанимают специального бухгалтера только для общения с этой службой.

Программное обеспечение для сдачи отчетности в Росфинмониторинг

Мы предлагаем решение по контролированию взаиморасчетов и сдаче отчетности в соответствии с требованиями федерального закона №115-ФЗ. С помощью нашего программного продукта Вы сможете отслеживать взаиморасчеты с контрагентами, и, после того как суммы сделок с тем или иным контрагентом превысят 600 000 рублей или любой другой указанный порог, программа предложит Вам сформировать отчет в РОСФИНМОНИТОРИНГ и распечатает анкету клиента, отчет по сделке.

Программа ведет учет номеров отправленных сообщений, предлагает список сделок, которые попадают под условия подачи данных в РОСФИНМОНИТОРИНГ. Пользователь из предложенного списка отмечает те документы, которые необходимо

С 31 июля 2013 года в силу вступили изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, статья 5 Федерального закона дополнена абзацем:

«. Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом (имеется в виду Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. »

Для автоматического отслеживания накопившихся сумм, а также автоматического формирования документов в Росфинмониторинг и предлагается данная подсистема. Данные о суммах сделки в программе накапливаются в разрезе договоров, кодов операций, организаций. При достижении порогового значения 600 тысяч рублей программа предлагает сформировать отчет в Росфинмониторинг.

В программе имеется возможность выгрузки данных в xml для последующей загрузки в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Также формируется печатная форма 4-СПД.

Автоматизированная подсистема подготовки отчетности в Росфинмониторинг расширяет возможностинашего решения ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей и предназначена для организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляющих скупку, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий изготовленных из них.

Основные возможности подсистемы:

  • Выбор организации по которым необходимо вести учет для Росфинмониторинга;
  • Автоматическое накопление сумм в разрезе договоров и кодов операций Росфинмониторинга;
  • Уведомление о достижении пороговой суммы и необходимости отчитаться в Росфинмониторинг;
  • Автоматическое формирование документов в Росфинмониторинг при достижении пороговой суммы;
  • Подготовка документов по форме 4-СПД;
  • Выгрузка данных в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга;
  • Автоматическое формирование исправительных отчетов в Росфинмониторинг.

Применение автоматизированной системы подготовки отчетности в Росфинмониторинг позволит существенно сократить затраты на подготовку отчетности. Система реализована, как отдельная подсистема, в связи с чем у пользователя не возникнет существенных сложностей при обновлении нашего типового решения.

В конфигурации указывается по каким договорам ведется финмониторинг, а по каким он не нужен. Соответственно при проведении документов по договорам учитываемым для финмониторинга (Поступление товаров и услуг, Реализация товаров и услуг, Возврат поставщику, Возврат от покупателя, ПКО, РКО, банковские выписки) ведется накопление сумм.

При достижении установленного порога программа предлагает пользователю сформировать отчет в Росфинмониторинг.

Программа контролирует заполнение всех необходимых реквизитов документа. После заполнения всех реквизитов пользователь может распечатать документ в форме 4-СПД, а также выгрузить документ в формате загрузки для личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

В том случае если после формирования отчета в Росфинмониторинг пользователь решит изменить документ по которому организация уже отчиталась, ему будет выдано предупреждение о том, что необходимо будет сформировать корректирующий отчет в финмониторинг. Корректирующий отчет в Росфинмониторинг также формируется автоматически.

Для автоматического формирования отчетов в Росфинмониторинг в программе реализован мастер формирования документов для Росфинмониторинга.

Отчетность в Росфинмониторинг

расширение стандартных возможностей конфигураций 1С для автоматизации процессов подготовки и сдачи отчетности в росфинмониторинг.

Кто обязан отчитываться

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) следующие виды организаций обязаны сдавать отчетность в росфинмониторинг:

Ювелирные организации и Ломбарды

-организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

Кредитные организации и МФО
Риэлторские организации

-организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Организации связи

-операторы по приему платежей

-операторы связи, организации федеральной почтовой связи.

Страховые организации

-страховые брокеры и лизинговые компании, страховые организации

Лотереи, тотализаторы и букмекерские конторы

-организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы

-организации, организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме

Требования законодательства

В соответствии со Статьей 7 ФЗ 115 права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включают в себя:

Идентификация клиента.

Обновление информации о клиентах.

Отчет по операциям 1-ФМ.

предоставлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации информацию

-об операциях клиентов

-о бенефициарных владельцах клиентов

-кредитные организации – о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов

Замораживание денежных средств или иного имущества.

применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не позднее одного рабочего дня

-со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

-со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности

Проверка контрагентов по перечню экстремистов-террористов

Квартальный отчет в росфинмониторинг — 3фм.

Несвоевременное
предоставление
информации

10 000 ₽
до
30 000 ₽

50 000 ₽
до
100 000 ₽

Непредставление
информации
о подозрительных
операциях

10 000 ₽
до
30 000 ₽

50 000 ₽
до
100 000 ₽

Непредставление
информации
сведений
об операциях

30 000 ₽
до
50 000 ₽

200 000 ₽
до
400 000 ₽

Представление
недостоверных
сведений
об операциях

30 000 ₽
до
50 000 ₽

200 000 ₽
до
400 000 ₽

Неисполнение
законодательства
в части
блокирования (Замораживания) ДС

30 000 ₽
до
40 000 ₽

300 000 ₽
до
500 000 ₽

Непредставление сведений о случаях отказа от заключения договоров банковского счета с клиентами и от проведения операций

30 000 ₽
до
40 000 ₽

300 000 ₽
до
500 000 ₽

Непредставление по его запросу имеющейся информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов

30 000 ₽
до
50 000 ₽

300 000 ₽
до
500 000 ₽

Непредставление по его запросу имеющейся информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов

30 000 ₽
до
50 000 ₽

300 000 ₽
до
500 000 ₽

Воспрепятствование проведению проверок либо неисполнение предписаний

30 000 ₽
до
50 000 ₽

700 000 ₽
до
1 000 000 ₽

Неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирование

30 000 ₽
до
50 000 ₽

500 000 ₽
до
1 000 000 ₽

Оказание
финансовой
поддержки
терроризму

10 000 000 ₽
до
60 000 000 ₽

Возможности модуля

Автоматическое накопление сумм

в разрезе договоров и кодов операций Росфинмониторинга;

Уведомление о достижении пороговой суммы

и необходимости отчитаться в Росфинмониторинг;

Автоматическое формирование отчетов

при достижении пороговой суммы;

контрагентов, их представителей и бенефициарных владельцев;

Проверка клиентов

по списку террористов и экстремистов и автоматическое формирование квартального отчета;

Выгрузка данных

в личный кабинет на сайте РосФинМониторинга;

Наши преимущества

модуль формирования отчётности значительно экономит Ваше время, он позволяет моментально формировать отчёты в РосФинМониторинг

отчёты формируются автоматически, это позволяет достигать высокой точности данных, попадающих в отчёты и избегать ошибок при их заполнении

работа в привычной среде 1С, интерфейс пользователя интуитивно-понятный, за счёт чего большинство пользователей начинают работать с ней сразу после покупки.

встроенные программные функции делают процесс формирования отчётов в РосФинМониторинг полностью автоматическим, требуя от пользователя минимального участия лишь по настройке ряда параметров, что позволяет избежать ошибок вследствие человеческого фактора и делает сам процесс крайне простым и удобным

Читайте так же:  Разовый договор тбо

а точнее, самоконтроль: модуль автоматически осуществляет проверку клиентов организации по перечню террористов и экстремистов*, а также проводит постоянный мониторинг накопленных сумм, что помогает не забывать своевременно отчитываться в РосФинМониторинг и позволяя таким образом избежать крупных штрафов

для пользователей, установивших данный модуль, организована оперативная техническая поддержка для решения любых вопросов, связанных с модулем отчётности: имеется телефонная линия консультаций, на которой можно быстро получить ответы на любые возникшие вопросы, присутствует полный комплекс для поддержки программного обеспечения – получение обновлений, продление и дальнейшее сопровождение

Изолированность

модуль реализован как отдельная подсистема, в связи с чем у Вас не возникнет проблем при обновлении типовой конфигурации 1С

наш модуль представляет собой законченный, протестированный продукт, который встраивается в типовые и нетиповые решения на базе 1С и расширяет его возможности

продукт разработан компанией «К-Сервис» — официальным партнером компании «1С», имеющим официальный статус франчайзи фирмы 1С (посмотреть сертификат партнёра)

115-ФЗ: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина.

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим — в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Читайте так же:  Магазин патент официальный сайт

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации — обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова:

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Отчетность некредитных финансовых организаций в Росфинмониторинг

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ

С 30 июня 2013 года Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» была установлена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ).

Форма отчетности и сроки ее представления не были утверждены Федеральной службой по финансовому мониторингу в течение 9 месяцев. По истечении указанного срока 29 марта 2014 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.03.2014 г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям». Согласно пп. «г» п. 3 указанного документа организации и индивидуальные предприниматели обязаны были представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о наличии в результате проверки своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

То есть, из буквального толкования пп. «г» п. 3 постановления Правительства РФ от 19.03.2014 г. №209 (в первичной редакции) следует, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны были представлять отчет о результатах проверки в Росфинмониторинг исключительно в случае обнаружения среди своих клиентов лиц из Перечня (на дату проверки). В случае если лица из Перечня отсутствовали, то субъекты оформляли отчет о результатах проверки, где указывали, что «организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не выявлено».

21 октября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. №218-ФЗ на основании которого подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ был изложен в новой редакции: «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом».

Данные изменения произошли по причине того, что 1 сентября 2013 года Банк России получил статус «Мегарегулятора финансового рынка» и начал осуществлять надзор за участниками финансового рынка, так называемыми «некредитными финансовыми организациями».

1 марта 2015 года вступило в силу Указание Банка России от 15.12.2014 №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно пункту 5 Указания №3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (проверка), направляется НФО в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки. Таким образом, с 1 марта 2015 года Банк России сократил срок представления данной отчетности в Росфинмониторинг с пяти до трех рабочих дней и установил обязанность представления «нулевых» квартальных отчетов в Росфинмониторинг.

В соответствии с п. 8 Указания №3484-У указанная отчетность представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через Личный кабинет НФО на портале Росфинмониторинга. Так, после 1 марта 2015 года в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга для некредитных финансовых организаций был введен специальный раздел «3484-У» для представления рассматриваемой отчетности.

Рубрики: Без рубрики