Определение нормативный договор

Нормативный договор понятие, виды

Нормативный договор — это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Виды нормативного договора:

1) международный договор(это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.);

2) федеративный договор(нормативный договор (а точнее совокупность нескольких договоров), один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений.);

3) договоры между субъектами федерации(двусторонние либо многосторонние внутригосударственные нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующие федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п. 3 ст. 11 Конституции РФ,);

4) договоры между субъектами федерации и муниципальными образованиями;

5) договоры между муниципальными образованиями;

6) коллективные трудовые договоры организаций (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (по определению статьи 40 ТК РФ).

Определение нормативный договор

Правовой обычай — это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.

Наиболее широко правовые обычаи применяются в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле. Правовой обычай закрепляет давно сложившиеся общественные отношения, вошедшие в привычку Государственное санкционирование здесь, как правило, проявляется в том, что государственные органы в своей деятельности используют их в качестве нормативной основы для вынесения властно-распорядительных решений, издания судебных и административных актов. Иногда отсылка к правовому обычаю прямо дается в законе или ином нормативном акте. Участники правовых отношений вправе обосновывать свои требования и защищать права ссылками на сложившиеся правовые обычаи. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота — сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Прецедент — это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел.

В странах англо-саксонского права судебный прецедент является ведущим источником права. В российской правовой системе, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право также имеет место. Например, решения Конституционного Суда РФ содержат целый ряд правил-прецедентов.

Приведем известный прецедент из практики Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ. В их совместном постановлении № 13/14 от 8 октября 1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано: «нельзя признать правомерным взыскание одновременно процентов за пользование чужими денежными средствами и пеней за просрочку платежа. Исходя из смысла Гражданского кодекса РФ, за одно и то же правонарушение не могут применяться две меры ответственности».

Судебные прецеденты публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов — в «Вестнике

Конституционного Суда РФ», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ» Хотя российские судьи формально независимы и не обязаны следовать решениям (указаниям) вышестоящих судов, но на практике сформулированные высшими судебными инстанциями правила неукоснительно соблюдаются нижестоящими судами. Поэтому именно на такие правила ориентируются все остальные участники правоотношений. Это придает судебным прецедентам фактически общеобязательный характер.

Нормативный договор как источник права

Нормативный договор — это соглашение «двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)».

Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Нормативный договор: понятие, виды.

Нормативно-правовой договор как источник права — это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права. (Нерсесянц)

С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству.

В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера.

Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно Конституции РФ (раздел II — «Заключительные и переходные положения»), действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также нормативные договоры в области гражданского права. (Нерсесянц)

Обычный договор в области гражданского права определяется в ст. 420 ГК РФ как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Такой обычный договор — это акт реализации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормоустанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права.

Читайте так же:  Красиво оформить группу в контакте

Нормативно-правовое значение (в смысле договорного источника права) имеет так называемый публичный договор в области гражданского права, который определяется в ГК РФ (п. 1 ст. 426) как «договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.)». Положения такого публичного договора (его условия и т.д.) распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений (норм) соответствующего публичного договора.

В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре вы­ступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содер­жится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязаннос­тей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств.

По существу под публичным договором имеется в виду типовой или примерный договор, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рамках данного типа договоров. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, «в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)». Примерные условия подобных нормативных договоров «могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия», и опубликованы в печати (ст. 427 ГК РФ).

Как уже отмечалось, трудовой договор нормативного характе­ра имеет широкое распространение в трудовом праве. В трудовом законодательстве РФ помимо понятия «договор» используются термины «контракт», «соглашение», «договоренность». Они могут быть признаны рассматриваемым источником права, если содер­жат нормы права. Нормативный характер в этой отрасли права носят коллективные договоры, тарифные соглашения. Так, в со­ответствии со ст. 7 КЗоТ РФ коллективный договор — это право­вой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работника­ми на предприятии, в учреждении, организации. Распространение в России получили коллективные договоры между профсоюзами и работодателями (между трудовыми коллективами в лице ФЗМК и администрацией предприятий и учреждений).

Явной представляется тенденция к увеличению удельного веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику и ставящих своей целью при­обретение преимущественно правовой формы осуществления го­сударственной власти, следовательно, в Российской Федерации. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., носящий бесспорно нормативный характер, лег в основу образования самостоятельного российского государства(договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами субъектов Федерации. 31 марта 1992 договор между органами власти РФ и органами власти ее субъектов. Совокупность всех договоров и приложенных к ним протоколов, подписанных сторонами, получила единое название Федерального Договора.). Многочисленными являются нор­мативные договоры о разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами Российской Федерации и органами субъ­ектов Федерации.

Определенное своеобразие имеют в современных условиях до­говоры между субъектами Российской Федерации.

Принято считать, что нормативные договоры выступают в ка­честве основной формы права в международном праве. Международный договор представляет собой соглашение между государ­ствами и другими субъектами международного права, заключен­ное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотноше­ния между этими государствами путем создания взаимных прав и обязанностей. В Венской Конвенции о праве международных до­говоров (ст. 2) содержится даже определение этого источника права: «Договор означает международное соглашение, заключен­ное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» * . Так, только МВД России за период с 1992 г. по состоянию на 1 января 1998 г. заключило около 30 договоров с со­ответствующими ведомствами зарубежных стран и приняло участие в выполнении обязательств более чем по 400 международным договорам Российской Федерации с другими государствами по во­просам борьбы с международной преступностью. (Лазарев)

По предмету регулирования договоры можно, в частности, классифицировать на возмездные и безвозмездные, по субъекту и сфере применения — на договоры хозяйственные (поставки, подряд, на производство и передачу научно-технической и иной творческой продукции (авторские, лицензионные и др.)1, арендные, кредитные, в области труда (трудовой договор, подготовка кадров, коллективный договор и др.), межгосударственные (внутри федерации, с иностранными государствами), управленческие (между правительством и местным Советом, министерством и предприятием), общественные (между жителями республик, городов и др.). При всей условности данная классификация свидетельствует о динамичности договорной системы и позволяет вести речь о ее гибком соотношении с правовой системой. (Тихомиров)

№53. Юридический процесс: понятие, стадии, виды, принципы.

Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин «процедура» — официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права.

Нормы материального права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином «юридический процесс». Таким образом, процесс вторичен по отношению к материальному праву, производен от него, является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно процессуальных норм, регулирующих процессуальное производство.

Принципиально иное место занимает юридический процесс в англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры явились основой развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим образом соблюдать все процессуальные правила при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами при вынесении решения по нему. Лишь постепенно стремление к единству и непротиворечивости судебной практики привело к становлению прецедентного права. Судебный прецедент стал основным источником права в Англии, т. е. материальное право сформировалось на базе юридического процесса.

В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.

Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);

Читайте так же:  Как оформить исковое заявление в суд на банк

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об административных правонарушениях производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе праворазъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах – официальных документах.

СТАДИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (И.М. Зайцев)

Юридический процесс – это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов.

В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, С.С. Алексеев основными этапами правотворческой процедуры считает подготовку проекта нормативного юридического акта, официальное возведение воли народа в закон. По мнению других правоведов, например А. С. Пиголкина, прохождение законопроекта в компетентном представительном органе состоит из следующих стадий: внесение проекта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение этого органа; обсуждение проекта; принятие проекта.

В судопроизводстве, как уголовном так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий: 1) возбуждение судопроизводства; 2) подготовка дела к судебному разбирательству; 3) судебное разбирательство; 4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции; 5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции; 6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 7) принудительное исполнение судебного решения.

Наряду со стадиями в правоприменительном процессе как одном из разновидностей юридического процесса следует различать правоприменительные циклы (И.Я. Дюрягин), каждый из которых непосредственно направлен на принятие разнохарактерных но своему назначению правоприменительных актов (решений, определений, постановлений).

В гражданском судопроизводстве закон выделяет пять таких циклов: производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; производство в суде надзорной инстанции; производство в суде при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений; исполнительное производство.

Сходное положение имеет место и в уголовном процессе. Указанные циклы в процессуальном законе регламентированы как процессуальные производства, и каждый из них состоит из стадий: возбуждения деятельности по применению права, подготовки и совершения правоприменительного акта (действия). Исполнительное производство включает еще одну стадию – обжалование действий судебного исполнителя.

Значение стадий в характеристике юридического процесса связано прежде всего с тем, что они отражают логическую последовательность его развития. Пока дело не возбуждено, невозможна последующая процессуальная деятельность. Конечно, проверочной деятельности обязательно должно предшествовать решение вопроса (дела) по существу и т.п.

Стадии не просто следуют одна за другой – в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности деятельности в предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства и проведенного расследования (дознания, подготовки дела).

Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (например, результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке, далеко не каждое принятое решение нуждается в специальном производстве по его исполнению и др.). Поэтому стадии принято подразделять на обязательные и факультативные. К первым можно отнести возбуждение процесса, подготовительные действия и само разбирательство вопроса (дела) путем осуществления правовых предписаний. Наличие всех стадий в юридическом процессе зависит от конкретных обстоятельств.

В каждой из названных стадий юридического процесса обязательны следующие компоненты:

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадии;

б) специфический состав действий, непременно включающий установление или анализ фактических обстоятельств, реализацию соответствующей юридической нормы для решения вопроса, дела и т.п.;

в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных в данной стадии юридических действий.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 60 ; Нарушение авторских прав

Нормативный договор как форма права

Нормативный договор как юридическая конструкция используется в правовой системе широко и многообразно.

Договор представляет собой добровольное волеизъявление двух или нескольких сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Договор используется в различных правоотношениях и отраслях законодательства.

Существуют федеративный договор, гражданско-правовые, трудовые, брачные и иные договоры. Однако не все эти договоры представляют собой форму права. Следует отделять договоры ненормативные и нормативные. Первая разновидность представлена такими договорами, как гражданско-правовые, брачные, трудовые и другие, распространяющие свое действие на определенный, персонифицированный круг лиц – стороны данного договора. Эти договоры не являются формами права.

Нормативные договоры – это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Основная характеристика нормативного договора как формы права заключается в том, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон.

В отличие от нормативного акта, который является результатом одностороннего волеизъявления, договор предполагает элемент двусторонней добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам.

Велика роль договоров в конституционном праве. Так, например, нормативное значение имеет включенный в Конституцию РФ Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», подписанный полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов. Формами права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни.

Международный договор – это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договор о нераспространении ядерного оружия (одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 12.06.1968); Договор стран СНГ от 24.09.1993 «О создании Экономического союза» – примеры нормативных международных договоров.

Международные договоры классифицируются по разным основаниям и делятся на двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры по специальным вопросам. Каждый из них содержит в себе общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов – участников того или иного договора. В ряде государств, включая Россию, международные договоры, в которых они участвуют, рассматриваются как составная часть правовой системы.

Союзы государств также образуются на договорной основе. Так, например, конфедерации и федерации являются чаще всего результатом соглашений, которые устанавливают новый порядок и, следовательно, имеют значение формы права. Такого рода договоры называют учредительными.

Нормативно-правовой договор

Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов права, содержащее общеобязательные правила, юридические нормы.

Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:

  • • представляет собой соглашение двух или более субъектов права;
  • • выступает как акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения;
  • • стороны имеют равное правовое положение;
  • • является добровольным волеизъявлением сторон;
  • • содержит юридические нормы;
  • • по своим юридическим особенностям подобен нормативным юридическим актам.

Важным свойством нормативно-правового договора как источника права является то, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления законодательного органа. Однако после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение влечет для стороны-нарушителя негативные юридические последствия.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает такое соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила.

Нормативно-правовой договор отличается от договора как индивидуального акта неперсонифицированностью своих предписаний, неоднократностью и долговременностью своего действия.

Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права. В международном праве нормативно-правовой договор вообще является основным источником права. С развитием рыночных отношений он получает распространение в сфере гражданского и трудового права. И вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.

Читайте так же:  Приказ мз рф 2018 года

Нормативно-правовые договоры могут называться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).

Нормативный правовой акт

Понятие нормативного правового акта

Нормативный правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов.

Термин «акт» в сфере права имеет два значения:

  • 1) правомерного действия, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию, изменению или отмене закона;
  • 2) официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных юридически значимых действий.

Когда речь идет о нормативных правовых актах, то слово «акт» понимается во втором из названных значений.

Как результат отмеченной двуединой природы нормативный правовой акт:

  • • содержит юридические нормы;
  • • представляет собой официальный письменный акт-документ;
  • • является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Нормативный правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства (в порядке переданного компетентным государственным органом полномочия по определенным вопросам издавать юридические нормы) или референдума. Но в любом случае с участием государства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативный правовой акт можно определить следующим образом. Нормативный правовой акт – это официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в специальных процедурных формах компетентными органами государства, а также в порядке делегированного законодательства или путем референдума.

Нормативные правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов – индивидуальных юридических актов, а главное – от такой разновидности индивидуальных актов, как акты применения права. Нормативные правовые акты и акты применения права объединяет общая юридическая природа: и те, и другие содержат государственно-властные предписания; но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (конкретизированный по субъектам и юридическому содержанию) характер, а нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера – юридические нормы. Например, в сфере уголовного права нормативным правовым актом (источником норм уголовного права) является уголовный кодекс, а актом применения права – приговор суда по конкретному уголовному делу. При этом и уголовный кодекс, и приговор суда являются правовыми актами.

Основная задача нормативного правового акта, как и любой формы права, – хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом смысле нормативный правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права – как для «рядовых» субъектов права, так и для государства.

Во-первых, нормативные акты обладают качеством оперативности: они могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены и отменены. Это позволяет обеспечить динамизм права, быстрое реагирование на потребности общественного развития.

Во-вторых, нормативные акты исходят в конечном счете из единого центра – нормотворческих органов государства. Это дает возможность эффективно координировать правовую систему в пределах страны, полно проводить в жизнь требования правовых норм.

В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать в документах содержание юридических норм. Это обеспечивает надлежащую формальную определенность права, что во многом служит преградой произвольному толкованию и применению его норм.

В-четвертых, нормативные акты выражаются в письменной форме, в документах. Это позволяет быстро доводить содержание новых нормативных положений до сведения всего населения.

Виды нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты разнообразны, имеют разные наименования. К числу нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, относятся законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров и председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

В национальной (индивидуальной) правовой системе каждой страны устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов. Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.

Для классификации нормативных правовых актов можно использовать разные основания. Основным является их деление по юридической силе.

По своей юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон обладает следующими признаками:

  • 1) это нормативный правовой акт, принимаемый только высшими представительными и законодательными органами государственной власти (Федеральным Собранием – в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.)> представляющими весь народ. Некоторые наиболее важные законы принимаются путем референдума, т.е. непосредственно самим народом;
  • 2) обладает высшей юридической силой и имеет верховенство относительно других источников права, занимает главенствующее положение в иерархии нормативных правовых актов;
  • 3) должен быть выразителем общей воли: отражать волю и интересы не отдельного социального слоя, а всего социума той или иной страны, народа в целом;
  • 4) издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования. В этом смысле закон имеет первичный характер;
  • 5) принимается, изменяется и дополняется в особом, более сложном, чем другие нормативные правовые акты, процедурном порядке;
  • 6) исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативных правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и призванный регулировать в интересах народа наиболее важные сферы общественной жизни.

Законы, в свою очередь, подразделяются на:

  • 1) конституции как основные политико-правовые акты страны;
  • 2) конституционные законы (их еще называют «органическими»);
  • 3) обыкновенные законы.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму государственного правления, форму государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои общества. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии с конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, основам государственного строя.

К числу конституционных законов относятся законы:

  • 1) которые вносят изменения и дополнения в текст конституции;
  • 2) необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.

Например, в Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют особую, более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. Так, в Российской Федерации на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, принимаемые в обычном законодательном порядке и регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции, конституционным законам.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы законодательства, кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации.

Подзаконный нормативный правовой акт – это нормативный правовой акт, который принят государственным органом или должностным лицом в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего – конституции страны.

Подзаконные нормативные правовые акты должны быть основаны на законе и не могут ему противоречить. Они находятся «под законом» (отсюда и их название).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность: в пределах круга своего действия они обязательны, обладают необходимой юридической силой и занимают важное место в системе нормативноправового регулирования.

Подзаконные нормативные акты многообразны и образуют довольно сложную иерархическую систему. Соотношение различных подзаконных нормативных актов строится по принципу иерархии – с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов.

Акт каждой ниже расположенной, нижестоящей государственной инстанции должен не только находиться «под законом», но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступени в государственной иерархии. Например, в Российской Федерации акты Министерства культуры РФ должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента РФ, Правительства РФ, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов РФ.

Сфера действия подзаконного нормативного акта (по территории, по лицам, по предмету) зависит от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих не общие правила, а индивидуальные предписания: по поводу назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.п.

Разновидностью подзаконных нормативных правовых актов являются локальные нормативные акты (уставы, положения и др.). Локальные нормативные правовые акты – это внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые организацией в пределах своей компетенции и только для регулирования внутренних вопросов (например, правила внутреннего трудового распорядка).