Описание наглядного пособия

Наглядные методы обучения в педагогике: виды, классификация и особенности, характеристика

В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.

Характеристика наглядных методов и их классификация

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

  • Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюдения: за явлениями, предметами, действиями. При использовании этого метода урок удобнее строить в форме путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, кинотеатра, театра, библиотеки и пр. То есть, лучше выбирать такие формы урока, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюдение за развитием действия, явления.
  • Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Данный метод рекомендуется использовать на всех типах урока.
  • Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Современное школьное оборудование позволяет расширить рамки демонстрационного метода обучения и дает возможность применять его на любом уроке: вне зависимости от формы и типа урока.

Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

  • Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.
  • Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.
  • Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.
  • Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.
  • Все наглядные материалы должны соответствовать теме урока.
  • Можно и нужно привлекать учеников к поиску информации для составления наглядного пособия.
  • Если учитель планирует использовать наглядные материалы, то об этом не стоит забывать во время урока. Это частая ошибка молодых учителей. Вот пример: при изучении биографии писателя, учитель повесил рядом с доской портрет этого писателя. Казалось бы, наглядность есть? Есть. Но ошибка была в том, что во время урока учитель ни разу не обратил внимание учеников на этот портрет.

То есть, важно действовать по принципу А.П. Чехова: «Если ружье в начале спектакля висит на стене, то оно обязательно должно выстрелить». Любое использование наглядного пособия обязательно нуждается в комментарии.

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.

Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала по математике

1. Значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах.

2. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

  • Предметы окружающей обстановки.
  • Демонстрационные изобразительные пособия.
  • Таблицы.
  • Счетные приборы.
  • Измерительные приборы.
  • Иллюстрации.
  • Дидактический материал.

3. Изготовление наглядных пособий учащимися.

5. Список использованной литературы.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

Цель моей работы: узнать, что такое наглядные пособия, их виды. Научиться правильно подбирать и применять их, овладеть умением самому изготовлять необходимое наглядное пособие.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

2.Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Что касается математики, то здесь предметы, во- первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому , когда учитель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во- вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь учителю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают указанному требованию.

3. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

  • Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
  • Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
  • Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
    -познавательные;
    — инструктивные;
    — тренировочные;
    — справочные;

Разумеется, это деление в какой – то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Познавательным таблицам относится также серия таблиц “ Измерение длины”, “ Измерение веса”, “ Измерение площади”, которые дают наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и ряд других.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

  • Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, арифметический ящик. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. Арифметический ящик изготавливается в виде ящика кубической формы с двумя открывающимися стенками. Содержит оно большое количество счетного материала: деревянные кубики, бруски, равные десяти кубикам, выложенным в ряд. Кубики, бруски и доски используются при обучении счету и изучении нумерации. При этом наглядно могут быть показаны соотношения между основными и разрядными единицами и десятичный состав чисел.

  • Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: — линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; — весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; — кружки литровая, пол- литровая; — циферблат; — палетка; — классный циркуль;
  • Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

  • Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Изготовление наглядных пособий учащимися.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, черчение). А с другой- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Приведем примеры наглядных самодельных пособий, которые могут быть выполнены учащимися, и дадим краткое описание способов их изготовления. Все пособия выполняются под руководством или по указанию учителя.

1. Раздаточный материал в виде геометрических фигур, звездочек, рисунков листьев и других предметов может быть изготовлен на листках бумаги или из картона. Для размножения рисунка применяются картонные трафареты или штампы, вырезаемые из сырой картофелины или резины.

2. Домино или лото с картинками. Домино изготовляется из картонных карточек размером , приблизительно 5 х 10 см. и отличается от обычного домино тем, что вместо круглых очков на карточках изображаются группы различных предметов. На карточках лото также изображаются группы предметов. Но здесь они употребляются вместо чисел. Числа на фишках, которыми покрываются карточки, заменяются числовыми фигурами.

Правила игры в домино и лото с картинками обычные. Дети не только учатся считать, но и соотносить между собой численности множеств, состоящих из различных предметов.

3.Абак для индивидуального пользования. Изготавливается из небольшого куска плотной бумаги, разлинованного на три колонки соответственно трем первым числовым разрядам. В каждой колонке прорезается по 10 круглых или квадратных отверстий. Снизу подшивается или подклеивается цветная бумага, чтобы хорошо были видны на фоне ее вырезанные отверстия. Подшитая бумага должна быть, таким образом, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток для узкой картонной полоски. Выдвигая полоски, учащиеся в каждом разряде открывают нужное число отверстий и тем самым показывают заданное многозначное число.

4. Модель циферблата с подвижными стрелками. Деления на круге должны быть нанесены достаточно точно, чтобы учащиеся могли определять показания часов.

5. Модель вехи и экера. Обе эти модели изготавливаются из палочек длиной 12- 23 см. и половинок катушек, которые играют роль подставок . В первом случае палочки раскрашиваются поперечными темными и светлыми полосами, во втором- к торцу палочки прибивается небольшая ( 4 х 4 см ) квадратная дощечка с вбитыми по углам булавками. Используя эти модели, можно провести на внеклассных занятиях подготовку к провешиванию прямых линий и построению прямых углов на местности.

6. Демонстрационные таблицы, схемы, диаграммы.

Для изготовления таких пособий следует широко использовать рисунки из старых книг, журналов, календарей, наклеивая их на большие листы бумаги и дополняя необходимыми линиями и числами. Цифры для изображения чисел могут быть вырезаны из старых перекидных или отрывных календарей.

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках математики, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных куском пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Например. Помогая детям в поисках решения задачи, нужно сделать схематический рисунок или чертеж к задаче; объясняя прием вычисления, сопровождая пояснение действиями с предметами и соответствующими записями и т. д. При этом важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя самую суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся. При раскрытии приема вычисления, измерения, решении задачи и т. д. надо особенно четко показывать движение ( прибавить- придвинуть, вычесть – убрать, отодвинуть). Сопровождение объяснения рисунком (чертежом) и математическими записями на доске не только облегчает детям восприятие материала, но и одновременно показывает образец выполнения работы в тетрадях. Например: как расположить чертеж и запись решения в тетради, как обозначить периметр с помощью букв и т. п.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями : объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии, пользуясь палочками.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и измерении с помощью чертежно- измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НАГЛЯДНО ВОСПРИНЯТОГО ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ, РИСОВАНИЯ, СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами. Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот, задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над числами, данными в условии.

Список использованной литературы:

    Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
  1. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
  2. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
  4. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
  5. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.

Не найден Adobe Flash player

Поиск по каталогу

Интерактивные наглядные пособия. ИКТ.
Программно-методический комплекс

Разработчик – «DayDream Education»; «Новый Диск».

Предметная область – информационные технологии.
Предмет – информатика.

Пользователь
Программа адресована преподавателям и учащимся 5–8-х классов общеобразовательных учебных заведений, а также может использоваться на дополнительных занятиях в начальной школе (знакомство учащихся с основами информационно-коммуникационных технологий).

Программно-методический комплекс предназначен для изучения различных тем курса «Информатика и ИКТ». Комплекс представляет собой набор из 45 информационно-обучающих модулей, сгруппированных в три тематических блока: Аппаратное обеспечение, Программное обеспечение, Сеть и Интернет. Каждый модуль содержит большое количество интерактивных изображений и мультимедиаобъектов, которые иллюстрируют изучаемые термины и понятия, а также комплект интерактивных тестовых заданий.

Использование тестов в программе позволяет обеспечить объективность контроля знаний, а также помогает учителю при планировании индивидуального подхода в обучении. База тестовых заданий содержит 675 вопросов, которые разбиты соответственно темам комплекса. Тестовые задания можно выполнять как в полном объеме от начала и до конца теста, так и в том количестве и составе, которые выбирает сам преподаватель.

Материалы комплекса можно использовать на всех этапах обучения: объяснение нового, актуализация знаний, обобщение и систематизация, тестирование и контроль.

Особенности программы:

  • Эффективное использование интерактивной доски на уроке
  • Оригинальная, наглядная и доступная форма подачи материала
  • Интерактивные возможности для удобства ведения урока
  • Возможность включения и выключения текста и графики или их отдельных элементов
  • Система тестов с возможностью распечатки результатов в каждой теме
  • Многопользовательская лицензия на одно образовательное учреждение

Программно-методический комплекс прошел экспертизу на кафедре информатизации образования Института математики и информатики ГОУ ВПО МГПУ и одобрен к использованию в учебном процессе.

Автор методических рекомендаций по использованию программы в учебном процессе, сценариев уроков и примеров тематического планирования Ю.А. Середа

Не найден Adobe Flash player

Поиск по каталогу

Серия «Интерактивные наглядные пособия». Естествознание
Программно-методический комплекс

Разработчик – «DayDream Education»; «Новый Диск».

Предметная область – естествознание.
Предмет – естествознание (биология, физика, химия).

Пользователь
Программа адресована преподавателям и учащимся 5–9-х классов общеобразовательных учебных заведений.

Программно-методический комплекс предназначен для изучения основ предметов естественно-научного цикла. Комплекс представляет собой набор из 52 информационно-обучающих модулей, сгруппированных в три тематических блока: Жизненные процессы; Материалы и их свойства; Физические процессы. Каждый модуль содержит большое количество интерактивных иллюстраций и мультимедиаобъектов, которые наглядно представляют изучаемые темы.

Кроме теоретических материалов в модули вошли тестовые задания – по 20 вопросов к каждой теме, листы упражнений, обучающие игры, терминологические определения, дополнительные сведения, интересные факты и многое другое.

Материалы комплекса можно использовать на всех этапах обучения: объяснение нового, актуализация знаний, обобщение и систематизация, тестирование и контроль.

Особенности программы

  • Эффективное использование интерактивной доски на уроке
  • Оригинальная, наглядная и доступная форма подачи материала
  • Интерактивные возможности для удобства ведения урока
  • Возможность включения и выключения текста и графики или отдельных их элементов
  • Система тестов с возможностью распечатки результатов в каждой теме
  • Наборы упражнений для печати раздаточного материала
  • Развивающие интерактивные игровые задания в увлекательной форме
  • Дополнительные материалы для расширения кругозора учащихся
  • Многопользовательская лицензия на одно образовательное учреждение

Автор методических рекомендаций по использованию программы в учебном процессе И.В. Лапшина.

Деревья в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей

• Уточните, пожалуйста, сколько картинок в материале?!

• На каждом листе брошюры изображено одно дерево. С одной стороны листа нарисовано дерево в зимний период, с другой – в летний, а также изображения веточек с листочками, цветами и плодами. Всего 13 деревьев.

• Подскажите, а помимо изображений, есть ли описательная информация?

• Только изображения деревьев и плодов с подписью. Больше никаких описаний нет. Добавлены дополнительные изображения.

Учебно-методическое пособие на тему:
Создание универсального наглядного пособия для детей по методическому комплексу «Я познаю мир».

В данном материале представлено универсальное наглядное пособие к методическому комплексу «Я познаю мир» для работы с технологиями ОТСМ – ТРИЗ – РТВ, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательно- речевой деятельности.

Предварительный просмотр:

наглядного пособия для детей по методическому комплексу

В условиях современных преобразований в области дошкольного воспитания приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одним из принципов ФГОС является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Каждый педагог усиленно работает над обогащением словаря и развитием связной речи, над ознакомлением с окружающим и расширением кругозора.

В познавательном процессе основными показателями являются не полученные знания, умения, навыки, а способ, с помощью которого осуществлялся познавательный процесс. Какова адекватность и результативность этого способа для достижения определенного уровня знаний — вот необходимый показатель уровня познавательного процесса.

Исследования психологов показывают, что способы организации познавательного процесса складываются у человека до 7-10 летнего возраста.

Методический комплекс «Я познаю мир» создан как решение проблемы планирования работы с технологиями ОТСМ – ТРИЗ – РТВ, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательно- речевой деятельности в контексте нового законодательства и проекта ФГОС ДО.

Методический комплекс реализует современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении

Мы используем методы ОТСМ-ТРИЗ в своей работе уже много лет. По методическому комплексу «Я познаю мир» работаем 2 года.

Для успешной реализации методического комплекса в нашей группе мы изготовили универсальное наглядное пособие. Для его создания мы выбрали сюжет сказки «Домовёнок Кузька», так как дети знают и любят эту сказку, смотрели мультфильм, им нравится главный герой по своим положительным качествам.

Наше универсальное пособие состоит из 6 блоков(зон):

1 блок. Анализаторы мы с детьми рассматриваем на главном герое домовёнке. Фигура домовёнка съемная, может располагаться как на стене, так и в вертикальном положении на столе, для этого сделана специальная подставка.

2 блок. Имена признаков представлены на солнышке. карточки с обозначением признаков съёмные, можно с ними работать отдельно. На солнышко в начале они выкладывались по мере ознакомления с ними, затем по необходимости при рассматривании определённого объекта.

3 блок. На облачке мы разместили значок причинно- следственной связи.

4 блок. Значки вопросов находятся на чайном столике. Они так же снимаются, дети могут ими легко пользоваться в самостоятельных играх. здесь представлены все виды вопросов. Их можно вывешивать как все вместе, так и по отдельности.

5 блок. На столе стоит самовар, на котором прикреплён кармашек. В него мы помещаем карточку с моделью мышления, по которой работаем в данный момент. Её легко заменить на другую.

6 блок. Сказочный сундук с волшебниками. На открытой крышке прикрепляются фигурки волшебников. Они так же съёмные.

Блоки мобильные, легко снимаются со стены отдельно друг от друга. Это позволяет сразу нескольким детям независимо друг от друга работать с ними. Удобно проводить индивидуальную работу по отдельным темам, работать с ними во время непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

После создания универсального пособия, мы с детьми провели презентацию для детей и родителей.

Презентация «В гостях у домовёнка Кузьки»

Вступительная песня на мотив «Замечательный сосед»:

Как теперь не веселиться, не грустить от разных бед?

В нашей группе поселился замечательный сосед.

Рыжий домовёнок Кузька в гости нас к себе зовёт,

Нам он сказочку расскажет или песенку споёт.

1 реб. Кузенька- умная головушка!

А для умной головы пять помощников нужны.

Глаза смотреть, а уши слушать,

Язык- чтоб пробовать, а нос- чтоб нюхать.

Руки, чтобы всё ощущать.

Помощники помогают, а голова всё знает!

А сердце доброе нам тоже помогает,

Все чувства светлые оно нам открывает!

2 реб. Вышло солнышко с утра- засмеялась детвора!

Сразу стало всем светлей, сразу стало всем видней:

И какой по росту мальчик, и какой по форме мячик,

И какой по цвету дом, и какой по звуку гром!

Мы все признаки узнали, об объектах рассказали.

3 реб. Гром сначала, дождь потом.

Мы гуляем под дождём.

Взяли зонт, нашли сапожки,

Чтоб сухие были ножки.

Солнце светит- хорошо!

Можно нам гулять ещё.

Есть причина- будет следствие,

Это мы поймём в последствии.

1 реб. Чтобы всё на свете знать,

Умей вопросы задавать!

Что? Зачем? и Почему?

Ничего я не пойму.

Есть вопросы умные,

2 реб. Есть у Кузеньки сундук-

Там волшебники живут.

Шесть волшебников, шесть братьев,

С ними я люблю играть:

— Волшебник времени спешит,

Стоять на месте не велит.

— Он на части делит, потом объединяет

И новые объекты получает.

— Волшебник смешной «Наоборот»-

То стою я на месте, то иду вперёд.

Захочет- в камень превратит.

— Может сделать он большим, может сделать маленьким,

Волшебник этот не простой, меняет он размер любой.

— Я с волшебником «Могу»

Сделаю всё, что захочу!

Финальная песня на мотив «От улыбки станет всем светлей..»

К самовару Кузька приглашал.

Чай волшебный всем нам наливал.

Вместе мы становимся умней,

И живётся нам на свете веселей!

Мы в Данетку поиграем,

И загадку загадаем,

И рассказы по картине составляем.

Чтоб лимерик сочинить

И объекты все сравнить,

Приходите в гости- мы вас приглашаем!

Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс, 2015г.

Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников», 2015г.

Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. «Технологии развития интеллекта дошкольников», 2015г.

Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. «формирование системного мышления дошкольников», 2015г.

Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. «Технологии развития связной речи дошкольников», 2015г.

Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность», 2015г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка, пис.

Рабочая программапо разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группыПояснительная запискаРабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составл.

Дидактическое пособие для детей раннего возраста «Этот удивительный мир».

Все задания развивают не только фонематический слух, фонематическое восприятие, но и развивают речь, в частности активизируют словарный запас, развивают память, внимание, мышление и, они просто не зам.

Пособие предназначено для ФЭМП в подготовительной группе детского сада.

Рабочая программа – индивидуальный инструмент музыкального руководителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организа.

Систематическая работа с использованием многофункционального пособия в воспитательно-образовательной работе позволяет получить стабильные и эффективные результаты при объединении индивидуальной .

Наглядные пособия

Наглядные пособия

Ребятам, которые учатся в начальной школе, а особенно дошкольникам очень сложно воспринимать информацию на слух. Оставаться внимательными к материалу помогут наглядные пособия. Это действительно находка для родителей, учителей и воспитателей. Ребёнку можно 100 раз рассказать о том, как выглядит стрекоза, но только увидев её на плакате или на дидактической карточке своими глазами, малыш составит полное представление об этом насекомом.

Наглядные пособия помогают систематизировать материал. Например, увидев сразу все дни недели, идущие друг за другом гораздо легче понять, что представляет собой неделя. Поскольку зрительная память у большинства детей развита лучше всего (всё–таки мы привыкли огромную часть информации воспринимать зрительно), то и запомнить картинки на плакате удобней, чем их описания, услышанные от учителя. Благодаря тому, что учителя начальных классов активно используют наглядные пособия, материал усваивается не отрывками, а именно в системе, что очень важно.

Наглядные пособия позволяют не только увидеть, но и потрогать. Переложить, рассортировать дидактические карточки по темам, сравнить между собой две выбранные, исключить лишнюю – все эти полезные задания способствуют развитию логического мышления ребёнка.

Есть ещё одно полезное свойство, которое имеют наглядные пособия. Они могут действовать на ребёнка не напрямую, а незаметно, исподволь. Плакаты, висящие на стенах, не останутся незамеченными, информация обязательно усвоится. Пусть ребёнок, пробегая мимо, бросит взгляд на пособие только на минутку. Этого достаточно. Через некоторое время вы удивитесь познаниям вашего малыша в анатомии, географии и астрономии.

Наглядные пособия, которые будут висеть на стенах в детских садиках или школах, помогут организовать для детей полезный досуг в свободное время, на переменках им будет, чем заняться. Рассматривая их, ребята запоминают много новой информации, учатся обсуждать, общаться на интересные темы. Также можно закрепить знания, полученные на уроках, систематизировать их. Например, плакат «Таблица умножения» или «Карта мира».

Научить ребёнка быть организованным, собранным и умеющим правильно распределять своё время также помогут наглядные пособия. Интересны в этом отношении плакаты «Расписание», «Мой день», «Моя неделя». Имея такие наглядные пособия, ребёнок сможет более отчётливо представлять, что его ждёт в будущем, сможет планировать свою деятельность.

Учителям и воспитателям удобно будет организовывать детей при помощи интересных и ярких плакатов. «График дежурств», «Расписание», «Погода на сегодня». Они будут способствовать развитию сплочённости детей, появлению у них общих интересов. Имея в своей группе или классе календари природы и погоды, ни один ребёнок не останется равнодушным к происходящим за окном погодным изменениям. Прекратятся споры о том, кто сегодня дежурит, достаточно подойти к плакату, висящему на стене и прочитать фамилию дежурного.

Читайте так же:  Как правильно оформить дтп с пострадавшими