Обязаны ли мы предоставлять отчетность контрагенту

Правомерность требования контрагентом копии бухотчетности

Дааааа. все сходят с ума по своему Желание покупателя закон, если Вы заинтересованы в данном покупателе. Положение о коммерческой тайне устанавливается на каждом предприятие свое. Если в положение Вашего предприятия в перечень сведений составляющих коммерческую тайну входят форма 2 и форма 1, тогда стоит предложить покупателю убрать данный пункт из договора. Если нет, то как правило сведения, составляющие коммерческую тайну, предоставляются юридическим и физическим лицам на основании «Положения о порядке предоставления или передачи информации, составляющей коммерческую тайну», подписанного руководителем. Обязательно проследите за тем, чтобы для информации, которая предоставляется контрагентам на основании соглашений (договоров), были определены условия ее конфиденциальности, а также обязательства по возмещению убытков при разглашении этой информации это все должно быть определено в (в вашем случае) договоре поставки оборудования. Предоставление сведений с положения, считается разглашением информации, составляющей коммерческую тайну. Соответственно лица виновные в нарушении требований данного положения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Дааааа. все сходят с ума по своему Желание покупателя закон, если Вы заинтересованы в данном покупателе. Положение о коммерческой тайне устанавливается на каждом предприятие свое. Если в положение Вашего предприятия в перечень сведений составляющих коммерческую тайну входят форма 2 и форма 1, тогда стоит предложить покупателю убрать данный пункт из договора. Если нет, то как правило сведения, составляющие коммерческую тайну, предоставляются юридическим и физическим лицам на основании «Положения о порядке предоставления или передачи информации, составляющей коммерческую тайну», подписанного руководителем. Обязательно проследите за тем, чтобы для информации, которая предоставляется контрагентам на основании соглашений (договоров), были определены условия ее конфиденциальности, а также обязательства по возмещению убытков при разглашении этой информации это все должно быть определено в (в вашем случае) договоре поставки оборудования. Предоставление сведений с положения, считается разглашением информации, составляющей коммерческую тайну. Соответственно лица виновные в нарушении требований данного положения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Официальная бухгалтерская отчетность является публичной, и ни при каких обстоятельствах не может являться коммерческой тайной. Все зависит от того, насколько Вы заинтересованы в работе с данным контрагентом. Ваш контрагент решил таким образом обезопасить себя. Думаю, никакая тайна не будет нарушена, и предприятию не будет нанесен вред, если в договор будет внесено данное условие и Вы представите контрагенту эти документы. А чтобы не обидно было, включите в договор условие обмена данной информацией, т.е. Вы представляете ему свою отчетность, а он Вам — свою.

Может я конечно что-то не понимаю, но лично я считаю, то бухгалтерская отчетность моего предприятия не публична. Т.к. согласно статей 9, 10, 16 Закона «О бухгалтерском учете» следует, что бухгалтерский учет, а точнее, регистры бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, тогда как составленная на их основе отчетность может являться публичной. Здесь же дан перечень организаций с публичной отчетностью.Соответственно публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников.
Статья 10. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Из того же закона: «. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

А где написано, что бухгалтерская отчетность всех предприятий является публичной?

Может я конечно что-то не понимаю, но лично я считаю, то бухгалтерская отчетность моего предприятия не публична. Т.к. согласно статей 9, 10, 16 Закона «О бухгалтерском учете» следует, что бухгалтерский учет, а точнее, регистры бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, тогда как составленная на их основе отчетность может являться публичной. Здесь же дан перечень организаций с публичной отчетностью.Соответственно публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников.
Статья 10. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Из того же закона: «. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

А где написано, что бухгалтерская отчетность всех предприятий является публичной?

ФЗ «О бухгалтерском учете» Статья 16. Публичность бухгалтерской отчетности
абзац 3: Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Таким образом, часть третья ст. 16 ФЗ «О бухучете» определяет содержание публичности бухгалтерской отчетности:
опубликование бухгалтерской отчетности в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности;
распространение среди пользователей бухгалтерской отчетности брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность;
передача бухгалтерской отчетности территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 1995 г. N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности» в целях рационального использования существующих систем сбора и обработки информации на основе бухгалтерской и статистической отчетности и обеспечения ею широкого круга заинтересованных пользователей на Государственный комитет РФ по статистике возложены функции по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности организаций, расположенных на территории Российской Федерации.

Из чего следует вывод, что бухгалтерская отчетность всех субъектов экономической деятельности, а не только тех, кто в силу Закона обязан публиковать свою бухотчетность, публична. От того, что Вы не публикуете свою бухотчетность и не имеете желания представлять ее своим контрагентам, бухотчетность не перестает быть публичной.

Контрагент требует квартальный баланс

Контрагент требует квартальный баланс

Минфин РФ в письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 рекомендует при выборе контрагента получать от него копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверять факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получать доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента. По всей вероятности, просьба Вашего контрагента предоставить копию баланса вызвана необходимостью соблюдения требования об осмотрительности при совершении хозяйственных операций.

В силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним договора, но не содержит и запрета на его запрос. Поэтому при решении вопроса о заключении с той или иной организацией договора покупатель вправе запросить у потенциального контрагента какие-либо документы, содержащие сведения о нем.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). В отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, содержание которых в силу прямого указания закона является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете), данные бухгалтерской отчетности носят публичный характер. Согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Читайте так же:  Договор подряда простой образец

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Обращаем Ваше внимание, что речь в данном случае идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату.

Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годового бухгалтерского баланса. Предоставлять ли бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату организация вправе решать самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»). Таким образом, даже если продавец откажется представить покупателю свой бухгалтерский баланс, последний вправе обратиться с запросом в органы статистики.

Предоставление документов по запросу конграгента (ООО)

покупатель — юридическое лицо перед заключением договора попросило продавца -юр.лицо предоставить список документов, в том числе и бухгалтерский баланс за 2 года. Продавец не хочет предоставлять бух. баланс и полный список запрашиваемых документов.

Прав ли в данном случае продавец?

Какое объяснительное письмо может написать Продавец Покупателю

Ответы юристов (6)

Евгения, здравствуйте!
Нет, не прав.
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99» (с изменениями и дополнениями)
42. Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Есть вопрос к юристу?

покупатель — юридическое лицо перед заключением договора попросило продавца -юр.лицо предоставить список документов

не из «праздного любопытства» — покупатель тем самым проявляет (по настоянию налоговиков) «должную осмотрительность при выборе контрагента»; бухгалтерская отчетность, например, позволяет проверить оплату уставного капитала+ является ли предстоящая сделка крупной или нет для контрагента, требует ли она одобрения органами управления контрагента.

Если продавец «не фирма -однодневка» и реально заинтересован в заключении сделки с покупателем, запрашиваемый пакет документов рекомендуется все же предоставить.

Существует Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99», который гласит бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Однако данный приказ согласно Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации, так как не содержит новых правовых норм.

Однако помимо данного приказа существует п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Данный документ, зарегистрирован в Минюсте и является нормативно-правовым актом. Таким образом организация обязана предоставить такие сведения.

согласен с коллегами Выше, хотелось бы предложить формулировку для письма — обоснования Покупателю. Можете фразу ниже вставить в текст письма.

Какое объяснительное письмо может написать Продавец Покупателю

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговые органы в большинстве случаев отказывают в вычете по НДС и в признании расходов по налогу на прибыль на основании того, что организация получает «необоснованную налоговую выгоду» (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Арбитражные суды также признают правомерным такой отказ организации-покупателю по причине недобросовестности поставщика, обосновав свое решение тем, что покупатель не проявил должной осмотрительности при выборе партнера по бизнесу. Под налоговой выгодой для целей Постановления N 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.Следовательно, налогоплательщики должны серьезно относиться к выбору своих контрагентов.На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что требование контрагента представить копию бухгалтерского баланса за 2 (два) года вызвано необходимостью соблюдения требования об осмотрительности при совершении хозяйственных операций.

Прав ли в данном случае продавец? Какое объяснительное письмо может написать Продавец Покупателю

В данном случае — бухгалтерские отчеты представляют собой открытую информацию и должны (могут) быть предоставлены по запросу. Решением же Вашей проблемы может быть включение в договор условий, когда такую информацию (включая копию свидетельств о гос. регистрации и пр.) Продавец и Покупатель предоставляют друг другу в течение определенного времени после заключения договора (например 5 дней или сразу). И предоставляемая в рамках договора информация будет конфиденциальной. Обычно после такого — требования стороны (сторона) либо отказываются от предоставления документов, либо предоставляют друг другу документы и спокойно работают.

Добрый день, я так понимаю, Ваша организация является Продавцом и копии бух. балансов Вы предоставлять не хотите.

Соглашусь с коллегами, бухгалтерская отчетность является открытой (на основании вышеназванных норм права), Покупатель ее требует чтобы проявить должную осмотрительность при выборе партнера, избежать риски, в том числе риски доначисления налогов, избежать проблем с налоговой.

Судьи приходят к выводу, что запрос у контрагента бухгалтерского баланса позволит выявить наличие либо отсутствие у него производственных активов, необходимых для выполнения сделки. Без такого запроса налогоплательщик может неосмотрительно подойти к выбору делового партнера (Постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.06.2012 N А75-7551/2010 и Московского от 24.12.2010 N А40-164434/09-142-1370 округов).
Если же компания заручится бухгалтерской отчетностью контрагента, то арбитры принимают сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского от 26.04.2012 N А49-1563/2011, Московского от 18.10.2011 N А40-9253/11-90-38 и от 20.05.2011 N А40-106987/10-99-559 округов).

Кроме того, любой заинтересованный может

запросить данные бухгалтерской отчетности в Росстате. Такие полномочия появились у ведомства в 2013
году с утверждением административного регламента «Обеспечение
заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой)
отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на
территории Российской Федерации» (утв. приказом
Федеральной службы государственной статистики от 20.05.2013 № 183
(далее — Регламент)). Документ устанавливает правила, сроки и
последовательность административных процедур и административных действий
Росстата (его территориальных отделений), выполняемых по запросу.

Получить
данные годовой бухгалтерской отчетности той или иной организации может
как любое юридическое (кроме государственных органов, органов
государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений,
органов местного самоуправления), так и любое физическое лицо (п. 2
Регламента) (далее — заявитель). Отметим, услуга бесплатна (п. 21
Регламента).

Анализируя законодательство, считаю организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с
соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской
отчетности.

Однако, в силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности
вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе
контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать
бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним
договора, но не содержит и запрета на его запрос.

Рекомендую дать ответ примерно такого содержания, без явного отказа:

На ваш запрос сообщаем следующее — для заключения договора на… предоставляем Вам следующие документы, характеризующие деятельность
контрагента:
— копию устава,

— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
— копию выписки из ЕГРЮЛ,
— копию доверенности или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента
.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обязана ли организация предоставлять копии учредительных и иных документов по запросу своих контрагентов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе самостоятельно решить, следует ли предоставлять контрагенту копии учредительных и иных документов. При этом организация по запросу контрагента должна обеспечить ему возможность ознакомиться со своей бухгалтерской отчетностью. Предоставлять копии паспортов генерального директора или иных лиц без их согласия нельзя.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что нормы гражданского, налогового и иных отраслей законодательства РФ не содержат требования об обязательном предоставлении контрагентам копий учредительных документов юридического лица, копий договоров аренды и других.
На практике хозяйствующие субъекты зачастую вынуждены просить потенциальных контрагентов предоставить определенную документацию (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и другое) в целях проверки партнера на наличие признаков «фирмы-однодневки». Это обусловлено не только возможными рисками по сделке (в результате, например, исчезновения покупателя после того, как ему передан товар с отсрочкой оплаты), но и необходимостью соблюсти так называемую «должную осмотрительность» для целей налоговых правоотношений. Напомним, что согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода (признание вычета по НДС, признание расходов для целей исчисления налога на прибыль и т.д.) может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о налоговых нарушениях, допущенных контрагентом. Наличие пакета документов о контрагенте рассматривается в судебной практике в качестве одного из доказательств проявления должной осмотрительности (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 N Ф04-1545/2008(1778-А46-14)).
Таким образом, организация вправе самостоятельно решить, следует ли предоставлять своему партнеру копии учредительных и иных документов.
Однако даже в случае отказа организации предоставить учредительные и иные документы ее партнеры вправе самостоятельно обратиться с соответствующим запросом непосредственно в орган, регистрирующий юридические лица. В отношении коммерческих организаций таким органом является Федеральная налоговая служба России в лице своих территориальных подразделений (п. 5.3.1 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
На каждое зарегистрированное юридическое лицо ведется регистрационное дело, в котором содержится вся необходимая информация как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В совокупности все эти сведения составляют Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В частности, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о наименовании, местонахождении организации, сведения об учредителях, о руководителе юридического лица и другая предусмотренная законом информация. Также в ЕГРЮЛ содержатся решения уполномоченных органов юридического лица, устав, изменения к нему, которые требуют государственной регистрации или уведомления регистрирующего органа (в частности, о назначении руководителя общества).
Общий порядок получения сведений из ЕГРЮЛ установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы о конкретном юридическом лице представляются в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документа (документов), справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления из ЕГРЮЛ сведений и документов не должен превышать пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса (п.п. 1-3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). Предоставление сведений из ЕГРЮЛ является платным (п. 1 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Сведения, полученные из ЕГРЮЛ, позволяют убедиться в том, действительно ли то или иное юридическое лицо создано, т.е. обладает необходимой правоспособностью, чтобы быть участником сделок. А сведения реестра о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в значительной степени снижают риск заключения договора неуполномоченным лицом.
Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской отчетности.
В тоже время обращаем внимание, что речь в указанной норме идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату. Предоставлять ли бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, организация вправе решать самостоятельно.
При этом контрагент вправе обратиться за предоставлением годовой бухгалтерской отчетности также в органы статистики. В соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»).
Отметим также, что иногда организации просят от своих контрагентов копии паспортов, например, генерального директора, подписывающего договор от имени общества. В этой связи необходимо учитывать, что они содержат персональные данные указанных лиц, а передача таких данных является обработкой (распространением) персональных данных в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Обработка персональных данных может осуществляться в рассматриваемой ситуации только с письменного согласия субъектов персональных данных (ст. 6, 9 Закона N 152-ФЗ), которое должно включать в себя ряд обязательных реквизитов, указанных в п. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. Поэтому организация не вправе предоставлять копии паспортов без согласия их владельцев.

Читайте так же:  Куда отправить договор нтв плюс

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Правомерны ли требования контрагентов о предоставлении сведений о нашей организации

Вопрос-ответ по теме

Организации с которыми мы заключаем договора на обслуживание просят у нас копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ и др. Должны ли мы предоставлять по закону эти документы, а так же сами должны требовать при заключении с организациями учредительные документы? Мы относимся к предприятиям малого бизнеса и находимся на УСН.

сообщаем следующее: Ни Налоговый, на Гражданский кодексы не обязывают вас предоставлять контрагенту какие-либо сведения. Тем не менее, представить контрагенту учредительные документы и документы о полномочиях представителей организации вполне целесообразно (это принято на практике). Представить их можно в копиях, заверенных уполномоченным лицом и печатью организации.

На практике такое требование контрагента связано с понятием «должной осмотрительности» и «проверки благонадежности» контрагента при заключении сделок. Если в первичные документы будут подписаны неуполномоченным лицом, инспекция может отказать в вычете по НДС. Наличие у контрагента копий учредительных документов и документов (доверенности или приказа) о полномочиях лица, подписавшего документы, обезопасит контрагента от претензий инспекции. В данном случае можно будет говорить о том, что организация проявила должную осмотрительность при выборе контрагента.

По мнению Минфина, в целях проверки благонадежности вполне достаточно запросить учредительные документы контрагента и документы о полномочиях его представителей. Кроме того, проверить контрагента можно на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков».

Таким образом, Вы не обязаны предоставлять контрагенту какие-либо документы. Сделать это Вы можете только добровольно. При этом, возможность заключения договора не может быть поставлена в зависимость от факта непредставления таких документов. Тем не менее, представить контрагенту учредительные документы и документы о полномочиях представителей организации вполне целесообразно (это принято на практике). Представить их можно в копиях, заверенных уполномоченным лицом и печатью организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версии и в материалах «Системы Юрист».

1. Статья: Проверка контрагентов налогоплательщика для уменьшения налоговых рисков

1. Учредительные документы юридического лица в редакции на дату заключения договора 2 .

2. Проверка правоспособности: свидетельство о внесении юридического лица в ЕГРЮЛ или свидетельство о внесении физического лица в ЕГРИП 3 .

При этом согласно складывающейся практике получить информацию о государственной регистрации контрагента налогоплательщик может самостоятельно и из общедоступных источников в сети Интернет 4 .

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах РФ в качественалогоплательщика или письмо, подтверждающее, что оснований для постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика на территории РФ нет 5 .

4. Документы, подтверждающие полномочия лиц, которые будут подписывать договоры, и документы, подтверждающие личность физического лица – контрагента: решение о назначении генерального директора, приказ о назначении главного бухгалтера, доверенности на уполномоченных представителей, документ, удостоверяющий личность физического лица –контрагента (паспорт) 6 .

5. Информация, необходимая для заключения и исполнения договора:банковские реквизиты, фактический адрес юридического лица, если он отличается от юридического адреса 7 .

6. Документы, подтверждающие реальность деятельности контрагента: бухгалтерский баланс за последний отчетный период с подтверждением его передачи налоговому органу, налоговые декларации за последний налоговый период с отметками об их принятии (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, ЕНВД, УСН) 8 .*

Снижение налоговых рисков во взаимоотношениях с контрагентами

Налогоплательщикам рекомендуется исследовать среди прочих следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (www.nalog.ru);
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
  • наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.*

2. Рекомендация: Какие документы нужно запросить у контрагента, чтобы исключить юридические риски

Перед заключением сделки с новым контрагентом или с контрагентом, с которым организация не имела деловых отношений в течение длительного времени, рекомендуется запросить у него уставные и иные правоустанавливающие документы, подтверждающие саму возможность заключения с ним договора. Если этого не сделать, организация рискует, например, заключить договор аренды с компанией, не являющейся собственником объекта аренды и не обладающей правом сдавать это имущество в аренду. Или заключить договор на техобслуживание медтехники с организацией, не обладающей лицензией на проведение таких работ. Наконец, может оказаться, что договор со стороны контрагента подписан лицом, не имеющим на это полномочий. Это чревато дополнительными расходами и убытками для вашей компании, а возможно, и судебными спорами.

Читайте так же:  Получить налоговый вычет за инвалидами

Кроме того, чтобы снизить эти риски в рамках длительных отношений с одним и тем же контрагентом, имеет смысл периодически запрашивать у него актуальные версии перечисленных ниже документов.*

Контрагент – юридическое лицо

1. Учредительные документы. В зависимости от вида юридического лица это могут быть устав и (или) учредительный договор.*

Необходимо проверить, чтобы учредительные документы были представлены полностью. Не имеет смысла запрашивать выписки из учредительных документов, первые и последние страницы устава и т. п. В этом случае не удастся выяснить всю необходимую информацию.

Учредительные документы нужно запрашивать у контрагента в последней, то есть действующей редакции. Определить, последняя ли версия уставных документов была представлена контрагентом, можно по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). При возникновении сомнений относительно достоверности представленных документов можно истребовать у контрагента все предыдущие редакции учредительных документов.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство ОГРН), а также все листы записи ЕГРЮЛ и свидетельства о регистрации изменений учредительных документов и о регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.*

Тут особое внимание нужно обратить на то, чтобы наименование организации, указанное в учредительных документах, совпадало с наименованием организации в свидетельстве ОГРН.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (свидетельство ИНН).* Наименование организации, указанное в учредительных документах, должно совпадать с наименованием организации в свидетельстве ИНН.

4. Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договор.*

Если договор будет подписывать генеральный директор (руководитель юридического лица), то контрагент должен представить либо решение о назначении генерального директора, либо протокол об избрании генерального директора коллегиальным органом юридического лица.

При проверке полномочий руководителя юридического лица необходимо обратить внимание на его полномочия, закрепленные в уставе организации. Например, его полномочия по совершению гражданско-правовых сделок могут быть ограничены определенной суммой. В результате сделки, совершенные с нарушением такого ограничения, могут быть признаны недействительными (ст. 174 ГК РФ).

Кроме того, в уставе юридического лица, как правило, указывается срок, на который избирается (назначается) руководитель организации. В связи с этим нужно проверить, чтобы представленные контрагентом решение о назначении генерального директора либо протокол об избрании генерального директора коллегиальным органом юридического лица не были просрочены.

Если договор будет подписывать иное лицо, чем руководитель организации, то помимо документов, названных выше, необходимо запросить еще и копию доверенности данного лица на подписание договора. В доверенности должна содержаться дата ее совершения. Без такой даты доверенность признается недействительной (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

В доверенности указывается также срок ее действия, не превышающий три года. Если срок действия в доверенности не указан, то доверенность действительна в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Необходимо следить за тем, чтобы срок действия доверенности не был просрочен.

Нужно обратить внимание и на форму представленной доверенности. Доверенность, выдаваемая юридическим лицом, может быть удостоверена нотариально либо самой организацией. В последнем случае доверенность должна быть заверена подписью руководителя организации или иного уполномоченного сотрудника, с обязательным приложением печати организации.

Доверенность будет иметь одинаковую юридическую силу вне зависимости от того, каким образом она удостоверена. При этом стоит проверить полномочия лица, выдавшего доверенность.

Если доверенность удостоверена нотариально, то полномочия лица, подписавшего доверенность, проверять необязательно, поскольку данные полномочия проверил нотариус при удостоверении доверенности. Этот факт, безусловно, повышает доверие к «нотариальной доверенности». Однако требовать от контрагента представления именно нотариально удостоверенной доверенности совсем не обязательно.

Если доверенность выдана руководителем юридического лица, то необходимо проверить полномочия этого руководителя. Если доверенность выдана иным лицом (например, заместителем директора), нужно проверить полномочия этого заместителя. Они должны вытекать либо из уставных документов, либо из выданной ему доверенности с правом передоверия. Если доверенность выдана в порядке передоверия, то она должна быть удостоверена нотариально (п. 3 ст. 187 ГК РФ).

Полномочия лица, указанные в доверенности, должны быть достаточными для подписания договора, то есть право подписания договора от имени организации должно быть прямо указано в доверенности либо вытекать из текста доверенности.

5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).*

Сведения, содержащиеся в реестре, могут постоянно меняться. Поэтому нужно запрашивать выписку, выданную как можно позднее к дате передачи этой выписки контрагентом. Также можно разработать единые правила по проверке документов отконтрагента и указать в них, что выписка должна быть представлена контрагентом, например, не позднее 10 дней до даты подписания договора. Если контрагент заявляет, что ему трудно настолько оперативно получить выписку, нужно иметь в виду: чем более ранней датой представлена выписка, тем выше будут риски при заключении договора с этим контрагентом. В любом случае не рекомендуется принимать от контрагентов выписки, выданные позднее одного месяца до предполагаемой даты подписания договора.

Кроме того, информацию о контрагенте можно найти на сайте ФНС России. Ее также можно сравнить с информацией, имеющейся в представленной контрагентом выписке из ЕГРЮЛ.

Информация на сайте ФНС России обновляется еженедельно (п. 4 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»). Поэтому нельзя исключить вариант, при котором сведения, содержащиеся в предоставленной контрагентом выписке, могут расходиться со сведениями, опубликованными на сайте ФНС России. В последнем случае рекомендуется уточнить у контрагента причины такого расхождения и при необходимости попросить контрагента представить из ФНС России новую выписку.

6. Лицензия на осуществление деятельности по договору, если эта деятельность подлежит лицензированию.*

Перечень лицензируемых видов деятельности указан в статьях 1 и 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Причем в статье 12 этого Закона указан перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с этим Законом, а в статье 1 – перечислены виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с иными законами.

К лицензии обычно прилагается перечень конкретных видов деятельности, которые разрешено осуществлять юридическому лицу. Либо этот перечень может быть указан на обратной стороне лицензии. В любом случае имеет смысл настаивать на том, чтобы контрагент представил этот перечень вместе с лицензией до заключения договора.

Если в лицензии указан срок ее действия, то необходимо проверить, не просрочена ли лицензия контрагента.

7. Правоустанавливающие документы в отношении имущества, которое передается по договору в собственность или во временное владение и пользование.*

При заключении договора купли-продажи недвижимого имущества нужно удостовериться, что контрагент является собственником этой недвижимости и имеет свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное территориальным отделением Росреестра.

При заключении договора аренды недвижимого имущества возможны следующие варианты:

  • контрагент является собственником этой недвижимости и имеет свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное территориальным отделением Росреестра;
  • контрагент является доверительным управляющим недвижимостью на основании договора доверительного управления недвижимым имуществом;
  • контрагент является арендатором этого недвижимого имущества и передает имущество в субаренду. В этом случае нужно проверить, имеет ли арендатор право на сдачу имущества в субаренду.

О том, как проверить недвижимое имущество на предмет возможных обременений, см. также Как проверить нового контрагента при помощи внешних источников информации (государственные реестры, интернет-сайты, СМИ).

8. При возникновении сомнений в достоверности подписи руководителя организации-контрагента можно запросить также копию банковской карточки с образцом подписи директора, заверенную нотариально или банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание контрагента.

Все документы должны быть представлены в копиях, заверенных нотариально или должностным лицом организации с приложением печати юридического лица. Это требование дисциплинирует контрагента и уменьшает риск представления недействительных, недостоверных или устаревших документов. Рекомендуется фиксировать факт получения документов от контрагента путем составления соответствующих описей или актов в бумажной или электронной (при обмене электронными сообщениями с контрагентом) форме.*

3. Статья: Налоговики уточнили, как проверить контрагента

Налоговики Сибири требуют документально подтверждать добросовестность контрагентов. Если же этого не сделать, то компания может лишиться расходов, которые не получится защитить даже в суде. Одно из таких показательных дел разместило на своем сайте УФНС по Кемеровской области (www.r42.nalog.ru > Новости от 3 марта 2014 года).

В споре налоговики сняли расходы, потому что компания не проверила деловую репутацию поставщика, который оказался однодневкой. И суд поддержал инспекторов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.12.13 № А27-21275/2012). Мы опросили все региональные управления Сибири и выяснили, что они выдвигают одинаковые требования. Но одновременно специалисты УФНС дали рекомендации, как проверить контрагента.