Нужна ли лицензия на управление многоквартирным домом тсж

Содержание:

27.01.2015 | Кто подлежит лицензированию?

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ. «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём – увидим»…

Центр дистанционного обучения «АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».
___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58

Жильцов сгоняют в ТСЖ

Однодомовые ТСЖ не будут подлежать лицензированию

Законопроект о лицензировании управляющих компаний, внесенный в Госдуму, освобождает товарищества собственников жилья одного многоквартирного дома от необходимости получать лицензию. В результате их может стать больше. При этом некоторые эксперты считают, что как раз именно ТСЖ нужно проверять — зачастую в них нет квалифицированных сотрудников.

Товарищества собственников жилья, созданные жильцами одного дома, не будут подлежать лицензированию, которое предлагается ввести в рамках законопроекта о лицензировании управляющих компаний. Предполагается, что данный законопроект отстранит недобросовестные компании от управления жилыми домами. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать квалификационный аттестат. С 1 мая 2015 года осуществлять управление многоквартирным домом без лицензии будет запрещено. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган — Госжилнадзор региона или Жилинспекция. Начать выдавать лицензии и проводить экзамены для руководителей компаний планируется уже с 1 сентября этого года.

При этом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», — заявил он.

По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК.

Введение подобного порядка может повлиять на количество ТСЖ, управляющих одним домом, в случае если законодательно будут установлены жесткие требования для получения лицензий и для большинства ТСЖ будет объективно тяжело данным требованиям удовлетворить», — считает юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин.

В случае если требования будут достаточно лояльными, юрист не прогнозирует увеличения числа ТСЖ, управляющих одним домом.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин, по разным регионам существуют примеры ТСЖ, которые управляют сотнями домов. «Такие ТСЖ де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. При этом они могут не получать лицензию, а нанять УК, которая эту лицензию имеет», — считает эксперт.

При этом сейчас, если верить подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с 8 тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными. Тогда, оценивая текущую ситуацию, Мосжилинспекция прогнозировала, что количество ТСЖ сократится до 3,5 тыс.

По оценкам некоторых экспертов, лицензирование должно распространяться и на однодомовые ТСЖ.

Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом.

«Как правило, в таком случае очень много ссор и исков внутри ТСЖ и такая форма управления не приносит соответствующего результата», — пояснил «Газете.Ru» Олег Сухов. Однако в этом случае их количество может, напротив, сократиться.

В случае с ТСЖ собственникам жилья проще осуществлять контроль за его деятельностью, в любой момент они могут попросить у председателя товарищества отчет, он обязан будет отчитаться. При этом форма управления домом посредством ТСЖ дешевле. Обслуживание профессиональных управляющих компаний обходится жителям дома гораздо дороже.

«Управляющие компании, которые работают сейчас на рынке, не заинтересованы в ужесточении требований, предъявляемых к качеству оказываемых ими услуг. При этом в этой области сейчас довольно много нарушений, и ТСЖ, как правило, возникают там, где жители дома недовольны действующей УК», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Макрушин.

Как пояснил Олег Сухов, исков в судах по оспариванию создания ТСЖ не так много — около 10% от общего количества в этой сфере.

«В большинстве случаев собственники подают иски к ТСЖ о ненадлежащем качестве услуг — собственники перестают вносить плату за услуги, так как недовольны качеством или завышенными тарифами. До того как ТСЖ требует взыскания средств, мало кто обращается в суд», — поясняет Олег Сухов.

Наиболее частая проблема в ТСЖ, в принципе как и в управляющих компаниях, — вывод средств под собственные нужды. Например, в 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб.

Ликбез: почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на управление многоквартирным домом.

Выкладываю сюда запись из группы ТСН «ТСЖ Краснова» Вконтакте, чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой «инициативной группы» немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН «ТСЖ Краснова» лицензия не нужна:

«Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.»

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

«Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).»

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

«Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.»

«5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.»

Читайте так же:  Налог на землю в смоленской области

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН «ТСЖ Краснова» не нужна.

Лицензирование ТСЖ

Планируемое на государственном уровне в 2014 году лицензирование ТСЖ (Товарищества собственников жилья), вступившие в силу в 2015 году, ужесточает требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. В рамках нововведений их деятельность без наличия лицензии становится невозможной.

Изменённый ЖК РФ и вступающий в силу закон о лицензировании УК и ТСЖ в сфере ЖКХ теоретически имеют цель отсеять компании, не справляющиеся со своими обязанностями, путём выдачи лицензии только достойным с точки зрения закона организациям.

Практические советы юристов по теме доступны на страницах сервиса Правовед.RU в режиме онлайн 24 часа в сутки.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Необходимо ли получать лицензию ТСЖ с одним домом?

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходима ли получать лицензию ТСЖ с одним 2 подъездным домом в 78 квартир. ТСЖ работает с 1988 года с момента сдачи дома в эксплуатацию. Спасибо.

Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?

Здравствуйте, меня мучает вопрос, т.к. я не особо знающий в данной теме материал, в интернете ничего особо не нашел. Сам вопрос : «Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?» или можно «корочку» о пройденных курсах предоставлять, будут ли . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Существует ли обязательное лицензирование деятельности риэлторов?

добрый день,мне человека посоветовала знакомая как риэлтора который очень опытный и готов помочь, в приобретении жилья по военной ипотеке,в итоге оказалось,что человек преследовал только свои интересы а не наши,хотел на варится на нас и на продавце . Показать полностью

Какова процедура создания ТСЖ и насколько это выгодно?

Добрый день, хочу создать ТСЖ, интересует как создать его, на сколько это выгодно в какой программе работать в 1с или иная организация? Заранее благодарен за ответ Роман Зайдуллин, респ. Башкортостан

Лицензирование ук

Наша управляющая организация не получила лицензию на управление домами ОМСУ проводят собрания по выбору способа управления и предлагают временную управляющую организацию с лицензией которую они своим постановлением назначили. Собственники против . Показать полностью

Здравствуйте! Управляющей компании, обслуживающей наш дом, отказали в получении лицензии. Поэтому я хочу организовать собрание собственников квартир и принять решение об учреждении ТСЖ. После того, как мы проведем собрание и примем это решение, . Показать полностью

Создание тсж при арестованных квартирах

Добрый день! В моем новом доме 300 квартир. 10 квартир пока под арестом. (двойные продажи, судебное разбирательство уже 3-ий год) Т.е. права собственности на них ни у кого нет. Домом управляет УК, которая не справляется со своими обязанностями. . Показать полностью

Перечень вопросов по созданию ТСЖ

1. Какими сферами деятельности может заниматься ТСЖ, кроме управление жилым фондом? Гостиничной например может? 2. ТСЖ может являться учредителем другого юридического лица? 3. Организуя ОСС в очной форме, на данном собрание может быть принято . Показать полностью

Договор на обслуживание

Здравствуйте!Устанавливаю домафоны аудио,и видео в много этажных домах,и хотел бы взять на обслуживание.С кем заключать договор и что для него требуется?И нужна лицензия?

Нужна ли лицензия для ТСЖ?

Здравствуйте уважаемые юристы! Подскажите, пожалуйста, имеет ли право тсж самостоятельно добывать, поставлять и отводить воду (строить водозаборный колодец и очистные сооружения и ставить себе на баланс)? Нужно получать лицензию для тсж на . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Лицензия для управляющей компании ЖКХ

В связи с введением в действие ФЗ № 485-ФЗ деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ стала возможна только на основании имеющейся действующей лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными домами. Организации, не получившие лицензию ЖКХ, не допускаются к осуществлению лицензируемой деятельности. Поскольку с мая 2017 Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами» запрещает ведение соответствующей деятельности без лицензии.Часть 1.3 ст. 161 гласит: «Деятельность по управлению многоквартирными домами, деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется только на основании лицензии». Управляющие компании столкнулись с необходимостью получения разрешительных документов в территориальных компетентных органах. Длительное время получить лицензию ЖКХ было возможно на неограниченный срок действия.

Однако ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 31.12.2017 № 485 ФЗ предусматривает предоставление лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными домами сроком на 5 лет. По истечении пятилетнего срока действия лицензии управляющей компании требуется вновь подтверждать свою компетенцию и качество предоставляемых услуг в сфере ЖКХ.

. Особо обращаем внимание на то, что положения части 4 ст. 192 применяются ко всем ранее выданным лицензиям. Срок действия таких лицензий независимо от даты получения исчисляется с 11.01.2018 и ограничивается 11.01.2023 годом.

Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос правильности оформления всей лицензионной документации, что позволяет обеспечить положительный результат рассмотрения документов в установленные сроки. Зачастую помощь правильно выбранной юридической организации способствует оперативному решению вопроса получения лицензионной документации.

Многопрофильный юридический центр «ЭКСПЕРТ» предлагает услуги по сопровождению процедуры получения лицензии ЖКХ и помощь в разработке необходимой лицензионной документации, проведение необходимой аттестации специалистов управляющей компании. Получить подробную информацию об утвержденных учебных программах для специалистов управляющих компаний Вы можете по нашим телефонам в Москве: +7 (495) 646-12-96, +7 (495) 646-12—76 или отправив заявку по электронной почте [email protected]

Информационно-консультационный центр «ЭКСПЕРТ» успешно работает на рынке консалтинговых услуг с 2003 года. Наша компания имеет серьезный опыт в оформлении разрешительной документации для предприятий строительного комплекса. На протяжении пятнадцати лет мы успешно помогаем нашим клиентам оперативно решать вопросы, связанные с оформлением разрешительной документации в области ЖКХ.

ИКЦ «ЭКСПЕРТ» предлагает свои услуги в получении лицензии ЖКХ, взяв на себя полный комплекс услуг по подготовке нормативно-технической документации, оказать содействие в проведении аттестации сотрудников, обеспечить юридическое сопровождение процесса рассмотрения документов «под ключ». Среди наших постоянных клиентов «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Корпорация Нефтегазстрой» и пр.

Свяжитесь с нашими специалистами для получения квалифицированной консультации по вопросу оформления лицензии ЖКХ по телефонам в Москве: +7 (495) 646-12-76 или +7 (495) 646-12-96 или отправив нам заявку по электронной почте: [email protected]

Получить лицензию на управляющую компанию возможно в течение тридцати рабочих дней с момента подачи комплекта документов. В рамках этого периода времени лицензирующий орган обязан осуществить проверку полноты и достоверности представленных документов и принять решение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении. Стоимость лицензии для управляющей компании жкх в 2014 году определяется размером государственной пошлины, взимаемой лицензионным органом. Лицензия для управляющей компании ЖКХ выдается на неопределенный срок, и действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана. Лицензия ЖКХ не подлежит передаче третьим лицам. Лицензии для управляющих компаний ЖКХ будут выдаваться органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации, начиная с 1 января 2017 года, и претендовать на получение лицензии ЖКХ смогут юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном Законом порядке на территории РФ и отвечающие требованиям, предусмотренным в Положении о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Правительством РФ.

На основании Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензия управляющей компании ЖКХ может быть выдана юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю только при их полном соответствии лицензионным требованиям, к которым можно отнести следующие из них:

  • Регистрация соискателя лицензии на территории Российской Федерации. Нерезиденты не допускаются к управлению многоквартирными домами.
  • Наличие в ведении соискателя помещений и оборудования, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
  • Наличие у соискателя лицензии условий для организации аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирного дома собственными силами либо с привлечением сторонней организации путем заключения договора на оказание услуг.
  • Наличие заявления, составленного в установленной Законом форме.
  • Учредительные документы юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
  • Наличие у соискателя лицензии руководящего лица или иного лица, на которое возложена ответственность за обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и, имеющего квалификационный аттестат, для которого работа в организации – соискателе лицензии является постоянным местом работы.

Получить лицензию на управляющую компанию возможно в следующих формулировках:

  • выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора управления многоквартирным домом;
  • выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с управляющей организацией на основании договора;
  • осуществление управления многоквартирным домом товариществом собственником жилья, а также жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом.

Особое место в рамках реформы ЖКХ законодатель отводит персональной ответственности лиц, ответственных за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. В первую очередь это осуществляется путем введения понятия «квалификационный аттестат». Ст. 204 Жилищного Кодекса РФ гласит: «Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа лицензиата, а также лицо (лица), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязаны иметь квалификационный аттестат. Получение квалификационного аттестата ЖКХ осуществляется посредством сдачи экзамена. Круг вопросов, знание которых необходимо для положительной сдачи квалификационного экзамена и сам порядок проведения квалификационного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти. Квалификационный аттестат ЖКХ выдается сроком на три года. Сведения о лицах, положительно сдавших квалификационный экзамен, размещаются в реестре квалификационных аттестатов, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти.

Неотъемлемым дополнением к лицензии ЖКХ является приложение с указанием адреса или адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляется держателем лицензии, такая организация обязана в течение трех рабочих дней направить соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора. На основании полученной информации уполномоченный государственный орган в течение трех дней обязан внести изменение в приложение к лицензии ЖКХ. Помимо этого соответствующие изменения вносятся на официальный сайт, предназначенный для раскрытия информации заинтересованным организациям.

Ведение сводного федерального реестра лицензий, а равно и реестр дисквалифицированных лиц возложено на федеральный орган исполнительной власти, который уполномочивает на эту деятельность Правительство РФ. Размещенные на этих сайтах сведения ю являются открытыми и общедоступными.

Исключение сведений о конкретном многоквартирном доме из приложения к лицензии является основанием для прекращения организацией – держателем лицензии деятельности по управлению этим многоквартирным домом в установленном законодательством порядке. Жилищный кодекс предусматривает несколько оснований, по которым лицензия правляющей компании жкхможет быть аннулирована. Данная процедура осуществляется путем подачи органом госжилнадзора заявления об аннуляции лицензии в суд в следующих случаях:

  • сокращение общего числа многоквартирных домов из приложения к лицензии управляющей компании на пятнадцать и более процентов от общего количества за год;
  • нарушение управляющей компанией – держателем лицензии ЖКХ законодательно установленных лицензионных требований. Управляющая компания, действие лицензии в ЖКХ которой прекращено или аннулировано, обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества этого дома вплоть до того момента, когда соответствующие обязательства не возникнут у другой управляющей компании, которая выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления.

Управляющая компания, действие лицензии в ЖКХ которой прекращено или аннулировано, обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию и связанные с управлением таким домом документы, составить и подписать акт сверки. Лицензирование управляющей компании в сфере ЖКХ невозможно в следующих случаях:

  • в случае несоответствиялицензионным требованиям;
  • при наличии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
  • информация о должностном лице соискателя лицензии, размещенная в реестре дисквалифицированных лиц;
  • текущий процесс банкротства или ликвидации юридического лица – соискателя лицензии;
  • наличие у соискателя лицензии трех и более неисполненных предписаний органа госжилнадзора за календарный год;
  • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии в иностранной юрисдикции. Всем ли организациям, оказывающим услуги в области ЖКХ нужна лицензия управляющей компании? От получения лицензии для управляющих компаний ЖКХ освобождены:
  • ТСЖ, созданные собственниками помещений в одном или нескольких многоквартирных домах;
  • жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в одном многоквартирном доме.

Лицензирование ЖКХ — жкхпортал.рф

Лицензирование ЖКХ

О лицензировании ЖКХ

Идею лицензирование управляющих компаний в конце 2013 года поддержал Дмитрий Медведев. «Мы лицензии не любим, но мне кажется, это та ситуация, когда просто нужно пройти через этот период. Вначале могут быть лицензии, а потом, когда уже возникнут нормальные управляющие компании, можно будет перейти к саморегулированию», — отметил Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин также подчеркнул, что этот вопрос является чрезвычайно важным, очень острым и чувствительным для людей.
Обсуждение законопроект а о лицензировании управляющих компаний ЖКХ состоялось 4 марта 2014 в Комитет е по экономической политике Совета Федерации РФ с участием заместителя Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Андрея Чибиса. В своем выступлении он рассказал о механизмах лицензирования, которые позволят достичь баланса отношений между собственниками жилья и представителями управляющих организаций :

Обзор основных вопросов предстоящего лицензирования


Порядок выдачи лицензии

В документе указывается, что лицензия будет предоставляться без ограничения срока ее действия и действовать на территории только того субъекта РФ, где ее выдали. В приложении к лицензии будут указаны адреса всех домов, которыми управляющей компании разрешено управлять. Принять решение по вопросу выдачи лицензии орган Госжилнадзора должен будет в течение 30 дней с момента обращения УК. При этом руководители УК должны будут получ и ть квалификационный аттестат, для чего им предстоит сдавать квалификационный экзамен. В дополнении будет создан сводный федеральный реестр лицензий и дисквалифицированных лиц.
Базовыми будут такие требования: наличие у УК материально-технической базы, отсутствие грубых нарушений за год до получения лицензии, квалификационный аттестат руководителя и российская юрисдикция. Обязательной их частью станет перечень домов, которыми управляет УК. Руководителей управляющих компаний будут проверять на знание жилищного законодательства, а также специфики управляемых ими домов.
Получить лицензию управляющим компаниям можно будет уже с 1 сентября 2014 года. До 1 января 2016 года все руководители управляющих компаний должны будут сдать экзамен.
Лицензирование управляющих компаний будет определено Федеральным законом Российской Федерации. Планируется, что Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года. При этом управляющие организации, ТСЖ, ЖСК будут обязаны получить лицензию до 1 мая 2015 года. После этой даты управление многоквартирными домами без лицензии не допускается.

Читайте так же:  Льготы для семей с детьми из детского дома

Отказ в выдаче лицензии

Управляющей организации могут отказать в предоставлении лицензии, если у руководителя УК есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, если у него нет квалификационного аттестата или если должностное лицо фигурирует в реестре дисквалифицированных лиц.
О рганы Госжил инспекции вправе не выдавать лицензию, если компания или ее должностное лицо за предыдущий год не исполнила три и более предписания.
В лицензии будет отказано, если в отношении УК возбуждено производство по делу о банкротстве или если она находится в процессе ликвидации. Планируется, что лицензию также не смогут получить организации, зарегистрированные за рубежом.

Контроль за деятельностью УК

Руководство органа Госжилнадзора несет административную и уголовную ответственность за последствия в случае, если по итогам проверки не было выдано предписание об устранении нарушений, которые впоследствии принесли вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц.

Лишение лицензии. За что?

Управляющую организацию будут лишать права управлять домом, если за год было два раза назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом.
П о решению суда лицензия может быть аннулирована на основании обращения в суд органа Госжилнадзора с заявлением об аннулировании лицензии, если УК допустила за год по два нарушения в 15% домов, которыми управляет.
После подачи заявления в суд о лишении УК лицензии орган Госжилнадзора должен приостановить действие лицензии, уведомить об этом УК и местные власти, а также проинформировать жильцов домов, которыми управляет эта компания и ресурсоснабжающие организации.
С момента приостановления действия лицензии и до вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии, деятельность по управлению домами осуществляет та же управляющая организация, но при этом расчеты за поставленные коммунальные услуги осуществляются гражданами напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Лицензирование для ТСЖ

Н е нужна лицензия тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются инженерные сети и другая инфраструктура, предназначенная для обслуживания более чем одного дома.

Какие будут штрафы.

Планируется внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В результате которых осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии влечет наложение штрафа на УК, ТСЖ, ЖСК в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, а на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. В том же порядке цифр и наложение штрафов за нарушение требований к порядку осуществления расчетов за коммунальные ресурсы, за нарушение требований законодательства РФ к порядку осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
При оказании некачественной услуги УК будет обязана вернуть потребителям до 30% ее стоимости. Если же УК завысила стоимость услуг, то должна будет заплатить тем, кому неправильно выставила счет, 15% с суммы завышения.

Лицензия на управление МКД: порядок получения, внесений изменений и причины аннулирования

До января 2015 года лицензия на управление МКД не требовалась, а сами дома плохо контролировались государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который подписан президентом РФ. Согласно ему все ООО и ИП, желающие заниматься ведением хозяйства жилых зданий, для осуществления этой деятельности должны получить специальный документ — лицензию на управление МКД.

Как выглядит лицензия на управления МКД

В соответствии с ФЗ № 255 от 21.07.14 с 01.01.15 УК несут административную ответственность за недобросовестное исполнение требований предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 01.05.15 они могут работать только после того, как получат соответствующее разрешение.

Лицензия на управление МКД — официальный допуск к реализации предпринимательской деятельности УК, выписывается органами ГЖН без ограничений по сроку.

Разрешения, которые получают компании, функционирующие в отрасли ЖКХ, являются действительными только на географической территории того субъекта РФ, на которой они были выдан.

На лицевой стороне лицензии обозначено наименование ее и обладателя, точная дата выдачи, государственный номер, полное название органа, который ее выписал. Документ представлен в формате А4.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия разрешения и наименование комиссии, его выдавшего.

Информацию о выпущенных разрешениях вписывают в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и сводную федеральную базу лицензий на управление МКД.

Эти сведения носят открытый характер, публикуются на официальных ресурсах органов ГЖН субъекта РФ в интернете и на сайте уполномоченного федерального учреждения.

Если в течение одного года хозяйствующую организацию или ее руководителя в ходе судебных процессов дважды и более привлекали к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖН, то информация о таких многоквартирных домах удалятся из реестра лицензий на управление МКД и сама компания их больше не обслуживает.

Если произойдет ситуация, когда в течение одного года суммарный метраж таких помещений достигнет отметки в 15 % и выше от общих площадей МКД, которые числятся за данной УК, то орган ГЖН подаст на нее иск в суд с требованием аннулировать лицензию этой организации.

Нужна ли лицензия на управление МКД для ТСЖ

Содержание многоквартирных домов может реализовываться не управляющей компанией, а ТСЖ (товариществом собственников жилья) или ЖПК (жилищным потребительским кооперативом).

Данным видам организаций нет необходимости проходить процедуру лицензирования, так как это не предусматривает законодательство нашей страны.

Исключением можно назвать только одну сферу — услуги в содержании инженерных сетей. Например, без получения лицензии кооперативы не могут заниматься добычей водных ресурсов.

Помимо этого, региональные органы власти имеют право принять подзаконные акты, которые будут предусматривать получение разрешения на иные виды деятельности.

Получение лицензии на управление МДК в 3 этапа

Принятое законодательство в нашей стране подразумевает то, что лицензия на управление МКД будет выписываться при содействии двух властных структур:

  • территориального органа ГЖН;
  • региональной лицензионной комиссии.

Задача первого органа состоит в том, чтобы принять заявление с дополнительными документами соискателя разрешения на его получение и по итогам их изучения отправить лицензионной комиссии свое заключение о том, возможно ли удовлетворить просьбу претендента или же придется дать отрицательный ответ.

А региональная лицензионная комиссия выносит вердикт о выпуске лицензии на управление МКД. На его основании ГЖН оформляет документ и выдает его руководителю управляющей организации.

Всю процедуру получения лицензии можно разделить на три стадии.

Этап 1. Определяемся с услугами

Разрешение в данной ситуации необходимо для деятельности по обслуживанию многоквартирного дома, которая будет реализовываться в соответствии с требованиями договора содержания жилья, изложенными в статье 162 ЖК Российской Федерации. Данное соглашение составляется и подписывается после того, как руководитель управляющей компании получает лицензию на управление МКД.

Главный список работ по обслуживанию жилых зданий:

  • содержание многоквартирных домов и осуществление ремонта общего имущества;
  • оказание коммунальных услуг;
  • сбор денежных средств с собственников помещений за содержание здания и за проведенные ремонтные работы;
  • организация аварийного обслуживания домов и восстановительная деятельность по ликвидации ситуаций с разрушением частей строения и оборудования;
  • облагораживание придомовых территорий;
  • ведение и хранение документации;
  • прочие виды услуг.

Этап 2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только в планах хотите открыть свой бизнес-проект, то вам необходимо оформить ООО или зарегистрировать ИП и гарантировать выполнение лицензионных условий. Если вы решили вести деятельность сложного уровня – обслуживание МКД, при этом у вас несколько учредителей, то следует выбирать ООО. В той ситуации когда бизнес-проект уже работает и вы хотите попробовать себя в управлении МКД, то вам следует внести корректировки в ОКВЭД ООО/ИП, а также проанализировать соответствие принятым нормам.

Для предоставления услуг управления домом компания должна выполнять лицензионные условия:

  • прохождение государственной регистрации в роли ИП/ООО на территории России;
  • наличие у директора управляющей компании квалификационного документа в соответствии со статьей 202 ЖК Российской Федерации;
  • отсутствие у руководителя организации непогашенной судимости за правонарушения в экономической отрасли, за тяжкие уголовные преступления;
  • обеспечение открытого доступа к сведениям о ключевых показателях деятельности организации, о реализованных работах по содержанию, ремонту многоквартирных домов, о порядке и условиях их осуществления, о ценовой политике компании, о стоимости ресурсов, требующихся для предоставления коммунальных услуг в соответствии с ПП РФ от 23 сентября 2010 года № 7231;
  • отсутствие у соискателя аннулированных лицензий на управление МКД в соответствующем реестре;
  • гарантирование выполнения правил оказания коммунальных услуг собственникам и арендаторам помещений многоквартирных домов в соответствии с ПП РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Важно обратить внимание на получение квалификационного документа, так как эта процедура нуждается в заблаговременной подготовке и отнимает достаточно большое количество времени.

Квалификационный аттестат выдается только после сдачи специального экзамена. В него входит проверка знаний и требований законодательной документации Российской Федерации, которые применяются в реализации предпринимательской деятельности, имеющей отношение к содержанию многоквартирных домов. Для получения допуска на сдачу такого экзамена в отделение ГЖИ или на адрес лицензионной комиссии необходимо направить специальное заявление.

Оно предоставляется лично директором управляющей компании или его официальным представителем. При подаче заявления необходимо иметь паспорт (удостоверение личности). Форма данного экзамена — прохождение теста на ПК. Всего в нем представлено двести вопросов. Для тестирования конкретного человека программа отбирает сто любых заданий из общего списка.

Каждый вопрос имеет узкий уровень специализации, для того чтобы верно дать на него ответ, необходимо владеть достаточно серьезными знаниями в сфере ЖКХ. Проходной бал начинается с отметки в 86 %. На выполнение теста дается два часа. Если директор компании успешно справляется с заданием, то он получает квалификационный аттестат, срок действия которого пять лет. Экзамен проводится государством бесплатно.

Этап 3. Подаем документы, необходимые для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию на управление МКД, в местный компетентный государственный орган необходимо направить специальное заявление (бланк заявления).

К нему необходимо приложить следующий пакет документов:

  • копию устава управляющей компании, которую необходимо заверить у нотариуса;
  • копию документа о государственной регистрации ИП или ООО;
  • копию свидетельства о регистрации корректировок, если такие проводились;
  • копию квалификационного диплома соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на пост директора управляющей компании-соискателя лицензии;
  • квитанцию, которая подтверждает оплату госпошлины в размере 30 тыс. руб.

Дополнение: изначально необходимо выяснить список приложений в местном лицензирующем органе перед тем, как подать заявление, так как в некоторых ситуациях требуется предоставить только выписку из ЕГРЮЛ.

Всю документацию можно передать несколькими способами:

  • личный поход в лицензирующий орган или визит официального представителя заявителя;
  • заказным письмом почтой России с уведомлением о получении;
  • через электронные ресурсы; все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Заявление с приложениями принимаются только в том случае, если есть их опись, на дубликате которой проставлена отметка о точной дате получения данного пакета. Копия описи со входящим штампом направляется соискателю либо его официальному представителю тем способом, которым документы были предоставлены в лицензионную комиссию. После принятия заявления государственным органом заключение о выдаче разрешения на управление МКД будет озвучено в течение одного месяца. За это время лицензионная комиссия проверяет всю документацию, которая была ей предоставлена.

Получив лицензию на управление МКД, компания имеет полное право приступить к выполнению своих рабочих обязанностей. Информацию обо всех многоквартирных домах, которые находятся в ведении данной организации, следует опубликовать на официальном ресурсе в Интернете.

В ситуации когда произошли какие-либо перемены, – подписание другого договора, аннулирование старого – управляющая компания должна внести корректировки на свой официальный ресурс в Интернете в течение трех дней, а также оповестить о любых новых обстоятельствах орган ГЖН.

Не следует забывать и о возможных различных (по графику и внеплановых) проверках на выполнение условий лицензии на управление МКД. Если в деятельности обслуживающей компании будут обнаружены какие-либо правонарушения, то ее разрешение может быть аннулировано.

Когда лицензия на управление МКД подлежит переоформлению

В ФЗ от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» зафиксированы ситуации, в которых разрешение на управление МКД необходимо переоформлять. Это следующие случаи:

  • преобразование формы юридического лица;
  • смена наименования организации (фамилии, имени, отчества, реквизитов документации, которая удостоверяет личность ИП);
  • смена географического местонахождения или изменение адреса регистрации юридического лица;
  • коррективы в списке оказываемых услуг или реализуемых работ, которые имеют непосредственное отношение к лицензируемому виду деятельности.

Таким образом, если управляющая компания поменяла свои юридические географические координаты, то об этом следует сообщить в Государственную жилищную инспекцию и переоформить лицензию на управление МКД. Если организация не выполнит это условие, то к ней будут применены штрафные санкции за нарушение лицензионных требований в соответствии со статьей 14.1.3 КоАП Российской Федерации. Штраф для юридического лица может быть размером до 250 000 руб.

В иных ситуациях, если поменялся фактический адрес, телефонный номер компании, ее локальный устав и т. д., проходить процедуру переоформления лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД не нужно. Эти данные не влияют на получение разрешения, а значит, не вызывают вышеуказанных последствий.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл нотариус

Порядок процедуры переоформления лицензии на управление МКД зафиксирован в статье 18 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99. Для этого организации необходимо направить запрос в органы регионального государственного жилищного надзора, подкрепляя его требующейся документацией. Список необходимых приложений закреплен в пункте 6-м ПП Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»:

  • копии учредительной документации юридического лица, которые прошли процедуру заверения у нотариуса;
  • копия квалификационного документа руководителя управляющей компании (соискателя лицензии);
  • копия приказа о назначении на должность соискателя лицензии;
  • подробная опись вышеуказанной документации.

Копия описи с отметкой о том, в какой конкретно день было принято заявление в государственную жилищную инспекцию, вручается руководителю управляющей компании (соискателю лицензии) лично либо отправляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Если указанное заявление было составлено с ошибками или пакет приложений не соответствует требованиям, то ГЖИ в течение трех дней с момента получения документации поручает лицензиату внести в нее корректировки и ликвидировать погрешности. На это у соискателя есть один месяц.

Перед отправкой пакета документов в государственную жилищную инспекцию необходимо оплатить государственную пошлину — 5 тыс. руб.

Вся процедура переоформления разрешения растягивается приблизительно на сорок пять дней: 30 из них отводится на проверку соискателя на соответствие лицензионным требованиям, а 15 дней — на вынесение вердикта уполномоченным органом.

Необходимо понимать и то, что при переоформлении разрешения на обслуживание МКД управляющей организации может быть отказано в его выдаче. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ № 99 основанием для вынесения отрицательного заключения могут послужить:

  • ложные или неточно указанные данные в предоставленном пакете документов;
  • несоответствие личности соискателя лицензионным условиям;
  • ранее аннулированное разрешение на управление МКД.

Если же компания утеряла или испортила имеющийся документ, то в соответствии со статьей 17 № 99 ФЗ она может запросить его копию. Дубликат на получение лицензии УК на управление МКД изготавливается за три рабочих дня, а размер государственной пошлины составляет 5 тыс. руб. на 2017 год.

Внесение изменений в лицензию по управлению МКД и соответствующую запись в реестре

Согласно ст. 198 ЖК РФ ситуации, когда список многоквартирных домов подвергся корректировке в связи с подписанием, аннулированием соглашения об обслуживании, а эту деятельность осуществлял лицензиат, директор управляющей компании в течение трех рабочих дней с момента изменения договорных отношений обязан прописать эту информацию на официальном ресурсе в сети Интернет для обнародования, а также отослать эти сведения в ГЖН.

Согласно вышеуказанному приказу новые данные фиксируются в соответствующей базе органом ГЖН РФ. Основанием для этого служит предъявленное предприятием или его официальным представителем заявление о корректировке информации в реестре лицензий на управление МКД, которое содержит следующие сведения:

  • географическое местоположение многоквартирного дома (его адрес);
  • причины для подписания или аннулирования договора содержания здания с управляющей организацией;
  • копию действующего договора обслуживания многоквартирного дома;
  • информация о лицензиате.

В этом заявлении может быть прописан только один многоквартирный дом, т. е. для каждого здания формируется свой документ.

Данное заявление также комплектуется следующими приложениями:

  • копия протокола ОСС, включающего сведения о принятом решении: определении метода содержания многоквартирного дома управляющей организацией, подписание договора обслуживания с директором УК о смене способа хозяйствования или аннулирование имеющегося соглашения;
  • копия протокола конкурсного мероприятия по выбору компании для руководства жилым зданием, согласно которому ее директор признан победителем данного тендера;
  • копия договора содержания, составленного между директором организации и собственниками помещений в доме, а в ситуации когда лицензиат был выбран путем организованного конкурсного мероприятия, — копия соглашения по обслуживанию, которое подписано заявителем;
  • копия акта приема-передачи различной документации, непосредственно имеющей отношение к содержанию многоквартирного дома, должностному лицу, которое взяло на себя эти обязанности, если уволенная УК подает заявление на удаление здания из реестра лицензий на управление МКД;
  • документ, который подтверждает законность действий официального представителя компании, в ситуации когда он имеется, заключенный в соответствии с законодательством РФ;
  • подробная опись представляемой документации с указанием названия и реквизитов каждого приложения и количества страниц, которая заверена подписью самого лицензиата.

Заявление и описанная выше документация рассматриваются за 10 рабочих дней.

Внесение корректировок в реестр лицензий на управление МКД обладает высоким уровнем значимости для управляющей компании. Она, согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ, может приступать к выполнению своих обязанностей только тогда, когда изменения будут проведены по базе.

В каком случае лицензия на управление МКД может быть аннулирована

Согласно статье 20 Федерального закона № 99 существует три реальные причины для того, чтобы аннулировать лицензию на управление МКД:

  • подача держателем заявления о том, что работа по данному виду деятельности остановлена;
  • ликвидация юридического лица или ИП;
  • решение, вынесенное в судебном порядке, о прекращении действия разрешения.

Основание аннулирования лицензии прописано в части 1-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная процедура осуществляется следующим способом: лицензионная группа выносит вердикт и отправляет его в орган государственного жилищного надзора, который на базе этого заключения формулирует иск в суд, а в ходе судебного процесса принимается решение о прекращении действия лицензии на управление МКД.

В части 2-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации зафиксированы причины для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ. Таким поводом может быть назначение в течение одного года двух и более административных наказаний за бездействие или исполнение не должным образом предписаний, а также удаление из базы информации о МКД, в которых суммарный метраж помещений находится на отметке не менее 15 % от всей площади обслуживаемых организацией зданий. Из этого можно сделать вывод о том, что государственная жилищная инспекция обладает правом лишить компанию лицензии на управление МКД и без решения суда.

Если вы находитесь на пороге удаления из реестра обслуживаемых 15 % помещений или не должным образом осуществляете руководство МКД, и вы готовы заявить себе об этом честно и начать что-то менять, главное — не допустите паники. Рассмотрим все ступени процесса аннулирования лицензии на реализацию деятельности по управлению МКД. Данный механизм подробно описан в части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Самое первое, что вы получите в ситуации выполнения лицензионных условий не должным образом — предписание ГЖН. А точнее, предписания, так как в течение одного года ГЖН обязан как минимум дважды выдать требование о ликвидации нарушений в работе по одному или целому ряду МКД, которые находятся под руководством управляющей компании.

Вторая стадия наступает в той ситуации, если вы в установленный период не реализовали указания ГЖИ или подошли к ним халатно. В данном случае в ходе судебного процесса должностному лицу управляющей компании будет назначено административное наказание за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний органов государственного жилищного надзора.

Только после этого ГЖИ имеет право исключить из реестра лицензий субъекта РФ информацию о помещениях, в отношении которых управляющая компания совершила нарушение регламентированных условий.

Если ситуация развивается так, что из базы уходит 15 % от суммарной площади зданий, лицензионная комиссия озвучивает вопрос о подаче иска на УК в суд о прекращении действия лицензии на управление МКД. ГЖН, который получил соответствующий вердикт от комиссии, обращается с заявлением в суд с просьбой об аннулировании вышеуказанного разрешения.

Пример. У компании из Волгограда аннулировали лицензию на управление МКД.

В течение всего 2016 г. УК многократно за ненадлежащий уровень содержания общего имущества в МКД привлекалась к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖИ.

В отношении организации было возбуждено шестнадцать дел об административных правонарушениях. Все завершилось тем, что компания потеряла приблизительно 20 % площадей от суммарной величины зданий, которые находились под ее руководством. Для лицензионной комиссии это явилось главным основанием для того, чтобы применить в отношении УК самую крайнюю меру. Суд принял решение аннулировать лицензию на управление МКД.

В соответствии с пунктом 5-м статьи 198 ЖК РФ, если в течение одного года УК дважды и более была привлечена за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний Государственной жилищной инспекции в одном МКД, информация о данном доме удаляется из базы лицензий.

Если суммарный метраж помещений в подобных исключенных строениях составит 15 % и более от всей площади зданий, обслуживаемых организацией, разрешение на управление МКД будет отозвано. Управляющая компания из нашего примера руководила только одним домом, в связи с чем удаление последнего из базы лицензий привело к автоматическому аннулированию разрешения на деятельность.

Управляющая компания должна продолжить руководить МКД до того момента, пока владельцы помещений не найдут новую организацию или пока следующая УК определится по итогам открытого конкурса.

В связи с этим вам необходимо найти поддержку в лице собственников дома, ведь они могут выступить в роли вашего спасательного круга на стадии принятия решения комиссии ГЖН об исключении сведений о здании из реестра лицензий на управление МКД.

В соответствии с частью 7-й статьи 198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев после того как лицензионная комиссия сообщила собственникам помещений о том, что дом может быть исключен из реестра лицензий, они имеют право организовать общее собрание и на его основании вынести вердикт о продолжении или о завершении сотрудничества с данной управляющей компанией.

После встречи владельцев им дается три дня на то, чтобы уведомить о принятом решении государственную жилищную инспекцию. В данной ситуации сведения о доме не удаляются из реестра лицензий на управление МКД.

Обязанности УК при исключении МКД из реестра

При удалении МКД из реестра лицензий у управляющей компании появляется обязанность на должном уровне выполнять требования по обслуживанию дома, предоставлению сервиса, осуществлению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с условиями, установленными на законодательном уровне России. Подобные требования зафиксированы в части 3-й статьи 200 ЖК РФ. Таким образом, управляющая компания обязана надлежащим образом выполнять работу по руководству МКД до момента образования обязательств в соответствии с:

  • договором управления МКД в том случае, если УК призвана общим собранием собственников или отобрана по итогам организованного органом местного самоуправления конкурса;
  • соглашением по ведению хозяйства МКД, заключенным компанией с ТСЖ, ЖК и ЖСК;
  • договором предоставления услуг, осуществлением ремонтных работ общего имущества в МКД, договором РСО, зафиксированным в части 1-й и 2-й статьи 164 ЖК РФ.

В ситуации формирования в МКД жилищного объединения управляющая компания должна выполнять функции по обслуживанию здания до фактической государственной регистрации ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Обязанность руководить домом до момента решения его дальнейшей судьбы появляется у хозяйствующей организации только в том случае, если произойдет удаление информации о жилом здании из реестра лицензий на управление МКД и строение не появится при внесении корректировок в эту базу.

Какая предусмотрена ответственность за управление МКД без лицензии

В КоАП РФ уже закреплена норма, которая устанавливает ответственность за ведение ИП без лицензии, когда такое разрешение обязательно на основании статьи 14.1.

Но на законодательном уровне также введено и положение, которое имеет непосредственное отношение к безлицензионной деятельности по руководству МКД согласно статье 14.1.3 КоАП РФ. Аргументировать это можно тем, что руководство домом обладает высоким социальным значением, а следственно, и повышенным уровнем ответственности компаний и ИП. Таким образом, штрафные санкции по статье 14.1.3 КоАП РФ значительно серьезней.

Когда УК реализует действия по управлению МКД с невыполнением лицензионных условий, она может быть привлечена к административному виду ответственности в соответствии с частью 2-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Если обратить внимание на список таких требований, зафиксированный в статье 193 ЖК РФ, то можно вычислить то, что штрафные санкции по части 2-й статьи 7.23.3 КоАП РФ будут применены лишь в двух ситуациях.

  1. При отсутствии у директора управляющей компании квалификационного документа или при условии, когда он был признан недействительным.
  2. При наличии у директора УК непогашенной судимости за преступные деяния в экономической отрасли, а также за тяжкие уголовные преступления.

Иные условия лицензии вряд ли формируют рассматриваемое правонарушение. Например, требование о том, что обслуживающая компания должна быть зарегистрирована как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в России. Данный вопрос проверяется еще на стадии выдачи первичного разрешения на обслуживание дома.

Еще одно условие для получения возможности вести такую деятельность — за прошедшие 3 года претендент не должен иметь аннулированных лицензий на управление МКД в федеральном реестре. Если же таковое имело место, то право на работу заканчивается в тот день, когда вводится соответствующая информация в реестр согласно Жилищному кодексу РФ. В связи с этим управление домом в той ситуации, когда срок действия разрешения истек, необходимо рассматривать как другое нарушение законодательства — ведение предпринимательской деятельности по руководству МКД без лицензии, т. е. зафиксированное в части 1-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Последнее лицензионное условие — выполнение организацией требований по раскрытию информации, прописанных в части 10-й статьи 161 ЖК РФ. Отдельной статьей 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за игнорирование положений по обнародованию сведений управляющей компании.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что организация, обладающая рабочим разрешением, не подвергается наказанию за руководство каким-то определенным домом, информация о котором была удалена из реестра лицензий на управление МКД согласно части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса РФ, несмотря на то, что этот факт можно расценивать как основание для остановки деятельности компании по обслуживанию этого здания.

Также следует сказать о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по статье 14.1.3 КоАП РФ как юрлицо.