Несостоятельность банкротство регионов

Содержание:

Омская область вошла в ТОП-5 регионов РФ по плотности банкротства

Омская область вошла в пятерку регионов России по плотности банкротства.

Речь идет о физических лицах и индивидуальных предпринимателях. Так, по данным Объединенного кредитного бюро на 31 марта текущего года, Омский регион расположился на 4 строчке в списке по количеству банкротов. В первом квартале 2018 года в Омской области зарегистрирован 261 банкрот. Отмечается, что по отношению к аналогичному периоду 2017 года этот показатель увеличился на 56%.

Количество обанкротившихся физлиц и ИП-шников на 100 тысяч населения в нашем регионе составило 71. Это 4-ый показатель по стране. Больше — только в Республике Калмыкии, Рязанской и Вологодской областях.

В целом по России за январь-март 2018 года число несостоятельных граждан выросло в 1,5 раза, а потенциальных банкротов стало на 6% больше. Наибольшее количество банкротов за первые месяцы текущего года зарегистрировано в Московской области, Башкортостане, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.

Долги предприятий-банкротов перед работниками «уступят» властям регионов

Правительственный законопроект, внесенный в Госдуму 15 декабря прошлого года и направленный в профильный комитет нижней палаты парламента, сулит значительные изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в части защиты прав работников и бывших работников должника. Если положения проекта обретут силу закона, право погашать задолженность перед ними будет предоставлено субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Действующая редакция Закона о банкротстве, по мнению Кабмина, требует корректировки для более эффективного удовлетворения прав работников и бывших работников об оплате труда и выплате выходных пособий, возникших до возбуждения производства по делу о банкротстве. Сегодня такие требования отнесены Законом о банкротстве к требованиям второй очереди. А это нередко приводит к ситуации, когда налоговые органы и кредиторы имеют текущие требования в таких объемах, что с кредиторами второй очереди зачастую нечем рассчитываться.

Законопроект № 340620-7 предлагает предоставить право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашать требования работников и бывших работников по договору уступки права требования.

Для реализации данного механизма в Закон о банкротстве предлагается включить новую ст. 601 «Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом». В качестве заявителей для погашения требований кредиторов, в части выплаты выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной собственности, указаны исключительно субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (далее — заявитель).

Заявления о намерении удовлетворить требования к должнику (далее — заявление о намерении) должны направляться в арбитражный суд, арбитражному управляющему, самому должнику отдельно по каждому из видов требований. Заявление о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом в течение 15 рабочих дней.

Требования будут удовлетворяться путем перечисления денежный средств на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса. Срок перечисления денежных средств заявителем не сможет превышать 20 рабочих дней с момента вынесения арбитражным судом соответствующего определения. На эти средства не может быть обращено никакое взыскание по обязательствам должника иным, чем задолженность по зарплате и выходным пособиям.

При подаче заявления о намерении к нему должны быть приложены доказательства перечисления на депозитный счет арбитражного суда денежных средств (не менее 10% суммы долгов по заработной плате). Это своего рода обеспечение штрафа, предусмотренного за полное или частичное неисполнение заявителем обязанности по зачислению требуемых сумм на спецсчет должника. Сумма штрафа в таком случае будет перечислена должнику, а арбитражный суд выносит определение об отказе в признании требований удовлетворенными. Если же средства будут перечислены заявителем в полном объеме, обеспечение будет возвращено заявителю.

По результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. После того как заявитель удовлетворил требования работников (бывших работников), размер и очередность требований к должнику самого заявителя учитываются в реестре требований кредиторов в том же размере и очередности, как и удовлетворенные им требования, то есть они удовлетворяются во вторую очередь — после расчетов по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, но до удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Помимо прочего, законопроект также значительно расширяет права рабочего коллектива в ситуации банкротства работодателя. Так, в ст. 12 Закона о банкротстве предложено установить право работников выбора на общем собрании своего представителя для участия в собраниях кредиторов. Данный представитель обязан будет информировать работников о ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также представлять интересы трудового коллектива в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

В заключение хотелось бы добавить, что законопроект, конечно, имеет ярко выраженную социальную направленность, и позволит региональным властям оперативно «гасить» очаги социального напряжения в случае банкротств предприятий на «подведомственной» территории. Но смогут ли регионы этим воспользоваться, учитывая известные трудности с наполняемостью своих бюджетов, остается большим вопросом.

Статистика банкротств граждан: процедур стало больше, а денег меньше

Число банкротств физлиц растет, но этот институт все равно пока не оправдывает возложенных на него ожиданий, показывает свежая статистика реестра сведений о банкротстве. В то же время все менее популярной становится реструктуризация долгов гражданина. Почему так происходит, объяснили юристы-практики. Также из статистики видно, кто чаще всего инициирует процедуру потребительского банкротства и какие регионы вышли по ним в лидеры, оставив далеко позади Москву и Санкт-Петербург.

Банкротство физлиц становится популярнее, показывает статистика Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ). За три квартала 2017 года несостоятельными признали порядка 20 600 граждан, что в 14,7 раз больше, чем раньше. Эта цифра, по-видимому, продолжит постепенно расти. Когда банкротить можно было только индивидуальных предпринимателей, процедуру проходили около 1400 человек (данные за первые три квартала 2015 года).

Граждане становятся банкротами чаще, чем компании, сообщил в своем бюллетене ЕФРСБ. В третьем квартале 2017 года зафиксирован максимум: банкротами признано около 7400 человек. На этом фоне число фирм, которые объявляются несостоятельными, остается стабильным. Из квартала в квартал это от 3000 до 3500 предприятий. В то же время процедурами пользуется все больше граждан.

«Институт потребительского банкротства, изначально задуманный для людей, только сейчас начинает работать: растет число дел, в том числе по заявлениям должников, – резюмирует руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. – Это показывает инертность правоприменителя».

Популярность института растет, потому что вокруг него есть определенная рекламная шумиха, а судебная практика уже успела сложиться, считает руководитель практики сопровождения банкротств Alliance Legal CG Алина Пальцева: «Например, человек, который не в состоянии расплатиться по кредиту, может узнать, что его сосед уже прошел через банкротство, или прочитать объявление на столбе «Избавляем от долгов». Кроме того, Пальцева объясняет рост числа банкротств известной практикой личного поручительства предпринимателей по долгам своих компаний. Если бизнес идет ко дну, его бенефициарам приходится отвечать по большим кредитам и прочим обязательствам. В этом случае процедура банкротства гражданина поможет им «стряхнуть» старые долги. «Банкротство этого сегмента, скорее всего, в ближайшее время пойдет на убыль, потому что доля таких должников среди населения не так велика», – отмечает Пальцева.

В то же время потенциальных банкротов гораздо больше, чем заявлений в судах. Их могло бы быть в разы и десятки раз больше. Признакам банкрота отвечают 400 000–600 000 человек – так ЦБ и Национальное бюро кредитных историй оценивали ситуацию осенью 2015 года, когда закон о потребительском банкротстве вступил в силу. Чтобы он заработал машстабнее, нужна система правовой помощи малоимущим, считает Олевинский. Например, недавно обсуждалось, что МФЦ могут помочь собрать нужные бумаги и подать заявление о банкротстве (подробнее см. «Власти упростят процедуру банкротства для физлиц»). Но проблему нужно решать комплексно, потому что обычным людям сложно разобраться в процедуре несостоятельности и провести ее самостоятельно, полагает Олевинский.

В то время, как растет число банкротств физлиц, уменьшается число реабилитационных мер, показала статистика ЕФРСБ. Это означает, что суды все чаще принимают решение признать гражданина банкротом и реализовать его имущество за долги и все реже – утверждают план реструктуризации долгов. За три квартала 2017 года реабилитационные процедуры применяли в 22% случаев, в том же периоде предыдущего года – 31%.

Читайте так же:  Нужно ли платить налог на землю при усн

Такая статистика может показывать, что сначала процедурой пользовались более состоятельные граждане, чтобы упорядочить свои долги и взаимоотношения с кредиторами. Но когда она стала более популярной и «пошла в народ» – увеличилась доля банкротов, доходы которых не позволяют реструктуризировать долг. Его легче списать, а имущество продать – если у человека вообще есть, что продавать.

столько банкротств физлиц возбуждается по заявлению самих должников

По данным ЕФРСБ, 70–80% должников ничего не платят кредиторам, а инвентаризация не выявила у них никакого имущества, с помощью которого можно было бы погасить долги. В таких условиях закономерно, что реабилитационных процедур мало, подтверждает Пальцева. По ее словам, даже если у должника есть имущество – кредиторы хотят погашения долга как можно скорее, что невозможно при реструктуризации. Как показала практика, в большинстве случаев реструктуризация нецелесообразна, подытоживает Пальцева.

Авторы бюллетеня приводят и региональную статистику за весь период действия института несостоятельности физлиц. В среднем на 100 000 человек в России приходится 28 банкротов. Наибольшее относительное число банкротов по итогам двух лет оказалось в Вологодской (102), Рязанской (64), Новосибирской областях (50) и Мордовии (тоже 50 человек). В Москве и Санкт-Петербурге цифры приближены к среднестатистическим: 25 и 27 человек (это 40-е и 35-е место в списке регионов). Московская область поднялась до 23-й позиции: там на 100 000 человек приходится 31 банкрот.

Чаще всего процедуру несостоятельности инициируют сами должники (в 87% случаев). Статистика неудивительна, учитывая, что почти все эти люди ничего не заплатят по долгам и хотят лишь от них освободиться. По инициативе кредиторов запущено лишь 13% производств, из них 1% – по заявлению налоговых органов.

Т. М. Леткина. Оценка финансового состояния в системе банкротства предприятий регионов Приволжского федерального округа

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ЛЕТКИНА Татьяна Михайловна, соискатель кафедры экономического анализа и учета Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: банкротство; рыночная экономика; финансовое состояние; несостоятельность; неплатежеспособность; ликвидность; кредитор; арбитражное управление

Банкротство — один из основных элементов механизма развитой и эффективно функционирующей рыночной экономики. Это один из наиболее действенных механизмов в системе поддержания эффективности общественного воспроизводства. Современная экономическая ситуация предполагает внедрение новых форм хозяй ственной деятельности предприятий, поэтому система банкротства может рассматриваться как один из наиболее эффективных путей финансового оздоровления российских предприятий. Однако управление предприятием в условиях кризиса — пред мет заботы не только его руководителей и собственников, но и множества взаимодейст вующих с ним предприятий и организаций, в том числе коммерческих банков и инвесторов. Поэтому процедура банкротства предполагает не только ликвидацию неплатежеспо собного предприятия, но и возможность его восстановления и финансового оздоровления 1 .

Нельзя не согласиться с мнением конкурсных управляющих, что банкротство — это обратная сторона медали успешного предпринимательства, объективный процесс при рыночной экономике и за частую единственный способ начать все сначала, освободившись от непосильного груза долгов. Однако можно с уверенностью утверждать, что каждый руководитель против банкротства, так как финансовые и моральные потери собственников, учредителей и работников предприятия при этой проце дуре очень велики и болезненны 2 .

Отношения несостоятельности (банкротства) ре гулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. ¹ 127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)». Закон определяет понятие несостоятельности (банкротства), устанавливает признаки и основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок осуществления реорганизационных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника и особенности банкротства отдельных категорий должников. Кроме того, этот закон является комплексным актом, т. е. он содержит нормы материального и процессу ального права, регулирует порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде.

Закон, по нашему мнению, призван способствовать решению трех задач. Во-первых, он должен быть нацелен на оздоровление экономики путем избавления от неэффективных предприятий. Во-вторых, закон должен защищать интересы кредиторов. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране является многоплановой задачей, требующей осуществления ряда законодательных мер, в том числе и совершенствования законодательства о банкротстве. В-третьих, закон должен способ ствовать восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных, потенциально перспективных 3 .

Говоря о неспособности должника надлежащим образом и в срок выполнить свои обязательства перед кредитором, важно выделить неплатежеспособность, несостоятельность и банкротство.

Неплатежеспособность есть неспособность должника расплатиться с кредитором, произвести обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Однако такое положение должника еще нельзя квалифицировать как несостоятельность, т. е. абсолютную неплатежеспособность. Для этого необходимо ее официальное признание судом. В отличие от абсолютной неплатежеспособности (несостоятельности) относительная или практическая неплатежеспособность может быть вызвана временным отсутствием или нехваткой наличных средств, необходимых должнику в момент наступления срока платежа. При этом преодоление временных трудностей исключает возмож ность признания должника несостоятельным.

В основе определения понятия несостоятельности (банкротства) лежат, во-первых, неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, во-вторых, неспособность должника в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, в основе признаков банкротства гражданина лежит принцип (критерий) неоплатности, который заключается в неспособности удовлетворить требования кредиторов только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами. Другими словами, здесь налицо ситуация, когда имеет место превышение пассивов над активами должника 4 .

Определение признаков несостоятельности предпри ятия является весьма сложной проблемой. Оценка финансового состояния — это инструмент выявле ния неблагополучной ситуации в экономике организации. Она дает возмож ность не только констатировать улучшение или ухудшение положения организации, но и измерить вероятность ее банкротства. В современных условиях наиболее важным блоком показателей стали показатели финансового состояния предприятия. Именно они являются решающими в принятии управленческих решений. К ним относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, отношения с финансовыми органами, банками, вышестоящими организациями, работниками предприятия по поводу использования собственного и заемного капитала, а также факторы, которые определяют эти отношения. К этой подсистеме относятся также показатели, характеризующие использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платежеспособность предприятия, прибыльность и рентабельность, его финансовую устойчивость 5 .

Важнейшими характеристиками финансового состояния предприятия являются показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Это коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Кредиторов и заимодавцев интересует также стабильность деятельности предприятия в свете долгосрочной перспективы (финансовая устойчивость). Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост этого показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних кредиторов, т. е. о некотором снижении финансовой устойчивости. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности (т. е. вложена в оборотные средства), а какая часть является капитализированной. Высокое значение этого коэффициента свидетельствует о финансовом состоянии предприятия 6 .

Введение новой процедуры банкротства и финансового оздоровления применяется к должнику для восстановления его платежеспо собности и погашения задолженности в соответствии с графиком и вводится на срок до двух месяцев. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения финансового оздоровления и называется административным управляющим. Решение о введении, изменении срока фи нансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд принимается собранием кредиторов. При этом инициирование введения процедуры финансового оздоровления, как указано в ст. 76 за кона, может исходить от должника, его учредителя, собственника либо третьего лица.

По сравнению с ранее действующим законом в новый закон внесены также изменения, касающиеся внешнего управления. Расширен перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, реализуемых в ходе внешнего управления.

Роль государства в регулировании экономических отношений велика. Государственное регулирование в сфере банкротства предприятий должно быть взвешенным, экономически полезным и целесообразным, а главное — сочетаться с интересами кредиторов.

В случае возможности применения процедуры финансового оздоровления необходимо провести диагностическое обследование состояния предприятия. После этого следует разработать методическое, юридическое и нормативное обеспечение процеду ры банкротства. Такая система достаточно универсальна, но может применяться в условиях российской экономики только с учетом особенностей национальной экономической политики в отношении механизмов защиты предприятий и предотвращения их банкротства. Поэтому система банкротства в российских экономических условиях должна прежде всего ориенти роваться на разработку механизмов финансового оздоровления предприятий, т. е. основное внимание целесообразно обратить на успешный выход из состояния явного или скрытого бан кротства путем каких-либо организационных изменений в работе предприятия.

Таким образом, со времени вступления России на путь реформирования экономики в стране фор мируется институт банкротства предприятий как неотъемлемый атрибут рыночной экономики. Постепенно совершенствуется законодательная база, проводится подготовка специалистов по антикризисному управлению. Указанные обстоятельства обусловили необходимость разработки не только законодательной базы процедуры банкротства, но и механизма финансового оздоровления пред приятий. Для разработки подобного механизма необходимо систематизировать, обобщить мировой и отечественный опыт по выходу предприятия из состояния несостоя тельности, а также проанализировать существующие нормативно-методические материа лы о несостоятельности (банкротстве) российских предприятий.

Анализ финансового состояния предприятия, эффективности управления оборотными средствами дает возможность задуматься о том, сможет ли предприятие погасить свои долги и наладить прибыльное производство, а также стоит ли органам государственной власти предоставлять ему финансовую поддержку путем выделения государственных дотаций и кредитов исключительно на возвратной основе?

Читайте так же:  Есть ли скидки на земельный налог для пенсионеров

Оценка показателя сальдо прибыли и убытков предприятий регионов ПФО за 1995—2005 гг. показывает, что практически во всех регионах за период 1995—2005 гг. произошло увеличение объемов этого показателя, исключением стала Республика Марий Эл как явный аутсайдер среди субъектов ПФО на протяжении всего исследуемого периода (табл. 1).

В целом за период 1995—2005 гг. положение республики было стабильно с тенденцией повышения рейтинговой позиции.

Таблицы доступны в полной PDF версии.

Одним из основных направлений реформирования бюджетного процесса является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В республике утвержден порядок разработки, утверждения и реализации республиканских и ведомственных целевых программ, нацеленный в том числе на повышение эффективности предоставления финансовой поддержки предприятиям республики. Это в значительной степени снижает риск банкротства предприятия, а когда оно отнюдь не избежно, то программно-целевые методы управления позволяют максимально оптимизировать его процедуру.

В соответствии с Порядком проведения инвестиционных конкурсов, утвержденным Постановлением Правительства РМ от 7 июля 2006 г. ¹ 296, на конкурс допускаются инвестиционные проекты, направленные на социально-экономическое развитие республики. Одним из главных критериев оценки эффективности инвестиционных проектов является наличие частных соинвесторов и кредиторов, имеющих возможность предоставить средства на финансирование инвестиционного проекта совместно с государством, либо наличие у претендента собственных средств в объеме не менее 20 %.

В целях стимулирования инвестиционного процесса и оптимизации системы государственных расходов следует рассмотреть вопрос о внедрении новых принципов выделения финансовой поддержки предприятиям различных форм собственности. Финансовая поддержка может выделяться в целях софинансирования затрат на реализацию инвестиционных проектов, а также на осуществление иных стратегических задач (помощь госпредприятиям, находящимся в сложных финансовых условиях, налоговое стимулирование отдельных секторов экономики) 9 .

Ослабление на определенном этапе развития страны роли государства как гаранта стабильности развития, нарушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей с потребителями и поставщиками, технологическая отсталость многих производств, неустойчивое финансовое положение большинства предприятий указыва ют на высокий уровень неопределенности и нестабильности, создают угрозу возникновения и развития кризисной ситуации. Большинство предприятий в силу этих причин оказались не в состоянии полноценно использовать свои производственные возможности, сводя свою работу к антикризисной борьбе вместо эффективного функционирования. Преодолением этих негативных тенденций призвано стать оздоровление финансового состояния в системе банкротства предприятий.

1 См.: Краснов М.А. Система банкротства как эффективный способ финансового оздоровления российских предприятий // Стратегическое управление социально-экономическими системами: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 11—12 окт. 2007. Н. Новгород: НИМБ, 2007. С. 365—368.

2 См.: Сырямина Л.В. Банкротство предприятия — один из факторов повышения эффективности экономики // Экономическое развитие современной России: проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Ковылк. тип., 2003. Вып. 3. С. 243.

3 См.: Орешкина Н.В., Грошев В.Р. Роль государства в экономико-правовом механизме предотвращения банкротства предприятий малого бизнеса // Региональные проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 13—14 нояб. 2003 г. / Н.П. Макаркин (отв. ред.), Н.Д. Гуськова (зам. отв. ред.), А.Н. Салмов (зам. отв. ред.) и др. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. С. 135.

4 См.: Столярова М.С. К вопросу о банкротстве предприятий // Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе: межвуз. региональный сб. ст. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. Вып. 4. С. 440.

5 См.: Степашкина С.Н., Имяреков С.М. Кооперация и интеграция в деловой активности хозяйствующих субъектов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. С. 129.

7 По материалам стат. сб. «Регионы России».

9 Порядок проведения инвестиционных конкурсов, утвержденный Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. ¹ 296 // Изв. Мордовии. 2006. 21 сент.

Регионы банкроты: особенности развития, комментарии аналитиков

Банкротство регионов предполагает невыполнение денежных обязательств в поставленные сроки в достаточном объёме. Это также касается долгов по облигациям. Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности здесь. На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион. Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.
    Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.
  • Нижний Новгород. Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область. Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает риск банкротства.
  • Брянская область. Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область. Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.
    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования — это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.

Особенности кризисного положения регионов-банкротов

Проблема имеет несколько граней:

  • Сложное экономическое положение в крае, которое обусловило необходимость во внешних заимствованиях.
  • Особенности финансового управления в определённой области.

Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

  1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
  2. Укрепление финансовой базы края;
  3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

  • Изменения в системе управления;
  • Перемены в управлении территорией страны;
  • Перестройка в области бизнеса.

Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

Комментарии экспертов

Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона — процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства вот тут. У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и признаки несостоятельности регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по государственному антикризисному регулированию, снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. Меры предупреждения банкротства изложены в прошлой статье.

Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

  • стоимость нефтяного ресурса;
  • приток зарубежного капитала;
  • кредитование потребителей;
  • повышение внутреннего совместного спроса.

На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

Что происходит после признания несостоятельности?

При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

  • Невозможность финансирования масштабных инвестиционных проектов и замыслов.
  • Невозможность прибегнуть к помощи долговой отрасли для обеспечения финансирования.

Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

Читайте так же:  Прогрессивный земельный налог

Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

  1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
  2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

Последствия банкротства

После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

  • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
  • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
  • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
  • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
  • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
  • Уменьшение или задержка зарплат.
  • Потеря инвестиционного потенциала области.
  • Смена местного административного состава.

Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.

Регионы банкроты: особенности развития, комментарии аналитиков

Банкротство регионов предполагает невыполнение денежных обязательств в поставленные сроки в достаточном объёме. Это также касается долгов по облигациям. Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности здесь. На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион. Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.
    Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.
  • Нижний Новгород. Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область. Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает риск банкротства.
  • Брянская область. Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область. Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.
    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования — это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.

Особенности кризисного положения регионов-банкротов

Проблема имеет несколько граней:

  • Сложное экономическое положение в крае, которое обусловило необходимость во внешних заимствованиях.
  • Особенности финансового управления в определённой области.

Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

  1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
  2. Укрепление финансовой базы края;
  3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

  • Изменения в системе управления;
  • Перемены в управлении территорией страны;
  • Перестройка в области бизнеса.

Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

Комментарии экспертов

Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона — процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства вот тут. У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и признаки несостоятельности регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по государственному антикризисному регулированию, снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. Меры предупреждения банкротства изложены в прошлой статье.

Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

  • стоимость нефтяного ресурса;
  • приток зарубежного капитала;
  • кредитование потребителей;
  • повышение внутреннего совместного спроса.

На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

Что происходит после признания несостоятельности?

При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

  • Невозможность финансирования масштабных инвестиционных проектов и замыслов.
  • Невозможность прибегнуть к помощи долговой отрасли для обеспечения финансирования.

Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

  1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
  2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

Последствия банкротства

После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

  • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
  • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
  • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
  • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
  • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
  • Уменьшение или задержка зарплат.
  • Потеря инвестиционного потенциала области.
  • Смена местного административного состава.

Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.