Непрерывный стаж 25 лет льготы

Расчёт льготного стажа для досрочной пенсии

Работникам, которые имеют стаж работы на вредных и тяжелых условиях производства, а также в районах Крайнего Севера, назначается досрочная пенсия. Как суммируется льготный стаж, если человек в течение жизни менял профессию, место работы и жительства?

Вопросов при определении права на льготную пенсию возникает немало, особенно когда специальный стаж «смешанный» или же не выработан полностью ни по одному основанию.

Требования по специальному стажу

Правительством закреплен список производств и профессий, которые дают право на льготы. Но они во многом устарели, законодательство постоянно изменяется и не все предприятия подают сведения в ПФР о своих работниках.

Основные проблемы возникают, когда человек не может подтвердить имеющийся специальный стаж документами, и в случае, когда трудно определить: есть право на пенсию или нет.

Условия назначения пенсий при работе во вредных и тяжелых условиях не меняются с 1956 года, когда они впервые были установлены.

По Списку №1:

  • до десяти лет снижения возраста;
  • наличие специального стажа от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин);
  • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 15 лет (женщины) и 20 лет (мужчины).

По списку №2:

  • до пяти лет снижения о возраста;
  • наличие льготного стажа от 10 лет (для женщин) до 12,5 лет (для мужчин);
  • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).

По «Северу»:

  • до пяти лет снижения о возраста;
  • наличие льготного стажа 15 календарных лет в районах КС или 20 лет в МПКС;
  • количество страхового (ранее общего трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).

Кроме названных, законом установлены так называемые «малые списки», которые предусматривают досрочную пенсию для представителей отдельных профессий: геологов, железнодорожников, водителей пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах — всего их около полутора десятков. Требования для них разные, но все они снижают пенсионный возраст на 5 лет.

По Спискам №1 и №2 допускается пропорциональное снижение возраста, если отработано не меньше половины требующегося стажа. В первом случае, 1 год за год работы, во втором случае — 1 год снижения за 2,6 года работы для мужчин, и за 2 года для женщин. Для «Севера» также предусматривается 4 месяца снижения за каждый отработанный год.

Для выхода на пенсию по «малым спискам» — нужно иметь полный требуемый стаж.

По каким правилам учитывается льготный стаж?

Достаточно часто встречаются ситуации, когда у человека не имеется полного требуемого стажа для досрочной пенсии, но в то же время он работал в особых условиях по нескольким основаниям. Например, он жил и трудился 6 лет на Севере, а после выезда — еще 10 лет водил БелАЗ на угольном карьере.

«Северные» права он не приобрел, так как для этого требуется 15 лет; водители грузового транспорта на вывозке руды также уходят на пенсию досрочно, лишь отработав полные 15 лет.

В подобных случаях допускается суммирование льготного стажа, но по особым правилам. Соблюдается принцип: к работе, дающей право на выход по менее льготным условиям, может быть прибавлен период работы с такими же условиями или дающий большие преимущества.

Так, например, по Списку №2 — снижение составляет 5 лет, а по Списку №1 — 10 лет. Для получения права на льготу по 2-му списку в специальный стаж включаются периоды по 1-му списку; обратный вариант — не допускается.

Какие же виды льготного стажа могут быть объединены для приобретения права?

К работе по Списку №1, а это «подземные», вредные (химическое производство) и горячие (металлургия) условия труда, приравнивается только деятельность по ликвидации последствий чернобыльской аварии.

К работе по Списку №2 (тяжелые условия труда) — прибавляется работа по 1-му списку. Кроме того, в него могут быть включены периоды работы на ж/транспорте, водителем грузовика на вывозе руды из карьеров, сезонные работы на лесосплаве, плавсоставе, в геологоразведочных экспедициях, на рыбном промысле.

Перечисленные виды будут учтены только, если при суммировании набирается полный требуемый стаж — 12,6 лет.

К «северному» стажу— приплюсовываются Списки №1 и №2 и практически все «малые» списки» дающие снижение по возрасту на 5 лет. Здесь нужно обратить внимание на то, что «Север» не только дает возможность выйти на пенсию досрочно, но и влияет на ее размер. При наличии справки о зарплате с повышенным коэффициентом (хотя бы за один месяц) — размер будет выше. Кроме того, «северная» льгота рассчитывается пропорционально отработанному стажу, если отработано 7,5 и более лет.

Возвращаясь к примеру с водителем БелАЗа, можно сделать вывод о том, что к имеющемуся «Северному» периоду может быть прибавлена работа водителем («малые списки») и в результате приобретается право на снижение возраста на пять лет.

Какая пенсия выгоднее при «смешанном» стаже?

Нередко бывает, что у человека имеется разный льготный стаж, в том числе его достаточно для того, чтобы уйти на досрочную пенсию по нескольким основаниям. Например, мужчина выработал 10 лет в подземных условиях и имеет право на пенсию по Списку №1 в 50 лет. Но также в трудовой книжке отмечено 5 лет на Севере. По исполнении 55 лет, он вправе обратиться с заявлением о переводе его на пенсию по «северному» основанию. Эта работа суммируется. Тогда расчет будет сделан с применением «северного» коэффициента.

Возможность использовать заработок в повышенном размере была введена в закон с 1 января 2002 года. Поэтому, если он обращается за назначением уже в «обычной» местности, но на указанную дату проживал на Севере — льгота применяется независимо от его возраста. Другими словами, сначала он использует льготу по возрасту, а затем — возможность увеличить размер пенсии.

Важно! Если у вас имеется различный льготный стаж и разные основания для выхода на досрочную пенсию, необходимо получить консультацию у специалистов Пенсионного фонда. Законом допускаются разные варианты определения как льготы по возрасту, так и размера пенсии. Они зависят от периода работы, времени и местности, где она протекала. Условие непрерывности для этого не требуется.

Кто может уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста? Что такое списки профессий, а также как подтвердить свой особый трудовой стаж?

В расчёте трудового стажа учитывается не только рабочее время, но и другие периоды жизни. Читайте подробности.

Читайте далее: Что такое медико-социальная экспертиза, каким будет размер трудовой пенсии по инвалидности и какова процедура ее оформления?

Рост потребительских цен и пересчет пенсий. Каких пенсий коснулась индексация 2015, а также что ожидает пенсионеров в будущем — подробнее читайте тут!

Трудовой стаж для присвоения звания “Ветеран труда”

Мы начинаем зарабатывать на хлеб насущный в довольно молодом возрасте.

Одни идут на производство сразу, едва окончив образовательную школу.

Другие, получив дополнительное образование и освоив определенную специальность, начинают свою производственную деятельность.

К моменту, когда мы получаем право выйти на пенсию, за плечами имеем значительный стаж работы.

Порой люди отдают предприятию, куда пришли впервые, вступив во взрослую, самостоятельную жизнь все свои трудовые годы и добросовестно работают с молодости до момента пока уйдут на пенсию.

У людей, отработавших всю жизнь, возникают вопросы о том, кто может оформить звание ” Ветеран труда”, преимущества ветеранов по сравнению с другими пенсионерами.

Вернемся немного назад в историю.

Для поощрения заслуг в труде, почетным званием ветерана стали отмечать добросовестных работников еще во времена Советского Союза, когда устраивали социалистические соревнования, в различных сферах производства выполняли и перевыполняли пятилетние планы, намеченные на съездах партии.

Медали «Ветеран труда» появились в 1974 году.

Получение их было значимым событием как для самого награждаемого, так и всего коллектива.

Награждались ответственные, добросовестные работники, не имевшие за время трудовой деятельности дисциплинарных взысканий, отработавшие в организации – 25 или 20 лет (мужчины, и соответственно, как и для пенсии, женщинам достаточно на 5 лет меньше трудового стажа).

Работник, отмеченный медалью, автоматически получал соответствующее звание, считавшееся почетной наградой за многолетний труд.

Выйдя на пенсию, ветераны получали определенные льготы и различные компенсации.

С принятием нового закона «О ветеранах» в 1994 году, было внесено уточнение о том, что для получения звания обязательно, чтобы работники, кроме трудового стажа были отмечены в процессе своей трудовой деятельности наградами, предусмотренными в СССР или в последующем, после его развала РФ (орденами, медалями), имеющие особые знаки отличия.

Также стать признанным ветераном труда стало возможным, если работник награждался ведомственными грамотами и дипломами в определенной сфере деятельности.

Подписанным в 1995 году Указом «О присвоении звания ветерана труда» был более четко конкретизирован круг лиц, какие имели право на обладание почетным званием.

После выхода Указа, получить ветеранское звание стало возможным, лишь доработав до возраста, дающего право выйти на пенсию – 60 или 55 лет в зависимости от половой принадлежности, причем, трудовая деятельность должна была подтверждаться наличием рабочего стажа, соответственно:

  • для мужчин – в течение 25 лет;
  • для женщин минимально 20 лет.

Правительство в 2005 году, приняло новый закон № 122 -ФЗ.

Нормы этого законодательного акта передали полномочия долгое время отработавших граждан признавать ветеранами, региональным органам управления.

Каждый регион России отдельно в зависимости от его ресурсов и сегодня определяет положенные льготы и компенсации признанным ветеранам, также как может разрабатывать список требований, предъявляемых для возможности получить почетное звание.

Требования к гражданам, претендующим получить звание ветерана за долгосрочный труд

Род деятельности и отрасль, в какой человек трудится, размер заработной платы для того, чтобы претендовать на получение льгот ветеранов не имеет значения.

Читайте так же:  Иск об определении долей на оплату коммунальных услуг

Главное – наличие определенного стажа работы в зависимости от региона проживания.

Только отработать установленные правовыми актами годы не достаточно для получения статуса ветерана.

Например, за свою деятельность, имея стаж даже 25 лет, если человек поменял 10 организаций, причем увольняли его по инициативе руководства за те или иные дисциплинарные нарушения, разумеется, что речи быть не может о присвоении ветеранского звания.

Отмеченные за многолетнюю добросовестную работу наградами, за свои достижения и заслуги грамотами, дипломами, прочими отличительными знаками, имея достаточный стаж, могут претендовать на получение почетного звания.

Основные требования, позволяющие стать «Ветераном труда» обозначены в Федеральном законе № 5 – ФЗ.

  1. Прежде всего, – необходим стаж работы, дающий право оформить пенсию в зависимости от рода деятельности по старости или за выслугу лет.
  2. Кроме наград за труд должны быть соответствующие документы о награждении конкретного лица за определенные трудовые заслуги.
  3. Если граждане начали работать фактически еще детьми во время войны 1941 – 1945 г.г., причем на территории бывших союзных республик, входящих в состав СССР, не оккупированной вражескими войсками, в общей сложности отработав – 40 или 35 лет (в зависимости от того, мужчина или женщина), даже не имея наград, признаются ветеранами.

Людей таких остается с каждым годом все меньше за давностью событий и преклонными годами.

Сколько лет достаточно отработать мужчинам и женщинам, чтобы получить звания ветерана

Более 10 лет назад (в январе 2006 г.), с введением в закон «О ветеранах» дополнительного четвертого пункта в ст. 7, на основании изменений, принятых ФЗ № 163 от 19.12. 2005 г., определен порядок, в каком присваивается звание «Ветерана труда», регулируемый в регионах страны.

Субъектами России принимаются законодательные акты, действующие на конкретной территории.

Это позволяет регионам расширить число лиц, какие могут претендовать на звание ветерана, либо напротив, ужесточить предъявляемые требования, кроме того ввести дополнительные льготы, денежные компенсации, людям, добросовестно отработавшим на благо региона.

Начиная с 2006 года определение количества отработанных лет для того, чтобы получить ветеранское звание стало прерогативой региональных органов власти.

Разрабатываемые в регионах требования о продолжительности стажа, минимально необходимого для признания статуса «Ветерана труда», должны учитывать, что, никто не отменял нормы, принятые п.2 ст. 7 ФЗ № 5 (1995 г., с последующими изменениями и дополнениями):

  • граждане должны иметь государственные или ведомственные награды, при этом нужно отработать женщинам 20 лет, мужчинам -25 лет;
  • если женщины проработали 35 лет, мужчины – 40 лет этого достаточно, даже без всяких наград, когда речь идет о детях войны, начавшим свою трудовую деятельность в 1941- 1945 годах.

Законом, принятым 29 декабря 2015 года № 388 – ФЗ, даны уточнения по поводу вызывающего споры применения понятия трудового стажа.

Сегодня в связи с пенсионной реформой для назначения пенсии учитывается страховой стаж.

Термин «трудовой стаж» потерял свою актуальность.

С внесенными изменениями в закон «О ветеранах труда», в новой редакции получить звание ветерана за труд могут люди, имеющие трудовой или страховой стаж, который учитывается при назначении пенсии:

  • минимум 25 лет для мужчин;
  • страховой стаж женщины должен составить минимально 20 лет,

или имеющих право оформить пенсионные выплаты по выслуге лет.

Пенсионная реформа 2015 года, используя для назначения пенсии необходимый минимальный страховой стаж, то есть количество лет, когда из заработной платы работающего шли страховые отчисления, уравнивает права мужчины и женщины.

В 2016 году достаточно было иметь 7 лет страхового стажа и по достижению пенсионного возраста, как мужчина, так и женщина могли оформить пенсию.

Уже в 2017 году этот срок увеличивается до 8 лет.

Постепенно до 2024 года реформа предусматривает наличие необходимого страхового стажа минимум 15 лет.

Причём как мы уже отметили, законодатель не делает разграничений между мужчинами и женщинами, выравнивая их в правах получения страховой пенсии, в отличие от ранее предъявляемых требований к трудовому стажу у мужчин на пять лет больше, чем у женщин.

Нужно понимать, что это не значит, что для оформления ветеранского статуса в 2016 года достаточно, чтобы человек отработал всего семь лет, а в 2017 году – восемь лет.

Определением Верховного суда от 5 августа 2015 года за № 46-АПГ15-13 было дано разъяснение по поводу требований, предъявляемых к минимальному стажу, необходимому для шансов претендовать на звание «Ветерана труда» и дано уточнение, что они определяются конкретно в регионах.

Так, например, может быть добавлено еще одно условие для получения статуса «Ветерана труда» – минимально 15 лет работы в соответствующей сфере или отрасли.

Необходимость наличия минимального стажа для получения «Ветерана труда» в различных регионах РФ

Одним из условий для возможности получения почетного звания «Ветеран труда» является тот факт, что человек должен отработать определённое количество лет в одной отрасли (регионе).

Причем наличие стажа должно быть подтверждено документально записями в трудовой книжке, или в случае ее утраты, на основании показаний свидетелей и документов о приеме на работу с организаций, где человек работал, восстановленного количества лет работы в том или ином учреждении по решению суда.

С введением закона, дающего право в регионах определять порядок оформления звания, необходимые требования для его получения, также предоставляемых льгот, позволяет местным органам в зависимости от развития региона улучшить, расширить возможности для того, чтобы стать «Ветераном труда».

Требования могут существенно отличаться.

Например, в отдельных регионах изменён перечень лиц, имеющих право претендовать на получение звания.

В Ленинградской и Курганской области достаточно 15 лет работы в регионе для того, чтобы иметь возможность оформить статус «Ветерана труда».

Также могут отличаться и требования к исчислению стажа, достаточного для того, чтобы получить почетное звание.

Для жительниц Курганской области, имеющих знак отличия «Материнская слава», при подсчете стажа будет учтено время, когда женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком, если до ухода в декрет и после него продолжала работать на одном предприятии.

Отдельные регионы наряду вместе со званием «Ветерана труда» предусматривают возможность за трудовые заслуги перед областью ввести аналогичная звания, касающиеся непосредственно региона.

Так, в Ленинградской области возможно получение звания «Ветеран Ленинградской области».

Требования по количеству лет необходимого стажа для его получения снижается до 30 лет для женщины и 35 лет для мужчин.

Здесь нужно учесть, что главным условием является непрерывная работа на территории самой области.

Также определяются льготы предоставляемые ветеранам труда области, что дает возможность значительно сэкономить, поскольку, например, ветеранам, имеющим звания по региону, выплачиваются только дополнительные денежные средства к пенсии, других льгот они не получают.

Наиболее выгодные условия для получения почетного звания остались в Москве и области.

Проживающие и работающие в Курской области получают право оформить звание, не имея никаких ограничений по минимальному стажу работы.

При наличии страхового стажа, дающего право для выхода на пенсию по возрасту или оформив получение пенсионных выплат по выслуге лет, имея награды за добросовестный труд, оговоренные в ФЗ № 5 дают право на получение ветеранского звания.

Во многих регионах РФ установлен необходимый минимум количества отработанных лет, для женщин 20 лет, для мужчин – 25 лет.

Эти условия приняты:

  • в столице России (Москве);
  • в Рязани, Самаре и областях;
  • в Алтайском и Красноярском крае;
  • в Татарстане;
  • и других субъектах РФ.

Существует значительная разница и в получении льгот.

Некоторые регионы добавляют условием для получения различных компенсаций и льгот обязательное проживание гражданина, получившего звание «Ветерана труда» на территории области.

Предоставляемые льготы также могут значительно отличаться.

Это может быть: доплата к пенсии, снижение стоимости коммунальных услуг, компенсация оплаты телефонной связи, затрат на общее лечение и протезирование зубов, санаторного отдыха и прочие.

Изменения в законодательстве относительно необходимого стажа для возможности получить звания ветерана за трудовые заслуги

Основные изменения в закон были внесены в июле 2016 года. Это было обосновано введением Пенсионной реформы с 2015 года, и потерей актуальности понятия о трудовом стаже.

Для назначения выплат пенсий по возрасту и за выслугу лет берется к учету страховой стаж.

Также для признания ветераном будут учитываться именно годы работы, когда человек делал страховые отчисления.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

По мнению большинства юристов, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия. Причем эти последствия могут быть учтены в различных отраслях российского права. Существует стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, стаж для получения процентной надбавки к заработной плате, стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, стаж работы по юридической профессии для занятия должности судьи и т.д.

Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа:

1. Страховой стаж:
а) общий страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

2. Трудовой стаж:
а) общий;

б) специальный (выслуга лет);

3. Непрерывный.
Правовые последствия каждого из указанных видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Непрерывный трудовой стаж — это учитываемая при определении размера пособия по временной нетрудоспособности продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя либо работы у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков.

Данный вид стажа учитывается при определении размера пособий по временной нетрудоспособности от общего заболевания (100, 80 или 60 % от заработка работника в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа)и до настоящего времени регулируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (далее — Правила).

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Однако, на наш взгляд, данная норма противоречит Конституции РФ и по смыслу определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 не может применяться как необоснованно ущемляющая права работников в зависимости от причины увольнения. Тем не менее, Фонд социального страхования РФ может продолжать настаивать на применении указанной нормы, так как Конституционный Суд РФ не упоминает ее в своем определении.

Читайте так же:  Претензия к застройщику по качеству квартиры образец

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на другую работу:

лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

в Российской Федерации (СССР, РСФСР) после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации (СССР, РСФСР) за границей или в международных организациях;

в Российской Федерации (СССР) граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация (СССР) заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Российскую Федерацию (СССР).

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при поступлении на работу:

лиц, высвобождаемых c предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;

после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности;

после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом IV классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

При расторжении трудового договора беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу:

после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

1. Совершение работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. 5–10 ст. 81 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания.

2. Непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 указанное нормативное положение, содержащееся в подп. «и» п. 7 Правил и абз. 2 п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, препятствовало свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшало размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности.

Оспариваемое нормативное положение, введенное постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117, в условиях социалистической системы хозяйствования было призвано способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Перечень причин, признаваемых уважительными при увольнении по собственному желанию, был определен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 12-21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 “О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».

Сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных ч. 1ст. 37 Конституции РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

Оспариваемое нормативное положение также не согласуется с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставилось в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение указанного положения не только наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Тем самым нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, с 4 марта 2004 г. повторное в течение года увольнение по собственному желанию без уважительных причин больше не влечет за собой автоматического прерывания непрерывного стажа. Кадровым службам необходимо незамедлительно перепроверить и заново рассчитать продолжительность непрерывного трудового стажа всех работников с учетом указанного определения Конституционного Суда РФ.

В непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:

служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах;

время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе.

Не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него:

время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

время пребывания за границей членов семей рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

Читайте так же:  Страховка осаго расширенная что это

межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда на новое место жительства.

Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается работодателем в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время Правил подтверждается решениями Верховного Суда РФ от 15, 20 августа 2002 г.

Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 г., то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства РФ, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.

В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только Правилами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (СССР, РСФСР).

Так, в соответствии с п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР И Коми АССР», непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывают непрерывного трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж не засчитываются.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.

В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени переезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.

Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет непрерывный трудовой стаж сохраняется.

Статья 16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.

Согласно пп. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и до поступления на работу.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Д.И. Рогачев, канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА