Натуральные пособия

Пособия в натуральной форме

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Пособия в натуральной форме» в других словарях:

ПОСОБИЯ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ — (benefits in kind) Обеспечение за государственный счет товарами и услугами тех, кто в них нуждается. Этот метод оказания помощи противопоставляется методу выплаты гражданам денежных пособий, достаточных для удовлетворения их потребностей через… … Экономический словарь

ДОХОД В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ — (income in kind) См.: пособия, выплачиваемые в натуральной форме (benefits in kind). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ — (transfers in kind) См.: пособия, выплачиваемые в натуральной форме (benefits in kind). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

Пособия по социальному обеспечению — SOCIAL SECURITY BENEFITS Система государственной поддержки малообеспеченных слоев населения. Государство выплачивает гражданам следующие пособия: пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, детские пособия и др. Пособия могут… … Словарь-справочник по экономике

ВЫПЛАТА ДИРЕКТОРАМ — денежная сумма и пособия в натуральной форме, получаемые директорами. Включает вознаграждение и заработную плату за работу в качестве директора компании, использование имущества компании и определенные, предусмотренные сметой расходы … Большой экономический словарь

ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ, КОНЕЧНОЕ — потребление услуг домашними хозяйствами, государственными и негосударственными некоммерческими (общественными) организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Отражается в счете использования доходов системы национальных счетов (СНС). В… … Большой экономический словарь

КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ — потребление услуг домашними хозяйствами, государственными и негосударственными некоммерческими организациями (общественными) организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В счет использования доходов системы национальных счетов включаются… … Словарь терминов по социальной статистике

КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ — потребление услуг домашними хозяйствами, государственными и негосударственными некоммерческими организациями (общественными) организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В счет использования доходов системы национальных счетов включаются… … Социальная статистика. Словарь

Личные расходы — (Personal expenses) Личные расходы это ежемесячный индекс, отражающий изменения расходования средств для удовлетворения личных потребностей Личные потребительские расходы, учет, оптимизация и контроль личных расходов, планирование расходов… … Энциклопедия инвестора

Макроэкономическая статистика — (Macroeconomic statistics) Понятие макроэкономической статистики, виды статистических показателей Информация о понятии макроэкономической статистики, виды статистических показателей Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Работа с натуральными наглядными пособиями

В начальных классах на уроках природоведения учителя широко применяют натуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, принесенные с экскурсии, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т. п.). Эти пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы на уроках природоведения, работа с. ними увлекает школьников и помогает в приобретении знаний.

Во II классе после экскурсии в лес (осенью, зимой, весной) учитель обычно проводит предметные уроки. Собранные природные материалы наряду с другими наглядными пособиями помогают учителю правильно построить занятия по изучению природы и дать учащимся конкретные знания о ней.

После осенней экскурсии, изучая части растений, дети показывают их на живых травянистых и комнатных растениях; рассматривают плоды и семена дуба, березы, ели и сосны; устанавливают значение плодов и семян, подчеркивают, что они образовались на месте цветков. После зимней экскурсии на

предметном уроке школьники рассматривают веточки лиственных и хвойных растений, устанавливают их особенности, разбирают отличие и сходство ели и сосны между собой.

После весенней экскурсии дети знакомятся с частями раннецветущих травянистых растений, устанавливая причины их раннего цветения; рассматривают цветки ивы (вербы и ивы-бредины), березы, орешника и других деревьев.

В III классе после экскурсии в поле школьники на предметном уроке, рассматривая гербарные экземпляры хлебных растений, знакомятся с колосом, метелкой, початком и после этого отвечают на вопросы учебника. Во II классе при изучении частей растений учитель может принести на урок различные овощные растения (учащиеся по возможности также могут это сделать). Рассматривая в отдельности каждый овощ, учащиеся наглядно представляют, какую часть растения человек употребляет в пищу.

Во время осенней экскурсии второклассники могут собирать различные семена и плоды культурных и дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

На уроках, посвященных полезным ископаемым, третьеклассники выполняют опыты с глиной, песком, гранитом и на конкретных примерах выясняют их свойства по заданиям, данным в учебнике или учителем.

В III классе часть уроков отводится на изучение картин природы в разных зонах России. На этих уроках учитель демонстрирует гербарии растений данной зоны, дети сравнивают их с местными растениями, делают вывод о причинах их различия. Например, сравнивают карликовую березку тундры с березой, растущей в средней полосе России.

При знакомстве с животным миром учитель демонстрирует чучела птиц, зверей, пресмыкающихся (обычно препараты), коллекции насекомых и других животных. Работа с чучелом на уроке способствует созданию конкретных представлений о животном, оживляет урок.

Таким образом, знакомство детей с натуральными пособиями помогает учителю объяснить особенности природы данной местности, а учащимся узнать свойства отдельных объектов природы, выяснить использование тех или других природных богатств в нашей стране.

Вопрос и задания. 1. Какие пособия называют натуральными? 2. Составьте набор натуральных пособий для II и III классов. 3. Составьте задание по использованию на уроке одного из видов натуральных пособий.

Средства обучения. Наглядные пособия.

Средства обучения, применяемые в учебном процессе, включают: наглядные пособия (изобразительные, натуральные, комбинированные), технические средства обучения; учебную литературу (учебники и учебные пособия, справочные материалы, сборники задач и заданий и т. п.). Речь, язык преподавателя, мастера производственного обучения также следует рассматривать как средства обучения. Они, являясь одним из важнейших источников информации, должны иметь также «внутреннюю наглядность», которая достигается содержанием и формой изложения учебного материала.

Читайте так же:  Заявление в минтранс

Все средства обучения должны быть связаны между собой, поскольку функционируют в едином педагогическом процессе. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения.

Наиболее широкое применение в ходе учебного процесса находят наглядные пособия и технические средства обучения.

В учебном процессе применяются три основных типа наглядных пособий: изобразительные — плакаты, схемы, иллюстрации из книг, модели, макеты, муляжи; натуральные — механизмы и узлы оборудования, инструменты, образцы материалов, деталей, изделий, приспособлений и др.; комбинированные — электрифицированные схемы, динамические плакаты, коллекции, тематические щиты и т. п.

Наиболее распространенным типом наглядных пособий, применяемых в учебном процессе являются изобразительные.

Одним из наиболее широко применяемых видов искусственных наглядных пособий являются учебные плакаты, позволяющие успешно решать большинство задач наглядности, изложенных выше. Для использования при обучении массовых профессий, специальностей учебные плакаты, как правило, издаются централизованно. Для немассовых профессий учебные плакаты зачастую разрабатываются и изготавливаются непосредственно в учебных заведениях.

Натуральные наглядные пособия — это специально обработанные и подготовленные для целей демонстрации натуральные объекты (с учетом, естественно, их габаритов и возможностей использования). Натуральные наглядные пособия обычно изготавливаются и подготавливаются к демонстрациям непосредственно в учебных заведениях. Наглядные пособия — и изобразительные, и натуральные в учебном процессе выполняют различные функции — иллюстраций к объяснениям педагога, а также являются самостоятельными источниками получения учащимися новой учебной информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Наглядные пособия сами по себе к процессу обучения нейтральны. Их использование вне связи с деятельностью педагога и учащихся может придавать зрелищность уроку, но не решает проблему наглядности обучения. Нельзя рассчитывать, что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения учащийся всегда увидит в нем то и гак, как это нужно: мало смотреть — нужно уметь видеть, наблюдать; мало слышать — нужно уметь слушать. Это требует от педагога умелого руководства процессом восприятия средств наглядности.

При инструктировании учащихся о рассмотрении и восприятии наглядных пособий необходимо ставить перед учащимися определенную мыслительную задачу, решая которую они будут сравнивать, обобщать наглядный материал, варьировать его, отчленять существенное от несущественного, выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления.

Натуральные пособия

Классификация наглядных пособий по биологии

Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных — технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральные пособия

Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке, чтобы приготовить раздаточный материал, а вредителей, поселившихся на растениях учебно-опытного участка, собрать для коллекций, для использования в качестве раздаточного материала по зоологии. При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Кроме высушенных натуральных объектов — гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) — в курсе 6 класса и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) — в курсе 7 класса используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя стеклянными пластинами и опускают в склянку с консервирующей жидкостью. Приготовленные таким образом влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них можно назвать следующие препараты: «Корни бобового растения с клубеньками», «Развитие лягушки», «Развитие насекомого», «Аскарида», «Внутреннее строение речного рака» и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др. Объекты, опушенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.).

Микропрепараты делятся на:

постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения;

временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро. В связи с этим клеточные микропрепараты окрашивают специальными красителями для придания им большей наглядности. Учителям обязательно надо предупреждать детей о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Чтобы можно было разобраться в изучаемом микропрепарате, его используют в комплексе с изображением — микрофотографией или таблицей для этого студией «диафильм» выпущены серии диапозитивов представляющих фотографии микропрепаратов по курсу «Растения. Бактерии, Грибы Лишайники»;

Читайте так же:  Приказ по уборке листвы

Временные препараты так называются потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла. Приготовление микропрепарата — один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии, начиная с 6 класса.

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей («Коллекция плодов и семян», «Представители отрядов насекомых» и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: «Насекомые — опылители луговых растений», «Насекомые — вредители хлебных культур», «Повреждения хвойных деревьев короедами» и т.п. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, «Развитие тутового шелкопряда». «Развитие майского жука», «Защитные приспособления у животных» и др. Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, «Каменный уголь и продукты его переработки», «Зерновые культуры и крупы, получаемые из них» и др.

Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др.). Следует заметить, что чучела животных необходимо содержать в особых коробках или в застекленных шкафах, иначе они быстро приходят в негодность — пересыхают и становятся очень ломкими, покрываются пылью, теряют свою естественную окраску и форму. Их достают из хранения только для демонстрации на уроке. Существующая практика использовать чучела животных для украшения кабинета не считается удачной.

Многие натуральные материалы необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 классы. Это растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные, мелкие домашние животные (хомячки, мыши, рыбки, моллюски, дафнии и др.).

Натуральные пособия

Этот раздел посвящен различным примерам реализации комплексного оснащения

Лаборатория ЖКХ

Лаборатория предназначена для обучения строительным специальностям и включает учебные стенды для моделирования системы кондиционирования, вентиляции, отопления и водоснабжения.

Учебное оборудование NTL

Учебное оборудование для проведения уроков физики, химии и биологии, объединяющая экспериментальные, демонстрационные наборы и методические материалы.

Лаборатория узлов автомобилей

Лаборатория предназначена для профессионального обучения и позволяет учащимся подробно изучить устройства узлов и агрегатов автомобилей.

Обучение устной речи с использованием аудио и видеоматериалов на среднем этапе обучения иностранному языку

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся гербарии, препараты, коллекции и т.д.

Объёмно-образные наглядные пособия передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно-образным посо

биям относятся модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.

Образно-знаковые пособия – это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы и т.п.

Средства наглядности можно охарактеризовать следующим образом:

• натуральная наглядность обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизирует понятия, служит средством изучения внешних характеристик объекта;

• образно-знаковая наглядность применяется в том случае, когда необходимо передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи; выступает средством перехода от описания явления к пониманию его сущности;

• объемно образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;

• условно-знаковая наглядность служит средством структурирования учебного материала.

Особо хотелось бы выделить современные виды наглядности, относящиеся к предметно-образным пособиям: видео- и аудиоматериалы. Технический прогресс ступил далеко вперед и в современном мире есть возможность просматривать и прослушивать иноязычные материалы на уроках, демонстрировать презентации.

Аудиоматериалы (аудиопособия) – представляют сабой аудиозаписи любого сопровождающего учебный процесс материала. Это может быть диалог на иностранном языке, аудиоинсенировка текста художественного произведения и т.п.

Видеоматериалы (видеопособия) – представляют собой короткометражные обучающие мультфильмы, фильмы, сказки, интервью носителя языка и т.д.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.

2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

Читайте так же:  Приказ о малярии

5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания. Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно — побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.

С.П.Баранов в своём учебнике «Принципы обучения» говорит о том, что наглядность в современной теории и практике обучения можно понимать двояко. Либо подразумевать под наглядностью процесс чувственного отражения в обучении, либо говорить об изучении учебного материала на основе наглядных пособий.

В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к:I языков наглядность.

Начав заниматься психологией обучения иностранным языкам, ученые ввели понятия языковой наглядности. Этим именем назвали такую специально обработанную подачу устной или письменной речи, в результате которой через чувственно-наглядную выразительность речи начинали просвечивать те законы языка, но которым данная речь построена. В языковую наглядность входят всевозможные виды показа устной и письменной речи:

1. Коммуникативно-речевая наглядность, — наглядная демонстрация коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).2. Демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме. 3. Лингвистическая схемная наглядность (схемы, таблицы и т. д.)

II неязыковая наглядность.

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности:

естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают

Демонстрация наглядных пособий.

Наглядные пособия, используемые на уроках раздел. на натуральные ( живые и препарированные) и изобразительные. Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения. К натуральным препарированным пособиям относ.

Изобразительные наглядные пособия: таблицы, рисунки для монтировки схем на доске по каждому курсу; муляжи разборного человеческого торса и отдельных систем органов для курса анатомии человека; муляжи черепов и мозга обезъян, ископаемых остатков предков человека и их орудий труда для курса общей биологии, киноаппарат.

Для проведения демонстраций опытов и практических работ необходимы приборы, посуда и инструменты.

Наглядные методы нельзя смешивать с общим педагогическим принципом наглядности. Это понятия разные, не тождественные друг другу.

Наглядные пособия используются почти на всех уроках биологии, но это не означает, что все они проводятся наглядными методами. При словесных методах наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов учителя или для усиления образности его рассказа. Например, при рассказе о растении, животном, которого нельзя показать в натуре, о многих биологических явлениях (перелет птиц, забота о потомстве), о биографии ученых, научных открытиях и т.п. показывают картины, таблицы, фото. Но источником информации остается слово – рассказ учителя, его объяснение.

При проведении урока наглядными методами пособиям отводится иная роль. Именно они служат источником информации для учащихся, а не слово учителя. Наблюдая демонстрируемые пособия самостоятельно или с помощью вопросов учителя, учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения. В этом отличительная особенность использования наглядности при наглядных методах и словесных.

Правильно поставленный вопрос, а затем и система вопросов привлекают внимание к демонстрируемым объектам и опытам, заставляют учащихся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной т(объекты природы живые и препарированные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляжи, кино).

К видам наглядных методов относятся демонстрации:

Демонстрация натуральных средств наглядности имеет в преподавании биологии преимущественное значение, так как дает живые образные представления о растениях и животных. Чем больше накоплено образных представлений об органическом мире, тем легче, пользуясь аналогией, контрастами и т.п., сообщить учащимся сведения о таких растениях и животных, которые по разным причинам не могут демонстрироваться на уроках.

Наиболее доступными живыми объектами являются растения. Их демонстрируют на уроках ботаники и общей биологии. Их всегда можно заготовить заранее на участке, в природе, живом уголке и дома.

Значительная часть уроков ботаники проводится наглядными методами. Например, на уроке «Видоизменения листьев» экологическую приспособленность к уменьшению испарения воды, листопадом, сокращения площади листовой пластинки опушением, восковым налетом и др. учащиеся могут распознать на живых растениях: монстере (влажные тропические леса Бразилии), камелии ( Южный Китай), алоэ (их пустыни Калахари Южной Африки), кактусах (из пустынь Мексики) и др.

Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии и отчасти физиологии человека. Наиболее удачными объектами для демонстрации в классе являются животные средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие. Их содержат в клетках, садках, а во время демонстрации переносят на стол. Более мелких животных, например, лягушек, ящериц, помещают в стеклянные банки или стаканы, завязанные марлей, и показывают, проходя по классу. В пробирках, заткнутых ватой, демонстрируют еще более мелких животных, например на разных стадиях развития, пауков и т.п.

Более крупные пособия, вроде чучел и скелетов, помещают на подставки, специально освещают, для четкой контрастности ставят белый или черный экран.