Налог на обрабатываемую землю

Он пояснил, что с этого года начинает применяться «спящая» норма Налогового кодекса, по которой пустующие участки для индивидуального жилищного строительства будут облагаться двойным налогом. Норма, предусматривающая десятилетний переходный период, была принята еще в 2008 году и теперь «проснулась», чтобы стимулировать людей к освоению земли.

В России сегодня 16 миллионов гектаров земли выделено под индивидуальное жилищное строительство. Около 5 миллионов зарастают бурьяном. В зоне риска повышенного налога и «недооформленные» земельные сотки, которые граждане поставили на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, но так и не зарегистрировали на них право собственности. Росреестр может снять их с учета. Впрочем, сначала уведомит владельцев наделов, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, но не имеющих официальных прав собственности, о начале процедуры. Если вы не оформите право собственности, то через полгода после рассылки уведомлений участок будет снят с кадастрового учета. И сделки купли-продажи с ним станут невозможны.

Есть и хорошая новость. Оформлять права собственности на недвижимость в этом году стало гораздо проще и вдвое быстрее, рассказал Смирнов. «Если раньше человеку нужно было обращаться сразу в два органа — Федеральную кадастровую палату (поставить имущество на кадастровый учет) и в Росреестр (оформить документ о праве собственности), то сейчас достаточно один раз все бумаги и заявление подать в многофункциональный центр «Мои документы».

Кроме того, благодаря новому Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости», оформить права на квартиру или землю в Москве или Вологде теперь можно в любом МФЦ страны, а не как раньше — по месту нахождения недвижимости. Как подчеркнул Смирнов, с начала года по такому экстерриториальному принципу уже подано более 40 тысяч заявлений.

На вопрос » РГ» о том, как оценивают в Росреестре законопроект о том, чтобы вернуть к жизни отмененные год назад бумажные свидетельства о праве собственности, замглавы ведомства недоуменно пожал плечами. По его словам, это отбросит назад развитие электронного сервиса, в котором сейчас указан статус имущества в его текущем состоянии, а не на конкретную дату, как в бумажном свидетельстве. Кроме того, значительно увеличатся затраты государства на изготовления свидетельств. При этом Смирнов успокоил, что закон предусматривает массу различных уведомлений хозяев квартир и домов в случае притязаний других лиц на это имущество. Кроме того, персональную и финансовую ответственность за учетные и регистрационные действия отныне несут государственные регистраторы, то есть госслужащие. И если регистрация вдруг влечет для заявителей убытки или прошла с нарушениями, то платит за это не только государство , но и сами регистраторы.

Гарантию защиты прав собственников повышает и межведомственное взаимодействие. Например, ЗАГСы отныне обязаны информировать Росреестр о событиях, связанных с регистрацией актов гражданского состояния — рождениях детей, разводах, браках, смертях. А Федеральная нотариальная палата в течение трех дней уведомлять о вступлении в наследство наследников.

Генеральный директор Московского областного БТИ Владислав Мурашов привел свежие данные о масштабном проекте, который проходит в области уже полгода по выявлению неоформленной недвижимости — коттеджей, жилых домов, гаражей, бань и других загородных построек площадью свыше 50 квадратных метров. Таких объектов, по его словам, власти обнаружили примерно полмиллиона. 230 тысяч невидимок частного сектора уже накрыли.

«Возникает много слухов, мол, дроны летают. Это не так. Мы проводим аэрофотосъемку, сопоставляем ее данные с данными Росреестра, ФНС, — поясняет Мурашов. — Если по факту дом есть, а никаких документов по нему в государственных базах нет — строение помечается красными точками. Информация о земельном участке, на котором оно обнаружено, заносится в специальный реестр». По словам Мурашова, сегодня существует уже пять методов выявления домов-невидимок. Ценный опыт перенимают в других регионах страны — в Татарстане, Владимирской области, Краснодарском крае, Петербурге.

Реестр под названием «неузаконенные объекты» размещен в открытом доступе на портале госуслуг Московской области, а также на сайтах Минмособлимущества и муниципалитетов. Муниципальные власти уже работают с собственниками из «красной зоны», добавил Мурашов.

Что касается регистрации прав на эти объекты, то за шесть месяцев число оформленных объектов: домов и гаражей выросло в пять раз, до 127 тысяч. А ведь это будущие налоги, которыми пополнятся местные бюджеты. Налогом облагаются все строения, площадь которых больше 50 кв. м. Если на участке есть дом площадью 100 кв. м, баня в 60 кв. м и хозпостройка 30 кв. м, то при оформлении всех этих объектов платежки придут только за 50 квадратных метров дома и 10 квадратных метров бани. За хозпостройку платить не придется, так как ее метраж меньше 50 метров. Точно так же не окажется в почтовом ящике налоговой квитанции за заборы, бассейны, навесы и тенты. По закону, эти объекты не налогооблагаемы, и регистрировать их не нужно. Сейчас акцент сделан на информировании нерадивых собственников о том, что недвижимость им оформлять-таки придется. Каждую неделю комиссии при муниципалитетах обходят свыше 2 тысяч земельных участков с неучтенными домами. Разговаривают с владельцами, вручают пошаговые инструкции. Просвещают о роли кадастровых инженеров. Их сегодня в России 28 тысяч. Каждый должен быть членом саморегулируемой организаций (СРО) кадастровых инженеров. Ответственность каждого застрахована минимум на 2, 5 млн. рублей.

Тема 10. Налогообложение физических лиц

10.1. Общая характеристика налогов на доходы и имущество физических лиц

На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.

Оброк — один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.

Подать — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.

Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи — единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались «Книги посошного писма». В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа «полоняников» — людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название «полоняничных денег». Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей — налога на содержание стрелецкого войска.

Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.

Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен — в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.

Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:

— заработная плата рабочего;

— предпринимательский доход промышленного капиталиста;

Читайте так же:  Вернуть товар взятый в кредит на следующий день

— ссудный процент ссудного капиталиста;

Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.

При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.

В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.

Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.

Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям — шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога — система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B — доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C — доходы от государственных ценных бумаг, D — торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E — заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.

Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.

В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.

Поимущественные налоги — вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.

Земельный налог с физического лица

Таня said: 14.10.2009 20:52

Земельный налог с физического лица

Таня said: 14.10.2009 20:53

Eлена said: 31.10.2009 14:19

Лучше тогда в Болгарии покупать!

Налог на недвижимое имущество
Налогами облагается вся недвижимость, за исключением лесов и обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Ежегодный налог на недвижимость равен как правило 0,15% от стоимости налоговой оценки имущества для физических лиц, а для юридических 0,15% от балансовой стоимости недвижимости. В случае, если владелец и члены его семьи проживают большую часть года сума налога в два раза ниже.

Такса за бытовые отходы (налог за вывоз мусора)
В Болгарии существует также и налог за вывоз мусора — от 0,15% до 0,3% от стоимости объекта, указанной в нотариальном акте. Размер и способ расчета оплаты определяется муниципалитетами.
Выплачивать налоги нужно раз в год, до 1 апреля. При оплате налогов на имущество и таксы на вывоз мусора одним платежом (не разбивая его на поквартальные платежи) до 31 марта предоставляется 5%-ная скидка. Можно выплачивать налог не сразу, а разбив его на четыре части, но при этом скидка не предусмотрена.

Оплата за сервисное обслуживание

В новых жилых комплексах существует такса за сервисное обслуживание, которая включает в себя уборку и охрану территории, работы по озеленению, освещению территории комплекса, чистку бассейна и т.п. Плата взимается с м² недвижимого имущества в год и составляет oт 6 до 18 Евро/кв.м .

Размер таксы устанавливается застройщиком и зависит от количества услуг, оказываемых на территории комплекса.
Коммунальные платежи. Ежемесячно по показаниям счетчиков оплачиваются коммунальные услуги: холодная и горячая вода, электроэнергия. Телефонные разговоры оплачиваются по временно, в соответствии с установленными тарифами. Квартплаты не существует.
Источник: .

Генри Джордж и налог на землю


Генри Джордж — американский экономист и обществовед XIX века. В своей книге «Прогресс и бедность» (1879) Генри Джордж призывал правительство к введению единого налога на землю, который он оценивал как средство повышения эф­фективности и достижения равенства членов общества. Идеи Генри Джорджа пользовались значительной поддержкой, но он проиграл на выборах мэра горо­да Нью-Йорка в 1886 году (хотя намного опередил кандидата от республиканской партии будущего президента США Теодора Рузвельта).

Предложение Генри Джорджа о введении единого налога на собственников земельных участков было вызвано заботой о распределении экономических благ. Он порицал «шокирующее различие между чудовищным богатством и унижаю­щей нуждой» и считал, что землевладельцы извлекают большую, чем они заслу­живают, выгоду из экономического роста.

Доводы Генри Джорджа в защиту налога на землю будут более понятны, если мы используем инструменты современной экономической теории. Сначала рас­смотрим спрос и предложение на рынке аренды земли. Так как иммиграция приводит к увеличению населения, а технологический прогресс — к росту дохо­дов, то временем спрос на землю повышается. Поскольку количество земли постоянно, предложение сдающихся в аренду участков совершенно неэластич­но. Быстрый рост спроса и неэластичность предложения приводят к значитель­ному увеличению равновесной ренты на землю, а значит, экономический рост делает владельцев земли еще богаче.

Рассмотрим ситуацию введения налога на землю. Большую часть налогово­го бремени несёт обладающая меньшей эластичностью сторона рынка. Налог на землю доводит этот принцип до крайности. Поставщики земли — землевладельцы, — стремясь максимизировать доходы, не имеют альтернативы предложению всей своей земли на рынке. Таким образом, эластичность предложения равна нулю, а налоговое бремя ложится исключительно на земле­владельцев.

А как обстоят дела с эффективностью? Безвозвратная потеря от введения налога зависит от эластичности спроса и предложения. Налог на землю — крайний случай. Так как эластичность предложения равна нулю, налог на землю не изменяет рыночное распределение. Таким образом, говорить о безвозвратной потере нет оснований, а налоговые поступления правительства в точности равны потерям землевладельцев.

В теории налогообложение земли может показаться привлекательным, но его практические преимущества далеко не очевидны. Для того чтобы избежать искажения налогом на землю экономических стимулов, он должен применяться к землям, «незнакомым» с человеческим трудом, поскольку очень часто цен­ность земли обусловливается проведением работ по очистке её от деревьев, прокладке канализации или строительству дорог. Если вы хотите убедиться в важности работ по улучшению земли, сравните стоимость 1 га земли в Лас-Вегасе и 1 га земли в Долине Смерти. Необработанные земли в обоих случаях ничем не отличаются: и тот и другой участки находятся в пустыне, однако земля в Лас-Вегасе обладает гораздо большей ценностью в связи с улучшениями, проведенными на этом участке и в прилегающих окрестностях.

В отличие от необработанной земли эластичность предложения улучшенной земли больше 1. Если налогом облагается улучшенная земля, искажаются сти­мулы. Реакция землевладельцев на введение налога выразится в сокращении ресурсов, направляемых на улучшение земель.

Предложение Генри Джорджа о введении единого налога на землю не пользу­ется поддержкой современных экономистов. Проблема не только в налогооб­ложении улучшенной земли. Такой налог не способен обеспечить государ­ство достаточными для содержания армии чиновников средствами. Впрочем, многие из доводов Генри Джорджа сохраняют актуальность. Вот как оценива­ет их выдающийся современный экономист Милтон Фридмен:

«По моему мнению, наименее худшим налогом является налог на собственность, взима­емый с необработанной земли, о чем много-много лет назад говорил Генри Джордж».

Налог на обрабатываемую землю

Никиткова Ульяна Олеговна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра финансов, институт бизнеса

390013, Россия, г. Рязань, Первомайский пр-т, 80/44.

Nikitkova Ul’yana Olegovna

PhD in Economics

Senior lecturer at Ryazan Institute of Business and Management

390013, Russia, g. Ryazan’, Pervomaiskii pr-t, 80/44.

В настоящее время земельный налог является одним из основных источников собственных доходов местных бюджетов. Однако данный налог занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходов муниципальных образований.Неиспользованный доходный потенциал и нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, связанных с налогообложением земли во многом обусловлены исторически. На протяжении развития российской налоговой системы поземельное налогообложение (за исключением отдельных периодов времени) так и не смогло занять подобающее ей место.В статье рассматривается развитие российской налоговой системы поземельного налогообложения, анализируются современные проблемы земельного налогообложения, предлагаются пути разрешения данных проблем с учетом исторического опыта в целях укрепления налогооблагаемой базы по земельному налогу, увеличения поступлений от налога в местные бюджеты, и как следствие повышения уровня их финансовой самостоятельности, эффективного социально-экономического развития местного самоуправления в России.
Ключевые слова: земельный налог, местные налоги, преференции, налоговая база, налоговая ставка, кадастр, посошное обложение, финансовая самостоятельность, налоговый потенциал, местные бюджеты

Читайте так же:  Ооо налог без ндс на прибыль

Дата направления в редакцию:

Currently, land value tax is one of the primary sources of income for local budgets. As far as the full amount of municipal income is concerned, however, this tax plays a comparatively small role.The unused revenue potential and numerous unsolved issues in land taxation have historical roots. During the entire development process of Russian tax system, land value tax was often left underappreciated.This article deals with the development of Russian land value tax system, analyzes current challenges of land taxation, and presents ways of overcoming them, aiming to clarifying the land tax base, increasing local budget income, resulting in increase of self-sufficiency and raising the efficiency of social and economic development municipalities.

financial independence, land-based taxation, cadastre, tax rate, tax base, favorable conditions, local taxation, land value tax, taxing potential, local budget

Земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации, он является одним из двух поимущественных местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований. Однако в настоящее время данный налог занимает небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов около 12 %.

Неиспользованный доходный потенциал и нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, связанных с налогообложением земли во многом обусловлены исторически.

Родовые общины, первые государственные образования Древней Руси, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. Феодальные отношения были еще слабыми. Князь облагал свободное и полусвободное население данью или оброком, в который входила плата за предоставление частному лицу права пользоваться казенной землей, различными угодьями. Наличие пашни и орудие пахоты входили в единицу обложения − «дым», распространенную в Киевской Руси.

С развитием сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других странах. В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина. Однако на Руси объектом обложения земля становится с XI-XII вв.

Поземельный налог, по общему правилу для всех налогов, должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по её количеству.

С XIII в. до середины XVII в. единицей обложения земли в России была соха. Соха – это примерно 400 десятин в служилых землях и 300 – в монастырских и церковных.

В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось. Под сохой могли понимать либо количество труда, либо размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные единицы. В городском обложении соха была финансовой единицей, выражавшей величину капитала. Особенностью этой окладной единицы является уравнительный принцип. Первоначально земля облагалась по её количеству, затем этот принцип изменяют: земли разделяют по их плодородию. Различалась соха доброй и соха худой земли. Для определения размеров сохи с разного качества земли существовал принцип – «плохое качество земли вознаграждается или прибавкой её количества, или приравнения её количества к меньшему количеству четвертей лучшей земли» [2] . Владельцами земли были лица, пользовавшиеся различным положением в стране. Привилегиями при взимании податей пользовались монастыри.

Недостатки посошного обложения определялись нечеткостью в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизмом в оценке доходности земельных участков, возможностью значительных злоупотреблений при составлении писцовых книг. Система посошного обложения не учитывала текущих изменений в количестве плательщиков податей и объектов обложения.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития. Налоговая система усложняется, однако налоговые нормы отсутствуют. Правительство использует большое разнообразие единиц обложения.

К началу XVIII века в России сформировалась громоздкая и дорогостоящая налоговая система, четкого выделения земельного налога не существовало. Фактически не учитывалась доходность земли. Одной их особенностей земельного налогообложения в этот период явилось сочетание комбинаций поземельного принципа с поимущественным.

Главным налогом во второй половине XVIII в. и начале XIX в. была установлена подушная подать. Системы земельного налогообложения не существовало.

С 1843 по 1856 гг. правительством проводятся кадастровые мероприятия. Их целью было определение доходности казенных селений от земель, промыслов, лесов и др. Прежде всего, определялись площади земель, местных различий почв по названию, качеству, возделываемым культурам и среднему урожаю с каждого рода почвы. Составлялась таблица средней урожайности зерна в определенном районе. Затем составляли сводную таблицу для губернии, и определялся валовой доход, из которого исключались издержки производства и получали чистый доход с десятины по каждому качеству почв и определялся оклад оброчной подати.

В 1851 году Николаем I был принят Устав о земских повинностях. Среди сборов, подлежащих обложению, оказалась и земля. Сбор с земель был определен заранее и брался с десятины без учета её доходности. Налоги с земель давали около 70 % поступлений по земским сборам [3] .

С отменой крепостного права и началом земельной реформы − правительство Александра II (1855-1881 гг.) пытается решить крестьянский и земельный вопросы, в связи с этим на новый уровень поднимается земельное законодательство.

Манифест и Положение 19 февраля 1861 г. (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. Крестьяне уплачивали казне рассроченные на 49 лет выкупные платежи [6] .

Издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах и многочисленные разъяснения к ним. В период с 1865 по 1879 гг. было принято более 300 различных документов о порядке взимания государственных и земских повинностей. Важным по значению также был налог – оброк (плата казенных крестьян за пользование землей).

Величина оброка устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. Поземельные налоги представляют собой группу прямых реальных налогов, объектом обложения которыми являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Оброчная подать в 1861 году была увеличена в 2,25 раза до 3,30 руб., а в 1862 г. с десятины годной к возделыванию земли, под видом дополнительного сбора оброчную подать брали в размере до 9 коп.

Законом от 12 июня 1886 года оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так по росписи на 1910 год было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. руб. [4]

В ходе проводившихся либеральных реформ 60-х гг. XIX в. происходит становление и четкое выделение земельного налога. Увеличиваются поступления в государственный бюджет от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Установление нового «государственного поземельного» налога происходит в 1875 году. Обложению данным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. В дальнейшем государство меняло размеры поземельного налога. В 1884 году Александр III издал закон о размерах данного налога, его величина колебалась от 1/4 копеек до 17 копеек с десятины [1] .

В эпоху правления Николая II (1894-1917 гг.) был уменьшен ряд налогов. Поземельный налог был снижен с 1896 года на 10 лет наполовину, а в губерниях, где половинный оклад превышал 5 копеек на десятину − до этого последнего предела. Предоставление этой льготы объяснялось сельскохозяйственным кризисом.

К концу 19 века Россия имела достаточно стройную систему налогов и контроля за их поступлениями. Однако значение государственного поземельного обложения было невелико. Одной из причин такой ситуации стало освобождение дворян от уплаты налогов, а крестьянские хозяйства были маломощными, также еще сохранялись крепостнические пережитки в деревне.

После Октябрьской революции 1917 года наряду с другими налогами земельный налог был отменен (декрет ВЦИК от 19.02.1918 г. «О социализации земли» и от 30.10.1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом»). Вместо него советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для земельного и сельскохозяйственного налога являлся объект – земля. Для сельскохозяйственного налога устанавливались нормы доходности.

В начале 80-х гг. XX века в связи с происходящими изменениями в действующей системе налогообложения, указом Президиума ВС СССР «О местных налогах и сборах» от 26 января 1981 года был введен ряд налогов, в состав которых вошел и земельный налог. Данный налог исчислялся с квадратного метра земельной площади по различным ставкам, взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц.

Дальнейшее развитие налогообложения земли связано с коренными изменениями в государственном устройстве страны и переходом к рыночной экономике.

В начале 90-х гг. XX века плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона Российской Федерации от 11.01.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». В данном законе под платой за землю понимаются формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. В период действия закона, в его положения вносились изменения и дополнения, касающиеся ставок налога, льготного налогообложения, а также размера долей, по которым налог зачислялся по уровням бюджетной системы.

Читайте так же:  Доверенность от ип а предоставление интересов

Следует отметить несистематизированность нормативного материала определяющего порядок и условия взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год, данные нормы были прописаны в многочисленных правовых актах.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ вступает в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Происходит переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади, который существенно изменил систему налогообложения собственников земельных участков и многие элементы этого платежа. В частности, налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка вместо использования в качестве налоговой базы площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка с учетом качества земли, дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога, учитывая рентную составляющую. В связи с тем, что земельный налог полностью поступает в местный бюджет, можно говорить об усилении заинтересованности местных органов власти в поступлениях данного налога в бюджет муниципалитета.

Следует отметить, что отдельные скорректированные условия налогообложения по земельному налогу привели к сокращению доходов местных бюджетов, что вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство.

Одной из причин недополучения бюджетами потенциально возможных доходов от земельного налога и нерационального использования земли, является высокая цена за земельные участки и землеустроительные работы. Такая ситуация существовала на протяжении отдельных исторических периодов и существует в настоящее время. Так в 1861 году крестьянам было предоставлено право на земельный надел, заплатив выкупные платежи, они становились его собственниками. Однако крестьяне за свои земельные участки переплачивали большие суммы, а сам процесс выкупа растянулся почти на полвека.

В 80-е гг. XX века в соответствии с законом о купле-продаже земли население могло приобрести в собственность земельные участки, однако из-за высоких цен, стать собственниками земли смогли немногие. В основном землю приобрели состоятельные люди, которые не стали её обрабатывать, что отрицательно сказалось на развитии сельского хозяйства страны.

В современное время стоимость земельных участков также как и проведение землеустроительных работ (составление кадастрового плана земельного участка, кадастровой выписки о земельном участке, технического проекта на выполнение работ по межеванию участка, топографической съемки и других) находится на недоступном для многих людей уровне. Зачастую в связи с отсутствием свободных денежных средств, налогоплательщики не могут осуществить необходимую регистрацию своего права на находящиеся в их пользовании земельные участки. В результате налог не исчисляется и не уплачивается.

В целях полного учета земель и стимулирования вовлечения их в хозяйственный оборот представляется возможным рассмотрение вопроса о кредитовании населения на приобретение земельных участков под приемлемые проценты. А также рассмотрение возможности о предоставлении права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков в целях ускорения оценки объектов недвижимости и формирования налогооблагаемой базы по данному налогу.

Следующий вопрос, требующий законодательного рассмотрения − определение вида пользования земельного участка, когда от типа использования зависит ставка налога. Вместе с тем, за использование земель не по назначению, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях, а перерасчет суммы земельного налога не производится, что является необоснованным.

Налоговые органы при расчете суммы земельного налога (при проверке правильности исчисления) ориентируются исключительно на разрешенный в документах тип использования, зачастую увеличивая сумму земельного налога по участкам, например, разрешенным для использования под производственные или иные цели, хотя фактически используются для сельскохозяйственных работ. Пониженная ставка земельного налога применяется лишь при совпадении разрешенного и фактического пользования земельным участком. Представляется, что выходом из указанной ситуации является возможность налогоплательщика самостоятельно инициировать процедуру изменения типа землепользования, по результатам которой устанавливается новая категория пользования (или отказ в её изменении) и с этого момента изменяется ставка земельного налога. Целесообразно законодательно установить возможность пересчета сумм земельного налога при изменении вида использования земельного участка по аналогии с изменением собственника (т. е. с месяца, следующего за датой смены вида пользования).

Нуждается в корректировке, на наш взгляд, порядок исчисления налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).

Пунктом 15 статьи 396 НК РФ в таких случаях исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 к налоговой базе в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Считаем, что данный порядок исчисления налога может стимулировать завершение жилищного строительства в намеченные сроки.

Однако на практике возникают ситуации, когда налогоплательщики на законных основаниях могут занижать налоговую базу по земельному налогу.

Так организация или индивидуальный предприниматель может на законном основании приобрести небольшой участок земли для строительства дома, а также другие участки рядом с ним. В таком случае налогоплательщик будет платить налог с коэффициентом 2 только за участок земли, который планируется для жилищного строительства, другие приобретенные участки зачастую не используются собственником. После завершения строительства возможно объединить все приобретенные участки земли.

Другое злоупотребление законодательством может возникать с выходом физического лица из общества, например, общества с ограниченной ответственностью с наделением имущества и участка земли. Данная организация может строить на этой земле десять лет без применения коэффициентов. Так как согласно п. 16 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицам для индивидуального строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В целях стимулирования налогоплательщиков к рациональному использованию земли и увеличения доходов местных бюджетов, считаем необходимым изменить порядок исчисления суммы налога в отношении отдельных земельных участков, установить социальный нормативный размер земельного участка, приобретенного (предоставленного) в собственность индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для жилищного строительства. В отношении данного участка исчисление суммы налога производить с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В течение периода, превышающего трехлетний срок строительства исчисление суммы налога производить с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков превышающих социальный нормативный размер исчисление суммы налога производить с учетом коэффициента 4 начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки.

В то же время, для налогоплательщиков — физических лиц по аналогии с юридическими лицами, применять порядок исчисления суммы налога с учетом социального норматива и трехлетнего срока для завершения строительства.

В связи с этим возможно внесение соответствующих изменений в п. 15, 16 ст. 396 НК РФ.

Данные предложения, как представляется, могут способствовать увеличению размера налогооблагаемой базы по земельному налогу, поступлений от него в местные бюджеты.

Итак, во все периоды развития истории налогообложение земли практически всегда развивалось вместе с изменениями в политическом устройстве.

Царская Россия хотя и была аграрной страной, однако отдельного земельного налога не существовало, соответственно госбюджет недополучал средства от потенциально возможного источника дохода. Окончательное установление налога в России происходит во второй половине XIX века.

В советский период осуществление земельных реформ было направлено лишь на разрешение продовольственной проблемы и мало затрагивало правовое решение земельных вопросов. Весьма низкой остается роль земельного налога в формировании финансовой базы местного самоуправления и в современной России.

Незначительная роль налога в разные периоды развития истории была связана с предоставлением значительных льгот по налогу для различных категорий плательщиков. Так в царской России от налогообложения полностью освобождались монастыри, налог не уплачивали дворяне. После революции 1917 года от уплаты местного земельного налога освобождался широкий круг юридических и физических лиц (колхозы, пенсионеры и т. д.). И в настоящее время законодательством также предусмотрены многочисленные освобождения от уплаты данного налога. Многие земельные участки, которые могли бы являться источниками доходов муниципалитетов, освобождены от уплаты земельного налога из-за принятых на федеральном уровне решений [5] .

В целях укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований было бы целесообразно отменить предоставление федеральным законодательством льгот по имущественным налогам, при необходимости компенсировать льготы прямыми субсидиями за счет сокращения субсидий бюджетам субъектов федерации.

Реформированию должны подвергнуться льготы, не имеющие экономического эффекта и не способствующие развитию налогового потенциала местного самоуправления в России.

Возможной является организация целевой направленности предоставления льгот, которые следует предоставлять, в первую очередь, налогоплательщикам, развивающим экономическую деятельность муниципалитета.

Кроме того, можно предложить введение критерия назначения (для жилищного строительства, сдачи в аренду, коммерческого и торгового использования, промышленного использования и др.) недвижимого имущества. Согласно данному критерию по каждому виду назначения могут применяться различные виды льгот.

Вместе с тем необходимо предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются. Например, муниципальным органам власти предоставить право увеличивать ставки налога в 1,5-2 раза для собственников пустующихземельных участков. Данный порядок будет, на наш взгляд, способствовать более эффективному использованию земли и стимулированию заинтересованности муниципалитетов в проведении качественных работ по учету объектов налогообложения.

Реализация вышеизложенных предложений по совершенствованию земельного обложения в России с учетом исторического опыта, как представляется, могли бы значительно активизировать налоговую инициативу местных органов власти на подведомственных территориях и, как следствие, будет способствовать повышению уровня фискальной автономии муниципалитетов.

Рубрики: Без рубрики