Налог на нефтепродукты рф

Особенности исчисления и ставки акциза на бензин в 2018 году

Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом. Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета.

Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как алкогольная продукция и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.

Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.

Что облагается и кто должен платить

Согласно статьи 179 НК РФ, налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.

Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182, которая приравнивает к ним следующие операции:

  1. Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
  2. Реализация конфискованной подакцизной продукции.
  3. Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
  4. Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
  5. Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в уставной капитал или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
  6. Импорт на территорию РФ подобной продукции.
  7. Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.

Нормативные документы

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.

Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ. Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.

Акцизы на бензин

Подборка наиболее важных документов по запросу Акцизы на бензин (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Акцизы на бензин

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Акцизы на бензин

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Акцизы на бензин

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Акцизы на нефтепродукты

В перечень подакцизных нефтепродуктов (статья 181 НК РФ) входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой же фракцией считается смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

С 1 января 2003 года введена в действие новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами:

— оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов);

— получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельства (датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции. Получением при этом признается:

  • приобретение нефтепродуктов в собственность;
  • оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

— передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, а также иному лицу по поручению собственника (датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов).

Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам и определение объекта налогообложения зависит от того, есть ли у них свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются на следующие виды деятельности:

  • производство нефтепродуктов;
  • оптовая реализация нефтепродуктов;
  • оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
  • розничная реализация нефтепродуктов.

Организация и индивидуальный предприниматель могут и не получать свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, поскольку дело это добровольное. Но следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акциза, а это дает ему право приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельство не будет получено, нефтепродукты придется приобретать по ценам, в состав которых включается сумма акциза.

Налоговая база для исчисления акциза определяется следующим образом:

  1. налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, — как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении;
  2. налогоплательщиком, имеющим свидетельство, — как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении, а при передаче нефтепродуктов — как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.

На нефтепродукты установлены следующие налоговые ставки:

  • бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно – 2190 руб. за 1 тонну;
  • бензин автомобильный с иными октановыми числами – 3000 руб. за 1 тонну;
  • дизельное топливо – 890 руб. за 1 тонну;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 2440 руб. за 1 тонну;
  • прямогонный бензин – 0 руб. за 1 тонну.
Читайте так же:  Полномочия и функции фнс

Как видно из приведенного перечня в отношении всех нефтепродуктов установлены специфические (твердые) налоговые ставки. Для прямогонного бензина установлена ставка 0 руб. за 1 тонну. Таким образом, лица, совершающие операции с прямогонным бензином, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками акциза, поэтому они обязаны представлять в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, несмотря на то, что сумма акциза на прямогонный бензин будет равна нулю. Включение прямогонного бензина в состав подакцизных нефтепродуктов позволит наладить контроль над его производством и оборотом.

Сумма акциза на нефтепродукты исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьями 187–191 НК РФ.

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на сумму налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельства на производство, и (или) оптовую реализацию, и (или) оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство.

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях налогообложения реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.

Данные вычеты производятся при условии представления налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

  • копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
  • реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором на учете стоит покупатель (получатель) нефтепродуктов. Указанная отметка проставляется налоговым органом в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур, не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации. Порядок проставления отметки определяет МНС РФ.

Вычетам также подлежат суммы акциза, начисленные по операциям с нефтепродуктами, признаваемым объектом обложения акцизом, если эти нефтепродукты в дальнейшем были использованы для производства других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении.

Данные налоговые вычеты предоставляются при представлении налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактическую передачу нефтепродуктов в производство. Такими документами могут быть накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и другие документы.

При ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию РФ вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельства, при представлении следующих документов:

  • контракта на приобретение импортируемых нефтепродуктов либо копии контракта;
  • грузовой таможенной декларации либо ее копии;
  • платежных документов, подтверждающих уплату акциза при выпуске в свободное обращение на территории РФ ввезенных нефтепродуктов.

Внимание! Начисленная сумма акциза и сумма акциза, предъявляемая к вычету, скорее всего, будут отражаться в налоговых декларациях разных периодов, поскольку для представления документов покупателем нефтепродуктов потребуется время.

Уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами, признаваемых объектом налогообложения, производится не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом:

налогоплательщики, имеющие свидетельство только на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

налогоплательщики, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата суммы налога производится по месту нахождения налогоплательщика, а при наличии обособленных подразделений также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налога, которая приходится на эти обособленные подразделения. Доля налога, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов в натуральном выражении данного подразделения в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

В целях осуществления контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Функции налоговых постов определены в статье 197.1 НК РФ, они состоят в следующем:

  • обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
  • обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным в налоговых декларациях;
  • проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
  • проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
  • проверка свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов.

Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется МНС РФ, однако сотрудники налоговых органов, выполняя свои функции, не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика.

Акцизы на бензин поднимут дважды

В 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут дважды — с 1 января и с 1 июля, оба раза на 50 копеек за литр. Сначала ставка акцизов на бензин экологического класса 5 вырастет на 10,7 процента, до 11 213 рублей за тонну. В середине года он вырастет до 11 892 рублей за тонну.

Дизельное топливо не останется в стороне — размер акциза на него с 1 января увеличится на 12,7 процента, а с 1 июля итоговая величина составит 8258 рублей за тонну.

В прошлом году акциз на литр автобензина повышался дважды — на полтора рубля с 1 января и на два рубля с 1 апреля, на дизель акциз вырос тоже дважды. В этом году ставка поднялась только один раз на дизельное топливо.

«При этом сам рост акцизов связан с компенсацией дефицита федерального бюджета в следующем году. ТЭК является одним из локомотивов его пополнения. Поэтому стоит признать: от роста акцизов на бензин и дизтопливо и в будущем деваться нам некуда», — констатирует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

По его мнению, увеличение акцизов обязательно скажется и на цене на бензин. «В оптовые цены рост акциза в следующем году закладывается уже сейчас, они растут. А что будет с розницей, сказать сложно. Во многом динамика цен будет зависеть от воли региональных властей, их возможностей договориться о том, чтобы стоимость литра не росла резко», — предполагает эксперт. По его прогнозу, в 2018 году «дизельное топливо вырастет в цене на 9 процентов, а цена литра бензина поднимется на 6,5 процента». У ФАС другой прогноз — рост в пределах инфляции.

Налог на нефтепродукты рф

Сегодня офигел увидев инфографику от ФАС. Так то я предполагал.
Они озвучили стоимость бензина за вычетом налогов — 14,38 руб. за литр. Остальные 65% в стоимости это налог.
Пруф: https://auto.mail.ru/article/67685-14_rublei_38_kopeek_podsc.
Заправляюсь на 1000 — 650 уходит в налоги. Где дороги?
Расстройство одно. (

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

70 комментариев

В бензине налоги,

Налог на машину,

Читайте так же:  Государственная экспертиза ло

Налог на запчасти,

Грузовикам ещё Платон.

Самые богатые люди в России, это автомобилисты.

И очень терпеливые

Правильно, что налоги повышают на бензин. В больших городах надо как-то уменьшать количество транспорта, а бюджет — пополнять

Это не только меньше транспорта, а подорожание всего, продукты, одежда, техника, все везут транспортом. Сельхоз хозяйство, подоражание продуктов.

Так что это не выход. Если пытаться бороться с пробками, лучше делать дороги, развязки, не разрешать точечную застройку без парковок.

Если поставить тег политика, то сразу придёт масса патриотов, которая доступно, следуя методическим материалам, объяснит, куда уходят эти деньги.

В Монако хорошие дороги, как и наши хорошие деньги 🙂

Площадь России — 17 000 000 кв. км.

Протяженность дорожной сети Монако — 50 км.

Протяженность дорожной сети России — 1 452 000 км.

В какой еще стране в Европе построено полтора миллиона км дорог?

И сколько стоит содержание и ремонт полутора миллионов километров дорожной сети?

Ну это как бы была шутка про оффшоры, но давайте другие посмотрим цифры

в Швеции 579 564 км дорог, а площадь 450 тыс. км2, население 10 млн человек (для сравнения налогооблагаемой базы), площадь России 17 млн км2, население 140 млн, климат плюс минус похожий. Где дороги млин? Ладно похрен большая часть нашей площади это мерзлота, но почему почти везде в неудовлетворительном состоянии, 1,5 млн км дорог это не только с твердым покрытием, из них только 800 это магистрали

«но почему почти везде в неудовлетворительном состоянии,» — вы серьезно?

У нас куча федеральных трасс, а также дороги в состоятельных регионах (москва, питер, тюмень) в шикарном состоянии.

У меня каждый год под окнами обновляют дорожное полотно ( успели задолбать, так еще и слезы наворачиваются когда идеальный асфальт сносят. )

Мск согласен, Питер не знаю не был в тех краях, на направлении Екб-Челяба-Уфа-Тюмень я потерял 2 колеса за 2 месяца. Причем зачастую идет ремонт дороги, через неделю там колея, через две осыпается боковина дороги, пошли трещины , вангую весной там будут ямы. Да местами хорошо сделано (подъезд к Челябе где то за 100 км, да это кайф), вся остальная М5 ужас

Ну дык и сравните цены на топливо в Швейцарии и у нас.

Хотите дороги как в Швейцарии? Будьте готовы платить 86 руб за литр.

По Википедии в Швеции 212 тыс км дорог.

И насчет налогооблагаемой базы — вот мне давно интересно, сколько же налогов собирается с автомобилистов в России, и сколько из этих налогов идет на ремонт дорог.

Может со Швейцарией путаете или у нас разная википедия

в любом случае, пока у нас не начнут строить многоразовые дороги, дорог больше и лучше не станет

Вам же был задан конкретный вопрос:

Можете привести цифры, сколько налогов поступает от автомобилистов и сколько тратится на ремонт и содержание существующей дорожной сети?

Но вы предпочитаете давить на эмоции — #насграбят #гдемоиналоги.

1. Сколько налогов с автомобилистов собирается в год?

2. Сколько денег в год тратится на ремонт дорожной сети?

Предпочитаешь работать эмоциями.

Поищите в расходной части бюджета статьи на содержание дорожной сети.

Какие там цифры приведены?

Швеция, как страна с примерно таким же климатом, и как бы при этом тоже социально ориентированное государство (как и РФ по бумагам) поэтому вполне неплохая аналогия. Дык вот если сравнивать налоги в целом даже выше, возьмите подоходный налог + НДС (который так или иначе платит потребитель)+отчисления пфр, соцстрах и прочее, цифра будет порядка 64%. Плюс акцизы за бензин, налоги и сборы на имущество.

Вопрос, как эти деньги расходуются. Когда я был студентом 5го курса, (я закончил институт 17 лет назад), перед нашим УПИ срыли древнюю брусчатку и поставили дорогу, причем делали ее на удивление основательно, откопали котлован наверно больше 2х метров в глубину, отсыпали 3мя слоями разнокалиберной брусчатки, долго и упорно все трамбовали, закатали в асфальт. Дорога стоит до сих пор, без особого ремонта, при этом одна из самых нагруженных (1 из 3 выездов из города в Екат). Пока у нас не будут так делать дороги, расти сеть дорог не будет, будут бесконечно ремонтировать одни и те же направления..

Ну давайте застроим Самарскую или Саратовскую область дорогами на все имеющиеся деньги.

А остальная страна как ездить будет? На волах?

Я попросил сравнивать одинаковые по параметрам объекты.

Вот и давайте сравнивать одинаковые по параметрам объекты — аналогичных размеров, условий, населения и количества автомобилей.

И приведите собираемый объем налогов, в который раз прошу, а вы виляете.

У вас это не получится — я на эмоции домохозяек достаточно сдержанно реагирую.

Вы мне цифры приведите. Еще раз прошу:

1. Сколько налогов с автомобилистов собирается в год?

2. Сколько денег в год тратится на ремонт дорожной сети?

1. По этому вопросу что понимать? Типа тебе надо сумму собранного транспортного? В туда включать «Платон»? И собсна акцизы в стоимости горючего? Какую среднюю стоимость горючего возьмем? На юге 92-й скажем рублей 40 а на востоке может и 80. Считать ли юриков и физиков отдельно?

Мне лень объяснять каждому, поскольку результат все равно предсказуем — никаких цифр приведено не будет.

Впрочем, это с самого начала было ожидаемо.

1. Сколько налогов с автомобилистов собирается в год?

Хотелось бы уточнить чего оппонент хочет. Может старшие товарищи потянут?

В России планируется снизить ставки акцизов на автомобильный бензин

Соответствующее поручение дано по итогам правительственного заседания, посвященного обсуждению финансово-бюджетных вопросов. Об этом сообщается на официальном сайте Правительства РФ.

Так, Минфин России совместно с Минэнерго России и ФАС России должны до 28 мая текущего года внести в Правительство РФ проект федерального закона, предусматривающего снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в размере, ранее согласованном в кабмине. Также им следует подготовить законопроект об изменениях структуры распределения доходов от указанных акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Кроме того, Минфин России в III квартале 2018 года при необходимости представит в кабмин поправки в Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», обусловленные изменением ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Напомним, Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2018 года были увеличены акцизы на автомобильный бензин пятого класса и дизельное топливо – они повысились на 50 коп. в расчете на 1 л. В частности, акциз на бензин пятого класса с начала года вырос с 10 130 руб. до 11 213 руб. за тонну, а на дизельное топливо – с 6 800 руб. до 7 665 руб. за тонну. Второй этап индексации запланирован на 1 июля 2018 года – согласно закону, акцизы повысятся еще на 50 коп.

Читайте так же:  Договор купли продажи автомобиля в рб

Может ли применение определенной налоговой ставки по акцизам быть обосновано заключениями экспертиз? С правовой позицией по данному вопросу ознакомьтесь в разделе «Налоговый кодекс РФ» «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как следует из размещенной на официальном сайте ФАС России справки о текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов, за 2017 год цены на автомобильный бензин марки Аи-92 выросли на 9,53%, Аи-95 – на 7,20%, а на дизельное топливо летнее – на 5,47%. Ситуация 2018 года оценивается, как более сложная – по данным Росстата, за период с 31 декабря 2017 года по 14 мая 2018 года цены на автомобильный бензин марки Аи-92 увеличились на 3,5%, Аи-95 – на 3,4%, на дизельное топливо летнее – на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.

Повышение цен на топливо ФАС России связывает с ростом налогов и мировых цен, а также с проведением нефтяными компаниями внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, недостаточностью предложений нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

Динамика цен и акцизы на бензин в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. С 1 июня в России будут снижены акцизы на бензин и дизельное топливо: на 2 тыс. (до 9-11 тыс. руб.) и 3 тыс. руб. (до 4,66 тыс. руб.) за 1 т соответственно. Об этом 31 мая по итогам правительственного совещания объявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. С 1 июля акцизы могут снизиться еще на 700 руб. Эти меры приняты из-за ускорившегося роста цен на бензин и дизельное топливо, вызванного повышением цен на нефть.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о динамике потребительских цен на моторное топливо, а также об акцизах на них.

К моменту распада СССР стоимость бензина (марки АИ-92) в среднем по России составляла 40 копеек за литр. На протяжении 1990-х годов цены росли меньшими темпами, чем инфляция. Например, в 1995-1998 годах цена на бензин выросла только с 1 тыс. 680 до 1 тыс. 960 неденоминированных рублей (здесь и далее — данные Росстата и «Передовых платежных решений»).

Первый резкий скачок цен произошел в конце зимы — весной 1999 года, когда цены в некоторых регионах, например, в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге, увеличились с 2 до 9 руб. за литр, хотя в Москве оставались относительно стабильными. Причиной было отсутствие регулирования, перепроизводство моторного топлива в одних регионах и его недостаток в других, а также действия руководства нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые предпочитали поставлять бензин за рубеж, где закупочные цены на него были выше. К концу 1999 года цены стабилизировались на уровне 9 руб. за литр.

На протяжении 2001-2007 годов цены стабильно росли на фоне роста цен на нефть. В рознице литр АИ-95 впервые стал стоить дороже 10 руб. в 2004 году, а дороже 20 руб. — в 2007 году. Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 руб.) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и снижение цен на бензин — до 19,77 руб. за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.

В 2010 году бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. Психологическая отметка в 30 руб. за литр была преодолена в ноябре 2012 года.

Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля. Так, хотя с осени 2014 года до января 2015 года нефть подешевела более чем в два раза, с $100 до $45 за баррель, бензин продолжал стоить 35 руб. за литр. Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года — феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям: бензин подешевел с 37,5 до 36,5 руб. за литр, но затем возобновил рост. В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 руб. за литр.

В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков нефтяных цен за последние годы — с 41,5 до 44,8 руб. за литр.

Впервые автомобильный бензин начал облагаться акцизом в России в 1994 году (в соответствии с постановлением правительства РФ от 31 марта 1994 года). Первоначально его взимали с НПЗ, ставка составляла 10% от отпускной цены. 22 марта 1995 года другим постановлением правительства она была повышена до 20%.

В 1997-2000 годах ставки регулировались законом «Об акцизах» от 6 декабря 1991 года. В 1997 году они были повышены до 25%. С 1998 года акциз на бензин (с октановым числом выше 80) был установлен в 370 руб. за тонну. С 1999 года — в 450 руб. С 2000 года — в 585 руб.

После вступления в силу 1 января 2001 года второй части налогового кодекса акциз на бензин начали взимать с заправочных станций. Ставка на бензин с октановым числом выше 80 в первой редакции кодекса составляла 1 тыс. 850 руб. за тонну и затем четырежды повышалась, достигнув в 2005 году 3 тыс. 629 руб. Из-за роста цен на нефть, чтобы сдержать подорожание бензина, власти пять лет не меняли акцизы. Впервые они были повышены с 1 января 2010 года — до 3 тыс. 992 руб. за тонну.

С 1 января 2011 года акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. При этом акциз на бензин класса «Евро-4» и «Евро-5» был повышен до 5 тыс. 143 руб. за тонну. С 1 января 2012 года — до 6 тыс. 822 руб.

С 1 января 2013 года акциз на «Евро-5» был снижен до 5 тыс. 143 руб., в то время как на остальные — вырос до 8-10 тыс. руб.

С 1 января 2014 года акцизы на бензин «Евро-5» были подняты до 6 тыс. 450 руб., на остальные — до 10-11 тыс. руб.

Впервые акцизы на все виды автомобильного бензина были снижены с 1 января 2015 года «Евро-5» — до 5 тыс. 530 руб., остальные были уравнены на отметке в 7,3 тыс. руб.

С 1 января 2015 года акцизы были резко увеличены до 7 тыс. 530 руб. («Евро-5») и 10,5 тыс. руб. (бензин всех остальных классов). В дальнейшем акцизы повышались дважды: с 1 января 2016 года (до 10 тыс. 130 руб. за тонну бензина «Евро-5» и 13 тыс. 100 руб. — за остальные). До настоящего времени действует ставка в 11 тыс. 213 руб. («Евро-5») и 13 тыс. 100 руб. (остальные виды).