Налог на имущество для уплачиваемый банками

Налоги, уплачиваемые коммерческими банками.

В налоговых правоотношениях банки занимают особое положе­ние, поскольку они одновременно обладают статусом налогопла­тельщика и агента государства, посредством которых производятся обязательные платежи в бюджетную систему или внебюджетные фонды. Несмотря на то что формально банки не отнесены ст. 9 НК.

Налоговый кодекс РФ в ст. 11 НК определяет банки (банк) как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к налогообложению банков применяются общие подходы, которые проявляются в применении к банкам норм налогового права, используемых для налогообложения органи­заций вообще. Существуют особенности, заключающиеся в применении для налогообложения банков особых правил нало­гообложения, что отличает их от других организаций.

Основной обязанностью банков как налогоплательщиков яв­ляется предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» налоги и сборы уплачиваются Бан­ком России и его организациями в соответствии с НК РФ.

Банки являются плательщиками федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Федеральными налогами, уплачи­ваемыми банками, являются: налог на прибыль организаций; НДС. Региональным налогом, взи­маемым с банков, выступает транспортный налог и налог на имущество организаций, а местным — земельный налог. При этом налог на имущество организаций, транспортный налог и земельный налог уплачиваются бан­ками по общим правилам, единым для всех организаций.

Дата добавления: 2015-08-01 ; просмотров: 3813 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налог на имущество для уплачиваемый банками

В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Читайте так же:  Пенсия полицейских в сша

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА БАНКОВ» (утв. решением ЦБ РФ, Протокол N 1 от 27.09.94) (вместе с «ПРОГРАММОЙ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА АУДИТОРА БАНКА»)
  • «Экономика и жизнь», N 47, 1994

4. Налогообложение коммерческих банков и кредитных учреждений

и кредитных учреждений

Тема 1. Налоги и налоговая политика

Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения. Роль налогов в регулировании экономики.

Тема 2. Налоговая система РФ

Состав и структура налоговой системы РФ.

Основные виды налогов.

Классификация налогов: прямые и косвенные налоги; федеральные и местные налоги; налоги, включаемые в себестоимость продукции (товаров, услуг) и уплачиваемые за счет финансовых результатов; налоги закрепленные и регулируемые.

Государственная налоговая служба РФ, ее функции и задачи, права Государственной налоговой службы РФ.

Виды санкций за нарушение налогового законодательства.

Тема 3. Особенности уплаты коммерческими банками налога на

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль коммерческого банка.

Ставка налога на прибыль коммерческого банка.

Порядок уплаты налога.

Налог на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормированную величину.

Тема 4. Особенности уплаты коммерческими банками налога на

добавленную стоимость и специального налога

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении НДС и специального налога. Особенности исчисления банками НДС и специального налога. Перечень банковских услуг, не освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога.

Ставки налогов. Сроки уплаты.

Тема 5. Налог на имущество коммерческих банков и кредитных

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество банков. Ставки налога, порядок и сроки уплаты его в бюджет.

Тема 6. Подоходный налог с физических лиц

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении подоходного налога с физических лиц.

Ставка налога и порядок его уплаты. Льготы по налогу.

Порядок декларирования доходов граждан.

Тема 7. Особенности уплаты коммерческими банками налогов,

поступающих в дорожные фонды

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении налогов, поступающих в дорожные фонды.

Виды налогов. Налоги, уплачиваемые банками.

Ставки налогов и порядок их уплаты.

Тема 8. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемые

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении транспортного налога.

Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога. Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на операции с ценными бумагами. Ставки налога, порядок его уплаты, особенности его уплаты коммерческими банками, льготы.

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении сбора на нужды образовательных учреждений. Ставка сбора, порядок его уплаты, льготы.

Методика определения налогооблагаемой базы при исчислении сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». Ставка сбора, порядок его уплаты.

Виды иных налогов, уплачиваемых коммерческими банками.

Тема 9. Обязательные платежи и отчисления во внебюджетные

Внебюджетные фонды, их назначение, виды, источники и порядок финансирования.

Порядок уплаты банками платежей во внебюджетные фонды.

Тема 10. Контроль коммерческих банков за соблюдением клиентами

Тема 11. Особенности льгот, применяемых при налогообложении

Особенности льгот, предоставляемых банками при уплате ими налога на прибыль от банковской деятельности. Перечень льгот, условия их применения.

фЕНБ 5 оБМПЗ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ХРМБЮЙЧБЕНЩК ВБОЛБНЙ

рМБФЕМШЭЙЛЙ ОБМПЗБ, РПТСДПЛ ПРТЕДЕМЕОЙС УФПЙНПУФЙ ПВМБЗБЕНПЗП ЙНХЭЕУФЧБ.

оБМПЗ ОБ ЙНХЭЕУФЧП ПТЗБОЙЪБГЙК СЧМСЕФУС ТЕЗЙПОБМШОЩН ОБМПЗПН.

рМБФЕМШЭЙЛБНЙ ОБМПЗБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП СЧМСАФУС ТПУУЙКУЛЙЕ ВБОЛЙ; ЙОПУФТБООЩЕ ВБОЛЙ, ПУХЭЕУФЧМСАЭЙЕ ДЕСФЕМШОПУФШ Ч тж ЮЕТЕЪ РПУФПСООЩЕ РТЕДУФБЧЙФЕМШУФЧБ Й (ЙМЙ) ЙНЕАЭЙЕ Ч УПВУФЧЕООПУФЙ ОЕДЧЙЦЙНПЕ ЙНХЭЕУФЧП ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ тж, ЛПОФЙОЕОФБМШОПН ЫЕМШЖЕ тж Й Ч ЙУЛМАЮЙФЕМШОПК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЪПОЕ тж.

пВЯЕЛФПН ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ДМС ТПУУЙКУЛЙИ ВБОЛПЧ РТЙЪОБЕФУС ДЧЙЦЙНПЕ Й ОЕДЧЙЦЙНПЕ ЙНХЭЕУФЧП (ЧЛМАЮБС ПВЯЕЛФЩ, РЕТЕДБООЩЕ ЧП ЧТЕНЕООПЕ ЧМБДЕОЙЕ, РПМШЪПЧБОЙЕ, ТБУРПТСЦЕОЙЕ ЙМЙ ДПЧЕТЙФЕМШОПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ, ЧОЕУЕООЩЕ Ч УПЧНЕУФОХА ДЕСФЕМШОПУФШ), ХЮЙФЩЧБЕНЩЕ ОБ ВБМБОУЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПВЯЕЛФПЧ ПУОПЧОЩИ УТЕДУФЧ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПТСДЛПН ЧЕДЕОЙС ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ.

дМС ЙОПУФТБООЩИ ВБОЛПЧ, ПУХЭЕУФЧМСАЭЙИ ДЕСФЕМШОПУФШ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ЮЕТЕЪ РПУФПСООЩЕ РТЕДУФБЧЙФЕМШУФЧБ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ЧЩУФХРБАФ ПВЯЕЛФЩ ДЧЙЦЙНПЗП Й ОЕДЧЙЦЙНПЗП ЙНХЭЕУФЧБ, ПФОПУСЭЙЕУС Л ПУОПЧОЩН УТЕДУФЧБН.

оБМПЗПЧБС ВБЪБ РП ОБМПЗХ ОБ ЙНХЭЕУФЧП ПТЗБОЙЪБГЙК (Ч ФПН ЮЙУМЕ ВБОЛПЧ) ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЛБЛ УТЕДОЕЗПДПЧБС УФПЙНПУФШ ЙНХЭЕУФЧБ, ПРТЕДЕМСЕНБС ЙУИПДС ЙЪ ЕЗП ПУФБФПЮОПК УФПЙНПУФЙ.

рТЙ ПРТЕДЕМЕОЙЙ УТЕДОЕЗПДПЧПК УФПЙНПУФЙ ЙНХЭЕУФЧБ Ч ОЕЗП ЧЛМАЮБАФУС ПФТБЦБЕНЩЕ Ч БЛФЙЧЕ ВБМБОУБ ПУФБФЛЙ РП УЮЕФБН ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ. ч РЕТЕЮЕОШ ОБМПЗППВМБЗБЕНПЗП ЙНХЭЕУФЧБ ЧЛМАЮБАФУС ПУФБФЛЙ РП УМЕДХАЭЙН УЮЕФБН ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ:

604 «пУОПЧОЩЕ УТЕДУФЧБ ВБОЛПЧ» (ЪБ НЙОХУПН УХННЩ ЙЪОПУБ, ХЮЙФЩЧБЕНПЗП ОБ УЮЕФЕ 606 «йЪОПУ (БНПТФЙЪБГЙС) ПУОПЧОЩИ УТЕДУФЧ»).

605 «пУОПЧОЩЕ УТЕДУФЧБ, РЕТЕДБООЩЕ Ч РПМШЪПЧБОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙСН ВБОЛПЧ».

608 «мЙЪЙОЗПЧЩЕ ПРЕТБГЙЙ» (ЪБ ЧЩЮЕФПН УХННЩ ЙЪОПУБ НБЫЙО, ПВПТХДПЧБОЙС, ФТБОУРПТФОЩИ УТЕДУФЧ, РТЕДБЧБЕНЩИ Ч МЙЪЙОЗ Й ХЮЙФЩЧБЕНЩИ ОБ ЬФПН УЮЕФЕ).

609 «оЕНБФЕТЙБМШОЩЕ БЛФЙЧЩ» (ЪБ НЙОХУПН УХННЩ БНПТФЙЪБГЙЙ).

610 «иПЪСКУФЧЕООЩЕ НБФЕТЙБМЩ» (ЪБ ЙУЛМАЮЕОЙЕН УЮЕФБ 61003 «пВПТХДПЧБОЙЕ, ФТЕВХАЭЕЕ НПОФБЦ»).

611 «нвр» (ЪБ НЙОХУПН УХННЩ ЙЪОПУБ).

614 «тБУИПДЩ ВХДХЭЙИ РЕТЙПДПЧ».

ч ПФОПЫЕОЙЙ ПВЯЕЛФПЧ ОЕДЧЙЦЙНПЗП ЙНХЭЕУФЧБ ЙОПУФТБООЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК, ОЕ ПУХЭЕУФЧМСАЭЙИ ДЕСФЕМШОПУФШ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РТЙЪОБЕФУС ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙПООБС УФПЙНПУФШ ХЛБЪБООЩИ ПВЯЕЛФПЧ РП ДБООЩН ПТЗБОПЧ ФЕИОЙЮЕУЛПК ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ.

оБМПЗПЧЩН РЕТЙПДПН СЧМСЕФУС ЛБМЕОДБТОЩК ЗПД, ПФЮЕФОЩНЙ — ЛЧБТФБМ, РПМХЗПДЙЕ Й ДЕЧСФШ НЕУСГЕЧ ЛБМЕОДБТОПЗП ЗПДБ.

пРТЕДЕМЕОЙЕ УТЕДОЕЗПДПЧПК УФПЙНПУФЙ ЙНХЭЕУФЧБ:

Налоги, уплачиваемые банками в бюджет

Основным видом налога, который уплачивают в бюджет банки, является налог на прибыль. Прежде чем рассмотреть налог на прибыль, следует остановиться на ряде уплачиваемых банками налогов, которые в определенной мере оказывают влияние на формирование конечных финансовых результатов деятельности каждого банка.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются коммерческие банки и их филиалы, а также филиалы и представительства иностранных банков, расположенные на территории Российской Федерации. Порядок налогообложения структурных подразделений иностранных банков имеет свои особенности.

Имущество Центрального банка России не облагается данным налогом.

Объектом налогообложения для банков являются их собственные и оборотные средства.

Для целей налогообложения рассчитывается среднегодовая стоимость имущества, определяемая в порядке среднехронологической величины совокупных остатков средств на каждое 1-е число месяца на балансовых счетах первого порядка № 604 «Основные средства банка», № 605 «Основные средства, переданные в пользование организациям банков», № 608 «Лизинговые операции», № 609 «Нематериальные активы», № 610 «Хозяйственные материалы», № 611 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», № 614 «Расходы будущих периодов».

При этом следует учитывать, что если банк учрежден или имущество принято на учет в первой половине квартала (до 15-го числа второго месяца включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества в расчет принимается этот полный квартал. В случае учреждения банка или принятия имущества на учет во второй половине квартала среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом создания банка или принятия имущества на учет.

Данным налогом не облагается имущество банка, используемое исключительно для нужд образования и культуры, в частности дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов, подразделений, ведущих подготовку и переподготовку специалистов, оздоровительных спортивных лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи, библиотек, социально-культурных, специализированных и многофункциональных комплексов, а также имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.

Кроме того, для целей налогообложения рассчитанная стоимость имущества банка уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам): объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе банка; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; путей сообщения (включая автомобильные дороги), линий связи, принадлежащих банку, а также земельных полос вдоль них и сооружений, действующих с целью поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов; спутников связи; земли.

Конкретные ставки налога могут устанавливаться соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, обшей, автономных областей и округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Сумма налога исчисляется банками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года и относится на отдельный лицевой счет.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета.

Читайте так же:  Красиво оформить анкету

Излишне внесенные суммы налога могут засчитываться в счет очередных будущих платежей или возвращаются банку в пятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.

Налогообложение кредитных организаций

В налоговых правоотношениях банки занимают особое по­ложение, поскольку они одновременно обладают статусом на­логоплательщика и агента государства, посредством которых производятся обязательные платежи в бюджетную систему или внебюджетные фонды. Несмотря на то что формально банки не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам отношений, регулируемых налоговым законодательством, фактически они таковыми явля­ются и обладают специальным налогово-правовым статусом.

Налоговый кодекс РФ (ст. 11) определяет банки (банк) как коммерческие банки и другие кредитные организации, имею­щие лицензию Центрального банка РФ. В соответствии с НК РФ к налогообложению банков применяются общие подхо­ды, которые проявляются в применении к банкам норм налого­вого права, используемых для налогообложения организаций вообще. Существуют особенности, заключающиеся в примене­нии для налогообложения банков особых правил, что отличает их от других организаций. Исключение составляет налогообло­жение Центрального банка РФ, который занимает обособлен­ное положение в налоговых отношениях.

Особый подход, применяемый к налогообложению Цен­трального банка, заключается в установлении исключительных правил, отличающих налогообложение Банка России от других банков. Во-первых, Центральный банк по сравнению с иными банками освобожден от уплаты некоторых налогов. Так, ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выра­женных в иностранной валюте» 1 устанавливает, что ЦБ РФ не является плательщиком налога на покупку иностранных денеж­ных знаков и платежных документов, выраженных в иностран­ной валюте; ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О налоге на имущество предприятий» 2 также ЦБ РФ и его уч-

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3592; 1998. № 29. Ст. 3396.

2 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221.

реждения не включает в состав плательщиков налога на имуще­ство предприятий. Во-вторых, при исчислении установленных для уплаты банками налогов Банку России в некоторых случаях адресованы особые правила налогообложения.

Специфика налогово-правового статуса Центрального бан­ка РФ определяется тем, что, с одной стороны, он является проводником государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации и в этой связи получение прибыли не является его основной целью, а с другой стороны, Централь­ный банк РФ может выполнять банковские операции и извле­кать из этого прибыль. Проблемы в определении правового статуса Банка России объясняются неопределенностью его мес­та в системе органов государственной власти, что неминуемо проецируется и на область налоговых отношений, способствует противоречивому толкованию некоторых норм законодательст­ва о налогах и сборах. Например, на практике возникали спор­ные ситуации, касающиеся правомерности уплаты Банком Рос­сии земельного налога. Неопределенность правового статуса Центрального банка РФ явилась основанием для распростране­ния налоговой льготы, а именно установленного п. 14 ст. 12 За­кона РФ «О плате за землю» освобождения от уплаты земель­ного налога земель, предоставляемых для обеспечения деятель­ности органов государственной власти и управления, и на Центральный банк РФ. Однако Министерство РФ по налогам и сборам разъяснило, что Центральный банк РФ не является ор­ганом государственной власти РФ и, соответственно, не имеет права на льготу по уплате земельного налога’.

Основной обязанностью банков как налогоплательщиков яв­ляется предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 налоги и сборы уплачиваются Бан­ком России и его организациями в соответствии с НК РФ.

1 См.: Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 27 апреля 2001 г. «Об исчислении и уплате земельного налога» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. №7.

2 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

614 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Банки являются плательщиками федеральных, региональ­ных и местных налогов и сборов. Федеральными налогами, уп­лачиваемыми банками, являются: налог на прибыль организа­ций; налог на добавленную стоимость; единый социальный на­лог; налог на операции с ценными бумагами; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выра­женных в иностранной валюте. Региональным налогом, взи­маемым с банков, выступает налог на имущество организаций, а местными — земельный налог и налог на рекламу. При этом налог на имущество 1 , единый социальный налог и земельный налог уплачиваются банками по общим правилам, единым для всех организаций.

Банки являются плательщиками налога на прибыль организа­ций, установленного в ст. 246—333 (гл. 25) НК РФ, поскольку налогоплательщиками признаются российские, а также ино­странные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Феде­рации.

Объектом обложения налогом является прибыль, получен­ная банком, которой признаются полученные доходы, умень­шенные на величину произведенных расходов. В соответствии со ст. 11 Закона о Банке России прибыль Банка России опреде­ляется как разница между суммой доходов от совершения бан­ковских операций и сделок, а также доходов от участия в капи— тал ах кредитных организаций и расходами, связанными с осу­ществлением им своих функций.

Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности определе­ния доходов и расходов банков, которые заключаются в сле-

1 Установлен Федеральным законом «О налоге на имущество пред­приятий» (Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221); Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество пред­приятий» (БНА РФ. 1995. № 11; Бюллетень нормативных актов феде­ральных органов исполнительной власти. 2002. № 8); Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисле­ния и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации» (БНА РФ. 1996. № 2; Российская газета. 2002. 6 апр.).

Глава 24. Особенности налогообложения отдельных субъектов 615

дующем: 1) конкретизация общих доходов и расходов налого­плательщиков с учетом особенностей определения доходов и расходов банков; 2) установление дополнительных доходов и расходов банков, понесенных при осуществлении ими банков­ской деятельности.

Определение доходов банков обладает следующими особен*-ностями.

1. Конкретизация общих доходов налогоплательщиков (ст. 249—250) с учетом особенностей определения доходов бан­ков. Например, по операциям купли-продажи иностранной ва­люты для банков установлен особый порядок определения их доходов (ст. 290).

2. Дополнительные доходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности (помимо предусмотренных ст. 249— 250). К доходам банков от осуществления банковской деятель­ности, в частности, относятся доходы: в виде процентов от раз­мещения банком денежных средств, предоставления кредитов и займов; в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов и осуществления расчетов; от инкассации; от прове­дения операций с иностранной валютой; по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней; от опе­раций по предоставлению банковских гарантий, авалей и пору­чительств за третьих лиц; от депозитарного обслуживания кли­ентов и другие доходы, связанные с банковской деятельностью. При этом в доходы банков не включаются суммы положитель­ной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков (ст. 290).

Банки уменьшают полученные доходы на сумму произве­денных расходов, определение которых отличается следующи­ми особенностями:

1. Конкретизация общих расходов налогоплательщиков (ст. 254—269) с учетом особенностей определения расходов бан­ков. Например, проценты по межбанковским кредитам (депози­там) со сроком до семи дней (включительно) при определении налоговой базы учитываются исходя из фактического срока действия договора без учета положений п. 1 ст. 269 НК РФ.

2. Дополнительные расходы, понесенные при осуществле­нии банковской деятельности (помимо предусмотренных ст. 254—269). В частности, к расходам банков, понесенным при

616 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

осуществлении банковской деятельности, относятся: проценты по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привле­ченным денежным средствам физических и юридических лиц, проценты по собственным долговым обязательствам, межбан­ковским кредитам, приобретенным кредитам рефинансирова­ния, займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах, а также иным обязательствам банков перед клиентами; суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежа­щим резервированию; комиссионные сборы за услуги по кор­респондентским отношениям; расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах; убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней; расходы по изго­товлению и внедрению платежно-расчетных средств и другие расходы, связанные с банковской деятельностью. В расходы банков не включаются суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

Налоговой базой налога на прибыль, уплачиваемого банка­ми, признается денежное выражение прибыли банков, подле­жащей налогообложению.

Налоговый кодекс РФ предусматривает дифференцирован­ные ставки налога на прибыль (ст. 284), не имеющие особенно­стей по отношению к банкам. Исключение составляет Централь­ный банк РФ, прибыль которого от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Феде­ральным законом о Банке России, облагается налогом по ставке 0%. Прибыль, полученная от осуществления деятельности, не связанной с выполнением Банком России возложенных на него функций, облагается налогом по ставке 24%.

Налоговый кодекс для банков устанавливает особенности ведения налогового учета доходов и расходов по налогу на при­быль (ст. 331).

Банки уплачивают налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от об­ложения НДС на территории Российской Федерации осуществ­ляемых банками банковских операций, за исключением опера­ций по инкассации. В частности, не подлежат обложению на-

Тлава 24. Особенности налогообложения отдельных субъектов 617

логом следующие операции: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привле­ченных денежных средств; открытие и ведение банковских сче­тов; осуществление расчетов по банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; осу­ществление операций с драгоценными металлами и драгоцен­ными камнями; выдача банковских гарантий, поручительств за третьих лиц; оказание услуг, связанных с установкой и экс­плуатацией системы «клиент — банк». Осуществляемые Банком России банковские операции 1 также освобождаются от уплаты НДС (за исключением инкассации). Причина освобождения банковских операций от данного налога заключается в том, что уровень платы по этим операциям трудно совместить с осуще­ствленными затратами, а следовательно, с самим понятием до­бавленной стоимости.

Читайте так же:  Страховка каска условия

Банки уплачивают налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной ва­люте, установленный Федеральным законом «О налоге на по­купку иностранных денежных знаков и платежных документов, ^выраженных в иностранной валюте».

Данным налогом не облагаются операции по выдаче налич-|ной иностранной валюты в погашение депозитов, открытых в |иностранной валюте, а также операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Централь­ного банка РФ, а также у других кредитных организаций.

Кредитные организации при покупке иностранных денеж-

|ных знаков и платежных документов, выраженных в иностран­ной валюте, уплачивают налог с выплаченных сумм продавцу по этим операциям в рублевом эквиваленте 2 . Ставка данного налога установлена в размере 1% от налогооблагаемой базы.

1 Перечень осуществляемых Банком России банковских операций установлен в гл. VIII Федерального закона о Банке России.

2 См.: Инструкция Госналогслужбы РФ от 7 августа 1997 г. № 45 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку ино­странных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 18; 1998. № 20.

618 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Суммы налога перечисляются кредитными организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, на террито­рии которых произведены операции по покупке наличной ино­странной валюты не позднее операционного дня, следующего за днем удержания налога.

Банки, являющиеся эмитентами ценных бумаг, выступают плательщиками по налогу на операции с ценными бумагами, уста­новленному Законом РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге на операции с ценными бумагами» 1 .

Объектом обложения налогом признается заявленная эми­тентом-банком номинальная сумма выпуска ценных бумаг. Данная норма распространяется на облигации, производные и иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государствен­ной регистрации 2 . Согласно ч. 14 п. 2 ст. 2 Закона объектом об­ложения данным налогом не признается номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых Центральным банком РФ в целях реализации денежно-кредитной политики.

Ставка налога на операции с ценными бумагами составляет 0,8% номинальной суммы выпуска. Исчисление суммы налога банки производят самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и налоговой ставки. Уплата налога производит­ся одновременно с представлением банком документов на ре­гистрацию эмиссии.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Налог на имущество для уплачиваемый банками

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ

Степанова Анастасия Сергеевна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Лукина Ирина Игоревна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Колчин Сергей Павлович

научный руководитель: д-р экон. наук, профессор, кафедра Финансов и налогообложения, МЭСИ, РФ, г. Москва

Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день в современном мире существует большое количество различных систем налогообложения. В данной статье авторами будут рассмотрены особенности российской системы налогообложения коммерческих банков и будут проведены параллели с другими системами налогообложения различных стран. Это позволит дать наиболее полное представление об эффективности российской налоговой системы.

Налогообложение касается всех элементов современного рынка. Банковский рынок является одним из главнейших из них, базирующийся в основном на банках. Под банком понимается кредитная организация, имеющая исключительное право выполнять следующие банковские операции: привлечение денежных средств во вклады физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [2, с. 1]. Их деятельность является необходимым условием создания рыночного хозяйства. Банки выполняют важную роль, с помощью их государство реализует тактические и стратегические цели инвестиционной, инновационной политики, регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности. Также являются основной частью рыночной инфраструктуры.

Для функционирования банковской системы является важным развитие системы налогообложения кредитных организаций. Банки и иных кредитные организации Российской Федерации сталкиваются при налогообложении с трудностями во многом связанные с противоречивостью и неразрешенностью многих положений налогового законодательства. Банки могу выступать в трех лицах:

· посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обязаны уплачивать некоторые виды федеральных, региональных и местных налогов. В соответствии с обновлением налоговой системы кредитные организации России на данный момент выплачивают такие федеральные налоги, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог (ЕНС) и другие. Региональные налоги: транспортные налог, налог на имущество организаций и другие, и местные налоги: налог на операции с ценными бумагами и земельный налог. Рассмотрим коротко каждый из приведенных налогов [3, с. 58].

1. Налог на прибыль. В соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации объектом данного налога является действительно полученная прибыль, которая является доходом банка за вычетом проведенных расходов, направленных на получение этого дохода.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит заметить то, что большая часть услуг банков освобождена от уплаты данного налога, это объясняется тем, что некоторые тарифы банков не основываются на себестоимости услуг. На их размер оказывают влияние конкуренция и риски.

3. Единый социальный налог. Данный налог основывается на том, что банк имеет в своем штате работников, которым производятся выплаты по трудовым договорам. Но если эти выплаты не относятся к расходам организации, они не считаются объектом налогообложения.

4. Транспортный налог выплачивается только в том случае, если банк имеет, хотя бы одно транспортное средство.

5. Налог на имущество организаций. Объектом данного налога признается движимое и недвижимое имущество, которое имеет банк.

6. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются эмитенты ценных бумаг.

7. Земельный налог. Банки платят данный налог только в двух случаях: 1. если здание, в котором находится банк, являются собственность; 2. Или когда банк осуществляет свою деятельность в арендованном помещении.

Банки, как налогоплательщики ведут налоговый учет расходов и доходов, которые получены от осуществления банковской деятельности, путем отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленными правилами. Такой учет ведется по каждой сделки совершенной банком, будь то сделка купли-продажи драгоценных камней, либо хозяйственные операции, либо долговые обязательства. В аналитическом учете фиксируется дата совершения операций, цены, количественные, качественные или другие характеристики, необходимые для данного учета [1, с. 331].

Ярким представителем для сравнения налогообложения коммерческих банков Российской Федерации является банк Соединенных Штатов Америки. Налогообложение в данной стране строится совсем по-другому, так например, на банки распространяются такие же ставки, что и на корпорации. В первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость, или другие производственные и потребительские налоги. В данном случае эффективнее будет рассмотреть вначале общую схему налогообложения корпораций, после этого выделить особенности, которые присущи налогообложению коммерческих и национальных банков.

Схема налогообложения корпораций:

1. определение дохода корпорации;

2. из суммы определенного дохода вычитается налог, который не подлежит налогообложению;

3. производятся вычеты для определения, облагаемого налогом чистого дохода, к которому применяются ставки налога.

Также в Соединенных Штатах Америки существует достаточное количество льгот, среди которых выделяется льгота по налогообложению доходов, которые получены от деятельности за рубежом. Вместе с тем, в американской практике недоплата налогов наказуема. По закону если банки имеют доход, то минимальный налог все равно должен быть уплачен. Как было замечено, налогообложение коммерческих банков и корпораций облагаются по одной и той же схеме. Однако, поскольку деятельность банков имеет свои особенности, в США существует несколько норм, которые имеют отношение только к коммерческим операциям банков, например, такие как:

1. резервы для возмещения ущерба, возникшего в связи с займами;

2. исключаемый из налогообложения доход;

3. операционные убытки;

4. льготы по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом;

5. отложенные доходы от деятельности в другой стране;

6. ограниченные исключения из правил определения рынка;

7. альтернативный минимальный доход [4, с. 1].

Налоги на доходы банков в США по сравнению с действующей ставкой России достаточно велики. Так, например, некоторые виды доходов в США не облагаются вообще, к тому же кредитные организации могут совершенно свободно «оптимизировать» свои налоги, вычитая из облагаемой суммы производственные расходы. Вместе с этим, стоит повторить, что американские налоговые службы первым делом обращают внимание на налог с прибыли, именно он становится главенствующим в налоговой цепочке, в то время как в России банки обязаны уплатить не только данный налог, но и налог на имущество, страховые взносы, земельный налог и другие. Но, не смотря на то, что в США установлена самая большая процентная ставка по налогам, вместе с этим именно банки США стремительно развиваются.

С каждым годом налоговая система России развивается, законы корректируются, вносятся поправки, вместе с этим устраняются банки, которые злоупотребляют своим положением, что приводит к отзыву лицензий, а в последствие к закрытию.

Рубрики: Без рубрики