Наглядные пособия для вуза

Учебное оборудование для профессионального образования (НПО, СПО, ВУЗ, ПТУ)

В данном разделе представлены учебное оборудование, демонстрационные и учебные лабораторные стенды, установки, учебные модели в разрезе, приборы, наглядные пособия, плакаты, планшеты, обучающие программы по различным направлениям, профессиям и специальностям для НПО, СПО и ВУЗов (ВПО).

Сделаем любую учебную модель в разрезе (двигатель, электродвигатель, гидроаппараты,

насосы, узлы и агрегаты машин и т.д.) на подставке с описанием устройства по вашему заказу!

Если Вы не нашли нужного оборудования, позвоните нам или напишите заявку в разделе «Обратная связь», мы подберем его на заказ.

Достаточно назвать направление, учебную дисциплину и мы сможем предложить

все по данной тематике от учебных стендов до наглядных пособий.

Вам останется выбрать в соответствии с выделенным бюджетом.

Подготовим техническое задание для госторгов.

Наглядные пособия для ВУЗа и колледжа

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Размер: 0,6 м х 0,9 м

Какой бы предмет вы ни изучали – историю, языки или квантовую физику, – сделать это без наглядных пособий достаточно проблематично. И если показать работу механизма или химическую реакцию можно во время лабораторной работы, то как быть с хронологией исторических событий или объяснением филологических особенностей того или иного языка? Выход есть, и это – стенды для ВУЗов, особенность которых заключается в том, что они выполняют не только информационную, но и учебную функцию.

Преимущества учебных стендов для ВУЗов

Доказано, что большая часть людей лучше запоминает информацию зрительно, а не на слух, поэтому использование наглядных пособий дает более эффективный результат во время учебы.

Стенды для колледжа обладают рядом характеристик, которые делают их незаменимыми, и в первую очередь это касается наглядности. Студенты, увидев устройство того или иного аппарата, механизма или системы, могут быстрее понять принцип его работы. Мало того, используя такие пособия, учебное заведение обучает студентов без преподавателей – непроизвольно разглядывая плакаты и стенды, учащиеся автоматически будут запоминать больше информации. Немаловажную роль играет и мобильность. Если взять, к примеру, обучение механиков или инженеров, в обязательную программу которых входит изучение различных двигателей, станков и пр., то для этого многие ПТУ, институты и техникумы выделяют целые помещения, в которых размещаются габаритные механизмы. Используя печатные стенды для техникумов, преподавателям не нужно проводить занятия в специализированных помещениях – они могут приносить с собой все необходимые наглядные пособия и быстро, а, главное, без затрат сил и энергии, демонстрировать большое количество материала.

Кроме этого, стенды обладают таким свойством, как безопасность. В отличие от станков и механизмов, напечатанные на ПВХ, пособия и плакаты попросту не способны причинить вред учащимся. Оформление колледжа, как и любого другого учебного заведения, напрямую зависит от финансирования. В связи с этим на первый план выходит еще одно преимущество стендов – их дешевизна. Оформление стендов в колледже не сопряжено с большими финансовыми затратами – любой, пусть даже самый дорогой стенд, стоит в сотни раз дешевле других наглядных пособий (действующих моделей, макетов, механизмов, систем), при этом срок службы таких стендов практически неограничен. Сейчас при производстве стендов для университетов используются материалы (бумага, ПВХ, лаки, краски, специальная печать), соответствующие наивысшим стандартам и международным требованиям, и рассчитанные на многолетнее использование.

Особенность стендов для учебных заведений заключается еще и в их универсальности, ведь предназначение стендов – это не только обучение, но и информативная нагрузка. Переступив порог учебного заведения, ученик или студент в первую очередь ищет именно стенд, на котором размещается вся информация о техникуме или колледже, о том, какие документы нужны для поступления, какие в ВУЗе есть факультеты, расписание занятий, факультативов и многое другое. Одним словом, стенды – это незаменимые атрибуты современных учебных заведений, без использования которых трудно представить себе нормальную работу любого учреждения, будь то детский сад или МГИМО.

Учебные наглядные пособия

ООО Компания «Новый Стиль» предлагает Вашему вниманию лабораторное оборудование по разделу «Учебные наглядные пособия»
Специалисты компании готовы оказать Вам помощь:

  • В подборе и рекомендации оборудования
  • В проектировании и комплексном оснащении учебных лабораторий
  • В индивидуализации продукции под нужды заказчика

Пособия и оборудование для школ и ВУЗов

Производства «Природоведение и школа», Москва

Мы рады предложить Вам учебную продукцию ОАО «Природоведение и школа».

ОАО «Природоведение и школа» — крупнейший российский производитель учебных наглядных пособий, учебного и лабораторного оборудования для школ и ВУЗов со 100 — летней историей.

Наглядные пособия для вуза

Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

Уровень сформированности коллектива (школьного класса): по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

Читайте так же:  Не заключен договор на поставку газа

Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.

Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. д.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, в медицине

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, или производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применяются с целью создания у обучаемых более конкретных, образных представлений об изучаемых предметах, явлениях и событиях и формирования понятий для усвоения отвлеченных связей и зависимостей, а также в сан.-просвет, работе. Н. п. повышают внимание и интерес слушателей к излагаемому вопросу.

Принцип наглядности в обучении был выдвинут впервые еще в 17 в. известным чешским педагогом Ко-менским (J. A. Komensky), к-рый сформулировал «золотое правило»: «все, что. можно, предоставлять для восприятия чувствам. ». К. Д. Ушинский под наглядным обучением понимал такое обучение, к-рое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных предметах, непосредственно воспринимаемых человеком. Он считал необходимым непосредственное восприятие предмета обучаемым и чтобы под руководством преподавателя «.. .ощущения учащегося превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». На современном этапе непосредственное восприятие конкретных предметов должно способствовать тому, чтобы мысль облекалась не только в слово, но и в конкретное действие. Проф. С. И. Архангельский, разработавший основные принципы теории наглядности, считает, что наглядности в учебном процессе принадлежит как бы «архитектурная» роль: придавать элементам знаний очевидный характер.

Наглядный метод пред ематривает использование в целях обучения как реальных предметов, так и наглядных способов, в т. ч. технических средств информации. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников (см. Учебники медицинские), методам и приемам обучения, возрастным особенностям обучаемых, а также удовлетворять определенным научным, профессиональным, эстетическим, санитарно-бытовым, техническим и экономическим требованиям. Н. п. весьма разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приемам использования. Их обычно делят на естественные (натуральные), к-рые наиболее предпочтительны в медицине, и изобразительные.

К естественным Н. п. в медицине относят реальные объекты изучения: непосредственно больной, макро- и микропрепараты, животные, хирургические инструменты, приборы, аппараты, образцы продукции хим.-фарм. промышленности и т. д. Использование этого вида Н. п. может сопровождаться определенными трудностями (недостаточность или отсутствие реальных предметов обучения, ограниченность проведения манипуляций на живом организме и т. д.).

К изобразительным Н. п. относят предметы и явления, изображенные средствами искусства и техники. По способам изображения они могут быть образными (модели, макеты, муляжи, картины и др.) и схематическими, условными, передающими в предмете или явлении самое главное, основное, в определенной логической последовательности, с использованием условных графических знаков, условной раскраски: карты, схемы, диаграммы (см. Графические изображения).

Н. п. делятся на объемные и плоскостные. К объемным Н. п. относятся модели реальных объектов изучения, муляжи, макеты. К объемным относятся также все естественные Н. п. (больной, макро- и микропрепараты и др.).

Любой реальный объект, особенно человеческий организм, является чрезвычайно многообразным и сложным, поэтому при создании модели опускают все несущественное, оставляя лишь главное, что, несомненно, упрощает восприятие.

Модели делятся на две основные группы. Первая группа — вещественные модели, изготовленные из какого-либо материала (гипса, папье-маше, пластмассы, дерева и т. д.) и сохраняющие не только геометрическое подобие с изучаемым объектом, но зачастую и условия, в к-рых действует реальный объект. Такие модели, кроме того, дают возможность отрабатывать в процессе обучения практические умения и навыки. К ним относятся фантомы, на к-рых отрабатываются навыки выполнения мед. манипуляций, напр, модели взрослого человека (цветн. рис. 3), головы новорожденного (цветн. рис. 4), на к-рых проводится отработка реанимационных мероприятий и т. п. Необходимым условием при создании таких Н. п. является близость характеристик моделей к основным характеристикам реального объекта изучения. В преподавании анатомии широко используются разборные и раскрашенные модели различных органов человека (цветн. рис. 1, 2), в преподавании физиологии — модели, позволяющие видеть те или иные физиол, функции («стеклянный человек»).

В ряде случаев модели могут быть в уменьшенном или увеличенном виде.

Муляжи — точные, в натуральную величину копии частей тела, предметов, продуктов. В практике обучения и сан.-просвет, работы они незаменимы, напр., в тех случаях, когда требуется продемонстрировать нек-рые проявления тех или иных заболеваний (состояний) при отсутствии соответствующих реальных объектов (поражение отравляющими веществами, лучевое поражение, редкие дерматозы и т. д.).

Макеты — это упрощенные модели, в к-рых объемное изображение оригинала не только уменьшено в размерах, но и может иметь незначительные отклонения от натуры. Разборные макеты нашли широкое применение в преподавании сан.-гиг. дисциплин, организации здравоохранения, судебной медицины и т. д. Изготовленные из пластмасс, дерева, папье-маше и других материалов, макеты позволяют демонстрировать как в целом, так и в разрезе либо в отдельных частях и деталях оборудование и устройство б-ц и других леч.-проф, учреждений, сан.-гиг. устройства и т. д.

Вторая группа — модели, не сохраняющие геометрического подобия с изучаемым объектом и отражающие не столько физические, сколько его функц, характеристики. В этом случае отношение между объектом и моделью строится на основе тождественности связей между элементами объекта или математического аппарата, описывающего эти связи. К такой категории моделей относят диагностические электрифицированные схемы (напр., схемы кровообращения, путей передачи инфекций, движения меченых атомов и т. д.), а также устройства, в к-рых приборы соединены с объемной и полуобъемной схемой (напр., аппараты, имитирующие действие сердца, искусственная почка), дающие возможность показать аппарат и в действии.

Читайте так же:  Как самим оформить квартиру

К плоскостным Н. п. относят изображения, выполненные на бумаге, картоне, пленке, стекле, фотобумаге и других материалах различными способами — типографским, трафаретным, фотографическим и др. Это учебные таблицы, микротаблицы, схемы, диаграммы (см. Диаграмма), графики, чертежи, фотографии, карты, картограммы (см. Картограмма) и т. д.

Из плоскостных Н. п. наибольшее распространение, особенно для больших аудиторий, получили цветные диапозитивы (слайды), к-рые можно демонстрировать на экране на протяжении всей лекции (занятия) или доклада. Экранные Н. п., звуковые учебные пособия вместе с проекционной аппаратурой, магнитофоном, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения (см.). К ним относятся обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.

Учитывая, что применяемые в медицине Н. п. в основном статичны, т. е. весьма ограниченно отражают динамические процессы, использование принципа наглядности зачастую имеет в виду именно технические средства, такие, как учебное кино (см. Кинематография в медицине), учебное телевидение (см. Телевидение в медицине), видеозапись и др.

К Н. п. в широком смысле относят также и грампластинки с записью лекций и докладов выдающихся ученых-медиков страны, изданные двумя сериями (19 грампластинок) Главной редакцией Большой медицинской энциклопедии АМН СССР, а также магнитофонные записи.

При создании и использовании наглядных учебных пособий соблюдаются следующие основные требования: Н. п. должны отражать существенные свойства реальных объектов и быть простыми, иметь четкое, контрастное и по возможности яркое изображение, соответствовать размерам конкретной аудитории и быть по возможности однотипными; содержание Н. п. должна оказывать помощь в раскрытии теоретических положений и практических мероприятий, в понимании сущности различных закономерностей и т. д., соответствовать степени научной разработки тех или иных положений, отражать современное состояние науки; Н. п. должны быть краткими, образными, не перегруженными излишней информацией, их фрагментарность не должна противоречить целостности объективного процесса или явления.

В медицине и в сан.-просвет, работе применение Н. п. рекомендуется на всех этапах познавательного и учебного процесса: при сообщении новых знаний и их закреплении, выработке умений и навыков, при выполнении домашних заданий и осуществлении контроля усвоения и др.

В советской мед. школе наглядности обучения отводится большая роль — она органически включается в учебный процесс в сочетании с объяснениями преподавателя. Слово и наглядность в обучении находятся в тесном взаимодействии, а их соотношение может меняться в зависимости от конкретных целей обучения, содержания предмета, наличия Н. п., их качества и т. д. По методам и приемам использования Н. п. делят на пособия, предназначенные для демонстрации на лекции, практическом занятии, уроке, и на пособия для самостоятельной работы обучаемых.

Т. о., преподавание в мед. школе предусматривает широкое использование Н. п., особенно в тех случаях, когда у учащихся нет конкретных представлений об изучаемом предмете или им необходимо отработать какие-либо практические навыки. Выбор того или иного средства наглядности, метода и приема использования его зависит от целей и задач, к-рые предстоит решить в процессе обучения; совр, дидактика требует использования обоснованного комплекса различных методов и средств, в т. ч. и средств наглядности.

В СССР специализированной организацией по производству и реализации медицинских и биол, учебнонаглядных пособий для высших и средних мед. учебных заведений и школ Мин-ва просвещения СССР, а также по поставкам на экспорт является Республиканское промышленно-производственное объединение Медучпособие М3 РСФСР. Н. п. могут быть изготовлены также в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения.

Библиография: Активно развивать вузовскую дидактику, Вестн, высшей школы, № 3, с. 13, 1909; А р х а н г e л ь с к и й С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе, с. 341, М., 1974; Й л ь и н а Т. А. Педагогика, с. 278, М., 1969; Методические рекомендации к применению учебного фильма в медицинском вузе, М., 1977; Практика и познание, под ред. Д. П. Горского и др., с. 312, М., 1973; Технические средства обучения и наглядные пособия в медицинском вузе, Методические рекомендации, сост. Л. Я. Резников, Л., 1979.

Эффективность учебных занятий по баскетболу в вузе на основе применения наглядных пособий Амджад Альмаданат

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Амджад Альмаданат. Эффективность учебных занятий по баскетболу в вузе на основе применения наглядных пособий : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Рос. гос. акад. физической культуры.- Москва, 1996.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/3091-X

Введение к работе

Актуальность. В условиях ВУЗа на спортивных отделениях обучение баскетболу лимитируется объемом учебных часов, а также эффективностью их использования. Учебные занятия в группах специализации по баскетболу в вузе проводятся со студентами, в основном слабо технически подготовленными. Учитывая низкий уровень подготовки и его индивидуальные различия, много времени отнимают объяснение и показ, что снижает моторную плотность и интерес к занятиям.

Поэтому низкая плотность занятий на спортивных отделениях вуза, отсутствие индивидуального подхода, и средств стимуляции интереса к занятиям, что приводит к низким темпам обучения и малой прочности усвоения технических и тактических приемов (Ю.Н. Вавилов, 1990; А.Г.Горшков, 1994; К.К.Кордялис, 1990 и др.). Отсюда повышенный интерес специалистов к нетрадиционным педагогическим подходам в обучении, способствующим оптимизации процесса начальной спортивной подготовки (Р.М.Мулаисв, Е.П.Крючков и др., 1994).

Одним из них является реализация принципа наглядности в обучении. Наибольшие перспективы для физической культуры и спортивной тренировки у образно-знаковых и условно-знаковых пособий как наиболее простых, способствующих индивидуализации нагрузок и применению метода круговой тренировки.

Необходимость их использования диктуется ограниченным объемом учебных часов, разным уровнем подготовки занимающихся (Г.И.Хозяинов, 1976). Однако таких пособий для обучения баскетболу нет.

Читайте так же:  Социальные льготы многодетным

В связи с этим диссертационная работа посвящена одному из важных направлений интенсификации учебно-тренировочного процесса по баскетболу — созданию системы применения наглядных пособий, направленных на увеличение моторной плотности занятий, выработку стойкого интереса к ним, обеспечение возможности индивидуализации нагрузок, устранение моногонии, быстрые темпы освоения технико-тактических основ баскетбола в вузах как в России, так и зарубежных стран.

Наглядность и точность рисунка упражнения, условное динамическое изображение спортсменов типа граффити, минимум текста,

привлекательные названия упражнений, использование отдельных карточек, позволяют тренеру свести объяснения к минимуму, что позволяет широко использовать метод круговой тренировки.

Карточки систематизированы по техническим приемам: ловля мяча, передача мяча, ведение мяча, броски мяча, действия в защите; затем идут основные тактические схемы и вспомогательные физические упражнения с мячом и без мяча.

Карточки каждого из технических приемов и упражнений предваряются схемами классификации и заключаются вспомогательными упражнениями. Весь массив карточного материала обозначен как рисованные баскетбольные упражнения (РБУ) — граффити.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование специально разработанной методики проведения занятия по баскетболу в вузе с помощью РЕУ-граффити, обеспечивающую максимальную моторную плотность, повышение объема и интенсивности за счет развития стойкого интереса к занятиям, мелко группового и индивидуального методов тренировки, окажет положительное воздействие на функциональное состояние, физическую и технико-тактическую подготовленность занимающихся, что повысит эффективность и качество обучения баскетболу студентов в Российских и зарубежных вузах.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс при начальном обучении баскетболу в условиях вуза.

Предает исследования. Методические особенности проведения занятия с помощью наглядного пособия РЕУ-граффити.

Цель работы — повышение эффективности обучения баскетболу на спортивных отделениях вузов с распространением рекомендаций не только на вузы России, но и Иордании, где из-за отсутствия системы подготовки резерва обучение баскетболу осуществляется на секционных занятиях.

Разработать содержание аналогичных наглядных пособий РБУ-граффити и изготовить их.

Определить методику использования РЕУ-граффити на занятиях минимума по баскетболу в условиях ШК.

Оценить эффективность разработанной методики использования РБУ-граффити на функциональное состояние, работоспособность и технико-тактическое мастерство студентов.

4. Провести сравнительный анализ эффективности использования РБУ-граффити в условиях РГАФК и Университета Мота (Иордания ).

Для решения поставленных задач в настоящей работе применен комплекс методов:

Изучение литературных источников.

Педагогические наблюдения, опрос, беседы.

Анкетирование преподавателей и спортсменов.

Расчет пульсовой кривой занятия по фиксации частоты сердечных сокращений, радиотелеметрическим методом.

Тестирование показателей специальной физической и технико-тактической подготовленности.

Определение скорости зрительно-моторной реакции на стереотип положительных и тормозных световых раздражителей.

Определение подвижности основных нервных процессов.

Определение реакции на движущийся объект.

Определение силы и статической выносливости мышц спины.

Метод математической статистики.

Организация исследования. В рамках предварительного эксперимента проводилось освоение методик исследований на занятиях по баскетболу в Российской академии геологоразведки. Здесь же были отработаны анкетные опросы и методики хронометража и пульсо-метрии.

Параллельно проводилась разработка банка данных для составления рисунков, подбор необходимых упражнений из области специаль ной физической подготовки баскетболиста, их оформление художниками с перенесением на карточки.

Основной педагогический эксперимент был проведен на студентах РГАФК первого года обучения разных специализаций, осваивающих баскетбол в рамках минимума. 12 спортсменов одной из групп (юношей) составили опытную группу, с которой преподаватель занимался, используя РБУ-граффити по разработанной методике, в двух других группах, занимающихся параллельно с первой, обсле-

довались еще 18 человек, составивших контрольную группу.

В начале педагогического эксперимента (с 7 февраля 1994 года) было проведено обследование функционального статуса студентов опытной и контрольной групп. Далее в опытной группе начались занятия по экспериментальной программе, которые проводились в течение трех месяцев до 10 мая 1994 г. В апреле месяце было проведено анкетирование студентов опытной и контрольной групп, а в начале мая — преподавателей.

В процессе всего периода педэксперименга проводился хронометраж занятий и пульсометрия студентов контрольной группы, а с 15 апреля эти же исследования были проведены на занятиях опытной группы.

В конце педагогического эксперимента был проведен второй срез психофизиологических показателей как у учащихся опытной, так и контрольной группы. Тестирование специальной физической подготовленности и проведение технических тестов было выполнено в апреле-мае 1994 г.

Эксперимент в Иорданском университете Мота проводился с мая по июль 1994 года в течение двух с половиной месяцев по сокращенной программе — без психофизиологических исследований. Педагогическое тестирование и анкетирование были проведены в полном объеме.

Здесь опытную группу составили студенты одной из групп тренерского факультета специализация которых была самая различная (не баскетболисты). Так как группы в университете не смешанные, то в опытной группе было 18 спортсменов. Контрольная группа занималась параллельно в количестве 15 человек.

Перевод карточек на арабский язык был проведен в 1993 году в процессе работы над .русским вариантом РБУ-граффити.

Анкетирование студентов и преподавателей было проведено в июле, в это же время проведено и тестирование физико-технических возможностей студентов университета Мота.

Научная новизна работы в обосновании нового направления реализации наглядного метода обучения баскетболу — методического комплекса рисованных баскетбольных упражнений (РБУ-граффити).

Практическая значимость проведенных исследований заключается в возможности их использования в процессе первоначального обучения баскетболу в ВУЗах, в детских спортивных школах с -лимитированным учебным временем как в России, так и за рубежом.

Положения, выносимые на защиту:

Несоответствие существующей методики обучения баскетболу в ВУЗе задачам интенсификации процесса обучения приемам техники и тактики баскетбола в лимите времени диктует необходимость разработки нового типа методического комплекса: РБУ-граф-фити.

Разработанная и экспериментально проверенная методика проведения занятия по баскетболу с РБУ-граффити в условиях Российского и Иорданского вузов, основанная на принципе максимизации моторной плотности, эффективна по показателям воздействия занятий на состояние ведущих для баскетбола психофизиологических функций, специальную физическую подготовленность, освоение техники и тактики баскетбола, самочувствие спортсменов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой баскетбола и ручного мяча РГАФК. Материалы работы доложены на конференциях кафедр баскетбола и ручного мяча, гигиены, экологии и спортивных сооружений РГАФК по итогам 1994 года.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Диссертационный материал изложен на J33 листах машинописного текста, содержит 15 таблиц и 2 рисунка. Список литературы включает 133 источника отечественной и иностранной литературы. В приложении приведены анкеты, акты внедрения результатов исследований в практику.