Международный договор как источник международного налогового права

Международные налоговые соглашения как источник налогового права

(Кузнеченкова В. Е.) («Финансовое право», 2011, N 10) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК НАЛОГОВОГО ПРАВА

В. Е. КУЗНЕЧЕНКОВА

——————————— Kuznechenkova V. E. International tax agreements as a source of tax law.

Кузнеченкова Валентина Евгеньевна, профессор кафедры финансового и административного права РГЭУ (РИНХ), доктор юридических наук.

Международные налоговые соглашения как источник налогового права приобретают все большее значение, так как некоторые вопросы просто невозможно решать только с помощью российского налогового законодательства. В статье автором определяется место международных соглашений в системе источников налогового права и проводится их классификация по разным основаниям.

Ключевые слова: международное налоговое соглашение, конвенция, договор, источники налогового права.

International tax agreements as a source of tax law acquire more importance as certain issues cannot be solved only with help of the russian legislation. The author of the article determines the place of international agreements in the system of sources of tax law and gives classification thereof by various grounds.

Key words: international tax agreement, convention, contract, sources of tax law.

Международные договоры как источник налогового права приобретают все большее значение, так как «между национальными правовыми системами в области налогообложения зачастую возникают конфликтные ситуации, связанные с многократным налогообложением» , и решать их только с помощью российского налогового законодательства невозможно. Совершенно справедливо отмечает Н. П. Кучерявенко, что применение данного источника права не всегда однозначно, так как международные договоры наделены различной юридической силой; например, если на Украине они имеют преимущество над законами, принятыми Верховной Радой, то в США их действие равнозначно законам, и они включаются в систему законодательства наравне с законами США . ——————————— Поляков В. В., Котляренко С. П. Международное многократное налогообложение. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: ИД «ФБК-ПРЕСС». 2000. С. 182. Кучерявенко Н. П. Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001. С. 48 — 49.

К международным источникам налогового права С. Г. Пепеляев относит международные акты, устанавливающие общие принципы налогообложения; международные налоговые соглашения; международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; решения международных судов о толковании международных соглашений . ——————————— Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. С. 255.

Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере — устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели: гармонизация налоговых систем и налоговой политики; унификация фискальной политики и налогового законодательства; разрешение проблем двойного налогообложения; предотвращение уклонения от налогообложения; избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов; гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности . ——————————— Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е. Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000. С. 80 — 81.

Выступая на Пленуме Верховного Суда, Председатель Верховного Суда отметил, что при рассмотрении конкретных дел все чаще применяются международные договоры Российской Федерации. Кроме того, стали применяться и другие источники международного права, такие как общепризнанные принципы и нормы международного права и практика международных судебных органов . ——————————— Законодательство и экономика. 2004. N 9. С. 13.

Российская Федерация является участником большого числа международных налоговых соглашений. В настоящее время можно выделить следующие основные группы международных актов как источников российского налогового права. Их можно классифицировать следующим образом. 1. Договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов. В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких десятков такого рода соглашений. Их положения и принципы похожи и в Российской Федерации применяются к следующим налогам: — налог на прибыль предприятий и организаций; — налог на имущество предприятий; — налог на имущество физических лиц. В частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы . Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы , Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Республики Шри-Ланка об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налога на доходы , Соглашение между Правительством Мексиканских Соединенных Штатов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал. Указанные Соглашения применяются к налогам на доходы и имущество, взимаемым на всех уровнях в договаривающихся государствах, независимо от способа их взимания. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей стоимости имущества или с отдельных элементов доходов или имущества, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями, а также налоги на прирост стоимости имущества. ——————————— СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 511. СЗ 2004. N 23. Ст. 2236. БМД. 2007. N 11. БМД. 2008. N 11. БМД. 2008. N 5.

В 2003 г. были подписаны четыре Конвенции между Правительством РФ и правительствами Австрийской Республики , Правительством Португальской Республики , Правительством Республики Исландия, Королевством Норвегии об избежании двойного налогообложения. ——————————— СЗ РФ. 2003. N 5. Ст. 381. Там же. N 38. Ст. 3627. Там же. N 15. Ст. 1305.

В 2003 г. заключено восемь Соглашений об избежании двойного налогообложения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики , Правительством Республики Индонезия , Правительством Китайской Республики , Государством Кувейт , Правительством Сирийской Арабской Республики , Правительством Республики Таджикистан , Правительством Новой Зеландии . Было также заключено Соглашение с Республикой Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и ратифицировано Соглашение с Австралией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. ——————————— СЗ 2003. N 4. Ст. 269, 270. Там же. N 6. Ст. 511. Там же. N 9. Ст. 806. Там же. N 11. Ст. 958. Там же. N 36. Ст. 3494. Там же. N 43. Ст. 4109. Там же. N 47. Ст. 4511. Там же. N 14. Ст. 1259. Там же. N 49. Ст. 4703.

2. Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Указанные соглашения делятся на две большие группы. А. Соглашения, по которым компетентным органом является Федеральная налоговая служба. В указанных соглашениях «нарушение налогового законодательства» трактуется как «противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, за которое установлена юридическая ответственность (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1997 г.). Сфера применения соглашений достаточно широка. Предусматривается оказание содействия: — в предотвращении и пресечении налогового законодательства; — в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами; — в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства; — в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов; — в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства; — в области обучения кадров и обмена специалистами; — в иных вопросах, которые требуют совместных действий. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1996 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1998 г. и др. Предусматриваются достаточно строгие меры по соблюдению конфиденциальности. Полученная в соответствии с договорами информация, касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной и обеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством и требованиями запрашиваемого налогового органа. Эта информация может быть использована только в целях, предусмотренных договором, в том числе для административного или судебного разбирательства. Для иных целей информация может быть использована только с согласия запрашиваемого органа. Б. Соглашения, по которым компетентным органом является МВД РФ. Предметом указанных договоров являются сотрудничество и взаимная помощь с целью организации эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов и другими связанными с ними экономическими преступлениями. По данным договорам термин «информация» включает любые сведения, документы, записи или отчеты, а также их заверенные или аутентичные копии. Помощь в рамках соглашений осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемого государства и в пределах компетенции и возможностей соответствующего его органа. Незначительный перечень форм сотрудничества зафиксирован в ст. 3 Соглашения с Грецией: — обмен информацией; — обмен представителями и экспертами; создание рабочих групп и организации семинаров; — обучение кадров. Договоры с Казахстаном, Румынией, Кыргызстаном расширяют объем взаимодействия, включая в него: — обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими и физическими лицами; — взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений налогового законодательства; — представление копий документов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц; — обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по организации борьбы с нарушениями налогового законодательства; — обмен опытом по созданию и обеспечению функционирования информационных систем, используемых в борьбе с нарушениями налогового законодательства; — осуществление координации деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп и обмен представителями; — оказание содействия в обучении и переподготовке кадров; — проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с нарушениями налогового законодательства. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства 1997 г. (ст. 7) предусматривает такую форму сотрудничества, как «расследования». По получении запроса проводятся «официальные расследования в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить законодательству. Результаты такого расследования передаются запрашиваемому органу. Такие расследования проводятся в соответствии с законодательством государства запрашиваемой Договаривающейся стороны. Запрашиваемый орган проводит расследование так, как если бы он действовал от своего собственного имени. Запрашиваемый орган может разрешить официальным лицам запрашивающей Стороны присутствовать при таких расследованиях. На основании ст. 8 Соглашения со Швецией по запросу компетентный орган может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве экспертов и свидетелей в судах или иных органах другой стороны. 3. Иные соглашения, в которых имеются налоговые нормы. В числе этих договоров — соглашения о гарантиях инвестиций, соглашения о поощрении и защите авторских и смежных прав, конвенции о правовом положении дипломатических, консульских и иных представительств, пользующихся налоговым иммунитетом. Указанные соглашения содержат отдельные нормы по налоговым вопросам. Международные договоры, в которых участвует Россия, входят в состав ее действующего права в качестве общеобязательных и приоритетных по своей юридической силе источников, но в то же время, являясь актами международного права, не являются составной частью ее национального законодательства. В связи с интеграционными процессами, происходящими в различных странах и в России, наблюдается тенденция к совершенствованию налогового законодательства на мировом уровне. Определенные усилия в сфере сближения национального налогового законодательства с международным предпринимаются и в нашей стране. Так, 3 сентября 2004 г. было принято Совместное Постановление Исполкома Координационного совета Международного союза юристов, Правления Международного союза (содружества) адвокатов и правления Центрального совета Союза юристов России «Об участии Международного союза (содружества) адвокатов и Союза юристов России в обеспечении единого правового пространства СНГ», в котором указывается, что «для совершенствования своего законодательства мы должны ориентироваться на относящееся к континентальной правовой семье европейское право», и далее — «при определении общих стандартов предпринимательского и финансового права сразу лучше ориентироваться на европейские общие правовые стандарты» . ——————————— Законодательство и экономика. 2004. N 9. С. 13.

Читайте так же:  Приказ о списании недостачи

Таким образом, практическое использование нормативных актов позволяет выделить нормативно-правовой договор в качестве источника налогового права, роль которого в условиях интеграции России в Европейское сообщество неуклонно возрастает.

Международный договор как источник международного частного права

Право межнациональных договоров – это отдельная отрасль, которая входит в общее международное право. Это целая совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между странами и прочими лицами международного права относительно их заключения, внесения изменения или прекращения.

Что является первоосновой международного частного права РФ

На сегодняшний день нормы межнациональных договоров играют одну из основополагающих ролей в жизни современного общества. Причин этому несколько:

  1. Процесс формирования традиционных норм – длительный. Порой могут возникнуть определенные сложности в плане установления содержания традиционной номы. Для создания договорной номы не требуется много времени, а воля субъектов межнационального права обладает достаточно выраженным характером.
  2. Вся процедура по заключению и исполнению договор уже давно была определена в 1987 г.
  3. При использовании договорной формы удается прийти к общему знаменателю и отыскать больше возможностей для согласования воли всех участников.

На видео — международный договор как источник международного частного права:

Предмет и кодификация таковых договоров

Как только было образовано ООН и создана Комиссия международного права ООН по кодификации права межгосударственных договор, то это стала одна из первоочередных задач ее работы.

Процессы кодификации межнационального договорного права стали подниматься наиболее остро в 60 годы 20 века. Этому способствовало влияние развивающихся государств, которые поддерживали социалистические страны. В результате этого было подписано большое количество договоров, главная цель которых заключалась в кодифицировании и изменении существующих обычных норм в разных отраслях межгосударственного права в более выгодном для стран-участников направлении. Как выглядит международный пакт о гражданских и политических правах, подробно рассказывается в данной статье.

Комиссией по межгосударственному праву ООН был разработан проект статей, согласно которым в 1968-19969 гг был Подписан Венский договор о праве межнациональных договоров. В силу принятый документ вступил в 1986 году.

Для тех кто хочет узнать, что такое международно правовой обычай, подробно указано в данной статье.

Какое соотношение международного публичного и международного частного права, указано в данной статье.

Как основа экологического права

Если рассматривать экологическое право, как отрасль, которая базируется на международном договоре, то сюда стоит отнести ряд документов:

  • Договор, который запрещает проводить испытания ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой.
  • Договор, включающий в себя информацию о нераспространении ядерного орудия.
  • Документ, который дает запрет на размещение на дне океанов и морей ядерного оружия.

На схеме показаны все источники экологического права:

Как первоисточник конституционного

В качестве основы конституционного права выступают международные договора следующего типа:

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Судебные прецеденты.
  3. Правовые традиции.
  4. Межгосударственные договора.
  5. Договора, заключенные внутри страны.

Кроме этого, нормативно-правовые акты конституционного права подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти и парламентские регламенты. В данной статье можно ознакомиться с международным обычаем как источником международного права.

Полезно почитать про правовой прецедент: что это такое, его особенности.

Как первоисточник жилищного

В качестве первопричины образования жилищного права могут выступать договора, которые были приняты внутри РФ. Сюда стоит отнести:

  1. Конституцию РФ. Этот документ является источником жилищного права. В нем имеются нормы, которые регламентируют жилищные правовые отношения.
  2. Закон РФ, принятый в 1992 году. Именно он определил принцип регулирования жилищных правовых отношений, дал возможность для установки новой классификации жилищных фондов, позволил понять принципы реализации конституционных прав граждан на жилье. Также в этом законе прописаны нормы о найме, обмене, ремонту и строительстве жилых домов.

В статье указано понятие и виды территорий в международном праве.

Для тех кто хочет узнать, что такое международное право как особая система права, стоит ознакомиться с данной статьей.

Как первоисточник налогового

Нормы межнационального налогового права можно отыскать в национальных законодательствах страны, так и в составляемых ими международных отношениях.

Для национального права характерны различные нормы, которые регулируют налоговые отношения между странами. Эти нормы прописаны в федеральных актах, в документации субъектов России и муниципальных образованиях.

Все законы Росси и решения органов местной власти по некоторым видами налогов включают в себя нормы, которые позволяют отрегулировать налоговые взаимоотношения с зарубежными элементами.

Читайте так же:  Как оформить салфетками стол

В качестве исключения можно назвать акты, которые указывают, что в качестве налогоплательщиков выступают граждане Российской Федерации. Для наглядного примера можно взять единый налог, который предусмотрен на совокупный доход. Его оплачивают организации, которые являются субъектами малого предпринимательства. Также сюда можно отнести налог на операции с ценными бумагами.

В качестве субъектов таких видов налогов по определению не могут быть зарубежные юридические лица. Зарубежный элемент не способен принимать участие в определении объекта представленных налогов.

Как первоисточник финансового

Если рассматривать финансовое право, то в качестве источника могут выступать неодинаковые по своим правовым качествам договора международного типа.

Сегодня область регулирования финансовых отношений постоянно расширяется, что играет немаловажную роль для повышения авторитета финансово-правовых норм. Сегодня зародилось множество федеральных законов, которые относятся к различным областям финансовой деятельности. В данном случае в действие вступают кодифицированные нормативные акты. Именно такое непрерывное развитие данной отрасли права, что положительно влияет на активизацию финансовых отношений.

Как первоисточник административного

Характерной особенностью административного права является тот факт, что оно выступает внешней формой административно-правовых норм. Представленные формы можно будет отыскать в нормативных документах, которые были приняты и утверждены органами государственной власти.

Сегодня источников, которые включают в себя нормы административного права очень много. Если рассматривать международные договора, то они отвечают всем стандартам и правилам защиты человека, устанавливают новую роль государственного управления экономической отраслью.

По этой причине при анализе той или иной правовой документации необходимо принимать во внимание дату издания и вступления в силу документации, а также требования, указанные в Конституции РФ, согласно которым принятые акты не противоречат ей.

В правовой сфере крайне важно знать источники частного права. Именно международные договора содержат все данные и акты, принятые для спешного развития конкретной отрасли. Но перед тем как ими руководствоваться, стоит обращать внимание на дату вступления их в действие. Читайте так же о том, что такое источник конституционного права в РФ.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Налоговое право

Исходя из этого общего правила Налоговый кодекс РФ установил, что, «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации» (ст. 7 части первой НК РФ).

Требование законодательной формы установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. С учетом ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах.

Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым вопросам.

1. Акты, устанавливающие общие принципы налогообложения, такие, как Европейская социальная хартия (принята 18 октября 1961 г., вступила в действие в 1965 г.), Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), и др. Непосредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве.

2. Собственно налоговые соглашения. Эти двух- или многосторонние соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории зарубежных стран, предотвращения уклонений от налогообложения.

В этой группе соглашений можно выделить три подгруппы.

1. Общие налоговые соглашения (конвенции). Они охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов (налогов на доходы и на имущество) или косвенных налогов (например, таможенных тарифов).

Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых налогов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

2. Ограниченные налоговые соглашения. Они посвящены либо отдельным налогам (например, соглашения о налогах на наследства, о налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных видов деятельности (например, соглашения об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок и т.п.).

Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей.

Другим примером являются соглашения по вопросам налогообложения отдельных экономических программ. Так, Российской Федерацией и США заключено Соглашение от 17 апреля 1996 г. о предоставлении отсрочки по уплате налогов в связи с реализацией программ помощи, оказываемой Российской Федерации на безвозмездной основе правительством Соединенных Штатов Америки.

Для гармонизации косвенного налогообложения большое значение имеет Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

3. Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Эти соглашения заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т.п.

В условиях открытых границ внутри СНГ необходимость таких соглашений особенно остра. В 1994 г. Россией заключены первые такие соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией. В дальнейшем соглашения были заключены и с другими странами.

3. Третью группу составляют различные международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами рассматривают, как правило, вопрос о налоговом равноправии; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.

Особую подгруппу составляют договоры международных организаций и стран их базирования, которые также рассматривают вопросы освобождения этих организаций и их сотрудников от налогообложения в странах базирования.

Реализация международных договоров обеспечивается в том числе правом их участников обратиться в компетентные организации для разрешения споров о соблюдении договоренностей.

Большинство международных договоров о налогообложении устанавливают согласительные процедуры для разрешения спорных вопросов. С этой целью определенные полномочия предоставляются финансовым или налоговым органам договаривающихся государств.

Однако для разрешения межгосударственных экономических споров могут создаваться и специальные организации. Пример — Экономический Суд Содружества Независимых Государств. Он действует на основе Соглашения от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ в соответствии с Положением об этом Суде1 и его регламентом2.

Экономический Суд СНГ создан для того, чтобы способствовать единообразному применению соглашений государств — участников СНГ. Это является условием эффективного интеграционного процесса. К ведению Суда относится разрешение споров, вытекающих из межгосударственных экономических отношений. Споры могут возникать при исполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными соглашениями или решениями институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ полномочен также рассматривать споры о соответствии международным договоренностям нормативных и других актов государств — участников Содружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение. В нем отмечается выявленное нарушение и определяются меры, которые рекомендуется принять государству-нарушителю в целях его устранения. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обязано обеспечить его исполнение.

К компетенции Экономического Суда СНГ относится также толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов. Толкование дается при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, высших хозяйственных органов, арбитражных судов и др.

Примером служит Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. № 01-1/2-97 о толковании положений Соглашения от 6 января 1995 г. о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

Решения Экономического Суда СНГ о толковании норм международных соглашений — элемент правовой базы СНГ3 (схема III-9).

1 Утверждено Соглашением от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ. Ражфицировано Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3707-1.

2 Утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 5 июля 1994 г.

3 СафиуллинД.Н. Статус Экономического Суда Содружества Независимых Государств и юридическая сила его решений//Хозяйство и право.— 1998.— № 7.— С. 67.

Международный договор как источник права.

Государства заключают между собой договоры по различным вопросам. В результате сложилась еще одна система права — международное право. Международные договоры являются источниками международного права (МП). Примерами международных договоров являются: Устав Организации Объединенных Наций (ООН) 1945 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др. Нормы международного права играют все возрастающую роль во внутренней жизни государств, в их правовых системах.

Читайте так же:  8 арбитражный суд москвы

Многие нормы международного права «входят», «включаются» государствами во внутреннее право. Такое вхождение (т.е. преобразование международной нормы в национально-правовую) называется трансформацией. Часто этот процесс обозначают термином «имплементация». Обычно государство вводит нормы международных договоров в свое внутреннее право путем издания специального закона. В некоторых случаях достаточно ратификации международного договора или его публикации, чтобы его нормы стали применяться непосредственно во внутреннем праве.

Согласно Конституции России (ст. 15, ч. 4), «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. » Это означает, что общее международное право — часть внутренней правовой системы нашей страны, значительное число норм МП подлежит непосредственному применению в России, в том числе в отношениях с участием физических и юридических лиц, в сфере деятельности государственных органов и т.д. Таким образом, международные договоры, в которых участвует Россия, — тоже источники внутреннего права страны.

Так, в 2008 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном был заключен договор об образовании Таможенного союза, который вступил в силу в 2010 г. В рамках Таможенного союза действует Таможенный кодекс Таможенного союза, а вопросы таможенного регулирования в этих странах переданы Комиссии Таможенного союза. Отныне все вопросы, касающиеся таможенных пошлин, таможенного регулирования импорта-экспорта, регулируются на основе указанного Таможенного кодекса Таможенного союза. Нормы кодекса, являющегося международно-правовым актом, непосредственно применяются во внутренней правовой системе России.

Понятие системы права.

Термин «система» — это еще одно понятие, выработанное философией и используемое всеми прочими науками. Без системного взгляда сегодня нельзя проникнуть в сущность ни одного явления. Весь окружающий нас мир в целом и отдельные его составные части есть системы. Право — тоже не просто совокупность норм/правил. Это система норм/правил. Очень важно посмотреть на право как па систему, как на цельное явление со своей структурой и взаимосвязями.

Система права — это структурная организация норм.

Система имеет свои «элементарные частицы» и более сложные компоненты, выстроенные в определенном порядке. Какие же элементы составляют систему праву? «Первичным» элементом права является норма, т.е. отдельное правило, исходящее от государства. Нормы — это и есть те «атомы», из которых складываются «молекулы» и вся «материя» права. Однако, как известно, одной нормой в наше время нельзя отрегулировать практически ни один вопрос, ни одну группу отношений. К примеру, чтобы отрегулировать отношения, связанные со вступлением в брак, необходим целый набор норм/правил: вступающие в брак должны достигнуть определенного возраста — одна норма; брак должен быть добровольным — вторая норма; ни один из вступающих в брак не должен состоять в другом браке — третья норма; вступающие брак не должны приходиться друг другу близкими родственниками — четвертая норма; вступающие в брак должны подать заявление — пятая норма; брак подлежит государственной регистрации — шестая норма и т.д. Вот эти-то несколько норм, которые задействованы в регулирование отношений по вступлению в брак, получили название институт брака.

Группы норм, которые регулируют отдельные отношения или группы отношений, называются правовыми институтами.

Правовой институт — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Вся система права состоит из множества институтов. Если отдельные нормы — это «атомы» права, то институты — целые «молекулы». Эти «молекулы» активно управляют разными сторонами общественной жизни. Вот несколько примеров правовых институтов:

  • o институт купли-продажи (в гражданском праве);
  • o институт усыновления (в семейном праве);
  • o институт заработной платы (в трудовом праве);
  • o институт государственной службы (в административном праве);
  • o институт необходимой обороны (в уголовном праве);
  • o институт прав человека (в конституционном нраве), и др.

Если всмотреться во множество правовых институтов, можно увидеть, что отдельные группы институтов также имеют какие-то «родственные признаки»; институты тяготеют друг к другу. По таким признакам институты объединяются в отрасли права.

Отрасль права — это обособившаяся совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений.

Все институты «раскладываются» по отдельным отраслям права. Существуют, кстати, институты, которые занимают промежуточное место между отраслями, как бы связывая, «стягивая» отрасли между собой (институт штрафа и др.). Это — межотраслевые институты. Некоторые институты являются настолько большими, что их разбивают на «субинституты» или считают «подотраслями». Характерным примером служит право собственности — подотрасль гражданского права. Вот несколько примеров правовых отраслей:

  • o конституционноеправо. Эта отрасль регулирует отношения между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина, принципов организации самой власти;
  • o уголовноеправо. Эта отрасль содержит наиболее важные для государства и общества запреты: запрет на убийство, кражу, захват заложников и др. Нарушение запрета считается преступлением и наказывается по Уголовному кодексу;
  • o административноеправо. Эта отрасль регулирует отношения в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления;
  • o гражданскоеправо. Эта отрасль регулирует, главным образом, имущественные отношения в обществе;
  • o трудовоеправо. Данная отрасль регулирует в основном отношения между наемными работниками и работодателями;
  • o семейноеправо. Регулирует внутрисемейные отношения, отношения по вступлению в брак, прекращению брака, отношения между родителями и детьми и т.п.

В рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли: в гражданском праве — авторское, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное право; в конституционном праве — избирательное право; в трудовом — пенсионное; в земельном — горное, водное, лесное. Отрасли не придумываются законодателем, а складываются объективно; законодатель лишь осознает и оформляет общественную потребность.

Как правило, в каждой отрасли выделяются общая и особенная части. В общую часть отрасли входят нормы, обслуживающие особенную часть. А особенная часть, в свою очередь, конкретизирует общую часть отрасли. Так, в уголовном праве общая часть содержит нормы, касающиеся понятия преступления, классификации преступлений, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.п. Особенная часть касается отдельных видов преступлений: преступления против жизни и здоровья; преступления против несовершеннолетних; преступления против собственности; преступления против общественной безопасности; преступления против конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти и государственной службы; воинские преступления и т.д.

В гражданском праве общая часть посвящена правовому положению физических/юридических лиц, сделкам, нраву собственности, гражданско-правовым договорам. Особенная часть касается отдельных видов договоров: договора купли-продажи, мены, аренды, подряда, перевозки, хранения, страхования, поручения, комиссии и др.

Если представить право в виде огромного здания, то нормы права будут выступать как кирпичики, институты — как отдельные квартиры, а отрасли — как подъезды этого здания.

С помощью норм, институтов и отраслей общественные отношения «ставятся» государством под правовое регулирование. В результате этого складывается правопорядок как часть общественного порядка.

Правопорядок — это часть общественных отношений, регулируемых правом, которая характеризуется соблюдением законности, т.е. исполнением правовых актов всеми субъектами.

Правопорядок и законность — два необходимых условия для того, чтобы формировалось правовое государство.

Зависимость между отдельными группами общественных отношений и правом можно передать следующей схемой.

В нижней части схемы изображены различные группы общественных отношений: конституционные отношения, уголовные, семейные, трудовые, административные, гражданские, экологические. В верхней части схемы изображены отрасли права, которые регулируют тс или иные группы общественных отношений: КП — конституционное право; УП — уголовное право; СП — семейное право; ТП — трудовое право; АП — административное право; ГП — гражданское право; ЭП — экологическое право.

Таким образом, знакомую уже нам схему «государство — право — общество» можно условно изобразить в следующем виде.

Отсюда проистекает еще одна классификация правовых норм, в которой в качестве критерия используется предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те группы общественных отношений, которые ставятся данными нормами под правовое регулирование. Нормы в зависимости от предмета регулирования подразделяются на конституционные, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, трудовые, семейно-правовые и т.п.