Лицензия на алкоголь площадь торгового зала

Минимальная площадь торгового зала для розничной торговли алкоголем

Какая должна быть минимальная площадь торгового зала для торговли алкоголем в розничном магазине?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

согласно п. 6 ст. 16 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ

— Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Какой должна быть торговая площадь для торговли алкоголем

Какой должна быть площадь торгового зала для торговли алкоголем.

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Согласно ч. 6 ст. 16 ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА

И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

ПРОДУКЦИИ И ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ)

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, действуют до окончания срока их действия. Требования абзаца второго пункта 6 статьи 16 (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ (пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ).

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)

Требования, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)

Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, указанные в абзацах первом — третьем настоящего пункта, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Получение лицензии на торговлю алкоголем

Цитата: 3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные «подпунктами 1» — «4 пункта 1» настоящей статьи;

2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с «пунктом 5 статьи 16» настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Цитата: Требования к стационарным объектам при продаже алкогольной продукции в предприятиях общепита

Предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям, установленным к стационарным торговым объектам (под которыми понимаются и заведения питания), в частности к их площади, срокам действия договоров (если они арендуются). На примерах из арбитражной практики рассмотрим, какие претензии лицензирующего органа к объектам лицензирования являются основанием для отказа в выдаче лицензии, что поможет предприятиям избежать их и, соответственно, не платить пошлину дважды.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей:

в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м;
контрольно-кассовую технику.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 данного закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей:

в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 кв. м;
контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

В силу абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. На организаций и индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху в розницу при оказании ими услуг общественного питания, данное условие не распространяется.

Такие требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росалкогольрегулированием.

При этом, как известно, несоответствие заявителя требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пп. 6 п. 9 ст. 19 данного закона).

На вопрос, что считать стационарным торговым объектом, Росалкогольрегулирование в п. 6 Письма от 30.04.2013 № 8977/03-04 дает следующие разъяснения. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присо­единенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из данного определения, а также учитывая позицию, содержащуюся в Определении ВС РФ от 09.06.2010 № 8-Г10-7, Росалкогольрегирование указывает, что стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.
Требование к площади и сроку действия договора аренды стационарного торгового объекта

Площадь стационарного торгового объекта. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующий орган уделяет пристальное внимание площади объекта. Так, в споре, рассмотренном судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 № 09АП-32052/2013 № А40-61292/13, одним из оснований отказа в выдаче лицензии предприятию общественного питания, осуществляющему деятельность в г. Москве, послужило отсутствие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м (иначе говоря, заявитель не соответствовал лицензионным требованиям).

Арбитры встали на сторону лицензирующего органа. При этом было установлено, что общество обратилось с заявлением о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки, указав в качестве места нахождения помещений и вида назначения объекта «кафе».

Читайте так же:  Приказ 205н минздравсоцразвития россии

Суд отметил, что требование п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.

Приведя определение «стационарный торговый объект» из п. 5 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ, суд напомнил, что согласно п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 № 576-ст, кафе – это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия.

В силу п. 15 названного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общепита, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т. п., недоступных для потребителей.

Общество, ссылаясь на договор аренды помещения общей площадью 61,7 кв. м, считало, что имело право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Однако лицензирующий орган, проводивший проверку объекта лицензирования, установил, что у общества отсутствуют торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, поскольку площадь торгового зала составляет 36,8 кв. м, а в остальных помещениях располагаются кухня, туалет и другие помещения. Суд решил, что результаты проверки лицензирующего органа доказаны, и сделал вывод о несоответствии лицензиата также требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 № 09АП-26569/2013-АК обществу также было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе на основании несоответствия объекта требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Не согласившись с решением лицензирующего органа и обратившись в суд с иском, в качестве доказательства оснований для получения лицензии общество указало на наличие двух изолированных помещений, находящихся по одному адресу, и на свидетельство о государственной регистрации права, из которых усматривается, что два раздельных помещения имеют общую площадь 82,8 кв. м.

Заметим, что первая инстанция встала на сторону общества, однако апелляционная признала его позицию ошибочной на том основании, что в п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ говорится об одном помещении, а не об отдельных помещениях, находящихся по одному адресу. По мнению арбитров, лицо, претендующее на получение лицензии, не может иметь несколько помещений общей совокупной площадью 50 кв. м. Такое толкование приведет к тому, что в подтверждение размера площади может указываться любое количество помещений, имеющих в совокупности площадь 50 кв. м.

При этом из представленного в материалы дела поэтажного плана БТИ по спорному сооружению следует, что помещения магазина и подвала, указанные обществом в качестве основания для получения лицензии, представляют собой обособленные и не связанные между собой помещения, каждое из которых имеет свой отдельный вход. Таким образом, расположение данных помещений не позволяет обществу использовать их в совокупности по определенному законодателем назначению.

Поскольку лицензирующий орган в предусмотренном законом порядке провел проверку объекта лицензирования и установил наличие утвержденных п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ оснований для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, незаконных действий данного органа суд не выявил.

Вывод о том, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции суммирование площади каждого объекта, находящегося в пользовании организации, не основано на законе, был сделан и в Постановлении ФАС МО от 28.10.2013 № А40-161158/12-153-1663. В данном случае согласно условиям договоров аренды и субаренды, представленных обществом с целью получения лицензии, ему были переданы в пользование нежилые помещения, площадь которых составляла соответственно 42,4 и 8,7 кв. м.

В пункте 10 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04 также отмечается, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.

Срок действия и регистрация договора аренды стационарного торгового объекта. Если срок действия договора аренды стационарных торговых объектов не определен, соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04).

Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

В арбитражной практике также встречаются примеры, когда предприятию общественного питания отказывали в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за отсутствие регистрации договора аренды стационарного торгового объекта. Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 № А63-14534/2012: общество представило лицензирующему органу договор аренды и расписку из Россреестра о подаче договора на регистрацию. Однако лицензирующий орган отказал в продлении лицензии на том основании, что информирование о проведении процедуры оформления регистрации договора аренды нежилого помещения и предъявление расписки управления Росреестра не являются доказательствами, что на момент проведения выездной проверки лицензиат соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. По мнению лицензирующего органа, расписка не свидетельствует о том, что данный договор регистрирующие органы зарегистрируют. Кроме того, ее наличие подтверждает, что договор аренды на дату проведения проверки отсутствует, поскольку договор аренды нежилого помещения действителен с момента его государственной регистрации. Суд с аргументами лицензирующего органа согласился.

Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ЦО от 19.09.2013 № А68-9369/2012: общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. После внеплановой проверки общества лицензирующий орган в продлении лицензии отказал на том основании, что у общества отсутствуют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (договоры аренды на указанную дату не прошли государственную регистрацию, следовательно, в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ считаются незаключенными). Суд эту позицию поддержал.
Стационарный или нестационарный торговый объект?

Проблемы с получением лицензии могут возникнуть и в том случае, если лицензирующий орган придет к выводу о «нестационарности» объекта лицензирования. Связано это с тем, что согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях (абз. 5);
в нестационарных торговых объектах (абз. 7).

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в этих местах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и предпринимателями услуг общественного питания.

Соответственно, лицензирующий орган при проверке объекта лицензирования будет устанавливать не только его соответствие требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, но и то, является такой объект стационарным или нет. И если, например, здание кафе будет соответствовать п. 6, но при этом окажется не стационарным, организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

Подтверждение тому – Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 № А70-5319/2012. В данном деле общество осуществляло деятельность по предоставлению услуг общественного питания в кафе. В связи с истечением срока действия лицензии оно обратилось в лицензирующий орган с заявлением о ее продлении. Лицензирующий орган лицензию продлил, но при этом разрешил обществу реализовывать по месту осуществления деятельности спиртные напитки и вино с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции. Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Однако тот в поддержке обществу отказал. Основание: имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что помещение является временным сооружением, следовательно, возможна только продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%. При этом суд руководствовался вышеприведенным определением стационарного торгового объекта из Федерального закона № 381-ФЗ и определением нестационарного торгового объекта (п. 6 ст. 2 данного закона), которым является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Читайте так же:  Имеет ли право банк отказать в открытии расчетного счета

Согласно решению лицензирующего органа причиной установления обществу ограничения по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% послужил вывод о том, что здание кафе, в котором заявитель реализует алкогольную продукцию, не является стационарным объектом, а представляет собой временное сооружение, у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него права собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления или в установленном порядке зарегистрированного права аренды на стационарный объект, в котором он осуществляет лицензируемый вид деятельности.

Суд, разбираясь с этим вопросом, исследовал следующие документы:

приказ о присвоении временному нежилому зданию адреса;
архитектурно-планировочное задание на разработку проекта – временное кафе быстрого питания на 75 мест и т. д.

Как отметили арбитры, во всех представленных документах речь идет о временном сооружении, которое вне зависимости от его реальных технических характеристик является нестационарным объектом.

Не помогли обществу и представленное им в качестве доказательства стационарности объекта техническое заключение проектной фирмы, согласно которому спорное здание является капитальным строением, так как оно жестко связано фундаментами с землей (монолитная железная плита), технический паспорт, строительные решения на объект. Оценивая их, судьи пришли к выводу об отсутствии документального подтверждения доводов общества о стационарности здания кафе, поскольку возведение иного, чем разрешено в установленном порядке, объекта может на основании ст. 222 ГК РФ свидетельствовать о возведении самовольной постройки либо о нарушении нормативных правовых актов, но не означает автоматического изменения статуса здания как временного и являющегося нестационарным.

При этом судьи указали, что наличие договоров с ресурсоснабжающими организациями также не свидетельствует о том, что спорный объект является стационарным. По мнению арбитров, представленные обществом договор аренды торговых площадей, акт приема-передачи нежилых помещений не являются документами, свидетельствующими о наличии у него стационарных торговых объектов, поскольку не относятся к правоустанавливающим документам и не содержат характеристик объекта как стационарного. Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, арбитры пришли к выводу о законности решения лицензирующего органа.

Итак, предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны выполнять требования, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ для стационарных торговых объектов: в отношении площади, состава необходимых помещений, срока действия договора аренды и его регистрации. Анализ арбитражной практики показывает, что проблема с получением (продлением) лицензии у организации может возникнуть, если:

у нее имеются только стационарные торговые объекты и отсутствуют складские помещения;
стационарный торговый объект (зал предприятия общественного питания) и складское помещение расположены в разных местах здания с разными входами;
площадь стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью менее 50 кв. м – в городских поселениях (менее 25 кв. м – в сельских поселениях);
в договоре аренды стационарного торгового объекта не определен его срок;
договор аренды не прошел государственную регистрацию.

Также проблемы могут возникнуть в том случае, если у организации не все в порядке с документами на объект лицензирования: есть риск, что он будет признан нестационарным, и тогда организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

Согласно позиции чиновников, при подаче в лицензирующий орган нового заявления о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, если ранее было отказано в ее выдаче, заявитель должен повторно уплатить государственную пошлину (Письмо Минфина РФ от 27.03.2013 № 03-05-06-03/9655).

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

(19.02.14,О. А. Фролова

Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»)

Торговля алкоголем в 2017 году: новые правила и выдача лицензий

Розничная продажа алкогольной продукции – дело, безусловно, сверхприбыльное. Но с каждым годом при осуществлении данного вида предпринимательской деятельности бизнесменов «загоняют» во все более жесткие рамки: так, с этого года, помимо получения специальных государственных лицензий, действуют новые правила продажи алкогольной продукции. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

В 2017 году торговля алкоголем без подключения к ЕГАИС запрещена!

В прошлом году основным и по-настоящему «нашумевшим» нововведением в сфере розничных продаж стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). В обязательном порядке все предприятия, осуществляющие производство, розничную и оптовую торговлю алкогольной продукцией, теперь подключаются к ЕГАИС и отправлять данные о продажах алкоголя в Федеральную службу Росалкогольрегулирования. Проще говоря, ЕГАИС – это всероссийская база данных, содержащая полную информацию обо всей алкогольной продукции, произведенной в России или ввезенной на территорию нашей страны. Данные о каждой бутылке алкоголя – кем и когда произведена, каков состав напитка, крепость и объем – можно узнать, просто считав приложением на смартфоне QR-код.

Необходимость данной системы вызвана возрастающим объемом контрафактной и поддельной алкогольной продукции, а также участившимися случаями отравления некачественным алкоголем. Подробнее о системе ЕГАИС.

Организации, не подключившиеся к ЕГАИС или нарушившие порядок фиксации информации, штрафуются: для руководителей фирм штраф составит до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – до двухсот тысяч рублей.

В целом же, все специалисты и ритейлеры отмечают сложность правил, по которым следует реализовывать алкоголь. Подробнеее о подключении к ЕГАИС.

Правила продажи алкогольной продукции в России

Алкогольная продукция – это пищевая продукция, произведенная или с использованием этилового спирта из пищевого сырья, или без этилового спирта, или при использовании спиртосодержащей пищевой продукции. При этом объемная доля этилового спирта должна составлять более 0,5% объема. Виды алкогольной продукции бывают разные. К примеру, это спиртные напитки (коньяк, водка, виски), вино, ликерное, искристое или фруктовое вино, пиво, сидр, медовуха и другие. Все мы знаем, что продажа алкогольной продукции действительно прибыльный бизнес, и именно поэтому процессы производства, торговли и употребления алкоголя строго контролируются и регулируются государством нашей страны.

Полезные документы для скачивания

Основным документом в этой связи является Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-Ф «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который нередко претерпевает изменения. Согласно ему, каждый предприниматель, который хочет заняться изготовлением, хранением, поставкой или реализацией продукции алкогольной или спиртосодержащей обязан получить лицензию на осуществление данного вида деятельности. Продажа алкогольной продукции в обязательном порядке контролируется государственными уполномоченными органами.

Чтобы правильно получить лицензию и в дальнейшем вести учет без ошибок, воспользуйтесь сервисом удаленного ведения бухгалтерского учета Главбух Ассистент.
Попробовать месяц бесплатно >>

Лицензия на алкоголь в 2017 г.: требования к торговой точке

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать, осуществляя торговлю алкоголем:

  • Продажа алкоголя (в том числе пива) в розницу разрешена в нашей стране организациям – ООО, ОАО, ЗАО. Индивидуальные предприниматели могут осуществлять торговлю только пивом и пивными напитками. Лицензия также выдается ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
  • Продажа алкогольной продукции в розницу запрещена на розничных и оптовых рынках, вокзалах, аэропортах, в детских, образовательных и медицинских учреждениях, в спортивных объектах, в организациях культуры. Не разрешается реализовывать алкоголь в общественном транспорте, автозаправках, остановках, нестационарных торговых объектах и других местах.
  • Продажа алкогольной продукции запрещена несовершеннолетним. За нарушение данного закона может последовать административная или, в худшем случае, уголовная ответственность.
  • Необходимо помнить, что в нашей стране запрещена реклама алкогольной продукции в сети Интернет, на телевидении.
  • По закону, в магазине или торговой точке не разрешена розничная реализация алкоголя без сопроводительных документов, сертификатов соответствия, маркировки и т.д.
  • В России запрещена торговля алкоголем с 23:00 – 8:00 по местному времени (кроме организаций общественного питания и магазинов беспошлинной торговли).

Кроме того, существует ряд основных требований к магазинам, в которых планируется продавать алкогольную продукцию, для получения ими лицензии:

  1. это должно быть юридическое лицо;
  2. обязательно наличие стационарного торгового и складского помещения (площадью от 50 кв.м. для городов и не менее 25 кв.м. в сельских поселениях), а также сигнализации в магазине и складе, контрольно-кассовой техники и сейфов для хранения денег и документов.
  3. предприятие для реализации продукции алкогольной и спиртосодержащей не должно размещаться ближе, чем на 100 метров к детским, общеобразовательным, медицинским учреждениям и спортивным сооружениям.
Читайте так же:  Договор сопровождения ремонта что это

Необходимо сказать, что три последних требования не обязательны для соблюдения в предприятиях общественного питания.

При этом «желающие» осуществлять продажи алкогольной продукции должны в обязательном порядке оснащать места продаж кассовыми аппаратами и вести документы строгой отчётности. Также необходимо правильно хранить алкоголь, и соблюдать правила пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Лицензия на торговлю алкоголем: как получить в 2017 г.

В соответствии с Федеральным законом нашей страны, лицензия на торговлю алкоголем выдается только юридическим лицам. Индивидуальные предприниматели могут продавать только пиво и пивные напитки – данный вид продукции не подпадает под лицензирование. Оформить лицензию на алкоголь можно на один год или сразу на пять лет.

Первым делом, еще до подачи документов на получение лицензии на торговлю алкоголем, необходимо оформить госпошлину, которая на сегодняшний день составляет – 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии. То есть, стоимость лицензии на пять лет составит 325 тысяч рублей.

Многие бизнесмены отмечают сложность оформлении лицензии на торговлю алкогольной продукцией именно в части сбора документов. Вам необходимо собрать основательный пакет справок и сертификатов в который входят:

  • заявление о выдаче лицензии
  • заверенные нотариально копии учредительных документов
  • копия документа о государственной регистрации организации — юридического лица.
  • копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе., выписка из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты организации,
  • справка из налоговой об отсутствии у предприятия долгов по налогам и сборам,
  • сертификат, который подтверждает соответствие объекта торговли заявленному виду деятельности
  • копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии.
  • заключения органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям
  • копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования.
  • документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала
  • документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности или в аренде на срок в один год и более.

Данные документы для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией можно представить как в бумажном, так и в электронном виде.

Существует также ряд требований по размеру уставного капитала для организаций, планирующих осуществлять продажи алкогольной продукции. Так, например, в размере десяти тысяч рублей должен быть уставной капитал фирмы, планирующей реализовывать продукцию с содержанием 15% этанола. При продаже алкогольных напитков с более, чем 15% этанола, уставной капитал организации должен быть 300 тысяч рублей. Если организация малого бизнеса будет осуществлять продажи алкогольной продукции с содержанием этанола свыше 15% и при этом предприятие не числится в специальном реестре, то уставной капитал юрлица должен составлять 1 миллион рублей. Для предприятий оптовой торговли – 10 миллионов рублей.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу «Бизнес.Ру», которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

Лицензия на торговлю алкоголем оформляется в течение 30 календарных дней. В каждом субъекте нашей страны лицензия на алкоголь выдаются органами исполнительной власти. Какими именно – необходимо уточнять непосредственно в каждом регионе. Так, например, в Москве – эти функции осуществляет Департамент торговли и услуг.

Стоит учитывать следующий аспект: после того, как вы будете несколько месяцев собирать документацию для получения лицензии на торговлю алкоголем, вас может ждать отказ в ее выдаче. То есть госпошлину в размере 65 тысяч рублей вам никто не вернет.

Также стоит помнить, что продлевать «алкогольную» лицензию можно за три месяца до окончания срока ее действия. До момента получения новой лицензии продажа алкоголя в магазине запрещена. При наличии всех необходимых документов, вами будет легко получена лицензия на алкоголь 2017 году. А соблюдая данные правила розничной продажи алкогольной продукции, деятельность вашего магазин никогда не будет вызывать нарекания у контролирующих органов.

Штрафы за торговлю алкоголем без лицензии

Ответственность за реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии ужесточил Федеральный закон N 365-ФЗ. Предприниматель должен будет заплатить штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей, а организация – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом все виды реализуемой продукции могут быть конфискованы.

Нарушения и грубые нарушения лицензионных требований также могут повлечь за собой административную ответственность и конфискацию алкогольной продукции. Это, например, если торговый объект не будет соответствовать лицензионным требованиям. При грубых нарушениях правил лицензирования, например, продажа алкоголя плохого качества, работу вашего магазина могут остановить на срок до трех месяцев.

Также организация, продающая алкоголь, может быть оштрафована на сумму до 300 тысяч рублей в случае реализации алкогольной продукции с поддельными марками – обязательной маркировке подлежит весь алкоголь кроме пива. Вся партия немаркированного алкоголя будет конфискована.

Напомним, также предприниматели обязаны ежеквартально предоставлять декларацию о розничной продаже алкогольной продукции. За нарушение этого порядка также выписываются довольно крупные штрафы.

Если предприниматель не выполняет требования контролирующих органов в сфере реализации алкогольной продукции, он также будет оштрафован – руководитель фирмы на сумму в пределах 12 тысяч рублей, а организация – 40 тысяч рублей.

Товароучетная программа для небольших розничных магазинов

  • Торговый и складской учет
  • Полная поддержка 54-ФЗ и ЕГАИС
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)

Какова минимальная площадь торгового зала при розничной торговле алкоголем

Вопрос-ответ по теме

Организация находится на режиме налогобложения ЕНВД, занимается розничной торговлей продуктами питания, сигаретами,алкоголь и др (имеется Лицензия на продажу алкоголя)Вопрос:1. Какова минимальная площадь торгового зала при розничной торговле алкоголем в Рязанской области г.Скопин.2.Для применения ЕНВД площадь торгового зала может быть равна 150м2?

сообщаем следующее: Согласно п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, при торговле алкоголем в городах площадь торгового зала не должна быть меньше 50 кв. м.

Исходя из буквального толкования норм, организация вправе применять ЕНВД в отношении розничной торговли, если площадь торгового зала составляет ровно 150 кв. м.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции

6. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.*

2. Ситуация:Как определить площадь торгового зала для целей ЕНВД

Площадь торгового зала определяйте по правоустанавливающим и инвентаризационным документам.* Например, на основании договоров купли-продажи нежилых помещений, техпаспортов, поэтажных планов, схем, экспликаций, договоров аренды (субаренды) нежилых помещений или их отдельных частей. Площади подсобных, административно-бытовых, складских и других помещений, в которых не производится обслуживание покупателей, в площадь торгового зала не включаются. Такой порядок предусмотрен абзацами 22 и 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Если помещения для торговли (торговые площади) в одном и том же торговом объекте арендуются одной и той же организацией по нескольким договорам, возможность применения ЕНВД зависит от наличия в этом объекте торговых залов и от порядка оформления правоустанавливающих документов.

При наличии нескольких торговых залов арендатору следует учитывать их суммарную площадь, если согласно правоустанавливающим документам эти торговые залы относятся к одному торговому объекту (магазину, павильону). Если суммарная площадь не превышает 150 кв. м,* арендатор вправе применять ЕНВД. Если превышает – он должен платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Если согласно правоустанавливающим документам торговые залы относятся к разным торговым объектам, то для целей применения ЕНВД их площади учитываются отдельно.

Если торговые залы в торговом объекте отсутствуют, то каждое арендованное помещение квалифицируется как обособленный объект организации торговли (магазин или павильон). В этом случае площади торговых залов таких объектов не суммируются. По каждому из них возможность применения ЕНВД следует оценивать отдельно. ЕНВД можно применять только в отношении тех торговых объектов, площадь торгового зала которых не превышает 150 кв. м.* Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-11-09/142, от 4 сентября 2007 г. № 03-11-05/209, ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778.