Легкая атлетика требования

Безопасность на уроках легкой атлетики

по мерам безопасности для учеников

при занятиях лёгкой атлетикой

  1. I.Общие требования безопасности.

Занятия проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием.

Место проведения занятия должно быть оборудовано средствами пожаротушения (огнетушители и пр.) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

К занятиям допускаются ученики:

— отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе

— прошедшие инструктаж по мерам безопасности

— имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий

— начинать занятие, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя

— бережно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению

— внимательно слушать объяснение порядка и техники выполнения упражнений и запоминать их

— начинать выполнение упражнений по сигналу учителя

— знать и выполнять настоящую инструкцию

— при невыполнении данной инструкции пройти внеплановый инструктаж

За несоблюдение мер безопасности ученик может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

II.Требования безопасности перед началом урока.

— переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь

— снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.)

— убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы

— под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения урока

— выходить на место проведения урока с разрешения учителя

— по команде учителя встать в строй для общего построения

III.Требования безопасности во время проведения урока.

— при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке, которая должна продолжаться не менее чем на 15м за финишную отметку

— во время бега смотреть только на свою дорожку

— во избежание столкновений исключить резко стопорящую остановку

— возвращаться на старт по крайней дорожке; при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками

— в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны

— при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем

— выполнять разминочный бег по крайней дорожке

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление ученика на ноги.

— класть грабли зубьями вниз

— не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки

— выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет

— выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учеником

— после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

— перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания

— не оставлять без присмотра спортивный инвентарь

IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

— при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры

— с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать скорую помощь

— при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасные выходы согласно плана эвакуации

— по распоряжению учителя поставить в известность администрацию гимназии и сообщить о пожаре в пожарную часть

V.Требования безопасности по окончании урока.

— под руководством учителя убрать спортивный инвентарь

— организованно покинуть место проведения урока

— переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь

Приказ Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013 г. № 220 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика» (не вступил в силу)

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 19, ст. 2272, № 29, ст. 3612, № 48, ст. 5726, № 51, ст. 6150; 2010, № 19, ст. 2290, № 31, ст. 4165, № 49, ст. 6417; № 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, № 9, ст. 1207, № 17, ст. 2317, № 30 (ч. 1), ст. 4596, № 45, ст. 6331, № 49 (ч. 5), ст. 7062, № 50, ст. 7354, № 50, ст. 7355, 2012, № 29, ст. 3988, № 31, ст. 4325, № 50 (ч. 5), ст. 6960, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпунктом 4.2.27. Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525) приказываю:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Федерального закона следует читать как «4.12.2007»

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2013 г.

Федеральный стандарт
спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика
(утв. приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013 г. № 220)

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (далее — ФССП) разработан на основании Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 19, ст. 2272, № 29, ст. 3612, № 48, ст. 5726, № 51, ст. 6150; 2010, № 19, ст. 2290, № 31, ст. 4165, № 49, ст. 6417; № 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, № 9, ст. 1207, № 17, ст. 2317, № 30 (ч. 1), ст. 4596, № 45, ст. 6331, № 49 (ч. 5), ст. 7062, № 50, ст. 7354, № 50, ст. 7355, 2012, № 29, ст. 3988, №31, ст. 4325, № 50 (ч. 5), ст. 6960, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525) и определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.

I. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки

1. Программа спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (далее — Программа) должна иметь следующую структуру и содержание:

— систему контроля и зачетные требования;

— перечень информационного обеспечения;

— план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

1.1. На «Титульном листе» Программы указывается:

— наименование вида спорта;

— наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;

— название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа;

— срок реализации Программы;

— год составления Программы.

1.2. В «Пояснительной записке» Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).

1.3. «Нормативная часть» Программы должна содержать:

— продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (Приложение № 1 к настоящему ФССП);

— соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (Приложение № 2 к настоящему ФССП);

— планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта легкая атлетика (Приложение № 3 к настоящему ФССП);

Читайте так же:  Государственная экспертиза проекта цена

— режимы тренировочной работы;

— медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку;

— предельные тренировочные нагрузки;

— минимальный и предельный объем соревновательной деятельности;

— требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;

— требования к количественному и качественному составу групп подготовки;

— объем индивидуальной спортивной подготовки;

— структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).

1.4. «Методическая часть» Программы должна содержать:

— рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;

— рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;

— рекомендации по планированию спортивных результатов;

— требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля;

— программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки;

— рекомендации по организации психологической подготовки;

— планы применения восстановительных средств;

— планы антидопинговых мероприятий;

— планы инструкторской и судейской практики.

1.5. «Система контроля и зачетные требования» Программы должны включать:

— конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта легкая атлетика (Приложение № 4 к настоящему ФССП);

— требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки;

— виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;

— комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.

1.6. «Перечень информационного обеспечения» Программы должен включать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимые для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.

1.7. План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта легкая атлетика (спортивных дисциплин)

2. Нормативы по видам спортивной подготовки и их соотношение на этапах спортивной подготовки в группах, занимающихся видом спорта легкая атлетика, включают в себя:

2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки (Приложение № 5 к настоящему ФССП).

2.2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) (Приложение № 6 к настоящему ФССП).

2.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства (Приложение № 7 к настоящему ФССП).

2.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства (Приложение № 8 к настоящему ФССП).

2.5. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки (Приложение № 9 к настоящему ФССП).

III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки

3. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

— соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта легкая атлетика;

— соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта легкая атлетика;

— выполнение плана спортивной подготовки;

— прохождение предварительного соревновательного отбора;

— наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

— соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

4. Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки

5. Результатом реализации Программы является:

5.1. На этапе начальной подготовки:

— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники по виду спорта легкая атлетика;

— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

— укрепление здоровья спортсменов;

— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта легкая атлетика.

5.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;

— формирование спортивной мотивации;

— укрепление здоровья спортсменов.

5.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:

— повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

— совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;

— стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

— поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

— сохранение здоровья спортсменов.

5.4. На этапе высшего спортивного мастерства:

— достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;

— повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

6. Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.

Система спортивного отбора включает:

а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;

б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.

7. Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку по Программе на этапе высшего спортивного мастерства, не ограничивается.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы в области физической культуры и спорта для наиболее перспективных выпускников, могут предоставить возможность прохождения спортивной подготовки на своей базе сроком до четырех лет (до 10% от количества обучающихся).

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам по виду спорта легкая атлетика

9. Особенности осуществления спортивной подготовки в спортивных дисциплинах вида спорта легкая атлетика, содержащих в своем наименовании: слово «бег» с указанием дистанции до 400 м включительно (далее — Бег на короткие дистанции); слово «бег» с указанием дистанции более 400 м (далее — Бег на средние и длинные дистанции); слово «ходьба» (далее — Спортивная ходьба); слово «прыжок» (далее — Прыжки); слова «метание» и «толкание» (далее — Метания); слово «борье» (далее — Многоборье), определяются в Программе.

Особенности осуществления спортивной подготовки в указанных спортивных дисциплинах вида спорта легкая атлетика учитываются при:

— составлении планов спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);

— составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

10. Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.

11. Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

— групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

— работа по индивидуальным планам;

— участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

— инструкторская и судейская практика;

— тестирование и контроль.

12. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

13. Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта легкая атлетика допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.

14. Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов (Приложение № 10 к настоящему ФССП).

15. Порядок формирования групп спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика определяется организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.

16. Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.

17. С учетом специфики вида спорта легкая атлетика определяются следующие особенности спортивной подготовки:

— комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с тендерными и возрастными особенностями развития;

Читайте так же:  Развод од

— в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта легкая атлетика осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

VI. Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям

18. Организации, осуществляющие спортивную подготовку, должны обеспечить соблюдение требований к условиям реализации Программ, в том числе кадрам, материально-технической базе, инфраструктуре, и иным условиям, установленным настоящим ФССП.

19. Требования к кадрам организаций, осуществляющих спортивную подготовку:

19.1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, определенным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054) (далее — ЕКСД), в том числе следующим требованиям:

— на этапе начальной подготовки — наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы по специальности;

— на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее одного года;

— на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства — наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее трех лет.

19.2. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» ЕКСД, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы*.

19.3. Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется реализация Программы.

20. Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям:

— наличие беговой дорожки;

— наличие места для прыжков, состоящего из дорожки (сектора) для разбега и места (ямы) для приземления;

— наличие места для метания (толкания), состоящего из площадки (на которой расположен круг, ограниченный кольцом) или дорожки для разбега, с которых производится бросок (толчок), и сектора или коридора для приземления снарядов;

— наличие тренировочного спортивного зала;

— наличие тренажерного зала;

— наличие раздевалок, душевых;

— наличие медицинского кабинета оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный № 18428);

— обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки (Приложение № 11 к настоящему ФССП);

— обеспечение спортивной экипировкой (Приложение № 12 к настоящему ФССП);

— обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;

— обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;

— осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля.

Приложение № 1
к Федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта легкая атлетика

Требования, предъявляемые к специалисту по легкой атлетике

Дата публикации: 10.10.2017 2017-10-10

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Обжигайло Л. Р., Душабаев Д. Ш. Требования, предъявляемые к специалисту по легкой атлетике // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 161-162. — URL https://moluch.ru/archive/175/45872/ (дата обращения: 18.12.2018).

В эффективной деятельности каждого учителя физической культуры, спортивного наставника лежит высокий профессионализм, он умеет системно применять свои знания и опыт в работе со своими студентами и учениками. «Профессионал — это обладатель высоких профессиональных качеств по своей специальности, примерной деятельности, своих достижений, занимающий значимое место в обществе, а также активный творец, сумевший поднять свой вид спорта до уровня искусства» 1 .

В отношении деятельности учителя физической культуры существует ряд поставленных перед ним профессиональных требований. Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо полностью отвечать данным требованиям. Можно сказать, что известные спортсмены, занимающиеся тренерской деятельностью, становятся известными и великими тренерами.

Спортсмен в своей деятельности подчиняется отдельным закономерностям, а тренер подчиняется другим, высокопрофессиональным закономерностям. Эти понятия в каком-то смысле может применять и учитель физической культуры, а также применять их в отношении обучаемых. Любой тренер, добившийся каких-либо определенных успехов в отдельно взятом виде спорта, став хорошим учителем в системе вуза, не всегда может суметь вести свою деятельность. И как показывает практика, опытный и квалифицированный педагог вузовской системы может неверно поставить ведение своей тренерской деятельности по отдельно взятому виду спорта.

Центральное место в учебных планах, направленных на подготовку специалистов, занимает обучение дисциплинам по специальности, которые поднимут студентов на новый, истинный профессиональный уровень. В данном месте значимое место занимает подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, направленной на формирование необходимых знаний, умений и профессионализма, спортивно-педагогические учебные дисциплины. Все виды практических занятий, проводимых в вузах, рассматриваются с точки зрения интеграционного источника по получению специальных знаний, навыков и квалификации по различным наукам.

Отрасль, служащая специалистам с высшим образованием, по деятельности тренера легкой атлетики очень широка: общеобразовательные школы, среднее специальное профессиональное обучение, вузы, детские и подростковые спортивные школы, колледж олимпийского резерва, различные клубы, а также спортивные команды и пр.

От специалиста требуются глубокие знания по общим и специальным направлениям учебно-методических программ, научных основ, знание нормативно-директивных документов по физической культуре и спорту, программ и содержания учебников, методик по организации общественных спортивных мероприятий, технологий по подготовке спортивных кадров, способных к достижению высоких результатов.

Уровень соответствия и квалификации специалиста, отвечающего требованиям, определяют состав его деятельности. Составляющие деятельности педагога-тренера формируются из компонентов, таких как проект, творчество, организация, общение, диагностика, старательность.

Способность проектирования у тренера определяется способностью суметь подготовить высокоразрядных волейболистов. Отдельное внимание уделяется умению подготовки запаса, наличию занятий по осуществлению специальных средних, а также микроциклических занятий, грамотному распределению занятий, заданий и нагрузки по соревнованиям, дающихся спортсмену, а также организации общественных мероприятий по легкой атлетике, связанных с ними навыками и квалификацией.

Для спортсмена эти навыки определяются техникой самоконтроля, улучшением физических качеств по самостоятельным занятиям, определяют также место по осуществлению утренней гимнастики, планирование места и времени.

Тренерский конструктивный компонент находит свое отражение в эффективности овладения мировыми знаниями по данному направлению у студентов легкой атлетики, в обучении нормам распорядка дня, гигиене питания, обучения, отдыха. Для спортсмена эти навыки помогут принять независимое и верное решение во время игры, а также занятий, в определении содержания распорядка дня, самостоятельных работ.

Способность к организации у тренера связана с планированием мероприятий по всем основным направлениям (занятия, обучение, соревнования, досуг, оздоровительные работы и пр.), умением эффективной организации деятельности игроков. В данный состав входит умение осуществлять правильные действия, запланированных студентами мероприятий и дел.

Коммуникативное соответствие педагога-тренера напрямую зависит от умения наладить доверительные, добрые взаимоотношения по профессиональным задачам, со студентами-спортсменами, различными сотрудниками, родителями, общественными организациями. Взаимное согласие среди спортсменов, сформированное в результате здоровой атмосферы в команде дает положительное влияние на эффективность соревнований и занятий.

Диагностическое соответствие требует от педагога-тренера глубоких познаний в области волейбола, его теории и методики, практическое применение их, наличие навыков, а также быть сведущим о работах передовых технологий, научной литературы, научных исследований, внедрение их в практическую деятельность. Для спортсмена данные навыки находят свое отражение в знаниях легкой атлетики, методики занятий, знании способов, а также непосредственно критики своей деятельности.

Составляющий компонент соответствия действий спортсмена определяется мастерством применения навыков тактико-технических действий волейбольной игры, наличием специальной физической подготовки.

Вышеперечисленные составляющие являются взаимосвязанными составляющими частями, присущими деятельности педагога и тренера, а также студента. Только отдельное, системное их использование дает высокие результаты в профессиональной деятельности.

Билет № 3. 1. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике;

1. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.

2. В чем заключаются признаки утомления и переутомления? Меры по их предупреждению.

3. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать, продемонстрировать и оценить).

1. Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс, барьерный бег). Во всех видах легкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), реже встречаются травмы мышц (спины, задней поверхности бедра). Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

Читайте так же:  Приказ на шины

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов. В зимнее время очищать их от снега, а в случае оледенения посыпать поваренной солью (песком, золой). В жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки надо смачивать водой.

2. Перед занятиями необходимо проверять исправность инвентаря и оборудования, состояние площадок.

3. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки.

4. Следить, чтобы в зонах безопасности во время бега и прыжков не было посторонних предметов и людей.

5. В качестве финишной ленточки использовать только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток должно быть исключено.

6. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке, а во время бега исключить резко «стопорящую» остановку.

7. Необходимо тщательно рыхлить песок в яме — месте приземления, а при прыжках подкладывать в обувь под пятку резиновые прокладки.

8. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземление на руки.

9. Нельзя подавать снаряды броском. Перед метанием гранат и других предметов необходимо проверить, нет ли людей в направлении метания. При метании нельзя стоять справа от метающего (когда метание выполняется левой рукой — слева) и ходить за снарядами без разрешения преподавателя. Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.

10. Нельзя пересекать места, на которых проводятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.

11. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.

12. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метания, футбол и бег и т.п.).

2. Утомление обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и характеризуется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно. Умственное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда, ослаблении внимания. Физическое утомление характеризуется нарушением функций мышц: снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости движений. Чрезмерная физическая нагрузка или недостаточный по времени отдых приводят к переутомлению. Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. Начальные признаки переутомления довольно трудно определить, но чаще они выражаются так. С каждым разом выполнение упражнений, которые раньше получались без особых усилий, становится все более трудным. Постепенно начинает пропадать желание тренироваться. Появляются учащенное сердцебиение, одышка, усталость и боль в мышцах (суставах), большая потливость, значительное покраснение кожи, нарушение координации при выполнении упражнений и невнимательность. Восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений после нагрузки происходит более медленно, а чувство усталости наступает быстрее. При переутомлении дыхание осуществляется поверхностно — через рот, появляются головные боли, иногда тошнота и рвота, настроение становится подавленным.

3. Один из способов самоконтроля — антропометрические измерения. Под ними подразумевается метод исследования физического развития человека (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, мышечная сила). Для оценки этих показателей обычно пользуются стандартами, разработанными местными органами здравоохранения для различных возрастных групп школьников с учетом региональных особенностей. Для самоконтроля используют обобщенные схемы и формулы оценки физического развития. Например, для оценки массы тела (веса) используется формула Брока — Бругша. Это наиболее простой и общеизвестный росто-весовой показатель, согласно которому нормальный вес человека ростом 155— 165см рассчитывается вычитанием 100 из величины роста, при росте 166—175см — 105, а при росте 176—185см — 110. Для оценки показателей веса и роста широко применяется индекс, предложенный вес тела (г) Кветелем: соотношение ;—г— . По некоторым рост (см) данным, средняя величина его колеблется для юношей в пределах 320—380 г/см, для девушек — 300—365 г/см. Для спортсменов с хорошо развитой мускулатурой больше подходит показатель крепости телосложения по формуле Пинье. Его можно рассчитать, зная величины своего роста, веса и окружности грудной клетки: рост (см) — [вес (кг) + окружность грудной клетки в фазе выдоха (см)]. Если полученная цифра меньше 10, то телосложение крепкое, 10—20 — хорошее, 21—25 — среднее, 26—35 — слабое, 36 и более — очень слабое, измерительная линия при определении окружности грудной клетки проходит по спине под нижними углами лопаток, а на груди — над молочными железами на уровне четвертого ребра.

13.1. Легкая атлетика

13.1. Легкая атлетика

Легкоатлетические упражнения положительно влияют на организм. Они способствуют совершенствованию всех необходимых двигательных навыков и качеств и имеют важное прикладное значение. Занятия легкой атлетикой на открытом воздухе оказывают хороший оздоровительный и закаливающий эффект и доступны мужчинам и женщинам практически любого возраста. Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает всестороннее воздействие на опорно-двигательный аппарат и различные системы организма, и в первую очередь на сердечно-сосудистую и дыхательную, что особенно ценно в гигиеническом отношении. Легкоатлетические упражнения широко представлены в программах по физическому воспитанию в школе, вузах и др. Легкая атлетика является одним из самых массовых и популярных видов спорта.

При составлении суточного режима легкоатлета необходимо учитывать следующее. В утренней зарядке желательно больше времени отводить на бег и беговые упражнения. Особенно это касается бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Целесообразно также включать в зарядку упражнения для совершенствования в своем виде. После зарядки обязательно выполняются закаливающие водные процедуры. Они необходимы легкоатлетам, так как им приходится тренироваться и выступать на соревнованиях в сложных метеорологических условиях.

При ежедневных двухразовых тренировках между ними должен быть достаточный перерыв для отдыха спортсменов, во время которого следует использовать различные средства восстановления.

Одежда спортсменов летом: майка, трусы, легкий тренировочный костюм. При значительной солнечной инсоляции – светлый головной убор. В ветреную и дождливую погоду необходим тренировочный костюм из ветрозащитной и непромокаемой ткани. В холодную погоду следует надевать теплый тренировочный костюм с зауженными внизу брюками, шерстяной свитер, шерстяные рейтузы, теплую шапочку и перчатки.

При подборе обуви учитывают время года, погоду, вид упражнений и поверхность почвы.

Питание легкоатлетов строится с учетом общих гигиенических положений. В пищевых рационах бегунов на короткие и средние дистанции, прыгунов и метателей предусматриваются следующие суточные нормы (г на 1 кг веса): белков – 2,4–2,5; жиров – 1,7–1,8; углеводов – 9,5–10. При этом суточная калорийность рациона – 65–70 ккал на 1 кг веса. Пища должна быть богата продуктами, содержащими белки, углеводы, витамин В1, фосфор (мясо, рыба, молочные изделия, сыр и т. п.).

В суточном рационе бегунов на длинные дистанции и ходоков содержание пищевых веществ следующее (г на 1 кг веса): белков – 2,4–2,5, жиров – 1,7–1,8, углеводов – 10–11,5. Калорийность пищи – 70–76 ккал на 1 кг веса. У бегунов на сверхдлинные дистанции в связи со значительным расходом энергии и высокой интенсивностью обменных процессов калорийность пищи увеличивается до 75–85 ккал на 1 кг веса. Содержание пищевых веществ в суточном рационе составляет (г на 1 кг веса): белков – 2,4–2,5, жиров – 2,1–2,3, углеводов – 11–13.

Пищевые рационы у бегунов должны содержать большое количество углеводов (различные каши, овощи, фрукты, хлеб и др.) и витаминов С, РР, группы В.

Во время длительных соревнований в некоторых видах легкой атлетики (десятиборье, семиборье, прыжки с шестом) в перерывах целесообразно принимать калорийную пищу, которая хорошо усваивается. Например, можно употреблять крепкие бульоны, сладкий чай, кофе, брикеты сухого напитка, белковое печенье (50–100 г), белково-глюкозный шоколад (50–100 г).

В восстановительном периоде после значительных тренировочных нагрузок следует применять питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности.

Занятия легкой атлетикой могут проводиться на местности, на открытых (стадион, специальные площадки), в крытых (легкоатлетические манежи) спортивных сооружениях.

Легкоатлетический инвентарь должен быть фабричного изготовления и соответствовать установленным нормам и стандартам.

Профилактика спортивных травм у легкоатлетов должна обеспечивать надлежащие санитарно-гигиенические условия во время занятий; правильный подбор одежды, обуви, соблюдение мер безопасности при проведении тренировок и соревнований, особенно при различных видах метаний, а также методически правильное построение занятий с обязательным выполнением тщательной разминки перед занятиями и соревнованиями.

В целях быстрейшего восстановления спортсменов в легкой атлетике следует широко использовать различные комплексы восстановительных средств с применением гидропроцедур, различных видов массажа, водно-тепловых процедур, ультрафиолетового облучения, аэроионизации, баромассажа и др.