Какими качествами должен обладать гражданин рф

Эпиграф урока: “А что такое гражданин? Отечества достойный сын”.

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин.

План изучения темы урока:

  1. Гражданские качества личности. Кого и почему называют гражданином?
  2. Права и обязанности гражданина.

Цели урока:

  • Используя знания учащихся, полученные ими на уроках истории, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий “гражданин” и “государство”.
  • Продолжать работу над развитием логического мышления, умением доказательно рассуждать, сопоставлять факты, мнения, делать обобщения и выводы, анализировать правовые документы.
  • Продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой гражданской позиции, воспитывать гражданские патриотические качества личности.

Межпредметные связи:

  • литература: гражданские мотивы в произведениях русской и зарубежной литературы (А.С.Пушкин “Капитанская дочка”, М.Ю.Лермонтов “Бородино” и др.);
  • история: примеры проявления гражданской позиции в истории Отечества, истории зарубежных стран;
  • изобразительное искусство: гражданские мотивы в живописи и скульптуре.

Оборудование урока:

  • символы России (герб, флаг);
  • документы: “Всеобщая декларация прав человека”, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” (фрагменты);
  • иллюстративный материал по выбору учителя.

Основные понятия урока: гражданин, патриотизм, Родина, Отечество. Право, обязанность, гражданский выбор, гражданство.

1. Введение в тему и определение целей урока. Вступительное слово учителя.

Термин “гражданин” появился еще в период античности и обозначал

полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности. На Руси к X – началу XI века относится появление терминов, обозначавших городское население: “горожанин”, “гражанин”, “гражданин”. И лишь позже это понятие наполнилось новым смыслом.

Вопросы урока: Что значит быть гражданином? Какими качествами должен обладать этот человек? Какие права и обязанности есть у гражданина? Как взаимосвязаны понятия “гражданин” и “государство”? На эти вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока.

2. Методом “мозгового штурма” предлагаем учащимся выделить:

А – качества, которые характеризуют человека как гражданина;

Б – понятия, связанные с понятием “гражданин”. Предложения учащихся записываются на доске или листе бумаги. Возможные варианты оформления

Предлагаем классу разделиться на 4 группы (назовем их условно “филологи”, “историки”, “философы” и “политологи”) и приступить к работе. Каждая из групп работает в соответствии с заданиями в течение 7-10 минут. Цель работы – проанализировать предложенные учащимися во время “мозгового штурма” гражданские качества личности (см. столбец А).

Задания для групп

“Филологи”: используя знания содержания различных литературных произведений, выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Приведите примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности.

“Историки”: кого и почему называли гражданами в истории России? Приведите примеры поступков исторических личностей, которые можно характеризовать как гражданские поступки. При ответе на этот вопрос используйте факты из российской истории.

“Философы”: выделите черты, свойственные настоящему гражданину,

анализируя фрагмент работы русского философа И.А.Ильина (1883-1954):

“Первое, что отличает настоящего гражданина, есть свойственное ему чувство собственного духовного достоинства.

Второе, что отличает настоящего гражданина, – это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющий волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах.

Третье, что отличает настоящего гражданина, – это есть то взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими согражданами и с его государственной властью.

И, наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, – это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои. права как вменяемые самому себе обязанности, а свои обязанности как свои драгоценные и почетные права”.

“Политологи”: проанализируйте фрагмент трактата древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) “Политика”. Какие качества гражданина выделил в трактате Аристотель?

“И о детях, не достигших совершеннолетия и потому не внесенных в гражданские списки, и о старцах, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей, приходится сказать, что и те и другие граждане лишь в относительном смысле, а не безусловно. Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. /Поэтому/мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании. Тот гражданин, о котором сказано выше, соответствует преимущественно гражданину демократического устройства; к остальным видам государственного устройства это определение подходить может, но не обязательно”.

Завершив работу, представители каждой из групп докладывают о результатах работы, дополняя список качественных характеристик личности и используя примеры. Итог работы – составление наиболее полного мнения о личностных качествах гражданина. И последующее обсуждение его. Результаты работы учащиеся оформляют в рабочих тетрадях. Учитель может предложить им продолжить работу над заданием дома. 1 вариант: дополнить составленный в классе список, изменить его, предложить новый вариант. 2 вариант: написать эссе, изложив в нем свое мнение “Надо ли гражданину ходить на выборы?”.

3. Работа с записями в столбце Б. Группам предлагается анализ текстов документов.

Группа 1: “Всеобщая декларация прав человека”, статьи 13, 14,15, 29.

Группа 2: Конституция Российской Федерации, статьи 27, 31, 32, 33,45, 60,61,62,63.

Группа 3: Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”, введение, статьи 1, 5, 9, 10.

Учащимся предлагается дополнить и конкретизировать список Б и обсудить проблемы:

1. Каково юридическое значение понятий “гражданство” и “гражданин”?

2. В чем состоит устойчивая политико-правовая связь гражданина с государством?

3. Почему наряду с правами гражданин несет обязанности? В чем они состоят и почему их необходимо выполнять?

4. В качестве закрепления и проверки уровня усвоения знаний учащимися можно предложить следующее задание:

считаете ли вы себя гражданами России? Почему? Свою позицию объясните.

Домашнее задание: напишите небольшое сочинение – размышление на одну из предложенных тем:

  • Что значит быть гражданином?
  • Каким должен быть настоящий гражданин своего Отечества?
  • Какие граждане нужны современной России?
  • “Надо ли гражданину ходить на выборы?”.

Словарь урока:

  • гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей;
  • патриот – человек, проникнутый патриотизмом;
  • патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу;
  • отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит;
  • родина – родимая земля, чье-либо место рождения, в обширном значении – земля, государство, где кто-либо родился.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”.
  3. Всеобщая декларация прав человека.

Закон Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” (фрагменты).

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Статья 1. Право на гражданство

1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство.

2. В Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 5. Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации за пределами Российской Федерации пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.

2. Государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановнения нарушенных прав граждан Российской Федерации. Статья 9. Применение международных договоров

1. При решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила этого договора.

Статья 10. Документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а до их получения – свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Homo culturalis: какой он современный культурный человек?

Человек, бесспорно, существо разумное, но это утверждение не всегда применимо по отношению к каждому отдельному представителю человечества. Печально, но в эпоху развитых технологий и высоких научных достижений по-прежнему встречаются индивидуумы, чьи интеллектуальные способности и уровень культуры оставляют желать лучшего.

Какими главными качествами должен обладать современный человек?

Итак, каким же набором качеств должен обладать человек, чтобы его можно было назвать достойным членом высокоразвитого общества? Как показывают психологические исследования, каждый из нас на подсознательном уровне уже знает, что должно наполнять современного психически здорового человека. Но есть и общепризнанные черты характера, которые нуждаются в выработки. На первом месте среди них — стремление к развитию. В условиях старого мира приоритетной задачей человека было выживание. Сегодня же условия жизни большинства значительно улучшились и появилось время для духовного развития и самосовершенствования. Здоровое желание стать лучше (умнее, сильнее, красивее, талантливее, добрее) побуждает к преодолению негативных черт и развитию позитивных качеств.

Гуманность — черта, которую также нужно в себе культивировать. Участие в благотворительных акциях, активная помощь нуждающимся, альтруистические поступки развивают человечность и делают мир добрее. Еще один способ тренировки гуманности — помощь обычным людям, например, упавшему на улице, потерявшему что-то и т. д.

Еще одно важное качество, дефицит которого часто приводит к конфликтам и агрессии, – толерантность. Толерантность – терпимое отношение к личности другого человека, к его мнению, действиям, его инаковости. Все мы разные и смотрим на мир по-своему, но это не должно быть препятствием к мирному сосуществованию. Научитесь принимать людей такими, какими они есть и перестаньте навязать им свое мнение. И очень скоро вы заметите, насколько проще и лучше стала ваша жизнь.

Какими качествами должен обладать культурный человек?

В течение тысячелетий наше общество прошло через большие преобразования. Постепенно люди придумывали новые средства самосовершенствования и регулировки отношений между собой — конструктивные стили взаимодействия, адекватные методы решения конфликтных ситуаций, мораль, нравственность, человеческие и юридические законы. Все это и является культурой общества.

Что касается, отдельно взятой личности, то культурным можно назвать человека, который:

  • умеет быть благодарным
  • ответственным за свои поступки
  • образован
  • уважает других
  • доброжелателен
  • вежлив
  • принимает мнение других, даже отличное от своего
  • тактичен
  • воспитан
  • инициативен

Культурный человек соблюдает нормы общества, коллектива, семьи. Он всегда знает меру в своих высказываниях и поступках. Кроме того, он пытается привнести вклад в развитие общества. Культурный человек всегда ведет себя естественно, не пытается заискивающе вести себя с другими. Лицемерие и злой сарказм не присутствуют в его манере общения. Он выстраивает свою систему ценностей, которая не противоречит нормам и правилам общества и не идет наперекор с его собственной моралью и принципами других.

Таким образом, культурным можно назвать индивидуума, который сумел совместить в себе положительные качества и доброе отношение к окружающим. Конечно, набор приведенных выше черт является далеко не полным, ведь понятие культуры очень широкое. Но с уверенностью можно сказать, что человека, обладающего хотя бы половиной качеств из этого списка, можно назвать достойным представителем современного высокоразвитого общества.

Какими качествами должен обладать гражданин?

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

У него должно быть место жительство и определенная работа он не должен нарушать правила написанные в конститутцие ну это самое главное а там можно еще что нибуддь..)))

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Читайте так же:  Экспертиза отцовства в краснодаре

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Граждане ЛЮБОЙ страны должны в первую очередь любить её и соблюдать законы. И граждане РФ -не исключение.

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Какими качествами и навыками, по вашему мнению, должен обладать человек XXI века?

Вероника Боде: Сегодня мы будем обсуждать исследование Фонда «Общественное мнение» под названием «Люди-XXI — человеческий капитал социальных инноваций» . Можно ли отнести к среднему классу россиян, которые хорошо зарабатывают, берут кредиты, ездят за границу, активно пользуются интернетом? Или имеет смысл говорить о том, что в России формируется некая совершенно новая социальная среда?

В переда че участвуют — ведущий специалист Фонда «Общественное мнение» Роман Абрамов, Даниил Дондурей, социолог культуры и главный редактор журнала «Искусство кино», и Иван Климов, доцент Высшей школы экономики.

Я прочту выдержку из концепции исследования. «Людей-XXI» следует рассматривать в качестве особой соц иальной фракции — социальных активистов , по своим характеристикам существенно отличающимся от остального населения России. Они проектируют свое будущее и проявляют способ ность к осознанному накоплению и мобилизации социальных и материальных ресу рсов, демонстрируют самостоятельность и социальную устойчивость». От себя добавлю: я так поняла, что это, что называется, «продвинутые» люди, использующие со временные практики в разных сферах жизни. Да, Роман?

Роман Абрамов: Да. В первую очередь это люди продвинут ые, использующие практики, то есть пользующиеся совре менными достижениями общества потребления. Собственно, таким образом мы их и идентифицируем.

Вероника Боде: Тогда расскажите, как именно вы выделяли эту группу , на основании каких признаков?

Роман Абрамов: Если говорить о том, что произошло в России за после дние десятилетия, то революция, кот орая произошла, это была революция в потреблении. Действительно, если еще в конце 90-ы х годов в «Охотный ряд» людей водили на экскурсии, то сей час мы видим, что соврем енные, например, автосалоны или торговые центры есть в каждом крупном городе, а иногда уже и в городах региональных. Ведь то, что может показать продвинутость челове ка в современном мире, в современной России , — это приобщенность к с овременным практикам потребления. М ы выделили таких практик 17, они охватывают разные сферы: от пользования информаци онными технологиями (компьютер, интернет), до поездок, путеш ествий, заботы о своем з доровье в в иде посещений фитнес-клубов и так далее . То есть это те люди, которые воспользовались плодами э той потребительской революции.

Вероника Боде: Иван, как я понимаю, вы также участвовали в этом исследовании на начальном его этапе. Чем вам интересна идея выделить некую новую социальную среду?

Иван Климов: Эта идея напр ашивалась, когда мы занимались самого разного рода социологическими исследования ми. И люди, аналогичные «Людям -XXI», они существовали всегда, были «Люди-XIХ», были «Люди-XX» , они существовали в любой стране. И типологичес ки можно было ожида ть, что так ого рода категория наших сограждан существует в России в от в это время. А интересны они были для меня, в первую очередь, тем, что, по идее, должны б ыли отличаться рефлексивным отнош ением к контексту, который их окружает. То есть это и социальный контекст – общество, социальные институты, и контекст технологический или материальны й – возможности передвижения, возможности коммуникаций и так далее : то, о чем говорил Роман, выделяя практики потребления. Рефлексивное отношени е к своему контексту означает способность человек а наращивать свой персональный социальный капитал . Для того ч тобы быть в курсе событий , им нужно постоянно читать и получать информацию . Для того чтобы самореализовываться в профессии, и м нужно постоянно повышать квалификацию , осваивать профессиональную литературу , профессиональные знания. Точно так же в рекреационных практиках , что связано с отдыхом , с путешествиями, и м нужно быть в курсе посл едних нови нок. И вот как сумма всех этих установок , устремлений оказывается, что эти люди создают свой собственный биографический проект. Это не определяется Коммунистической партией или профессиональной лестницей , или какими-то внешними обс тоятельствам и. Они самостоятельны в том, что касается построения своей биографии . И вот эта их особенность , помимо того, что де лает этих людей самих себе интересными, но одновременно в массе своей они создают примеры реа лизации таких биографических проектов для других людей. Фактически они оказываются локомотивными группами, то есть такими социальными группами, которые осваивают какие-то новшества, показывают, как ими можно пользоваться , и являются примером для других , более поздних последователей, тех людей, которые позднее готовы включиться в освоение этих инноваций . Наверное, это одна из главных вещей, которая меня интересовала в этом проекте.

Вероника Боде: Даниил Борисович, у вас была серия статей о поисках «сложного че ловека». Что это за образ? Что это за человек? И наскольк о, судя по тому, что вы услышали, образ такого человека п ерекликается с той социальной средой, которая была выд елена в этом исследовании?

Даниил Дондурей: Оба моих коллеги говорили о том, чт о современн ое потребление, современные социальные возможности , экономические, политические возможн ости предоставляют разного рода потребительские модели функционировать, р азвиваться людя м, пользоваться этими моделями . И это нек оторое освоение активными людьми всех тех возможностей, кото рые предостав ляет современная цивилизация. При этом не имеет никакого значения ни политически й режим, ни картина мира, котора я есть в голова х людей, никак ие контент-составляющие и так далее. Это те люди, которые в услов иях глобальных инноваций, глобальных возмож ностей научили сь и не боятся использовать их преимущества. Яркий пример . Борец с либеральными реформами 90-ых годов – мэр Москвы Лужков , который очень много сил потратил на «младореформаторов», боролся с монетизацией, как он говорил, и так далее, потрясающим образом пользовался всем и возможностями, которые предоставила рев олюция 91-92 годов. То есть банковс кие системы, частная собственность , соединение политических возмо жностей с экономическими ресурса ми, то, что налоги платятся в Москве, тем самым набухают, и уровень жизни , ВВП в Москве и так далее. Так вот, потребительские практики , о которых говорят, — э то некоторы й, на мой взгляд, скол тех предоставляемых современным развитием цив илизации возможностей , которые сегодня в России хотя бы относительно имеются, освоение каки ми-то группами людей продвинутых, современных, образованных . Неслучайно акцент делается на потреблении.

В наше м тексте с Серебрянниковым мы гов орили о «сложных людях» , принципиально иных , по принципиально другим основаниям. Это связано было с теми картинами м ира, которые есть в сознании людей , с тем сложным устройством Вселенной , социальных, политических, человече ских, этнических, психологи ческих и так далее, о том, что «сложные люди » — люди, умеющие мыслить , то есть решать противоречия, не боящиеся дискусси й, не боящиеся драм, и социально, и политически активные , жаждущие инноваций как кре ативной деятельности, получающие удовольствие . Это другой тип личности . Мои коллеги говорят об использовании возможностей современного мир а, а мы говорили о форми ровании каких-то групп , которые пот ащат за собой страну , то есть связанных с развитием личности . Поскольку, на мой взгляд, в будущем будет соревнование и конкурентные отношения в сфере мир овоззрений, в сфере культуры, в сфере морали . И будут побеждать те с оциумы и те группы людей, ко торые будут бороться не за уровни потребления, не за то, чтобы овладевать какими-то возможностями чисто технологическими, компьютерными, образовательными , поведенческими и так далее, а те м, что им будет интересно жить, что они будут моральны, что основные тренды российской культуры, связанные с гигантским культурным нако плением, гигантское культурное и моральное отставани е они будут способны преодолевать.

Вероника Боде: Специально для этой программы я на нашем форуме в Интернете провела небольшой опрос, задала вопрос слушателям : «Какими качествами и навыками должен обладать человек XXI века?». И вот некоторые ответы.

Влад из Германии пишет: « Человек XXI века должен стать толерантным, д аже в ущерб самолюбию» .

Николай из Боровска: « Я был бы вполне удовлетворен, если бы человек XXI века сохранил элементарные предст авления о доброте и великодушии».

Александр пишет: «Люди XXI века должны отличаться в своей жизнедеятельности высоким профессионализмом, что требует большой работоспособности, рационального мышления, постоянной сосредоточенности и внимательности. Это является стартовой площадкой к инновационным технол огиям, к модернизации общества».

Николай Кузнецов из Москвы: «К аждый истинный россиянин XXI века обязан быть могучим, энергичным героем, способным хватать больше и тащить дальше, который в своем напря женном труде никогда не ленится руководствоваться российской народной мудростью «подальше положишь, поближе возь мешь» и мощно тащит не ближе Лондона . Наша великая Россия XXI века не для всяких ленивых и расслабленных недовольных, скулящих по любым поводам».

Сергей из Тамбова: « Должен обладать виртуальными свойствами и качеств ами — уметь быстро перестраивать свою ценностную матрицу и без предрассудков. И это человек уже не классический и не гуманистический, а продвинутый, подкл юченный к системе мира машин — качать и перекачивать жвачку».

Леонид из Ростова полагает, что «г лавным человеческим качеством, особенно для политика, руководителя и журналиста, я вляется порядочность. Это чувство, обычно врожденное, оно или есть, или его нет».

Скептик полагает, что «любой че ловек в XXI веке должен обладать здравым смыслом. Для этого существует все: и общечеловеч еские ценности, и много чего еще . Ну а что нужно для здравого смысла? Цивилизация! Но Россия стоит особняком. «Свой путь»? Свои качества и навыки? В ероятно, да!».

Роман, насколько эта картина перекликается с тем, что вы выделили в свое м исследовании?

Роман Абрамов: Эти комментарии вполне соответствуют той картине, которая у нас получилась. Хотя я б ы не рассматривал «Людей-XXI» в таком упрощенном кон тексте, что это только те люди, которые действуют рационально в своих эгоистических интересах дл я достижения некоторых целей, связанных , например, только с улучшением св оей личной жизни, благосостояния, качества жизни. По нашим исследованиям, «Люди-XXI» , в том числе, восприимчивы и в полне укоренены в некоторую ценностную систему . Во-первых, это люди, которые очень ценя т дружбу, и э то рациональное сво йство. Ведь социальный ка питал, накапливаемый человеком в процессе общения, в процессе обмена информацией , в процессе дружбы, очень важен для самого человека, и они э то адекватно оценивают.

Во-вторых, что касается семейных ценносте й, наши качественные исследования тоже показали , что даже молодые «Люди-XXI» достаточно консер вативно ориентированы на с емью, как на ту ячейку, которая является для них очень важной в формировании с воего биографического проекта, как это отметил Иван. Но , с другой стороны, это люди гибкие, мобильные, это люди, которые открыты миру в своих разных впечатлениях и информации.

Вероника Боде: Иван, ваши наблюдения, как э то перекликается с «Людьми-XXI» , они в этом исследовании предстаю т какими?

Иван Климов: Я соглашусь с Романом, что отчасти перекликается, а отча сти нет. Потому что требование у корененност и в принятых этиче ских нормах и Кодексах морали распространяется не только на «Людей-XXI» или на людей, скажем та к, отставш их или «времен очаковских и покорения Крыма», но это вещи универсальные . Применительно к «Людям-XXI», мне кажется, важно понимать вот какую вещь. С одной стороны, они своей активнос тью и своей самостоятельностью , стремлением к самореализации в разных сферах о казывают давление на социальные институты. То есть они способны чего-то требовать, они осваивают новации и какие-то шероховатости , которые, так или иначе, всегда присутствуют при появлении каких-то новых прак тик, их делают явными и указывают на то, что с этим надо справляться каким-либо образом. С другой стороны, было бы неправильно их представлять, что они борцы, что они способны преодолевать давление институтов. И в этом отношении они, конечно, в большей степени ориенти рованы на каки е-то, скорее, эгоистичес кие мотивы и предст авления о том, что есть их п ольза. И взвешивая затраты ресурсов и , возможно, эффект, пользу для себя, они будут выбирать п уть сохранени я своего собственного соц иального капитала и капитала своей семьи. То есть если человеку не удается вести свою работу в России, то без излишних сантиментов (хотя, безусловно, он будет испытывать ностальгию и проч ее), он уедет куда-нибудь в Канаду проводить селекцию зерновых.

Читайте так же:  Сбербанк приставы арестовали счет

То есть у них двойственная позиция в отношении социальных институтов. С одной стороны, именно потому, что они осваивают новации , они оказывают давление тем, что осваивают эти новые практики и способствуют их дальнейшему распространению и принятию в обществе. С другой стороны, предполагать, что они всегда будут занимать активную, ответственную и альтруистическую позици ю, будет неправильно. У меня, например, гипотетически есть тако е рассуждение, что сфера общественной активности для них не должна быть особо интересной , потому что она, во-первых, непривлекательна с точки зрения самой реализации, а во-вторых, это, скорее, ресурс озатратная область активности, ч ем та, которая приносит как ие-то социальные ресурсы.

Вероника Боде: Насколько я понимаю, это именно так. Да, Роман?

Роман Абрамов: Да. Например, по опросам у нас получается так, что их полити ческие взгляды не отличаются от всего населения . И то же самое по результатам ка чественных исследований.

Вероника Боде: Даниил Борисович, в той картине, которую представили наши с лушатели, чего вам не хватает в этом описании идеального человека XXI века?

Даниил Дондурей: Я не знаю, что такое идеальный человек XXI века . Но, мне кажетс я, это исследование очень интересное, потому что оно показывает очень важный тренд социально-психологический в нашем обществе, свя занный с появлением новы х прагматиков, новых эгоистов, новых функционеров, тех людей, которых интересу ет только собственный капитал. Если говорить о социальном капитале, то он связан с какими-то социальными ха рактеристиками, но никак не связан с накоплением символич еского капитала , что делают и вс е модернизаторы, все теоретики модернизации в нашей стране, включая ин ститут Юргенс а. Все заканчивается на социальном капитале, на появлении таких эффективных, в основном связанных с молодыми возрастами, людей, для которых какие-то старинн ые ценности . Кстати, очень интересно по ц енностям. Это дружба, семья, консерватизм , некоторое закрепление существующего и использование его. И они являются модернизаторами и инноваторами только в той части, в которой способны быстрее и эффективнее других использовать те возможности, о которы х я говорил. Их н е интересуют никакие вещи, связанные с социальной солидарнос тью, с психологическими п рактиками, по которым Россия колоссально отстает , — по доверию, по коррупцию, по всему. Кстати, очень интересно, что те, ко го вы опрашивали, по-моему, больше чем в половине случаев говорили именно о моральных качествах . В то время как, судя по тому, что я сейчас слышал, речь об этом не идет. Речь идет о строительстве собственной судьбы , собственной семьи , собственных эффективных про грамм, не связанных напрямую ни с социумом , ни даже с социальными институтами, а только косвенно, тем более, не связанных с каким-либо пониманием природ ы их возможного обновления. Поэтому мне кажется, что «Люди-XXI» в том варианте, в котором описано в исследовании, — это новые э гоисты.

Вероника Боде: Роман, вы согласны с таким определением?

Роман Абрамов: Я не совсем согласен с этим определением, х отя оно, конечно, выглядит свежо. И в принципе, когда мы обсуж дали проект на разных этапах его реализации проекта, то нам сначала казалось, что, скорее всего, это будут рационалисты, яппи, устремленные только в интересы своей семьи, свои личные, профессиональные интере сы. И действительно, они в это очень много вкладываются. Но в то же время они достаточно много, например, вкл адываются и в свое культурное развитие . Это не означает, что , как в известном романе Венечки Ероф еева «Москва – Петушки», итальянцы – это те, когда один сидит и рисует, а другой рядом сто ит и поет о том, кто рисует. То есть не обязательно , что люди непрерывно что-то создают и творчески изменяют в округ себя. Например, наши результаты исследования показали, что они выписывают газеты и журналы , читают электронные книги, слушают аудиокниги, посещают библиотеки , приобретают музыкальны е инструменты, посещают кружки и клубы по интересам и даже выступают на с цене театра клуба, Дома культу ры они значительно чаще, чем взр ослое население в целом. И в этом отношении , конечно, они не ограничены только своей профессиональной областью .

И второй момент, связанный с эгоистичностью. Мы проводили опрос, связанный с поведением таких людей на работе. И, как ни странно, эти результаты показывают, ч то, например, в своей профессиональной деят ельности, в повседневном общении на работе они готовы отстаивать интересы не только свои, то есть добиваться повышения заработной платы для себя, но и добиваться повышения заработной пла ты для своих коллег по работе. И ли же они вовлечены в ка кое-то коллективное общение в ра мках своей работы. То есть в этом отношени и я бы не сказал, что э то холодные индивидуалисты, рационалисты и эгоисты, и только это.

Вероника Боде: Я думаю, следует все-та ки сказать о том, что проц ент таких людей в российском обществе достаточно невелик , как я понимаю, это от 13 до 15%, и в основном это люди моло дые.

Роман Абрамов: Да. Если мы посмотрим на социологическую характеристику этих людей, то это, конечно, люди, которые находятся в воз расте 35-40 лет . Это люди более образованные , то есть располагающие воз можностями для потребления, в том числе, культуры и интеллектуальной продук ции, это люди, которые и меют более высокий доход и в основном живут в крупных и средних городах .

Вероника Боде: Даниил Борисович, мо жно ли сказать, что российской культуре (я не имею в виду массовую культуру) н е хватает потребителя?

Даниил Дондурей: Сначала я отреагирую на культурное развитие. Дело в том, что культурное развитие само по себе ник ак не противостоит тому, о чем я говорил , — новые эгоисты или новые прагмат ики. Люди, которые описываются в этом исследовании, — это, безусловно, более образованная, более продвинутая , более потребительская, бо лее получающая удо вольствия социальная среда и социальное пространство каких-то людей разных профессий, обученных современным телевидением , современным Интернетом и всей атмос ферой жизни в России. Вот такой высокий IQ и довольно развитая система потребления, то есть они следят за тем, ч то Андрей Попогребский вчера поздно вечером получи л призы на Берлинском фестивале , но это никак не будет влиять на то , как они представляют себе природу или процессы, проис ходящие в стран е, и будут ли сомневаться, к огда будут решать, уезжать ли со своей семьей с любимой родины. Это никак не связано. Поскольку это культурное потреб ление в соответствии с их степенью развития я вляется точно таким же, как пользование продвинутым Интернетом, как пользование хорошими, сложны ми автомашинами , умением на уровне сомелье разбираться в лучших французских винах и так далее. То есть культура зде сь — еще один из типов потребления, связанных со сложностью их сознания, опере жающими моделями поведения и так далее. Это очень важно. Мы же прекрасно знаем, что самые тоталитарн ые режимы никогда не были против высоких образцов, например, классической культуры . И Вагнер, и оркестры в концлагерях, и так далее , все это известно. Так что это совсем не связано с тем, что противостоит понятию эгоизма и прагматики.

Что к асается втор ого. При с воем развитии, при своей сложности , на мой взгляд, проблема в нашей стране заключается в том, что очень мало «сложных людей». Сложных – то есть связанных с тем , что у них существуют какие-то личные , часто внесистемные представлени я о происходящем, о том, как устроено общ ество, о каких-то сол идарных моделях, о т ом, почему оно устроено таким образо м, а не другим. У них сложные картины мира. А креативные люди , которые способ ны созидать и давать работу пр агматикам, и давать работу эгоистам, — это люди сложные. В конце концов, их всего даже 15%, а от 2 до 4%, может быть, даже меньше 2 -х. Их такое же количество, как людей, разбирающихся в искусстве, а таких не более 3%. Так вот, эти люди – это «офисный планк тон» в метафорическом смысле по отношению к тем сложным, о которых я гов орил, как некоторая обслуживающая сред а. Мне кажется, это очень важн о различать. Сегодня в России не хватает людей креативн ых, самостоятельн о мыслящих, имеющих какие-то более развернутые, сложные представления о происходящем , и количество этих людей не увеличивается , в отличие от советской эпохи . Поэтому все качественные произведения , если гламурная куль тура их не возвела в ранг потребительских и е сли не рассказывает вот этим молодым людям, которых описал Роман, о том, что для их удовольствия им надо пойти на «Золотую маску» , посмотреть эти спектакли, по смотреть лауреатов Канн и так далее, то у них такой потребности не будет. Они существуют по моделям, по потребительским практикам , они существуют только в руках PR-технолог ов, которые замечательно будут ими манипулировать, но на их языках , в их программах , через их журналы, через их сайты и так далее.

Вероника Боде: Марина Николаевна из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я считаю, что именно в XXI веке п рактически не может быть эгоистов. Например, эгоист сел в свою машину, он в своей машине эгоист, но когда он попал в пробку, он уже общественный человек . Например, он себе построил 3-этажный домик в «Речнике», он эгоист, ему наплевать на весь мир , он сидит в своем шикарном доме. Но приход ит бульдозер – и он становится общественным человеком. Вот как раз XXI век и показал, что люд и могут быть только общественными единицами, но никак не эгоистами, а особенно в XXI веке. И я сч итаю, для нашего общества , пусть оно будет состоять из эгоистов, но оно все равно общество , самое главное – процесс гуманизации. Это основной итог всей деятельности нашего человечества.

Роман Абрамов: Спасибо за реплики и комментарий. Мы уже переходим в контекст довольно сложных вопросов, которы ми занимается социология: а что есть общество , является это лишь выражением неких индивидуальных воль или же есть некоторые структуры , в рамках которых лю дям приходится действовать. Что касается «Людей-XXI», то, конечно, мы не увидим их политической активности на улице массовой, то есть вых ода на улицы массового сразу и непосредственно. Но, с другой стороны, когда касается их интересов , можно назвать это — интересы личные, индивидуальные, эгоистические, то здесь мы видим н екоторые возможности для со циальной мобилизации. Это, конечно, и те движения, которые по являются как бы снизу. Это, например, движение вок руг Иркутска и защиты Байкала, это движение , связанное с движением обманутых дольщиков, то есть движения, которые связаны с непосредственными интересами людей.

Читайте так же:  Бизнес Пособие для гениев

Вероника Боде: И движение автомобилистов?

Роман Абрамов: Да. И вроде бы, кажется, с одной стороны, что это их шкурный интерес. Но, с другой стороны, человек, который получил опыт социальной активности , коллективной деятельности . а для того, чтобы это движение зародилось и выступило, вышло на коллективную акцию, для этого нужно находить компромисс, нужно создавать это общее, что называется, общество . У этих людей уже есть самостоятельность мышления , есть возможность для продолжения того, что можно назвать политической мобилизацией. И в этом смысле «Люди-XXI» в большей степени готовы к тому, чтобы уча ствовать в таком компромиссном движении. Это важный момент.

И что касается креативных людей и «Людей-XXI». Конечно, 15-17% населе ния не могут быть креативными людьми . Но, с другой стороны, среди «Людей-XXI» , конечно, процент тех, кого мы можем назвать соци альными инноваторами или креативными людьми, значительно выше, чем среди населения в целом , и это показывают наши исследования.

Вероника Боде: Георгий из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Почему-то среди харак теристик современного молодого человека я не услышал об отношении к старшим. А ведь сегодня это большая беда для молодеж и. Если они не будут помнить своих традиций, н е будут соблюдать и уважать старших, то у них не будет будущего. При мер. Вы входите в метро , через 5 минут раздается призыв уважать старших и уступать места. Никто из молодежи не поднимает ся до тех пор, пока бедная старушка сам а не подойдет и не попроси т уступить ей место.

Вероника Боде: Роман, как относятся к старшим «Люди-XXI»?

Роман Абрамов: «Люди-XXI», хотя туда попадают в основном люди 35-40 лет, эта группа не ограничена только молодежью. Эт о следует подчеркнуть , это является важной частью концепции самого проекта . Так что в этом отношении я бы не стал говорить, что здесь е сть противоречие между молодым поколением и старшим поколением. И как мы уже в на шей программе говорили, семейные ценности , в том числе, включают и уважение к старшим. И в своих интервью «Люди- XXI» нам говорили, что то, что в них было заложено для того, чтобы они нач али свою карьеру, свою биографию , биографический проект, это было заложено их р одителями, поэтому здесь ответ может быть почти однозначным.

Вероника Боде: Роза пишет нам на пейджер, что « человек XXI века в итоге своей деятельности должен всегда опираться на гуманизацию ».

А Борис пишет: «В развитых странах средний класс и богатые несут социальную ответственност ь перед бедным населением. А у нас такого быть не мо жет. И честный человек в нашей стране не м ожет принадлежать к среднему классу, так как все свои блага и богатства он получ ил, а не создал с нуля».

Даниил Борисович, как вы полагаете, можно назвать некую новую выделенную среду средним классом?

Даниил Дондурей: Наверняка, это все его представители по их основным социальным хар актеристикам , то есть – материальное благосостояние, образова ние, самосоотнесение , оценка собственной жизни , какие-то другие мод ели. Конечно, это в основном средний класс , потому что это продвинутые и довольно успешн ые люди, с определенными моделями жизни. И средний класс – эт о тот класс, к оторый. постепенно движутся все современные развитые общества . Весь мир сейчас боится , как скоро средний класс станет большинством в Китае. И тогда мы увидим, что произойдет . Потому что большинство в Китае – это 700 миллионов вместо нынешних ме нее 100 миллионов. И это затронет все человечество по своим последствиям. И здесь молодые люди – это, безусловно, средний класс, это будущее. И я обращаю внимание, мне очень интересно это исследование, поскольку я в конце передачи до бавлю к новым эгоистам, что это своего рода и новые циники . Поэтому очень важн ы те модели жизн и, которые сформированы в их сознании , те принципы, по которым они живут и по которым они будут дальше жить , и как это относится к уже не потребительским, а поведенческим практика м . Например, я недавно заметил чисто поведенческую мелоч ь. Когда ты выходишь из ме тро, люди, которые внутри вагона, почти не ждут, как это было в советское время, чтобы ты вышел, они начинают стремиться попасть в метро быстрее, чем те, кто вышел . Это означает, что нет даже на уровне мел ьчайших взаимодейст вий социаль ных. то есть я должен уступить дорогу, чтобы занять потом д орогу того, кто мне ее освободил , даже здесь нет сотрудничества. Исчезают какие-либо эффективные формы со трудничества, кооперации , когда они анонимны. Вот говорил Роман о том, что люди готовы биться за зарплаты своих подч иненных или сво их товарищей. Почему? Потому что это касается их самих . Потому что это тоже чисто эгоистическ ие, моральные, связанны е со специальными видами сотр удничества , поведенческие модели. Э то о том, что у нас нет волонт еров, что телев идение никогда не будет показывать благотворительство . Ну, это огромный разговор.

И вот правильное слово, ко торое здесь произнесли , — это про блема гуманизма, как некоторая концепция человека , как некоторое понимание того, как система относится к человеку, как мы относи мся к человеку, как каждый относится к ч еловеку и так далее. И здесь есть много проблем, потому что, как известно, эгоизм в большом времени, в социальном пространстве очень неэффективен.

Вероника Боде: Аркадий из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Итог таков, что человек XXI века должен быть, прежде всего, и более всего человеком , иначе XXI век будет последни м. А что такое быть человеком ? Об этом хорошо сказано почти 20 веков назад на Ближнем Востоке , правда, автора за это распяли на кресте. Я представил себе, как он является сейчас, конечно, прежде всего, к нам на Русь святую , встречает молодых людей духовных и нравственных , не пьющих и не курящих, крепких и бритоголовых и говорит им о лю бви к ближнему. Хотя сказать, наверное, не успеет – лицо-то явно не славянской национальности .

Роман Абрамов: Что касается новых циников, я бы здесь сказал, что проблема возможности сотрудничества , возможности создания общего сообщества в российском обществе , она носит, с корее, глобальный характер. То есть это не только касаетс я «Людей-XXI», как раз «Люди-XXI» проявляют себя как люди, которые готов ы к сотрудничеству, пусть сначала даже и для своих каких-то целей, ка сающихся их потребления, их качества жизни .

Вероника Боде: А как у них с моральной ответственностью обстоит дело?

Роман Абрамов: То, что показывают наши исследования, это лю ди, которые и в своей профессии, и в своей личной жизни не только исповедуют нек ие принципы, связанные, например, с тем, что дружба не должна быть использова на как инструмент для достижения своих целей. То есть дружба – это сфера духовного общения , сфера эмоционального общения , и примешивать к ней использование друга как инструмент здесь невозможно.

Вероника Боде: Оксана Андреевна пишет нам на пейд жер: «Звонившая дама, а также гости забыли о том, что есть такое явление, как коллективн ый, корпоративный эгоизм. Коллективный эгоист остается индивидуальным эгоистом» .

Александр из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Скажите, мы ведем речь о среднем классе и ли все-таки о новом человеке? Рубини выдвинул свою идею нового, креативного класса, XXI век, американц а. А вот у нас, мне кажется, средний класс не сформировался лишь только потому, что вот эта потребительская прослойка им не является . 98-ой год , когда появился термин «офисный планктон», он сразу слиз ал вот этих потребителей, они практически исчезли. А сейчас они появились потому, что м ы живем за счет наших ресурсов. И как только нефть в стране закончится, у нас исчезнет этот потребительский класс. У нас, на самом деле, нет среднего класса, который сам по себе создает и потребляет, который и со здает внутреннее потребление , внутренний рынок. За счет чего китайцы и удержались . Ведь у них уже средни й класс — 20 миллионов . Если считать, 13 миллионов автомобилей в год они покупают . Вот он у них такой вырос. И если у них 2 миллиона уже учится детей в музыкальных школах — вот где-то размер с реднего класса. И я не представляю себе , что средний класс буде т, например, 200 миллионов в Китае, потому что прост о не хватит на Земле ресурсов для таког о потребления. И как раз XXI век – это будет кризис ресурсов , кризис всей этой идеологии и этой экономики, кото рая построена на вовлечении в оборот земных ресурсов без их экономи и.

Вероника Боде: Роман, все-таки средний класс и ли не средний класс?

Роман Абрамов: М ы отказались, когда начали этот проект, от названия «средний класс» по нескольким причинам. Во-первых, в социологии уже сломлено бесчисленное число копий относительно того, что есть все-таки средний класс , и не только у нас, но и в Европе, например, и в США . Во-вторых, относительно того, что есть средний класс в России , то здесь еще больше проблем с определением этого среднего класса. Дело в том, что, например, только по доходу, только по принадлежности к определенным занятиям и профессиям невозможно сказать, принадлежит этот чел овек к среднему классу или не принадлежит. И в-третьих, нас все-таки интере совала та часть н аселения, которая не просто является потр ебителями и и меет определенный доход, но еще и что-то делает, изменяет пространство вокруг себя . И отчасти через косвен ные признаки, через пользование современными практиками, через культурное потребление мы и попытались найти. это еще не соц иальная группа, это то, что мы назвали соци альной фракцией, поскольку эти люди находятся в разных социальных пространствах и так далее. То есть в этом отношении, конечно, это часть среднего класса, возможно, но н е весь средний класс.

Вероника Боде: Даниил Борисович, на ваш взгляд, в чем значение этого исследования ? Что дает выделение такой группы людей обществу, ученым?

Даниил Дондурей: Мне кажется, что любые исследов ания всегда очень полезны по самым разным основан иям. И у нас не соответствует вызовам времени количество исследований и разного рода объяснений при чин и следствий происходящего . Целые зоны нашей деятельности абсолютно наукой табуированы . Я имею в виду то, что мне, например, интересно, — культурн ые основания для тене вой экономики или коррупции. Ну, очень много вещей. Поэтому в нашей как бы избегающей объективных знаний о самой себе соци альной системе такие интересные, локальные исследо вания, касающиеся поведенческих практик , пусть определенных групп людей, пусть не ставящих задачи описа ния их каких-то комплексных , в частности, мировоззренческих представлений ил и каких-то других вещей, все равно очень пол езны. И мы в идим, что существуют молодые люди , которые готовы , несмотря на свои моральные и какие-т о другие характерист ики, вписыва ться в нынеш ние требования времени , пользоваться его возможностями, активные, работящие , жаждущие образования и так далее, что у нас хотя бы каждый десятый такой человек есть . И это уже основание, что с ними можно действительно что-то делать, что их можно куда-то увлекать , что можно их снабжать, если кому-то это когда-то придет в голову , более важными для развития страны м оделями жизни. То есть это вот такие замечательные, активные молодые циники, молодые эгоисты , с которыми можно было бы по заниматься, если бы та кие задачи кем-то ставились.