Какие требования к кандидату в президенты рф

Содержание:

Требования к кандидату в президенты РФ. Конституция Российской Федерации

Сегодня нас с вами будут интересовать требования к кандидату в президенты РФ. Кроме того, порядок выборов руководителя страной тоже придется изучить. Ведь данный процесс важен для всех граждан. Только он имеет огромное количество правил и принципов, которые должны в обязательном порядке соблюдаться. Причем нарушения могут привести к недействительности результатов. Поэтому обратить внимание стоит не только на требования к кандидатам в президенты, но и на сами правила проведения процесса. К счастью, все не так трудно, как кажется на первый взгляд. Сам процесс выборов прописан в Федеральном законе «О выборах Президента РФ». Рассмотрим основные важные моменты, которые только могут касаться нашего сегодняшнего процесса.

Возрастная категория

Для начала стоит отметить, что, согласно современному законодательству, имеет место так называемый возрастной ценз кандидата. Что это такое? Так называемое ограничение по возрасту для потенциального руководителя страной. Важный момент, который должен соблюдаться. В противном случае баллотироваться в президенты вам никто не позволит.

Какое тут требование? Дело все в том, что некоторые полагают — президентом можно стать уже с 18 лет. Только вот федеральный закон говорит об обратном. Ведь ограничение по возрасту установлено на 35 годах. Это значит, что кандидат на должность президента РФ должен быть не моложе указанного возраста. То есть от 35 лет и старше. Именно такой принцип имеет место. Но это еще не все.

Например, не стоит забывать, что существует так называемый ценз оседлости. Это что-то вроде очередного ограничения для граждан, желающих баллотироваться в президенты. И действует оно в отношении длительности проживания гражданина. Довольно серьезный момент, который способен доставить массу неудобств некоторым кандидатам. Хотя на практике казусы с оседлостью почти не возникают.

Почему? Потому что и без того все потенциальные кандидаты постоянно проживают на территории РФ. Причем длительное время. Но вот если посмотреть на ограничения, то ценз оседлости при этом указывает, что жить в России нужно минимум 10 лет. Причем непрерывно. Переезжать из одного населенного пункта страны в другой разрешается. Поэтому обратите внимание на эту особенность. Если вы в России живете меньше десятка лет, у вас не будет никаких прав на участие в качестве кандидата. Только как избиратель сможете голосовать за ту или иную кандидатуру.

Но и это еще не все. Какие требования к кандидату в президенты РФ выдвигаются, помимо возрастного ценза и оседлости? Ведь не может быть так мало особенностей! Должность главы государства крайне ответственна, а значит, потенциальные руководители отбираются с особым вниманием.

Действительно, на всем этом не заканчиваются требования. Следующий пункт, который придется учитывать, если вы хотите баллотироваться в президенты — это ваше гражданство. Согласно современным законам, только гражданин Российской Федерации может быть кандидатом на пост главы государства. Иностранные граждане не имеют такой возможности. И лица без гражданства в том числе. Иначе говоря, только россиянин имеет право на участие в выборах в качестве непосредственного участника. В принципе, очевидный факт, который, как правило, вовсе упоминать не стоит — все и так понятно.

Разумеется, на взаимоотношения потенциального руководителя страной с законом тоже обращают внимание. Причем этот момент способен в некоторых случаях доставить массу проблем кандидатам. Почему?

Все потому, что глава государства должен быть дееспособным, а также без судимостей. Причем любых. Также запрещается выдвигаться на пост президента тем, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. Либо у кого отняли по решению суда возможность занимать руководящие и государственные должности.

Обратите внимание — у гражданина должен быть военный билет (для мужчин). Понятное дело, что к 35 годам потенциальный кандидат военную службу пройдет. Но только если когда-то он пытался увильнуть от своей воинской обязанности, вследствие чего на него было заведено уголовное дело, можно не баллотироваться вовсе. У такого человека нет возможности участия в выборах в качестве кандидата. В принципе, никаких больше ограничений нет. Только сплошные правила. Требования к кандидату в президенты РФ не такие уж и огромные. Обычно их легко соблюсти. А что можно сказать непосредственно о выборах? Как проводятся они? Ведь именно этот момент крайне важен. И он еще включает в себя некоторые условия и правила в отношении поведения кандидатов перед выборами. На что стоит обратить внимание?

Моментов важных очень много. Скажем, стоит узнать, на какой срок избирается президент в России. Это важно. И все потому, что от этого зависит то, когда именно будут проводиться следующие выборы.

Согласно современным законам, глава государства в РФ выбирается на 6 лет (ранее на 4 года). После придется снова повторять процедуру. Только у каждого кандидата есть возможность быть избранными на второй срок. Таким образом, максимальная продолжительность пребывания на посту главы государства — 12 лет. На 3 и последующие сроки уже нельзя баллотироваться в президенты. Только с перерывом минимум в 1 период «правления».

Таким образом, в России происходит так называемая периодическая смена главы государства. Это обязательный процесс. Но самое главное, что после двух непрерывных сроков и одного периода без руководства государством можно снова баллотироваться в президенты. Так что здесь все предельно просто. Никаких проблем не возникает.

Порядок выдвижения

К слову, есть некоторые правила выдвижения тех или иных кандидатур для участия в выборах. Они тоже прописаны в федеральном законе. Обычно никаких проблем не вызывают, на практике в России имеет место преимущественно один из вариантов.

Выдвижение кандидатов может происходить от какой-либо политической партии. Как раз этот расклад чаще всего встречается в России. Но обратите внимание — у политической партии должно быть право на выдвижение кандидатов, а также на участие в выборах. Если данные правила соблюдены, то объединение сможет предложить своего участника на пост главы государства. И никаких проблем с этим не будет.

Но имеет место и самовыдвижение кандидата в президенты. Не самое частое явление. В России оно практически не используется, хоть и существует «на бумаге». Ведь проблемы возникнут тогда, когда придется проводить предвыборную кампанию. В случае с политическими партиями все гораздо проще — вы получаете поддержку от нее. Но вот самовыдвижение потребует огромных затрат. Кроме того, в России выборы президента — это преимущественно политическая гонка. Соответственно, в ней участвуют разнообразные партии.

Еще одна особенность, которая имеет отношение к самовыдвижению — вас должны поддержать избиратели. Даже если это будет небольшая группа. К сожалению, это очень редкое явление. Поэтому на практике самовыдвижение кандидатуры практически невозможно. Только если очень сильно постараться. Но вряд ли вы сможете получить пост президента — у политических партий куда большее влияние на граждан, чем у обычного участника выборов. К слову, согласно современным законам, нужно около 2 миллионов подписей избирателей, которые готовы вас поддержать.

Федеральный закон «О выборах Президента РФ» указывает еще и на то, что в ходе подготовки к процессу кандидаты на пост президента РФ имеют право проводить разнообразные кампании, чтобы мотивировать избирателей голосовать именно за конкретного участника.

Главное требование здесь — это законность. То есть ваши действия не должны нарушать Конституцию РФ, а также законы страны. Кроме того, они не могут быть опасными или ущемляющими права других кандидатов. Скажем, порочить чью-то честь и достоинство нельзя ни под каким предлогом. Это незаконно. Иногда предвыборная кампания, которая нарушила все устои страны, влечет за собой дисквалификацию участника.

Ни для кого не секрет, что разнообразные предвыборные программы будут показываться и публиковаться в СМИ. Кандидат на должность президента РФ имеет полное право выбрать, какими именно источниками информации пользоваться. Причем их количество не ограничено. А Совет Федерации, в свою очередь, гарантирует всем участникам равные права и доступ к СМИ. То есть на выборах изначально все равны. И никто не имеет каких-то преимуществ. А значит, можно надеяться на честность процесса.

Отдельного внимания требуют избиратели. Они играют для выборов важную роль. И к ним, как ни странно, тоже выдвигаются определенные требования для участия. К счастью, их значительно меньше, чем у кандидатов на пост главы государства. Какие действуют ограничения, согласно закону «О выборах Президента РФ»?

Для начала — это то, что участвовать в процессе имеет право только совершеннолетний гражданин России. Такой человек может прийти и отдать свой голос в пользу того или иного кандидата в назначенный день. Правда, немаловажным моментом является то, что избиратель еще и дееспособным признан должен быть. То есть адекватным. Недееспособные граждане участвовать в выборах даже в качестве избирателей не могут.

Обратите внимание на еще одну небольшую особенность. Гражданин России, пришедший на выборы, имеет только один голос. И отдать его можно лишь в пользу одного кандидата на пост главы государства. Такой подход гарантирует равную и законную борьбу в процессе выборов. Поэтому избирателям стоит хорошенько подумать, прежде чем отдавать свой голос тому или иному участнику.

Кроме того, участие в процессе — это индивидуальное решение. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право на голос при проведении выборов в президенты РФ. Но только данный процесс не носит принудительного характера. При желании избиратель способен просто не явиться на голосование. Да, это не слишком патриотично, но никто не принуждает вас к участию. И никакого наказания за отсутствие на выборах не полагается.

Итак, выдвижение кандидатов, требования к ним, а также ограничения и возможности избирателей уже понятны. Некое представление о том, как проходят выборы, соответственно, тоже имеет место. Но на этом закон «О выборах» не заканчивается. Он предусматривает еще очень много особенностей процесса.

К примеру, в вопросе назначения дня выборов. Решение принимается Советом Федерации страны. При всем этом оно должно быть вынесено не раньше, чем за 100 дней до выборов, но и не позднее, чем за 90. После в обязательном порядке происходит обнародование данных. На это, согласно современному законодательству, у Совета Федерации будет не более 5 дней с момента принятия решения. Так что учтите этот фактор.

Каким образом выбирается день проведения выборов? Это второе воскресенье месяца, в котором ранее проводился данный процесс. Именно такие правила прописаны в Федеральном законе «О выборах Президента РФ».

Очередной важный момент — это регистрация кандидатов для участия в нашем сегодняшнем процессе. Дело все в том, что для этого тоже существуют свои собственные правила и алгоритмы. Несоблюдение оных ведет к тому, что сам процесс «сорвется», а результаты признаются недействительными. Кроме того, иногда несоблюдение правил регистрации кандидатов на пост главы государства РФ ведет к дисквалификации. Подобные случаи, к счастью, почти что не встречаются.

Центральная избирательная комиссия (далее ЦИК) занимается регистрированием участников. Те, в свою очередь, после выдвижения своей кандидатуры должны предоставить определенный перечень документов для участия. Что к ним можно отнести?

Первый пункт — подписные листы. Каждый кандидат в свою поддержку обязан собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей. При этом проверка подлинности проводится ЦИК в отношении 20% листов.

Далее требуется платежный документ, который подтвердит то, что вы оплатили изготовление подписных листов. То есть это своеобразное доказательство подлинности оных.

После следует протокол о сборе подписей избирателей. Без него обойтись никак нельзя. Вы не сможете баллотироваться в президенты, если отсутствует данное заключение. Оно в обязательном порядке предоставляется вместе с подписными листами. Никаких исключений и отсрочек!

Еще один момент — от вас потребуется предъявить в Избирательную комиссию список тех, кто собирал подписи. Скорее всего, будет проведена проверка подлинности предоставленных вами данных. Поэтому учтите, что обман приведет к дисквалификации.

Порядок выборов президента предусматривает также предоставление личных данных и документов, подтверждающих соблюдение всех конституционных требований к участникам процесса. Не забудьте, что при изменении информации нужно тут же принести в ЦИК справки, которые могли бы это подтвердить.

Последнее, что от вас потребуется, — это личный финансовый отчет. Без него тоже обойтись никак нельзя. Это все. Теперь можно подавать вышеперечисленный перечень документов в Избирательную комиссию, а затем просто ждать. У комиссии будет 10 дней с момента получения бумаг на то, чтобы либо зарегистрировать вашу кандидатуру, либо отказать в этом процессе. Но тогда должно быть обоснование действий. Скрывать их никто не имеет права. Как только все кандидаты будут зарегистрированы, места для голосований (в каждом субъекте по районам распределяются оные) определены, можно ждать дня выборов.

Досрочная отставка

Только жизнь — это нечто непредсказуемое. И поэтому точно сказать, что президент будет на своем посту положенный срок, нельзя. Как быть, если имела место досрочная отставка главы государства? Неужели страна будет без руководителя оставшийся срок?

А вот и нет. Если по тем или иным причинам президент РФ отказывается от должности досрочно, то Совет Федерации должен назначить день выборов не позднее, чем через 14 дней с момента отставки руководителя страной. В противном случае это право переходит к ЦИК. Датой выборов будет являться последнее воскресенье месяца, в котором истекает трехмесячная отставка предыдущего президента. Такие правила действуют на территории РФ. И никаких исключений.

По каким причинам можно покинуть пост главы государства? Во-первых, это может быть добровольное решение. Крайне редкое явление, которое вообще в малом количестве стран встречается. Руководители, как правило, от своих должностей просто так не отказываются. Особенно если они стремились к данному посту.

Во-вторых, имеет место импичмент. По тем или иным причинам само государство способно отстранить руководителя от должностных полномочий. Причины могут быть разнообразными — от нарушения проведенных выборов (иногда это «вскрывается» после происшествия) до противозаконных действий гражданином.

В-третьих, состояние здоровья. Если по каким-то обстоятельствам из-за проблем с организмом президент не может больше выполнять свои должностные обязательства, он должен покинуть пост руководителя. Сюда же можно отнести принудительное отстранение в связи с наступлением недееспособности, психические заболевания (шизофрению, например).

Читайте так же:  Как просить прошение у аллаха

В конце концов смерть гражданина, занимающего пост президента, ведет к прекращению его должностных обязанностей. Как следствие — требуется досрочное проведение выборов и назначение нового руководителя страной. Ничего сложного для понимания в этом нет. Все предельно просто.

Как видите, требования к кандидату в президенты РФ по Конституции не так уж и трудно запомнить. Кроме того, сам процесс выборов для избирателей тоже является простым. Большинство трудностей достается высшим инстанциям, которые занимаются непосредственной подготовкой к процессу. Помните, что голосование — это ваш выбор. Никто не имеет права принудить вас отдать голос в пользу того или иного кандидата (только мотивировать — поможет предвыборная кампания). Также вы имеете право не являться на выборы. Никакого наказания за это не предусмотрено.

Требования к кандидатам в президенты РФ

Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

Подробные требования к кандидату в Президенты РФ

Действующее Федеральное законодательство тщательно регулирует порядок регистрации кандидатов в Президенты России и механизмы, при которых обеспечивается отказ в регистрации кандидата. Так, к регистрации в качестве кандидата в Президенты могут допущены лишь лица, соответствующие как конституционным требованиям, так и положениям вышеозначенного ФЗ «О выборах президента». Общий список требований, согласно которым можно понять, кто не может быть кандидатом для выдвижения в президенты, является следующим:

  1. Кандидат в президенты не должен обладать судимостью за свершение уголовно караемых преступлений тяжкого характера, либо относимых к особо тяжким. В случае наличия и последующего снятия или погашения таковой судимости, к выборам в качестве кандидата в Президенты РФ, таковое лицо может быть допущено не ранее, чем через 10 лет после фактического снятия или погашения наличествующей судимости в случае тяжкого преступления или 15 лет – для особо тяжких преступлений.
  2. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут баллотироваться в Президенты.
  3. Лица, уличенные и привлеченные к ответственности за использование, пропаганду или распространение нацистской символики или материалов, признанных экстремистскими не могут регистрироваться в качестве кандидатов в Президенты РФ до истечения срока, в течение которого таковые лица считаются подвергнутыми административному наказанию.
  4. Лица, лишенные права занимать государственные должности по решению суда также не могут в течение этого срока выдвигаться в качестве кандидатов на президентские выборы.
  5. Лица, обладающие иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, не могут быть избраны Президентом, если не откажутся от таковых преференций и сторонних гражданств окромя российского.
  6. Недееспособные граждане, лишенные дееспособности в судебном порядке, вне зависимости от причин такового лишения не могут баллотироваться в Президенты.

Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

  1. Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  2. Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  3. В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  4. После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  5. После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

Кто может баллотироваться в президенты России?

18 марта 2018 года в России пройдут выборы главы государства. Президент будет избран на шестилетний срок.

Кто может быть избран президентом?

Согласно статье 81 Конституции РФ, президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. При этом предельного возраста для того, чтобы баллотироваться на выборах, нет.

Для участия в выборах человек должен быть дееспособным.

Мужчина-кандидат должен иметь военный билет. Если человек уклонялся от военной службы и на него было заведено уголовное дело, он не может выдвигаться на выборах.

Человек, имеющий двойное гражданство, не может баллотироваться на выборах.

Не допускается к участию в выборах главы государства и человек, имеющий судимость.

Кто может выдвинуть свою кандидатуру?

Кандидатом в президенты России может стать представитель политической партии, имеющей право выдвигать кандидатов и участвовать в выборах, или гражданин страны, при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей — не менее 500 человек (ст. 34 ФЗ N19 «О выборах Президента Российской Федерации»). Ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Самовыдвиженец также обязан, согласно статье 36 закона о выборах президента, собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей.

Самовыдвиженец должен не позднее чем через 20 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов президента России обратиться в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.

Кандидат-самовыдвиженец также обязан к моменту представления документов для регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России, и/или «осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов» (статья 34, пункт 18 ФЗ N19).

Правила регистрации кандидатов-самовыдвиженцев на выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 декабря 2017 года в ходе большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что будет участвовать в выборах главы государства в 2018 году в порядке самовыдвижения. В таком качестве Владимир Путин баллотировался на высший государственный пост в 2004 году (выиграл выборы, получив 71,31% голосов избирателей). В 2000 году он участвовал в выборах от группы избирателей (52,94%), в 2012 году — как кандидат от партии «Единая Россия» (63,60%).

Самовыдвиженец — кандидат, который участвует в выборах самостоятельно, без поддержки политической партии. Норма о самовыдвижении на президентских выборах применяется в российском избирательном законодательстве с 2003 года. Ранее претенденты, желавшие самостоятельно баллотироваться на высший государственный пост, выдвигались инициативными группами граждан.

Больше всего кандидатов-самовыдвиженцев было зарегистрировано на выборах в 2004 году: кроме Владимира Путина в порядке самовыдвижения баллотировались руководитель фракции «Родина» в Госдуме РФ Сергей Глазьев (4,10%; третье место) и сопредседатель партии «Союз правых сил» в 2000-2003 годах Ирина Хакамада (3,84%; четвертое место из шести кандидатов). В 2008 году в выборах участвовал лишь один самовыдвиженец — лидер Демократической партии России Андрей Богданов (1,30%; последнее место из четырех), в 2012 году — предприниматель, президент «Группы Онэксим» Михаил Прохоров (7,98%; третье место из пяти кандидатов).

Условия самовыдвижения кандидатов

Самовыдвиженцам для регистрации необходимо организовать инициативную группу граждан в свою поддержку численностью не менее 500 человек. Все ее члены должны обладать активным избирательным правом (т. е. иметь право участвовать в голосовании) и не состоять в других подобных объединениях. Инициативной группе необходимо провести собрание в поддержку кандидата, поставив в известность об этом Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (не менее чем за пять дней до собрания).

В течение 20 дней с момента назначения выборов самовыдвиженец должен лично обратиться в Центризбирком с ходатайством о регистрации своей инициативной группы. К ходатайству он должен приложить заявление о согласии баллотироваться в президенты, информацию о наличии или отсутствии в прошлом судимости, копии паспорта, документов об образовании и месте работы.

Кроме того, в ЦИК передаются сведения о доходах кандидата и его супруга за шесть предыдущих лет, об их имуществе, вкладах в банках, ценных бумагах и обязательствах имущественного характера. При наличии у кандидата (его супруга или несовершеннолетних детей) зарубежной недвижимости, он также должен представить в Центризбирком сведения об этой собственности и информацию об источниках средств ее приобретения. Если в течение последних трех лет кандидат приобретал недвижимость, ценные бумаги или транспортные средства на сумму, превышающую общий доход его семьи за три года, то ему также необходимо отчитаться о каждой из подобных покупок.

Кроме этого, у кандидата на момент выдвижения не должно быть счетов и ценностей в иностранных банках. Перед подачей документов он обязан также открыть специальный избирательный счет.

В течение пяти дней ЦИК РФ принимает решение о регистрации (или отказе в регистрации) инициативной группы в поддержку самовыдвиженца. В случае положительного решения группа получает право начать сбор подписей избирателей в поддержку своего кандидата.

Самовыдвиженцы обязаны представить в Центризбирком не менее 300 тыс. подписей избирателей в свою поддержку, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7,5 тыс. подписей. Для сравнения: кандидаты от политических партий должны собрать в свою поддержку не менее 100 тыс. подписей — до 2,5 тыс. в каждом регионе. Претенденты от парламентских партий освобождены от сбора подписей. На выборах 2012 года самовыдвиженцы должны были предоставить в ЦИК не менее 2 млн подписей избирателей, но не более 2,1 млн (не более 50 тыс. на один субъект Федерации).

Протокол о сборе подписей вместе с финансовым отчетом и письменным уведомлением об отсутствии счетов в иностранных банках подаются в ЦИК. Центризбирком принимает решение о регистрации кандидатов в течение 10 дней с момента подачи ими документов. В этот период проводится проверка достоверности представленных кандидатами сведений (для этого ЦИК обращается к соответствующим органам исполнительной власти) и подписных листов.

Регистрация кандидатов ЦИК

Центризбирком проверяет не менее 20% представленных подписей (в 2012 году — 400 тыс.), при этом подписи для проверки отбираются случайно, путем жребия. Процент брака не должен превышать 5%. Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, проживающих за пределами соответствующего субъекта РФ, указавших недостоверные сведения о себе, и др. В регистрации также отказывают кандидатам, число подписей в поддержку которых, после вычета недействительных, будет меньше необходимого по закону.

Среди других оснований для отказа в регистрации — подкуп избирателей, использование служебного положения при агитации. Также ЦИК не регистрирует кандидатов, которые помимо собственного избирательного фонда использовали деньги (свыше 20 млн руб.) из других источников.

Читайте так же:  Приказ о запрете использования телефона в рабочее время

Решение Центризбиркома может быть обжаловано в Верховном суде РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

Требование предъявляемое к кандидатуре на должность президента РФ?

Конституцией РФ устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определённого срока) . Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идёт ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков.

Конституция устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.
В отличие от ранее действовавшей новая Конституция не предусматривает
верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам) .

Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты

Должность Президента ко многому обязывает, и далеко не каждый может на нее претендовать.

В Конституции РФ отмечаются только некоторые, наиболее важные качества, необходимые Президенту РФ.

  • 1. Кандидат в Президенты РФ должен быть гражданином России.
  • 2. Президент РФ должен обладать значительным жизненным опытом, и поэтому на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Предельный возраст для занятия должности Президента РФ законом не установлен, ведь и в зрелом возрасте человек может отличаться здоровьем, работоспособностью и эффективно использовать свой потенциал.
  • 3. Кандидат в Президенты РФ должен хорошо знать Россию (се возможности, особенности, ситуацию, в которой она находится), и поэтому к нему выдвигается требование постоянно проживать в России не менее 10 лет.

Безусловно, Президент РФ должен обладать такими ярко выраженными личностными качествами, как интеллект, воля, организаторские способности и др. Некоторые качества приобретаются в процессе обучения (например, эрудиция), другие относятся к числу врожденных, хотя в какой-то степени и их можно развить в себе с помощью упорных тренировок (например, волевые).

Прекращение полномочий Президента РФ

Предусмотрено ст. 92 Конституции РФ. Существуют два варианта прекращения полномочий Президента.

  • 1. Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
  • 2. Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в трех случаях:
    • – отставки, т.е. инициативы самого Президента;
    • – стойкой неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
    • – отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в совершении государственной измены или иного умышленного тяжкого преступления, за которое предусматривается наказание свыше пяти лет лишения свободы.

Процедура отрешения от должности Президента очень сложна, ведь смена главы государства – это всегда политическое потрясение для всего общества.

Это надо запомнить

  • 1. В России установилась смешанная форма правления, хотя существует явное превалирование президентской формы правления.
  • 2. Президент РФ обладает широкими и реальными полномочиями, не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
  • 3. Функции Президента РФ состоят в том, что он:
    • – является главой государства;
    • – является гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан;
    • – определяет основы внутренней и внешней политики;
    • – координирует работу всех ветвей власти.
  • 4. Гарантиями общества от всевластия Президента являются:
    • – возможность переизбирать Президента каждые шесть лет;
    • – невозможность Президента сохранять этот пост более двух сроков подряд;
    • – возможность признания его актов Конституционным Судом РФ нс соответствующими Конституции РФ;
    • – возможность отрешения от должности (импичмент).
  • 5. Компетенция Президента РФ весьма обширна и касается законодательной, военной сферы, внешней политики, проявляется в его участии в формировании высших органов государственной власти и др.
  • 6. Президент РФ может принимать указы и распоряжения.
  • 7. Согласно Конституции РФ Президент должен:
    • – иметь российское гражданство;
    • – быть не моложе 35 лет;
    • – постоянно проживать в России не менее 10 лег.
  • 8. Полномочия Президента РФ прекращаются в момент принесения присяги вновь избранным Президентом. Возможно досрочное прекращение его полномочий в результате:
    • – отставки;
    • – болезни;
    • – отрешения от должности (импичмента).

Статья 81 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок — шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие — в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, — обязанность Совета Федерации (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 102).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

2. Содержание ч. 2 и 3 комментируемой статьи 81 Констиутции РФ — дополнительные конституционные условия реализации гражданином права быть избранным Президентом РФ.

Первое — наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе — ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье — постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы «кандидат на должность Президента Российской Федерации», но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе «советской») государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом «президентской республики», обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как «первого» должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы — палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента — формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. комментарий к ст. 83 Конституции), а по совокупности конституционных полномочий — осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 — ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (см. комментарий к ст. 113 КРФ), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 114). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства — конституционное полномочие Президента (ч. 3 ст. 80).

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент — Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции, толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. «вторую» по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ — не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате — Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, — вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти — сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно — насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Читайте так же:  Угроза уголовный кодекс рб

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране — под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как «несущие конструкции», на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя — полномочия Президента РФ (п. «в» ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 104 и 134), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ — предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула «федеральный закон» в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом «порядок выборов», регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента — всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть «подобранный» кем-либо кандидат, «преемник» Президента, лицо, «отобранное» («назначенное») действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»).

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. «д» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ — четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ст. 3).

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения (ст. 5 Закона).

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации — обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей — право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан — избирателей на участие в управлении делами государства (см. комментарий к ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Закон о выборах Президента РФ, состоящий из 12 глав и 88 статей, детально регламентирует все стадии избирательного процесса: статус, формирование и деятельность избирательных комиссий, образование избирательных участков и составление списков избирателей, роль политических партий в избирательном процессе, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, порядок голосования и определения результатов выборов, обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента, порядок финансирования выборов, а также срок вступления в должность Президента.

Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Данное положение с учетом отмены порога явки избирателей применено впервые на выборах 2008 г. (на всех предыдущих выборах Президента действовала норма, согласно которой выборы признавались состоявшимися, если в них принимали участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования). Если ни один из кандидатов не был избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ст. 77). В случае когда выборы Президента будут признаны несостоявшимися или недействительными либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента, при этом сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 78).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что также находит отражение в соответствующем федеральном законе. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании (ст. 9).

Уголовная и административная ответственность за нарушение порядка выборов Президента устанавливается соответственно УК и КоАП. Разрешение избирательных споров регулируется ГПК РФ и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Налоговым кодексом регулируется порядок проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках дохода кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 102). Согласно УПК ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении зарегистрированного кандидата в Президенты только с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 450).

Разрешение дел о конституционности федеральных законов, регулирующих порядок выборов Президента, осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях и ГПК, установил, что ЦИК РФ при рассмотрении споров в суде не только не может наделяться полномочиями по принятию обязательных для суда решений по вопросам осуществления правосудия, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку иное вступает в противоречие с ч. 3 ст. 123 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (Постановление от 25.02.2004 N 4-П*(957)).

Все выборы Президента (1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. и 2008 г.) проходили на альтернативной основе, в том числе с повторным голосованием в 1996 г. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, являющиеся членами органов управления организаций независимо от форм собственности, высший орган управления которых собрание (за исключением политических партий), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Исчерпывающий перечень такого рода «преимуществ» закрепляется в Законе о выборах Президента РФ, который в то же время делает исключение в запрете на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств для Президента, баллотирующегося на второй срок, и лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране (ст. 40, 41).