Какие льготы на ндс

Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой ставкой и др. При этом в отличие от последних налоговые льготы не являются обязательным элементом для того, чтобы налог считался установленным (ст. 17 НК РФ). К слову, поскольку налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения, установление, к примеру, налоговой ставки 0% не является налоговой льготой несмотря на то, что при ее применении налог не уплачивается вовсе (Письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-02-07/1/2721 ).

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737 ). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] ).

Какие льготы предоставляются по НДС в 2018 году

Государство предоставляют по этому налогу льготу. Какие льготы предусмотрены налоговым законодательством?

Содержание

Льготы по НДС предоставляются в виде пониженной ставки. «Стандартная» ставка по НДС – 18%. По некоторым товарам и услугам существуют пониженные ставки – 10% и 0% от налоговой базы.

Есть ещё и такие налогоплательщики, которые полностью освобождаются от уплаты налога.

НДС начисляется при реализации товаров или имущественных прав, а также выполнении работ или оказании услуга на территории нашей страны.

Причём не всех товар, а только тех, которые подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.

Нормативная база

Так как НДС – это федеральный налог, то и предоставление льгот регулируется федеральным законодательством, а именно главой 21 НК РФ.

В статье 145 НК РФ и в статье 145.1 НК РФ указаны те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые полностью освобождаются от обязанности исчисления и уплаты НДС.

В статье 149 НК РФ указаны операции, которые не подлежат налогообложению. В статье 164 НК РФ приведены налоговые ставки, а также операции, к которым эти ставки применяются.

Льготы по НДС, их виды и порядок из представления приведён в вышеуказанных статьях.

Как уже упоминалось, в ст. 149 НК РФ указаны те операции, исполнение которых даёт право налогоплательщикам на НДС.

Условно эти льготы можно разделить на 3 группы:

Условия их предоставления

Условия применения льгот по НДС для всех фирм и юридических лиц одинаковые:

  1. Если фирма осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию и у неё есть право на льготу, то для предоставления льготы она должна иметь лицензию. Если такой лицензии нет, то фирма платит НДС в обычном режиме, без льгот.
  2. Если фирма осуществляется не только те операции, которые подлежат льготированию, но и другие, то необходимо вести раздельный учёт.

НДС по приобретенным ценностям: актив или пассив? Узнайте здесь.

Стоит помнить, что если данная операция не облагается НДС, то и в счёт-фактуре должна быть пометка «без НДС». Если же НДС будет выделено в документе, то фирма должна уплатить эту сумму в бюджет.

За неправомерное использование льготы НК РФ не предусматривает штраф. Штраф будет налагаться на налогоплательщика за несданную вовремя декларацию и неуплаченный налог.

Перечень налоговых льгот по НДС ↑

Разделив условно льготы по НДС на 3 группы, необходимо «разложить» каждую группу по конкретным льготам. Порядок представления льгот указан в Налоговом кодексе.

При реализации определенных видов товаров

В 1-ую группу, в которую входят льготы, которые предоставляются при реализации некоторых товаров, а также работ или услуг, включаются следующие льготы при реализации:

  1. Почтовых марок, а также маркированных конвертов и открыток.
  2. Изделий народного промысла, которые официально признаны художественным достоянием нашей страны.
  3. Медицинских товаров, которые утверждены Постановлением Правительства от 17.01.2002 года № 19.
  4. Монет из драгметаллов. Исключением являются коллекционные монеты.
  5. Услуг, гарантийного обслуживания товаров, при неистекшим гарантийном сроке.
  6. Работы, выполняемы при реставрации памятников и народного достояния нашей страны.
  7. Производство продуктов питания для учреждений медицины, школьного и дошкольного образования.
  8. Перевозка пассажиров в рамках внутригородского и пригородного сообщения.
  9. Реализация жилых помещений и долей в них.
  10. Передача права собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
  11. Реализация отходов, а также лом цветмета и чермета.
  12. Другие товары и услуги, которые перечислены в вышеуказанной статье.

В зависимости от категории юридического лица

Во 2-ую условную группу входят те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые оказывают следующие услуги или выполняют работы:

  1. В образовательной сфере.
  2. Реализуют товар в зонах беспошлинной торговли.
  3. Учреждения культуры и искусства.
  4. Реализуют товары для нужд обществ инвалидов и других общественных предприятий.
  5. По реализации сельхоз продукции.
  6. Архивные и ритуальные услуги.
  7. Страховые услуги.
  8. Услуги по негосударственному пенсионному страхованию.
  9. Банковские операции.
  10. Обслуживание банковских карт.
  11. Оплата за содержание детей в детских садах, а также плата за кружки и секции в детских образовательных учреждениях.
  12. Услуги государственных и муниципальных учреждений по уходы за больными, инвалидами и престарелыми людьми.
  13. Услуги адвокатов и адвокатских бюро.
  14. Другие работы и услуги, которые перечислены в ст. 149 НК.

При осуществлении определенных операций

В 3-ью условную группу льгот по НДС можно отнести следующие операции:

  1. Предоставление в аренду помещений по договору для нужд иностранных граждан и организаций, которые имеют аккредитацию в нашей стране.
  2. Реализация социально-экономических жилищных программ по предоставлению жилья военнослужащим.
  3. Безвозмездная передача товаров, оказание услуги и выполнение работ в рамках благотворительных программ.
  4. Проведение государственных лотерей.
  5. Другие операции, которые указаны в ст. 149 НК РФ.

Коды налоговых льгот ↑

Коды налоговых льгот по НДС утверждены в Приказе Минфина РФ от от 15.10.2009 года «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС и порядке её заполнения».

Налоговые льготы по НДС. Кто может быть освобожден от уплаты НДС

По закону, в некоторых случаях, индивидуальные предприниматели и компании, работающие по общему режиму налогообложения и, соответственно, обязанные применять НДС, могут рассчитывать на определенные льготы или освобождение от уплаты данного налога.

Что такое налоговая льгота

В законодательстве РФ нет четкой трактовки понятия «налоговая льгота». Поэтому чаще всего под этим термином понимается либо возможность оплачивать налог в меньшем размере, либо возможность не оплачивать его вовсе. При этом, налогоплательщик может отказаться от такой льготы или на какой-то период перестать ею пользоваться.

Если говорить конкретно по НДС, то в Налоговом кодексе РФ нет однозначного списка послаблений и льгот, к нему применяемом. Но некоторые общие моменты все же существуют. Рассмотрим их ниже.

Прежде всего, стоит сказать о том, что большинство налоговых специалистов ко льготам по НДС относят:

  • право предприятий и ИП переносить прошлые убытки на будущие периоды;
  • возможность применять амортизационные премии;
  • при оказании услуг не на территории РФ (при самом факте отсутствии объекта налогообложения) возможность не начислять НДС.

Но вопреки сложившейся практике, строго говоря, перечисленные здесь пункты в полной мере отнести ко льготам по НДС нельзя, поскольку на них имеют право и другие налогоплательщики. Поэтому главной льготой НДС является только возможность освобождения от его уплаты.

Кто может претендовать на освобождение от НДС

Как говорит статья 145 НК РФ, для освобождения от выплаты НДС ИП и предприятия должны соответствовать следующим критериям:

  • со времени постановки на государственный учет прошло не меньше 3 месяцев;
  • без НДС за 3 месяца прибыль компании составила не больше 2 миллионов рублей;
  • в продажах не используются товары, подпадающие под акциз или при работе с ними ведется раздельный учет по подакцизным и неподакцизным категориям.

Внимание! Следует учесть, что Министерство финансов считает, что рассчитывать окончательный размер выручки нужно при полном учете продаж товаров как акцизных так и неподакцизных, а также операций, не признаваемых объектами по НДС и не облагаемых данным видом налога.

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

В некоторых случаях даже при соблюдении вышеприведенных условий, некоторые организации и ИП не могут освобождаться от НДС. Например, это те ситуации, когда компания:

  • выполняет функции налогового агента, то есть занимается продажей товаров покупателям из других стран, а также имеет отношение к аренде муниципального и государственного имущества;
  • занимается ввозом на территорию России различных товаров.

С чего начинать освобождение от НДС

После того, как бухгалтерия предприятия убеждается в том, что никаких препятствий для избавления от уплаты НДС нет, нужно произвести предварительную подготовку, а именно – восстановить принятый ранее к вычету НДС по:

Читайте так же:  Какие документы нужны чтобы подать на алименты и развод

Сделать это надо непосредственно перед тем, как приступить к процедуре по освобождению от НДС, то есть в последнем налоговом периоде.

При этом следует учесть, что:

  1. если основные средства «недоамортизированы», то восстанавливать НДС нужно с их остаточной стоимости;
  2. если НДС выплачен с авансов, которые сделали покупатели, то его можно оформить к возврату, но только, при условии, что покупатели не возражают против того, чтобы:
    • или разорвать договорные отношения и вернуть аванс в полном размере;
    • или внести в договор пункт об изменении цены – в этом случае можно вернуть именно авансовый НДС.

Если же покупатель не имеет желания по каким-то своим причинам вносить в договор изменения, то при отгрузке товара ему нужно выставить счет-фактуру с НДС.

И всегда надо помнить о том, что как только наступает период освобождения от НДС, применять к вычету НДС, оплаченный с ранее произведенных авансов, будет уже нельзя.

Какие документы нужны для освобождения от уплаты НДС

От ИП и организаций, которые хотят избавить себя от выплат НДС, налоговики требуют:

  1. уведомление в письменной форме по строго определенному формату;
  2. журнал контроля за движением счетов-фактур и его копию;
  3. выписки: из бухгалтерского баланса – от ООО, из книги учета доходов и расходов — от ИП, и выписку из книги учета продаж и покупок от тех и других.

Передать все вышеназванные документы в территориальную налоговую службу нужно не позже 20 числа месяца, с которого индивидуальный предприниматели или организация уже не хотят платить НДС.

К сведению! Важной особенностью освобождения от НДС является тот факт, что получить его можно в любое время, а не только в начала нового налогового периода.

Как только претендующее на освобождение от оплаты НДС предприятие или ИП получает его, он может в течение одного года спать спокойно – период освобождения фиксирован 12 месяцами последовательно. Входной НДС в это время нужно учитывать в стоимости работ, услуг и товаров.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:

  • вести книгу продаж и покупок;
  • вести журнал счетов-фактур;
  • выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
  • выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
  • выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.

Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.

Как продлить освобождение от НДС

Ближе к концу 12-месячного периода освобождения от НДС, налогоплательщик должен определиться с дальнейшими планами. Если он хочет продлить его, то нужно действовать по старой схеме, то есть вовремя обратиться в налоговую службу с тем же необходимым пакетом документов. В числе прочего, налоговые специалисты проведут проверку на предмет того, не было ли за предыдущие налоговые периоды превышений по условиям освобождения от НДС.

Как вернуться к выплатам по НДС

Если по каким-то причинам возникла необходимость вернуться к выплатам НДС, то надо снова обратиться в местную налоговую службу, чтобы подать туда заявление об отказе от освобождения от НДС. Причем сделать это добровольно раньше истечения годового периода, на который оно было получено, невозможно.

То есть, даже если ИП или организация начнет выставлять клиентам счета-фактуры с выделением НДС, принять к вычету входной НДС будет нельзя.

Когда теряется право на избавление от уплаты НДС

В некоторых случаях, налогоплательщик, уже получивший право не платить НДС, может его потерять. Это происходит в тех случаях, когда:

  • прибыль ИП или предприятия выше 2 миллионов рублей за три месяца подряд;
  • появляются продажи подакцизных товаров.

Важно! При оценке размеров выручки, налоговые специалисты смотрят и на те периоды, которые выходят за границы периода освобождения.


Внимание!
Те ИП и ООО, которые во время освобождения от уплаты НДС перешли на ЕНВД или УСН, в дальнейшем могут уже не подавать документы для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС.

Процедура по избавлению от НДС является делом не самым сложным, он требующим внимательного подхода. Поэтому при возникновении неуверенности в целесообразности его использования, например, по причине планов на развитие бизнеса и наращиванию оборотов, разумнее будет просто перейти на другую налоговую систему, например, УСН. Впрочем, в тех случаях, когда переход на иные налоговые режимы невозможен, освобождения от НДС – прекрасный способ снизить нагрузку на предприятие по налоговому учету и отчетности, а также выплате налогов.

Применение льгот по НДС

Рассматривая вопрос о льготах по НДС, любой налогоплательщик, применяющий общий режим налогообложения, как правило, имеет в виду ситуации, когда налог платить не нужно. Поэтому на практике термин «льгота» интерпретируется в достаточно широком смысле. Что такое налоговая льгота? Как избежать ненужных споров с налоговыми органами по вопросу применения льгот?

Налоговыми льготами по НДС налогоплательщики обычно считают:

— освобождение от обязанностей налогоплательщика на основании норм ст. 145 и 145.1 НК РФ;

— отсутствие объекта налогообложения при осуществлении операций, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ;

— операции, не подлежащие налогообложению, перечисленные в ст. 149 и 150 НК РФ;

— использование пониженных ставок налога при реализации отдельных категорий товаров (п. 1, 2 ст. 164 НК РФ).

Все ли из перечисленного выше является льготами с точки зрения налогового законодательства, контролирующих и судебных органов? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое налоговая льгота

Чтобы определить понятие налоговой льготы, обратимся к первоисточнику — НК РФ. Из анализа норм п. 1 и 2 ст. 17 НК РФ следует, что налоговые льготы являются самостоятельным элементом налога наряду с такими, как налоговая ставка, налоговая база и др. Опираясь на эту норму налогового законодательства, специалисты Минфина России в письме от 17.08.2012 № 03-02-07/1-201 пришли к выводу, что, например, пониженную ставку налога нельзя рассматривать как льготу.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что налоговые льготы хоть и самостоятельный элемент налога, но вовсе не обязательный. Его (элемент) законодатель может предусмотреть (а может и не предусмотреть) в необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Иными словами, элемент налога «налоговая льгота» носит временный характер.

Так, в проекте Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов отмечено, что любая новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период — например, на пять лет или более длительный срок в зависимости от целевой направленности этой льготы. Далее законодателю рекомендуется перед принятием решение о продлении действия льготы провести анализ эффективности ее использования 1 .

В ближайшие годы предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам.

В то же время единовременная отмена налоговых льгот не должна оказывать негативного влияния на достижение одной из целей налоговой политики — стимулирование экономического роста. В связи с этим будут отменены налоговые льготы, которые не стимулируют экономического роста в стране, а также льготы, не имеющие социального эффекта 2 .

Определение рассматриваемого понятия дается в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Так, под льготой по налогам и сборам следует понимать преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать их в меньшем размере. Напомним, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Необходимо также учитывать норму п. 3 ст. 56 НК РФ.

Так, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Другими словами, законодатель может предоставить отдельным категориям налогоплательщиков право использовать определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками в отношении уплаты налога, а налогоплательщик, в свою очередь, может использовать или не использовать это право.

Еще одно немаловажное обстоятельство. При установлении налоговых льгот обязательно должны быть определены основания для их использования налогоплательщиком. Таковы требования п. 2 ст. 17 НК РФ. Следовательно, налоговая льгота может быть предоставлена налогоплательщику только при выполнении им всех необходимых условий, предусмотренных для ее получения.

Далее в ст. 93 НК РФ указано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (абз. 1 п. 1). В частности, в ходе камеральной проверки налоговые органы могут истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). В случае отказа от представления запрашиваемых документов или непредставления их в установленные сроки проверяющие имеют право трактовать это обстоятельство как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в ст. 126 НК РФ, а также произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Таким образом, основными критериями в определении понятия налоговой льготы являются:

предоставление налоговым законодательством преимущества одной категории налогоплательщиков перед другими. Причем у налогоплательщика появляется право использовать или не использовать это преимущество;

наличие у налогоплательщика оснований получения налоговых льгот;

наличие у налогоплательщика соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых льгот.

По поводу применения нормы п. 6 ст. 88 НК РФ было дано четкое разъяснение в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Так, в этом постановлении сказано, что «судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками».

Таким образом, действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется только на те случаи освобождения от налогообложения, в отношении которых применяется понятие «налоговая льгота».

Во всех остальных ситуациях эта норма не работает.

Если рассматривать законодательно установленные налоговые освобождения и изъятия с точки зрения указанных выше критериев, то далеко не все они будут отвечать понятию «налоговая льгота» и, как следствие, по-разному будут контролироваться со стороны налоговых органов.

Так, к льготам по НДС нельзя отнести применение пониженных ставок по налогу, осуществление операций, не признаваемых объектом налогообложения, некоторые операции, предусмотренные в ст. 149 НК РФ, как операции, хоть и освобожденные от налогообложения, но не предоставляющие одним налогоплательщикам определенных преимуществ по сравнению с другими.

Например, подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подп. 6 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении архивных учреждений и организаций относительно услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов и т.д. (см., например, подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но есть группа операций, которая по своему смыслу льготой не является; по этим операциям законодатель установил лишь особые правила налогообложения применительно ко всем категориям налогоплательщиков, например, подп. 1, 3 п. 2 ст. 149 НК РФ. Об этом сказано в постановлении Пленума ВАС РФ 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — постановление № 33).

Читайте так же:  Приказ о разработке положения о персональных данных

Следовательно, все налоговые освобождения можно разделить на две группы — налоговые льготы и прочие налоговые освобождения. Понимание этого дает возможность налогоплательщику избежать ошибок с точки зрения налогового контроля применения и использования как льгот, так и налоговых освобождений.

В отношении НДС критериям налоговой льготы вполне отвечают, например, нормы ст. 145 и 145.1 НК РФ. Основные отличия налоговых льгот от прочих налоговых освобождений покажем на примере ст. 145 НК РФ.

Льгота по ст. 145 НК РФ

Итак, ст. 145 НК РФ предоставляет право отдельным категориям налогоплательщиков не уплачивать налог на территории РФ.

Освобождение по данной статье может получить любой налогоплательщик (организация и индивидуальный предприниматель (далее — ИП), признаваемые налогоплательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ), у которого объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает установленного лимита — 2 млн руб. в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца.

Таким образом, одна категория налогоплательщиков — налогоплательщики с объемом выручки в пределах установленного лимита за определенный период времени получает преимущества перед другими, у которых объем выручки превышает этот лимит за тот же временной период.

Такая льгота, по мнению контролирующих органов, дает отдельным налогоплательщикам в периоде освобождения возможность:

— не платить НДС внутри страны, то есть не определять налоговую базу и не исчислять налог (письмо Минфина России от 27.11.2009 № 03-07-14/107). Данные разъяснения представляются вполне логичными, чего нельзя сказать о мнении специалистов УФНС России по г. Москве, высказанном в письме от 18.08.2008 № 19-11/077280. Налогоплательщикам, освобожденным от уплаты налога, рекомендовано, например, не вести книг продаж, не выставлять счета-фактуры своим контрагентам. Вряд ли можно согласиться с такими рекомендациями. Одним из важнейших условий предоставления освобождения (так же, как и его продления) являются документы, подтверждающие размер выручки, в частности, выписка из книги продаж. Что касается невыставления счетов-фактур, то ситуация еще более абсурдна, поскольку противоречит требованиям п. 5 ст. 168 НК РФ. Особое указание имеется только в отношении авансовых счетов-фактур. Так, согласно п. 17 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) продавец, использующий право на освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ, при получении суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ оказания услуг) счет-фактуру не составляет;

— не вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]). В этой ситуации налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога, при заключении договоров с контрагентами — плательщиками налога могут письменно оформить согласие о непредставлении им счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако при утрате освобождения, например, из-за превышения лимита по выручке, ситуация может несколько усложниться. В связи с этим следует продумать вопрос использования указанной выше нормы налогового законодательства;

— не представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (см., например, письма ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]), УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379, Минфина России от 30.08.2006 № 03-04-14/20). Вместе с тем контролирующие органы указали на ситуации, когда у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, все же возникает необходимость представить налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected], УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379, Минфина России от 30.08.2006 № 03-04-14/20).

Это следующие ситуации:

— выставление покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС. По общему правилу организации и ИП, освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 и 145.1 НК РФ, обязаны оформлять расчетные документы, первичные учетные документы и выставлять счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом согласно п. 5 ст. 168 НК РФ на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)»;

— исполнение обязанностей налогового агента по НДС;

— участие в простых товариществах, инвестиционных товариществах (в роли управляющих), концессионных соглашениях (в роли концессионера).

Нельзя забывать и о норме, введеной в действие с 2015 г., — об обязанности лиц, освобожденных от уплаты налога, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях (п. 3.1 ст. 169 НК РФ):

— выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции;

— выставления и (или) получения ими счетов-фактур при выполнении функций застройщика.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, но касается оно не тех, кто применяет освобождение от уплаты НДС, а тех, кто с ними работает.

Так, организации (ИП), заключая договоры с лицами, освобожденными от уплаты налога, должны помнить, что налоговые органы вправе проконтролировать цену договора на предмет ее соответствия рыночной. Таково требование подп. 4 п. 4 ст. 105.3 «Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами» НК РФ.

Основания для применения освобождения

Далее рассмотрим основания, в соответствии с которыми налогоплательщик может получить и использовать налоговую льготу в виде полного освобождения от уплаты НДС.

Во-первых, организации и ИП, претендующие на освобождение от уплаты налога, в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца:

не должны осуществлять реализацию только подакцизных товаров. Если организация или ИП осуществляет торговлю одновременно подакцизными и неподакцизными товарами, то в этой ситуации можно получить освобождение, но только в отношении реализации неподакцизных товаров. Налогоплательщик при этом обязан вести раздельный учет операций по реализации подакцизных и неподакцизных товаров (см. Определение КС РФ от 10.11.2002 № 313-О, а также письмо УФНС России по г. Москве от 25.02.2004 № 24-14\11745);

не быть вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными ИП. Однако, если предприниматель отработает три месяца, право на освобождение может появиться при выполнении условия по ограничению размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При отсутствии операций по реализации в указанный период времени, а следовательно, и выручки, организации и ИП все же могут претендовать на освобождение. Об этом сказано в письме УФНС России по г. Москве от 04.09.2006 № 19-11/077487. Хотя на этот счет существует и прямо противоположная точка зрения (см. письмо Минфина России от 28.03.2007 № 03-07-14/11);

не являться организацией — участником проекта «Сколково» Для таких организаций ст. 145.1 НК РФ предусмотрены специальные правила получения освобождения от налогообложения НДС;

не должны заниматься импортом товаров на территорию РФ (и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией);

не исполнять обязанностей налогового агента.

Во-вторых, объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должен превышать установленного лимита в 2 млн руб. в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца. Мониторинг объема выручки от реализации налогоплательщиком осуществляется ежемесячно.

В связи с этим следует определить алгоритм расчета выручки от реализации для целей исчисления указанного лимита, поскольку ответа на этот вопрос в налоговом законодательстве не содержится.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении № 33, при определении размера выручки от реализации в целях применения ст. 145 НК РФ необходимо учитывать несколько моментов.

1. Поскольку в указанной статье не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете (абз. 2, 3 п. 3 постановления № 33).

2. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.

В связи с этим при определении размера выручки не должны учитываться (п. 4 постановления № 33):

поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения). Отметим, что в постановлении № 33 рассматриваются лишь поступления по операциям, предусмотренным в ст. 149 НК РФ. На практике у налогоплательщика возможны и иные поступления, например, по операциям, не признаваемым объектом налогообложения НДС, по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. По мнению автора, в спорах с налоговыми органами вполне возможно апеллировать к постановлению № 33, поскольку эти операции не отвечают понятию налоговой льготы. Но не исключена возможность, что отдельные налоговые инспекторы будут придерживаться только тех разъяснений, которые буквально содержатся в постановлении № 33 и не будут согласны с их расширительной трактовкой. В такой ситуации налоговый спор неизбежен;

доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров. Поскольку, отмечается в постановлении № 33, на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

Следует отметить, что в рассматриваемой ситуации контролирующие органы полностью поддерживают позицию, приведенную в постановлении № 33.

В письме ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/[email protected], в частности, отмечено, что постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться, рассматривая вопрос о целесообразности доначисления сумм НДС при определении размера выручки от реализации в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Вместе с тем есть ряд доходов, которые, по мнению контролирующих органов, также не следует учитывать в составе выручки от реализации для получения освобождения от уплаты НДС. Позиция по этому вопросу высказана в ряде писем, имеются также соответствующие судебные решения. Согласно письму УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541 в сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) не включаются суммы:

связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ;

оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

На основании постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2007 № А56-46298/2006 в выручку от реализации не нужно включать доход от игорного бизнеса в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.

Не следует включать в выручку от реализации стоимость товаров (работ, услуг) при их безвозмездной передаче. В этой ситуации, по мнению контролирующих органов, стоимость безвозмездно реализованных товаров (работ, услуг) не соответствует понятию «выручка». Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 30.09.2013 № 03-07-15/40261.

И наконец, Минфин России разъясняет, что для получения освобождения от уплаты НДС не следует учитывать выручку от реализации, полученную по деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД (см. письма Минфина России от 26.03.2007 № 03-07-11/71 и № 03-07-11/72).

В-третьих, необходимо уведомить налоговый орган о намерении использовать свое право на освобождение. Для этого в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, следует представить в налоговый орган письменное уведомление (форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342) и соответствующие документы, подтверждающие право налогоплательщика на освобождение (абз. 2, 3 п. 3 ст. 145 НК РФ).

При толковании данной нормы, указывается в постановлении № 33, судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов (п. 2 постановления № 33).

Поскольку освобождение от уплаты налога носит уведомительный характер, то налоговый орган не должен давать соответствующего на то разрешения.

Список документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение от уплаты НДС, приведен в п. 6 ст. 145 НК РФ. Это:

Читайте так же:  Требования к подъездным путям весов

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Безусловно, у налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, составление указанных выше документов не вызывает особых трудностей. Тем более что налоговое законодательство не содержит требований по утверждению форм документов, подтверждающих право на освобождение. Поэтому на практике подобная документация представляется в произвольной форме.

Отдельное требование установлено в отношении организаций и ИП при переходе с таких специальных режимов налогообложения, как УСН и ЕСХН, на общий режим налогообложения и претендующих на освобождение. Такие налогоплательщики представляют в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов, которая (книга) применялась в соответствии с УСН или ЕСХН.

Что касается организаций и ИП, ранее применявших систему налогообложения в виде ЕНВД, и претендующих на освобождение от уплаты налога при переходе на общий режим налогообложения, то налоговое законодательство в этом случае специальных разъяснений не дает. Для таких налогоплательщиков представляется наиболее безопасным все же отработать три месяца на общем режиме налогообложения, а уже после этого представить в налоговый орган соответствующее уведомление и пакет необходимых документов. Хотя, следует отметить, что имеется судебное решение, принятое в пользу налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Северо-западного округа от 09.12.2009 по делу № А44-923/2009 отмечено, что возникновение права на освобождение от исчисления и уплаты НДС обусловлено суммой выручки, полученной организацией (индивидуальным предпринимателем) от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца. С учетом данного обстоятельства ссылка налогового органа на отсутствие индивидуального предпринимателя документов, перечисленных в п. 6 ст. 145 НК РФ, ввиду применения в предшествующем периоде системы налогообложения в виде ЕНВД является несостоятельной, поскольку не свидетельствует о необоснованности использования предпринимателем права освобождения от исчисления и уплаты НДС.

Все подтверждающие документы вместе с уведомлением в налоговый орган можно направить:

заказным письмом по почте. В этом случае днем их представления считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ);

лично (через представителя).

В-четвертых, налогоплательщик должен восстановить и уплатить в бюджет сумму налога, ранее (то есть до использования права на освобождение) принятого к вычету на основании ст. 171, 172 НК РФ. Здесь имеются в виду операции по приобретению налогоплательщиком до периода освобождения различных материальных ценностей (в том числе основных средств и нематериальных активов) для деятельности, облагаемой НДС.

По общему правилу эти суммы налога были предъявлены налогоплательщиком к вычету из бюджета. После подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты налога, ранее приобретенные объекты начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС. А согласно подп. 2 п. 3 и подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы налога, ранее принятые к вычету, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.

Период восстановления суммы налога зависит от того, с какого месяца налогового периода используется льгота.

Так, если освобождение применяется (п. 8 ст. 145 НК РФ):

с первого месяца текущего налогового периода, то налог следует восстановить в бюджет в предыдущем налоговом периоде. Например, если принято решение использовать освобождение от уплаты НДС с 1 января 2016 г., то соответствующая сумма НДС должна быть восстановлена в бюджет в IV квартале 2015 г.;

со второго (или третьего) месяца налогового периода, то налог подлежит восстановлению в бюджет в том налоговом периоде, начиная с которого используется право на освобождение.

В-пятых, поскольку срок освобождения автоматически не продлевается, налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о своих дальнейших действиях (освобождение продлевается или не продлевается).

Так, согласно абз. 2 п. 4 ст. 145 НК РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом в 12 календарных месяцев, организации и ИП, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев (форма утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342) или уведомление об отказе от использования данного права, составленное в произвольной форме. Таким образом, налогоплательщику следует уведомить налоговый орган, как в случае продления освобождения, так и в случае отказа от него.

Если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС (либо указал в этих документах недостоверные сведения), а налоговый орган установил, что условия предоставления освобождения не соблюдаются, то такому налогоплательщику следует восстановить и уплатить в бюджет сумму налога (вместе со штрафом и пени) (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).

Использовать освобождение предстоит в течение 12 последовательных календарных месяцев. При этом добровольный отказ от льготы в течение этого периода в налоговом законодательстве не предусмотрен. Исключение составляют случаи, изложенные в п. 5 ст. 145 НК РФ, когда налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты налога (п. 4 ст. 145 НК РФ), а именно:

за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превысила 2 млн руб.;

имела место реализация только подакцизных товаров;

отсутствовал раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров.

В этих ситуациях организации и ИП предстоит:

вернуться на общий режим налогообложения с 1-го числа месяца, в котором были допущены нарушения условий освобождения;

восстановить в бюджет сумму налога за месяц, в котором были выявлены нарушения условий освобождения.

При этом право утрачивается до конца периода полученного ранее освобождения. Таким образом, претендовать на новое освобождение можно только по окончании указанного срока и при соблюдении всех условий, предусмотренных ст. 145 НК РФ.

Вернувшись на общий режим налогообложения, налогоплательщики получают право на налоговые вычеты по НДС на основании ст. 171, 172 НК РФ (абз. 2 п. 8 ст. 145 НК РФ). Так, суммы налога, уплаченные по товарам (работам услугам), приобретенным до утраты права на освобождение и использованным уже после утраты права, могут быть приняты к вычету в общем порядке.

Практическая ситуация

Исходные данные

ООО «Яблоко», занимающееся оказанием услуг населению, получило право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2016 г. Мониторинг выручки от реализации за период с января по август 2016 г. превышения лимита не выявил. Однако по итогам сентября 2016 г. такое превышение было установлено. Организацией была получена выручка от реализации (без НДС) в июле — 590 000 руб., в августе — 700 000 руб., в сентябре — 850 000 руб.

Таким образом, совокупный объем выручки за три последовательных календарных месяца составил 2 140 000 руб. (590 000 руб. + 700 000 руб. + 850 000 руб.). Следовательно, организация утратила право на освобождение от налогообложения с 1 сентября 2016 г. и поэтому должна восстановить и уплатить в бюджет сумму налога.

В сентябре организацией приобретены и использованы материалы стоимостью 550 000 руб., в том числе НДС 18% — 83 898 руб. Счет-фактура имеется, поскольку с поставщиком не было составлено соглашение по вопросу непредставления счетов-фактур в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ.

Отражая в бухгалтерском и налоговом учете операцию по восстановлению налога, необходимо учитывать мнение специалистов Минфина России, высказанное ими в письме от 29.05.2001 № 04-03-11/89. А именно:

1) сумма НДС, восстановленная и подлежащая уплате в бюджет, не должна уменьшать сумму налога на прибыль;

2) НДС уплачивается в бюджет либо за счет прибыли организации, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг) в случае произведенной ими доплаты на сумму налога.

Таким образом, налогоплательщику необходимо выбрать один из предложенных источников уплаты суммы восстановленного налога:

1-й вариант: за счет чистой прибыли;

2-й вариант: за счет средств покупателей товаров (работ, услуг.). В этом случае покупатели должны произвести доплату в размере суммы налога. Это возможно, если покупатели согласны доплатить сумму налога и были внесены соответствующие изменения в условия договора.

Рассмотрим оба варианта.

Общее решение для обеих ситуаций

Сентябрь 2016 г.

В учете должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 10-1 «Сырье и материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 466 102 руб. (550 000 руб. – 83 898 руб.) — приобретены материалы по стоимости без НДС;

Дебет 19-3 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 83 898 руб. — отражен «входной» НДС по приобретенным материалам;

Дебет 10-1 «Сырье и материалы» Кредит 19-3 «НДС по приобретенным ценностям»

— 83 898 руб. — сумма «входного» НДС отнесена на увеличение стоимости материала;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10-1 «Сырье и материалы»

— 550 000 руб. — отражено списание стоимости материалов;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств» …

— 100 000 руб. — отражены расходы, связанные с оказанием услуг;

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка»

— 850 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг населению;

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 20 «Основное производство»

— 650 000 руб. (550 000 руб + 100 000 руб.) — отражено списание фактической себестоимости услуг, оказанных населению в сентябре;

Дебет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки»

— 200 000 руб. — отражена прибыль от реализации услуг.

Заказчику в установленный законодательством срок был предъявлен счет-фактура без выделения в нем суммы налога.

30 сентября 2016 г. установлено превышение лимита по выручке и, как следствие, возникла необходимость восстановить и уплатить в бюджет сумму НДС за сентябрь 2016 г. в размере 153 000 руб.(850 000 руб. х 18%).

Организация принимает решение оплатить начисленный НДС за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.

Бухгалтер должен составить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж. В учете делается запись:

Дебет 91-2 «Себестоимость продаж» Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

— 153 000 руб. — начислен НДС с выручки от реализации услуг.

Поскольку такой расход для целей налогообложения прибыли не предусмотрен, то возникает постоянная разница, которая приведет к образованию постоянного налогового обязательства (ПНО) (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н)).

Организация принимает решение оплатить начисленный НДС за счет средств покупателей).

Бухгалтер должен составить счет-фактуру в двух экземплярах, поскольку в этой ситуации налог предъявляется покупателю к оплате, и сделать соответствующую запись в книге продаж.

В учете при этом делается запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка»

— 153 000 руб. — отражено увеличение выручки от реализации услуг на сумму начисленного налога;

Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

— 153 000 руб. — отражено начисление НДС с выручки от реализации услуг.

Финальные действия, общие для обеих ситуаций

Поскольку у ООО «Яблоко» появилось право на налоговый вычет «входного» НДС по приобретенным в сентябре материалам, в учете следует сделать ряд сторнировочных записей, в том числе:

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 20 «Основное производство»

— 83 898 руб. — красное сторно на сумму «входного» НДС по приобретенным материалам;

Дебет 10-1 «Сырье и материалы» Кредит 19-3 «НДС по приобретенным ценностям

— 83 898 руб. — красное сторно на сумму «входного» НДС, включенного ранее в стоимость материалов;

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Кредит 19-3 «НДС по приобретенным ценностям»

— 83 898 руб. — «входной» НДС принят к вычету (счет-фактура регистрируется в книге покупок).

Финансовый результат от продаж необходимо также скорректировать:

Дебет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 Прибыли и убытки»

— 83 898 руб. — отражается увеличение прибыли от реализации.