Эргономические требования к стулу

Эргономические требования к стулу

Эргономические требования к мебели

Эргономичное офисное кресло

Ознакомить будущих дизайнеров интерьера с эксплуатационным и функциональным назначением мебели

Разъяснить важность антропометрических аспектов проектирования дизайна сидений

Рассказать об основных материалах и покрытиях современного мебельного производства

Средства обучения – информационный материал, иллюстративный материал

Тип урока — изучение нового материала

Мебель — это передвижные или встроенные изделия для оборудования жилых и общественных помещений, садово-парковых и других зон пребывания человека

Мебель классифицируют по следующим признакам: эксплуатационным, функциональным, конструктивно-технологическим, по материалам, а также по характеру производства.

По эксплуатационному назначению различают нижеследующие виды мебели.

Мебель бытовая — изделия, предназначенные для обстановки различных помещений квартир, дач, коттеджей, для использования на открытом воздухе.

Мебель для общественных помещений — изделия для обстановки помещений предприятий и учреждений с учетом характера их деятельности и специфики функциональных процессов. Различают следующие виды мебели: медицинская (для больниц, поликлиник и других медучреждений), лабораторная (в т.ч. для лабораторий учебных и медицинских), для дошкольных учреждений (детских садов, яслей), учебных заведений (школ, колледжей, вузов), предприятий торговли, общественного питания (ресторанов, кафе, закусочных, бистро и др.) и бытового обслуживания, гостиниц, залов ожидания транспортных учреждений, предприятий связи, банков, театрально-зрелищных учреждений и пр.

Мебель для городской среды и открытых площадок рекреационных территорий (зон отдыха).

Мебель для транспорта — изделия, предназначенные для оборудования различных средств транспорта.

Мебель для производственных зданий

Набор мебели — это группа изделий, связанных между собой по дизайнерскому (архитектурно-художественному) и конструктивному признакам. Полный набор изделий представляет собой комплект мебели.

Гарнитур мебели — это группа изделий, связанных между собой по дизайнерскому (архитектурно-художественному) и конструктивному признакам, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны помещения.

По функциональному назначению различают нижеследующие виды мебели.

Емкости для хранения (корпусная мебель), основное назначение — хранение и размещение различных предметов: шкафы, тумбы, секретеры, комоды, серванты, сундуки, полки.

Мебель для сидения и лежания: кровати одинарные, полуторные и двойные, диваны, диван-кровати, кушетки, а также широкая кушетка — тахта, стулья, табуретки, кресла, скамьи, кресло-кровати, кресло-качалки, банкетки.

Мебель для работы и приема пищи — это, в основном, столы конторские, письменные, обеденные, сервировочные, журнальные, туалетные.

Мебель дополняющая, в частности, вешалки, манежи детские и т.д.

На рисунке 13-14 приведены основные габариты мебели, удовлетворяющие антропометрические требования к ее эксплуатации человеком. С учетом антропометрических данных большинство размеров мебели стандартизировано (требования СНиП к мебели).

Основные требования, предъявляемые к мебели

Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерностью мебели габаритам предметов, для хранения которых она предназначена; организацией пространства, обусловленной планировочными параметрами помещений, размерами (в плане) установленной в помещении мебели, размерами человека и оптимальными проходами. При этом соразмерность мебели человеку проявляется в организации пространства, необходимого человеку при различных статических положениях его тела, а также движений, связанных с тем или иным бытовым или трудовым процессом.

Функциональные требования. Функциональные показатели характеризуют основное назначение изделий и использование их с наибольшей пользой, а также совершенство выполнения изделием основной и вспомогательных функций. Комплекс функциональных требований основан на данных антропометрии, физиологии, психологии, гигиены и инженерной психологии. Конструкция изделия должна обеспечивать устойчивость мебели, ее технологичность, взаимозаменяемость, возможность трансформации отдельных элементов, замену обивочного материала или целых элементов. Функциональные размеры бытовой мебели регламентируются государственными стандартами, а форма элементов изделий и их конструкция нормами не устанавливается.

Эстетические требования. Мебель наряду с выполнением утилитарного назначения должна быть средством украшения жилища: иметь красивый внешний вид; отдельные узлы, детали, фурнитура должны быть хорошо подобраны по цвету, отделке, текстуре. Современная мебель отличается рациональностью и четкостью пропорций. Мебель должна соответствовать современному стилю, направлению моды.

Эргономические требования. Эргономические показатели определяют соответствие изделий размерам и форме тела человека, его массе, т. е. его антропометрическим характеристикам, физиологическим и психологическим (силовым, зрительным, скоростным, слуховым и другим возможностям человека), а также гигиеническим требованиям. Мебель должна создавать комфорт в доме и быть гигиеничной. Комфортность мебели — это удобство пользования, ухода, размещения и транспортировки.

Гигиенические требования: Гигиеничность мебели характеризуется её безвредностью. Выделение вредных веществ не должно превышать предельно допустимого уровня концентрации их в воздухе жилых помещений. Мебель должна как можно меньше загрязняться, легко очищаться от пыли, иметь мало участков, на которых могла бы задерживаться пыль. Гигиенические требования особенно важны для кухонной мебели, предназначенной для хранения продуктов, пищи, а также для мебели, предназначенной для сна и отдыха.

Требования к оборудованию учебных помещений СанПиН 2.4.2.576-96 (рассмотреть ученическую мебель: стол, стул, учебную доску)

Учебная мебель должна быть изготовлена из твёрдых пород дерева (традиционно из ДСП с ламинированием — это облицовка пленками на основе бумаг, пропитанных меламиновыми смолами) поверхность её не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии учеников. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду, будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся.

Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, тряпки или губки. Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок — зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см, а в старших классах — на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимального ученического стула. Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки. Ученические стулья изготавливают двух типов: стулья с постоянными параметрами и стулья с регулируемыми параметрами. Стулья изготавливаются по номерам в зависимости от группы роста. №5 – от 1600-1750мм, №6 – свыше 1750мм.

Преобладающим рабочим положением для многих видов профессий, а также для различных видов отдыха, является положение сидя. Специалисты-эргономисты, считают, что высота сиденья должна быть минимальной, а угол между сиденьем и спинкой стула максимальным. Именно такие условия наиболее оптимальны для отдыха.

Разнообразие дизайна сидений можно проследить, начиная с античных времен. Табурет, например, считался предметом мебели уже у египтян еще в 2050 г. до н. э., а стул — в 1600 г. до н. э. Однако, несмотря на повсеместную распространенность и длинную историю, сиденья по-прежнему остаются одним из хуже всего спроектированных элементов интерьера. Как однажды сказал индустриальный дизайнер Нейлс Диффриент: “Стул — это лакмусовая бумажка для дизайнеров”.

В положении сидя почти 75 процентов веса тела приходится всего лишь на 26 кв. см седалищных бугров (см. рисунок). Это чрезвычайно большая нагрузка на относительно маленькую площадь, поэтому ягодицы испытывают сжимающее напряжение. Такое давление вызывает усталость, дискомфорт и заставляет сидящего изменять положение, чтобы улучшить состояние. Длительное сидение без смены позиции при давлении сжатия может привести к ишемии или затруднить циркуляцию крови, что выражается в боли и онемении.

Отсюда становится понятным, что дизайнер сиденья должен стремиться к распределению веса тела, приходящегося на седалищные бугры, на максимально возможную площадь. Здесь, конечно, может помочь правильно подобранная набивка. И, разумеется, дизайн сиденья должен позволять пользователю менять положение тела для уменьшения дискомфорта.

Поэтому так важно, чтобы дизайнер был знаком с антропометрическими аспектами дизайна сидений и их соответствием требованиям биомеханики (движение) и эргономики.

Эргономичное удобное рабочее кресло — это и наше здоровье, и настроение, и работоспособность, и производительность. Как говорит «всезнающая» статистика: работа на эргономически правильно сконструированных стульях по сравнению с обычными стульями:

Читайте так же:  Доплата за секретность мвд

— уменьшает число ошибок в два раза;

— повышает концентрацию внимания (+ 7%);

— сохраняет активность (+ 9%);

— сохраняет позитивное самочувствие (+ 15%);

— способствует хорошему настроению (+ 10%).

Эргономические требования к офисному креслу: Необходимо, чтобы рабочий стул свободно вращался относительно основания, регулировался по высоте и, кроме того, допускал возможность изменять угол наклона спинки (хорошо, если и сиденья тоже), а также устанавливать нужное расстояние от спинки до переднего края сиденья. Обивка кресла должна быть не только практичной, стойкой к длительным физическим воздействиям, но и гигиеничной, т. е. выполненной из материалов, безвредных для здоровья и обеспечивающих удобство и комфорт в работе.

Идеальная высота сиденья — когда ступни ног полностью касаются пола (высота 450мм), а угол сгиба коленей при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушать циркуляцию крови.

Позвоночник здорового человека напоминает знак интеграла. А, следовательно, спинке кресла необходимо иметь соответствующую форму, чтобы помогать сохранять это положение. Это очень важный момент. Угол между спинкой кресла и сидением должен составлять чуть более 90°. Иногда стулья снабжаются специальным механизмом, позволяющим одновременно менять угол наклона спинки и сиденья так, что положение позвоночника остается правильным в любой момент времени.

Из истории мебельных материалов

Разговор о мебельных материалах уместно начать с истоков. В Древнем Египте и Месопотамии во 2-м веке до н.э. уже были известны все основные виды мебели — скамейки, стулья, кресла, различные варианты столов, кушеток, сундуков, ставших прообразом современных шкафов. Материалами служили разные породы дерева, тростник, пальмовые листья, сухожилия, кожа. Уже в Древнем Египте делали мебель, окованную благородными металлами, украшенную фаянсом и камнями. Античные художники (Древняя Греция и Рим) разработали классические мебельные формы, которые послужили образцами для всех последующих стилей, в том числе и самых современных. Они были мастерами в отношении сочетания простоты, утонченности, изящности линий и комфорта.

Мебельные материалы сегодня. Основным материалом современного мебельного производства являются различные виды древесных плит.

Древесно—стружечные плиты (ДСП). Наиболее распространенным в России мебельным материалом являются древесно—стружечные плиты, которые изготавливаются из отходов лесопиления, деревообработки и фанерного производства. В качестве связующих веществ используются при горячем прессовании плит преимущественно карбамидоформальдегидные смолы.

Древесно—волокнистые плиты (ДВП). ДВП — листовой материал, изготовляемый в процессе горячего прессования массы из древесных волокон, сформированных в виде ковра. Эти волокна получают путем пропарки и размола древесного сырья. Они представляют собой отдельные клетки тканей, их обрывки или группы клеток древесины. Сырьем служат отходы лесопиления и деревообработки, технологическая щепа и дровяная древесина. Для улучшения эксплуатационных свойств в массу добавляют упрочняющие вещества (например, синтетические смолы), парафин, церезин, антисептики и др.

МДФ/MDF (Medium Density Fiberboard — древесно-волокнистая плита средней плотности) — это плитный материал, изготовленный из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами, и сформированных в виде ковра с последующим горячим прессованием и шлифовкой. МДФ — более прогрессивный плитный материал по сравнению с ДСП и ДВП.

Шпон. Немецкое слово Span (шпан) — стружка — превратилось в сегодняшней российской терминологии в шпон и означает тонкий листовой материал, полученный из цельной древесины путем лущения или строгания и используемый для облицовки поверхностей или изготовления фанеры.

Отделочные материалы и покрытия

Современное стилистическое и цветовое разнообразие мебели достигается благодаря использованию защитно—декоративных покрытий. Наиболее широкое распространение получили технологии по выпуску ламинированных и кашированных плит.

Ламинирование — облицовка пленками на основе бумаг, пропитанных меламиновыми смолами, отверждающимися под воздействием высоких температур и давлений. Данное покрытие имеет стойкость к царапинам, воздействию химических реактивов, и является аналогом декоративного бумажно—слоистого пластика (ДБСП).

Под кашированием в мебельной промышленности понимают облицовку древесной плиты полимерной пленкой или бумажно—смоляной пленкой с полной поликонденсацией смолы и последующим нанесением слоя лакокрасочного материала.

В последние годы за рубежом динамично развивается рынок мебели с использованием стекла и металла в качестве основных материалов. В современном мебельном дизайне отмечается тенденция широкого использования стекла и металла в производстве бытовой и офисной мебели. Появление и динамичное развитие объясняется тем, что использование стекла и металла в производстве мебели позволяет расширить и разнообразить ассортимент изделий, выявить стилевые направления. Стекло используется как в виде конструктивных деталей мебели, так и в качестве декоративных и накладных элементов, позволяющих улучшить эстетические свойства мебели. Применяются различные виды закаленного и незакаленного стекла: прозрачное, матовое, тонированное, окрашенное. Каркас и опоры этих изделий изготовлены из древесных материалов или металлических труб круглого и прямоугольного сечения.

Рабочее сиденье

В конструкции сиденья, обеспечивающего физиологически правильное и удобное положение тела, учитываются харак-терные особенности трудовой деятельности, антропометрические и физиологические данные, полученные путем анализа положения тела при выполнении конкретного производственного задания. При выборе формы сиденья необходимо принимать во внимание не только анатомию человека, но и динамику его рабочих движений. Сиденье должно оптимально способствовать выполнению производственного задания. Наиболее удобное положение верхней части тела в положении сидя достигается при разнице высот поверхностей стола и сиденья в 27—29 см.

Спинка стула должна способствовать естественному наклону таза и позвоночника сидящего человека. Спинка стула не должна ограничивать зоны досягаемости рук, ее верхняя часть должна находиться под лопатками на уровне 33—36 см над сиденьем. Если на стуле нет спинки и человеку во время работы приходится постоянно наклоняться над столом, напрягаются мышцы спины.

В промышленности занято много людей небольшого роста. Созданы ли на рабочих местах, предназначенных для мужчин, имеющих рост 175 см, надлежащие условия также для людей небольшого роста, чтобы их труд был эффективным и выполнялся без физического чрезмерного напряжения?

Приведены размеры, рекомендуемые для мужчин, рост которых составляет 155—160 см. в таких условиях им удобно работать руками (собирать, устанавливать, упаковывать и т. д. с усилием до 100 Н).

Рабочие стол и стул могут находиться во взаимно пропорциональных соотношениях и иметь точные размеры, зависящие от предполагаемого физиологического удобства при продолжительной работе сидя. Сидеть, например на низком стуле за высоким столом, неудобно лишь для небольшой части людей. Рекомендуемая высота стола составляет 69—73 см для женщин и 73—75 см для мужчин.

При выборе или оценке целесообразности данной конструкции рабочего сиденья, т. е. при оценке его функционального назначения, необходимо иметь в виду:
а) конкретное назначение сиденья и рабочего места (стационарное сиденье — в канцелярии, подвижное — в кабине экскаватора и т. д.), взаимосвязь между сиденьем и поверхностью манипулирования, зоной досягаемости, органами управления и важнейшими элементами рабочего места;
б) физическую или активную механическую нагрузку, объем и вид нагрузки (например, сила, необходимая для монтажа частей оборудования, манипулирования органами управления, переключения педалей и т. д.);
в) необходимые рабочие положения и движения рук, ног, корпуса тела; возможность опереться на локти или на ноги, откинуться на спинку стула и т. д. (рис. 2);
г) воздействие внешних сил на сидящего (изменение скорости движения, вибрация и т. д. влияют на устойчивость сиденья);
д) антропометрические данные работающего человека;
е) необходимость манипулирования сиденьем.

Удобство и физиологическая приемлемость сиденья зависят от выполнения основных требований эргономики, т. е. обеспечения: – возможности изменения положения тела при работе сидя в течение всей смены; надлежащая конструкция сиденья обеспечивает возможность принимать различные удобные; – рабочие положения сидя и определенную свободу движений конечностей; – регулировки высоты сиденья в пределах 37—52 см и спинки стула 65—75 см в зависимости от высоты рабочей поверхности и роста оператора; – достаточного закругления переднего края сиденья (с радиусом закругления

3 см), отсутствия давления на нижнюю часть бедер и препятствий кровообращению; в горизонтальной плоскости передняя грань сиденья должна быть закруглена с радиусом

30см; рекомендуется, чтобы опорная поверхность сиденья была наклонена назад на угол 3—5° в зависимости от характера работы; рекомендуется вогнутая форма опорной поверхности сиденья радиусом — 85 см; такая форма сиденья удобнее ровной или сильно “вдавленной (последняя форма опорной поверхности сиденья рекомендуется лишь при неустойчивом положении тела или кратковременном отдыхе) (рис. 3).

Высота обычного сиденья (опорной поверхности) не должна превышать высоты колена, для женщин обычно рекомендуют значения 39—40 см, для мужчин — значения 41— 45 см; глубина сиденья должна быть меньше расстояния колена сидящего человека до ягодиц, т. е. меньше 35.

Удобная форма и соответствующие размеры сиденья, выбранные с учетом анатомии человеческого тела и динамики рабочих движений, имеют большое значение при создании оптимальных производственных условий, сохранении здоровья и повышении производительности труда. Для большинства работающих, занятых обычным трудом, рекомендуются сиденья высотой 42—44 см.

Минимальная длина подлокотников составляет 45 см (оптимальная 48 см), необходимо предусмотреть наклон опорной поверхности назад. Подлокотники должны обеспечить удобную позу в положении сидя, опору на локти при вставании, опорная поверхность подлокотников не должна быть круглой. Ширина подлокотников у обычных рабочих сиденьев составляет 40—70 мм. “Длина подлокотников определяется с учетом обеспечения опоры для предплечья и кисти.

Конструкция сиденья должна быть достаточно прочной и устойчивой, чтобы исключить падения назад и по возможности вперед и в стороны. Рабочее сиденье не должно опираться на три ножки. Конструкция сиденья должна позволять выполнять необходимые рабочие движения, в том числе свободные движения ногой, чтобы обеспечить удобное размещение ног в пространстве под опорной поверхностью сиденья или па опоре для ног (рис. 5). Опорная поверхность сиденья и спинки стула должны быть немного вогнуты и достаточно пружинить, глубина вдавливания на местах опоры не должна превышать 15—20 мм.

Читайте так же:  Обучение залог успеха

При проектировании станков и другого оборудования, пультов управления, рабочих столов, за которыми человек будет работать сидя, необходимо предусмотреть необходимую зону для ног. Это пространство, характеризуемое шириной, высотой и глубиной, должно обеспечить удобные положения ног в процессе работы. Выявлено 7 положений ног (ноги вытянуты, ноги в правом углу, ноги согнуты под сиденьем, одна нога находится впереди, другая — сзади, ноги перекрещены, ступни перекрещены, ступни на подножке). Рекомендуемые размеры пространства для ног удобны для людей, рост которых не более 181 см. Высота зоны в положении «нога на ногу» у людей, рост которых составляет 200 см, равна 75—77 см.

Удобство при продолжительном сидении зависит в известной степени от расслабления мышц. Выбор правильной формы сиденья для средств транспорта, совершающих многочасовые, многодневные рейсы, осуществляется на основе субъективных результатов исследования, проводимых в экспериментальных условиях на специальных сиденьях. 1 — сиденье в самолетах английских воздушных линий; 2 — сиденье в скорых поездах швейцарских железных дорог; 3 — сиденье в пассажирских поездах английских железных дорог.

Размеры кабины водителя влияют на удобство управления, внимание, качество работы, а также на утомление, безопасность езды. Приведенные размеры установлены путем изучения и сравнения многочисленных проспектов, касающихся отечественных и згрубежных легковых автомобилей различных марок. При расчетах за основу принималась человеческая фигура высотой 169—1£0 см. Человек большего Или меньшего роста может регулировать положений сиденья в пределах

± 10 см в горизонтальной и ±4 см в вертикальной плоскостих.

Вращающееся сиденье рекомендуется в тех случаях, когда во время работы необходимо поворачиваться в разные стороны (например, доставая материал, инструменты, проверяя данные и т. д.).

Сиденье должно отвечать следующим требованиям: приспосабливаться для обогрева, не раздражать кожи человека, легко чиститься или мыться, легко передвигаться, быть эстетически приятно оформленным (с учетом формы, цвета и материала).

При выборе кабины водителя необходимо принимать во внимание вход в кабину, Удобное положение тела при работе, безопасный выход из кабины и управление в любых положениях. Приведенные размеры оптимальны для водителя, имеющего Рост 175 ± 5 см. Минимальная ширина сиденья должна равняться 48 см, допускается регулировка положения сиденья в пределах ± 10 см в горизонтальной и ± 5 см в вертикальной плоскостях. Спинка должна иметь соответствующий наклон, расстояние ее от педалей должно составлять 90—93 см.

Управление современными локомотивами предъявляет повышенные требования к водителям и выбору его рабочего места. С точки зрения эргономики необходимо обеспечить удобное, рациональное и безопасное управление, снижение физической и психической нагрузки и образцовую культуру труда. Приведены размеры, полученные на основе исследований эргономики и проверенные практически
.
На средствах транспорта, особенно предназначенных для движения в полевых условиях, сиденье и спинка должны быть хорошо подрессорены как единое целое для амортизации ударов.

Рабочая поза полусидя на возвышенном сиденьи выгоднее рабочей позы стоя. Ее рекомендуют в том случае, когда в процессе работы нельзя все время сидеть, а можно стоять и условия труда позволяют работать в положении полусидя.

Рабочие движения человека с рабочим инструментом или с элементом управления (при управлении машиной) являются важнейшим фактором трудового процесса. Движения человека происходят в пространстве и времени и определяются взаимосвязанными сложными механическими, физиологическими и психологическими факторами, которые, однако, до сих пор полностью не изучены. Несмотря на это, имеется целый ряд правил и положений рационализации движений, из которых должен исходить конструктор при проектировании рабочего места станка или поточной линии.

Эргономика рабочего места

Организация эргономики рабочих мест и процессов является одной из основных задач в деятельности специалиста по организации процессов.

Рабочее место – это пространственный участок в рабочей системе, на котором выполняются рабочие задания.

При организации эргономики рабочего места должны выполняться требования экономичности, эргономичности и гуманности. Правильно организованные рабочие места гарантирует:

  • экономически выгодные объемы производства (количество);
  • достаточное качество;
  • незначительные накладные затраты;
  • нагрузку и напряженность труда, которую может перенести работник;
  • выполнение правил техники безопасности.

Антропометрия – это наука, которая занимается пропорциями и использованием размеров тела человека. Наглядно определять, а затем и использовать соответствующие размеры тела человека можно с помощью большого количество предлагаемых таблиц. В рамках организации рабочего места преследуется цель оптимального пространственного и форменного приспособления элементов рабочего места к работнику.

Приспособление рабочего места к человеку требует, прежде всего, учета размеров человеческого тела при расчете размеров рабочего места. Поскольку размеры тела различных людей могут значительно отличатся, рабочее место должно проектироваться для определенного диапазона габаритов, а не для размера тела отдельного человека.

Размеры тела в состоянии покоя и движения определяются длинной костей, силой мышц и тканей, а также формой и механикой суставов. Для организации рабочего места необходимо знать длину важнейших частей тела и величину пространства движения рук и ног.

Наряду со средними значениями в большинстве случаев указывается, как правило, и на так называемые значения перцентилей (термин в антропометрии). Значение перцентиля указывает на то, какой процент людей в определенной группе населения – по отношению к определенному размеру тела – обладает большими или меньшими размерами, чем заданное значение.

Размеры и пропорции тела различны у разных людей. Средний рост европейских женщин в возрасте от 26 до 40 лет составляет около 163 см, мужчин в том же возрасте – около 175 см. Однако нельзя ориентироваться только на средние значения при организации трудового процесса, так как людям большого и малого роста также необходимы хорошие условия труда.

Среднее арифметическое значение размеров тела можно использовать для организации эргономики рабочего места только при условии, что отклонения от этого среднего значения вверх или вниз обладают соответственно таким же воздействием на человека. Однако, зачастую это не так. К примеру, высота сидения стула ориентирована на расстояние между полом и нижней частью бедра, то есть на длину голени со стопой.

Увеличение высоты стула для большинства людей более неприятно, чем уменьшение его высоты на такую же величину. Поэтому при установлении высоты сидения должны, прежде всего, принимаются во внимание люди с более короткими ногами. «Внутренние размеры», например, пространство для колен под эксцентриковым прессом, должны быть ориентированы, напротив, на длинноногих людей.

На рабочем месте рассматривают, в основном, положения стоя и сидя, но существует также положения: лежа, стоя на коленях и сидя на корточках. Для всех положений тела существуют разные позиции, т.е. вариации положения тела (например, можно стоять, наклонившись вперед или нагнувшись). Целесообразность одного или другого положения тела необходимо рассматривать с двух сторон:

  • с точки зрения рабочего задания и
  • с точки зрения нагрузки на рабочего.

Сначала принимают решение о положении тела, исходя из рабочего задания. Какое положение тела является более подходящим: там, где необходимы размашистые движения тела и рук, или где надо прилагать значительную мышечную силу, предпочтительна работа, в положении стоя, так как при помощи движений и массы тела работа может быть облегчена. С другой стороны, существует большое количество работ, которые требуют спокойных движений и точного наблюдения, и поэтому должны выполняться только сидя.

Рассматривая с психологической точки зрения, положение сидя должно быть предпочтительнее положению стоя, потому что в положении сидя нагрузка меньше. В положении стоя в ногах собирается кровь, нарушается циркуляции крови, что может вызвать варикозное расширение вен. В то же время, при длительном нахождении в положении сидя могут возникнуть явления застоя крови в области таза и расстройства пищеварения.

Оптимальное решение состоит в том, что если рабочее задание позволяет, работник должен по своему усмотрению, согласно рабочему процессу, изменять свое положение (сидя, стоя). Фактически, существует целый ряд работ, которые могут выполняться как сидя, так и стоя. Это особенно распространено при однообразной деятельности, которая, однако, требует значительной степени внимания, поскольку изменение положения тела способствует концентрации внимания.

На рабочих местах для работы и сидя, и стоя, рабочая высота ориентируется на положение стоя. Для уменьшения разницы считается, что высота сидения должна быть увеличена на 40 — 45см, это означает, что необходима еще специальная подставка для ног, которая дает дополнительное пространство для движения ног. Чтобы обеспечить использование этой возможности смены положения, необходимо следить за тем, чтобы глаза и ладони находились на одном уровне при обоих положениях, а стул был легко подвижен.

Если рабочее задание создает предпосылки для работы сидя, следует позаботиться, чтобы каждый сотрудник мог безопасно работать, с минимально возможной утомляемостью и с максимально возможными удобствами. При неправильных размерах рабочего места подвергаются нагрузке особенно мышцы шеи, плечевого пояса и спины, что неправильно с точки зрения эргономики. Указанные ниже размеры такие как «рабочая высота», «высота сидения» и «пространство захвата» тесно связаны между собой и поэтому всегда должны рассматриваться вместе.

Рабочая высота — это та высота, на которой должны находиться обрабатываемые или наблюдаемые предметы труда. В положении сидя оно измеряется от поверхности сидения. Рабочая высота не идентифицируется просто с высотой стола, так как в некоторых случаях необходимо учитывать высоту приспособлений и устройств, при помощи которых выполняется работа. При этом высота стола должна выбираться соответственно ниже или, при заданной высоте стола, высота сидения должна выбираться выше. При определении рабочей высоты важную роль играет вид работ. При точных работах рабочая высота определяется, прежде всего, уровнем глаз над высотой сидения, наклоном взгляда или удаленностью зрительного восприятия. При сборочных работах или работе на станках должен быть найден компромисс между зрительными условиями и удобным положением рук (верхнее предплечье должно быть максимально вертикально опущено).

Читайте так же:  Срок пребывание в канаде

Нормальный рабочий стол должен давать работнику возможность опереть верхнюю часть тела, не наклоняясь далеко вперед. При работах более грубого характера с ярко выраженной динамикой важна свобода движения рук. Та же рабочая высота касается и машинописных работ (средняя высота клавиатуры). Высота между поверхностью стола и поверхностью сидения ограничена высотой бедер.

Эффективная высота сидения – это высота от поверхности опоры для ног до поверхности сидения. В любом случае она должна быть изменяемой, так как рабочая высота (например, у станков) зачастую является неизменной. Необходимым для этого регулирования является диапазон от 38-51 см.

Пространство захвата. Пространство над поверхностью стола, которое без труда можно охватить руками, ограничено индивидуальной длиной рук и называется пространством захвата. Не все зоны этого пространства одинаково удобны для манипулирования. Строение суставов обусловливает более или менее благоприятные траектории движения.

Рабочее пространство для ног. Положение опоры для ног регулируется индивидуально. Ножные переключатели, которые приводятся в движение пятками, лучше всего располагать под центром работы кистей рук. Педали, которые приводятся в движение носком ноги, лучше располагать перед человеком так чтобы пятка могла стоять на расстоянии 14-18см. перед невидимым перпендикуляром, проходящим через центр работы.

Ниже представлена эргономика рабочего места по инструкции Apple.

Мебель для учебных заведений

Мебель для учебных заведений

Правила эргономики и конструктивные особенности

«Первый звонок, первое сентября, первый раз в первый класс» — этот день остается в памяти каждого на всю жизнь. Когда ребенок приходит в школу, знакомится с одноклассниками, видит детские парты, уютный класс, у него появляется желание учиться, узнавать много нового и интересного.
С началом обучения в школе семилетнему ребенку, привыкшему быть в постоянном движении, все чаще придется застывать за уроками в неподвижной сидячей позе. Со временем он начнет испытывать утомление, которого раньше не мог бы и вообразить. А к десяти годам может понадобиться визит к ортопеду. Именно десять лет – возраст, когда формируется большинство сколиозов. Давайте спросим себя – какой должна быть школьная мебель, за которой дети проводят многие часы?

Изготовление дошкольной и школьной мебели доступно только специализированному предприятию, где производство детской мебели выделено в отдельное направление. Это наукоемкий и высокотехнологичный процесс, при котором сочетается использование современных технологий и профессионального технологического оборудования, отвечающего мировым стандартам. Хорошая детская мебель должна сводить опасность возникновения заболеваний к минимуму, поэтому эргономике предметов мебели, которые предназначены для детей, следует уделять особое внимание.

Мебель для современного школьника обязательно должна быть:

  1. Экологичной — школьная мебель должна изготовляться исключительно из высококачественных и безвредных материалов. Материалы, ни при каких условиях не должны выделять вредные вещества.
  2. Надежной – мебель не имеет права ломаться, не должны появляться трещины и сколы. Сломанная мебель нередкая причина возникновения ссадин, синяков, заноз.
  3. Удобной – спинка и сиденье стула должны иметь физиологические изгибы и углы наклона, в соответствии с требованиями стандартов. Удобная мебель – залог хорошей работоспособности.
  4. Подходящей по возрасту – парта и стул должны соответствовать ростовой категории. Несоответствие ростовой категории ведет появлению многих болезней.

Прежде всего, нужно уделить внимание материалам и комплектующим, из которых изготовлена ученическая мебель, то есть на их химическую и механическую безопасность. Так, например, в своём производстве фирма СИНТЕКС использует ЛДСП австрийского концерна EGGER, которая отвечает всем нормам повышенной экологической безопасности (класс Е1 по ГОСТ 10632-2007) и может использоваться при производстве детской мебели. Для обеспечения длительной эксплуатации торцевая часть ученических столов обработана кромочным материалом немецкой фирмы REHAU, что так же является гарантом качественных, экологически и механически безопасных кромок мебели. Мы не обрабатываем столешницы обычной мебельной (бумажной, меламиновой) кромкой, т.к. чаще всего она повреждается уже в первые месяцы эксплуатации.

Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью (не более 0,46 Вт/м.К), быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.

Металлокаркасы школьной мебели изготавливают из стальной трубы с квадратным профилем, что крепче, чем более модный круглый профиль. Металлический каркас мебели окрашен порошковыми полимерными красками, предохраняющими от коррозии. Эти краски износо- и ударопрочные, что позволяет сохранять внешний вид школьной мебели в течение многих лет.

Эргономические требования к стулу

Основной структурной единицей организованного учебного пространства в школе и дома имеется рабочее место школьника. Это не только стул, стол или парта, но и их размещения и оборудования в соответствии с возрастными и и индивидуальных особенностей младенцеви.

. Рабочее место часть пространства, оборудована необходимыми средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность человека или группы людей

Чтобы соответствовать своему назначению, рабочее место должно быть правильно организовано, его средства и предметы труда — оптимально расположены. Учебное место должно быть удобным для работы в течение рабочего д дня все годы обучения. При его конструировании и рациональному. ОРГАНИЗАЦИЯ необходимо учитывать следующие требованияи:

— антропометрические, т.е. соответствие размеров оборудования и функционального пространства размерам тела школьника в статике и динамике;

— биомеханические, предусматривающие соблюдение эргономических условий равновесия тела ученика

физиологические, предусматривающие обеспечение прежде нормального зрительного восприятия, свободного дыхания, правильного кровообращения, оптимальных затрат энергии;

— эстетические, предусматривающие эстетически правильный подбор формы и цвета оборудования, мебели, оформления, соответствующее интерьера помещения, рациональное упорядочение предметов на рабочем столе

Итак, с физиолого-гигиенического точки зрения оптимальные условия для работы ученика обеспечивают соответствие учебного оборудования длине и пропорциям его тела, сохранение наименее утомительной позы и осуществлении ния экономных рабочих движений. Для обеспечения этих условий руководствуются общими педагогическим, гигиеническим и психолого-эстетическим принципами.

Согласно педагогического принципа оборудование и инвентарь по характеристикам и расположению должны способствовать проведению учебно-воспитательного процесса. Гигиенический принцип предполагает соответствие основных параметров мебели, учебного оборудования и инструментов анатомо-физиологическим возможностям учащихся. Мебель должна быть портативными, прочными, водостойкими, с малой тепл лопровиднистю материала. Светлые тона окраски, приятные, изысканные формы мебели, оборудования и инструментов обеспечат психологоестетичний принцип организации школьного средща.

Основные эргономические требования к учебного оборудования

Эргономично очень важны конкретные санитарно-конструктивные параметры. Основные оборудование — парт, столов, стульев, классных досок, станков и т.д.. Параметры оборудования должны соответствовать следующим требованиям:

— высота сиденья должна соответствовать средним размерам длины голени со стопой детей с определенным ростом с увеличением на 2 см на толщину подбора;

— глубина сиденья должна равняться 2/3-3/4 длине бедра для предотвращения сжатия кровеносных сосудов и нервов нижних конечностей;

— спинка стула должна обеспечивать пояснично-копчиковую и пидлопаточну сопротивления;

— дистанция спинки (расстояние по горизонтали от заднего края стола (крышки парты) к спинке) должна равняться средней величине передне-заднего диаметра грудной клетки школьника соответствующего роста с и увеличением на 3-5 см

— крышка стола должна иметь наклон к горизонтальной плоскости 14-15 °;

— дифференциация (расстояние по вертикали между задним краем стола и плоскостью сиденья) определяется высотой размещения предплечья школьника над сидением за правильной позы для письма;

— дистанция сиденья, которая является расстоянием от переднего края сиденья по горизонтали до точки пересечения плоскости сиденья с перпендикуляром, опущенным от заднего края стола, обращенного к школьнику, к пло ощины сиденья, для чтения и письма должна быть отрицательной — край сиденья должен заходить под крышку стола на 4 с.

Эргономические требования к учебному помещения

Планирование учебных помещений должна соответствовать их функциональному назначению, характера и режима учебного процесса. Размеры и форма этих помещений определяются общими размерами и формой учебных льного оборудования и потребностями школьников, здесь будут учиться. Кроме того, при планировании учебных помещений учитывают возможности зрительных и слуховых коммуникаций. Линия, проведенная от глаз ученика к то ки, что наблюдается на классной доске или на плоскости учебного пособия, должна образовывать с фронтальной плоскостью угол не менее 45 °, лучше — 60-90 °. Наилучшим является естественное освещение; если оно ис чне, то оптимально освещать каждое рабочее местоісце.

Для обеспечения нормального воздухообмена в помещении предусматривают вентиляцию (при необходимости — техническими средствами). Мебель и оборудование располагают так, чтобы учитель мог свободно подойти к каждому в с рабочих мест учащихся. При этом необходимо обязательно учитывать состояние здоровья школьников — недостатки зрения, слуха, наличие хронических заболеваний (ревматизм, катар верхних дыхательных путей, функциональная ослабленность организма учащихся после перенесенных заболеваний и т.д.о).

Обязательно наличие в учебном кабинете необходимых инструкций и предупредительных знаков для работы с техническими средствами обучения с целью грамотной их эксплуатации и соблюдение правил безопасности

Рабочее место ученика по всем параметрам, в частности окраской, должно полностью соответствовать возрастным особенностям детского организма и эстетическим нормам. Мебель и другие элементы оборудования рабочего места сли ид изготавливать из экологически безопасных материалов их необходимо разместить по эргономичными требованиями, которые предусматривают прежде всего удобство для осуществления учебно-воспитательного процесса. Важной стекла шего рабочего места школьника является учебная помещение, за микроклиматическими и эстетическими свойствами должно полностью соответствовать функциональному назначениюнню.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая