Экспертиза инновационных проектов предусматривает три уровня рассмотрения

ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ Задачи и основные приемы экспертизы

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета :

♦ сравнение положений до и после;

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений до и после позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля.

2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проекта, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику из средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу инициативных проектов в области гуманитарных и общественных наук проводит Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), фундаментальных исследований — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с конфликтом интересов.

Ситуация конфликта интересов может быть связана с тем, что: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе изложения замысла проекта учитывается:

1. Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);

2. Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

3. Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

4. Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методичес-кая проработка решения проблемы отсутствует);

5. Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы);

6. Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор / участники) в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли прое кт к пр иоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований

предусматриваются ответы на следующие вопросы:

♦ подготовлены ли программы исследований;

♦ подготовлены ли анкеты для опроса;

♦ проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

♦ отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;

♦ составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

♦ определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

R — общий рейтинг проекта;

r 1 — учитывает научную ценность проекта;

r 2 — учитывает реальность выполнения проекта в срок;

r 3 — корректирует суммарную оценку r 1 и r 2 .

R может принимать значения от 2 до 13.

r 1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

r 2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в r 1 оценка “2” может означать “достаточную полезность проекта”, оценка “5” — заявка на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Рассмотренные приемы экспертизы основаны на балльной оценке.

Экспертиза инновационных проектов может осуществляться государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок. Экспертиза проводится с целью отбора и решения проблемы финансирования.

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза инновационных проектов предусматривает три уровня рассмотрения

Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Кроме того при экспертизе следует рассматривать не один, а несколько вариантов проекта. При этом необходимо:
• оценить выгодность каждого из возможных вариантов осуществления проекта;
• сравнить варианты и выбрать наилучший из них.
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:
• описательный;
• сравнения положений «до» и «после»;
• сопоставительная экспертиза.
Описательный метод заключается в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, сопоставляются прогнозы и учитываются побочные процессы и риски. При описательном методе определяющим является системный подход, при котором рассматривается взаимодействие инновации со всеми подсистемами внешней среды: патентным правом, налоговым законодательством, экологией, юридическими законами, конкурентами и т.д.
Описательный метод в основном является качественным, а не количественным методом, отсюда его основной недостаток — субъективность эксперта и невозможность корректно сопоставить альтернативные варианты.
Метод сравнения положений «до» и «после» использует как качественные, так и количественные показатели проекта. Однако и этому методу присуща высокая вероятность субъективной оценки проекта.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении нескольких проектов (вариантов проектов) по различным критериям. Она может также включать сравнение положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. При сопоставительной экспертизе предусматривается три этапа:
1. Первый этап — предварительное рассмотрение проектов и решение следующих задач: определение информационной базы оценки, методов определения стоимостных и натуральных показателей, критериев оценки проектов, отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня, составление мотивированных заключений по отдельным проектам, определение экспертов по каждому проекту для индивидуальной экспертизы.
Сравнение и оценка проектов могут происходить по следующим критериям:
А. Цели организации, стратегия, политика и ценности
• совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом;
• оправданность изменений в стратегии организации (в случае если этого требует принятие проекта);
• соответствие проекта отношению организации к риску;
• соответствие проекта отношению организации к нововведениям;
• соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или краткосрочный проект);
• соответствие проекта потенциалу роста организации;
• устойчивость положения организации;
• степень диверсификации организации, которая влияет на устойчивость ее положения;
• влияние финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации;
• влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.
Б. Финансовые критерии:
• размер инвестиций (вложения в производство, вложение в маркетинг, затраты на НИОКР;
• чистый приведенный доход (FV);
• рентабельность (PI);
• внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR)
• срок окупаемости;
• соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации;
• стартовые затраты на осуществление проекта;
• наличие финансов в нужные моменты времени;
• влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств;
• необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта и его доля в инвестициях;
• финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;
• стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы или доход от года к году будет колебаться);
• возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот);
• фондоотдача, то есть отношение среднего годового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее будет больше шансов разориться одной из первых);
• оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).
В. Научно-технические критерии:
• вероятность технического успеха;
• степень радикальности инновации;
• наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта;
• соответствие проекта стратегии НИОКР организации;
• стоимость и время разработки;
• возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии;
• воздействие на другие проекты;
• патентная чистота;
• патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом);
• потребности в услугах консультационных фирм или в размещении внешних заказов на НИОКР.
Г. Производственные критерии:
• необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;
• соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся
в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы);
• наличие производственного персонала (по численности и квалификации);
• величина издержек производства, сравнение ее с величиной издержек у конкурентов;
• потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительное оборудование).
Д. Внешние и экологические критерии:
• возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов;
• правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству;
• возможное влияние перспективного законодательства на проект;
• возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.
2. На втором этапе экспертизы устанавливается рейтинг индивидуального проекта. Каждым экспертом оформляется анкета результатов.
3. На третьем этапе дается заключение по проекту, принимаются решения о финансировании. Для выработки единого заключительного решения используется метод Дельфи.
На практике данные методы применяются комбинированно, но в процессе обоснования и выбора лучшего варианта проекта центральное место занимает финансово-экономическая оценка. При всех прочих благоприятных характеристиках инновационного проекта он никогда не будет принят к реализации, если не обеспечит:
• возмещение денежных средств за счет реализации инноваций;
• получение прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного для фирмы уровня;
• окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого для фирмы.
Проведение такой оценки является достаточно сложной задачей, что порождается рядом факторов:
• финансовые расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени;
• длителен и процесс получения результатов от инновации;
• непредсказуемость рыночной среды приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инновации и возможности ошибок.
Рассмотрим ряд показателей, по которым может происходить финансово-экономическая оценка проектов:
1. Чистый приведенный доход (FV). Для учета фактора времени применяется метод приведенной стоимости или дисконтирования, то есть приведения затрат и результатов к одному моменту. Фундаментальной причиной того, что рубль сегодняшний не тождественен рублю через год, является то, что через год он превращается в большую сумму за счет полученного с его помощью дохода. Формула расчета будущей стоимости имеет вид:

Читайте так же:  Нотариус на мира нижний тагил

где FV (future value) — будущая величина той суммы, которую мы инвестируем сегодня и которой будем располагать через интересующий нас период времени, в течение которого эти деньги будут работать; PV (present value) — текущая величина, которую мы инвестируем ради получения дохода в будущем; к — величина доходности (прибыльности) инвестиций; n — число стандартных периодов времени (лет, кварталов и т.д.).
Другой разновидностью дисконтирования является обратный расчет ценности денег, то есть определение того, сколько надо было инвестировать сегодня, чтобы получить определенную сумму в будущем.
Такой вариант дисконтирования называют расчетом текущей стоимости или определением приведенной, дисконтированной стоимости:

Для учета инфляции в обеих формулах коэффициент «к» (номинальная ставка) уменьшается на величину ожидаемых темпов инфляции (реальная ставка).
Метод определения чистой текущей стоимости, на которую ценность фирмы может прирасти в результате инновации, исходит из двух предпосылок:
• любая фирма стремится к максимизации своей ценности;
• разновременные затраты имеют неодинаковую стоимость.
Чистая текущая стоимость — разница между суммой денежных поступлений (денежных потоков, притоков), порождаемых реализацией инновационного проекта и дисконтированных к текущей их стоимости, и суммой дисконтированных текущих стоимостей всех затрат (денежных потоков, оттоков) необходимых для реализации этого проекта.
Чтобы записать это определение в виде формулы условимся в начале, что к — желаемая норма прибыльности (рентабельности), то есть то уровень доходности инвестируемых в инновации средств, который можетбыть обеспечен при помещении их в общедоступные финансовые механизмы (банки, финансовые компании и т.д.), иными словами k — это цена выбора (альтернативная стоимость) коммерческой стратегии фирмы. Общее правило при принятии менеджером решений таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам.
Тогда формула чистой текущей стоимости имеет вид

где I0 (investmen) — первоначальное вложение средств; CFt (cash flow) — поступления денежных средств в конце периода t.
Если чистая текущая стоимость проекта положительна, то это будет означать, что проект по данному показателю приемлем.
В случае не единовременных, а длительных затрат и длительной отдачи формула примет вид:

Широкая распространенность данного метода обусловлена тем, что он обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных условий, позволяя при всех случаях находить экономически рациональное решение. Однако он все же дает ответ лишь на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования в инновации росту ценности фирмы или богатства инвестора вообще, но никак не говорит об относительной мере такого роста. Для восполнения такого пробела используется иной показатель — метод расчета рентабельности инвестиций.
2. Рентабельность (PI) инвестиций определяется как соотношение эффекта от реализации проекта и затрат на него. В практике оценки инновационных проектов рассчитывают отношение приведенных доходов к инвестиционным расходам(benefit/cost ratio). В западной литературе этот показатель называют индексом доходности (profitabiliti index).
Расчет этого показателя рентабельности производится по формуле

где I0 — первоначальные инвестиции; CFt — денежные поступления в году t.
Для случая «длительные затраты — длительная отдача» эта формула будет иметь вид:

В такой модификации показатель рентабельности инновационных инвестиций называют коэффициентом «доход — издержки”, BCR (benefit- cost-ratio).
Очевидно, что если NPV положительна, то PI будет больше единицы и, соответственно, наоборот.
Необходимо отметить, что PI, выступая как показатель абсолютной приемлемости инвестиций, в тоже время предоставляет менеджеру возможность для исследования инновационного проекта еще в двух аспектах:
• с его помощью можно нащупать что-то вроде «меры устойчивости» такого проекта;
• показатель PI является инструментом ранжирования различных проектов.
3. Внутренняя норма прибыли или внутренний коэффициент окупаемости инвестиций IRR (internal rate of return), представляет собой, по существу, уровень окупаемости средств, направленных на инновационные цели, и по своей природе близка к различного рода процентным ставкам, используемым в других аспектах финансового менеджмента. Наиболее близкими показателями по экономической природе к внутренней нормы прибыли можно считать:
• действительную (реальную) годовую ставку доходности, предлагаемую банками по своим сберегательным счетам (то есть номинальную ставку доходности за год, рассчитанную по схеме сложных процентов в силу неоднократного начисления процентов в течение года, например ежеквартально);
• действительную (реальную) ставку процента по ссуде за год, рассчитанную по схеме сложных процентов в силу неоднократного погашения задолженности в течение года (например, ежеквартально).
Внутренняя норма прибыли — это расчетная ставка процентов, при которой инвестиции окупаются, то есть доход равен инвестициям. В уравнении определения NPV — чистой текущей стоимости IRR — это то значение k, при котором NPV будет равно нулю, то есть инвестиционный проект не обеспечивает роста ценности фирмы, но и не ведет к ее снижению. Именно поэтому в отечественной литературе внутреннюю норму прибыли иногда называют поверочным дисконтом, так как она позволяет найти граничное значение коэффициента дисконтирования, разделяющее инвестиции на приемлемые и невыгодные.
Кроме вышеперечисленных показателей используется ряд старых и широко применяемых показателей, которые не используют концепцию дисконтирования. Однако их применение позволяет получить дополнительную информацию и тем самым снизить риск инновационного проекта.
Рассмотрим один из них, часто используемый российскими менеджерами.
4. Период окупаемости (РР)(рауbаск period) — это тот срок, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Формула расчета периода инвестиций имеет вид

Читайте так же:  Как увеличивается пенсия если пенсионер работает

где РР — период окупаемости (лет); I0 — первоначальные инвестиции;
— годичная сумма денежных поступлений от реализации инновационного проекта.
Сравнение инновационных проектов по данному показателю возможно при выполнении трех допущений:
• все сопоставимые с его помощью проекты имеют одинаковый срок жизни;
• все проекты предполагают разовое вложение первоначальных инвестиций;
• после завершения вложения средств инвестор начинает получать примерно одинаковые ежегодные денежные поступления на протяжении периода окупаемости проекта.
5. Использование специальных формул отбора проектов. Создано немало формул, в которых комбинируются различные критерии отбора проектов в рамках некоторого единого «индекса предпочтительности», что позволяет сравнивать несколько проектов на единой основе. Например, А. Харт сконструировал показатель на базе финансовых параметров и вероятности успеха:

где S — предполагаемый максимум объема продаж, ден. ед./год; P — отношение чистой прибыли к объему продаж, %; р — вероятность успеха НИОКР (шкала значений от 0 — успех невозможен, до 1 — успех гарантирован); t — расчетный период, время дисконтирования, лет; С — будущие затраты на НИОКР, ден. ед./год.
Полезность таких формул зависит от достоверности закладываемых в них данных.
В заключение необходимо отметить, что экспертиза проектов может включать не только оценку проектов, но и контроль за ходом работ. Зачастую такой контроль осуществляют те организации, которые финансируют данный проект.

Экспертиза инновационных проектов

Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля:

а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;
б) профессионализма руководителя проекта и его команды;
в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации;
г) достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;
д) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогам инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, считается правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяется генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта.

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов:

1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;
2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, необходимо дополнить следующими:

1. экспертная группа должна быть численностью не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;
2) работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости, объективности, профессионализма, комплексности, системности, мотивации конечных результатов труда;
3) основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества инновационного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методических документов по инновационному менеджменту и функционированию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения — международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;
б) правовой статус документа — обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.),
в) содержание документа — технические (инвестиционные проекты, конструсторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:

1) комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
2) степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;
3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то такое требование должно быть зафиксировано четко в документе;
6) экономическая обоснованность управленческих решений:
7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
8) степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах, управления, на практике;
9) имидж организаций — разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;
11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения.

Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

а) методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другом параметрам с мировыми достижениями;
б) экспертный;
в) индексный;
г) балансовый;
д) графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого — другой. При применении любого метода не обойтись без изучения научных подходов и методов инновационного менеджмента.

В России для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарные и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

При анализе научного содержания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

— Подготовлены ли программы исследований
— Подготовлены ли анкеты для опроса
— Проведено ли пилотажное исследование
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

— отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
— составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
— определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

где R — общий рейтинг проекта; г1— коэффициент, учитывающий научную ценность проекта; г2 — коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; г3— коэффициент коррекции суммарной оценки, г3 и г3 R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г1, оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при г1= 2 — достаточная полезность проекта, 5 — заявка на выдающийся результат.

Коэффициент г2 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Всемирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ.

Фонд «Евразия» — американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку инновационных и других проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» — американская благотворительная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

Российская программа, экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода.

Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в целях:

— поддержки и распространения новых научных методов и идей;
— поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
— развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
— содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России.

2. Нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и другие Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т. д. Но документы нижестоящего уровня, ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

• нормативные акты и стандарты;
• методики, положения, инструкции и т. п.

В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:

— международный стандарт (М С);
— европейский стандарт (EN);
— государственный стандарт стран СНГ-(ГОСТ);
— государственный стандарт России (ГОСТ Р);
— региональный стандарт (например, РСТ);
— отраслевой стандарт (ОСТ);
• стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).

После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через тире — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения».

Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России действуют на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.

Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.

Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх

Рубрики: Без рубрики