Экспертиза дтп домке

Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Рассмотрены вопросы расследования преступлений, влекущих уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, а также правовые акты о деятельности ГИБДД, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения.
Для студентов автомобильно-дорожных вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения».

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2005

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник (2-е издание,стереотипное)

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий.

Для студентов высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Глава 1. Проблемы и причины дорожно-транспортных происшествий

1.1. Понятие безопасности дорожного движения, его основные проблемы

1.2 Причины и виды дорожно-транспортных происшествий

1.3. Влияние дорожных условий на безопасность движения

1.4. Правовые проблемы, возникающие при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с влиянием дорожных условий

Глава 2. Общие принципы расследования дорожно-транспортных происшествий

2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных происшествий

2.2. Действия следователя (дознавателя) по проверке сообщений о дорожно-транспортном происшествии

2.3. Действия участников следственно-оперативной группы на месте дорожно-транспортного происшествия

2.4. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия

2.5. Осмотр следов транспортных средств

2.6. Особенности исследования дорожных условий

2.7. Осмотр транспортных средств

2.8. Осмотр трупа на месте дорожно-транспортного происшествия

2.9. Розыск водителя и транспортного средства, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия

2.10. Освидетельствование участников дорожно-транспортного происшествия

Глава 3. Особенности расследования специфических дорожно-транспортных происшествий

3.1. Особенности столкновения двух транспортных средств

3.2. Особенности расследования столкновения нескольких транспортных средств

3.3. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей-тягачей и автопоездов

3.4. Особенности расследования опрокидывания транспортных средств

3.5. Особенности расследования наездов на пешеходов

3.6. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью детей

3.7. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных в темное время суток

3.8. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств,поврежденных в результате пожара

3.9. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных на железнодорожных переездах

Глава 4. Служебное расследование дорожно-транспортных происшествий

4.1. Цели и порядок проведения служебных расследований дорожно-транспортных происшествий

4.2. Компетенция, права и обязанности служебного эксперта

4.3. Заключение служебного эксперта

ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Глава 5. Организация и производство экспертизы дорожно-транспортных происшествий

5.1. Цели и задачи экспертизы

5.2. Порядок назначения экспертизы

5.3. Виды судебных экспертиз

5.4. Компетенция, права и обязанности судебного экспертаавтотехника

5.5. Исходные материалы для экспертизы

5.6. Этапы экспертизы

5.7. Заключение судебного эксперта

Глава 6. Расчеты движения автомобиля

6.1. Процесс торможения автомобиля

6.2. Определение параметров движения автомобиля

6.3. Безопасные скорости автомобиля

Глава 7. Методика анализа наезда транспортного средства на пешехода, велосипедиста, мотоциклиста

7.1. Причины наезда транспортного средства на пешехода и задачи экспертного исследования

7.2. Механизм наезда на пешехода

7.3. Экспертное исследование движения транспортного средства и пешехода перед наездом

7.4. Экспертное исследование взаимодействия транспортного средства и пешехода при наезде

7.5. Экспертное исследование процесса отбрасывания пешехода

Глава 8. Общие принципы исследования технической возможности предотвратить наезд транспортного средства на пешехода,велосипедиста, мотоциклиста при неограниченной видимости и обзорности

8.1. Наезд транспортного средства на пешехода, перемещающегося в поперечном направлении

8.2. Наезд транспортного средства на пешехода, перемещающегося в попутном или встречном направлении

8.3. Наезд автомобиля на велосипедиста или мотоциклиста

Глава 9. Исследование технической возможности предотвратить наезд транспортного средства на пешехода при ограниченной обзорности и видимости

9.1. Наезд транспортного средства на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием

9.2. Наезд транспортного средства на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием

9.3. Наезд транспортного средства на пешехода в условиях ограниченной видимости

Глава 10. Методика анализа маневра транспортного средства

10.1. Виды маневров

10.2. Расчет маневра при анализе дорожно-транспортного происшествия

Глава 11. Методика анализа наезда на неподвижное препятствие и столкновения транспортных средств

11.1. Основные положения теории удара

11.2. Наезд транспортного средства на неподвижное препятствие

11.3. Виды столкновений транспортных средств

11.4. Механизм взаимодействия транспортных средств при столкновении

11.5. Определение места столкновения транспортных средств

11.6. Установление факта движения или неподвижности транспортного средства при столкновении

11.7. Определение параметров прямого столкновения транспортных средств

11.8. Определение параметров при перекрестном столкновении траспортных средств

11.9. Исследование технической возможности предотвратить столкновение транспортных средств

Глава 12. Автоматизация автотехнической экспертизы

12.1. Технические средства автоматизации автотехнической экспертизы

12.2. Графические методы исследования дорожно-транспортного происшествия

Глава 13. Экспертиза и оценка транспортных средств

13.1. Организация экспертной и оценочной деятельности

Читайте так же:  Пошлина на интернет покупки в 2018

13.2. Общие принципы оценки транспортных средств

13.3. Осмотр транспортных средств

13.4. Определение износа транспортных средств и их комплектующих

13.5. Определение стоимости транспортных средств

13.6. Определение стоимости ремонта транспортных средств

13.7. Определение утраты товарной стоимости

13.8. Особенности расчета восстановительных расходов при определении размера страховой выплаты в рамках ОСГО

РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

1 ÂÛÑØÅÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÅ Э. Р. ДОМКЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ УЧЕБНИК Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» направления подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте» 2-е издание, стереотипное

2 УДК (075.8) ББК 67.73я73 Д66 Рецензенты: зав. кафедрой «Управление автотранспортом» Липецкого государственного технического университета, д-р техн. наук, проф., Заслуженный деятель науки Российской Федерации В. А. Корчагин; зав. кафедрой «Организация и безопасность движения» Белгородского государственного технологического университета, д-р техн. наук, проф. А. И. Шутов Ä66 Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Р.Домке. 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий. Для студентов высших учебных заведений. УДК (075.8) ББК 67.73я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Домке Э.Р., 2009 Образовательно-издательский центр «Академия», 2009 Оформление. Издательский центр «Академия», 2009

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Экспертиза дорожно-транспортных происшествий (ДТП) предназначена для исследования причин, установления факторов, обусловивших возникновение и развитие аварий. Расследование ДТП требует от лиц, принимающих в нем участие, высокого профессионализма необходимы знания в области криминалистики, судебной медицины, юриспруденции, организации дорожного движения, автотехнической экспертизы, а также в других областях науки и техники. Однако практика свидетельствует, что дознаватели Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) и следователи не всегда обладают такими знаниями, слабо владеют методикой проведения осмотра места происшествия, следственного эксперимента, допросов участников ДТП и т.д. Результаты следственных действий порой не содержат необходимой информации о событии происшествия. При изучении уголовных дел данной категории отмечается, что отдельные следователи не умеют правильно фиксировать обнаруженные в ходе осмотра ДТП следы и другие объекты, недостаточно широко применяют научно-технические средства, не используют в полной мере возможности экспертных учреждений, допускают ошибки в сборе и подготовке материалов для экспертиз. Отмеченные недостатки в расследовании ДТП приводят к принятию необоснованных процессуальных решений, невозможности выполнения экспертиз, назначаемых по постановлению судебных органов, возвращению уголовных дел для производства дополнительного расследования и повторных экспертиз, продлению процессуальных сроков следствия, нарушению законности, ущемлению прав и интересов граждан. Автотехническая экспертиза призвана оказывать содействие правосудию в установлении истины по делам о ДТП. Большая заслуга в развитии и совершенствовании методов научно-технического исследования ДТП принадлежит институтам и лабораториям экспертиз Министерства юстиции Российской Фе- 3

4 дерации (Минюст России), среди которых ведущее место занимает Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) ранее Всесоюзный научно-исследовательский институт судебной экспертизы (ВНИИСЭ). Большую работу в этом направлении ведут также высшие учебные заведения страны, готовящие специалистов по организации и безопасности дорожного движения. При изучении курса «Расследование и экспертиза дорожнотранспортных происшествий» студенты должны получить теоретические знания, а также овладеть навыками решения практических задач по экспертному расследованию ДТП. Основное внимание в данном учебнике уделено технической стороне расследования ДТП. В данном учебнике используются следующие сокращения: ДТП ПДД дорожно-транспортное происшествие; Правила дорожного движения Российской Федерации; СОГ следственно-оперативная группа; ТС транспортное средство; УТС дополнительная утрата товарной стоимости. 4

5 РАЗДЕЛ I РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Глава 1 Проблемы и причины дорожно-транспортных происшествий 1.1. Понятие безопасности дорожного движения, его основные проблемы В России и за рубежом принято считать, что причины и проблемы ДТП в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы водитель автомобиль дорога окружающая среда. Дорожно-транспортное происшествие означает событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. 232-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. 257-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. 309-ФЗ) определены следующие основные термины: дорожное движение совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; обеспечение безопасности дорожного движения деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; участник дорожного движения лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; 5

Читайте так же:  Дело адвоката золотарева

6 дорога обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; транспортное средство устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Главными проблемами, влияющими на безопасность дорожного движения, являются автомобилизация страны; стремительное повышение интенсивности дорожного движения; интенсивный рост плотности дорожного движения; увеличение количества молодых, неопытных водителей; психофизиологические возможности человека как водителя, управляющего техническим средством; экономические причины, такие как рост цен на ТС и запасные части к ним, что приводит к увеличению доли старых и неисправных ТС. В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» дается следующая формулировка основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Эти принципы в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривался приоритет государства над интересами гражданина. Единственным виновником ДТП, как правило, признавался водитель, но не государственные органы, обязанные согласно своему статусу создавать цивилизованные условия для обеспечения безопасности дорожного движения (строительство дорог, инфраструктура, организация дорожного движения и т.д.). Исходя из смысла Федерального закона «О безопасности дорожного движения» проблема предотвращения ДТП в настоящее время рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий. Расследования ДТП, устанавливающие причины и факторы возникновения происшествий, позволяют выбрать путь устранения этих причин и факторов. 6

7 1.2. Причины и виды дорожно-транспортных происшествий Причины ДТП подразделяют на субъективные и объективные. К субъективным причинам ДТП относятся: нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС. Объективными причинами ДТП считаются: недостатки в планировании улиц и автомобильных дорог; освещенность проезжей части в темное время суток; состояние дорожного покрытия; различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки; тормозные, маневренные и другие свойства ТС. Статистика показывает, что наиболее распространенными причинами ДТП, зависящими от водителя, являются: превышение установленной скорости движения (17 % ДТП); несоблюдение безопасной дистанции движения ТС, а также необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения; управление ТС в состоянии опьянения (25 % ДТП); нарушение правил обгона (15 % ДТП); несоблюдение очередности проезда; нарушение правил маневрирования (9 % ДТП); другие причины резкое торможение, отсутствие световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков, сон за рулем и т.д. Существует следующая классификация ДТП: столкновение происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог; к этим происшествиям также относятся столкновения с внезапно остановившимся ТС; опрокидывание происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось; к этим происшествиям также относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий; наезд на стоящее транспортное средство происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп; наезд на препятствие происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет; наезд на пешехода происшествие, при котором ТС наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся ТС; к этим происшествиям относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого ТС груза или предмета; 7

8 наезд на велосипедиста происшествие, при котором ТС наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся ТС; наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС; наезд на животных происшествие, при котором ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб; прочие происшествия происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К прочим происшествиям относятся сход трамвая с рельсов; падение перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или на другое ТС; наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося ТС или в салоне движущегося ТС в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др. Все ДТП подлежат учету. Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. На каждое ДТП заполняется карточка учета ДТП. Карточка учета ДТП включает в себя 76 показателей, характеризующих состояние ТС, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения, перечень нарушений ПДД и др. При учете и регистрации ДТП к погибшим относят людей, скончавшихся не только на месте происшествия, но также от полученных травм в течение 7 сут с момента ДТП. К раненым относят каждого пострадавшего в ДТП, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение. В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД России, включаются все ДТП, при которых были погибшие или раненые. Остальные ДТП регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами Влияние дорожных условий на безопасность движения Быстрый рост количества ТС в стране во много раз опережает темпы дорожного строительства, поэтому дорожная сеть работает

Читайте так же:  Арбитражный суд московского округа госпошлины

9 с перенапряжением. На многих участках дорожная сеть плохо приспособлена к требованиям современных ТС. Состояние автомобильной дороги, качество покрытия, видимость и радиусы закруглений, ширина проезжей части, обустроенность соответствующими знаками, светофорами, наличие разметки, ограждения существенным образом влияют на безопасность дорожного движения и определяют в своей совокупности понятие «дорожные условия». При расследовании ДТП в большинстве случаев считается, что основными их причинами являются небрежность или ошибки водителя, а также неисправность ТС. Статистические данные показывают, что из-за неудовлетворительных дорожных условий совершается от 8 до 15 % всех ДТП. По оценке специалистов, реальное влияние дорожных условий на совершение ДТП значительно выше и составляет от 60 до 80 %. Такая разница в учетных показателях связана с недооценкой влияния дорожных факторов и заведомо неправильным подходом многих сотрудников ГИБДД МВД России к рассмотрению обстоятельств совершения ДТП. Очень часто механизм возникновения ДТП рассматривается упрощенно исходя только из трактовки требований п ПДД, обязывающих водителя выбирать скорость движения в зависимости от складывающейся на дороге ситуации. Водитель рассматривается как единственный виновник происшествия, при этом игнорируются требования, предусмотренные пп. 13, 14 Основных положений, являющихся обязательным приложением к ПДД, и ст , 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», возлагающих на владельцев дорог обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании дорог. Во избежание принятия необъективных решений сотрудникам ГИБДД МВД России, органов следствия и дознания при расследовании ДТП необходимы знания нормативных требований к автомобильным дорогам, чтобы более полно дать оценку дорожным факторам при оформлении первичных материалов по ДТП, обеспечить правовую защиту всех участников дорожного движения. Основные элементы и транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог должны соответствовать техническим параметрам, приведенным в ГОСТ Р «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Влияние на безопасность движения состояния дорожного покрытия. Ровность дорожного покрытия должна соответствовать показателям, приведенным в табл

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий.

Для студентов высших учебных заведений.

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.… Развернуть

Учебник – Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно -транспортных происшествий

Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Рассмотрены вопросы расследования преступлений, влекущих уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, а также правовые акты о деятельности ГИБДД, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения.
Для студентов автомобильно-дорожных вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения».

Экспертиза дтп домке

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий.

Для студентов высших учебных заведений.

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.… Развернуть

Твердый переплет, 288 стр.
Тираж: 1000 экз.
Формат: 60×90/16 (145х217 мм)

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

В учебнике рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий.

Для студентов учреждений высших учебных завадений.