История музеев мира пособие

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология».

История музеев мира пособие

Шустрова И.Ю. ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА. Ярославль, 2002. 175 с.

1. Из истории становления музеев мира.

2. Археологические музеи.

3. Музеи под открытым небом.

4. Этнографические музеи.

5. Выставочная деятельность музеев мира.

6. Немецкий музей и другие.

Автор — к.и.н., доц. кафедры музеологии и краеведения, имеющий практический стаж музейщика.

Рязанцев Н.П. «СПАСТИ ЖИВУЮ СТАРИНУ…»: Охрана памятников и музейное строительство в Ярославской губернии в 1918-1929 гг. Ярославль, 2000. 166 с.

1. «Сохранить и донести до потомков…».

— «Наша работа имела лихорадочный характер…»

— «Разгрузить в Спасский монастырь…» (Артиллерийский музей в Ярославле)

— Музей Преображенского полка

— «Дело» антиквара Шилова

— «Спасти живую природу».

2. «Привести в надлежащий вид…»

— «Имеющий всероссийское значение…» (Ростовский музей)

— «Один из старейших на Волге…»(Угличский музей)

— «Богатейший в северном крае» (Ярославский исторический музей)

— «Галерея в Ярославле необходима…» (Ярославская художественная галерея)

3. «Организация новых музеев является необходимой…»

— «Отнести к музеям художественным» (Рыбинский музей)

— «Музей волостного масштаба» (Тутаевский музей)

— «Разносторонне отражает свой край…» (Мологский музей)

— «Можно дать название музея…» (Мышкинский музей)

— «Известен только по переписке…» (Пошехоно-Володарский музей)

— «Целесообразнее образовать особый музей» (Даниловский музей)

— «Как новй источник просвещения» (волостные музеи)

Приложение (21 архивный документ)

Автор — к.и.н., доцент кафедры музеологии и краеведения.

Федюк В.П., Данилов А.Ю. ОСНОВЫ ГЕРАЛЬДИКИ. Ярославль, 2001. 135 с.

1. Что такое геральдика

2. Теоретическая геральдика

3. Государственный герб России

4. Городские и земельные гербы

5. Гербы российского дворянства

6. Геральдика советской и постсоветской эпохи

Авторы: В.П.Федюк — д.и.н., проф., зав.кафедрой новейшей отечественной истории, член Геральдической комиссии при губернаторе Ярославской области;

А.Ю.Данилов — к.и.н., ст. преп. Той же кафедры.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА: Учебное пособие / Автор-составитель М.Л.Фесенко. Ярославль, 2001. 116 с.

1. Светский интерьер петровской эпохи.

— Мебель первой половины и середины XVIII века

— Мебель классицизма в России

3. Керамика первой четверти XVIII века в Петербурге

4. Русское стекло XVIII века.

— Гравированное стекло XVIII века

— Народное стекло XVIII века

5. Костюм в России XVIII века.

6. Словарь терминов

— интерьер и мебель

Автор-составитель — гл. хранитель фондов Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, читает для студентов-музеологов курс «История материальной культуры».

В апреле выйдет в свет учебное пособие А.Ю.Данилова «РОССИЙСКАЯ ФАЛЕРИСТИКА».

Музеи мира. Учебное пособие

О книге «Музеи мира. Учебное пособие»

Интегрированный курс «Музеи мира» в рамках дисциплины «История мировых цивилизаций» определяет роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре; музейная политика на примере отдельных стран и конкретных музеев; музейный менеджмент и музейный маркетинг; музей в структуре туристического бизнеса. Цель данного пособия – формирование навыков и умений визуального общения студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами. Для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «Социальная антропология», «Культурология», «История», и всех интересующихся мировой художественной культурой и музейным делом.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Музеи мира. Учебное пособие» О. В. Лысикова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Теория и история искусства: Музеи мира

Информация о курсе Теория и история искусства: Музеи мира

Данный учебный комплекс дополняет основные курсы, читаемые на филологических факультетах вузов, расширяя их по ряду аспектов истории и теории искусства, а также по некоторым проблемам современной музеологии.

Центральной частью комплекса является Учебный модуль, основное внимание в котором уделено проблемам стиля в русском и европейском искусстве XVIII и XIX веков. Повышенный интерес к данной проблематике объясняется тем, что специальных работ, посвященных стилям в русской живописи в их взаимосвязи с европейскими традициями XVIII и XIX веков, пока не существует.

В главе «Стили в русской живописи XVIII века» материал располагается по трем основным параграфам, соответствующим трем стилям, господствовавшим в России в XVIII веке: барокко, рококо и классицизм. В главе «Стили в русской живописи XIX века» речь идет о четырех основных направлениях, полностью укладывающихся во временные рамки девятнадцатого столетия, – о романтизме, бидермейере, реализме и импрессионизме. При постановке основных теоретических вопросов и методическом разъяснении ряда специфических для рассматриваемой эпохи стилистических проблем автор стремился избежать однозначных выводов, демонстрируя позиции различных исследователей, поощряя самостоятельность студентов в их анализе и оценке.

При изучении того или иной стиля в искусстве, нельзя ограничиться знакомством лишь с его внешними элементами. Для глубокого его понимания надо внимательно изучить наиболее яркие произведения изобразительного искусства, проникнуть в их пластический и колористический строй. Мы попытаемся это сделать вместе в Практикуме, который является самостоятельным разделом предлагаемого учебного ресурса.

Углубить представления о стилевом разнообразии изучаемой эпохи студентам поможет специальная литература, рекомендованная в отдельном разделе – Библиографии. В трудах известных историков искусства, в мемуарах самих художников, в сборниках документов можно почерпнуть более полные сведения об упомянутых в учебных текстах русских мастерах и их творчестве. Этой же цели служит еще один самостоятельный раздел ресурса – Библиотека.

В главе «Музееведение» приводятся различные по своим основаниям классификации музейных учреждений со ссылками на виртуальные представительства российских и зарубежных музеев, очерчиваются перспективные тенденции развития музейного дела, определяются функции современного музея как общественного, научного, образовательного и культурного центра. Дополнительная информация по данной главе также содержится в Библиотеке.

В Словаре терминов объясняются только те термины, которые в наибольшей степени актуальны для рассматриваемого периода развития изобразительного искусства и современного взгляда на музей и его функции, этот же принцип выдерживается в толкованиях терминов.

Читайте так же:  Органы опеки калининского района гуфы

Предлагаемый учебный комплекс может быть использован как источник теоретических и практических материалов для организации самостоятельной внеаудиторной работы учащихся, а также в процессе дистанционного обучения.

Маркина Людмила Алексеевна — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества; заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи.

При подготовке раздела «Музееведение» использованы следующие источники:

История создания музеев

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в Александрии под названием Мусейон в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века

В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке Лоренцо де Медичи (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур. Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» — помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев

Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году. Чтобы посетить его, необходимо было письменное разрешение. А вот первым публичным музеем стал Лувр, который открылся в 1793 году.

Lysikova_O_V_Muzei_mira_Uchebnoe_posobie_-_M

К ИНТЕГРИРОВАННОМУ КУРСУ «МУЗЕИ МИРА»

Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука»

УДК 820/89.0 ББК 83.3

Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 128 с.; ил.

ISBN 5-89349-184-Х (Флинта)

ISBN 5-02-002777-4 (Наука)

Интегрированный курс «Музеи мира» в рамках дисциплины «Ис­ тория мировых цивилизаций» определяет роль и значение музея в кон­ тексте мировой истории и культуры. Курс включает изучение следую­ щих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре; музейная политика на примере отдельных стран и конкретных музеев; му зейный менеджмент и музейный маркетинг; музей в структуре ту­ ристического бизнеса. Цель данного пособия — формирование навы­ ков и умений визуального общения студентов с художественными про­ изведениями — музейными экспонатами.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-куль­ турный сервис и туризм», «Социальная антропология», «Культуро­ логия», «История», и всех интересующихся мировой художественной культурой и музейным делом.

Ольга Валерьевна Лысикова

Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира»

Изготовление оригинал-макета ООО «Фрактал- Инвест»

Подписано в печать 28.03.2002. Формат 60×88/16. Печать офсетная. Уел. печ. л. 8,8. Уч.-изд. л. 7,9. Тираж 2000 экз. Изд. № 490. Зак. 2399.

ИД № 04826 от 24.05.2001 г.

ООО «Флинта», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 332.

Тел.: 336-03-1 1; тел./факс: 334-82-65. E-mail: [email protected], [email protected]

ЛР № 020297 от 23.06.1997 г. Издательство «Наука», 1 17997, ГСП-7, Москва В-485,

ул. Профсоюзная, д. 90.

ISBN 5-89349-184-Х (Флинта)

ISBN 5-02-002777-4 (Наука)

© Издательство «Флинта», 2002

ГУП «Великолукская городская типография» Комитета по средствам массовой информации Псковской област и,

182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12 Тел./факс: (811-53) 3-62-95

1. Теоретические проблемы

курса «Музеи мира».

1. I. Музей и его предназначение.

1.2. Типы, профили, функциональные модели

Культура музейного экспонирования.

1.5. Музейные фонды.

1.6. Концепция «Воображаемого Музея»

2. История музейного дела.

2.1. Генезис и эволюция музея и музейного дела.

2.2. История ИКОМ.

2.3. Незаконная торговля произведениями искусства.

3. Менеджмент в музеях.

3.1. Музейный менеджмент и маркетинг.

3.2. Опыт Голландии в музейном менеджменте.

3.3. Опыт США в музейном менеджменте.

3.4. Ассоциации друзей музеев.

3.5. Новые информационные технологии в музее.

4. Национальная музейная политика.

4.5. Соединенные Штаты Америки.

5.2. Музей одного художника.

5.3. Художественный музей.

Австралии и Океании.

11.1. Музеи России конца XVIII—первой половины XIX в.

Складывание коллекций Эрмитажа.

11.2. Частное коллекционирование

в России XIX—начала XX в.

11.3. Эрмитаж в XX в.

11.4. Музейная политика в СССР

и Российской Федерации.

11.5. Современность российских

12. Крупнейшие музейные собрания

12.1. Музей Лувр (Франция).

12.2. Музей д’Орсе (Франция).

12.3. Британский национальный музей

12.4. Дрезденская картинная галерея (ФРГ).

13. Музейные термины.

14. Музейные издания .

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА «МУЗЕИ МИРА»

1.1. Музей и его предназначение

Музейный мир богат и многогранен. Чтобы попытаться в нем разобраться и сориентироваться, необходима топографическая музейная карта — справочник, каталог, путеводитель, указатель, план экспозиции. Современный музей является концентрирован­ ным выражением духовных устремлений культуры прошлого и настоящего. Он помогает решать насущные проблемы и адаптиро­ ваться человеку уже в новом тысячелетии. По утверждению спе­ циалистов, сейчас в мире едва не ежедневно открывается новый музей, и за последние пять лет их стало больше, чем за последние полвека. Продолжается выставочный бум, извлекаются из запас­ ников и хранилищ уникальные музейные предметы, которые становятся экспонатами. В музейной среде посетитель вступает в диалог культур, круг общения личностных ценностных представ­ лений. Зритель по-разному воспринимает музейные ценности по­ средством понимания, сопереживания, объяснения и созерца­ ния. Общение с искусством не терпит суетности, важны как са­ моорганизация, так и организация извне. Погружение в самобытный мир музея требует определенной самоотдачи, ду­ шевных усилий, а порой преодоления стереотипов и внутренних барьеров.

Читайте так же:  Ук рф статья грабеж

Во всем мире наблюдается рост значения и престижа музеев, увеличивается их численность, возникают альтернативные фор­ мы музейных учреждений. Генеральный директор ЮНЕСКО Фе­ дерико Майер в выступлении по случаю открытия XV Генеральной конференции международного совета музеев (ИКОМ) в Гааге в 1990 г. заметил: «Положение музеев сродни быстро растущему под­ ростку, одежда которого в определенный момент рвется по швам».

Каковы же тенденции развития музейной практики сегодня?

> Музейная деятельность усложняется, совершенствуется, компьютеризируется

> В странах создается большое количество народных музеев,

музеев-памятников, музеев-заповедников, отдельных зда­ ний и комплексов современной культуры и культуры про­ шлого, архитектуры и скульптуры, архитектуры и природы

> Интенсифицируется работа по музеефикации памятников архитектуры и истории, собиранию коллекций, поиску и реставрации экспонатов

> Развивается разнообразная по формам выставочная дея-

тельность музеев, сопровождающаяся лекциями,

тами, презентациями книг, созданием кинофильмов

> Музейная практика сильно опередила теорию;

в музейной деятельности не были подготовлены музейной наукой, обосновывающей существование музея в его клас­ сической форме

> «Музейный бум» является неоспоримым фактом современ­ ной культуры

> Наличие музея утверждает значимость истории страны (го­

> Развивается новая дисциплина — научное программирова­ ние музеев, которая включает изучение функционального устройства и культурологических аспектов музеев, а также их моделирование Музей в современном мире допускает множественность в оцен­

ке сущностных характеристик. Музей — уникальное явление исто­ рии и культуры человечества, овеществленное хранилище време­ ни. До сих пор ученые ведут дискуссии о времени и месте возник­ новения первого музея, начальной точки отсчета: либо в Японии начала тысячелетия, либо в Европе эпохи Возрождения. И нет человека, который бы не нашел для себя экспоната, выставки или музея по душе, ориентируясь на глубокий или спонтанный интерес. Книга ждет своего читателя, так и музей постоянно пре­

в ожидании своего посетителя. Музеи, равным

Музеи мира, которые можно посетить не выходя из дома

Крупнейшие и самые посещаемые художественные музеи мира выкладывают оцифрованные изображения своих экспонатов в онлайн. Теперь «залипать» над шедеврами искусства можно, не покупая билет и даже не выходя из дома. Для этого вам достаточно зайти на сайт с галереей соответствующего музея.

Национальные галереи Шотландии


«Угрожающая погода», Рене Магритт, 1929

Национальные галереи Шотландии располагают богатейшей коллекцией европейской живописи, относящейся к периоду от Ренессанса до эпохи постимпрессионизма. Среди хранящихся в ней полотен есть произведения Рубенса, Тициана, Рембрандта, Вермеера, Ван Дейка, Моне, Гогена, Сезанна и других великих мастеров. Десятки тысяч оцифрованных изображений самых значимых экспонатов галереи выложили онлайн. более 95 000 объектов около 40 000 изображений в высоком разрешении уже доступны на сайте. Остальные планируют опубликовать в течение ближайших пяти лет.

Чтобы пользователи легко находили интересующие их картины на сайте, они собраны в группы по темам, стилям живописи, мастерам и по галереям: Шотландская национальная галерея современного искусства, Шотландская национальная портретная галерея и Шотландская национальная галерея. Большинство изображений скачиваются бесплатно в высоком разрешении для некоммерческого использования.

Национальный музей Швеции


«Бахус», Джованни Франческо Романелли

Крупнейший музей изобразительных искусств Швеции опубликовал 3000 изображений своих самых популярных картин на Викискладе, где их можно скачать в высоком разрешении.

История собрания берёт начало в XVI столетии с коллекции шведского короля Густава Васа. Ныне в музее, расположенном в Стокгольме, хранятся около 16 000 полотен и скульптур, а также 30 000 объектов художественного ремесла и графическая коллекция мирового значения.

Национальный музей Швеции продолжит оцифровывать свои коллекции и выкладывать их на своём портале, чтобы обеспечить быстрый и простой доступ ко всем архивным изображениям. Внушительное собрание картин уже можно скачать на Викискладе .


«Свобода, ведущая народ» (La Liberté guidant le peuple) или «Свобода на баррикадах», Эжен Делакруа.

Лувр – один из старейших и крупнейших художественных музеев мира. Как и многие национальные музеи, он начинался с королевской коллекции. Собрание активно пополнялось меценатами, за счёт военных трофеев и конфискованных во время революции произведений.

Сегодня здесь хранится около 300 тысяч экспонатов. 35 тысяч из них представлены в онлайн-галерее. Самые знаменитые — «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Прекрасная садовница» Рафаэля, «Кружевница» Яна Вермеера, скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.

Музей Прадо (Мадрид)


Триптих «Сад земных наслаждений», Иероним Босх, 1490-1500.

Музей Прадо (Museo del Prado) – один из крупнейших и самых посещаемых художественных музеев мира. В его коллекции хранятся наиболее полные собрания Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко. Общая численность экспонатов составляет около 30 тысяч.

В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее. Для удобной навигации предусмотрено деление по темам: обнажённые и святые, соцреализм и мифология. К тому же доступен алфавитный указатель с именами художников. Подборка «Шедевры» не даст вам упустить самое главное.

Нью-Йоркский музей современного искусства


«Три музыканта». Пабло Пикассо. Фонтенбло, лето (1921).

Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке (Museum of Modern Art, сокращенно MoMA) – один из первых и наиболее представительных музеев современного искусства в мире. Он входит в тройку самых посещаемых музеев в Соединённых Штатах и в двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.

MoMA выложил в сеть 65 тысяч оцифрованных картин, написанных с 1850 года по настоящее время. Всего в коллекции музея находится свыше 200 тысяч работ 10 тысяч художников. В онлайн-коллекции доступен поиск по конкретной картине, по имени художника и по заданным фильтрам.

Рейксмюсеум (Амстердам)


«Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Рембрандт Ван Рейн.

Чтобы побродить по залам знаменитого Рейксмюсеума, не обязательно приезжать в Амстердам. Обновлённые интерьеры здания XIX века и 200 тысяч размещённых там шедевров можно найти на проекте Google Arts & Culture. Сделать галерею ближе позволяют смартфон и приложение Google Cardboard, доступное для Android и iOS.

Вместе с основной коллекцией Рейксмюсеума в цифровой записи есть пять новых выставок, посвящённых ювелиру Яну Лутме, художникам Яну Стену, Яну Вермееру, Рембрандту ван Рейну и отдельно монументальному полотну «Ночной дозор», гордости музея.

Читайте так же:  Подоходный налог с минимальной заработной платы

Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк)


Рядом с Жа де Буффан (Environs du Jas de Bouffan). Поль Сезанн.

В постоянной коллекции «Гуггенхайма» насчитывается более 7 тысяч произведений. Около 1 700 из них оцифрованы. Страница каждого художника на сайте музея содержит объёмный обзор его творчества, многие экспонаты дополнены комментариями искусствоведов. Онлайн-архив охватывает период с конца XIX века до наших дней. Здесь есть работы Поля Сезанна и Пауля Клее, Пабло Пикассо, Камиля Писсарро, Эдуарда Мане, Клода Моне, преподавателей школы «Баухауз» Ласло Мохой-Надя, Василия Кандинского и многих других классиков современности. Есть поиск и алфавитный указатель по авторам всех работ в коллекции.

Музей Гетти (Лос-Анджелес)


Стога, снежный эффект, утро. Клод Моне.

Музей Гетти – самый крупный художественный музей Калифорнии и западного побережья США. Его основал нефтяной магнат Жан Пол Гетти, который на момент своей смерти был самым богатым человеком в мире. Благодаря завещанным миллиардам музей превратился в самого активного скупщика произведений «старых мастеров» и античной скульптуры на международных аукционах.

На сайте музея выставлены около 10 тысяч из 44 тысяч экспонатов «Гетти» и множество каталогов, которые можно бесплатно скачать в формате PDF.

Музей истории искусств в Вене


«Аллегория живописи», Ян Вермеер.

Знаменитая сокровищница династии Габсбургов, венский Музей истории искусств, в нынешнем году празднует юбилей — 125 лет со дня открытия, и преподносит великолепный подарок: оцифрованные и выложенные в открытом доступе более 10 тысяч изображений экспонатов. Тициан и Караваджо, Тинторетто и Арчимбольдо, Босх и Ян ван Эйк — наслаждаемся прекрасными произведениями искусства.

Теперь вы можете создавать собственные подборки любимых картин, подбирать экспонаты для наглядности обучения истории искусств, размещать их в соцсетях, а то и просто «залипать» в электронной библиотеке Музея, разглядывая великолепные картины во всех подробностях.

Эрмитаж (Санкт-Петербург)


Благовещение. Филиппино Липпи, Италия, середина 1490-х гг.

Крупнейший музей России занимает пять зданий, в которых хранятся более 3 миллионов произведений искусства.

Музей возник как частное собрание Екатерины II и благодаря императрице обзавёлся коллекцией работ выдающихся фламандских, голландских, итальянских и французских художников. Архив оцифрованных произведений Эрмитажа разбит по темам, работает удобный поиск, существует возможность создания собственной коллекции и просмотра коллекций других пользователей. На странице раздела «В фокусе» можно изучить экспонаты в деталях, прочитать подробные сведения о них и посмотреть видео с комментариями экспертов.

Британский музей (Лондон)


Большая золотая пряжка; ранний англо-саксонский период, начало 7 века; курганный некрополь Саттон-Ху.

Главный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира, второй по посещаемости среди художественных музеев после Лувра, выложил в сеть более 3,5 млн. экспонатов.

Колониальная экспансия Британской империи способствовала быстрому расширению коллекции главного в стране и первого публичного национального музея в мире. С середины XVIII века в нём удалось собрать более 8 миллионов экспонатов: от древнегреческих барельефов до принтов Хёрста. Именно здесь хранится Розеттский камень, благодаря которому удалось расшифровать древнеегипетские иероглифы, крупнейшее на Западе собрание китайского фарфора, богатейшее собрание гравюр и живописи эпохи Возрождения. Онлайн-коллекция Британского музея также одна из крупнейших в мире — на его сайте можно найти более 3,5 миллиона экспонатов. Доступен расширенный поиск по дате создания, технике исполнения и ещё дюжине параметров.

Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк)


Группа из тринадцати «обезглавленных» солдат / автор неизвестен (1910г)

Музей искусств Метрополитен (Metropolitan Museum of Fine Arts), расположенный в Нью-Йорке, крупнейший художественный музей в США и один из самых знаменитых музеев в мире, выложил в публичный доступ коллекцию изображений из почти 400 000 оцифрованных произведений искусства и старых фотографий в высоком разрешении.

Каждый желающий может взглянуть на интереснейшие ретро фотографии из музейной коллекции. Изображения не лицензированы для коммерческого использования, но вы можете скачать понравившийся кадр для собственных нужд, например, чтобы поместить его в рамку.

Музей Винсента Ван Гога (Амстердам)

Музей Ван Гога выложил в онлайн доступ 1800 плакатов, книг и рисунков, которые находятся в его коллекции. Руководство арт-институции опубликовало работы в связи с тем, что они не помещаются в постоянную коллекцию, отчего долгое время оставались недоступны широкому зрителю.

Опубликованные работы показывают широкий срез парижской полиграфии 1890-1905 годов. Все иллюстрации сгруппированы по тематическим разделам: арт-нуво, орнаменты, мотивы природы и т. д.


«Французская комедия», Жан Антуан Ватто.

Коллекции музеев города Парижа стали доступны в Интернете. Как сообщает France-Presse, в открытый доступ выложили около миллиона произведений. Новый сайт содержит работы из 14 городских музеев, которые находятся под контролем мэрии. Из почти миллиона произведений 190 тысяч уже получили на сайте полное описание со ссылкой на библиографические ресурсы и архивы.

Сайт позволяет искать работы в конкретном музее – Карнавале, Доме Виктора Гюго, в Пти-Пале или в Музее романтической жизни. Поиск также доступен по тематическим ориентирам (например, Париж 1900 или Французская Революция), по географическому принципу (Париж, Сена, Сен-Жермен), по направлениям (живопись, фотография, археология. ) или по имени художника.

Полный список 14 музеев, подчиняющихся мэрии Парижа, можно найти здесь.

Мультимедиа Арт Музей


Хранитель кремлевских курантов. Александр Абаза, 1990 г.

12 июня 2016 г. Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) в сотрудничестве с Яндексом запустил интернет-проект «История России в фотографиях». Цель портала — объединить фотографии из музеев, архивов и частных коллекций на одной площадке, дав пользователям доступ к ним и возможность принять участие в пополнении виртуальной фотолетописи. Уже сейчас на сайте доступно более 70 000 фотографий, с середины XIX до конца XX века. Многие из этих изображений публикуются впервые.

Проект «История России в фотографиях» — это прежде всего фотобанк, позволяющий пользователям познакомиться с фотодокументами отечественной истории. Программисты Яндекса сделали портал максимально простым в использовании. Поиск фотографий осуществляется по автору, хронологии, географическим меткам, персоналиям, теме, ключевому слову. Сегодня портал содержит более 10 000 тэгов. Посетители сайта могут не только искать и просматривать фотографии из собраний российских музеев, архивов и коллекционеров, но и пополнять портал своими фотографиями или снимками из семейных архивов. Интерактивный портал дает возможность уточнять атрибуцию изображений, выступать кураторами, создавая свои фотовыставки из архива и давать к ним комментарии.