Форма договор перевозки груза

Содержание:

Договор перевозки грузов жд транспортом

Договор перевозки грузов железнодорожным путем – это особенный тип договора, который имеет свои особенности. Самые очевидные заключены в субъектном составе.

Договор является уникальным, так как строго заверяет, что услуги, предоставляемые экспедитором, могут быть связаны только с транспортировкой груза.

Форма документа

Договор железнодорожной перевозки представляет собой железнодорожную накладную (ст. 25 ФЗ-18 «Устав железнодорожного транспорта»).

Накладная – это основной провозной документ, который требуется составлять на каждую отправку с железнодорожной станции:

  1. Составленный договор подписывается грузоотправителем, после чего отправляется вместе с грузом.
  2. При прибытии в пункт назначения, накладная выдается вместе с грузом получателю.
  3. При удостоверении приема груза составляется грузовая квитанция. Этот документ потребуется получателю в том случае, если груз был утерян. По этой причине составляется претензия.

Накладная – это не только договор, но и важное доказательство, благодаря которому можно предъявить претензии к перевозящей транспортной компании по любой обоснованной причине.

Образец договора будет выглядеть следующим образом:

Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом составляется в соответствии с формой ГУ-12. Этот документ станет основанием для заключения будущего договора. Заявка по форме ГУ-12 составляется в трех экземплярах, которые должны быть подписаны грузоотправителем и заверены печатью.

Заявка должно содержать следующие данные:

  • название железной дороги, на которой находится грузоотправитель и станция, с которой будет отправлен груз;
  • данные грузоотправителя;
  • порядок подачи вагонов;
  • номер договора, если он уже заключен;
  • данные о грузе (наименование, вид, масса, количество занятых вагонов);
  • дата утверждения
  • номер заявки.

Также заявка в обязательном порядке должна иметь срок действия. Согласно Приказу Минтранса России от 27.07.2015 №228 пункт 4, он не может быть более 45 дней.

Составленная заявка будет выглядеть следующим образом:

Стороны соглашения

В соответствии с договором имеется две стороны заключения:

  • получатель или отправитель груза;
  • экспедитор (лицо, оказывающее услуги транспортировки).

Является ли отправитель или получатель собственником груза – не имеет значение, главное – наличие любых оснований для распоряжений перевозимым объектом.
Договор составляется в соответствии с пунктом 1 статьи №785 ГК РФ. Согласно закону, перевозчик доставит груз за определенную плату без повреждений.

В случае нанесения урона грузу при транспортировке или его потере, ответственным лицом будет перевозчик.

Чаще всего отправитель и грузополучатель – одно лицо. Это позволяет перевозчику заключать договор только с одной стороной. Этот вариант самый легкий, реализация договора получается простой, без неожиданных трудностей.

Если грузоотправитель и принимающий – разные лица, то:

  1. Принимающая сторона не сможет присутствовать при заключении договора. Но этот факт не избавит его от необходимости выполнения определенных обязанностей, которые определяются в зависимости от конструкции составляемого договора перевозки груза в пользу третьего лица.
  2. В случае, когда договор составляется при разных лицах в качестве отправителя и получателя, договор грузоперевозки железнодорожным путем становится двухсторонним договором, обращенным в пользу третьего лица.

УЖДТ может расширить количество сторон соглашения. Согласно статье №11 ФЗ-18, в состав сторон может быть включен владелец инфраструктуры. Но к такой возможности в договоре прибегают крайне редко.

С какого момента договор перевозки груза железнодорожным транспортом считается заключенным

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом будет считаться заключенным после передачи имущества от одной стороны, другой. Перевозчик при этом должен передать грузовую квитанцию.

Стороны имеют право на заключение предварительного договора, в котором будет иметься пункт, согласно которому основной договор будет заключен на одну или обе стороны. Организация перевозок подразумевает, что заключаемый договор является взаимным.

Ответственность по сделке

Пункт 1 статьи № 793 ГК РФ устанавливает, что закрепленные правила договора, гражданское и транспортное законодательство не должны быть нарушены. В противном случае, при ненадлежащем исполнении обязательств или вовсе их неисполнении, провинившаяся сторона должна будет понести ответственность.

Если же перевозчик и владелец груза будут согласовывать условия, в соответствии с которыми ответственность, предусмотренная законодательством, будет уменьшена или полностью исключена, то такое решение будет считаться недействительным, что указано в пункте 2 статьи № 793 ГК РФ.

Про контейнерные перевозки жд транспортом читайте здесь.

Ответственность при перевозке грузов по договору будет определяться в соответствии с гражданским законодательством, транспортными уставами и так далее. Ответственность делится на две группы обстоятельств.

Перевозчик груза понесет ответственность в следующих случаях:

  • железнодорожный транспорт не был предоставлен в соответствии с условиями договора перевозки и заказа, что установлено пунктом 1 статьи № 794 ГК РФ. Обязанность перевозчика считается выполненной только при соответствии всем показаниям заявки и договора на оказание услуг. Заказ получит статус невыполненного, если ТС не было вовремя предоставлено, либо предоставлено не в полном объеме;
  • если груз был испорчен или утерян во время транспортировки и до передачи грузополучателю в соответствии с пунктом 1 статьи № 796 ГК РФ. Подобный случай будет считаться как ненадлежащее выполнение обязанностей. Судебная практика показывает, если перевозчик является профессиональным, то он будет нести ответственность даже в тех случаях, если его вины в случившемся нет.

Грузоотправители нарушают свои обязанности в следующей форме:

  • неиспользование доступных транспортных средств;
  • если погрузка не была совершена в течение 18 часов после предела отчетных суток, то средства признаются неиспользованными;
  • отказ от транспортных средств, указанных в заявке.

Статья № 796 ГК РФ устанавливает вид ответственности, который понесет провинившаяся сторона. В качестве наказания применяется обязательство возмещения убытков.

Это наказание является формой ответственности в гражданско-правовом регулировании. Но при невыполнении заказа действует другая форма наказания.

Ответственность в таком случае устанавливается в виде штрафа:

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом (типовой бланк)

Договор перевозки автомобильным транспортом предполагает, что перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз (почту) в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза (почты) лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. К образцу договора на перевозку грузов автомобильным транспортом прилагается транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ).

Общие условия, порядок заключения и форма соглашения определяются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и иными нормативно-правовыми актами.

Виды договоров транспортной перевозки грузов

Тип соглашения зависит от вида транспорта:

  • Железнодорожная перевозка (регулируется ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также многочисленными правилами перевозки).
  • Автомобильная (регулируется ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, а также иными правилами перевозок груза).
  • Речная (регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ).
  • Морская (регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ).
  • Воздушная (регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ).
  • Смешанная.

Кроме того, договоры перевозки грузов с ИП, физическими и юридическими лицами можно разделить по следующим видам:

  • по срокам действия (разовые и длительные);
  • по территориальному признаку (внутригосударственные и международные);
  • по числу транспортных предприятий (местные, прямые и прямые смешанные).

Если перевозчик обязуется осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица, данная услуга признается перевозкой транспортом общего пользования (ст.789 ГК РФ).

Образец договора на перевозку грузов автомобильным транспортом

Соглашение между перевозчиком и клиентом является двусторонним и возмездным. Договор перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. В большинстве случаев он является реальным, то есть считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Консенсуальным является договор фрахтования (чаще всего морского или воздушного чартера), он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, количестве груза, месте погрузки и выгрузки, размере фрахта, месте назначения судна, маршруте судна и др.

Читайте так же:  Есть запись в трудовой книжке но стаж не шел

Стороны договора перевозки грузов транспортом

Типовой договор на перевозку груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, однако в сделке участвует также третье лицо – грузополучатель. Обязанности грузополучателя вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем (как правило, с поставщиком). Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ИП), наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При отсутствии лицензии у юридического лица или ИП договор перевозки груза может быть признан недействительным.

Предмет договора перевозки автомобильным транспортом: образец

Предметом сделки являются услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров (хранения, аренды транспортного средства, поставки). Однако и погрузка, и хранение, и выдача груза лишь сопутствуют цели договора перевозки груза, которая заключается в доставке поклажи в пункт назначения.

Срок договора перевозки автомобильным транспортом

Срок в соглашении транспортировки – это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, указывается в бланке договора перевозки груза или основываются на разумных или обычно принятых сроках (ст. 792 ГК РФ). Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного в договоре перевозки срока доставки.

Бухгалтерский учет по договору перевозки груза

Большинство организаций пользуется услугами транспортной компании для доставки товаров грузополучателю. Бухгалтерские записи по учету расходов на транспортную компанию зависят от условий сделки с покупателем:

  • если соглашение содержит информацию о том, что грузоотправитель оплачивает транспортные расходы самостоятельно, то на основании пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» можно принять расходами по обычным видам деятельности.
  • если в соответствии с условиями договора перевозки груза покупатель возмещает расходы по транспортировке груза, то в соответствии с письмом Минфина России от 10.03.05 № 03-03-01-04/1/103 целесообразно для бухгалтерского учета использование счета 76.

Чтобы скачать договор перевозки груза автомобильным транспортом (образец 2018 года), ответьте на уточняющие вопросы о сделке и внесите необходимые данные в шаблон. Мы гарантируем, что готовый документ будет полностью соответствовать нормам действующего законодательства РФ.

Договор фрахтования для перевозки груза автомобильным транспортом

УАТГНЭТ ввел новый для автомобильного транспорта договор перевозки груза – договор фрахтования. Такой договор заключается в двух случаях: первый касается перевозок грузов, осуществляемых с сопровождением представителя грузовладельца, второй связан с перевозками грузов, в отношении которых не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. В Уставе отсутствует определение договора фрахтования, заключаемого при перевозке груза автомобильным транспортом. Поэтому при рассмотрении отношений, возникающих при его заключении, следует опираться на дефиницию договора фрахтования, сформулированную в ст. 787 ГК.

В отличие от договора перевозки груза, оформляемого транспортной накладной, этот договор является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и надлежащим образом его оформили.

Предметом договора фрахтования является предоставление вместимости автомобильного транспорта соответствующего типа для перевозки грузов. Он может также включать указание на предоставление вместимости нескольких автомобильных транспортных средств, на один или несколько рейсов для перевозки груза.

Условия договора фрахтования определяются исходя из тех данных, которые должен содержать договор (ч. 2 ст. 18 УАТГНЭТ). Это: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; наименование груза; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.

Помимо перечисленных, стороны могут включить в договор фрахтования и другие условия. К ним могут быть отнесены, в частности, условия о роде и виде перевозимого груза, а также о месте назначения (месте доставки) груза.

Содержание договора. В УАТГНЭТ среди обязанностей фрахтовщика выделены две основные: 1) предоставление для перевозки грузов транспортного средства, соответствующего условиям договора; 2) предоставление его в установленный срок. Что касается соблюдения требований к транспорту, то типовой их перечень включает техническую исправность транспорта, его пригодность для перевозки конкретного груза (исправность транспорта в коммерческом отношении) и соответствие его грузоподъемности, указанной в договоре, или перевозимой массе груза.

Транспортное средство должно быть предоставлено фрахтователю в установленный договором срок. Исчисление времени его подачи к месту, предусмотренному договором фрахтования, осуществляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, а также путевого листа.

УАТГНЭТ предъявляет жесткие требования к выполнению фрахтовщиком указанных обязательств. В нем закреплено положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки груза транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства (ч. 5 ст. 18). При этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Уставом.

Следует отметить, что положение нормы, приравнивающей предоставление фрахтовщиком транспортного средства с опозданием к его непредоставлению, недостаточно конкретно. Это может негативно отразиться на практике его применения. Устав не содержит какой-либо конкретизации понятия «опоздание предоставления транспортного средства». Такая ситуация иногда служит источником споров между сторонами договора, в частности, когда допущено незначительное опоздание в пределах 1–20 минут, обусловленное, как правило, напряженной дорожной обстановкой, особенно в крупных городах.

Если принять формальную позицию, то опоздание даже на одну минуту против установленного договором времени уже является основанием приравнивать данное нарушение к непредоставлению транспортного средства для перевозки груза, дающему право фрахтователю не только расторгнуть договор фрахтования, но и взыскать с фрахтователя штраф. Следовательно, не имеет значения, предоставлен ли транспорт с опозданием на одну минуту или, например, на 20 минут. Абсурдность такой ситуации вполне очевидна.

В связи с этим было бы целесообразно в законодательном порядке закрепить определенную временную градацию опоздания предоставления транспортного средства для перевозки груза (например, на 20, 30, 40 минут) и соответствующую ей градацию по возрастающей санкции, а также установить предельный срок опоздания, после которого оно должно приравниваться к непредоставлению транспортного средства и влечь за собой те правовые последствия, которые действуют в настоящее время.

В отличие от обязанностей фрахтовщика, обязанности фрахтователя в УАТГНЭТ не нашли четкого урегулирования. Основная его обязанность заключается в оплате предоставления транспортного средства для перевозки груза. Сроки оплаты устанавливаются договором фрахтования. Обычно они совпадают с моментом предоставления транспортного средства фрахтователю.

Следующей обязанностью фрахтователя является предъявление для перевозки груза, указанного в договоре фрахтования. Он должен отвечать установленным требованиям. Как указанно в Уставе, грузом, предъявляемым для перевозки по договору фрахтования, должен быть такой груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. Предъявление иного груза для перевозки в нарушение договора фрахтования считается отказом фрахтователя от использования предоставленного фрахтовщиком транспортного средства.

Законом урегулированы правовые последствия отказа фрахтователя от использования предоставленного транспортного средства. В соответствии с ч. 8 ст. 18 УАТГНЭТ такое решение дает право фрахтовщику отказаться от исполнения договора фрахтования и применить к фрахтователю установленные законом санкции. Эти санкции такие же, как и применяемые к фрахтовщику в случае непредоставления им транспортного средства для перевозки груза [1] .

По договору фрахтования при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца условием его заключения является осуществление такого сопровождения. Это еще одна обязанность фрахтователя.

Сопровождающее груз лицо должно обладать полномочиями представителя грузовладельца. Документом, подтверждающим статус представителя грузовладельца, является выданная ему доверенность. Этот участник перевозочного процесса допускается к сопровождению груза при перевозке только по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и доверенности.

Форма договора фрахтования. Данный договор заключается в письменной форме. УАТГНЭТ закреплена особая форма договора фрахтования, именуемая заказом-нарядом. Его реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд подписывается обеими сторонами договора.

Норма, определяющая форму договора фрахтования, является диспозитивной. Поэтому стороны могут заключить договор фрахтования и в другой форме. По при этом такой договор должен содержать все условия, присущие договору фрахтования и закрепленные в УАТГНЭТ.

Читайте так же:  Порядок заполнения трудового договора

Цену договора составляет плата за пользование транспортным средством, предоставленным фрахтовщиком для перевозки груза. Размер цены устанавливается сторонами.

Порядок заключения договора фрахтования для перевозки груза включает подачу фрахтователем заказа-наряда фрахтовщику, который обязан рассмотреть этот документ и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.

При положительном решении вопроса фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства, которые указывает в заказе-наряде. Эго сведения о фрахтовщике, транспортном средстве, путевом листе, порядке выполнения погрузочно-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортного средства, данные о водителе и режиме его работы в пути следования, размере платы за пользование транспортным средством. Это также указание размера штрафа за непредоставление транспортного средства, отказ от пользования транспортным средством.

Со своей стороны фрахтователь, подавая фрахтовщику заказ-наряд, заполняет в нем пункты, относящиеся к фрахтователю, грузу (наименование, состояние, количество грузовых мест, маркировка и др.), указаниям фрахтователя, касающимся параметров транспортного средства, а также выполнения фитосанитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством.

Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий – вручаются фрахтовщику (водителю). При этом третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками в последующем прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

  • [1] См. об этом в параграфе 9.4 учебника.

66. Договор перевозки грузов понятие, стороны, форма, содержание. Перевозочные документы и их правовое значение. Виды договора перевозки грузов. Правовое положение грузополучателя.

В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

По объектам перевозки: груза / багажа / пассажиров

По видам транспорта: воздушная / железнодорожная / автомобильная / речная / морская

По числу участвующих в перевозке транспортных организаций: местного сообщения (выполняется одним перевозчиком в территориальных пределах его деятельности) / прямого сообщения (по одному транспортному документу груз перевозится несколькими транспортными предприятиям одного вида) / прямого смешанного сообщения (по одному транспортному документу груз перевозится несколькими видами транспорта)

Договор организации перевозок грузов. Согласно ст. 798 ГК перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По данному договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В указанном договоре определяются объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (абз. 2 ст. 798 ГК).

Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при наличии устойчивых хозяйственных связей между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Договоры этого вида имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. По своей правовой природе указанные договоры имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, напротив, предполагает необходимость заключения в каждом конкретном случае договора перевозки груза. Договоры об организации перевозок грузов относятся к консенсуальным гражданско-правовым договорам, определяющим не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время.

Согласно ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза транспортные средства под погрузку в срок, установленный договором об организации перевозок. Соответственно неисполнение этой обязанности влечет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 794 ГК.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность,

установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК). Что же касается соглашений перевозчика с грузовладельцем об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, то они недопустимы и в случае их заключения являются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК).

Законодательством(ст. 794 ГК) определены некоторые обстоятельства, освобождающие перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств или непредъявление груза к перевозке. К ним относятся:

• иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

• прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

За пределами указанных в законе обстоятельств возможна ответственность перевозчика и грузоотправителя независимо от наличия их вины.

Договор перевозки груза.

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Законом установлена письменная форма данного договора. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 785 ГК, согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом, например ст. 25 УЖТ, ст. 105 ВК. Выдача перевозчиком документа, подтверждающего принятие груза к перевозке,

предполагает сдачу ему груза отправителем, поэтому такой договор принадлежит к числу реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон.

Договор перевозки грузов — возмездный договор. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Поскольку при перевозке грузов транспортом общего пользования в качестве перевозчика выступает коммерческая организация и она обязана осуществлять перевозку груза любого грузоотправителя, который к ней обратится, договор перевозки груза относится к публичным договорам. При заключении данного договорной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договору черты договора присоединения.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик — транспортная организация (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель — законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное управомоченное владельцем груза лицо. Поскольку в силу этого договора каждая из сторон имеет как

права, так и обязанности, его следует признать двусторонним договором.

Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), в связи с чем грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства — требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 120 УЖТ, ст. 120 ВК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Кроме прав, у грузополучателя имеются и обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Одним из существенных условий договора перевозки груза принято считать срок доставки груза. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

РЕАЛЬНЫЙ / ВОЗМЕЗДНЫЙ / ДВУСТОРОННИЙ

Стороны – Перевозчик (коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязана осуществлять перевозки по требованию всякого, кто обратится к ней) и Отправитель грузов (любые субъекты гражданского права).

Читайте так же:  Заполнение платежного поручения на штраф в фсс

Предмет – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения.

Срок договора — промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения.

Цена – по соглашению.

накладная (рассматривается как форма договора на ж/дорожном, внутреннем водном и воздушном транспорте. В ней отражаются важнейшие условия перевозки. Следует с грузом).

Коносамент (ценная бумага, удостоверяющая заключение договора морской перевозки. Может быть именным, ордерным или на предъявителя. Является доказательством принятия груза к перевозке и товарораспорядительным документом)

Товарно-транспортная накладная (применяется в автомобильных перевозках, служит основным перевозочным документом)

Билет (подтверждает заключение договора перевозки пассажира)

Багажная квитанция (удостоверяет сдачу пассажиром багажа)

— удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке

— подать отправителю груза исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза

— доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения

Отказаться от поданных ему транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза

Уплатить за перевозку груза установленную плату

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ГРУЗОВ

До предъявления к перевозчику иска обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов – 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Ответственность за нарушение транспортных обязательств. Для наступления имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств требуется наличие общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401

ГК. Поскольку перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что его утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК), одним из оснований ответственности перевозчика является его вина. Примерно таким же образом положение о виновной ответственности перевозчика закреплено в новых транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, ст. 118 ВК, ст. 166 КТМ, ст. 117 КВВТ). Это положение нашло отражение и в ст. 132 УАТ.

Приведенная норма ст. 796 ГК возлагает на перевозчика бремя доказывания его невиновности. Леобходимо отметить, что в указанной статье не предусмотрены какие-либо основания для освобождения перевозчика от доказывания отсутствия его вины.

Правила о виновной ответственности по договорным транспортным обязательствам распространяются и на клиентуру перевозчика. В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т.е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или управомоченному им на получение груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую

понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.

При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, последняя определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии счета или указания цены в договоре следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением установленного ущерба, причиненного необеспечением сохранности груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость последнего (п. 2, 3 ст. 796 ГК, ст. 96 УЖТ).

В транспортных отношениях широкое применение получила практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке.

Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю.

Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер (штраф, пени).

Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков, которые в законодательстве о перевозках, осуществляемых данным видом транспорта, принято именовать общей и частной аварией.

К общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях сохранения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 284 КТМ). Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованного лица диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате РФ и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права. Диспашером называется эксперт, производящий диспаши. Диспаша (фр. dispache) — расчет убытков при общей аварии, падающих на груз, судно и фрахт и распределяемых между грузовладельцем и судовладельцем.

Убытки, зафиксированные как общая авария, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.

Примером общей аварии может служить выбрасывание за борт груза с целью облегчения судна и тем самым спасения его, а равно спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под общую аварию. Данные убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или лицо, ответственное за их причинение.

Помимо ответственности перевозчика транспортным законодательством определяется ответственность грузоотправителя и грузополучателя, причем данная ответственность является повышенной. Основаниями для наступления такой ответственности принято считать нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза к перевозке, его упаковки, оформления перевозочных документов, получения груза в пункте назначения и т.д. Повышенными признаются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров.

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных сроков (ст. 141 УАТ), а также в других случаях, предусмотренных ст. 142—160 УАТ. При этом, как и на железнодорожном транспорте, взыскиваются и штраф, и убытки.

Более дифференцированная ответственность грузоотправителя и грузополучателя в настоящее время установлена на внутреннем водном транспорте (ст. 120 КВВТ).

Порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также правила определения начала течения сроков исковой давности по обязательствам, возникающим из перевозки грузов, установлены общегражданским и специальным транспортным законодательством (ст. 797 ГК, ст. 120, 122-126 УЖТ, ст. 124-128 ВК, ст. 403-408 КТМ, ст. 161-164 КВВТ, ст. 158,159 УАТ).

Во-первых, предусматривается обязательность предъявления к перевозчику претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (п. 2 ст. 797 ГК, ст. 124 УЖТ, ст. 128 ВК).

Во-вторых, иск к перевозчику может быть предъявлен как грузоотправителем, так и грузополучателем при наличии одного из двух условий:

если имел место полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить заявленную претензию;

если перевозчик в 30-дневный срок не дал ответа на претензию.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК).

Порядок и сроки предъявления претензий и исков по обязательствам, возникающим из перевозки пассажиров и багажа, также установлены транспортными уставами и кодексами.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ КУРЬЕРСКИХ УСЛУГ

Предлагаем ознакомиться с Генеральными условиями оказания курьерских услуг и типовыми формами договоров на доставку отправлений.

Для заключения договора просим Вас выслать реквизиты компании, ФИО директора и контакты на электронную почту [email protected] или [email protected], [email protected] с пометкой «Договор».

Республика Казахстан, 050000, г. Алматы, ул. Панфилова, 14, офис 7

© 2018 ТОО “ABT и E-trans Forwarding company” Разработка и продвижение сайта — Optimizator

Рубрики: Без рубрики