Федеральный закон от 280398 n 53-фз

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О воинской обязанности и военной службе»

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

6 марта 1998 года

12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие «служба» к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), которое определило порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также урегулировало другие вопросы, в том числе порядок увольнения с военной службы в соответствии с федеральным законодательством.

ВОЕННО-СПОРТИВНЫМ ПАТРИОТИЧЕСКИМ МОЛОДЕЖНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

  • Currently 1.05/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

1.1/5 (38 голоса)

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование;
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
________________________________________
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах, см. Приказ Министра обороны РФ N 203, Министра образования РФ N 1936 от 03.05.2001.
________________________________________
2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
2. Граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Положение об указанных объединениях утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.
2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  3 группа 1 степень инвалидности размер пенсии

Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
2. Граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Спортивная подготовка указанных граждан учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах
1. Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется также в военных оркестрах. Положение о воспитанниках военных оркестров утверждается министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Федеральный закон от 280398 n 53-фз

Федеральным законом от 03.08.2018 № 309-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В частности, предусмотрено создание взамен факультетов военного обучения (военных кафедр) или учебных военных центров структурных подразделений военной подготовки единого вида — военных учебных центров.

Согласно Закону № 309-Ф гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении в военном учебном центре при образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре, должна будет выплачиваться стипендия.

В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин должен будет возместить средства, затраченные на его подготовку в военном учебном центре. При этом гражданин будет призван на военную службу.

Кроме того, гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Минобороны России конкурсный отбор, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении в военном учебном центре по программе военной подготовки: — офицеров запаса; — сержантов, старшина запаса; — солдат, матросов запаса.

Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ)
2. Прохождение военной службы осуществляется:
гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 4 введен Федеральным законом от 07.11.2000 N 135-ФЗ, в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Освобождение от армии при получении ученой степени

Здравствуйте. Суть вопроса в том, что я хочу после окончания 11 класса поступить в ВУЗ и после получить какую-либо ученую степень. Могут ли забрать в армию во время между окончанием учебы в ВУЗе и получением степени? Где-то видел информацию, что: «При этом необходимо иметь ввиду, что срок рассмотрения в Минобрнауки РФ аттестационных дел по присуждению ученой степени кандидата наук может составлять до пяти месяцев после защиты диссертационной работы. Все это время гражданин, у которого к этому моменту истек срок действия отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре, будет подлежать призыву на общих основаниях.»

Как этого избежать? Расскажите поподробней, пожалуйста.

15 Января 2018, 16:35 Егор, г. Можга

Ответы юристов (7)

Здравствуйте. Как указано в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018)

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования

Могут ли забрать в армию во время между окончанием учебы в ВУЗе и получением степени?

Если поступите в аспирантуру, то не смогут. А вот пока не поступите, подлежите призыву. И на это время искать отсрочку (болезнь например).

Есть вопрос к юристу?

Могут ли забрать в армию во время между окончанием учебы в ВУЗе и получением степени?

На самом деле разбор пока что будет довольно не точный так как многое зависит от конкретный программы обучения по срокам, но примерно ситуацию вы будете понимать и знать на что обратить внимание далее.

Во первых сперва вам надо поступить в вуз- бакалавр- магистр ( думаю его тоже будете проходить).

Обязательно чтобы везде — и в вузе, и в аспирантуре- была аккредитация, иначе отсрочку вы просто не получите.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

Читайте так же:  Коммунальные льготы медикам на селе в 2018 году свежие новости

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 20.12.2017)
«О воинской обязанности и военной службе»

2 момент — да, в период между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру- отсрочки нет, значит придется тянуть время.

тут несколько вариантов — либо люди стараются поступить в аспирантуру ДО окончания вуза (не везде это возможно но часто начало поступления выпадает на весну, а зачисление в конце лета, призыв весной идет с 1 апреля по 15 июля, до 30 июня обычно вузовская отсрочка а там продержаться надо будет 2 недели- до 15 июля соответственно)- то есть где то с весны последнего курса, либо тянуть время — то есть проходить обследование как можно дольше, не получать повестки под подпись (не лучший вариант, но тем не менее существует).

Далее уже в аспирантуре проверяйте программу- как правило учиться на очной- 3 года, и год дается для защиты.

Если защититесь- то забрать вас уже не смогут.

Либо после достижения 27 лет.

Но вот этот срок- 3 года учеба и год для защиты- зависит от конкретной программы аспирантуры.

Все это время гражданин, у которого к этому моменту истек срок действия отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре, будет подлежать призыву на общих основаниях.» Как этого избежать? Расскажите поподробней, пожалуйста.

иногда люди тянут время не только на мед обследовании- но и путем обжалования действий военкомата в суд

как правило- это 2-3 месяца только в 1 инстанции. и еще то 2 с учетом обжалования.

Здравствуйте, ну в данном случае как указывает закон вы имеете право на получение отсрочки нп время защиты диссертации до одного года в случае принятия решения о попытке получения ученой степени вам просто надо будет получить соответствующую справку и на год вы будете от призыва свободны.А по общему правилу даже с учетом рассмотрения дела на все уйдет не более 9 месяцев.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, ина время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома кандидата наук не может превышать 4 месяцев со дня поступления аттестационного дела в Министерство. В случае направления аттестационного дела и диссертации на рассмотрение экспертного совета и Комиссии указанный срок может быть продлен до 9 месяцев.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 N 335)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом необходимо иметь ввиду, что срок рассмотрения в Минобрнауки РФ аттестационных дел по присуждению ученой степени кандидата наук может составлять до пяти месяцев после защиты диссертационной работы.

Это уже после окончания аспирантуры и присуждения степени. об этом речь идёт, а не о периоде обучения. И до получения степени вероятность существует призыва теоретически.

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

Но на самом деле вероятность такого призыва на мой взгляд невелика. Допустим суды признают что если фактически освобождение есть в связи с присуждением учёной степени, этот фактор должен учитываться.

Апелляционное определение Московского городского суда от 28.02.2017 по делу N 33а-391/2017 Требование: Об отмене решения, признании права на получение военного билета. Обстоятельства: Истец указал, что правовые основания для принятия решения о непрохождении им военной службы без уважительных причин отсутствовали. Решение: Требование удовлетворено частично.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень.
Указанное основание освобождения от призыва на военную службу является субъективно зависимым от волеизъявления гражданина. Соответственно, при наличии соответствующего желания, выраженного в письменной форме, гражданин может быть как призван на военную службу, так и освобожден от нее.
В любом случае, призывная комиссия при наличии сведений об обучении гражданина в аспирантуре не вправе игнорировать факта возможного освобождения призывника от службы при принятии заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно материалам дела, В. предоставлялась отсрочка от службы в связи с обучением в аспирантуре до 01.10.2013.
После указанной даты, несмотря на наличие у административного ответчика сведений о месте обучения призывника, соответствующий запрос об итогах обучения для выявления правового статуса гражданина, направлен не был.
Ученая степень кандидата юридических наук присуждена решением диссертационного совета при МГЮА от 04.12.2013 N ***
Таким образом, при принятии решения от 06.07.2015 призывная комиссия не обладала всей полной информации относительно причин непрохождения службы В. и не давала данному факту правовой оценки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что указанное решение не может быть признано обоснованным и подлежит отмене.

Все это время гражданин, у которого к этому моменту истек срок действия отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре, будет подлежать призыву на общих основаниях.» Как этого избежать?

В ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отмечено, что

2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации,и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

Т.е. закон предоставляет отсрочку в два периода:

— на время обучения

— на время защиты.

После того как лицо защитило диссертацию — формально оно утрачивает практику на отсрочску.

Однако тут нужно исходить из того а какой статус в учебном плане имеет в данном случае призывник?

Здесь в первую очередь необходимо определить когда и чем завершается процедура защиты диссертации (в течение того времени когда действует отсрочка).

Обратимся к Приказу Минобрнауки России от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»

39.После окончания защиты диссертации диссертационный совет избирает счетную комиссию и проводит тайное голосование по присуждению ученой степени в порядке, установленном главой VII настоящего Положения.
Решение диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени кандидата наук или доктора наук считается положительным, если за него проголосовало не менее двух третей членов диссертационного совета, участвовавших в заседании.

Решение диссертационного совета размещается на официальном сайте организации.
40. При положительном результате голосования по присуждению ученой степени готовится заключение диссертационного совета по диссертации в соответствии с Положением о присуждении ученых степеней (приложение N 4 к настоящему Положению).
Заключение диссертационного совета по диссертации принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов диссертационного совета, участвовавших в заседании диссертационного совета, после чего заключение по диссертации объявляется соискателю ученой степени. На этом заседание диссертационного совета считается законченным.В течение трех дней заключение диссертационного совета подписывается председателем или по его поручению заместителем председателя и ученым секретарем диссертационного совета и заверяется печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет (при наличии печати).
41. При вынесении решения о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук, диссертационный совет готовит заключение о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук.
Решение о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук принимается тайным голосованием, если за него проголосовало не менее двух третей членов диссертационного совета, участвовавших в заседании.
На этом же заседании диссертационный совет готовит ходатайство в Минобрнауки России о разрешении представить ту же диссертацию к соисканию ученой степени доктора наук. Решение о возбуждении перед Минобрнауки России указанного ходатайства принимается тайным голосованием большинством голосов участвовавших в заседании членов диссертационного совета.

И обратимся также к Постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 N 842

«О порядке присуждения ученых степеней»

31.После окончания защиты диссертации диссертационный совет проводит тайное голосование по присуждению ученой степени.
Для проведения подсчета голосов избирается открытым голосованием простым большинством голосов членов диссертационного совета, участвующих в заседании, счетная комиссия в количестве не менее 3 членов диссертационного совета.
32. В заключении диссертационного совета, которое принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов диссертационного совета (при равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании диссертационного совета), приводятся результаты голосования по присуждению ученой степени и решение диссертационного совета о присуждении или об отказе в присуждении ученой степени, а также информация о соблюдении установленных настоящим Положением критериев, которым должна отвечать диссертация на соискание ученой степени, наличии (отсутствии) в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации.Заключение диссертационного совета подписывается председателем или по его поручению заместителем председателя диссертационного совета и ученым секретарем диссертационного совета. Подписи указанных лиц заверяются печатью организации (при наличии), на базе которой создан данный диссертационный совет.
Копия заключения диссертационного совета выдается соискателю ученой степени в течение 1 месяца со дня защиты диссертации.

Читайте так же:  Заявление на усн в течение 30 дней

Таким образом, исходя из содержания указанных документов следует, что решение о присуждении ученой степени принимается в день защиты научной работы.

Соответственно при положительном решении лицо считается кандидатом соответствующих наук, что предполагает его освобождение от призыва на основании ст. 23 Закона

Где-то видел информацию, что: «При этом необходимо иметь ввиду, что срок рассмотрения в Минобрнауки РФ аттестационных дел по присуждению ученой степени кандидата наук может составлять до пяти месяцев после защиты диссертационной работы.

Есть такое положение

52. Срок принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома доктора наук не может превышать 6 месяцев со дня поступления аттестационного дела в Министерство. В случае направления диссертации и аттестационного дела на дополнительное заключение указанный срок может быть продлен до 11 месяцев.
Срок принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома кандидата наук не может превышать 4 месяцев со дня поступления аттестационного дела в Министерство. В случае направления аттестационного дела и диссертации на рассмотрение экспертного совета и Комиссии указанный срок может быть продлен до 9 месяцев.

Но в данном случае речь идет не о сроке принятия решения о присуждении ученой степени. а сроке выдачи диплома.

А если внимательно посмотреть положение ст. 23 Закона

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

То право на освобождение от призыва реализуется не в связи с наличием диплома, а в связи с присужденной ученой степенью.

В приказе министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400

»О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663″ отмечается, что

1. При рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности или от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
в) имеющего предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень — документ, подтверждающий наличие у него ученой степени;

Какой именно документ в приказе не разъясняется.

Вместе с тем им может быть и выданная соискателю копия заключения диссертационного совета.

Какой именно документ в приказе не разъясняется. Вместе с тем им может быть и выданная соискателю копия заключения диссертационного совета.

Как пример из практики

Диплом кандидата юридических наук ДКН 191438 в ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» Айрапетян А.С. получил 05 марта 2014 года (л.д.20).Как следует из пояснений представителей ответчика и третьего лица, а также личного дела призывника, Айрапетян А.С. 05 февраля 2014 года снят с учета отделом Военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова и зачислен в запас на основании подпункта «а» пункта 1 статьи sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-iv/statia-22/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу» target=»_blank»>22

и пункта 1 статьи sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-viii/statia-52/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации > Статья 52. Зачисление в запас» target=»_blank»>52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».Вместе с тем, в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 23 названного Федерального закона граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень , имеют право на освобождение от призыва на военную службу.В судебном заседании установлено, что на момент принятия решения отделом военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова, Айрапетян А.С. имел право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» ч. 2 ст. 23 названного Федерального закона.Данные сведения имелись и в отделе военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова, в материалах личного дела призывника Айрапетян А.С. имеется справка от 28 мая 2013 года ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», согласно которой 27 мая 2013 года решением диссертационного совета Д 212.239.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального «Саратовская государственная юридическая академия» (протокол №18) по результатам защиты ему присуждена ученая степень кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право. Доводы представителей ответчика отдела Военного комиссариата о том, что Айрапетян А.С. своевременно не был предоставлен диплом кандидата наук, в связи с чем, основания для его зачисления в запас по подп. «а» ч. 2 ст. 23 названного Федерального закона не имеется, суд НЕ принимает во внимание.

Действительно в соответствии с пп. «в» п. 1 Приложения № 32 к инструкции (п. 39), утверждённой Приказом Министерства обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 (в ред. от 29.06.2012 г. N 1661), указано, что при рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности или от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинник документа, подтверждающего наличие у гражданина учёной степени . Вместе с тем, согласно п.п. 2.1, 3 ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» присуждение учёной степени кандидата наук осуществляется советом по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук по результатам публичной защиты и подтверждается дипломом кандидата наук.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства от 24.09.2013 г. N 842 аттестационные дела лиц, защитивших диссертации до 1 января 2014 г., рассматриваются до 1 января 2015 г. в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 г. N 74 (в ред. от 20.06.2011 г. N 475). Положением от 30.01.2002 г. N 74 установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации выдаёт диплом кандидата наук на основании решения диссертационного совета. Таким образом, из содержания взаимозависимых положений приведённых норм права вытекает, что диплом кандидата наук — это документ, подтверждающий наличие у соискателя учёной степени с момента принятия решения диссертационным советом о её присуждении по результатам публичной защиты диссертации, А НЕ С МОМЕНТА выдачи диплома или принятия решения о его выдаче . Согласно статье 23 (подпункт «а» пункта 2) Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень , освобождаются от призыва на военную службу и, в соответствии с пунктом 1 (абз. 4) статьи 52 этого же Федерального закона, подлежат зачислению в запас Вооруженных сил Российской Федерации. В связи с тем, что 27 мая 2013 г. Айрапетян А.С. защитил кандидатскую диссертацию, является кандидатом юридических наук, диплом о присуждении ученой степени кандидата юридических наук датирован 07 октября 2013 года, и получен истцом по независящим от него обстоятельствам только 05 марта 2014 года, он в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-iv/statia-23_1/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» target=»_blank»>23

Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» как гражданин, имеющий предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень , освобождается отпризыва на военную службу, и имеет право на зачисление в запас по подп. «а» ч.2 ст. 23 названного Федерального закона, посколькуприсуждение учёной степени Айрапетяну А.С. произошло ранее достижения им 27 лет. Поскольку это право Айрапетян А.С. не смог реализовать в связи с отсутствием диплома кандидата юридических наук, по независящим от него обстоятельствам, суд считает необходимым восстановить нарушенные права заявителя путем возложения обязанности на отдел военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова изменить основание зачисления его в запас на пп. «а» ч. 2 ст. sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-iv/statia-23_1/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» target=»_blank»>23 Федерального закона «О воинской обязанности военной службе».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Айрапетяна А. С. к отделу военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова удовлетворить.Признать за Айрапетяном А. С. право на зачисление в запас Вооруженных сил на основании пп. «а» ч. 2 ст. sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-iv/statia-23_1/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» target=»_blank»>23

Федерального закона «О воинской обязанности военной службе», изменить основание зачисление Айрапетяна А. С. в запас на пп. «а» ч. 2 ст. sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-iv/statia-23_1/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» target=»_blank»>23 Федерального закона «О воинской обязанности военной службе» и обязать военный комиссариат выдать Айрапетяну А. С. военный билет с указанием основания выдачи по п. «а» ч.2 ст. sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-28031998-n-53-fz-o/razdel-iv/statia-23_1/?marker=fdoctlaw» title=«Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ > (ред. от 20.12.2017) > » О=»» воинской=»» обязанности=»» и=»» военной=»» службе»=»»> Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» target=»_blank»>23 Федерального закона «О воинской обязанности военной службе».Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.Судья: Галицкая Е.Ю.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Рубрики: Без рубрики