Ежегодный доклад генерального прокурора

Содержание:

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Страницы: 1 2 3 4

Чайка Юрий Яковлевич, родился в 1951 году г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1972 году после возвращения из армии поступил в Свердловский юридический институт. В 1976 году был принят стажером в органы прокуратуры.

Вступление в должность

  • Главная
  • Биография
  • Вступление в должность
  • Выступления
  • Интервью
  • Фотоальбом
  • Письмо прокурору
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2018 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2018
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Рассмотрение Советом Федерации ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о своей деятельности, отчётов о деятельности Счётной палаты Российской Федерации, государственных и национальных докладов (статьи 83 1 и 83 2 )

Глава 91 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.

С т а т ь я 83 1 . Рассмотрение Советом Федерации ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о своей деятельности, отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации

1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации представляет Совету Федерации ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению лично на заседании палаты.

2. В соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» по окончании календарного года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации направляет в Совет Федерации доклад о своей деятельности и может представлять его лично на заседании палаты.

3. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты Российской Федерации совместно с заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации представляет Совету Федерации отчеты о работе Счетной палаты Российской Федерации.

4. Дата представления на заседании Совета Федерации указанных в частях 1–3 настоящей статьи докладов, отчетов, длительность выступления согласовываются соответственно с Генеральным прокурором Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Председателем Счетной палаты Российской Федерации.

5. После выступления должностного лица, ответов на вопросы членов Совета Федерации слово для выступления продолжительностью не более пяти минут предоставляется представителю комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение данного вопроса на заседании Совета Федерации.

6. По итогам рассмотрения указанных в частях 1–3 настоящей статьи докладов, отчетов Совет Федерации может принять постановление.

С т а т ь я 83 2 . Заслушивание информации представителей Правительства Российской Федерации о ежегодных государственных и национальных докладах

1. В соответствии со статьей 71 Федерального закона «О парламентском контроле» в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Совет Федерации заслушивает информацию представителей Правительства Российской Федерации о ежегодных государственных и национальных докладах (далее – информация).

2. Дата представления информации на заседании Совета Федерации, длительность выступления согласовываются комитетом Совета Федерации, ответственным за рассмотрение данного вопроса на заседании Совета Федерации, с представителем Правительства Российской Федерации, представляющим информацию на заседании Совета Федерации.

На заседание палаты приглашается для выступления с содокладом аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

3. В ходе заслушивания информации обязательно рассматриваются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.

4. По итогам рассмотрения информации Совет Федерации может принять постановление.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 26 апреля 2017, 13:34

Сегодня Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2016 году и о проделанной работе по их укреплению.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

«Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Сегодняшний доклад основан на материалах надзорной практики прокуроров и результатах работы органов государственной власти. В совокупности они свидетельствуют, что принятыми в прошедшем году мерами в основном удалось обеспечить законность и правопорядок в нашей стране.

В отведенное регламентом время я остановлюсь на наиболее важных для граждан и государства направлениях.

Одним из значимых политических событий 2016 года стали выборы в Государственную Думу.

Усилия прокуроров были нацелены на то, чтобы избирательная кампания прошла в строгом соответствии с законом.

Средствами надзора пресекались нарушения порядка формирования списков избирателей, предвыборной агитации, финансирования кампании.

Всего по результатам принятых мер устранено 1,5 тыс. нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечены 266 должностных лиц и 120 к административной.

В конце текущего года начнется избирательная кампания по выборам Главы государства. В связи с чем нам предстоит использовать весь накопленный опыт для ее надзорного сопровождения.

В центре внимания прокуроров находились вопросы исполнения трудового и пенсионного законодательства, защиты прав ветеранов, несовершеннолетних.

В 2016 году выявлено более 3 млн. нарушений прав и свобод граждан. В их защиту в суды направлено почти 600 тыс. исков на сумму 14 млрд. руб. Подавляющее их большинство (70%) заявлялось в интересах работников, не получивших заработную плату. В целом мерами прокурорского реагирования удалось погасить задолженность по зарплате в размере 28,5 млрд. руб.

Принципиального реагирования требовала ситуация с соблюдением прав людей с ограниченными возможностями. И хотя в последнее время она находится под контролем федеральных органов власти, общественных организаций, случаев нарушений закона, безответственного отношения чиновников к своим должностным обязанностям еще достаточно.

Меры реагирования принимались по фактам неоказания инвалидам медицинской помощи, уклонения от выдачи льготных рецептов, необоснованного уменьшения количества выдаваемых лекарств.

Крайне актуальна проблема несоблюдения трудовых прав инвалидов, а в ряде случаев бюджетные средства, выделенные на создание для них рабочих мест, расхищались.

С учетом особой значимости данной сферы сейчас мы совместно с Минтрудом реализуем комплекс дополнительных мер для защиты людей с ограниченными возможностями.

Традиционное внимание в прошедшем году придавалось надзору за соблюдением законов в различных отраслях экономики, где выявлено и пресечено более 1 млн. нарушений.

Мы действовали в тесном контакте с нашими коллегами из правоохранительных и контролирующих органов, в частности в рамках противодействия правонарушениям в жилищно-коммунальном комплексе.

Эта сфера по-прежнему требует постоянного внимания и контроля.

Не искоренены факты завышения тарифов на услуги путем неправомерного включения в них затрат предприятий, не относящихся к производству и распределению коммунальных ресурсов. Все это ложилось дополнительным бременем на плечи добросовестных плательщиков.

Несоблюдение порядка тарифообразования в ряде случаев было связано с коррупцией. В Брянской области к 5 годам лишения свободы осуждена руководитель регионального органа тарифного регулирования, которая в интересах компаний, подконтрольных ее сыну, способствовала утверждению завышенных цен на передачу ими электроэнергии. Ущерб от ее действий превысил 15 млн. руб.

Имеют место факты хищения средств, предназначенных для строительства домов взамен аварийных.

Прокуроры в каждом случае реагировали на правонарушения криминального характера в жилищно-коммунальной отрасли. В следственные органы направлено 1 тыс. 100 материалов, по которым возбуждено более 900 уголовных дел.

Всего в прошлом году выявлено 350 тыс. нарушений законов в сфере ЖКХ, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 73 тыс. виновных лиц.

Особое внимание уделялось органами прокуратуры укреплению законности в оборонно-промышленном комплексе.

Результаты прокурорских проверок государственных заказчиков оборонной продукции, а также крупнейших предприятий отрасли (только за последний год их проверено более 2,5 тыс.) свидетельствуют о положительных изменениях в сфере ОПК.

В первую очередь они касаются своевременного исполнения оборонного заказа на 99%.

Вместе с тем есть и проблемы. В прошедшем году выявлено 20 тыс. нарушений законов, по материалам прокуроров возбуждено 264 уголовных дела.

Пресекались хищения бюджетных средств, главным образом путем включения в кооперацию большого количества посредников (до 5 и более звеньев, каждое из которых получало свою часть необоснованной прибыли).

Не искоренены случаи использования для хищения бюджетных средств фирм-однодневок. Например, в г. Москве расследуется преступная деятельность организации, оказывающей услуги по созданию юридических лиц. Только представьте, на трех безработных граждан было зарегистрировано 800 фирм. Исходя из материалов проверок, проведенных прокурорами совместно с ФСБ установлено, что услугами таких организаций пользовались и контрагенты головных исполнителей гособоронзаказа для вывода поступивших средств.

В 2016 г. прокурорами устранено 170 тыс. нарушений прав предпринимателей.

Помимо сокращения числа проверок контролирующих органов, пресекались случаи установления чиновниками непредусмотренных законами процедур, запретов, взимания платежей.

Отдельные усилия направлялись на восстановление интересов фермеров. Например, в Волгоградской области по требованию прокуратуры приняты регламенты оказания услуг по субсидированию сельхозпроизводителей.

Выявлялись факты необеспечения закупок у малых предприятий. В Чеченской Республике за несоблюдение такой обязанности по инициативе прокуроров 40 чиновников привлечено к административной ответственности.

С учетом поручения Президента России прокурорами во взаимодействии с бизнес- омбудсменами, главами регионов принимаются меры к погашению задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями. За год она сократилась на 40 млрд. руб. Это огромные суммы. Изъятие их из оборота, бесспорно, негативно влияет на развитие бизнеса.

Читайте так же:  Предварительный договор туризм

Для оперативного реагирования на сигналы бизнес-сообщества о нарушениях закона нами почти год назад создан электронный канал прямой связи предпринимателей лично с Генеральным прокурором.

На него поступило свыше 700 обращений по вопросам нарушения имущественных прав бизнесменов, попыток оказания давления на них посредством уголовно-правовых мер, все они взяты на контроль.

Данный ресурс уже доказал свою эффективность. Практически каждая третья жалоба удовлетворена, права бизнесменов восстановлены.

Буквально с апреля этого года во всех подразделениях, от Генеральной прокуратуры до прокуратуры районного звена, введен единый день приема предпринимателей.

Меры к развитию коммуникаций с бизнес-сообществом в качестве действенного инструмента влияния на состояние законности будут нами приниматься и впредь.

Высокое качество жизни и здоровья наших граждан может быть обеспечено только при условии сохранения благоприятной окружающей среды.

В прошлом году надзор за исполнением законов в экологической сфере заметно активизирован.

Проведены межведомственные совещания в г. Салехарде о недропользовании в Арктике, о защите природы Сибири и Дальнего Востока в г. Улан-Удэ и совместная коллегия с Минвостокразвития в г. Хабаровске, посвященная сохранению водных биоресурсов. По их итогам выработаны дополнительные меры для улучшения состояния законности.

На особом контроле находились вопросы защиты особо охраняемых природных территорий.

В Год экологии надзор будет направлен на пресечение нарушений законодательства об отходах, защиту водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

В последнее время значительные усилия государства затрачены на создание эффективных механизмов противодействия незаконной миграции.

Несмотря на принимаемые меры, число нарушений законодательства, выявленных прокурорами в этой сфере, остается значительным (в прошедшем году – 40 тыс.). Уполномоченные ведомства не в полном объеме выполняют возложенные на них функции по контролю за въездом, пребыванием и выездом иностранцев.

Как следствие – сохраняется большое число нелегальных мигрантов.

При этом Интернет изобилует предложениями о способах заключения фиктивных браков, продаже паспортов гражданина Российской Федерации, видов на жительство и иных документов, подтверждающих законность пребывания на территории страны.

В Алтайском и Краснодарском краях, Республике Саха-Якутия и других регионах прокуроры через суд добивались блокировки доступа к таким сайтам.

Но очевидно, что требуется активизация работы других правоохранительных и государственных органов, в том числе в связи с незаконным использованием труда иностранцев, их размещением в так называемых «резиновых квартирах».

Необходимо срочно решать проблему административного выдворения незаконных мигрантов за пределы страны.

В конце прошлого года мы проверили деятельность центров временного содержания иностранных граждан.

В ряде регионов количество содержащихся в них лиц значительно превышало нормативную вместимость. Поэтому администрации центров отказывали в приеме иностранцев, невзирая на решения судов об административном выдворении. А люди, которые уже находились в них, из-за недостатка финансирования ожидали депортации порой от 3 до 6 месяцев.

При этом на содержание только одного мигранта в месяц затрачивается 23 тыс. рублей, что в два раза больше, чем стоимость авиабилета из России в страны ближнего зарубежья.

О результатах проверки проинформировано руководство страны. Правительством выделены дополнительные бюджетные средства для исполнения решений судов о выдворении иностранных граждан за пределы России.

Значительные усилия прокуратуры, органов государственной власти и правоохранительных ведомств в минувшем году были направлены на борьбу с коррупционными правонарушениями.

Прокурорами их выявлено свыше 325 тыс., с целью устранения которых внесено 67 тыс. представлений, принесено почти 45 тыс. протестов, в суды направлено более 10 тыс. исковых заявлений.

На основании материалов, полученных по итогам контроля за расходами, прокурорами в 2016 г. заявлено 29 исков об обращении в доход государства недвижимости и иного имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Судами уже удовлетворено 15 из них.

Эту работу мы будем продолжать и совершенствовать. С руководителями федеральных министерств и ведомств достигнуто полное понимание о необходимости повышения эффективности работы кадровых подразделений по проверке деклараций о доходах, представляемых госслужащими.

Важную роль в борьбе с коррупцией играли меры уголовно-правового характера. Приоритетными оставались пресечение «откатов» в сфере закупок, хищений и нецелевого использования бюджетных средств.

В 2016 г. зарегистрировано почти 33 тыс. преступлений коррупционной направленности. Причем все тенденции в структуре и динамике коррупционной преступности в основном сохранились. Это отвечает фактическому положению дел, поскольку в результате возложения на органы прокуратуры функции по ведению уголовно-правовой статистики учет коррупционных деяний стал намного объективнее и прозрачнее.

В целом можно говорить, что, благодаря реализации полномочий в указанной сфере, на сегодняшний день общество располагает более реальной картиной преступности, включая ее социально-криминологический срез. И это, я считаю, очень важным.

Характеризуя общее состояние преступности, следует отметить, что после всплеска в 2015 г., в прошедшем — зафиксировано сокращение числа зарегистрированных преступлений почти на 10%, их учтено 2 млн. 160 тыс. Причем данная тенденция характерна для большинства регионов (77).

Вместе с тем, вновь приходится обратить внимание на недостатки профилактической работы. Неуклонно растет удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, а также в состоянии алкогольного опьянения.

В связи с чем ужесточен спрос с прокуроров и руководителей подразделений, проводящих работу с условно осужденными, лицами, освобожденными из мест лишения свободы, трудными подростками, за ее результаты.

Не буду много говорить о следственной составляющей в деятельности правоохранительных органов. Выражу общее мнение прокуроров, что повсеместно следствие «проседает». Количество выявленных прокурорами нарушений в деятельности всех органов предварительного расследования за год вновь возросло, превысив 5 млн.

При этом, с одной стороны упрощается процесс сбора доказательств, установления причинной связи между деянием и последствиями, с другой — расследование сложных дел растягивается на годы. Причем в последнее время ситуация все больше усугубляется.

Число арестованных по неоконченным делам следователей МВД и СК России также увеличилось на 4% и составило почти 26 тыс. человек, из них 1 тыс. 300 (рост на 69%) на конец 2016 г. содержались в следственных изоляторах уже более года.

Руководству правоохранительных ведомств мы уже указывали на эти недостатки. Поэтому прокурорам мною поручено еще раз совместно со следственными органами проанализировать причины их повторяемости, и выработать меры к устранению.

В прошедшем году продолжилась работа по обеспечению законности в транспортной сфере. Выявлено 188 тыс. нарушений закона.

Отчасти этому способствовало длительное непринятие Минтрансом России ряда важных подзаконных нормативных актов.

Обеспокоенность вызывает состояние контроля на транспорте, особенно в области воздушных перевозок.

Так, в ходе проверки Генеральной прокуратуры установлено, что в минувшем году комиссиями Ространснадзора серьезные нарушения на воздушных линиях не вскрывались, в основном фиксировались незначительные недостатки. Это неудивительно, ведь пребывание инспекторов в зарубежных командировках полностью оплачивалось проверяемыми авиакомпаниями.

Более того, проверяющие Ространснадзора, не имея летного образования и квалификации, осуществляли контроль за действиями пилотов в воздухе и получали незаконные квартальные выплаты (около 200 тыс. руб.).

В связи с этим мы потребовали от Ространснадзора кардинально пересмотреть подходы к собственной надзорной деятельности и усилить профилактику коррупционных правонарушений.

В 2016 г. при координирующей роли Национального антитеррористического комитета прокурорами совместно с правоохранительными органами уделялось повышенное внимание противодействию экстремизму и терроризму.

В указанный период выявлено 2 227 преступлений террористического характера, две трети которых составили факты участия граждан в незаконных вооруженных формированиях, террористических организациях в России и за рубежом.

В этих условиях усилия прокуроров были направлены на активизацию надзора за выявлением каналов вербовки в террористические группировки, их финансирования, а также создания гарантий безопасности для граждан.

В суды направлено почти 18 тыс. исков, из них 15 тыс. об обязании руководителей организаций принять меры антитеррористической защищенности социальных учреждений, объектов транспорта, промышленности, а также строящихся к чемпионату мира по футболу спортивных сооружений.

Генпрокуратурой с участием Минюста, ФСБ и МВД принимались все меры для недопущения вмешательства во внутренние дела нашей страны, обеспечения безопасности государства и граждан.

В результате судами одна организация признана террористической и 8 – экстремистскими. Все они имели зарубежные центры, оттуда фактически и управлялись.

Кроме того, в 2016 г. признаны нежелательными в России 3 иностранные неправительственные организации. Целями их работы в нашей стране являлись инициирование смены власти неконституционным путем, попытки оказания влияния на принимаемые государственными органами решения, что расценено как угроза основам конституционного строя.

Совместно с правоохранительными органами, региональными властями, гражданским обществом нами велась профилактическая работа с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии.

В 2016 г. по требованиям Генпрокуратуры заблокирован доступ к 1,2 тыс. Интернет-ресурсам, посредством которых распространялись идеи радикального ислама, призывы к террористической деятельности. С 18,5 тыс. сайтов удалена противоправная информация экстремистского характера.

В текущем году органы прокуратуры нацелены на раннее предупреждение фактов экстремизма и терроризма, совершенствование механизма защиты информационного пространства и граждан России от данных угроз.

В заключение хочу остановиться на очень важной составляющей правозащитной деятельности органов прокуратуры – рассмотрении обращений.

Граждане, представители юридических лиц, общественных организаций ожидают от нас быстрого и эффективного реагирования на свои заявления. И судя по тому, что из года в год их к нам поступает все больше, можно констатировать, что соответствующий рейтинг прокуратуры остается высоким.

В 2016 году количество поступивших письменных обращений снова увеличилось на 7%, составив 4,7 млн., а на личный прием к прокурорам обратилось более 1 млн. человек.

Подавляющее их большинство связано с нарушением жилищного и трудового законодательства, неисполнением судебных решений, нарушением прав юридических лиц, а также по вопросам охраны природы.

По результатам рассмотрения обращений прокурорами в целях устранения нарушений законов, внесено 150 тыс. представлений, для восстановления прав граждан в суды направлено 240 тыс. исков.

Эту работу мы будем продолжать, стараясь реально помочь людям.

В рамках подготовки сегодняшнего заседания от членов Совета Федерации поступил ряд предложений правотворческого характера.

Они являются актуальными и переданы в профильные подразделения Генеральной прокуратуры на проработку.

Об их рассмотрении сенаторы будут проинформированы.

Мы благодарим вас за внимание к проблемам совершенствования законодательства, в том числе, регулирующего полномочия органов прокуратуры.

Подводя итоги, скажу, что состояние законности во многом зависит от обеспечения эффективного взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и правоохранительными ведомствами, оперативности и своевременности наших действий.

Мы и в дальнейшем будем средствами прокурорского реагирования, а также в рамках координационной деятельности и международного сотрудничества минимизировать нарушения закона, защищать интересы граждан и государства.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 18 апреля 2018, 12:55

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 18 апреля 2018, 12:55

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 18 апреля 2018, 12:55

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 18 апреля 2018, 12:55

Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 18 апреля 2018, 12:55

Сегодня, 18 апреля 2018 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2017 году и о проделанной работе по их укреплению.

Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

« Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Анализ состояния законности и правопорядка в 2017 году свидетельствует, что совместными усилиями органов прокуратуры, правоохранительных ведомств и органов власти создавались необходимые условия для соблюдения прав и свобод наших граждан, обеспечения интересов государства.

Сегодня я остановлюсь на наиболее важных направлениях этой деятельности.

Читайте так же:  Купить электронный полис осаго ресо гарантия

В минувшем году состоялись выборы в региональные органы власти и органы местного самоуправления, дан старт началу избирательной кампании по выборам Президента России.

Во всех регионах нами был налажен обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями. Организованы дежурства и прием граждан.

Проведен значительный объем профилактической работы, но отдельные нарушения законодательства, все же, имели место. В частности, они допускались при образовании избирательных участков, формировании списков избирателей, информационном обеспечении выборов и агитации.

Однако в условиях использования современных информационных технологий и беспрецедентной открытости выборов, можно констатировать, что они прошли без серьезных нарушений закона, которые могли бы повлиять на свободное волеизъявление избирателей.

Уже много лет к числу бессменных приоритетов мы относим реализацию правозащитной функции. В значительной степени она востребована в сфере трудовых правоотношений.

В истекшем году прокурорами осуществлялся фактически ежедневный мониторинг рынка труда.

Кроме традиционных мер по погашению долгов велась целенаправленная работа по выявлению «серых» схем выдачи зарплаты.

Пресекались незаконные действия арбитражных управляющих по затягиванию процедур банкротства на предприятиях, удовлетворению требований иных кредиторов в ущерб интересов работников, а также необоснованные отказы центров занятости в признании граждан безработными.

За год 100 тыс. виновных за указанные и иные нарушения привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, по нашим материалам возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел.

По результатам принятых прокурорами мер в 2017 г. более полумиллиону работников выплачено 26 млрд. руб. задолженности по зарплате.

Все процессы, происходящие на рынке труда, мы продолжаем отслеживать.

В течение последних лет происходят заметные изменения в вопросах соблюдения прав несовершеннолетних. Сократилось число сирот, растет количество усыновленных российскими семьями. Создаются условия для обучения детей с ограничениями по здоровью.

Существенно увеличилась материальная поддержка семей.

В результате согласованных действий всех государственных органов с 2007 г. втрое снизилась подростковая преступность (с 139 тыс. до 45 тыс.).

Вместе с тем, практика прокурорского надзора свидетельствует, что проблемы в этой сфере остаются.

Ситуация с обеспечением жильем детей-сирот в 2017 г. продолжала оставаться напряженной. По данным Минобразования в стране квартирами не обеспечены более 160 тыс. лиц.

В связи с этим прокурорами использовались все полномочия, чтобы региональные органы власти исполнили государственные обязательства в этой сфере. Мы стали меньше обращаться в суд в интересах конкретных лиц, а мерами реагирования добиваемся увеличения ассигнований в бюджетах субъектов. В результате в Красноярском и Пермском краях, Астраханской, Ивановской, Ярославской областях и других регионах в 2018 г. предусмотрены средства на эти цели.

Сохраняют актуальность вопросы осуществления контроля за использованием закрепленных за сиротами жилых помещений, обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния.

Отсутствует должное реагирование со стороны территориальных органов Росздравнадзора за качеством проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот, а также последующего оказания им медицинской помощи.

В период летней оздоровительной кампании 2017 года ряд организаций и частных лиц, не отказались от попыток организовать отдых детей в не приспособленных для этого местах, без разрешительной документации. Все они нами пресечены.

По искам прокуроров закрыты более
20 несанкционированных лагерей отдыха. Только в Южном федеральном округе в связи с реальной угрозой жизни и здоровью детей по материалам прокуроров возбуждено 3 уголовных дела.

Проблемы обеспечения безопасности детей вскрыла и совместная с МВД и Минтрансом проверка исполнения законов при организации их перевозок автомобильным транспортом.

Установлены факты, когда к перевозке детей допускался транспорт с неисправностями, при которых его эксплуатация вообще запрещена.

Не во всех субъектах школьные автобусы оснащены огнетушителями и аптечками.

Во многих регионах ненадлежащим образом организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Не соблюдается их право на отдых, а это одна из основных угроз безопасности на дорогах.

Прокурорами выявлено 22 тыс. нарушений в названной области, 8 тыс. лиц привлечено к различным видам ответственности.

Значительный массив информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, содержится в сети Интернет.

Склонение несовершеннолетних к суициду и попытки его совершения зарегистрированы в Удмуртской Республике, Краснодарском, Красноярском краях, Архангельской, Воронежской областях и других регионах. По искам прокуроров запрещался доступ к сайтам, пропагандирующим употребление наркотиков, насилие и иные незаконные действия.

К сожалению, приходится констатировать, что Роспотребнадзором, Роскомнадзором не принимается должных мер по оперативному выявлению негативной информации и ее блокировке.

Генеральной прокуратурой Министру связи предложено разработать дополнительные механизмы по защите несовершеннолетних от вредоносного контента в Интернете.

Государством уделяется значительное внимание доступности и качеству медицинской помощи. Это позволило улучшить ситуацию и как следствие состояние законности в данной сфере.

Например, по нашей инициативе Минпромторгом приняты меры по субсидированию производства востребованных населением недорогих и доступных отечественных препаратов.

Однако сохраняется проблема получения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителями небольших городов и поселков.

Нарушения законодательства о бюджете и госзакупках выявлены при проверке Фонда обязательного медицинского страхования. Из средств Фонда оплачивались работы, которые в силу полномочий он мог и должен был выполнять самостоятельно. Сотрудникам необоснованно выдавались субсидии на приобретения жилья. Все это приводило к неэффективному расходованию средств. За допущенные нарушения виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, причиненный их действиями ущерб возмещен.

В числе приоритетных задач в этой сфере мы видим обеспечение прав граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, надзор за целевым расходованием средств, выделяемых на финансирование региональных программ развития здравоохранения, в том числе на поддержку сельских медицинских работников.

В начале 2017 г. было впервые проведено совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры и Министерства труда и социальной защиты, посвященное соблюдению прав инвалидов. Реализация ее решений позволила принять дополнительные меры для улучшения качества их жизни.

В учреждениях социального обслуживания стационарного типа прокурорами пресекались нарушения в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения.

Потребовались дополнительные надзорные мероприятия, направленные на изменение ситуации с доступностью для инвалидов многих объектов, качеством предоставляемых им услуг.

В большинстве регионов приняты меры по защите трудовых прав этой категории граждан.

В Республике Крым, Краснодарском крае, Волгоградской, Владимирской, Челябинской областях в результате прокурорского вмешательства восстанавливались их жилищные права.

В январе этого года мною подписан приказ, определяющий основные задачи по обеспечению прав инвалидов на социальное обслуживание, образование, труд, получение информации и в целом на участие в жизни общества.

Всем известно, насколько жесткий контроль установлен руководством страны за состоянием дел в коммунальной отрасли.

И следует признать, что ситуация в сфере ЖКХ постепенно меняется. Вместе с тем не везде искоренено незаконное установление тарифов, взимание платы за коммунальные услуги и дополнительные платежи.

Распространены случаи невыполнения управляющими организациями требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и газового оборудования (Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Кировская, Мурманская, Нижегородская области).

По данным Минстроя за последние пять лет статус аварийных получили 42 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает 730 тыс. человек.

В связи с тем, что на их капитальный ремонт с граждан собираются колоссальные средства, была организована проверка исполнения законов в этой сфере.

В 2017 г. каждый пятый дом, из числа запланированных, оказался не отремонтированным.

Причинами такой ситуации являются несоблюдение периодичности и очередности работ, нарушения в процессе отбора подрядных компаний и исполнения ими контрактных обязательств.

Имели место случаи хищения финансовых ресурсов (Астраханская, Кировская, Ивановская, Липецкая, Тюменская области, г. Москва).

На начало текущего года остаток собранных с населения денежных средств составил около 200 миллиардов руб., из которых десятая часть размещена на счетах региональных операторов без начисления процентов.

О результатах проверки мы проинформировали Президента, предложив поручить Минстрою усилить контроль за расходованием средств граждан, собираемых на капитальный ремонт.

Еще одна важная тема, связанная с жильем, – защита участников долевого строительства.

В результате принятых мер в 2017 г. введены в эксплуатацию 140 долгостроев, более
6 тыс. семей получили долгожданные квартиры.

Но по данным Минстроя, на начало текущего года на учете остается 836 проблемных объектов. Своего жилья ожидают свыше 30 тыс. человек в 69 регионах страны.

Необходим мониторинг ситуации не только по «проблемным» домам. На новых строительных площадках мы будем обращать внимание на наличие необходимых материальных ресурсов, договора страхования у застройщиков, изучать причины приостановления работ на объектах, строящихся на средства граждан, включая вопросы ответственности чиновников.

В 2017 г. органами прокуратуры осуществлялся комплекс мероприятий в целях обеспечения законности в сфере экономики.

Для противодействия правонарушениям при расходовании бюджетных средств, распоряжении государственной и муниципальной собственностью продолжалось активное сотрудничество со Счетной палатой, Федеральным казначейством и Росфинмониторингом, проводились совместные проверки.

В связи с выявленными нарушениями только по материалам прокуроров возбуждено более
3 тыс. уголовных дел.

Также принимались меры по возвращению неправомерно отчужденного государственного имущества.

По заявлениям органов прокуратуры в Волгоградской и Саратовской областях судом возвращены незаконно изъятые объекты коммунального комплекса общей стоимостью около 600 млн. руб.

Распространенный характер по-прежнему носили злоупотребления при размещении заказов. Вновь выявлялись факты оплаты за счет средств бюджета невыполненных работ, завышения начальной стоимости контрактов приемки некачественной продукции. Все указанные случаи получали принципиальную правовую оценку с нашей стороны, виновные лица привлекались к ответственности.

Допускались нарушения в кредитно-банковском секторе, в том числе, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Для «обналичивания» денежных средств применялись схемы с использованием фирм-«однодневок», в связи с чем прокурорами во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проводилась системная, масштабная работа. В результате в целом по стране из единого государственного реестра юридических лиц налоговыми органами исключены свыше 531 тыс. подобных организаций.

Показательно, что указанные факты прокуроры вскрыли в ходе проверок всех контрагентов, исполнявших оборонный заказ.

Надзорное сопровождение деятельности оборонно-промышленного комплекса, в том числе, при реализации мероприятий оборонного заказа и федеральных целевых программ по поручению Президента страны мы осуществляем уже на протяжении 5 лет.

За это время нами установлено тесное взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, Минобороны, ФСБ, органами внутренних дел, налоговой службой, другими ведомствами, обеспечен контроль за соблюдением закона при исполнении более 5 тыс. контрактов в рамках ГОЗ.

Результаты работы свидетельствуют об укреплении законности в оборонно-промышленном комплексе.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в прошлом году сохранялся ряд проблем, которые негативно влияли на качество и своевременность выполнения задач в сфере обороноспособности и безопасности России.

В частности, распространенный характер носили нарушения сроков выполнения работ в рамках оборонного заказа (прокурорами выявлено свыше 3 тыс. сорванных контрактов).

Это приводило к существенному росту дебиторской задолженности Минобороны, в связи с чем прокурорами во исполнение соответствующего поручения Главы государства принимались меры к недобросовестным исполнителям.

В результате удалось сократить размер долга перед ведомством на 84 млрд. руб.

Кроме того, вскрывались факты хищений бюджетных средств, посягательства на объекты недвижимости и земельные участки, предназначенные для нужд обороны страны.

Например, в Приморском крае после прокурорского вмешательства Министерству обороны возвращены неправомерно переданные коммерческой организации 3 га земель обороны стоимостью более 100 млн. рублей.

Важное значение для своевременного исполнения оборонного заказа имел превентивный характер прокурорских проверок.

В соответствии с поручением Главы государства мерами прокурорского реагирования предотвращен срыв исполнения контракта по оснащению и запуску космических аппаратов стоимостью более 18 млрд. руб.

Мы не снижаем активности, придавая работе по обеспечению законности в оборонной отрасли все больше системности.

Продолжалась и последовательная работа по защите прав предпринимателей, снижению административных барьеров для бизнеса.

Особое внимание уделялось вопросу погашения задолженности по государственным и муниципальным контрактам. Наибольший ее размер зафиксирован в строительной отрасли, образовании и медицине.

Системный надзор органов прокуратуры в тесном контакте с главами регионов, бизнес-сообществом позволил в прошлом году выплатить предпринимателям около 46 млрд. руб. Однако совокупный объем долга на конец года зафиксирован в размере 24 млрд. руб., в связи с чем надзорные мероприятия продолжаются.

При реализации инвестиционных программ остаются вопросы затягивания сроков, а также необоснованного отказа предпринимателям, вкладывающим средства в развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, социальные, инфраструктурные проекты в предоставлении земельных участков.

Читайте так же:  Банки у которых отобрана лицензия в 2018 году

В прошлом году сохранялась проблема избыточного контроля бизнеса. Прокурорами не согласовано 42 % внеплановых проверок. За допущенные нарушения к ответственности привлечено почти 13 тыс. должностных лиц контролирующих органов.

Не устранены факты необоснованного вмешательства правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность. В 2017 г. прокурорами отменено почти 370 решений о возбуждении уголовных дел в отношении бизнесменов и постановлений о предъявлении им обвинений.

Однако, предприниматели должны отчетливо понимать, что мы не сможем принимать меры по их защите, если они ведут свой бизнес с грубейшими нарушениями закона, от которых страдают люди.

Трагические события в Кемерово показали, что в погоне за прибылью проигнорированы обязательные требования безопасности, а контролирующие органы, прикрываясь «надзорными каникулами», не исполняли свои прямые обязанности.

Хочу подчеркнуть, что для недопущения подобных чрезвычайных происшествий действующим законодательством предусмотрен риск-ориентированный подход к проведению проверочных мероприятий.

На тех объектах, где с учетом присвоенной категории риска имеется высокая вероятность несчастных случаев, причинения вреда здоровью людей, проверки проводить не только разрешено, но и необходимо.

Кроме того, уже год действует норма, прямо предписывающая контролерам осуществлять мероприятия по профилактике нарушений.

Мною поручено прокурорам давать принципиальную оценку фактам бездеятельности контрольных служб, особенно в тех сферах, где высока опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

В прошедший Год экологии прокурорами комплексно проверено исполнение законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды.

На особом контроле находились проблемы ликвидации накопленного вреда в Арктике.

В связи со сложной пожароопасной обстановкой уделялось внимание предупреждению, локализации и ликвидации пожаров в лесах. Всего в 2017 г. выявлено свыше 22 тыс. нарушений законов, которые были связаны с бездействием органов власти, местного самоуправления и лесопользователей. За это к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 5 тыс. лиц.

Несмотря на то, что особо охраняемые природные территории должны находиться под пристальным вниманием, нарушения законов в этой сфере многочисленны.

Повсеместно выявлены случаи нецелевого использования заповедных территорий, незаконного строительства.

На сегодняшний день не обеспечено принятие правовых актов о 4 тыс. уникальных природных комплексах. На кадастровый учет не поставлено более 5 тыс. памятников природы, что в ряде случаев приводит к незаконному захвату их земель.

Особую обеспокоенность вызывает положение дел с захоронением отходов.

Мы реагировали на факты несоблюдения установленных запретов на размещение отходов в границах населенных пунктов, осуществление деятельности по их сбору и утилизации без лицензии.

Даже на Байкальской территории установлены многочисленные нарушения законодательства в этой сфере. В Иркутской области полигоны не отвечают предъявляемым требованиям, а в Республике Бурятия муниципальными образованиями проекты на строительство
11 полигонов разработаны только после прокурорского реагирования.

В 2018 г. органы прокуратуры продолжат надзорные мероприятия в целях обеспечения экологической безопасности и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Значительные усилия всех правоохранительных органов, как и прежде, были направлены на борьбу с коррупцией.

В 2017 г. при доработке антикоррупционного законодательства уточнены порядок урегулирования конфликта интересов и круг лиц, на которых возложена обязанность по его недопущению. Решены вопросы предупреждения коррупции на региональном уровне, и ряд других.

В связи с чем органами государственной власти субъектов с участием прокуроров проводилась работа по приведению нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством. В большинстве регионов (62) к концу прошедшего года она завершена.

Но, к сожалению, даже совершенные законы не создают безусловных гарантий соблюдения всех предписаний. Нарушения антикоррупционного законодательства все еще носят распространенный характер.

В 2017 г. только прокурорами их установлено свыше 245 тыс., в связи с чем внесено более
58 тыс. представлений, принесено почти 34 тыс. протестов, в суды направлено 6 тыс. исковых заявлений.

Факты несоблюдения чиновниками запретов и ограничений устанавливались и правоохранительными ведомствами. Ими их выявлено почти на треть больше, чем в 2016 г.

Однако хотел бы отметить, что основная часть таких нарушений (298 из 457) стала известна в результате мероприятий, проводимых сотрудниками ФСБ России, в том числе в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Другим же правоохранительным ведомствам необходимо активизировать работу на данном направлении.

Это особенно важно с учетом возможности применения к недобросовестным чиновникам такой действенной антикоррупционной меры, как увольнение в связи с утратой доверия. По данному основанию в 2017 г. уволено 1 тыс. 250 должностных лиц.

С этого года сведения о них заносятся в соответствующий Реестр, находящийся в свободном доступе в сети Интернет, что станет важной составляющей профилактики коррупционных правонарушений.

Еще одним сдерживающим фактором является изъятие у госслужащих имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. В 2017 г. прокурорами в суды направлено
35 исков с требованием обращения его в доход государства, на сумму почти 10 млрд. рублей. И с каждым годом эта практика совершенствуется.

Особую роль в борьбе с коррупцией играли меры уголовно-правового характера. Приоритетами оставались пресечение правонарушений в сферах распоряжения бюджетными средствами, госзакупок, включая «откаты», а также возврат выведенных за рубеж преступно нажитых активов.

В 2017 г. зарегистрировано почти 30 тыс. преступлений коррупционной направленности. Выделение законодателем мелкого взяточничества в отдельный состав позволило сосредоточить усилия правоохранительных органов на пресечении наиболее значимых преступлений. В результате возросло число установленных коррупционных деяний, совершенных в крупном и особо крупном размере (+16%, свыше 5 тыс.).

Думаю, многие резонансные дела вам хорошо известны. Выявление этих преступлений, пресечение деятельности коррупционеров стали возможными, в первую очередь благодаря целенаправленной работе всех правоохранительных органов, уровень доверия к антикоррупционной деятельности которых, судя по данным соцопросов, растет.

Считаю, что в основе этих процессов разрушение стереотипа вседозволенности и безнаказанности нечистых на руку чиновников.

Оценивая общее состояние преступности в стране, следует отметить, что в 2017 г. получила развитие позитивная тенденция по ее снижению. Зарегистрировано свыше 2 млн. преступлений
(-4,7%). Однако возросла доля особо тяжких деяний, а также связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия. И во многом это результаты просчетов системы профилактики.

Опять приходится констатировать, что не произошло существенных изменений в работе органов расследования. На фоне снижения нагрузки по направленным в суд делам, количество выявленных прокурорами на досудебной стадии нарушений закона (5,2 млн.) выросло. И это при том, что в структуре правоохранительных ведомств имеется значительная по численности многоступенчатая система органов контроля.

Почти 70% дел в стране рассматривается в особом – упрощенном порядке, который, по сути, не предполагает ни длительных расследований, ни тем более реабилитации подсудимых.

Между тем по делам следователей на четверть возросло число оправданных судом (+28%, 877), а общее количество лиц, получивших право на реабилитацию, превысило 13 тыс. (+3,6%).

По значительному количеству уголовных дел следствие по-прежнему ведется с превышением сроков, установленных законом.

Особо настораживает ежегодный прирост дел, сроки расследования по которым превышают
12 месяцев. К концу прошлого года их число составляло около 4,5 тыс., а в Следственном комитете более 300 дел вообще расследуются свыше 3 лет.

Сохранились проблемы чрезмерной длительности содержания обвиняемых под стражей.

Данные негативные тенденции уже не первый год развиваются на фоне снижения количества регистрируемых преступлений и лиц, их совершивших.

С учетом поручения Президента России об усилении надзора за следствием, данного на заседании коллегии Генеральной прокуратуры в марте этого года считаю важным отметить, что наделение прокурора отдельными полномочиями (например, по согласованию ходатайств следователей об аресте) кардинально ситуацию не изменит.

Только полноценный прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и право прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела, в частности в отношении следователей, может сдержать растущий вал допускаемых ими нарушений закона.

Сегодня это уже всем очевидно. Даже наши процессуальные оппоненты – адвокаты в один голос говорят о необходимости возвращения прокурорам полномочий.

Работа по противодействию экстремизму и терроризму строилась прокурорами с учетом решений Совета Безопасности, Национального антитеррористического комитета и в целом Стратегии национальной безопасности. Это способствовало устранению многих потенциальных угроз.

Вместе с тем, призывы к нарушению территориальной целостности России, общественного порядка и безопасности все больше распространяются в сети Интернет. Правоохранительными органами совместно с прокурорами пресечено 1,5 тыс. таких экстремистских преступлений (+5%).

В связи с попытками внешних сил оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране Генеральной прокуратурой в 2017 г. приняты решения о признании нежелательными
4 иностранных неправительственных организаций (всего их уже 14 на сегодняшний день).

Запрещены 5 экстремистских объединений, заблокировано свыше 2 тыс. сайтов, распространяющих призывы к участию в несогласованных публичных мероприятиях, с
60 тыс. интернет-ресурсов удалена противоправная информация.

Однако сохраняется угроза проникновения в нашу страну иностранцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Органами безопасности не допущен въезд более 17,5 тыс. таких лиц.

Наряду с другими превентивными мерами это обусловило сокращение на 16% количества террористических преступлений. Предотвращено
25 терактов.

Вместе с тем в условиях напряженной обстановки на первый план выходят вопросы усиления антитеррористической защищенности важных государственных и социальных объектов, массовых мероприятий с международным представительством, пресечения каналов финансирования терроризма и поставки оружия, вербовки новых членов незаконных вооруженных формирований.

Необходимо усиливать и профилактическую составляющую. В связи с чем мы уделим внимание выполнению решений антитеррористических комиссий в регионах и муниципальных образованиях.

В прошедшем году продолжалась работа по обеспечению законности в транспортной сфере, особенно в вопросах безопасности пассажиров.

Обращалось внимание на усиление досмотрового режима на тысячах объектов, подготовки и аттестации более 6 тыс. сотрудников охранных служб, приостановления эксплуатации воздушных судов, не отвечающих требованиям летной годности.

Задачами на текущий год остаются безопасность полетов, контроль за реализацией программ развития транспортной отрасли, соблюдение прав пассажиров, пресечение фактов ввоза в страну продукции, на которую установлены запреты и ограничения.

Значительные усилия были направлены на решение проблем в деятельности уголовно-исполнительной системы и соблюдение гарантий граждан, находящихся под стражей и в колониях.

В результате гуманизации уголовного законодательства и принятия ряда организационных мер за 10 лет численность граждан, находящихся в изоляции от общества, сократилась на треть (с 887 до 602 тыс.).

Как следствие – снизилось число нарушений закона, связанных с правилами содержания осужденных и следственно-арестованных лиц, уменьшилась преступность среди них.

Вместе с тем оставались острыми вопросы, связанные с медицинским и материальным обеспечением, привлечением осужденных к оплачиваемому труду. Последнее прямо сказывается на возмещении ими ущерба потерпевшим и государству, выплатами по алиментным и иным обязательствам.

Из почти полумиллиона осужденных к лишению свободы работало лишь 180 тыс. (36%). Сумма возмещенного ими ущерба не превысила 1% из 117 млрд. руб. общей задолженности.

Повсеместно в колониях зарплата выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда.

По итогам рассмотрения данных проблем на заседании коллегии Генеральной прокуратуры нами выработаны конкретные решения для улучшения положения.

В текущем году эти вопросы будут находиться в центре нашего внимания.

В завершение традиционно хотел бы остановиться на работе органов прокуратуры по разрешению жалоб граждан.

Число обращений ежегодно растет (в 2017 г. их поступило почти 5 млн., +1,6%), более 1 млн. человек приняты на личном приеме (+1,4%).

Как и прежде, в первую очередь граждан волнуют вопросы социальной направленности (трудовые и жилищные права, пенсии, сфера ЖКХ).

Причем по этим направлениям мы отмечаем наиболее высокую долю удовлетворенных жалоб. Например, в Республике Марий Эл признано обоснованным 90 % обращений по назначению и выплате пенсий. А в республиках Дагестан, Крым, Хабаровском крае в 60% случаев подтверждались факты несоблюдения законов о труде. Безусловно, по всем обращениям граждан принимались необходимые меры реагирования.

И в дальнейшем мы будем помогать людям в защите и восстановлении их прав.

Подводя итоги, отмечу, что мною затронуты не все сферы, в которых совместными усилиями прокуроров, органов власти и правоохранительных ведомств обеспечивались законность и правопорядок.

На других направлениях тоже принимались все зависящие от нас меры для защиты прав граждан.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сенаторов за плодотворное и конструктивное сотрудничество.

Мы продолжим работу по защите интересов государства и прав граждан.