Единая рублевая пошлина

Единая рублевая пошлина

Наконец, огромное значение в процессе принятия решения о выходе на зарубежный рынок имеет уровень таможенных тарифов. Ни у кого не вызывает сомнения, что угроза высоких таможенных тарифов на импорт товаров в страны Европейского сообщества способствовала прямым инвестициям американских и японских компаний. Отказ от торговых ограничений в пределах Единого европейского рынка повысил привлекательность международной торговли в Европе, поскольку в результате не только понизились торговые пошлины, но и сократилась необходимость адаптации продукции к требованиям национальных стандартов. [c.628]

Ставки таможенных пошлин единые, определяются Правительством РФ и зависят от страны происхождения товаров. Их можно подразделить на ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наибольшего благоприятствования, и ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, торго-во-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена. В последнем случае ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза, кроме случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот — преференций. [c.570]

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) — региональная экономическая группировка из шести стран (Австрия, Исландия, Норвегия. Финляндия, Швейцария и Швеция). Образована в 1960 г. Во взаимной торговле этих стран отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако единый внешний тариф отсутствует. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из Европейского союза). ЕАСТ не имеет наднациональных органов. Высшим руководящим консультативным органом является совет, в котором каждая страна имеет один голос. Как правило, решения совета принимаются в соответствии с принципом единогласия. [c.76]

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Государственной Думой. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают такого режима либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определяемые [c.504]

Платежный баланс. Торговый баланс резко дефицитен в 1959 г. — 61,9 млн. долл., в 1960 г.—99,2 млн. и в 1962 г. — 76,5 млн. долл. Ухудшение торгового баланса вызвано установлением единого свободного курса и ликвидацией импортных ограничений, в результате чего произошло удорожание импорта и усиленный наплыв в страну иностранных товаров. Текущие статьи платежного баланса также сводятся с постоянным пассивным сальдо в 1959 г.— 43,5 млн., в 1960 г.— 79,1 млн. долл., в 1962 г. — 62,0 млн. долл. Помимо дефицита торгового баланса, на дефицитность платежного баланса оказывает влияние перевод прибылей от иностранных капиталовложений. Дефицит покрывается за счет сокращения валютных резервов с 106 млн. долл. в конце 1954 г. до 17 млн. долл. в середине 1963 г.), внешних займов и кредитов значительные кредиты У. получает от МВФ, к-рый обусловливает их проведением определенной политики, в частности он потребовал от У. сокращения торговли с социали-стич. странами, что усиливает экономич. трудности страны. С середины марта 1963 г. с целью улучшения платежного баланса и прекращения утечки золотых и валютных резервов пр-во У. приняло решение на нек-рое время приостановить импорт ряда товаров, к-рые в настоящее время облагаются дополнительными высокими пошлинами (предметы роскоши, автомобили), и товаров, конкурирующих с промышленной продукцией У. [c.442]

Несмотря на отмену таможенных пошлин, вскоре после подписания Римского договора единство Европейского сообщества вплоть до 1993 г. оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения. Административные формальности, таможенный надзор, различие технических спецификаций и норм в разных странах, протекционизм в некоторых сферах, ограничения, мешающие предприятиям действовать на уровне ЕЭС так же, как на национальном уровне, — все это тормозило развитие интеграционных процессов в экономике и обходилось ежегодно в несколько миллиардов ЭКЮ. Согласно результатам исследования, проведенного по заданию Комиссии ЕЭС, на пограничные формальности уходило около 9 млрд ЭКЮ, или 1,8% суммы всех торговых операций между странами — членами Сообщества. В промышленности подобные формальности, отсутствие единой системы нормативов и другие торговые ограничения обходились в 40 млрд ЭКЮ. [c.108]

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ — процесс хозяйственно-политического объединения капиталистических стран, принимающих форму межгосударственных экономических соглашений, направленных прежде всего на удовлетворение интересов крупных и крупнейших монополий. Может принимать различные формы. Самая простая — создание зоны свободной торговли, где отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего снимаются таможенные пошлины. Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с отменой внешнеторговых ограничений установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные соглашения охватывают лишь сферу обмена, создавая формально равные условия для развития торговли и финансовых расчетов между странами-участницами. Более сложная форма — экономический союз, дополняющий таможенную интеграцию соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Наиболее полно эта форма воплотилась в создании Европейского экономического сообщества. В. И. Ленин предвидел возможность подобных соглашений между капиталистическими государствами, указав еще в 1915 г., что экономический раздел мира может происходить не только в форме создания международных мо- [c.131]

История существования ЕЭС полностью подтвердила марксистско-ленинский вывод о том, что с помощью гос.-монополистич. объединений невозможно добиться создания бесконфликтной, гармоничной Европы. Международные государственно-монополистические организации,— говорится в Программе КПСС,— возникающие под лозунгом объединения», смягчения проблемы рынка, на деле представляют собой новые формы передела мирового капиталистического рынка, превращаются в очаги острых трений и конфликтов (1971, с. 32). Наименее трудными с точки зрения практич. осуществления договора оказались его постановления, касающиеся торговли. С 1 июля 1968 таможенные пошлины во взаимной торговле стран-участниц были полностью упразднены и с нек-рыми оговорками введён единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. Снижение таможенных пошлин внутри ЕЭС привело к быстрому росту товарооборота между шестью странами и заметной переориентации стран-участниц на торговлю со своими партнёрами — за счёт торговой дискриминации третьих стран. К началу 1971 торговля внутри ЕЭС возросла более чем на 530% по сравнению с уровнем 1958. За тот же период торговля с третьими странами увеличилась только на 183%. В процентном выражении доля ЕЭС в экспорте отдельных стран-участниц в 1970 составляла (в скобках данные на 1958) ФРГ 40 (27), Франции 49 (22), Италии 43 (24), Голландии 61 (41), Бельгии 68 (45). Немаловажную роль при этом сыграло и то, что начальный период функционирования ЕЭС совпал с фазой циклич. подъёма в странах-участницах. [c.461]

СОЮЗ ТАМОЖЕННЫЙ — соглашение двух или более государств, направленное на упразднение таможенных границ и пошлин между ними и введение единого таможенного тарифа, предусмотренного для других государств. Таможенным союзом называется стадия, следующая после зоны свободной торговли интеграционного сотрудничества, на основе которой государства, образующие этот союз, идут дальше, договариваясь не только об устранении взаимных торговых барьеров, но и об учреждении единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению ко всем третьим странам. В этом случае таможенные службы и органы, действующие на внутренних границах стран, участвующих в таком союзе, постепенно упраздняются и передают свои функции таможенным службам на его внешних границах, становящихся отныне как бы общими границами одного таможенного пространства, которое формируется этими странами. Примером успешной деятельности этого таможенного союза является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС — прежнее название Европейского союза), которое в течение длительного периода времени (начиная с конца 1960-х гг.) находилось именно на этой стадии взаимодействия, [c.621]

СОЮЗ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — высшая стадия интеграционного объединения, которая предполагает, что государства, вступающие в него, договариваются не только о взаимной отмене пошлин или об организации взаимных платежей, но и о проведении общей торговой, а затем и общей экономической политики в отношении третьих стран, а также и об унификации собственной государственной экономической политики. Также происходит постепенное формирование единого (целостного) социального пространства, в ходе которого [c.621]

В 1653 г. был введен первый в России Торговый устав, по которому взамен множества существующих ранее торговых сборов взималась единая, так называемая рублевая пошлина (по 10 денег от рубля продаваемых товаров). Гости (иностранцы) по этому уставу облагались более высокими пошлинами, чем русские купцы. Кстати, по Новоторговому уставу (1667 г.) иностранным купцам вообще была запрещена розничная торговля. [c.15]

Великобритания — член ЕС. Проводит его торговую политику. Она дополняется действиями национальных органов, его положений. Существует политика в области импорта и экспорта. Импорт — прерогатива стран ЕС. Торгово-политические средства тарифное и нетарифное регулирование. Единый таможенный тариф (ЕТТ) юридически обязателен для всех стран ЕС. Взимается при ввозе адвалорная пошлина. ЕТТ базируется на брюссельской таможенной номенклатуре. С 1988 г. перешли на гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Таможенное обложение импорта отличается. Размер пошлины отличается от степени обработки товара. Пошлины снижаются на полуфабрикаты. Например, пошлины на сырье — 1,6 %, на полуфабрикаты — 6,2 %, на готовые изделия — 5 %. Существует количественное ограничение импорта, лицензирование, сборы и налоги в [c.175]

Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма — таможенный союз -предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой V политики в отношении третьих стран. [c.51]

Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара1. Данную пошлину можно считать прообразом современного регионального налога с продаж. [c.33]

В рамках интеграции установлены льготы для взаимной торговли с перспективой образования общего рынка без каких-либо ограничений и пошлин при пересечении товарами государственных границ по всей территории Сообщества. Здесь разрабатывают единую торговую политику по отношению к третьим странам. Общая аграрная политика поддерживает самообеспеченность интегрированных стран продовольствием, сохраняет определенный уровень доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, содействует структурной перестройке сельскохозяйственного производства. Чтобы сформировать региональный комплекс, проводится финансирование разнообразных видов хозяйственной деятельности, чем занимаются специальные межгосударственные организации и учреждния. [c.556]

В области экономики намечено обеспечить экономическое сближение стран КАРИКОМ путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений импорта установления общего таможенного режима проведения единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства координации денежной и финансовой политики ликвидации ограничений на свободное передвижение лиц, капиталов и услуг сотрудничества в области инфраструктуры, туризма, транспорта и связи. [c.267]

Несмотря на большое количество торговых пошлин, их совокупная сумма, видимо, не была разорительной для торговцев. Об этом свидетельствует постоянный рост ярмарок и торжков, а также и тот факт, что когда в XVII в. торговые пошлины были объединены в единую рублевую, то она оказалась равной всего пяти копейкам с рубля цены товара. [c.48]

Читайте так же:  Предоставление адвоката при административном правонарушении

На территории стран, входящих в ЕС, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам, осуществляется единая внешнеторговая политика. ЕС от своего имени ведет переговоры и заключает соглашения по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во внешней торговле широко используются соглашения о добровольном ограничении экспорта в ЕС, антидемпинговые меры. Используется и совместная расчетная валюта — ЭКЮ, действует Европейская валютная система (ЕВС), введена единая валюта. ЕС осуществляет крупные совместные научно-технические программы в области термоядерной энергии, энергетики, информатики, связи, биотехнологии, развития новейших технологий в других отраслях, в которых стра-1 ны ЕС отстают от США и Японии. [c.76]

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (national treatment) — один из двух основных (наряду с режимом наибольшего благоприятствования) принципов международной торговой системы, зафиксированный Всемирной торговой организацией. Предусматривает равенство прав резидентов и нерезидентов, равное отношение к национальным и иностранным товарам и услугам. В товарной торговле применяется к реализации товаров на внутреннем рынке после уплаты таможенных пошлин, сборов за таможенное оформление и прохождения таможенных формальностей. В соответствии со ст. 111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отечественные и импортные товары должны облагаться внутренними налогами и сборами по единым ставкам. Все законы, правила и требования, относящиеся к продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределе- [c.263]

В Северной Америке практически все торговые барьеры между США и Канадой были устранены еще в 1989 г. В январе 1994 г. США, Мексика и Канада подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), конечная цель которого состоит в формировании единого рынка, число потребителей которого составляет 360 млн человек, а объем производимых и потребляемых товаров и услуг — 6,7 трлн. В соответствии с соглашением в течение 15 лет должны быть сняты все торговые барьеры и ограничения в торговле между странами-участницами (до его подписания американские товары облагались в Мексике пошлиной по ставке 13 %, а мексиканские товары в США 6 %, пошлиной). [c.387]

Немецкий дипломат 3. Герберштейн (1486—1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записках о Московитских делах Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги 2. Напомним, что деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 коп. с рубля оборота). [c.10]

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного гос-ва. Содержит наименования облагаемых товаров, ставки на единицу обложения, перечень беспошлинно пропускаемых товаров и товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту. Классификация товаров в Т. т. отдельных стран различна. В большинстве из них товары подразделяются на группы по признаку происхождения (продукты животные, растительные, минералы) и по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). По своей структуре Т. т. делится на простой и сложный. Простой тариф основан на единой ставке, применяемой к каждому товару сохранился в отдельных странах (Скандинавских, Бенилюкса, Швейцарии). В большинстве стран действует сложный тариф, включающий несколько ставок — максимальные, минимальные, промежуточные, преференциальные — каждая из к-рых применяется к товарам определенной страны в зависимости от сложившихся торговых отношений. Максимальные ставки действуют для стран, с к-рыми отсутствуют торговые соглашения (разрыв между максимальными и минимальными ставками достигает значительных размеров). Т. т., устанавливаемый гос-вом односторонне, называется автономным таможенным тарифом (см.), а по взаимному соглашению сторон — конвенционным таможенным тарифом (см.). По способу взимания таможенных пошлин Т. т. делится на адвалорный, исчисляемый в процентах к цене товара, и специфический, исчисляемый в твердой ставке с веса, объема или др. единицы измерения товара. В нек-рых случаях применяется тот и другой, так наз. тариф смешанного типа (комулятивный). [c.413]

АВТОНОМНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — в капиталистич. странах тариф, устанавливаемый гос-вом по своему усмотрению, без каких-либо соглашений с др. гос-вами. В зависимости от заинтересованности в том или ином товаре применяются максимальные или минимальные ставки А. т. т. Простейшим видом А. т. т. является единый (одноколонный), в к-ром для каждого товара имеется лишь одна ставка таможенной пошлины. В двойном (двухколонном) А. т. т., помимо максимальных ставок, называемых генеральными (общими), имеется вторая колонка пониженных (минимальных). Льготный тариф применяется к странам, с к-рыми заключены торговые договоры, и является пределом, не допускающим дальнейших уступок. По нек-рым товарам ставки обеих колонок могут совпадать. Это означает, что данная страна по таким товарам не считает возможным предоставлять какие-либо таможенные льготы при заключении договоров. Тройной А. т. т. существует в странах Британского содружества наций и включает, кроме указанных, выше ставок, еще особо льготные ставки, применяемые в торговле между этими странами (см. Преференциальные пошлины). Для эпохи империализма наиболее характерен сложный А. т. т., состоящий из двух и более рядов ставок таможенных пошлин, каждая из к-рых применяется к товарам ряда стран. [c.15]

Одновре ленно и с большим успехом проходили переговоры по таможенным тарифам. В. оябре 1946 года американское правительство объявило, что желает без промедления начать переговоры по сокращению таможенных пошлин в рамках Соглашения о торговле и вытекающих из него президентских полномочий. В переговорах, проходивших в Женеве, приняли участие 23 страны. В результате было подписано 123 двусторонних торговых соглашения некоторые из них предусматривали значительное сокращение таможенных пошлин. Благодаря наличию статей «наиболее благоприятствующей нации» эти торговые соглашения заинтересовали государства всего мира. Экономический и Социальный совет ООН, организовавший Женевскую встречу, предложил объединить ее результаты в едином документе. Сюда же были включены и некоторые положения из Хартии. Так родилось ГАТТ. [c.226]

В связи с многочисленными злоупотреблениями торговые люди написали в августе 1653 г. челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой уничтожить проезжие пошлины и ввести единую пошлину с цены товаров. Царь обратил внимание на эту просьбу и в уставной грамоте от 30 апреля 1654 г. мелкие сборы и мыты (кроме мостовщины и перевозов) были заменены рублевой пошлиной при купле-продаже товаров. [c.78]

На первом этапе (срок 2002 г.) 1) проводится работа по унификации торговых режимов с третьими странами и отношений с международными объединениями, скоординированно ведутся переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации 2) завершается формирование единого таможенного пространства и создается Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию 3) унифицируются таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования. [c.157]

РУБЛЕВАЯ ПОШЛИНА

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое «РУБЛЕВАЯ ПОШЛИНА» в других словарях:

Россия. Политический отдел и финансы: Финансовое хозяйство — 1) Древнейший период. Содержание князя, военные предприятия, примитивное управление и суд как главнейшая составная часть последнего были единственными коллективными потребностями древнейших русских политических союзов. Удовлетворение этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Канцелярские пошлины — в России пошлины, взимавшиеся наряду с гербовым сбором в случаях, когда граждане обращались в административные органы с целью свидетельствования акта, получения копии документа и т.п. Суммы К.п. направлялись на развитие канцелярий. К.п.… … Большой юридический словарь

Канцелярские пошлины — в России пошлины, взимавшиеся наряду с гербовым сбором в случаях, когда граждане обращались в административные органы с целью свидетельствования акта, получения копии … Энциклопедия права

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С к. X в. на Руси были известны такие таможенные пошлины, как мыт (он, видимо, был таможенной пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевод и мостовщина. В… … Русская история

Мытнинская площадь и Мытнинский переулок — Мытнинская площадь – одна из самых маленьких площадей в Петербурге. Она находится на Петроградской стороне на пересечении улиц Блохина, Яблочкова, Провиантской улицы и Мытнинского переулка. Переулок же начинается от площади и доходит до… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

РУБИТЬ — РУБИТЬ, рубнуть, рубливать; южн. и зап. рубать что, резать с размаху, тесать, сечь; ударяя острием, делить на части. Рубить дрова, разрубать и колоть. Рубить дерево, срубить. Рубить капусту, крошить. Рубить неприятеля, поражать саблей, шашкой,… … Толковый словарь Даля

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С кон. 10 в. на Руси были известны такие Т. п., как мыт (он, видимо, был Т. п. не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевоз и мостовщина. В годы монг. тат. ига… … Советская историческая энциклопедия

Деньги оброчные — второй отдел первой группы окладных доходов [Представляем для лучшего понимания терминов денег данных, ямских, полоняничных. оброчных и запросных, общую табличку доходов Московского государства XVI и XVII вв.].… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТАМГА — (тюрк. монг.). Первоначально у монголов особый знак (тавро), к рым отмечалось право собственности на скот; печать (также оттиск печати), док т или грамота с ханской печатью. Согласно летописной традиции, Т. (гос. печать) чудесным образом попала к … Советская историческая энциклопедия

ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА 1753-57 — в России совокупность правительств. мероприятий, приведших к коренной перестройке тамож. системы страны. Была обусловлена развитием общеросс. экономич. связей. Подготовка Т. р. началась по инициативе П. И. Шувалова, предложившего в интересах… … Советская историческая энциклопедия

Единая рублевая пошлина

25 октября (4 ноября) 1653 г. царём Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров», положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси.

Рост внутренней и внешней торговли России требовал установления определённых правил провоза товаров и уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. Основой для выработки уставной таможенной грамоты (Торгового устава) стала челобитная торговых верхов, поданная в августе 1653 г. Торговые люди Москвы и других городов требовали предоставления им права конфискации товаров, не объявленных в таможне; обязательной выдачи «выписей» с перечислением товаров торговцам, едущим в другие города; предоставления права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

Принятый 25 октября (4 ноября) 1653 г. Торговый устав отменил множество мелких торговых сборов, сохранявшихся ещё от времени феодальной раздробленности, и взамен их ввёл одну так называемую рублёвую пошлину: по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Отменялись различные проезжие пошлины, которые русские купцы платили при провозе товара через внутренние города, в то же время сохранялись сборы на гостиных дворах и переправах через широкие реки. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России, что свидетельствовало о намерении правительства царя Алексея Михайловича поощрять отечественную торговлю. Иностранные купцы были обязаны платить 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

Читайте так же:  Требования к пользовательским интерфейсам

В Уставе были определены наказания за нарушение таможенных правил: «А для утаённых товаров таможенным головам и целовальникам посылать на дворы ко всяких чинов людем и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был. А которые всякие чинов торговые люди учнут товары свои, жемчуг и каменье, золото и серебро, и всякие узорочные и висячие и невисячие товары таити и продажной цены у товаров убавливати: и у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя безповоротно. А которые торговые люди объявятся с утаёнными товары и с убавочною ценою в другой ряд, или в третий; и тем людем, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно».

В 1654 г. на основе Торгового устава была составлена уставная грамота, согласно которой запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов, а вскоре началось наступление на привилегии иностранных купцов, которым разрешалась только оптовая торговля, и то в приграничных городах. Розничная торговля, таким образом, ограждалась от иностранной конкуренции.

22 апреля (2 мая) 1667 г., вследствие нового челобитья купечества и при участии его представителей, царём был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, который ещё более увеличил таможенные сборы с иностранных торговцев. Вместе с Новоторговым уставом 1667 г. Торговый устав 1653 г. действовал до середины 1750-х гг., когда был заменён Таможенным уставом 1755 г.

4 августа 1995 г. Указом Президента РФ № 811 «Об установлении Дня таможенника Российской Федерации» был установлен профессиональный праздник сотрудников таможни, отмечаемый ежегодно 25 октября.

Лит.: Аграшенков А. В., Краснянский И. Ю. Борьба с контрабандой в России ( X — начало XX в.) // Правоведение. 1998. № 4. С. 70-80; Габричидзе Б. Н. Таможенное право. М., 1995; Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского, 907-1995. М., 1995; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Таможенное дело в России: Сб. документов и материалов. Т. 1: 907-1721. М., 1996.

См. также в Президентской библиотеке:

5.6. Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII в.

Процесс унификации внутренних торговых пошлин и сборов, протекавший особенно интенсивно с середины XVI в., в основном завершился с принятием Торгового устава (1653). К тому времени тамга с лошадей, скота, мяса, птицы, льна, лука, орехов и некоторых других сельскохозяйственных товаров по общему правилу взималась уже не с количества товара, а с его цены. 1 Прекратилась практика сбора таможенных платежей в натуральном выражении.

Тамга и другие пошлины, обыкновенно взимавшиеся в виде фиксированного процентного отчисления с таможенной стоимости товаров, обезличивались, принимая название «рублевых пошлин». Так, в Вологде за право покупки весчих товаров: воска, меда, рыбы, икры, изюма, винной ягоды, сала, железа, щетины, пеньки, пеньковой пряжи, льна и других местные купцы платили «рублевую пошлину» в размере 0.5%, хотя по своему значению она мало чем отличалась от порядной и перекупной пошлин. 2 «Рублевыми» в Вологде назывались и пошлины с продажи привозных товаров и явки денег на товарную покупку.

Некоторые торговые пошлины (весчая, замытная, осмничее, узольцовое и др.) сливались с тамгой (рублевой пошлиной), повышая тем самым ее удельный вес в общей сумме таможенных сборов. 3 Уже в Новгородской таможенной грамоте 1571 г. содержалось предписание местным таможенникам взимать с продажи соли единую пошлину — «тамгу, вес и узольцовое» в размере 3 московок «с пошева соли руские с луба». 4 В 30-е гг. XVII в. приезжий торговый человек в Гороховце платил рублевую пошлину с товара и денег в размере 3%. Если же иногородец привозил на продажу весчий товар, то с того товара таможенникам надлежало «имати с продавца рублевая пошлина с рубля по 8 денег», т. е. 4% таможенной стоимости. 5 В 1634—1635 гг. вологодские таможенники взимали «рублевого и замыту» с товара, явленного приезжими людьми, 2%, а местными — 1% (в обоих случаях ставка обычной рублевой пошлины увеличивалась на 0.5%). Требование же уплаты «рублевого и замыту и весу» автоматически вело к повышению размера пошлины с приезжего торгового человека до 2.5% таможенной стоимости товаров, а с местного — до 1.5%. 6 В таможенно-правовых источниках исследуемого периода довольно часто встречается формулировка: «а тамги и осминичего от рубля алтын». 7 В этой связи В.И. Сергеевич высказывал предположение, что «иногда брали тамгу с осминичим — это высшая мера тамги, она доходила до шести денег с рубля». 8 В свою очередь Е.Г. Осокин и И.Д. Беляев совершенно справедливо отмечали, что размер пошлины в этом случае составлял не два алтына, а только один, т. е. тамга и осмничее как бы составляли одну нераздельную общую плату, равную 3% таможенной стоимости товара. 9 Так складывались предпосылки к введению единой ставки рублевой пошлины в масштабах всей страны, и эту тенденцию уже не могло поколебать введение в начале XVII в. с фискальной целью многочисленных мелочных сборов за торговое обслуживание в виде свального, взрезного, сносного, збивального и т. п. 10

Некоторые проезжие пошлины и сборы за предпродажное обслуживание приобретали не свойственный им прежде характер адвалорных ставок и взимались в виде установленного процента от таможенной стоимости товара. К примеру, в Вологде с цены явленной в продажу соли местные и приезжие торговые люди обязаны были заплатить «свалу» 0.3%. 11 Незадолго до принятия Торгового устава 1653 г. в Борисоглебской слободе Ярославского уезда местные покупатели платили с продажной цены товара «припуску» 1%: «. которые крестьянишка купят в Борисоглебской слободе на торгу какой товар и в контар припустят, и с того товаренку припуску имать с рубля по две денги». 12 Фискальным дополнением к тамге становился и «поворот». В Вологодской таможне поворотную пошлину взимали с явленных денег (на покупку) и товаров (в продажу) в размере 0.1%. 13 В заявлении нидерландских послов Бурха и Фелтдриля (1631) отмечались «некоторые неправильности», возникшие незадолго до того в практике взимания таможенных пошлин. Послы указывали думным дьякам на то, что мостовые, паузочные и дрягильские пошлины в Архангельске почему-то стали взиматься с цены товаров, тогда как прежде эти сборы были иными, а именно: мостовые и паузочные деньги взимались по 1.5 р. с каждого торгового человека или амбара, а дрягильские деньги уплачивались в зависимости от количества, объема и массы товара. 14 Согласно выписке из Приказа Большого прихода, учиненной по случаю приезда в Москву посла Франции с предложением дозволить французским купцам торговать в России (1629), с иностранных товаров, которые после доставки в Москву объявлялись «в отъезд», взимали проезжую пошлину по 1 д. с рубля 15 и т. д.

Приступив к осуществлению политики торгового протекционизма, правительство принуждало иностранных купцов к уплате таможенных пошлин в повышенном размере. Так, в 20—30-е гг. XVII в. условием экспорта русских товаров, привозимых в Архангельск из Москвы, становилась уплата пошлины в размере 0.5% таможенной стоимости, «если даже с этих товаров и были уже уплачены все государевы пошлины и тамги». В самом начале 50-х гг. XVII в. или несколько ранее за право привоза иностранцами своих товаров во внутренние города страны и вывоза русских товаров за границу с них стали взимать особую проезжую пошлину, заменившую головщину, мостовые, паузочные, дрягильские, грузовые, проезжие с судов, возов и саней пошлины и т. д. Вопреки своему названию новая пошлина имела адвалорное содержание и представляла собой исторический аналог экспортно-импортной пошлины. По свидетельству Иоганна де Родеса, в 1652 г. за право провоза товаров от Новгорода к Москве сверх привычной проезжей ставки, составлявшей «5 алтын с каждых саней», взималась пошлина в размере 1.5% с «невесчих» и 2% с «весчих» товаров. За право провоза товаров от Архангельска к Москве иностранцу также надлежало заплатить 1.5—2%. В Холмогорах с него дополнительно взималась грузовая пошлина в размере 0.5%; он также платил проезжую пошлину за провоз товара до Вологды в размере 12 коп. с воза, мыт или мостовую пошлину за провоз от Вологды до Москвы — 6 коп. с воза и в самой Москве — 15 коп. с воза. За право вывоза русских товаров за границу иностранец снова должен был заплатить 1.5—2% проезжей пошлины. 16

В этой связи трудно согласиться с С.Ф. Огородниковым в том, что ставка ввозной/отпускной пошлины в Архангельске в период с 1555 по 1649 г. постоянно составляла 5% со 100 талеров, поскольку такой пошлины в XVI — начале XVII в. вообще не существовало. 17 Недостаточно обоснованным представляется и вывод А.В. Демкина о том, что уже в конце XVI в. при провозе товаров из Архангельска вглубь страны с иностранцев дополнительно взималось 3—5% «в качестве проезжей пошлины». Автор допускает и ту неточность, что, определяя предельную норму таможенного обложения в конце XVI — первой половине XVII в. на уровне 7—8%, суммирует торговые пошлины, которые положено было платить с продажи привозных товаров в порубежных городах, с проезжими пошлинами, которые взимались за право провоза иностранных товаров во внутренние города страны. 18

С конца XVI в. в порубежных городах таможенные пошлины с торговых иноземцев иногда назывались болшой таможенной пошлиной или болшой тамгой и записывались в таможенные книги отдельно от других сборов. 19 Впервые на это явление обратил внимание Е.Г. Осокин, усмотрев в нем «первую мысль об отделении внешних таможен от внутренних». 20 И.М. Кулишер полагал, что «особой большой тамгой» назвалась пошлина, учрежденная в XVI в. специально для иностранцев. 21

Действительно, из царской грамоты двинским таможенным целовальникам (1588) следует, что в Архангельске «болшую таможенную пошлину» или «болшую тамгу» взимали исключительно с иностранцев и записи об этом фиксировались в особой таможенной книге (записи о взимании свальной и замытной, поворотной и анбарной пошлин производились в других таможенных книгах). 22 Однако можно предположить, что существовала и другая причина, побуждавшая к обновлению понятийного аппарата таможенного дела. Речь идет об утверждении в таможенной практике обычая начисления и взимания совокупных таможенных платежей, что не могло не отразиться в таможенном правосознании и нормах таможенного права. Отсюда представляется вероятным, что в состав упомянутой «болшой тамги» наряду с тамгой (рублевой пошлиной) 23 могли войти какие-то проезжие пошлины и сборы за предпродажное обслуживание, исключая «свальную», «замытную», «поворотную» и «анбарную» пошлины. 24

Уникальным источником, свидетельствующим об эволюции таможенного обложения в России, является таможенная книга Великого Новгорода 1610/11 г., отразившая ситуацию накануне шведской оккупации (июль 1611 г.). Она содержит ценнейшую информацию о внутренних таможенных сборах начала XVII в., принципах и размерах пошлинного обложения. 25

Документация таможенной книги свидетельствует о том, что еще задолго до введения единой рублевой пошлины на местах стремились к рационализации системы таможенных платежей. Так, в Новгороде в роли основного таможенного платежа в то время выступала «большая тамга». В зависимости от характера явленного товара (товаров) и местожительства торгового человека она имела свое особое название и фиксированный размер. Терминологическая конкретизация «болшой тамги» осуществлялась путем включения в каждое из ее видовых определений таких компонентов, как «поголовное», «узелцовое», «полозовое», «весовое», «порядное», за которыми прежде стояли особые пошлины. 26 К примеру, «большая тамга» в виде тамги и поголовного взималась с продажи скота, свежей рыбы, кожи, мехов, тканей, горшков, прочей кухонной утвари, сена, воска, дров, дегтя и многих других товаров. Ее размер с новгородских жителей не превышал 1% от продажной цены товара, зафиксированной в таможенной книге, с иногородних купцов — незначительно превышал 2%.

Читайте так же:  Форма приказа т 1 образец

Оплате тамгой и поголовным и полозовым подлежали фактически те же самые товары: кожа, шкуры, лен, хмель, пенька, вяленая рыба, животное масло, сыр и т. д. Как правило, основанием для наложения этой пошлины служила запись в таможенной книге о доставке товара на возах (санях). Как и в предыдущем случае, ее размер с новгородца не превышал 1% от таможенной стоимости. Остальные торговцы были вынуждены оплачивать привезенный товар 2-процентной пошлиной. Исключением здесь являлся хмель, ставка обложения которого иногда достигала 2.5%.

Соленая икра и рыба в бочках подлежали в одних случаях тамге и поголовному и полозовому, в других — тамге и поголовному и узелцовым пошлинам, в третьих — тамге и поголовному и полозовому и узелцовым пошлинам. При этом размер таможенного обложения новгородцев достигал 1% стоимости товара или незначительно превышал его. С иногородних купцов, привозивших на продажу рыбу бочечного посола, взималась пошлина в размере 2.5%.

С явленной на продажу соли взимались либо тамга и поголовное и полозовое, либо пошлины с включением «узелцового» компонента. Это отразилось в названии «болшой тамги», видовой разновидностью которой стала тамга и поголовное и полозовое и узелцовые пошлины. Размер этой пошлины с новгородца устойчиво превышал 1%, а с иногороднего купца — 3%.

В тех случаях, когда явленная соль поставлялась в лубах, рогожах, мехах и учитывалась в таможне не только как «меримый», но и как «весчий» товар (имела фиксированную массу в берковцах и пудах), с нее как бы дополнительно взимался весчий сбор, который также включался в совокупный оклад «болшой тамги». Последняя становилась тамгой и поголовным и Полозовым весом и узелцовыми пошлинами с купцов и продавца (в явочных записях новгородцев) или тамгой и поголовным и Полозовым и весом и узелцовым (в явочных записях иногородних купцов). Обычно размер пошлины с «весчей» соли, поставленной новгородцами, незначительно превышал 2%. При этом уплата ее возлагалась не только на продавца, но и на покупателя. Ставка же пошлинного обложения иногородних торговцев, осуществлявших поставку «весчей» соли в Новгород, превышала 4% от таможенной оценки.

Товаром особого рода являлся мед. «Большая тамга», которой он облагался, вместо «полозового» и «узелцового» включала «весовой», а также «порядный» («подрядный») компоненты. При всех обстоятельствах размер пошлинного обложения меда, привозимого на продажу новгородцами, постоянно превышал 2% таможенной стоимости и был самым высоким в сравнении с обложением других товаров. С иногородних торговых людей чаще взыскивалась тамга и поголовное и полозовое и с меду весу и порядное, размер которой обычно превышал 3%.

Товары, явленные иностранцами, в таможенном отношении ничем не отличались от товаров иногородних торговцев. Вина, краски, сукна, порох, бумага, ладан, квасцы, металлы и другие ничем не выделялись из общей номенклатуры привозимых в Новгород товаров и подлежали тамге и поголовному и полозовому, размер которого составлял чуть более 2%. 27

В повседневной практике таможенным головам и целовальникам, ведавшим сбором пошлин, постоянно приходилось иметь дело с партиями разнородных товаров, которые являлись одновременно. Можно предположить, что это сильно затрудняло при начислении «болшой тамги». 28 В то же время со взиманием замытной пошлины недоразумений никогда не возникало. При всех обстоятельствах ее размер устойчиво составлял 0.5% от таможенной оценки явленного товара (группы товаров), что позволяет установить средний размер «болшой тамги» в Великом Новгороде: средняя ставка последней с товаров, явленных новгородцами, составляла 1.15%, а с «приезжих людей» — 2.70%. 29

Прямые указания на характер и размер ставки «пошлины болшой», которая начиная с 40-х гг. XVII в. взималась в порубежном Архангельске, содержатся в царских грамотах, наказах и памятях на Двину (1649, 1654, 1659, 1667). Источники свидетельствуют, что она состояла из двух компонентов: во-первых, торговой пошлины с продажи товаров «не с весчих» (3%) и «весчих» (4%), и, во-вторых, единой пошлины за воженные, мостовые, дрягильские, анбарные и вообще за «всякие мелкие пошлины» со всех товаров (1%). Нетрудно подсчитать, что ставка «пошлины болшой» с продажи «невесчих» и «весчих» товаров в Архангельске достигла к тому времени 4—5% с цены. Она-то и была затем закреплена в Новоторговом уставе 1667 г. 30 Это подтверждается свидетельством Родеса о том, что еще до принятия Торгового устава 1653 г. в Архангельске взималось 4—5% с продажной цены привозных «невесчих» и «весчих» товаров. 31

Взималась ли «большая тамга» во внутренних городах страны? В любом случае, имеются основания утверждать, что уже в 1630—1640-х гг. московские таможенники применяли совокупные таможенные платежи. Только этим объясняется тот факт, что размер таможенного обложения импорта в русской столице составлял 4—5%. Согласно выписке из Приказа Большого прихода (1629), с товаров, явленных в Московскую таможню торговыми иноземцами, взимались пошлины «с товару с невесчего, с сукон, с камок, с жемчугу, с ефимков с рубля по осьми денег (4%. — М.Ш.), а с весчих со всяких товаров пошлин емлют по десяти денег (5%. — М.Ш.), да подужного, на котором возу товар привезут, емлют по гривне, да писчего и хереного с статьи по два алтына по четыре деньги. ». 32 Имеются свидетельства и самих иностранцев о взимании в русской столице пошлин с продажи «невесовых» товаров в размере 4%, а «весовых» — 5%. 33

Как можно заметить, еще задолго до принятия Торгового устава 1653 г. в России складывались предпосылки к превращению многочисленных таможенных сборов, появившихся в период удельной раздробленности, в единую рублевую пошлину, ставшую с середины XVII в. основным таможенным платежом в Русском государстве.

1. Тихонов Ю.А. Таможенная политика. С. 268.

2. Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457. Порой среди весчих товаров упоминается хмель.

3. См.: Тихонов Ю.А. Таможенная политика. С. 267—270.

5. ААЭ. Т. 3. № 241. С. 360—361.

6. Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457.

7. См.: ААЭ. Т. 1. № 14; СГГиД. Ч. 1. № 76, 77, 88, 89, 119, 120.

8. Сергеевич В.И. Лекции. С. 471.

9. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 102; Беляев И.Д. Рец. на кн. Е.Г. Осокина. С. 64.

10. Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг. С. 72; Николаева А.Т. Отражение. С. 259, 261.

11. Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457. Более того, свальное зачастую комбинировалось с другими сборами, которые в прежнее время взимались независимо друг от друга. Так проявились пошлины: свалу и явки, свалу и отвозу, пошлин и свалу и явки, пошлин и свалу и явки и отвозу, свалу и полозовщины, с воза свалу и повороту, повороту и свалу, весу и свалу, записки и на бумагу, рублевого и весу, свалу и замыту, гостиного, записки и на бумагу, свалу и номеру и за откуп коморного и др. (см.: Там же; Памятники южновеликорусского наречия. С. 81—259).

12. Шемякин А.И. История таможенного дела. Приложение № 16. С. 183.

13. Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457.

14. Кордт В.А. Очерк сношений. С. 270; Отчет нидерландских послов. С. 97—99.

16. См.: Курц Б.Г. Состояние России в 1650—1655 гг. по донесениям Родеса. М., 1914. С. 131—132, 175, 177; Кордт В.А. Очерк сношений. С. 270—271. При отправке русских товаров из Москвы в Архангельск и дальше за границу иностранец избавлялся от уплаты пошлины, если стоимость вывозных товаров не превышала цены ввезенных. В противном случае излишние товары оплачивались пошлиной в размере 4—5%. Кроме того, за проезд от Москвы до Вологды полагалось заплатить «узолки» (3 коп. с воза), «мыт» (6 коп. с воза), «проезжую» (12 коп. с воза) и «грузовую» пошлину в Холмогорах в размере 0.5% (Курц Б.Г. Состояние России. С. 175, 177, 179).

17. Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска // Морской сборник. 1889. № 10. С. 133.

18. Демкин А.В. Западноевропейское купечество. Вып. 1. С. 61. Можно согласиться с А.В. Демкиным в том, что норма предельного таможенного обложения в первой половине XVII в. действительно составляла 7—8%. Однако она достигалась путем арифметического сложения ставок «проезжей пошлины» с иностранцев (1.5—2%), «рублевой пошлины», которую им приходилось платить в Москве (4—5%), и сохранявшихся проезжих и других мелочных сборов.

19. См.: Уставная таможенная грамота двинским таможенным целовальникам 1588 г. С. 410.

20. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 106.

21. Кулишер И.М. История. С. 181. Косвенным подтверждением этой версии служит тот факт, что в самой ранней из обнаруженных к настоящему времени Двинских таможенных грамот — Двинской уставной таможенной грамоте 1560 г., — характеризующей ситуацию на начальный период освоения торговыми иноземцами сухоно-двинского пути, отсутствует всякое упоминание о взимании «болшой тамги» (см.: Чаев Н.С. Двинская уставная таможенная откупная грамота. С. 199—203).

23. Ссылаясь на сведения иностранцев, А.В. Демкин указывает, что в Архангельске с 80-х гг. XVI в. «пошлина составляла 1.5—2% (в зависимости, вероятно, от того, был ли товар весчим, или не весчим)» (Демкин А.В. Западноевропейское купечество. Вып. 1.С.61).

24. Для сравнения, в Холмогорах иностранные купцы (кроме пожалованных англичан) должны были платить с продажи своих «невесчих» товаров 2%. Дополнительно с них взимались замытная, весчая (с «весчих товаров»), судовая проезжая пошлины, посаженное, поголовно е и некоторые другие таможенные сборы (ААЭ. Т. 1. № 338).

25. Таможенные книги Великого Новгорода 1610/11 и 1613/14 годов/Под ред. В.Л. Янина. СПб., 1996.

26. Отдельно от «болшой тамги» взимались лишь замыт, поворотное, проезд и анбарное.

27. См.: Шумилов М.М. Русские таможенные пошлины С. 56—61.

28. Иногда таможенники отдельно фиксировали цену меда и соли — товаров, особо рентабельных в таможенном отношении. При этом, однако, «большая тамга» начислялась со всей товарной партии.

29. Таможенные книги Великого Новгорода. С. 84, 199; Шумилов М.М. Русские таможенные пошлины. С. 59.

30. ААЭ. Т. 4. № 111. с. 152; ДАИ. СПб., 1848. Т. 3. № 55. С. 185—186; № 116. С. 406; 1853. Т. 5. № 40. С. 181; Изюмов А.Ф. Размеры русской торговли XVII века через Архангельск в связи с необследованными архивными источниками // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 6. С. 257.

31. Курц Б.Г. Состояние России. С. 175, 177.

33. Кордт В.А. Очерк сношений. С. 271; Курц Б.Г. Состояние России. С. 131, 177.

Рубрики: Без рубрики