Договор перевозки по чартеру

§ 4. Договор фрахта (чартера)

Сфера применения. Определение. Отграничение от договора аренды. Юридическая природа. Порядок заключения и форма.

1. Наиболее часто такой договор используется в туристической отрасли, когда туристические компании заключают договоры чартера с авиакомпаниями в целях доставки туристов в курортные города (Турции, Египта и др.).

2. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Статья 211 КТМ дает следующее определение договора фрахтования судна без экипажа, так называемого бербоут-чартера.

По договору фрахтования судна без экипажа судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

3. Договор фрахтования законодателем отнесен к транспортным договорам, хотя существо рассматриваемого обязательства имеет весьма близкое сходство с арендными правоотношениями (договором аренды транспортного средства, в том числе и с экипажем). Различие носит непринципиальный характер и сводится к цели соглашения. Так, по договору аренды транспортное средство, например воздушное судно, поступает во владение и пользование арендатора, который сам его эксплуатирует. Законодатель в ст. 787 ГК РФ указывает цель договора фрахтования, которая является его квалифицирующим признаком, — совершение одного или нескольких рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

4. Договор фрахтования (чартер) является:

5. Согласно ст. 787 ГК РФ порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Так, согласно требованиям КТМ любой договор чартера, как с экипажем, так и без него, должен быть заключен в письменной форме (ст. 201, 214 КТМ).

Договор фрахтования

Обратившись к истории можно увидеть, что договор фрахтования появился в эпоху Средневековья, и был предшественником договора о страховании груза. В дальнейшем появилось две разновидности договора фрахтования: одна по-прежнему была связана с арендой, а вторая стала неотъемлемой частью перевозки груза.

Что собой представляет договор фрахтования?

Договор фрахтования (чартер) является разновидностью договора перевозки. Данный договор обязывает обе стороны, являясь консенсуальным и возмездным. Фрахтоваться могут как принятые на борт грузы, так и пассажиры с их багажом. У этого договора есть ряд особенностей и одна из них – это то, что фрахтователь может возложить на перевозчика обязанность предоставления конкретного транспортного средства для перевозки или какой-то части его вместимости. В том случае, когда договором регламентируется конкретное транспортное средство, замена его без согласия фрахтователя будет невозможна. Также безусловным преимуществом является то, что в отличие от линейных перевозок, где график устанавливается непосредственно перевозчиком, при договоре фрахтования появляется возможность договориться и утвердить маршрут, сроки перевозки и/или места для погрузки груза, учитывая нужды и требования фрахтователя.

В настоящий момент, законом не лимитируются виды транспортных средств, к которым применим договор фрахтования. В то же время исторически сложилось, что подобное соглашение применяется при речных, морских и воздушных перевозках.

Как уже упоминалось выше, договора фрахтования позволяет арендовать транспорт частично или целиком под перевозку грузов или пассажиров с багажом. Следовательно, согласно договору, перевозчик не может в одностороннем порядке принимать решения по перевозке прочих пассажиров или товаров. В случае несогласия фрахтователь может потребовать снять с перевозки не заявленные грузы или пассажиров. Если перевозчик нарушает договоренности по этим пунктам договора и отказывается устранить их, заказчик вправе обратиться с требованием по расторжению договора (ст. 450 ГК). Если владелец морского транспортного средства отказывается освободить судно (его часть) от не заявленного перовозимого груза, фрахтователь может требовать соответствующего снижение по оплате фрахта и компенсации убытков (ст. 137 КТМ).

Договор фрахтования в части предоставления заказчику места под перевозку напоминает аренду транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Но в случае с договором фрахтования – это не предусматривает возможность владения и пользования зафрахтованным транспортом. Такой вид договора оставляет за владельцем права, связанные с эксплуатацией во время перевозки.

Сторонами договора фрахтования являются перевозчик и фрахтователь. Заключая такой вид договора права и обязанности фрахтователя схожи с теми, которые получает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Предусматривается возможность заключения договора фрахтования, в котором выгодоприобретателем будет третье лицо – грузополучатель.

При заключении договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь берет на себя ответственность за организацию перевозки группы пассажиров (как правило такие договоры заключаются туристическими операторами). Пассажиры, не являясь участниками данного договора, защищены гарантиями, предоставляемыми согласно ГК и транспортным законодательством. При возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу вся ответственность лежит на перевозчике. Кроме того, в случае ненадлежащего осуществления перевозки, пассажиры могу предъявлять требования к перевозчику с отсылкой на закон о защите прав потребителей.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Отличительная черта договоров фрахтования на морском транспорте – это то, что к заключенному в письменной форме договору прилагается коносамент (ст. 117 КТМ). Все условия, регулирующие отношения двух сторон (фрахтовщика и фрахтователя) регулируются заключенным договором фрахтования. Если по условиям имеется отсылка в коносаменте, то они становятся обязательными. При отсутствии подобной отсылки взаимоотношения двух сторон договора регулируются коносаментом. Существует еще одна особенность: оформление договора фрахтования для перевозки на морском транспорте происходит соответственно одной из стандартных форм (проформ). На данный момент существует порядка 200 подобных форм. Все они разработаны для перевозки различных товаров.

Российское законодательство не предъявляет требований к содержанию договора фрахтования. Поскольку договор фрахтования является одной из разновидностей условий перевозки, все существенные условия договора определены принятыми положениями о договоре перевозки, с поправкой на соглашение о предоставлении вместимости транспортного средства (всей или части). Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи судна для погрузки.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения перевозки или направления судна. По договоренности в чартер можно включить и другие условия.

Виды договора фрахтования

Существуют следующие виды морского фрахтования:

договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);

договор фрахтования судна на время (тайм-чартер).

По договору фрахтования судна без экипажа владелец обязан за обговоренную стоимость (фрахт) обеспечить фрахтователю судно без экипажа, для перевозки грузов, пассажиров или для других задач (ст.211 Кодекса Торгового мореплавания).

По договору фрахтования судна на время владелец должен за обговоренную оплату (фрахт) обеспечить фрахтователю судно, укомплектованное экипажем, на обговоренный период, для осуществления перевозки груза, пассажиров или прочего. (ст.198 Кодекса Торгового Мореплавания)

Разница этих двух вариантов абсолютно ясна. Оба вида договора заключаются для осуществления перевозки, только в первом обеспечивается только судно, во втором – судно с персоналом.

В случаях, когда по договоренностям сторон не предусмотрены другие условия, применяются статьи 199 и 212 кодекса торгового мореплавания, установленные в главах 10 и 11.

Существенными условиями тайм-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

время, место передачи и возврата судна;

срок действия контракта.

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ)

Существенными условиями бербоут-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

время, место передачи и возврата судна;

срок действия контракта;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ).

Договор фрахтования и договор аренды: в чем разница

Основной правовой вопрос договора фрахтования – очень спорный. Главная проблема заключается в несовершенстве действующей законодательной базы. В ГК РФ договору фрахтования уделяется очень мало внимания. В сущности, ему посвящена всего лишь одна статья. В тоже время, у различных транспортных уставов и кодексов нет единой базы для оптимизации правовых норм в этой сфере правового регулирования, чем и провоцируют поводы для дискуссий.

Долгие годы, особенно в последнее время, регулярно обсуждается вопрос что такое чартер – договор оказания услуг по перевозке либо аренда имущества. Если формулировать вопрос точнее, то его смысл будет заключаться в том, что же такое договор фрахтования – услуги по перевозке или это один из вариантов аренды транспортных средств(тайм-чартер)? В действующем гражданском кодексе договор фрахтования включен в главу 40 «Перевозка», что в свою очередь относит его к категории оказания услуг. Кроме того, суть и того, и другого договора заключается в экономической выгоде от перевозки товаров из пункта А в пункт Б.

Однако, чартерные перевозки имеют отличия и от договора перевозки, и от договора перевозки пассажиров. В условия договора фрахтования, может входить не только лишь перевозка грузов, но и перевозка пассажиров. Помимо этого, из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования. В определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10 мы можем прочесть, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным. Именно это определение не дает права истцу требовать в судебном порядке заключение договора, в том виде, который предусматривает статья 445 ГК РФ.

Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Мы не будем давать оценку этой позиции договора. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.

В современном транспортном законодательстве эти взгляды получили развитие. В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Подробно рассмотрев очень важные аспекты и нюансы такого вида договорных отношений главным остается ответ на вопрос: услуга фрахтования – что это? Договор фрахтоварния и его предметом считаются обязанности фрахтовщика (грузоперевозчика) перед фрахтователем (заказчиком) за оплату всей или части вместимости одного или более транспортных средств для перевозки товаров, пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. (ст. 787 ГКРФ). Такая формулировка вызвала много споров. Не точное определение «вместимость транспортных средств» была воспринята с имуществом, то есть с транспортными средствами, в результате чего была квалифицированна к разновидности договора аренды. Зачастую услуги по перевозки (фрахтованию) квалифицируют как аренду не запланировано – ошибочно.

Фрахтование – это разновидность услуг по перевозке, транспортировке, но не аренде транспортного средства, разница максимально прослеживается в морском законодательстве. Есть четкое определение, что российское законодательство не принимает договор фрахтования на рейс, а только два вида морской перевозки. Так же регламентируется, что договор морской перевозки грузов имеет право быть заключен при соблюдении следующих условий: предоставления всего судна, его части, или определенных судовых помещений (чартер). Исходя из презумпции соответствия положений КТМ РФ ст. 787 ГК РФ стоит обратить внимание на тот факт, что и в других видах транспорта, фрахтование и перевозка будут как минимум не разделенными понятиями.

Против чартера договора аренды есть еще один фактор. Фрахтователем может быть покупатель, при уточнение некоторых условий в договоре. В таком варианте продавец товара должен осуществить перевозку товара до судна и обеспечить погрузку товара на борт зафрахтованного покупателем транспорта, по факту выступить отправителем. Перевозчик выдает отправителю коносамент на предъявление для перевозки товара. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком только за несвоевременное предъявление груза несвоевременную перевозку до места погрузки или другие недостатки до момента окончания погрузки. Договор заключенный между покупателем и перевозчиком в таком случае будет – договор фрахтования.

Договор фрахтования: заключение и особенности

Важные нюансы, которые требуют внимания при заключении договора фрахтования:

1. Фрахтователь: правоспособность, адрес, средства, полномочия представителя

При составлении договора фрахтования с клиентом необходимо уточнить, есть ли у него право на заключение таких договорных отношений. Проверить это можно запросив копии учредительных документов (Устава и свидетельство регистрации), которые необходимо прикрепить к Вашему договору до момента выполнения всех обязательств по нему. При отсутствии такой возможности (дистанционное заключение договора), фрахтователь должен указать все необходимые сведения из учредительных документов.

Чтобы избежать возможных сложностей коммуникации с фрахтователем в период перевозки и исполнения обязательств по договору фрахтования, обязательно должно быть зафиксировано максимально возможное количество средств коммуникации между сторонами (фактический, юридический, почтовый адреса, и прочие средства связи). Так же рекомендуется добавить в договор фрахтования пункт обязывающий фрахтователя сообщать об изменении адреса, при нарушении которого, уведомления перевозчика будут считаться полученными при доставке их по указанным адресам указанным в договоре фрахтования.

Читайте так же:  Агентский договор на поиск подрядчика

Серьезным пунктом является определение платежеспособности фрахтователя. В наше время регулярно суда оформляют в аренду для осуществления перевозки или добычи при условии оплаты фрахта из прибыли, полученной от использования судна. Во-первых, даже честный фрахтователь в Российских реалиях при учете всех факторов работы в море не может быть уверен, получит ли прибыль и в каком размере. Наилучший способ гарантировать исполнение выгод судовладельца – предоплата фрахта. В случаях, когда нет такой возможности, стоит обратить внимание на другие способы обеспечения обязательств. Перечень таких способов можно изучить в ст. 329 ГК РФ, один из вариантов, исполнение обязательств может быть гарантированно неустойкой, залогом, обеспечением имуществом должника, поручительством, банковской гарантией или любим другим способом предусмотренном законом или договором.

Так же требуют тщательного изучения полномочия лица, который подписывает договор фрахтования. Зачастую уставные документы дают право представлять интересы организации без доверительных документов от имени генерального директора организации, такое лицо как правило, одно. Другие же представители могут действовать только на основании доверенности, выданной и оформленной с соблюдением всех требований. Должны быть четко прописаны полномочия доверенного лица, сроки доверенности, возможность передоверия прав на основании доверенности, при наличии возможности передоверия. Доверенность, выданная в вышеупомянутом порядке должна быть нотариально удостоверена. Согласно ст. 183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается совершенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Для предупреждения неприятных ситуаций, судовладельцу нужно обязательно хранить оригиналы всех документов, заверенные копии доверенностей представителя фрахтователя на период действия договора фрахтования и вплоть до полного выполнения всех обязательств по нему.

2. Законность заключения договора

Статьей 168 ГК РФ, предусматривается возможность оспорить законность сделки, которая была заключенна с несоответствием закону. Следовательно, при составлении договора фрахтования, впрочем как и любого другого договора, необходимо удостовериться в отсутствие ограничений прав сторон нормативными актами. Перед заключением договора фрахтования необходимо получить согласие компетентных органов. Департамент Морского Транспорта, Роскомрыболовство и прочие выдают свое одобрение на заключение договора аренды судна на условиях бербоут-чартера. Ограничения также могу быть связанны с отсутствием у судовладельца необходимых лицензий и разрешений. В спорных ситуациях заинтересованное лицо может сослаться на незаконность сделки и требовать в судебном порядке признать ее недействительной. Нарушение действующего законодательства и валютном регулировании, охране природы и прочее, при включении таких пунктов в договор, так же влечет за собой недействительность договора. Признание судом сделки незаконной или недействительной пагубно отражается на выгодах судовладельца, когда тот уже в свою очередь выполнил свою часть обязательств. Учитывая все эти риски судовладельцам необходимо очень тщательно проверят условия сделки на предмет ее законности и соответствию всем правовым документам, особенно когда речь идет о крупных заказах на долгий период. Нарушение согласно законодательству, в договоре фрахтования судна на условиях бербоут-чартера несет за собой отказ в регистрации судна в Морской администрации.

3. Арендная ставка, порядок и сроки уплаты, штрафные санкции, зачет, возможность применения права залога на груз

Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе. Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректные понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах. Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.

Бывают случаи, когда фрахтователь в одностороннем порядке производит удержание из суммы фрахта, причитающаяся судовладельцу. Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты. То же касается и возможности залога груза: судовладелец имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Этот способ имеет много сложностей, согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается судовладельцу. Предположим если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно. Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.

Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона.

Договор перевозки по чартеру

Договор перевозки груза

Содержание материала

Понятие договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, но это от­нюдь не означает, что он занимает центральное место в системе транс­портных договоров. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации пере­возок грузов перевозка их отдельной партии выглядит скорее в каче­стве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вы­текающего из договора об организации перевозок.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

По своей юридической природе он относится к двусторонним и ре­альным договорам, заключаемым в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик от­носится к транспорту общего пользования ( ст. 789 ГК), плата за пере­возку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в по­рядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза

  • транспортной накладной,
  • коносамен­та или
  • иного документа на груз,

предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Оформление договора перевозки груза железнодорожным транспортом

При перевозках грузов железнодорожным транспортом наклад­ная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровожда­ет груз на протяжении всего пути его следования, а также докумен­том, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответст­вующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.

Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достовер­ность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную наклад­ную, а железные дороги вправе выборочно проверять их соответствие данным, внесенным грузоотправителями в накладные ( ст. 27 УЖТ).

Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках ( ст. 67 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозки груза ( ст. 105 ВК).

Оформление договора морской перевозки груза

Оформление договора морской перевозки груза зависит от его ви­да: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.

Коносамент

Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманской расписки. Отправитель гарантирует перевоз­чику достоверность данных, предоставленных для включения в коно­самент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных (п. 2 ст. 14 2 КТМ).

Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) ( ст. 143 ГК). В этом качестве он должен иметь ряд обязательных реквизитов, содержащих сведе­ния:

  • о перевозчике, отправителе и получателе груза;
  • о портах отгрузки и выгрузки;
  • о характеристике и состоянии груза и его упаковки;
  • о размере фрахта;
  • о времени и месте выдачи коносамента и числе его оригиналов.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные дан­ные и оговорки. Коносамент подписывается перевозчиком или дейст­вующим от его имени лицом (например, капитаном судна).

Коносамент как ценная бумага может быть выдан

  1. на имя опреде­ленного получателя (именной коносамент),
  2. по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо
  3. на предъявителя (предъ­явительский коносамент).

В зависимости от вида коносамента права по нему передаются по правилам об уступке требования, по именным или бланковым передаточным надписям либо посредством простого вручения ( ст. 148 КТМ). Вместе с передачей коносамента к его ново­му держателю переходят и права, связанные с распоряжением грузом. Грузоотправитель, заключивший договор с перевозчиком, имеет пра­во распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо до передачи коносамента получателю или третьему лицу, о чем отправитель дол­жен уведомить перевозчика (ст. 149 КТМ).

Чартер

Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки , т.е. представляет собой дого­вор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки ( ст. 12 0 КТМ).

При перевозке груза по чартеру также составляется коносамент, кото­рый определяет отношения мевду перевозчиком и получателем, не являю­щимся стороной договора перевозки груза. Для получателя условия чартера обязательны только в том случае, если на них имеется ссыпка в коносамен­те (ст. 119 КТМ). На основании ст. 121 КТМ допускается уступка прав по чартеру: фрахтователь с согласия перевозчика вправе уступить свои права по договору морской перевозки груза третьему лицу, причем оба они несут солидарную ответственность перед перевозчиком за неисполнение обяза­тельств, вытекающих из договора морской перевозки груза.

Договор фрахтования (чартер)

В практике торгового мореплавания такие договоры, как правило, заключаются, когда возникает потребность в перевозках значительного количества однородных грузов, например цемента, зерна, сжиженного газа, нефти, леса и т.п. Перевозки грузов по договору фрахтования (чартеру) осуществляются обычно в трамповом судоходстве, характеризующемся нерегулярностью рейсов, отсутствием расписания движения судов. По своей правовой природе этот договор является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям и надлежащего оформления. К таким условиям относятся: название, тип судна, его тоннаж либо вместимость выделенной части судна или определенных судовых помещений; род, вид и масса груза; размер фрахта; наименование места погрузки и места назначения или направления судна.

Он относится к числу взаимных и возмездных договоров.

Сторонами договора являются фрахтовщик в лице перевозчика и фрахтователь. Фрахтователь – это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Читайте так же:  Претензия продукты питания

Содержание договора. Обязанности и права перевозчика урегулированы КТМ достаточно подробно. Договор фрахтования (чартер) в отличие от других договоров перевозки груза является одним из оснований возникновения обязательства по подаче перевозчиком под погрузку транспортного средства, так как имеет консенсуальный характер [1] .

В соответствии с законом транспортное средство должно быть исправным, пригодным для перевозки соответствующего груза. В КТМ исправность морского судна обозначена специальным термином – «надлежащее мореходное состояние судна». Перевозчик обязан до начала рейса привести судно в мореходное состояние. Это значит, что необходимо обеспечить его техническую годность к плаванию: его агрегаты и механизмы должны быть технически исправны, а судно пригодно для совершения рейса соответствующей продолжительности и дальности. Перевозчик обязан надлежащим образом снарядить судно и снабдить всем необходимым. Речь идет о снаряжении его такелажем, необходимым оборудованием и приспособлениями, позволяющими осуществлять погрузку и выгрузку груза, его надежное крепление. Что касается вопросов снабжения, то это прежде всего обеспечение достаточным количеством топлива, других горюче-смазочных материалов, продуктов питания для экипажа, воды и т.п.

Перевозчик должен позаботиться: об укомплектовании судна квалифицированным экипажем (при этом должны быть соблюдены требования о минимальном составе экипажа, достаточном для обеспечения безопасности плавания); об укомплектовании судна лицами, годными к выполнению возлагаемых на них обязанностей по состоянию здоровья; о занятии таких должностей, как капитан судна, старший помощник капитана судна, старший механик и радиоспециалист только лицами, имеющими российское гражданство.

Обязанностью перевозчика также является приведение трюмов и других помещений судна, в которых будет размещен груз, в состояние, обеспечивающее надежный прием, перевозку и сохранность груза.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение перечисленных обязанностей влечет за собой ответственность перевозчика. И хотя КТМ прямо ее не закрепляет, а тем более не устанавливает конкретных санкций, тем не менее он содержит указания на обстоятельства, при наличии которых перевозчик не песет ответственность за немореходное состояние судна и тем самым презюмирует ее наступление в случае отсутствия этих обстоятельств. Согласно п. 2 ст. 124 КТМ перевозчик не несет ответственность за немореходное состояние судна, если докажет, что оно было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

Если технические проблемы с судном возникли после начала погрузки груза, перевозчик обязан заменить его на другое судно. В иных случаях замена определенного судна, на котором должен быть груз, на другое возможна только с согласия фрахтователя.

Ряд обязанностей перевозчика связан с подачей судна под погрузку. Прежде всего он обязан подать транспортное средство в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. Но в тех случаях, когда порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.

Другой обязанностью перевозчика, связанной с предыдущей, является подача судна в указанное фрахтователем место погрузки груза. Она выполняется при условии, что такое место является безопасным.

В случаях же, когда фрахтователем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки, перевозчик вправе подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту.

Возможна ситуация, когда фрахтователь требует, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки за его счет. Таким правом он наделен абз. 2 п. 1 ст. 127 КТМ. Перевозчик должен выполнить это требование, но при условии, что предложенное место является безопасным и пригодным для погрузки груза.

Еще одна группа обязанностей перевозчика касается соблюдения временных параметров подачи судна для погрузки груза и отправления его в плавание. Прежде всего, он должен подать судно в обусловленный чартером срок. Последствия невыполнения этой обязанности весьма ощутимы для перевозчика. Фрахтователь вправе отказаться от договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков (ст. 128 КТМ). Однако, как и в случае с автомобильным законодательством, таким же образом регулирующим аналогичную ситуацию [2] , КТМ не допускает незначительного опоздания подачи судна под погрузку, не влекущего для перевозчика указанных негативных последствий, а устанавливающего определенные штрафные санкции. Этот пробел в морском законодательстве может привести на практике к использованию данного нарушения обязанности в качестве формального повода для расторжения договора, который по тем или иным причинам на тот момент не устраивает фрахтователя, а иногда и самого перевозчика.

В дополнение к обязанности подачи судна в обусловленный срок для погрузки груза перевозчик должен в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление подается только в случае, если судно находится в порту или в обычном для данного порта месте ожидания.

Регламентирован вопрос о времени подачи перевозчиком письменного уведомления. День и час подачи определяется соглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, стороны руководствуются временем, установленным обычаем данного порта. Информация о времени готовности судна к погрузке является ориентиром для завершения подготовки груза к погрузке (сосредоточению в месте погрузки, подгруппировке и т.п.).

КТМ урегулированы последствия неготовности судна к погрузке груза в указанное в уведомлении время. В таких случаях «уведомление о готовности судна к погрузке груза считается неподанным и убытки, причиненные в связи с этим фрахтователю, подлежат возмещению перевозчиком» (п. 3 ст. 129). Приведенная норма противоречит элементарной логике и, как следствие, не даст правильного ответа на вопрос: за какое нарушение обязательства должен отвечать в этой ситуации перевозчик – за неподготовленность судна к погрузке или за неподачу уведомления о готовности судна к погрузке? К тому же непонятно, каким образом можно и следует

считать уведомление неподанным, если оно подано, более того, подано в материализованном (письменном) виде?

Если все же исходить, как указано в законе, из того, что уведомление о готовности судна к погрузке груза не подано фрахтователю, то каким образом оценивать неготовность судна к погрузке в указанное в уведомлении время, если уведомления нет, а следовательно, не определено время готовности судна для выполнения погрузочных работ?

И последнее. Если перевозчик не подготовил к указанному времени судно к погрузке груза, то почему он должен нести ответственность не за это неисполнение обязательства, а за мнимую неподачу уведомления о готовности судна к погрузочным работам?

На все поставленные вопросы мы не найдем ответа. Таким образом, нет никаких правовых оснований подменять одно нарушение обязательства перевозчика другим, которое им не было совершено. Перевозчик должен нести ответственность за неподготовленность судна к погрузке в установленное время.

Для обеспечения нормального процесса выполнения погрузочных работ стороны договора своим соглашением определяют время, отводимое под погрузку груза, т.е. сталийное время. Это срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей. Оно исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после уведомления о готовности судна к погрузке груза. В соответствии с КТМ в сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке (п. 3 ст. 130). Но время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время.

В тех случаях, когда погрузка груза предшествует началу течения сталийного времени, фактически затраченное время на выполнение погрузочных работ засчитывается в сталийное время.

Перевозчик обязан держать судно под погрузкой в течение всего сталийного времени. Более того, если оно закончилось, а весь груз не погружен на судно, стороны могут своим соглашением установить дополнительное время ожидания. Оно именуется контрсталийным временем. В тех же случаях, когда такое соглашение сторонами не заключалось, продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки. В отличие от сталийного времени оно исчисляется не в рабочих, а в календарных днях. Отсчет контрсталийного времени в днях, часах и минутах начинается с момента окончания сталийного времени.

Следовательно, в контрсталийное время включаются воскресные и официально установленные праздничные дни, а также объявленное нерабочим в порту время. Кроме того, в него включается время перерывов в погрузке груза, вызванных непреодолимой силой или гидрометеорологическими условиями, которые создают угрозу сохранности груза либо препятствуют его безопасной погрузке.

И только время, в течение которого погрузка груза не проводилась по зависящим от перевозчика причинам, не включается в контрсталийное время.

Нахождение судна под погрузкой в течение контрсталийного времени, которое именуется в КТМ как простой (ст. 132), оплачивается перевозчику в размере, определенном соглашением сторон, а при его отсутствии – согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. Если же они не предусмотрены в данном порту, размер платы за простой судна в течение контрсталийного времени определяется расходами на содержание судна и его экипажа в указанный период. В целом размер платы, причитающейся за простой судна в течение контрсталийного времени, называется демереджем.

В порядке ускорения выполнения погрузочных работ стороны могут заключить соглашение, устанавливающее выплаты перевозчиком вознаграждения фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени, – диспач. Если такое соглашение отсутствует, сумма диспача исчисляется в размере одной второй платы за простой (ст. 133 КТМ).

По истечении контрсталийного времени перевозчик вправе отправить судно в плавание, если даже не весь груз погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. Это не влияет на величину оплачиваемого фрахта, т.е. за перевозчиком сохраняется право на получение полного фрахта. Следует отметить, что в случае, если по истечении контрсталийного времени не весь груз погружен на судно по причине, зависящей от перевозчика, он не вправе отправить судно в плавание.

По-разному законодатель регулирует вопрос о приеме груза в случаях предоставления для перевозки всего судна или его части. Если для перевозки груза предоставлено все судно, то перевозчик не вправе отказаться от приема груза, доставленного до окончания сталийного или контрсталийного времени, при наличии соглашения о таком времени, даже если принятие и укладка груза могут задержать судно свыше установленного времени.

Другое правило действует в случае предоставления для перевозки груза не всего судна, а только его части или отдельных судовых помещений. В этой ситуации перевозчик имеет право до истечения сталийного или контрсталийного времени, при наличии соглашения сторон о таком времени, отказаться от приема груза, который вследствие предъявления с опозданием может быть погружен на судно надлежащим образом и без ущерба для остального груза только при задержке судна. При этом перевозчик не теряет права на получение полного фрахта.

Иногда на практике фрахтователь не успевает выполнить погрузку всего груза на судно и в отведенное контрсталийное время. В таких случаях стороны обычно заключают соглашение о завершении погрузочных работ по истечении контрсталийного времени. При этом фрахтователь возмещает перевозчику причиненные убытки, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.

Еще одна обязанность перевозчика, касающаяся времени отправки судна в плавание, связана с досрочным его отправлением по требованию фрахтователя (если ему предоставлено для перевозки груза все судно) независимо от того, завершена погрузка груза или нет. В этом случае фрахтователь полностью оплачивает перевозчику указанный в договоре фрахт.

Следующая группа обязанностей перевозчика связана с выполнением требований, касающихся обращения с грузом. С момента принятия груза для перевозки и до момента его выдачи перевозчик «надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его» (п. 1 ст. 150 КТМ). В случае если груз требует особого обращения, о чем имеются указания в договоре перевозки и на грузовых местах, перевозчик должен строго соблюдать эти указания.

Выполняя перевозку, перевозчик обязан следовать по маршруту, который определен договором, а при отсутствии в нем такого пункта – осуществлять перевозку обычным маршрутом. В обязанность перевозчика входит также соблюдать установленный сторонами срок перевозки груза. Если же соглашение об этом отсутствует, то он должен доставить груз в срок, «который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств» (ст. 152 КТМ).

На завершающем этапе перевозочного процесса перевозчик выполняет обязанности по вручению груза получателю, а в установленных случаях – по сдаче его на хранение. Вместе с тем он имеет ряд прав, в том числе право на возмещение всех понесенных расходов, право удержания груза, его реализации.

По прибытии судна в порт назначения перевозчик уведомляет получателя о доставке в его адрес груза, после чего следуют действия обеих сторон по определению места разгрузки и подаче к указанному месту судна, а также его разгрузке.

Обязанности и права по вручению груза. Если при вручении груза получателю обнаруживается или предполагается утрата либо повреждение груза, то перевозчик и получатель должны предоставить друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи получателю. Связанные с этим расходы несет тот, кто потребовал его осмотра или проверки. В том случае, когда в результате проведенного по требованию получателя осмотра груза или проверки его состояния установлены утрата или повреждение груза, ответственность за которые несет перевозчик, расходы на осмотр груза или проверку его состояния возмещает перевозчик.

Читайте так же:  Фундамент учебное пособие

Перевозчик имеет право на возмещение и иных понесенных расходов. Ему должны быть оплачены простой судна в портах погрузки и выгрузки, а также внесенный аварийный взнос в случае общей аварии.

В целях обеспечения расчетов за перевозку груза перевозчик вправе удерживать груз до уплаты всех причитающихся сумм. В случае если груз сдан на хранение на склад, не принадлежащий получателю, перевозчик сохраняет право удержания груза только при условии немедленного уведомления об этом владельца склада. Как указано в законе, требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются за счет его стоимости при продаже в установленном порядке. Но если суммы, вырученной от продажи, недостаточно для покрытия расходов и других причитающихся перевозчику сумм, то он вправе взыскать недополученную сумму с фрахтователя (ст. 160 КТМ).

Необходимо иметь в виду, что после выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требовать от фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, при условии, что перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам.

Обязанности и права по сдаче груза на хранение. В установленных случаях перевозчик обязан сдать груз на хранение. Порядок сдачи его на хранение по прибытии в порт назначения зависит от того, перевозился ли груз с предоставлением всего судна или нет. Если для перевозки было предоставлено не все судно и в порту выгрузки получатель не востребовал груз или отказался от него либо так задержал его прием, что груз не мог быть выгружен в установленное время, перевозчик вправе сдать его на хранение на склад или в иное надежное место за счет и на риск управомоченного распоряжаться грузом лица с уведомлением об этом фрахтователя, а также получателя.

Иные правила сдачи груза на хранение действуют в случае предоставления для перевозки всего судна. Они заключаются в том, что в этой ситуации выгрузка и сдача груза на хранение осуществляются перевозчиком по истечении сталийного или контрсталийного времени и при условии, если в течение сталийного и контрсталийного времени не поступило иное распоряжение фрахтователя либо управомоченного распоряжаться грузом лица. При этом время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой с вытекающими для фрахтователя последствиями.

В случае если при невостребованности груза в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки фрахтователь либо управомоченное распоряжаться грузом лицо не уплатит перевозчику все причитающиеся платежи, перевозчик вправе продать сданный на хранение груз в установленном порядке.

При распределении суммы, вырученной от продажи груза, действуют правила, аналогичные правилам, регулирующим право перевозчика удерживать груз и реализовывать его для покрытия расходов, связанных с перевозкой. В соответствии с этими правилами вырученная от продажи груза сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и продажу груза передается перевозчиком фрахтователю. В случае если этой суммы недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и указанных расходов, перевозчик вправе взыскать недополученною им сумму с фрахтователя (ст. 159 КТМ).

КТМ урегулированы обязанности и права перевозчика, когда судно не может зайти в порт назначения. Речь идет о запрете властей, стихийных явлениях и иных причинах, не зависящих от перевозчика.

В таких случаях перевозчик немедленно сообщает об этом фрахтователю либо лицу, управомоченному распоряжаться грузом. Дальнейшие действия перевозчика зависят от того, предоставлено ли для перевозки груза все судно, его часть либо определенные судовые помещения. Если предоставлено все судно и в течение разумного срока с момента отправки перевозчиком уведомления заинтересованным лицам от них не поступило распоряжение о том, как поступить с грузом, капитан судна вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению либо возвратить груз в порт отправления. Принимая одно из указанных решений, капитан исходит из того, что представляется более выгодным для фрахтователя либо управомоченного распоряжаться грузом лица.

В случае же когда для перевозки груза предоставлена часть судна либо определенные судовые помещения, капитан должен выгрузить груз в порту, указанном фрахтователем либо управомоченным распоряжаться грузом лицом. Если в течение трех суток распоряжение в отношении груза от указанных лиц не поступило, капитан судна вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению. Об этом он обязан сообщить фрахтователю либо управомоченному распоряжаться грузом лицу. Капитан судна вправе действовать подобным образом и в случае, если полученное им от заинтересованных лиц распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Расходы, связанные с ожиданием в разумные сроки распоряжения фрахтователя либо управомоченного распоряжаться грузом лица, а также расходы на разгрузку и фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, возмещаются перевозчику в полном объеме.

В соответствии с законом перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза. Таким правом он может воспользоваться до выхода судна в рейс, если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой, и фрахтователь не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения. В этом случае перевозчик имеет право требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя – платы за простой и возмещения произведенных перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет фрахтователя.

Кроме указанного основания отказа перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза перевозчик вправе отказаться от его исполнения при наступлении следующих перечисленных в КТМ обстоятельств:

  • 1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна и груза;
  • 2) блокада места отправления или места назначения;
  • 3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей но причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
  • 4) привлечение судна для государственных нужд;
  • 5) запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Перевозчик может отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии, что перечисленные обстоятельства наступили до отхода судна от места погрузки груза. Вместе с тем перевозчик вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из указанных обстоятельств также и во время рейса.

Отказ от исполнения договора морской перевозки груза не требует возмещения другой стороне убытков. Исключение составляют такие обстоятельства, как задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора, а также запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения. Они не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

Обязанности и права фрахтователя. Одна из обязанностей фрахтователя заключается в указании безопасного и пригодного для погрузки груза места. Это такое место, которое, во-первых, судно может достичь без опасностей, во-вторых, в котором оно может оставаться на плаву и, в-третьих, из которого судно может выйти с грузом.

Среди прав фрахтователя следует выделить прежде всего уступку прав по чартеру. Он вправе с согласия перевозчика уступить свои права по договору морской перевозки груза (чартеру) третьим лицам. При этом фрахтователь вместе с третьим лицом, которому он уступил свои права, несет перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора морской перевозки груза.

Как уже отмечалось, фрахтователь вправе дать согласие на замену одного судна другим, если эта замена не вызвана технической необходимостью, возникшей после начала погрузки груза. Без такого согласия перевозчик не может подать пол погрузку вместо указанного в договоре судна другое судно.

Существенным является право фрахтователя на досрочное отправление судна в плавание. Оно может быть реализовано фрахтователем, если ему предоставлено для перевозки груза все судно. Суть этого права заключается в том, что фрахтователь может потребовать от перевозчика отправления судна в плавание, даже если не весь груз погружен.

Следующее право фрахтователя связано с требованием удаления постороннего груза. Поскольку по условиям договора фрахтователю может быть предоставлено все судно или часть его вместимости, только он вправе ими пользоваться. Поэтому при обнаружении постороннего груза фрахтователь может потребовать от перевозчика его удаления. Причем если для перевозки предоставлено все судно, его часть либо определенные судовые помещения, он вправе требовать удаления постороннего груза в порту отправления. Если же фрахтователю предоставлено для перевозки груза все судно, он может потребовать удаления такого груза не только в порту отправления, но и в любом порту захода.

В ситуации, когда груз не был своевременно удален с судна, его части или из судовых помещений, фрахтователь имеет право потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения причиненных ему убытков.

Фрахтователь имеет право отказаться от исполнения договора морской перевозки груза. Условия такого отказа зависят от ряда фактов и в первую очередь от того, предоставлено ли все судно для перевозки груза или только его часть либо определенные судовые помещения. В случае предоставления для перевозки груза всего судна законом установлены три возможных варианта отказа фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза при условии оплаты:

  • 1) одной второй полного фрахта, а также расходов, произведенных перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта. Кроме того, при наличии простоя судна фрахтователь должен оплатить и его простой. Одновременно необходимо соблюдение одного из двух условий (моментов): а) отказ наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени либо б) до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;
  • 2) полного фрахта, платы за простой судна, если он имел место, а также уплаты расходов, произведенных перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта. При этом отказ фрахтователя от исполнения договора наступил после одного из двух условий (моментов), указанных в п. 1, и договор морской перевозки груза заключен только на один рейс;
  • 3) полного фрахта за первый рейс, имевшего место простоя судна и произведенных перевозчиком расходов за счет груза, не включенных в сумму фрахта, а также одной второй фрахта за остальные рейсы. Кроме того, отказ фрахтователя от исполнения договора также наступил после одного из двух условий (моментов), указанных в п. 1. Но договор морской перевозки груза в отличие от предыдущего варианта должен быть заключен не на один, а на несколько рейсов (п. 1 ст. 155 КТМ).

При отказе фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс, он вправе требовать выдачи груза, даже если выгрузка может задержать судно более установленного срока.

В случае если отказ последовал во время рейса, фрахтователь может потребовать выдачи ему груза только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в силу необходимости.

Несколько иные условия отказа фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза в случае, если для перевозки предоставлено не все судно, а его часть или определенные судовые помещения. В отличие от рассмотренных вариантов в этом случае для реализации фрахтователем данного права достаточно лишь следующих условий: уплаты полного фрахта, при наличии простоя судна – платы за простой, и возмещения расходов, произведенных перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта. Фрахтователь имеет право потребовать от перевозчика выдачи груза до доставки в порт назначения, однако перевозчик обязан выполнить это требование только в случае, если этим не будет причинен ущерб другим фрахтователям или самому перевозчику.

Фрахтователь, как и перевозчик, также вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при наступлении обстоятельств, указанных в КТМ (ст. 156). Порядок, основания и условия отказа каждой из сторон договора в основном совпадают. Они рассмотрены применительно к действиям перевозчика по реализации этого права. Несовпадение заключается лишь в том, что при отказе фрахтователя от исполнения договора во время рейса он возмещает перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на выгрузку, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию. В отличие от него перевозчик в такой ситуации никаких возмещений фрахтователю не производит.

Особенности перевозок грузов в контейнерах, зерновых и плодоовощных грузов морским транспортом регулируются соответствующими правилами. Так, в Правилах морских перевозок в контейнерах (РД 31.11.21.18-96) закреплены общие условия перевозок контейнеров и грузов в контейнерах, касающиеся основных технических требований к их размещению. Правилами морских перевозок зерновых грузов (РД 31.11.25.25-96) и Правилами морских перевозок плодоовощных грузов (РД 31.11.25.26-96) установлены условия сохранности перевозки морским транспортом указанных грузов.

  • [1] См.: Российское гражданское право: учебник. Т. 2 / отв. ред. Е. А. Суханов. С. 753.
  • [2] См.: параграф 9.2 данного учебника.