Договор древнем вавилоне

Договор древнем вавилоне

Шумерские законы — древнейшие известные истории письменные памятники права. Они возникли на ранних государственных образованиях на территории. Месопотамии во времена. Древнего. Шумера (ХХИУ-ХХ века до н.э). К ним относят. Законы. Уруинимгина (конец XXIV века до н.э) — правителя города. Лагаша,. Законы. Ур-Намму (конец III тысячелетия до н э) — правителя города. Ура, фрагменты других модификаций,. Законы лепите-И. Штар (XIX век до н.э) и. Законы. Билаламы (XVIII век до н.э) — правителя. Эшнунны, предшествовавших. Законам. Хаммурапи. Хронологически шумерские законе относятся к периоду. Древнего. Вавилонього. Вавилона.

Законы. Уруинимгина (Урукагины) — древнейшие из известных истории законодательных памятников. Они были приняты в ходе социальной борьбы, которая привела. Уруинимгина к власти в. Лагаше. Законы было направлено на поддержание древних»справедливых»порядков и традиций, на»защиту вдов и сирот», гарантировали владельцам храмовых и государственных наделов их права»на основе справедливости», отменяли кабальные продажных-залоговые сделки, а также содержали немного норм о наказании за покушение на человека полноправных. Шумерийцы. Основным наказанием были штраф.. Основним покаранням були штрафи.

Кроме законодательства. Уруинимгина, известный также сборник шумерийских законов, появившийся после падения III династии. Ура и назывался по начальным словам»анниттишу»(«по указаниям»). Сборник ст ладався из семи таблиц и был предназначен для переписчиков, судей, чиновников. В нем содержались распоряжения о порядке оплаты денежных и зерновых займов, размер процентов, регулировались отношения между родителями и детьми, порядок расторжения брака. Заслуживает внимания также упоминание фрагмента так называемого»шумерийских кодекса», который предназначался для писцов и судей и содержал нормы. Северных о-Вавилонского городского права. Здесь регулировались отношения между родителями и детьми, устанавливались ответственность за хищение, нанесение побоев беременной женщине, ответственность пастухов тощці, відповідальність пастухів тощо.

Законы. Ур-Намму — судебник царя объединенного»Царства. Шумера и. Аккада»Ур-Намму (2111 -2092 годы до и е), основателя III династии. Ура. Сохранились фрагменты судебника. В духе древней традиции. Законы и. Ур-Намму начинаются с преамбулы, рисующий добрые дела царя,»установившего в стране справедливость, выгнал зло и раздоры чтобы сироту не отдавали во власть богатого, вдову не отдавали во власть сил ьного, человека сикля (сикль — мелкая монета, но в этом случае — бедный-Авт не отдавали человеку мины (мина — более крупная денежная единица -. Авт)»На самом деле. Законы. Ур-Намму фиксировали типичные порядки стар одавньои деспотии — неограниченную власть царя, господство чиновников в социально-хозяйственных отношениях, бесправное положение населения. Такие порядки особенно характерны для III династии. Ура, когда государство полностью монополизировала все сферы хозяйства: сельское хозяйство, ремесленничество, внутреннюю и внешнюю торговлю. Крестьяне предстают в. Законах. Ур-Намму как бесправные государственные илоты-гурушы, работающих в государственных хозяйствах от зари до зари под руководством надзирателей за твердо установленный паек (мужчинам — 1,5 л, женщинам -0,75 л зерна в день). Управляющий же класс здесь выступает как класс чиновников-пра витель во главе с царем-богом на верхушке иерархи з царем-богом на верхівці ієрархії.

Законы города. Эшнунны — свод законов, который сложился в XIX веке до н.э в. Месопотамии, городе. Эшнунна (Аншнуннак), что в XXI веке до н.э при III династии. Ура входило в состав государства. Шумер и. Аккад, а с XX до XVIII века до н.э представлял собой небольшую самостоятельное государство. Законы были составлены в период правления царя. Билаламы, почему и называются иногда. Законами. Билаламы. Законы. Эшнунны — одна из самых древних достоверных памятников права, важнейший источник по социальной истории. Месопотамии. Они содержали 61 статьи, регулирующие правовой статус сословных групп, рабов, обязанности администрации, некоторые статьи и было посвящено договора найма, долговом праву, договора займа, уголовному праву. В целом же. Законы. Эшнунны характеризуют общество с сильными централизованными функциями государства в области хозяин ства, всего социальной жизни, они — один из источников. Законы. Хаммурапи. Хаммурапі.

Законы. Хаммурапи — кодекс законов древнего вавилонского царя. Хаммурапи (1792-1750 годы до н е) важнее правовая памятник древности, характеризует. Древний. Вавилон как типичную восточную («азиатский ку») деспотию с сильными социально-хозяйственными функциями государства, сословно-чиновничьей общественной структурой. Они состояли из 282 статей, большого введения и заключения, в которых. Хаммурапи предстает как неограниченный владыка,»пастырь»подвластных ему народов, принимает от богов власть и законы. Законы. Хаммурапи характеризует довольно высокая для своего времени юридическая техника стремление группировать статьи по п редметом регулирования: правосудие, правовое положение сословий (авилум и мушкенум), рабов (последние здесь, в отличие от античности, владеют имуществом, имеют семью, могут заключить брак со свободными). Много статей посвящено долговом праву (Законы. Хаммурапи запретили долговое рабство, заменив его отработкой), договорам найма, купли-продажи, имущественным отношениям, связанным с военной и граж ьною службой (имущество илку), а также брачно-семейному праву, характеризуется неограниченной властью владельца дома, бесправным положением женщин и детей. Уголовное право отмечается строгостью и господства ям тал иона (возмездия равным за равное), однако авилум имеют здесь преимущество по сравнению с мушкенуевагу порівняно із мушкенум.

Особое внимание уделено обороне государственного (царского) и храмового хозяйства. Законы. Хаммурапи расширяли частный гражданский оборот по сравнению с тотальным огосударствлением хозяйственных отношений I III династии. Ура.

Правовое положение населения по Законам царя Хаммурапи

Законы царя. Хаммурапи различают две неравные по своему правовому положению группы свободного населения: авилум и мушкенум

Авилум («человек») — свободный общинник, председатель патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, имел имущественные права и мог рассчитывать на поддержку общества. Правовой статус авилум в основном в определялся обычным правом. Однако государство было заинтересовано в сохранении слоя свободных общинников, поскольку авилум были основными налогоплательщиками. Законы. Хаммурапи обеспечивали максимальный право ный защиту полноправному. Вавилонскому населению. За преступления против авилум предназначались наиболее тяжкие наказания и»дороже»оценивалось их имуществuot; оцінювалося їх майно.

Законы. Хаммурапи препятствовали социальной деградации свободного полноправного населения и устанавливали ограничения долгового рабства. Если авилум был вынужден в обеспечение долга продать или отдать в рабство членов своей семьи, то срок такого рабства ограничивался тремя годами, после чего долговые рабы получали свободу, а долг считался погашенным. В случае смерти заложника от побоев или дурного ста влення к нему кредитор нес ответственность. Если умирал сын должника, то казнили сына ростовщика: если умирал раб, то выплачивалась денежная компенсация. Кроме того, кредитор терял право на получение долгоргу.

Мушкенум («тот, кто падает ниц») — неполноправных свободный человек, вышла из общины, но поступила в услужение к царскому хозяйства. Возможно, положение мушкенум получали рабы — иншоплеминникы, п посажены на дворовую или храмовую землю. Мушкенум владел неотчуждаемым земельным наделом с царско-храмового фонда на условиях выплаты части урожая в казну. Поэтому землевладения мушкенум охранялось вместе с царско-храмовым собственностью. Личность и имущество мушкенум в. Законах. Хаммурапи оценивают ниже, чем в. Авила, ніж у авілум.

Меньшая правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населения не сохраняла связь с обществом и не пользовалась ее защитой. В то же время отношение к царской службы, высокий администратором ивний статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны государстви.

Законы. Хаммурапи различают также группы населения по профессиональному признаку. Это прежде всего профессиональные воины — редум, баирум (солдаты), деккум, лубуттум (офицеры) их правовое положение подробно регламентов. Ован. Законами. Хаммурапи. За свою службу они получали натуральную плату — дом, поле, сад, находящихся в их непосредственном владении, но собственностью не были. Отказ редум, баирум выступить в ца. РСК поход каралась смертью, даже если на замену они предоставляли наемника. Воин, попадал в плен, подлежал выкупу, как правило, за счет местного храма или казны. Любые притеснения редум с так ку военачальников карались смертью последних: воина нельзя было сдать в аренду, отлучить от царской службы, забрать у него царские подарки. По царскую службу воины получали имущество (скот дом) и земельный надел на правах илку (служебная дарения), то есть оно не подлежало отчуждению, любые сделки с ним считались недействительными пожалован царем имущество не могло быть передано на заб езпечення долга воина или отдан за выкуп его из плена. Долговые обязанности редум, баирум обеспечивались их собственными доходами. При длительном отсутствии воина его имущество передавалось другому человеку, способность ней нести царскую службу. Но в течение трех лет за воином сохранялись права на надел. Исключения составляли случаи, когда воин попадал в плен во время царской службы. Воину вернувшийся из плена м. Ваше имущество возвращалось, и он, по-прежнему был обязан служить царю. Надел редум, баирум мог быть передан по наследству только сыну при условии, что наследник способен нести военную службу своего отца. М алолитний сын прав на надел не имел, но его матери передавалась третья часть землевладения. Жене и дочерям воина могло быть передано только то имущество, которое он приобрел самостоятельноеидбав самостійно.

Законы. Хаммурапи выделяют еще одну категорию населения -. Тамкар, торговых агентов, находившихся на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых прав вочинив. Тамкар были связаны с рынком и, кроме царских поручений, могли осуществлять собственные торговые и ростовщические операцииї.

Рабство в. Вавилоне имело патриархальный характер. Рабы находились в положении младших членов семьи, имели право на семью и имущество, считалось собственностью их хозяина. Законы. Хаммурапи рассматривали раба а наравне с имуществом, которое могло свободно отчуждаться. Причинение телесных повреждений или убийство раба расценивалось как нанесение имущественного ущерба и подлежало соответствующем возмещению. Вместе с тем раб в собисто отвечал за совершенные им преступления и к нему применялись жестокие меры наказания. Он мог отрицать в суде свое рабское положение, но в случае проигрыша дела его строго наказывали. По кони. Хаммурапи особо выделяют категорию дворовых рабов и рабов мушкенум их похищение и сокрытие каралось смертной казнью. Дворовые рабы и рабы мушкенум могли заключать браки со свободными женщина мы, и дети от таких браков считались свободным. Вдова раба имела право на свое приданое и половину нажитого совместно с мужем имущества, другая половина передавалась хозяину раба. Уравнивание правовой статус в дворовых слуг и рабов мушкенум объяснялось тем, что они рассматривались как царская (государственная) собственность и поэтому подлежали правовому защитуму захисту.

Регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи

В период правления. НЕТ династии. Ура. Вавилон превратился в полностью»огосударствленное»общество: управление хозяйством перешло в руки государства, были запрещены частное хозяйство, ремесленничество, зем млеробство, внутренняя и внешняя торговля. На государственных полях под контролем надсмотрщиков работали бригады общинников-гурушив, которые получали за свой труд государственный паек. По. Хаммурапи хотя и оставался государственный контроль за хозяйством, но значительное развитие получили элементы частной собственности. Государство не напрямую овладевает экономику, как при III династии. Ура, а через аренду государственной земельной и др. вой собственностишої власності.

Большую часть. Законов. Хаммурапи посвящено регулированию землевладения. У них отсутствует институт частной собственности на землю. Это связано с тем, что для. Востока характерна множественность владельческих прав. В. Верховным собственником земли был царь, который имел право перераспределять земельный фонд между общинами и лицами, которые находились на царской службе. Однако развитие товарно-денежных отношений постепенно разрушал общину и делал неэффективным существование больших царско-храмовых хозяйств. Поэтому целью. Законов. Хаммурапи было урегулировать новые формы хозяйствования в интересах государствржави.

Предметом особой заботы были царско-храмовые земли, которые составляли 30-40% обрабатываемых земель. Во время правления. Хаммурапи широко применялась практика дробления таких земель на небольшие участки и с последующим раздачей за службу (мушкенум,. Тамкар, жрецам, редум и баирум) на определенных условиях или сдачей в аренду. Земли с царско-храмового фонда, как правило, исключались из торгового оборота жрецы и тамкар разрешалось продавать земли при условии, что до покупателя переходили обязанности царской службжби.

Общинная земля разделялась на коллективное и индивидуальное семейное землевладения. Землевладелец был обязан следить за оросительной системой и возмещать ущерб, нанесенный соседям через его недба алисты. Законы. Хаммурапи оказывали общиннику широкие права в отношении своего земельного участка: ее можно было сдавать в аренду, менять, закладывать, передавать по наследству. Купля-продажа земли допускала, ал е не было распространено. Как правило, земля не выходила за пределы общины, а крестьянин, который оставлял общину, терял право на землюемлю.

В. Законах. Хаммурапи достаточно разработаны договорное право. Договоры заключались в письменной форме или в устной, при свидетелях. Субъектами сделок могли выступать только полноправные лица (сделки с лиц боя, находилась в рабской или патриархальной зависимости, считались недействительнымии).

Законы Хаммурапи не предусматривали такие виды договоров

1. Договор купли-продажи

Он еще не отделился от договора мены, поскольку цена предназначалась не только в серебре, но и в хлебе или ином имуществе. Покупка осуществлялась при свидетелях, и продавец должен был гарантировать, что он является владельцем вещи. Иначе сделка рассматривался как воровство и наказывался смертноститю.

2. Договор займа

Законы. Хаммурапи устанавливали максимальные размеры процентов (20% в серебре и 33,5% в натуральном займу). Кредитор, который превышал эту норму или какого уличали в мошенничестве, терял право на воз рнення займа. В обеспечение ссуды глава семьи мог отдать в заложники или долговое рабство членов семьи или рабов. Заложник находился у кредитора до возвращения долга. Долговое рабство ограничивалось мая ьома годы, с течением которых долг считался возвращен, а должники освобождалисьлися.

3. Договор жилищного найма

Хозяин, который требовал освободить помещение раньше срока, терял право на получение оплаты

4. Договор личного найма

Законы. Хаммурапи устанавливали размеры оплаты различных видов работ ремесленников, строителей, лодочников, врачей

5. Договор хранения заключался при свидетелях

Отказ от него порождала обязанность возмещения ущерба в двойном размере

6. Договор аренды

Арендатор был обязан обрабатывать землю, вносить плату по договору в 1/3 или 1/2 урожая (если урожая не было, то расчет осуществлялся на основании урожая у соседей)

7. Договор поручения

заключался между тамкаром и мелким торговым агентом — шамаллум и предусматривал передачу товаров или денег для получения торговой прибыли

8. Договор общества

Предполагал совместный вклад денег с целью получения прибыли. Прибыли и убытки делились пополам

Законы. Хаммурапи различали обязательства из договоров и из-за причинения вреда. Нарушение условий договора влекло за собой или кратное возмещение, или потерю предоставленных по договору денег или имуществу причинен ния вреда другому лицу или чужому имуществу порождало обязательство возместить ущерб. Предусматривалась ответственность за неудачно выполненные робототи.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи

Под преступлением в. Законах. Хаммурапи понимались нарушения традиционного порядка, нанесение ущерба лицу, имуществу. У них отсутствует различие между частноправовых правонарушением (деликтом) и преступлением преступлений ин назывался грехом. Перечень грехов в вавилонской религиозной книге»Шурну»и перечень преступлений в. Законах. Хаммурапи совпадали. Появляется понимание обстоятельств, смягчающих и обременяли преступление. Законы приводят различия между умышленными и непреднамеренных преступлениями. В некоторых случаях достаточно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие умысла, хотя это не всегда смягчало наказание. Например, непредумышленное н анесення раны в драке каралось только уплатой услуг врача. Доктор же, который сделал неудачную операцию, отрубили кисть руки. Присутствует понимание соучастия (сокрытие, пособничество). Субъектом преступления выс топала любой человек, включая рабов. Классификация преступленийласифікація злочинів:

1) преступления против личности: убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, клевета, псевдосвидчення;

2) имущественные преступления: кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуществу (включая рабов);

3) преступления против семейных устоев: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, нарушение сыновнего долга, подмена или кража ребенка

В. Законах. Хаммурапи существует система правовых привилегий — мера ответственности зависела от социального и семейного статуса, пола преступника и потерпевшего. За аналогичное преступление раб и свободный несли разн не наказание (если свободный человек платил штраф, то рабу применялось членовредительство). За преступления против авилум наказывали тяжелее, чем по мушкенум. Наказание по. Законам. Хаммурапи характеризовались жестокостью. Часто они применялись по принципу талиона — возмездие соответствии причиненном ущербе («око за око»). В основном в. Законах. Хаммурапи проводится принцип индивидуализации наказания, хотя в отдельных случаях сохранился принцип круговой поруки, который берет начало от родового строя. Например, если грабителя не был схвачен, то община возмещала похищенное на его территории имуществ території майно.

1) смертная казнь (сожжение, утопление, сажание на кол);

2) членовредительство (отрезание уха, языка, пальцев, рук и др.);

3) изгнание из общины;

4) штрафы (накладывались не только за причинение ущерба имуществу, а за оскорбление словом или действием, нанесение телесных повреждений мушкенум)

В. Законах. Хаммурапи широко применялся принцип талиона, то есть буквально»воздаяния равным»Так, если виноват нанес ущерб сыну человека, то наказывается согласно сын виновного. С точки зрения современного п права это бессмысленно, но в древности дети рассматривались как имущество отца, и ущерб выливался в сбитвся у збиток.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Договор древнем вавилоне

§ 5. Законы Хаммурапи

Читайте так же:  Акт на развод

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь “установил право стране”. Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество “илку”), о чем говорилось выше.
Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество “илку”), считалась недействительной.
Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.
К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).
Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично “исследовать дело”. Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

виды договоров.docx

Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно, либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу.

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Некоторые из таких документов, запечатленных на обожженных глиняных табличках, сохранились до нашего времени.

Виды договоров, условия их заключения и основные положения.

Виды договоров по законам Хаммурапи:

А) Договор купли-продажи.

Б) Договор аренды земли.

В) Договор займа.

Г) Договор личного найма.

Д) Договор имущественного найма.

Е) Договор хранения, товарищества.

З) Брачный договор.

А) Договор купли-продажи.

В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку – земли воинов»), считалась недействительной.

Б) Договор аренды земли.

Земледелие было основной хозяйственной деятельностью в стране и законы уделяют ему самое пристальное внимание. Самым распространённым видом этого хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелким участникам в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а так же за фиксированную плату, вносимую заранее (ст. 45 «Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре»). Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.

Малоземелье (из-за роста населения и разграбления общинной земли), вызывало необычайное распространение арендных отношений. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вмесе с другой недвижимой собственностью (ст. 39-47, 60-65). Несколько из статей: « (ст. 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля». (Ст.61) «Если садовник не закончил насаждения сада на поле и оставил пустошь, то пустошь должны ему включить в состав его доли».

Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст.136 «Если человек бросил свое поселение и убежал, и после него его жена вступила в дом другого, то если этот человек вернулся и захотел взять свою жену, то так как он презрел свое поселение и убежал, жена беглеца не должна вернуться к своему мужу».

Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли – как несправедливость. Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб (ст. 53-56. Например: (ст. 53) «Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил».

Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной (ст. 42-43). (ст.42) «Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей».(Ст. 43) «Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля».

Наемные сельские работники получали плату серебром и хлебом. За не выращенный хлеб полагался штраф, ровно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: налогоплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков) (ст.256 «Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота»). Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи.

В) Договор займа.

Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых по займам и 30 для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор» — размягчить глину, на которой он написанЮ стереть нужное и вписать новое.

Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Был широко распространен договор личного найма. Кроме
сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей
. Законы .
http://uristinfo.net/istorija-gosudarstva-i-prava/196-istorija-gosudarstva-i-prava-zs-ki-batyr/4861-drevnij-shumer-i-vavilon.html?start=4

Г) Договор личного найма.

Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда. Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом на наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок – на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течении всего периода работы по найму.

Особое регулирование получала работа профессионалов (людей высокой квалификации) – врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребительских услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкена и раба.

Д) Договор имущественного найма.

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Если во время найма и аренды происходила порча имущества, законы учитывали радивое или нерадивое отношение нанимателя. Вина последнего смягчалась ,если порча происходила по «божьей воле» (стихийные бедствия).

Если пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавро, и продаст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хозяину скота его стоимость в 10-кратном размере. Если скот поразила чесотка по вине пастуха, то он обязан восстановить поголовье полностью. Однако в случае эпидемии или если на стадо нападал лев, пастух приносил клятву в своей невиновности и убытки брал на себя хозяин. Если приглашенный лекарь проводил лечение заболевшего скота удачно, его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потери вола или осла, то сам лекарь должен был заплатить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением животного.

Е) Договор хранения, товарищества.

Законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Любой человек мог дать на хранение другому какую-либо вещь, или дать воспользоваться этой вещью.

З) Брачный договор.

Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Читайте так же:  Штраф за грязные номера как оспорить

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Все обязательственные отношения и договора основывались на Законах Хаммурапи. Чаще всего договором заключался брак, аренда земли, найм. Договора играли важную функцию в устройстве государства, они помогали регулировать отношения между людьми.

Государство и право Древнего Вавилона

Причины и конкретный процесс зарождения государства в Древнем Вавилоне

Обширная низменность, расположенная между Тигром и Ефратом, в южной ее части издавна бала заселена племенами, занимавшимися орошаемым земледелием. Эту территорию древние греки называли Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем).

В результате развития земледелия усложняется ирригационная система, объективно способствующая объединению разрозненных общин земледельцев. Как и у других народов Древнего Востока, процесс объединения был очень длительным, и только в конце IV тысячелетия до н.э. появились первые города-государства, возникшие у народов, называвшимися шумерами и аккадянами. Между городами-государствами шла постоянная борьба за первенство, в связи с чем в различные периоды развития Двуречья возвышался тот или иной город-государство. Среди последних в III тысячелетии до н.э. большую роль в истории Месопотамии играли города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и другие.

Все вопросы, связанные с развитием государства и права в Месопотамии, будут рассмотрены на примере Вавилонского царства в связи с тем, что, во-первых, став в конце XIX в. до н.э. крупным независимым государством, в XVIII в. оно превратилось в империю, подчинив не только южную часть Месопотамии, но и всю территорию от Персидского залива до Сирии; во-вторых, Вавилонское царство длительное время (триста лет) удерживало первенство и сыграло большую роль в истории Двуречья; в-третьих, именно правовой памятник данного государства (Законы Хаммурапи) сохранился до наших дней, хорошо изучен учеными, что позволяет с большей достоверностью говорить о государственно-правовых явлениях, касающихся истории развития вавилонского общества, государства и права.

Возникновение Древнего Вавилона как города-государства произошло, как и Древнего Египта, под воздействием целого ряда причин, сложившихся в ходе объективного исторического развития населения, издавна проживавшего на территории северной части Месопотамии. И главными из этих причин являются экономические, ибо в условиях сухого и горячего климата занятие земледелием без использования орошения было бесперспективным. Именно необходимость строительства системы орошения с целью сохранения воды и ее экономного расходования до следующего весеннего половодья заставляет земледельческие общины объединяться.

Таким образом, возникновение Древнего Вавилона как города-государства имеет те же особенности, что и возникновение Древнего Египта, т.е. Древний Вавилон возникает главным образом под воздействием остро проявившейся одной главной причины – экономической, тогда как другие причины – социальные и политические – должным образом еще не сложились.

Древний Вавилов как городгосударство возник еще в III тысячелетии до н.э., но не имел самостоятельности, подчиняясь аккадским царям. И только в XIX в. до н.э. Вавилон становится независимым государством и крупным политическим центром Месопотамии.

Существуя с III тысячелетия, до VI в. до н.э. Древний Вавилон в своем развитии прошел несколько периодов. Но, к сожалению, проблема периодизации истории Вавилова как города-государства еще менее изучена, чем аналогичная проблема в отношении Древнего Египта. Исследователи выделяют от 3 до 6 этапов развития Древнего Вавилона, при этом не всегда четко определяя их хронологические рамки.

Таким образом, Вавилонское государство, возникшее под воздействием объективной экономической причины в III тысячелетии до н.э., существовало длительное время и прошло в своем развитии несколько этапов, изменяя правящие династии, название и территорию.

Общественный строй Древнего Вавилона

Классы и социальные группы населения. Их правовое положение. Как и в Древнем Египте, социальная структура общества Древнего Вавилона формировалась под воздействием многоукладного характера экономики и была весьма сложной. Основой экономики было орошаемое земледелие. Для обработки полей использовали плуг, сошник, борону. Значительную роль играло скотоводство, а также была хорошо развита торговля., захваченные и присоединенные к Древнему Вавилову в различное время.

Сложность социальной структуры общества Древнего Вавилона проявлялась, во-первых, в том, что процесс образования классов не был завершен; во-вторых, свободное население по правовому статусу было разделено на две социальные группы – авилум и мушкенум; в-третьих, в обществе как в среде свободных людей, так и в среде рабов было много категорий населения, которые выделялись по различным основаниям (экономическому положению, знатности, наличию власти, виду деятельности, принадлежности и др.). И эту сложность социальной структуры общества Древнего Вавилона, и ее особенности можно объяснить тем, что в Вавилоне очень рано сложился относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений.

До настоящего времени вопрос о социальной структуре древневавилонского общества остается не до конца изученным. Особенно это касается таких социальных групп свободных людей, как авилум («человек») и мушкенум. Однако анализ статей Законов Хаммурапи позволяет утверждать, что мушкенумы относятся к свободной части населения. Так, согласно ст. 176 мушкенум может иметь раба; за побои, нанесенные дочери мушкенума и повлекшие выкидыш уплачивалось 5 сиклей серебра (ст. 211) в то время, как за аналогичные действия и последствия в отношении рабыни уплачивалось только 2 сикля серебра (ст. 213). Но мушкенум по правовому статусу отличается от авилума («человека»), ибо за побои, нанесенные дочери человека и повлекшие выкидыш, уплачивалось 10 сиклей серебра (ст. 209), т.е. в два раза больше, чем за подобные действия в отношении дочери мушкенума. Более того, если выкололи глаз авилуму, то и виновному в качестве наказания должны были выколоть глаз (ст. 196), но если то же самое будет совершено против мушкенума, то виновный уплачивал одну мину серебра (ст. 198), т.е. за увечье мушкенума назначалось не телесное членовредительное наказание, а имущественное наказание.

Правовой статус человека зависел не только от принадлежности к авилумам или мушкенумам, но и от рода занятий, должности, пола и даже принадлежности к церкви.

По роду занятий выделялись воины, жрецы, купцы, ремесленники (ткач, гравер, кузнец, сапожник, плотник и др.), строители, лекари, цирюльники, лодочники, погонщики, пастухи, пахари (землепашцы) и т.д.

Как и в Древнем Египте, особое положение в обществе занимали жрецы, которые являлись проводниками существовавшей идеологии и владели большим богатством в виде храмов, земли, храмовых рабов, скота и другого имущества. Жрецы были обязаны выполнять ритуальные службы в храмах, осуществлять суд, содействовать возвращению воинов из плена и другие обязанности.

Рабы в Древнем Вавилоне никогда не составляли большинства населения страны. Среди рабов выделялись три категории: царские, храмовые и частные рабы. Рабы могли иметь свою семью и имущество. Законом разрешались даже браки между свободными и рабами (ст. 175 Законов Хаммурапи). При этом в любом случае дети, рожденные от такого смешанного брака, всегда считались свободными, а не рабами. Правовой статус раба в обществе был самым низким, ибо его жизнь, телесная неприкосновенность и имущество защищались самыми низкими мерами наказания.

Завершая рассмотрение вопроса, можно отметить, что общественный строй Древнего Вавилона, имея общие черты, свойственные всем странам Древнего Востока, имеет и свои особенности, обусловленные конкретными обстоятельствами, имевшими место в данном государстве.

Государственный строй Древнего Вавилона

За длительную историю существования Древнего Вавилона его государственный строй претерпел большие изменения. Так, если в период Древнего царства по государственному устройству это был город-государство, то уже в период Старого царства это была империя, меньшую часть территории которой составлял город Вавилон, а большую ее часть – присоединенные территории покоренных народов от Персидского залива до Сирии. Вся территория империи была разделена на административные области и округа, во главе которых стояли назначаемые царем сановники.

По форме правления Вавилонское государство во все времена было монархией, но по мере развития экономики, общества и государства сущность монархии и ее правовой статус настолько изменились, что позволяет говорить о наличии ограниченной монархии в Древний период и установлении абсолютной монархии в период Старого царства и ее существовании вплоть до гибели государства.

В последний период правовое положение монарха было значительно выше, чем в предыдущие периоды. Он единолично принимал законы, назначал должностных лиц, проводил административно-территориальную реформу, определял права и обязанности подданных, устанавливал налоги и повинности, совершал воен ные походы, назначал проведение переписи населения и имущества и решал другие важные вопросы в области управления обществом и государством. Абсолютная монархия Древневавилонского государства несколько отличается от абсолютной монархии Древнего Египта. Здесь наряду с сильной царской властью в обществе продолжают функционировать народные собрания, общинные органы управления, осуществляя значительно уменьшенные по объему хозяйственные, административные и судебные функции.

Таким образом, правовой статус монарха Древнего Вавилона несколько иной, чем монархов Древнего Египта. Во-первых, он не само высшее божество, а поставленный последним управлять страной «для блага народа», сам почитающий богов и «любимец богини Телитум»; во-вторых, одновременно с деятельностью большого чиновничье-бюрократического аппарата существовали и общинные органы, которые постоянно разрешали пусть и незначительные по своей важности текущие вопросы в различных сферах жизни общин. При таком положении монарха вряд ли можно без определенных оговорок вести речь о его деспотической власти и деспотическом режиме. Скорее следует говорить об особой разновидности восточной деспотии как форме правления и об особой разновидности деспотического режима в Древневавилонском государстве, при котором сам монарх обязан был соблюдать им же принятые законы.

Монархи Древнего Вавилона осуществляли свою власть с помощью большого по численности центрального чиновничье-бюрократического аппарата, который возглавлял наиболее приближенный к монарху вельможа, именуемый термином «нубанда». Он считался управителем царского дворца и фактически осуществлял текущее управление страной. Назначаемый царем и ответственный перед ним нубанда практически мог решать любые вопросы, кроме принятия законов. В его ведении были вопросы строительства и поддержания в надлежащем порядке всей ирригационной системы; вопросы состояния и пополнения государственной казны; вопросы охраны общественного порядка как во дворце, так и во всем государстве; вопросы строительства и содержания храмов, дворцов, укреплений (рвов, мостов, стен и т.д.); вопросы снабжения армии и подготовки к военным походам и многие другие важные вопросы.

В непосредственном ведении нубанды находились отраслевые центральные органы, основанные на принципах назначения и единоначалия. Лицо, возглавлявшее тот или иной центральный орган в Древнем Вавилоне, называлось «управитель», «распорядитель». Например, «управитель реки», т.е. водного хозяйства страны; «распорядитель царского имущества», т.е. государственный казначей и другие.

Местный государственный аппарат создавался с учетом административно-территориального деления страны на области, округа и общины. Во главе каждой области стоял назначенный царем сановник, который решал вопросы сбора податей и ополчения, обороны, охраны общественного порядка и осуществлял текущий контроль за нижестоящими должностными лицами округа и общины.

Округа учреждались как в самом городе Вавилоне, так и в любом другом подчиненном городе. Округа, как правило, именовались по названию канала, например, округ канала Син. Управитель округа назначался царем и фактически рассматривал те же вопросы, что и управитель области, но только на меньшей по размеру территории. При этом необходимо указать на наличие в округе и других должностных лиц (писцов, надсмотрщиков, контролеров и др.), которые выполняли поручения управителя округа и были ему подконтрольны.

В общине главным должностным лицом был назначаемый чиновник-рабианум, который отвечал за положение дел в общине, осуществляя управление с помощью народного собрания и через избираемых свободным населением общины старейшин. Старейшины общины и народное собрание общины решали не только хозяйственные, финансовые, военные, но и судебные вопросы.

Определенную роль в государственном управлении на местах играли и храмы, которые не только проводили идеологическую работу, связанную с религиозными праздниками и культовыми обрядами, но решали хозяйственные, финансовые и судебные вопросы.

Подводя итог, можно отметить, что государственному строю Древнего Вавилона присущи как общие черты, свойственные всем государствам Древнего Востока, так и некоторые особенности.

Законы Хаммурапи – древнейший памятник права

Основным источником права Древнего Вавилона считаются Законы царя Хаммурапи, принятые в XVIII в. до н.э. Причина их принятия лежит в сфере экономических и социальных противоречий, приведших богатые и бедные слои общества к противостоянию.

Совокупность указанных причин и вызвала необходимость разработать и принять новый крупный нормативный акт, который бы, во-первых, несколько уменьшил социальную напряженность в обществе; во-вторых, укрепил общественный порядок, в том числе и правопорядок, с учетом новых экономических и социальных процессов; в-третьих, содействовал в конечном итоге более действенной правовой защите существующего государственно-политического режима.

До настоящего времени нет сведений, позволяющих проследить историю разработки и принятия Законов Хаммурапи. Можно лишь предположить, что, как и любой памятник права, он готовился в течение относительно длительного времени, а не подготовлен в одночасье. При подготовке проекта Законов Хаммурапи его составители использовали различные источники права: правовые обычаи, традиции, нормативные акты текущего законодательства, правовые прецеденты и религиозные писания. Непосредственное влияние по следнего источника слабо отражено в основной части памятника права.

В силу сравнительно низкого уровня развития законодательной техники по структуре Законы Хаммурапи несовершенны: его текст не разделен на части (главы, разделы) и статьи (параграфы), да и изложение правовых норм дается в казуистической форме, а не абстрактной. Условно в Законах Хаммурапи можно выделить три части: введение, основная часть и заключение. Во введении в описательной манере указываются некоторые причины и цели принятия Законов Хаммурапи, их божественный характер. В основной части излагаются конкретные нормы (правовые предписания) различных отраслей права и ответственность за их нарушение. В заключении вновь подчеркивается божественный характер законов, которые должны соблюдаться всеми.

Законы Хаммурапи обнаружили французские археологи в 1901 г., и первым его переводчиком был французский ученый В. Шейл, который для удобства научного изучения текста и пользования им выделил в нем 282 статьи. Текст Законов был высечен на базальтовой стеле, вверху которой; был изображен бог солнца Шамаш и коленопреклоненный царь Хаммурапи, а затем шел текст самих законов.

Законы Хаммурапи как сборник действующих правовых норм в Вавилоне богат по содержанию. Он охватывает большой круг общественных отношений и содержит правовые предписания (нормы, положения), относящиеся к государственному (конституционному) праву, уголовному, гражданскому, брачно-семейному, процессуальному. При этом следует иметь в виду, что в период действия Законов Хаммурапи древневавилонское право не знало такого понятия как отрасли права, выделение которых и их название введены учеными для лучшего изучения правовых положений памятника права с учетом современной системы права и правовой терминологии.

Гражданское право по Законам Хаммурапи. К основным институтам гражданского права относятся лица, собственность, вещи, обязательства, договоры и др. Они в той или иной мере отражены в Законах Хаммурапи. Лицами в гражданско-правовых отношениях древнего Вавилона в ХVIII в. до н.э. признавались как физические (человек), так и юридические лица (церковь, община, дворец царя). Физическим лицом признавался, как правило, свободный человек (воин, тамкар, ремесленник, надитум и т.д.) независимо от своей социальной принадлежности.

В Законах Хаммурапи не указан возраст гражданской дееспособности. Этот вопрос решался в каждом конкретном случае судьей на основе правового обычая или правового прецедента. Нет отдельной статьи, в которой бы определялся объем правоспособности в зависимости от пола (женщина, мужчина), физического состояния (здоровый или сумасшедший). Только анализ различных норм позволяет сделать общий вывод, что и женщина, хотя и не в полном объеме, наравне с мужчиной обладала гражданской правоспособностью и дееспособностью. Например, в ст. 40 речь идет одновременно о правах тамкара (купца) и надитум (жрицы) на продажу дома, поля и сада; в ст. 109 – о доме женщины-корчемницы. Правоспособность женщины зависела и от того, была ли женщина замужем или нет, была ли она светской женщиной или жрицей и ряда других обстоятельств.

Большое внимание в памятнике права уделено и такому важному институту гражданского права, как собственность. В собственности могло быть как движимое (зерно, раб, лодка, оружие, драгоценности и т.п.), так и недвижимое имущество (дом, поле, сад и др.). Любое посягательство на имущество наказывалось, но тяжесть наказания зависела от формы собственности (дворцовое или частное), от вида имущества и многих других обстоятельств, при которых совершено посягательство на имущество.

Анализ статей 6 и 8 дает основание утверждать, что законодатель различал три формы собственности: дворцовую (государственную), храмовую (церковную) и частную. Способами приобретения собственности по Законам Хаммурапи были наследование (ст. 168), дарение (ст. 150), завещание (ст. 165), договор (ст. 278). Такие способы приобретения собственности, как царская служба и военная добыча, которые имели широкое применение на практике, прямо не указаны в законах.

В Законах Хаммурапи большое внимание уделено такому институту гражданского права, как договор. Следует заметить, что в силу несовершенства законодательной техники в памятнике права нет общего понятия договора, основных условий его законности, но, касаясь того или иного вида договора, указываются отдельные обязательные условия, которые должны соблюдаться сторонами при его заключении. Из анализа статей, посвященных договорам, усматривается, что по способу заключения договоры были и устные (ст.ст. 7, 106, 124), и письменные (ст.ст. 7, 165).

Читайте так же:  Регистрация изменений в учредительных документах госпошлина

По содержанию в Законах Хаммурапи речь идет о договорах купли-продажи (ст.ст. 9, 40 и др.), найме (лица и имущества) (ст.ст. 78, 228, 257, 273, и др.), залога (ст. 114, 115), аренды (ст.ст. 42, 45, 46 и др.), хранения (ст. 124), займа (ст.ст. 48, 50, 51 и др.), дарения (ст. 165).

Брачно-семейное право по Законам Хаммурапи. Ему посвящена четвертая часть всех статей Законов Хаммурапи. Это свидетельствует о том, что брачно-семейные отношения имели большое значение и основные его институты регулировались в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э. светским нормативным актом. Брак должен был заключаться на основе специального брачного договора, а не договора купли-продажи, как было ранее. Брачный договор обязательно под страхом его недействительности должен был заключаться в письменной форме. Так, ст. 128 гласит: «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена».

Устанавливая новую форму заключения брака, законодатель, безусловно, использовал и некоторые положения прежних правовых обычаев, сложившихся в сфере брачно-семейных отношений. Ст. 159 предусматривала, что жених при заключении брачного договора должен был принести в дом тестя брачный дар родителям невесты и выкуп за нее, а невеста – в дом жениха приданое.

В Законах Хаммурапи, несмотря на большое количество статей, некоторые весьма существенные положения, касающиеся заключения брачного договора, не нашли отражения (не указан возраст брачующихся, требуется ли их согласие на брак, кем определяется содержание брачного договора, от чего зависит размер брачного дара, выкупа и приданого). Также нет ни одной статьи, содержащей общее положение о неравенстве женщин в браке, но анализ конкретных его норм в области брачно-семейных отношений определенно указывает на то, что брак носил патриархальный характер, хотя и в несколько измененном виде, т.е. приспособленном к новым реалиям XVIII в. до н.э.

Интересно отметить, что при наличии такого источника, как религиозные догмы, Законы Хаммурапи допускают расторжение брака не только в связи со смертью одного из супругов, но и в результате развода. При этом инициатива в расторжении брака признавалась как за мужем, так и за женой. Более того, для мужа развод даже тогда, когда жена не рождала ему детей, влек негативные последствия: «Он должен отдать ей серебро в сумме ее выкупа, в также восполнить ей приданное, принесенное ею из дома ее отца» (ст. 138). Но и при разводе в силу патриархального характера семьи больше прав у мужа, чем у жены, да и последствия за развод по одной и той же причине для жены значительно суровее.

Взаимоотношения родителей и детей также получили отражение в Законах Хаммурапи. В ст. 135 четко определен главный принцип этих взаимоотношений: «дети следуют за их отцами», – это означает, что при расторжении брака дети всегда остаются с отцами.

Дети должны проявлять послушание и уважение и не совершать «тяжкого греха» в отношении отца (ст. 169). Анализ статей позволяет утверждать, что равенства детей в семье не было. Сыновья имели больше прав, чем дочери, а среди сыновей мог быть «приятный» сын, которого выделял по своему усмотрению отец (ст. 165). Разные права имели родные и усыновленные дети.

Уголовное право по Законам Хаммурапи. Как и любая другая отрасль права, уголовное право в Законах Хаммурапи содержит и новые положения, вызванные к жизни изменившейся обстановкой, и прежние, уже устаревшие, но еще признаваемые и соблюдаемые в вавилонском обществе уголовно-правовые предписания. Так, кровная месть отменена, что означало шаг вперед в развитии как общества в целом, так и уголовного права в частности. Но в то же время сохранялся и широко использовался в Законах Хаммурапи принцип талиона – «равное за равное». Сохранялся и такой архаичный институт, как ответственность общины за преступление, которое совершено на ее территории, но преступник не найден (ст.ст. 23, 24), т.е. законодатель использовал в карательной политике принцип коллективной ответственности и ответственности без вины. Применял законодатель в XVIII в. до н.э. и такой древний вид наказания, который корнями уходит в родовой строй, как изгнание из «поселения» или «дома отца» за кровосмесительство (ст.ст. 154, 158).

Уголовное право, отраженное в Законах Хаммурапи, не является совершенным: в нем нет общего понятия преступления и его термина, не указаны некоторые виды преступлений, имевшие место в реальной жизни, например государственные преступления. Из анализа статей памятника права усматривается, что любое действие (бездействие), нарушающее закон или причинившее вред (моральный, материальный или физический) считалось правонарушением и наказывалось. Законодатель еще не делает различий между преступлением и проступком, между уголовным правонарушением и гражданским правонарушением, но он, определяя то или иное наказание за совершенное правонарушение, уже различал две группы правонарушений: особо опасные и менее опасные. К особо опасным правонарушениям относились такие деяния, как ложное обвинение в убийстве, колдовстве (ст.ст. 1, 3, 2); кража имущества дворца или бога, кража малолетнего сына, рабов дворца или мушкенума, кража во время пожара (ст.ст. 6, 14, 15, 25); грабеж (ст. 22), некоторые должностные правонарушения (ст. 35, 34), недоносительство о преступниках (ст. 109) и другие подобные правонарушения, которые, как правило, влекли за собой высшую меру наказания – смертную казнь. За менее опасные правонарушения (оскорбление, нанесение телесных повреждений, простая кража и т.п.) применялись другие наказания.

В Законах Хаммурапи можно выделить четыре вида преступлений: против личности, против собственности (имущества), против семьи (семейных устоев) и должностные.

К преступлениям против личности относились: убийство (ст.ст. 153, 229–231), нанесение телесных повреждений (ст.ст. 196–198 и др.), оскорбление (ст.ст. 203–205), ложные обвинения (ст.ст. 1, 3, 11 и др.).

К преступлениям против собственности (имущества) относились, прежде всего, кража имущества (скота, рабов, «пожитков» и др. вещей) (ст.ст. 6–8, 15 и др.); грабеж (ст.ст. 22, 23); повреждение чужого имущества (ст.ст. 53, 55, 57, 59); мошенничество (ст. 108).

К преступлениям против семейных устоев (семьи) относились кровосмесительство (ст.ст. 154, 157), безнравственное поведение жены, мужа, жениха или отца невесты, сына по отношению к отцу и другие подобные действия (ст.ст. 143, 160, 161, 169, 172), а также похищение ребенка (ст. 14) или его подмена (ст. 194).

Должностным преступлениям посвящено небольшое количество статей, в которых идет речь о неправомерных действиях судьи (ст. 5), воинских начальников по отношению к своим подчиненным (ст. 34), об уклонении воина от участия в царском походе путем неявки или отправки вместо себя наемника (ст. 26).

Если проанализировать содержание статей Законов Хаммурапи, то можно заметить, что законодатель много внимания уделяет такому понятию уголовного права, как состав преступления, хотя самого этого термина и не употребляет. Определяя наказание за то или иное преступление, законодатель особо выделяет тот элемент состава преступления, которому по сравнению с другими элементами придается большее значение. Низкая законодательная техника обусловила и то, что в большинстве статей отсутствует тот или иной элемент состава преступления, установить который можно только путем систематического толкования норм Законов Хаммурапи. Кроме того, уровень развития общества обусловил и то, что по многим преступлениям законодатель не указывает субъективную их сторону, т.е. ему безразлично, умышленно или по неосторожности совершено преступление. Примером может служить ст. 209, в которой речь идет о нанесении телесных повреждений. Безразлично относясь к субъективной стороне, законодатель уделяет большое внимание объективной стороне преступления – действию и последствиям («ударит. и причинит выкидыш»).

Важным элементом состава преступления является субъект преступления, которым по Законам Хаммурапи признавался и свободный человек, и раб. Классовый характер уголовного права проявлялся в том, что при совершении одного и того же преступления, например против личности, раб как субъект права нес бульшую уголовную ответственность. Так, по ст. 205, «если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо», т.е. к нему применялось телесное членовредительское наказание. За подобное преступление к свободному человеку применялось имущественное наказание, размер которого зависел от последствий и от того, кем был потерпевший (ст.ст. 203, 204), и только тогда, когда потерпевший был свободным, но «бульшим по положению», чем свободный человекпреступник, то к последнему применялось телесное наказание. Можно предполагать, что законодатель XVIII в. до н.э. отличал общий субъект права от специального субъекта права, так как весьма часто использует термины «судья», «редум», «корчемница», «врач» и т.п., т.е. при определении наказания за некоторые преступления предписывалось узнавать занимаемую должность, профессию (ст.ст. 5, 34, 109, 215 и др.).

Говоря о субъекте права, необходимо отметить, что в Законах Хаммурапи нашло отражение и такое понятие, как соучастие в форме пособничества (ст.ст. 153, 226), укрывательства (ст.ст. 6, 18, 19), недоносительства (ст. 109).

Как уже отмечалось, зная субъективную сторону преступления, законодатель либо не учитывал ее при назначении наказаний, либо особо выделял именно этот элемент преступления, который и определял вид и форму наказания. Так, ст. 206 гласит: «Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться: Я ударил его не умышленно», а также оплатить врача. Именно субъективная сторона принималась во внимание при определении меры ответственности цирюльника за то, что он сбрил «с раба знак»: если умышленно, его «должно убить и зарыть в его воротах», а если неумышленно, то он должен «быть свободным от ответственности» (ст. 227).

Поскольку Законы Хаммурапи не являлись всеохватывающим памятником права и не единственным источником права в то время, то в нем указаны не все объекты преступления, а лишь некоторые, т.е. не все общественные отношения, предметы материального мира и блага личности, находившиеся под защитой государства в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне. Однако перечень объектов довольно широк: отношения между частными лицами, к чужому имуществу, к должностным обязанностям, между членами семьи; жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, честь и многие другие.

Наиболее обстоятельно в Законах Хаммурапи отражена объективная сторона преступления: действие (ударил, украл, обманул, построил и т.д.); бездействие (не схватит, не приведет), место совершения преступления (корчма, на земле общины, в доме), способ совершения преступного посягательства (сделает пролом), последствия (причинит вред, повредит глаз, выбьет зуб, выведет за городские ворота). Такое многообразие обстоятельств, характеризующих объективную сторону, свидетельствует о том, что преступления в древневавилонском обществе были довольно распространенным социальным явлением, и законодатель того времени с целью поддержания стабильного общественного порядка и защиты существовавшего строя с помощью норм права стремится регулировать общественные отношения и наказывать лиц, совершивших неправомерные деяния.

Завершая рассмотрение вопроса о преступлении, его видах и составе, необходимо отметить, что известны законодателю и такие понятия, как рецидив, т.е. неоднократно совершенное преступление одним и тем же лицом, и отягчающие и смягчающие вину обстоятельства (ст.ст. 169, 25, 153, 206, 227 и др.). Представляет интерес то обстоятельство, что о рецидиве говорится только в одной статье, предусматривающей ответственность за неправомерные действия в области брачно-семейных отношений (ст. 169). Это, видимо, можно объяснить тем, что законодатель считал весьма опасными для общества и государства все другие виды преступлений, совершенные даже в первый раз, так как они не носят такого частного, личного характера, как взаимоотношения сына и отца.

Соответственно эпохе в Законах Хаммурапи отражена и система наказаний (виды, формы, цели и принципы). В целом для системы наказаний древневавилонского права характерны принципы классовости, неравенства свободных людей, талиона, неопределенности и множественности.

Принцип талиона («око за око, зуб за зуб») широко применялся в древнем праве при назначении наказания. Исследователи указывают на три разновидности данного принципа: типичный талион, применяемый тогда, когда обе стороны по делу занимали равное социальное положение в обществе; символический талион, по которому виновный утрачивал ту часть тела, посредством которой совершено правонарушение (ст. 195 – сыну, ударившему отца, отрезали пальцы; ст. 192 – приемному сыну, отрекшемуся от вырастивших его родителей, отрезали язык; ст. 128 – врачу, неудачно сделавшему операцию, отрезали пальцы); и зеркальный талион (ст.ст. 229, 230, 231 – строитель подлежал смертной казни, если построенный им дом обрушился и причинил смерть хозяину дома; сын строителя лишался жизни, если в подобном случае погиб сын хозяина дома; строитель должен был отдать своего раба, если в подобном случае был убит раб хозяина).

Определяя систему наказаний, законодатель стремился, как правило, к тому, чтобы четко указывать вид, форму наказания, а если это имущественное наказание, то и его размер. Так, по ст. 8, кража скота или ладьи, принадлежащих дворцу или богу, влекла за собой имущественную ответственность в форме штрафа «в 30-кратном размере». Наряду с тем есть и статьи, которым присущ принцип неопределенности в некоторой степени, например ст. 6, в которой указан только вид наказания («убить»), а форма не определена, тогда как в других статьях четко указывается форма смертной казни (ст. 25 – «бросить в этот огонь», ст. 129 – «связать и бросить в воду», ст. 153 – «посадить на кол»).

В Законах Хаммурапи предусмотрены следующие виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, отстранение от должности, изгнание (из общины, поселения, отцовского дома), позорящие наказания. Из перечисленных видов наказаний наиболее широко применялись три вида: смертная казнь, телесные и имущественные наказания. Это было обусловлено теми многочисленными целями, которые преследовал законодатель, определяя карательную политику: устрашение, возмездие, возмещение вреда, пополнение казны, общее и частное предупреждение. Исходя из этого перечня целей, законодатель и указывал виды и форму наказания с учетом состава преступления.

Смертная казнь применялась в простой (менее мучительной) форме и квалифицированной (мучительной) форме. Последняя форма смертной казни осуществлялась различными способами с целью устрашения («разорвать его на этом поле с помощью скота» – ст. 157; «сжечь» – ст. 157; «посадить на кол» – ст. 153 и др.).

Имущественное наказание было предусмотрено в трех формах: штраф, возвращение вещи, материальная компенсация за причиненный вред. Что касается телесных наказаний, то они применялись по Законам Хаммурапи в двух формах: болезненное телесное наказание (ст. 202 – «ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи») и членовредительское телесное наказание (ст. 193 – «вырвать глаз», ст. 194 – «отрезать грудь» и др.). Позорящее наказание упомянуто в Законах Хаммурапи только в одной статье 127: «повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски». Так же редко применялось такое наказание, как отстранение от должности, которое указано только в одной ст. 5. Судья за совершенное им должностное преступление «должен быть поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде». Суровым и применяемым в древнее время наказанием было изгнание, которое по Законам Хаммурапи предусматривалось в различных формах: изгнание из общины, изгнание из поселения и изгнание из дома отца (ст.ст. 154, 158).

Таким образом, основные институты уголовного права, исходя из уровня развития древневавилонского общества, государства и правовой мысли, нашли довольно широкое отражение в Законах Хаммурапи. Реализация норм уголовного права, которому была присуща такая черта, как жестокость, в процессе осуществления карательной политики содействовала укреплению существовавшего в Древнем Вавилоне государственно-политического режима и правопорядка.

Процессуальное право по Законам Хаммурапи. На важность данной отрасли права даже в то далекое время указывает то обстоятельство, что именно в первых статьях памятника права речь идет об ответственности за неправомерные действия, совершенные в ходе рассмотрения дела в суде (ст.ст. 1–5).

Анализ текста Законов Хаммурапи свидетельствует о том, что судебный процесс велся специально назначенными должностными лицами – судьями, которые в своей деятельности должны были руководствоваться установленными для ведения судебного процесса правилами (ст.ст. 5, 13). Нарушение последних влекло довольно тяжкие последствия для судьи: отстранение от должности и уплата штрафа в 12-кратном размере от цены иска. По существовавшей в то время идеологии считалось, что суд осуществлялся по воле царя и всегда справедлив. К сожалению, не все институты процессуального права нашли отражение в Законах Хаммурапи (судебные инстанции, стадии процесса, исполнение приговора и др.) Но сведения, которые имеются в памятнике права, позволяют утверждать, что дело могло рассматриваться как несколькими судьями, так и одним судьей, а процесс в основном был обвинительно-состязательным, который применялся как по большинству уголовных дел, так и по гражданским делам. Следует отметить, что процесс в целом велся устно, но решения судьи должны были оформляться письменно и скрепляться печатью.

Как и уголовное право, процессуальное право несет на себе печать обычаев родового строя и его морали. Это проявляется в том, что процесс начинался, как правило, по инициативе заинтересованной стороны, обе стороны сами должны предъявлять доказательства своей невиновности (ст.ст. 9–11, 112, 116), в ходе процесса использовались такие доказательства, как ордалия (испытание водой) и клятва (ст.ст. 2, 20, 106, 131).