Денежное пособие до 15 лет

Содержание:

Какое предусмотрено пособие по уходу за ребенком неработающей маме

Перед молодыми мамами очень часто стоит выбор между работой и уходом за своим чадом. Неработающие мамы, совершающие уход за своим ребенком, не всегда могут самостоятельно обеспечить его материально. Ведь они не получают заработной платы, которая могла бы покрыть материальные расходы. Поэтому, государственное вспоможение является очень важной компенсацией для неработающих мам.

Все детские выплаты неработающим выплачиваются в минимально-установленном размере.

Размер положенного пособия

Нетрудоустроенным женщинам пособие выплачивается через органы социальной защиты населения. Форма предоставления денежного вспоможения и его размер немного отличается от оформления пособия трудоустроенным.

Минимальный размер пособия составляет 2718 рублей при рождении первого ребенка и 5436 рублей при рождении второго и всех дальнейших детей.

Размер данной выплаты каждый год проходит индексацию. Для получения новой суммы пособия, не нужно подавать никаких дополнительных документов. Выплата в новом размере будет начислена автоматически с наступлением нового календарного года. Максимальный срок обращения за выплатой составляет не более двух лет с момента рождения ребенка.

Неработающие женщины получают пособие в минимальном размере

Женщины, которые были уволены с предприятия по причине его ликвидации помимо выплат по уходу, получают ежемесячную компенсацию в размере 1500 рублей. Данное денежное вспоможение выплачивается на протяжении 1,5 лет.

При наличии в семье неработающей мамы и трудоустроенного отца, пособие будет выплачиваться только маме. Ведь начисление денежных средств производиться только тому члену семьи, который осуществляет уход за малышом. Ведь чаще всего, ухаживанием занимаются именно неработающие члены семьи.

При каких условиях начисляется пособие по уходу?

Денежная выплата начисляется в тех случаях, если неработающие граждане относятся к следующим категориям:

  1. Матери, которые были уволены во время беременности или во время пребывания в отпуске по уходу, из-за ликвидации ее места трудоустройства или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Сюда относиться и истечение срока трудового договора.
  2. Мать, потерявшая полномочия и статус нотариуса, адвоката или другого лица, деятельность которого должна проходит лицензирование или государственную регистрацию.
  3. Родители, которые не относятся к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию (студенты, аспиранты, находящиеся на очной форме обучения при академическом отпуске).
  4. Безработная мать, которая проживает с военнослужащим мужем по месту его службы.
  5. Другие родственники, в результате смерти матери (отца) ребенка, или объявления их как без вести пропавших или же нетрудоспособных.
  6. Другие родственники, при невозможности родных родителей самостоятельно ухаживать за ребенком по состоянию здоровья.

Помимо всех вышеперечисленных условий, необходимо еще учитывать следующие нюансы:

  1. Если уход за ребенком совершают двое и больше лиц, то пособие по уходу положено только одному из ухаживающих.
  2. Если у получателя есть выбор между несколькими вариантами начисления пособия, то он вправе выбрать для себя самый удобный.

Порядок оформления пособия

Все о выплатах неработающим мамам на видео:

Чтобы получить пособие по уходу, неработающая женщина должна обратиться в территориальное управление социальной защиты граждан с такими бумагами:

  1. Заявление с просьбой назначить ежемесячное пособие по уходу.
  2. Ксерокопии паспортов родителей.
  3. Ксерокопия свидетельства о рождении ребенка.
  4. Выписка из трудовой книги о последнем месте работы.
  5. Справка, которая подтверждает отсутствие выплат по безработице. Выдается службой занятости.
  6. Справка, выданная на месте трудоустройства второго родителя с указанием того, что второй родитель не находиться в отпуске по уходу и не получает соответствующее пособие.

Если родители находятся на очной форме обучения, они должны предъявить документ из своего ВУЗа, который подтвердит этот факт.

Лицам, деятельность которых требует наличия лицензии и государственной регистрации, помимо вышеперечисленных документов, нужно собрать еще копии бумаг, подтверждающих свой статус и справку из Фонда социального страхования о неполучении пособия в качестве страхователя.

До какого времени начисляется пособие

В целом, отпуск по уходу за ребенком длиться до достижения ребенком трех лет. Но оплачивается он только на протяжении первых 1,5 года жизни ребенка. Далее, до трех лет на ребенка выплачивается минимальное денежное пособие.

Обращаться за денежным вспоможением можно в любое время с момента наступления отпуска по уходу. Но само обращение не должно быть осуществлено позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку 1,5 года. При этом, несмотря на дату обращения за пособием, оно начисляется за все время от наступления отпуска до полуторалетия ребенка.

Начисление пособия происходит на протяжении десяти дней с момента подачи всех необходимых бумаг.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Ежемесячное пособие на детей до 16 лет: размеры

К сожалению, не все родители знают, что можно получать денежную компенсацию на детей практически до наступления их совершеннолетия. Сегодня мы поговорим о том, как правильно оформить ежемесячное пособие на детей до 16 лет, кому оно полагается и какими документами придется запастись. Дело в том, что большинство граждан получает такую информацию не из официальных источников, а из рассказов и советов знакомых. Отсюда может возникать некоторая путаница.

Ежемесячное пособие на детей до 16 лет: кто имеет право на его получение?

Прежде всего, основанием для таких компенсаций служит присвоение семье статуса малообеспеченной. Длительность выплат пособий тоже может быть неодинаковой:

  • в общем случае — до 16 лет;
  • в случаях, когда ребенок посещает учебное заведение (отделение дневного стационара) — до 18 лет;
  • в исключительных случаях, когда ребенок все еще не окончил вуз или является аспирантом — до 24.

Ежемесячное пособие на детей до 16 лет может быть начислено таким категориям:

  • полным/неполным семьям;
  • детям, чьи родители проходят службу по призыву (срочники);
  • работающим/неработающим, учащимся родителям;
  • детям военнослужащих;
  • детям, чьи родители отказываются платить алименты.

Для получения пособия необходимо наличие лишь двух условий:

  • среднемесячный доход на одного члена вашей семьи должен быть меньше принятого законодательством прожиточного минимума;
  • ребенок должен проживать исключительно вместе с родителями.

Ежемесячное пособие на детей до 16 лет не может быть начислено, если:

  • родители ребенка лишены своих прав;
  • он передан на полное обеспечение государству;
  • ребенок усыновлен и воспитывается опекунами, в этом случае предусмотрены иные выплаты и пособия.

В целях наиболее рационального использования средств налогоплательщиков органы соцзащиты имеют право проверить условия проживания и содержания конкретного ребенка и убедиться, что пособие расходуется по назначению.

Для того чтобы выяснить, положено ли вам пособие, нужно обратиться в органы соцзащиты (ОСЗН) по месту проживания и написать соответствующее заявление, в котором указать среднемесячный доход семьи в пересчете на каждого ее члена за последние 6 месяцев.

Документы на ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет представить нужно следующие:

  • заявление — бланк его можно попросить в отделении соцзащиты или скачать на любом госсайте;
  • паспорта родителей (копии/оригиналы), где имеется отметка о регистрации на территории конкретного субъекта РФ;
  • свидетельство о рождении (оригинал/копии) ребенка или паспорт, если ему уже есть 14 лет;
  • справку из ЖКХ о составе вашей семьи;
  • данные о доходах за прошлые 6 месяцев;
  • трудовые книжки родителей (оригиналы/копии);
  • справку из учебного заведения о прохождении ребенком обучения;
  • выписку из банка об открытом счете.

На основании представленных документов органы соцзащиты в течение десяти рабочих дней выносят обязательное решение о начислении помощи. Нужно знать, что всю процедуру оформления пособия придется проходить ежегодно.

Некоторые особенности

В некоторых случаях кое-какие документы на ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет придется представить дополнительно.

Читайте так же:  Требования к резервистам

Гражданам, находящимся в разводе на момент оформления пособия, нужно добавить:

  • свидетельство (оригинал/копию) о расторжении брака;
  • документ (справку) о наличии/отсутствии/задержке алиментов.

Родителям, имеющим статус индивидуальных предпринимателей:

  • разрешение на ведение ИП деятельности;
  • декларацию о доходах за прошедшие 6 месяцев.

У иностранцев попросят также разрешение на проживание, а иногородним придется представить справку о том, что по месту прописки денежное пособие не было назначено ранее.

Размеры пособий на 2015 год

Так как выплаты такого рода относятся к региональным, то определенно назвать размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет довольно сложно. Для примера в этой статье будут приведены данные за 2015 год, касающиеся Санкт-Петербурга.

Итак, сумма ежемесячных пособий на ребенка до 16 лет в этом регионе такова.

  • 2 тыс. 684 руб. — на 1-го ребенка;
  • 3 тыс. 031 руб.— на 1-го ребенка из неполной семьи или когда один из родителей призывник;
  • 3 тыс. 463 руб. — на 2-го и каждого из последующих детей, в том числе для неполных семей, и на детей военнослужащих по призыву.

От полутора и до 7 лет:

  • 779 руб. — на каждого из детей;
  • 1 тыс. 125 руб. — для детей призывника или в неполных семьях.

От 7 до 16 /18 лет:

  • 723 руб. — для каждого из детей;
  • 1 тыс. 45 руб. — детям военнослужащих по призыву или проживающим в неполных семьях.

Конечно, в других регионах России размеры выплат могут значительно отличаться от названных. В целом колебание может происходить в пределах от 300 до 1 500 рублей.

Выплаты, не зависящие от дохода

В некоторых случаях государство обязано выплачивать родителям дополнительную компенсацию (пособие) для воспитания детей, независимо от того, какой уровень среднедушевого дохода имеет семья. Итак, случаи и размеры пособий:

  • 5 тыс. 311 руб. — ребенку-инвалиду от 0 до 18 лет;
  • 11 тыс. 966 руб. — ребенку-инвалиду от 0 до 18 лет с особенными потребностями;
  • 5 тыс. 311 руб. — ребенку от 0 до 7 лет, оба родителя которого признаны инвалидами I и/или II групп;
  • 7 тыс. 374 руб. — то же + сам ребенок — инвалид в возрасте от 0 до 18 лет;
  • 3 тыс. 688 руб. — ежемесячное пособие на ребенка от 7 до 16 лет, когда оба его родителя — инвалиды I и/или II гр.;
  • 5 тыс. 311 руб. — ВИЧ-инфицированному ребенку от 0 до 18 лет;
  • 8 тыс. 855 руб. — ребенку, больному целиакией;
  • 3 тыс. 463 руб. — детям из многодетных семей в 2014/2015 году;

Как уже было сказано, эти данные справедливы только для Санкт-Петербурга, в других регионах России размеры выплат могут быть иными.

Повышенные пособия

Стоит обязательно упомянуть, что в некоторых случаях размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет может и должен быть увеличен. В повышенном размере, например, можно получить денежную компенсацию на ребенка из неполной семьи. Такой семьей может быть признана та, где один из родителей самостоятельно воспитывает одного/нескольких детей, при этом:

  • имеется присвоенный статус одинокого отца/матери;
  • один родитель умер или был признан пропавшим без вести на основании решения суда;
  • отец/мать лишены своих родительских прав;
  • решение суда (приказ) о взыскании алиментов со второго родителя на практике не исполняется.

Также увеличенное пособие должно выплачиваться на ребенка/детей военнослужащего, который находится на военной службе по призыву. К ним относятся матросы, солдаты, сержанты, старшины или курсанты военно-образовательных заведений профобразования до момента заключения ими контракта.

Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет

На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет.

Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его необходимо оформить? Каким законодательством регулируется и так далее.

Рассмотрим эти вопросы подробней.

Законодательная база

Условия, процесс оформления и размер детского пособия регламентируются такими законодательными актами:

  1. Федеральный закон №255, которым определяются условия и порядок оформления выплат;
  2. Федеральный закон №81, который четко определяет порядок расчета пособия;
  3. Указ Президента РФ №1110, которым предусматривается возможность оформления пособия;
  4. Постановление Правительства РФ №1206 “О детских выплатах”.

Кому положена помощь

На детское пособие имеют право:

  • лица, которые имеют российское гражданство, постоянно проживают на территории РФ и имеют ребенка до 3 лет;
  • граждане РФ, которые проживают за рубежом, но состоят на учете в консульстве;
  • та категория граждан, которые получили статус беженца.

При возникновении ситуации, когда родители лишены своих прав, либо ребенок находится на полном государственном обеспечении, они не имеют права претендовать на получение подобных выплат.

Деньги на ребенка, которому еще не выполнилось 3 года, имеют право получить та категория граждан, которые заключили соглашения со своим работодателем и при этом оформили отпуск по уходу за ребенком.

На детское пособие имеют право претендовать:

  • мать либо отец ребенка;
  • усыновитель (если родители лишены своих прав);
  • опекун (если таковой имеется);
  • бабушка либо дедушка;
  • любой близкий родственник, который является совершеннолетним.

Таким образом, это касается матерей, которые являются:

  • инвалидами 1 либо 2 группы;
  • военнослужащими по контракту;
  • военнослужащими за рубежом;
  • безработной по причине ликвидации предприятия;
  • безработной, которая проходит курсы переподготовки;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком.

В том случае, если мать является студенткой очного отделения, она имеет полное право на получение детского пособия.

На сегодня действующим законодательством предусмотрена ежемесячная выплата в размере 50 рублей.

Несмотря на многочисленные попытки Правительства РФ увеличить пособие, они не обвенчались успехом.

Последний раз вопрос о повышении пособия рассматривался в 2014 году, но был перенесен на неопределенный срок.

Стоит отметить, что недавно была попытка принять законопроект, благодаря которому пособие смогло бы увеличиться с 50 рублей до 5000, однако в Госдуме он не нашел должной поддержки.

Поэтапный порядок оформления

Сбор документов

Если говорить о документах, то заявителю необходимо подготовить:

  • заявление о необходимости отпуска;
  • копию приказа предприятия о разрешении на предоставления отпуска;
  • заявление на получение детского пособия;
  • справку, которая подтверждает факт отсутствия детского пособия у второго родителя;
  • копию приказа о назначении выплаты детского пособия по уходу за ребенком до 3 лет;
  • оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка (необходим для чистой формальности, но все же);
  • оригинал и копию паспорта заявителя.

Если говорить о той категории граждан, которые не являются официально трудоустроенными, то им необходимо наличие такой документации:

  • выписку из трудовой книжки, которая должна быть обязательно нотариально заверенной;
  • копию приказа о непосредственном увольнении с последнего места работы;
  • справку о средней заработной плате с последних мест работы (официальных).

При этом необходимо также для неработающих родителей принести паспорт и свидетельство о рождении.

Куда обращаться

Вся необходимая документация может быть предоставлена в процессе оформления пособия несколькими способами:

  • лично самим заявителем;
  • через доверенное лицо (при этом необходимо иметь в наличии доверенность);
  • почтовой пересылкой;
  • с помощью интернета через портал Государственных услуг.

Вся документация должна быть подана по месту официального трудоустройства в отдел кадров либо в бухгалтерию (все зависит от того, кто этим вопросом занимается на производстве).

В том случае, если заявитель не работает официально, ему предстоит обратить в отдел социальной защиты населения по месту проживания и написать соответствующее заявление. Его образец можно взять по месту и сразу же его заполнить. Это займет не больше 2 минут.

Стоит отметить, что решение по этому вопросу принимается не больше чем в течение 10 дней с того момента, как сданы все документы и написано заявление. Это касается как работодателей, так и органы социальной защиты.

Если говорить о выплатах работодателем, то они осуществляются на карту, которая является заработной, при получении выплат от ФСС в заявлении следует указывать расчетный счет банка, куда они будут делать зачисления.

Ожидание решения

Самого уведомления как такового нет, заявитель сам проверяет свою карту, но можно сходить и узнать в отдел соцзащиты, когда именно будет перечислена помощь.

Однако, в том случае, если решения будет отрицательным, ФСС связывается по контактным данным с заявителем и говорит, какие именно недочеты следует срочно устранить, дабы выплаты не приостанавливать.

Стоит также подчеркнуть, что выплата пособия за уходом ребенка до 3 лет может осуществляться только после того, как завершится отпуск по родам.

Читайте так же:  Развод муж собственник

В том случае, если работодатель все же отказывается выплачивать данное пособие, законодательством ему предусмотрено 5 дней для уведомления. Каким образом он это сделает, законодательством не оговорено.

Это может быть:

  • устное уведомление;
  • письменное уведомление с указанием причины.

При этом необходимо обращать внимание на такие нюансы:

  • для того, чтобы гарантировать себе получение детского пособия до 3 лет, всю документацию следует подавать не позднее 6 месяцев после рождения. Исключением является болезнь заявителя;
  • заявление и документы для получения пособия должны находится у работодателя либо в ФСС до того момента, как ребенку исполнится 1 год. При этом неважно, болеет заявитель либо нет.

Важно помнить, что не нужно пытаться обманным путем оформить несколько одинаковых детских пособий (имеется в виду на каждого из родителей), поскольку это чревато серьезными последствиями, вплоть до уголовного производства. Такая попытка легко узнается и тогда можно вообще забыть обо всех социальных гарантиях.

Ну а пока остается довольствоваться тем, что есть, и надеяться, что Правительство все-таки сможет увеличить размер детского пособия до 3 лет.

О детских пособиях смотрите в следующем видеосюжете:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.
Читайте так же:  Договор соц найма 2018г

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.