Бухгалтерский учет и отчетность в россии 2018

Содержание:

Основы бухучета

Каждая компания, ведущая деятельность, обязана вести бухгалтерский учет. В статье расскажем, что такое бухучет, зачем он необходим, опишем основные понятия бухгалтерского учета и его принципы; расскажем, какая информация составляет основу бухгалтерского учета, какими методами она систематизируется и обрабатывается.

Основы бухучета: история и наши дни

Основоположником бухгалтерского учета принято считать итальянского математика Лука Пачоли, впервые систематизировавшего в своих работах метод двойной записи. Произошло это в XV веке.

В настоящее время основы бухгалтерского учета в Российской Федерации установлены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402. Согласно ему, основная задача бухучета — это формирование систематизированной информации о работе компании, которая будет служить для подготовки бухгалтерской отчетности. Отдельные стороны бухучета регламентируются Положениями по бухгалтерскому учету. В последние годы идет планомерное приближение российских стандартов бухучета (РСБУ) к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Основные понятия бухучета

Как было сказано выше, основным для бухгалтерского учета является сбор и обработка информации для подготовки отчетных данных. Его объектами являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • источники финансирования деятельности организации;
  • доходы и расходы.

Все объекты подлежат отражению в бухучете в стоимостной (денежной) оценке. Отражению в учетной системе подлежат только те события, которые действительно свершились, оформлены документально и могут быть оценены.

Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года — таблица

Изменения в бухучете с 2018 года — таблица покажет их наиболее наглядно — есть, и они достаточно серьезные. Однако новое относится только к определенным сферам деятельности. Какие изменения произойдут для бухгалтера в 2018 году, рассмотрим в материале далее.

Каких сфер касаются изменения в бухучете с 2018 года?

Обновление правил бухучета с 2018 года прежде всего связано с внесением изменений в 2 основных документа, регламентирующих эти правила:

  • закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ — он обновлен законом «О внесении изменений…» от 31.12.2017 № 481-ФЗ;
  • ПБУ 1/2008 (его утвердил приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н) — изменено приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н.

Ключевой поправкой, внесенной в закон № 402-ФЗ, стало признание всех действующих ПБУ федеральными стандартами с отменой требования об обязательности соответствия им отраслевых стандартов и нормативных документов ЦБ РФ.

Полный список действующих ПБУ смотрите здесь.

Изменения, сделанные в тексте ПБУ 1/2008, посвященном порядку разработки учетной политики, обозначили приоритет стандартов МСФО над нормами ПБУ, допустимость отступлений от способов, приводимых в российских стандартах учета, возможность досрочного применения нормативных актов, меняющих существующие правила бухучета.

Подробнее об изменениях в ПБУ 1/2008 читайте тут.

Кроме того, приказом Минфина России от 09.11.2017 № 180н внесены поправки в ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н), но они вступят в силу только с 01.01.2019. Перечень этих поправок обозначен в информационном сообщении Минфина России от 12.12.2017 № ИС-учет-10.

Однако основной объем изменений коснулся правил бухучета, применяемых:

  • организациями госсектора (госучреждениями, органами госвласти и управления внебюджетными фондами, казначействами);
  • финансовыми организациями (кредитными и некредитными), профессиональными участниками рынка котирующихся на нем бумаг, лицами, относящимися к числу организующих торговлю или представляющих собой центрального контрагента, являющихся клиринговыми структурами или страховыми брокерами, входящими в число инвестиционных и пенсионных фондов негосударственной принадлежности (а также связанных с ними организаций).

О том, какими документами регулируется бухучет в этих сферах, читайте здесь.

Таблица изменений-2018 в бухучете организаций госсектора

Наиболее серьезные изменения в бухучете произошли в отношении организаций госсектора. Они с 2018 года начали применять новые стандарты федерального уровня:

Тема введенного стандарта

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего стандарт

Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора

Особенности бухгалтерского учета при ВЭД

Бухгалтерский учет ВЭД отличает ряд особенностей, связанных как со спецификой самой внешнеэкономической деятельности, так и с особыми правилами учета отдельных операций при ней. Рассмотрим их.

Аспекты, на которые влияет ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная деятельность, при которой экономический субъект, зарегистрированный в РФ, осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами. Возможными при ней, как и при взаимоотношениях, имеющих место только в пределах РФ, являются любые хозяйственные операции: покупка-продажа (и не только товаров, но и работ/услуг), получение-предоставление заемных средств, вклады в УК или имущество, аренда, получение/выплата дивидендов, командировки, расчеты по претензиям. Из-за этого задействованным в учетных операциях может оказаться любой из счетов бухучета, предусмотренных планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Как может выглядеть рабочий план счетов, см. здесь.

Однако учетный процесс при ВЭД приобретает свои особенности, обусловленные появлением:

  • достаточно большого количества дополнительных документов;
  • расчетов, осуществляемых в валюте;
  • дополнительных правил, связанных с зарубежными командировками;
  • особого порядка учета НДС и отчетности по нему;
  • расхождений в периодах учета доходов от экспорта для прибыли и для НДС, относящегося к нему;
  • необходимости налогообложения доходов, выплачиваемых зарубежным партнерам, и дополнительной отчетности по ним.

Что изменилось в сфере ВЭД в 2018 году?

Необходимо отметить 2 важных нормативных акта, влияющих в 2018 году на порядок валютного контроля:

  1. Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 16.08.2017 № 181-И.
  2. Закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, внесший поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

С 2018 года перестает действовать Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов…» от 04.06.2012 № 138-И — ей на смену пришла Инструкция № 181-И, из содержания которой следует, что:

  • отменяются паспорта сделок (вместо паспорта сделки используется контракт);
  • исключается отказ банка в постановке контракта на учет;
  • по договорам с суммой обязательств менее 200 000 руб. не нужно представлять документы, связанные с проведением валютных операций (представляется только информация о коде вида операции);
  • отменяются справки о валютных операциях;
  • вводятся иные новшества и поправки.

С 14.05.2018 изменяется и закон № 173-ФЗ — внесенные в него законом № 325-ФЗ поправки предполагают:

  • ужесточение требований к внешнеторговым контрактам;
  • расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка;
  • повышение размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

В чем суть валютного контроля в таможенным органах, см. в этой публикации.

Дополнительные документы, возникающие при ВЭД

Применение ВЭД потребует использования в работе большого числа документов, которые не нужны, если деятельность осуществляется только в пределах РФ. Причем в их число войдут не только оформляемые российской стороной, но и получаемые от зарубежных партнеров. В отношении экспорта/импорта это, в частности, будут:

  • контракты с иностранными партнерами, созданные с учетом условий поставки, отраженных в Инкотермс;
  • платежные документы иностранных партнеров;
  • поручения на покупку или продажу валюты;
  • документы (апостиль), подтверждающие факт регистрации зарубежного партнера в иностранном государстве;
  • грузовые таможенные декларации (ГТД);
  • инвойсы, которые станут бухгалтерскими документами на отгрузку;
  • иностранные перевозочные документы и иностранные документы (инвойсы) поставщиков;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, перечни к ним и особая декларация по НДС при импорте из стран Таможенного союза;
  • дополнительные строки и разделы в обычной декларации по НДС;
  • декларация о доходах, поступивших из источников, находящихся вне РФ;
  • налоговый расчет, содержащий данные о выплаченных зарубежным партнерам доходах;
  • документы на оплату налогов, уплачиваемых в связи с выплатой доходов зарубежным партнерам;
  • прочая документация.

Большая часть документов, адресованных иностранному партнеру или полученных от него, будет изначально создаваться на 2 языках, а документы, оформленные только на иностранном языке, необходимо сопроводить переводом текста, который потребуется для ИФНС при проверке.

При этом увеличивается не только объем документов, но и количество требующих представления их копий проверок со стороны налоговых органов (в связи с возмещением НДС по экспорту) и таможни (в связи с декларированием товаров).

О видах валютной оговорки в договорах расскажет эта статья.

Бухучет: особенности при ВЭД

Особенности бухгалтерского учета ВЭД потребуют:

  • учета сумм, поступающих или выраженных в валюте (банк, касса, расчеты с контрагентами), параллельно в двух валютах: иностранной с пересчетом ее в рубли по правилам ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н;
  • отслеживания дат перехода права собственности на экспортируемый/импортируемый товар по условиям Инкотермс, указанным в контракте;
  • формирования стоимости приобретенного за границей имущества с дополнительным включением в нее таможенных платежей (п. 1 ст. 160 НК РФ);
  • отражения расходов на зарубежные командировки в соответствии с правилами, установленными для них постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749;
  • включения в финрезультат на отчетную дату итогов переоценки валютных остатков денежных средств и расчетов с контрагентами, выраженных в валюте;
  • организации раздельной аналитики на счетах бухучета и в иных регистрах для получения необходимой для отчетности всех видов (бухгалтерской, налоговой, статистической) информации, учитывающей наличие ВЭД;
  • контроля за полнотой поступления денежных средств в оплату по валютному контракту с иностранным покупателем;
  • отражения налогов, дополнительно начисляемых в связи с введением ВЭД;
  • соблюдения особых правил для принятия к вычету НДС по расходам, связанным как с экспортом, так и с импортом;
  • корректного и соответствующего бухгалтерским учетным данным заполнения всех отчетных документов по налогам.
Читайте так же:  Права c требования

НДС и налоговый учет для прибыли при ВЭД

Наибольшее количество дополнительных действий в части налогообложения придется на самый сложный налог, которым в РФ является НДС. Особого внимания здесь потребуют:

  • экспорт, требующий организации обособленного учета всех операций по нему, соблюдения сроков для сбора пакета нужных документов, выделения неподтвержденных и подтвержденных с опозданием отгрузок, контроля полноты оплаты поставок контрагентом, заполнения дополнительных разделов декларации, регулярной подготовки объемных пакетов документов для контроля ИФНС;
  • импорт из стран Таможенного союза, при котором необходимо соблюдать достаточно ограниченные сроки представления документов по налогу в ИФНС, уплаты его в увязке с оплатой — предъявления к вычету, составления дополнительной декларации;
  • обязанность уплаты налога при оплате за ряд услуг (п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываемых вне территории РФ, и заполнение по нему особого раздела декларации;
  • наличие особенностей налогообложения товаров, возникающих в определенных ситуациях как при их вывозе, так и при ввозе (ст. 151 НК РФ).

Чем нужно руководствоваться при организации раздельного учета при экспорте — читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

В отношении налога на прибыль не следует упускать из виду, что в доходах отгрузка на экспорт учитывается в момент перехода права собственности (рисков) на товар, т. е. практически в момент отгрузки, а право на вычет НДС по такой отгрузке может подтверждаться в совершенно другом налоговом периоде. То есть налоговые базы по прибыли и НДС при экспорте по одному и тому же периоду совпадают далеко не всегда, и нельзя для прибыли отгрузку на экспорт учитывать в увязке ее с фактом подтверждения права на вычет по НДС.

Организация бухгалтерского учета при ВЭД влечет за собой не только увеличение количества применяемых учетных документов, но и ряд особенностей: как в отражении учетных операций, так и в оформлении отчетности.

Конференция «Учет и отчетность — 2018: проверим себя. Важнейшие вопросы налогообложения»

Скидка 20% для двух и более участников от одной компании.

Для участников конференции 5 июня в вечернее время — экскурсия в Храм Христа Спасителя. Храм будет открыт только для нас. Вы узнаете историю этого удивительного здания, увидите уникальные шедевры искусства, подниметесь на смотровые площадки Храма с прекрасным видом на нашу столицу.

А 6 июня в вечернее время- посещение одного из спектаклей лучших театров Москвы.

И.Р.СУХАРЕВ — начальник отдела, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов РФ
Т.А.ШНАЙДЕРМАН –консультант, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, заслуженный экономист РФ
А.А.ЕФРЕМОВА — генеральный директор аудиторской компании «Вектор развития», ответственный секретарь Клуба Главных бухгалтеров крупнейших отечественных предприятий и холдингов; участник методологических круглых столов Фонда НСФО (Национальных стандартов финансовой отчетности); автор 10 книг и более 200 публикаций на тему бухгалтерского учета и налогообложения
А.Ю. КОНЬКОВ — заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России
В.Д.ВОЛКОВ – заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России
Н.С.ЧАМКИНА – государственный советник Российской Федерации II класса, заслуженный экономист РФ

и другие специалисты

В ПРОГРАММЕ:

  • Российский бухгалтерский учет и отчетность в 2018 году: законодательство, нормативное регулирование, ближайшие перспективы.
  • Развитие российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и Разъяснениями МСФО: что важно знать практикующему бухгалтеру. Проекты подготовленных федеральных стандартов, нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и изменений, вносимых в действующие документы.
  • Практика учета. Подготовка бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2018 года: проверим себя. Анализ ошибок, наиболее часто встречающихся при подготовке отчетности. Практика, сложные моменты применения ПБУ. Актуальные изменения в трактовке требований действующих ПБУ. Формирование бухгалтерского баланса: изменения в порядке бухгалтерского учета активов (различия при выделении объектов ОС для целей бухгалтерского и налогового учета, инвестиционная недвижимость, запасы, расходы будущих периодов), учет интеллектуальной собственности (НМА или НИОКР), структура собственных средств и формирование показателей раздела «Капитал», отражение использования прибыли и покрытия убытков. Сложные вопросы учета дебиторской и кредиторской задолженности: сомнительные и безнадежные долги, скидки и бонусы, перемена лиц в обязательствах. Формирование отчета о финансовых результатах: доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы, управленческие и коммерческие расходы, раскрытие прибыли на акцию, «совокупный финансовый результат».
  • Реализация налоговой политики России в 2018 году. Перспективные изменения законодательства – что ожидаем.
  • Важнейшие налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ. Обзор и практика применения документов по вопросам исчисления и уплаты данных налогов в конкретных хозяйственных ситуациях (разъяснения Минфина и ФНС России).
  • Сложные вопросы налогообложения: практика разрешения.

При участии в нескольких конференциях — СПЕЦЦЕНА И УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ!

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ
В КОНФЕРЕНЦИЯХ

Регистрационный взнос за участие одного слушателя, руб., вкл. НДС

Новые федеральные стандарты учета и отчетности для учреждений госсектора с 2018 года

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили специальный портал по Федеральным стандартам.

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы, переходите на портал>>

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.

Скачать обновленную программу разработки федеральных стандартов для госсектора

Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  2. События после отчетной даты.
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Непроизведенные активы.
  6. Доходы и др.

Полезный материал в статье

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года

Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета

С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.

Скачать образец учетной политики бюджетного учреждения на 2018 год с учетом положений федстандартов

Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году

Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.

Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:

  • проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
  • выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
  • решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.

Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.

Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.

Читайте так же:  Льготная пенсия для матери ребёнка инвалида

Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в нашей статье.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Стандарт Аренда № 258н

Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).

Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:

  • в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
  • временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
  • временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.

Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.

Подробнее про новый федеральный стандарт «Аренда» читайте в статье журнала Учет в учреждении.

В инструкции №157н и 174н уже внесли правки в соответствии с новыми Федеральными страндартами. Необходимо внести правки в учетную политику учреждения.

Новый стандарт по отчетности

Федеральные стандарты бюджетного учета с 2018 года предлагают новую методологию и порядок представления учреждениями бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Некоторые показатели отчетов придется обнародовать в обязательном порядке. Активы и обязательства в балансе разделятся на краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные).

Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора

Стандарт утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Применяется для учета с 1 января 2018 года и для отчетности за 2018 год. Стандарт вводит много новых терминов: контроль над активом, полезный потенциал, экономические выгоды, справедливая стоимость, стоимость замены актива и др. Раскрывает новые методы и принципы учета, требования к инвентаризации, достоверность и существенность информации и так далее.

Подробнее про Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора» читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Особенности бухгалтерской отчетности в учреждениях в 2018 году.

В череде трудовых будней работники финансово-экономического отдела нацелены на решение текущих вопросов и задач. С учетом этого на страницах журнала размещаются небольшие материалы, содержащие четкие вопросы (ситуации) и ответы на них. Тем не менее для правильной организации работы в будущем (в следующем году) бухгалтеру следует знать о готовящихся изменениях законодательства РФ. Поэтому в рубрике «Федеральные стандарты» мы освещаем те изменения организации учета, которые будут применяться с 2018 года в связи с вступлением в силу федеральных стандартов. В данном номере поговорим о положениях Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, утвердившего Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Начиная со следующего года учреждения должны будут представлять формы бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, установленными этим документом.

Пояснения к отчетным бухгалтерским формам.

С 2018 года учреждения должны будут составлять пояснения к формам бухгалтерской отчетности. Как установлено п. 5 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям данной отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Положениями п. 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрено, что раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

    • показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, пояснительной записке;
    • показатели отчетов, которые обеспечивают сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета;
    • пояснения.

То есть из дословного прочтения данного пункта следует, что учреждение помимо пояснительной записки составляет пояснения. Пункты 33 – 34, 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают, какую информацию учреждение отражает в пояснениях к балансу, отчету о финансовых результатах. В пункте 12 стандарта сказано, что пояснения составляются на русском языке. Однако в п. 37 отмечено: кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая представляется в упорядоченном виде. В этом пункте ничего не говорится о пояснениях, хотя подраздел «Пояснительная записка и пояснения» и, в частности, п. 37 рассматриваемого стандарта посвящены информации, раскрываемой в пояснительной записке и пояснениях. Полагаем, что те пояснения, о которых идет речь в п. 24, 33, 34 и 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», будут включаться в пояснительную записку и оформлять пояснения отдельным документом не придется.

Публичное раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее пользователем на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.Публичное раскрытие информации. Пунктом 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях [1] установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность ряда документов (перечень таких документов приведен в данном пункте), в том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному раскрытию, предусмотрены п. 15 – 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее – обозримое будущее), и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

При этом изменение подведомственности субъекта отчетности, учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в пояснениях отражается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев:

а) произошли значительные изменения характера деятельности субъекта отчетности;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другие представление или классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности. Внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в случае существенного изменения положений законодательства РФ), когда субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды, называется реклассификацией показателей отчетности.

При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрываются:

Важные изменения 2018 года

Уходящий 2017 год богат на изменения, уточнения и смены позиции законодательных органов. В течение года большой объем таких новаций заставил бухгалтера и руководителя компании взглянуть совсем с другой стороны на ведение бизнеса и отражение финансово-хозяйственной деятельности в учете. Елена Рыбникова, руководитель отдела контроля качества услуг и методологии «Интеркомп», составила рейтинг важных изменений 2018 года.

С 1 января 2018 года вступают в силу важные изменения, к которым необходимо подготовиться и научиться их применять. И помимо традиционных ежегодных изменений, например, по страховым взносам, МРОТ, индексации заработной платы, 2018 год встретит нас принципиально новыми и значимыми правилами. Итак, рассмотрим 25 самых важных изменений, вступающих в силу с 2018 года.

№ 1. Адрес контрагента

Для принятия вычета по НДС в счете-фактуре должен быть указан адрес контрагента, идентичный данным, внесенным в ЕГРЮЛ. Ранее ФНС сообщала, что ошибка в адресе делового партнера не является существенной и не препятствует идентификации налогоплательщика. Теперь адрес, как и ИНН, является важным реквизитом счета-фактуры и должен соответствовать регистрационным данным компании, отраженным в базе юридических лиц в ФНС.

№ 2. НДС по финансовой аренде

Список операций, не облагаемых НДС, расширен. Так, не облагаются НДС договоры финансовой аренды с правом выкупа медицинских изделий (протезирование и ортопедия). Ранее операции лизинга медицинский изделий подлежали обложению НДС.

№ 3. Расходы на НИОКР

К расходам на НИОКР помимо расходов на оплату труда будут относиться суммы страховых взносов, начисленные на указанные расходы на оплату труда (подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ). Кроме того, расходами на НИОКР будут признаваться траты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы по договору об отчуждении либо прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования указанных прав исключительно в НИОКР. Кроме того, компания, осуществляющая расходы на НИОКР, сможет включать такие расходы в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 не только в состав прочих расходов, но и в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Читайте так же:  Натуральные пособия

№ 4. Путевки сотрудникам

В состав принимаемых расходов для целей налогообложения прибыли можно отнести расходы компании на санаторно-курортные путевки сотрудникам и членам их семей в размере 50 000 рублей в год, но при условии их отдыха на территории РФ. Проект закона прошел третье чтение в Государственной думе, и с большой долей вероятности он вступит в силу в 2018 году.

№ 5. Расходы на обучение

В состав принимаемых расходов для целей налогообложения прибыли можно отнести расходы на обучение сотрудников. Это траты на аренду помещения для обучения, на оплату работы преподавателей и иные аналогичные расходы.

№ 6. Посадочный талон

При подтверждении расходов на перелет сотрудника в командировке необходимо получить в качестве подтверждающего документа, кроме маршрутной квитанции, посадочный талон со штампом аэропорта о прохождении досмотра.

Посадочный талон может быть распечатан сотрудником самостоятельно, если талон предоставлен ему в электронном виде. Министерство транспорта издало указ об упразднении бумажных посадочных талонов, при этом Минфин России настаивает на предъявлении сотрудником посадочного талона со штампом аэропорта о досмотре для подтверждения перелета.

Если сотрудник не предъявит талон со штампом, то необходимо получить письмо-подтверждение от авиаперевозчика о факте перелета.

Только после получения справки расходы на командировку можно принимать для целей налогообложения прибыли.

№ 7. Инвентаризация НМА

Доходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли, дополнены доходами в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности (НМА), выявленных при инвентаризации.

№ 8. Распределение бюджетов

Процент распределения между бюджетами налога на прибыль изменится. Так, федеральный налог составит 3 процента, а бюджетам субъектом достанется 17 процентов. При этом минимальная ставка налога на прибыль составит 12,5 процентов. Перераспределение средств между бюджетами позволит субъектам РФ более оперативно решать проблемы на местах.

№ 9. Льгота по прибыли

Предоставлена льгота по налогу на прибыль – 0 процентов составит ставка для туристических компаний, ведущих деятельность на Дальнем Востоке. Ранее такие компании платили налог на прибыль в полном объеме. Льгота предоставляется на 2018–2022 годы.

Для применения УСН в 2018 году совокупный годовой доход не должен превышать 150 000 000 рублей. Для подачи заявления на переход на УСН в 2018 году доход за девять месяцев 2017 года не должен превышать 112 500 000 рублей.

№ 11. Дополнительные доходы

Налог на дополнительные доходы – пилотный проект налога, заменяющего налог на добычу полезных ископаемых. В пилотном проекте примут участие компании по добыче нефти.

№ 12. Курортный сбор

Дополнительная плата, взимаемая с физических лиц в курортных регионах РФ. Такой налог существовал и ранее, до 2004 года, установлен был законом РСФСР от 12 декабря 1991 года. Введен сбор в четырех регионах: Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

№ 13. Проценты по облигациям

Проценты по облигациям облагаются НДФЛ не в полном объеме, а по аналогии с банковскими вкладами – по расчетной формуле:

(Процентный доход – номинальная стоимость процентов) × ставка рефинансирования + 5.

№ 14. Недействительность сделки

Не допускается уменьшение налогоплательщиком базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете, либо отчетности налогоплательщика. Инспекторы больше не будут обращаться к положениям ГК РФ, понятие введено в НК РФ.

№ 15. Налоговая выгода

Введены новое понятие «налоговая выгода» и новая статья 54.1 Налогового кодекса. Систему оптимизации налогообложения необходимо проводить крайне осторожно, не переступая грань умышленной налоговой выгоды.

№ 16. Подписи первичных документов

Теперь не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения компанией налоговой базы следующие случаи. Во-первых, подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом. Во-вторых, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах. И в-третьих, наличие возможности получения фирмой того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Нововведение, с одной стороны, поможет бизнесу избежать ряда споров (процедуру возмещения НДС), с другой стороны, при злоупотреблении этим правом существует риск совершения недействительных и незаконных сделок, проще говоря, «за спиной руководителя».

№ 17. Паспорт сделки

Для осуществления процедур валютного контроля подняли порог, который выразили в рублевом эквиваленте на дату заключения контракта и дату подписания дополнительного соглашения. 3 000 000 рублей (50 000 долларов США) составит лимит для импортных контрактов, включая «входящие» услуги, работы, займы и т. д. 6 000 000 руб­лей (100 000 долларов США) – для экспортных контрактов, в том числе «исходящие» услуги, работы, займы и т. д. Новшество – банк не оформляет паспорт сделки, а ставит на учет контракт. Порядок постановки на учет / снятия с учета контракта уполномоченный банк утверждает самостоятельно.

№ 18. Документация валютного контроля

При выполнении операций перевода валюты одновременно должны быть выполнены определенные действия. Так, в банк подается распоряжение о переводе денежных средств, документы, связанные с проведением операции, СВО не оформляется. Кроме того, при оформлении платежа в поручении будет указываться не номер паспорта сделки, а уникальный номер контракта. Также при зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме, большей или равной 200 000 руб­лей, резидент должен предоставить банку информацию о коде вида операции. Данная информация заменяет СВО. Информация указывается в реквизите «Назначение платежа»: , например . Нерезидент также при списании валюты со своего счета представляет в банк расчетный документ с указанием информации о коде вида операции. Процедура и сроки подачи документации в банк для регистрации контракта по валютным платежам и представлению подтверждающих документов не меняются.

№ 19. Камеральные проверки

Сокращен срок проведения камеральных проверок до одного месяца. Ранее период ревизии составлял три месяца.

№ 20. Штрафные санкции

Введена уголовная ответственность за крупную неуплату налогов, за ложные сведения в декларации, ничтожные сделки. Ответственность предусмотрена для руководителя (включая его личное имущество), главного бухгалтера и любого сотрудника организации, участие которого в нарушении в качестве подстрекателя, соучастника и т. д. доказано.

№ 21. Подакцизные товары

Повышение ставок акцизов, установленных пунктом 1 статьи 193 НК РФ, предусмотрено на табак, сигары, сигариллы, сигареты, папиросы, легковые автомобили, мотоциклы, дизельное топливо и некоторые другие подакцизные товары. При этом в отношении сигарет и папирос с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года применяется ставка акциза, определяемая из расчета 1562 рубля за 1000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, ис­числяемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2123 рублей за 1000 штук (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 254-ФЗ).

№ 22. Повышающий коэффициент

Из состава амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, исключаются здания. Так, пункт 2 статьи 259.3 НК РФ дополняется подпунктом 4, согласно которому налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ.

№ 23. Долевое участие

Уточнены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях. Так, пункт 4.1 статьи 271 Налогового кодекса дополняется положениями, согласно которым плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, признается в порядке учета субсидий.

№ 24. Госпошлина для СМИ

Изменятся размеры государственной пошлины. Так, с начала следующего года установлены размеры госпошлины от 4000 до 8000 рублей в зависимости от распространения по территории (п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При этом отменяется пошлина за внесение изменений в свидетельство о госрегистрации СМИ.

№ 25. Кадастровая стоимость

Пунктом 12 статьи 378.2 Налогового кодекса установлены особенности исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости.

Так, с 1 января 2018 года указанный пункт дополняется подпунктом 2.1, согласно которому в случае, если кадастровая стоимость объекта имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объекты недвижимого имущества, не относящиеся к деятельности организаций в РФ через постоянные представительства, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога по текущему периоду в отношении данного объекта имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.