Банкротство кредитной организации может признать

В каких случаях кредитная организация признается субъектом банкротства?

Банкротство — это комплекс обстоятельств, при наличии которых компания (банк, строительная, страховая, кредитная организация, ООО, ЗАО, МУП) не в состоянии выполнить требования кредиторов на протяжении длительного периода. И сегодня мы поговорим детально о понятии и признаках банкротства кредитных организаций, меры по предупреждению, начислении амортизации при такой процедуре и других важных ее нюансах.

Нормативная база

В Российской Федерации действует четко сформированная система нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы банкротства и оздоровления компаний:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно норм ст. 189.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должно быть два условия для признания кредитной компании банкротом:

  • невыполнение на протяжении 14 дней финансовых обязательств (перечисление бюджетных платежей, выплаты заработной платы сотрудникам, платежей по депозитам и пластиковым картам);
  • общая сумма претензий кредиторов должна превышать 1000 минимальных зароботных плат, размер которых устанавливается федеральным законодательством.

Таково правовое регулирование банкротства кредитных организаций.

Про особенности несостоятельности кредитных организаций расскажет видео ниже:

Процедура банкротства кредитной организации

Процесс банкротства финансовой организации немного нетипичен и имеет свои особенности в плане процедуры прохождения этапов. Рассмотрим эти моменты более детально и разберем, что понимается под банкротством кредитной организации и чем оно регулируется.

Решение о начале

Специфика принятия решения о начале состоит в том, что как такового добровольного акта со стороны компании ожидать не приходится. Случаи добровольного признания компанией собственной несостоятельности единичны. Законодательство допускает такие моменты, но на практике это случается крайне редко. Юристы и экономисты кредитной организации прекрасно понимают, что активов компании не хватит на добровольное погашение всех претензий кредиторов, поэтому добровольно признавать свое банкротство никто не будет.

В этом случае инициатива должна исходить от Банка России, который должен аннулировать лицензию банка или кредитной организации. Основанием для лишения лицензии могут быть исключительно судебные претензиальные иски кредиторов к компании.

Составление заявления

Закон предоставляет право на судебное решение вопроса таким субъектам юридических правоотношений:

  • кредиторы (физические лица, которым кредитно-финансовая организация должна деньги);
  • Банк России как регулятор финансового рынка;
  • сами должники;
  • органы государственной власти (ПФ, ФНС).

Составление заявления в суд имеет свои особенности в зависимости от того, кто выступает в роли истца. Например, если инициирует разбирательство физическое лицо , которому компания должна деньги, то в заявлении надо указать следующее:

  • полное наименование и юридический адрес ответчика;
  • свои личные данные;
  • описание ситуации возникновения невыплаты средств;
  • приведение документальных доказательств просрочек.

Заявление от государственных органов будет в некоторой степени подобным, но касаться неуплаты бюджетных платежей (налоги, взносы в Пенсионный фонд), которые должны оплачивать частные компании. Банк России может подать в суд основываясь исключительно на результатах собственной проверки. Результаты проверки в обязательном порядке должны быть отражены в исковом заявлении. Если же в роли истцов судебного процесса будут выступать сами должники, то они должны указать в заявлении такую информацию:

  • название суда, в который подается иск;
  • юридический адрес и полное название компании- истца;
  • констатацию факта наличия задолженности перед клиентами и бюджетными фондами;
  • доказать неспособность компании погасить возникшую проблемную задолженность теми активами, которые на данный момент есть в наличии.

Подводные камни банкротства кредитных организаций описаны в этом видеоролике:

Пошаговые этапы

Стоит констатировать отличие процедуры банкротства кредитно-финансовых организаций от стандартной процедуры признания несостоятельности других предприятий. В ст.189 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выделяются следующие этапы процедуры:

  • подача заявления в суд;
  • лишение лицензии. Особенность старта процесса признания несостоятельности кредитных организаций состоит в том, ч то суд может признать банкротство банка или кредитного сообщества только лишь после того, как Банк России лишит компанию лицензии на проведение деятельности.;
  • этап конкурсного производства (при участии управляющего при банкротстве кредитных организаций). Суть этого этапа состоит в следующих моментах:
    • размещение информации в СМИ;
    • установление контакта с кредиторами;
    • проведение собрания с кредиторами;
    • реализация имущества компании на открытом аукционе;
    • погашение всех обязательств перед кредиторами.
  • рассмотрение жалоб по поводу ликвидации компании;
  • внесение информации про ликвидацию организации в ЕГРЮЛ согласно ФЗ » О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей«.

Завершение процесса банкротства кредитной организации влечет за собой следующие последствия:

  • полное выполнение обязанностей перед кредиторами и бюджетом;
  • исчезновение участника финансово-кредитного рынка;
  • негативные последствия для экономики страны в случае банкротства крупной компании.

Очередность выполнения обязательств

Российское законодательство предусматривает четко спланированный порядок погашения задолженности компании:

  • сначала оплачиваются судебные издержки и доход арбитражного управляющего;
  • потом выплачивается задолженность по заработной плате сотрудников;
  • погашаются долги кредитной организации перед бюджетными фондами;
  • выплачиваются долги перед другими кредитными компаниями;
  • в последнюю очередь свои средства получают вкладчики компании.

Процесс банкротства кредитной компании очень сильно отличается от традиционной процедуры. По времени, возможно, процедура не будет более быстрой, но этапов меньше. Причины банкротства кредитных организаций и банков практически совпадают с причинами банкротства других организаций.

Примеры судебной практики, важные нюансы банкротства с участием кредитных организаций описаны в этом видео:

Банкротство кредитной организации может признать

На правовое регулирование банкротства кредитных организаций направлено специальное законодательство. К такому законодательству необходимо отнести, в первую очередь, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., от 19 и 19 декабря 2006г.) [1] . О собенностям применения Закона о несостоятельности в отношении кредитных организаций посвящено информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. № 74 [2] .

Как отмечают эксперты, основная особенность процедур несостоятельности (банкротства) кредитных организаций заключается в дифференциации механизма банкротства, процедур признания несостоятельности, а также последствия возбуждения дел в отношении должника — кредитной организации [3] .

Согласно п.1 ст.2 указанного Закона под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание:

— по денежным обязательствам — требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда;

— по уплате обязательных платежей — требования, подтвержденные решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если:

— требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимального размера оплаты труда и они не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения;

— стоимость имущества (активов) организации после отзыва у нее лицензии недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и обязательств определяется на основании методик ЦБ РФ).

На практике, использование данных законодательных положений приводит к искусственному затягиванию судебного разбирательства. Как отмечают исследователи, к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Конечный расчет здесь строится на толковании закона таким образом, что один лишь факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии или, тем более, признание соответствующего приказа Банка России недействительным автоматически означает соответственно незаконность возбуждения или продолжения ведения дела о банкротстве. И расчет этот действительно оправдывается, поскольку арбитражные суды в подобной ситуации чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании приказа Банка России или прекращают производство после вступления в силу решения об удовлетворении иска [4] . Эти действия позволяют вывести незаконными способами активы должника.

Читайте так же:  Наследование военнослужащими

Огромное значение на практике имеют следующие процедуры банкротства в отношении кредитных организаций. Как уже отмечалось, полномочные органы в структуре Банка России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, а также требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации.

Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению направляется в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [5] (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г.) (далее — Закон о несостоятельности) и Инструкцией ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» [6] .

Согласно этим документам Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 Закона о несостоятельности. К числу таких оснований относятся случаи, когда кредитная организация:

— не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

— нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

— допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению, содержащее перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения данного требования руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о ее реорганизации (п. 1 и 2 ст. 12).

Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации (п. 3 ст. 12). Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве), обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (п. 4 ст. 12).

Банк России вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать:

— оценку финансового состояния кредитной организации;

— указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

— меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

— меры по получению дополнительных доходов;

— меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

— меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

— срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки его представления, порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 13).

Требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации.

В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона о несостоятельности при возникновении хотя бы одного из оснований, предусмотренных подп.1-3 п.1 ст.17 Федерального закона, Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации.

К таким основаниям Федеральный закон относит:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

При наличии одного из указанных оснований назначается временная администрация. Последняя организует свою деятельность в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) и Положением ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» [7] .

Требование о реорганизации не направляется при установлении хотя бы одного основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ч.2 ст.20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При наличии данных основания Банк России обязан отозвать лицензию у кредитной организации.

Кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий по реорганизации в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

После подачи кредиторами иска, п о результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений (ст.182 Закона):

— о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

— об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Если арбитражный суд принял решение о признании кредитной организации банкротом, конкурсное производство проводится в порядке, установленном Законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Конкурсный управляющий в течение десяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ст.182 Закона).

Читайте так же:  Патент ендв

[1] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 марта 1999 г. — №9. — Ст. 1097.

[2] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. №74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2003 г. — №10.

[3] Пулова Л.В. Банкротство кредитных организаций. Новые изменения в Федеральном законе // Право и экономика. — 2005. — №4.

[4] Сергеев В. Отзыв лицензии не равно банкротство // эж-ЮРИСТ». — №9. — март 2003 г.

[5] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 марта 1999г. — №9. — Ст.1097.

[6] Инструкция ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 21 декабря 2005г. — №68.

[7] Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» // Вестник Банка России. — 15 декабря 2005г. — №67.

Банкротство банков

Банкротство банков

Банкротство кредитных организаций:

Закон о банкротстве относит кредитные организации, банки, наряду со страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций).

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Необходимо отметить, что под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее 1000 МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.
Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»№395-ФЗ (далее – Закон о банках), является закрытым.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

— финансовое оздоровление;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
— реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры «досудебной санации»:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

    Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации (ст. 8 Закона о банкротстве кредитных организаций»).

    В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией – временную администрацию, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.
    В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев.

    Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация.
    Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации.

    Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только конкурсное производство. Предусмотренные Законом о банкротстве процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются.
    Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

    В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

    Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» № 265-П.

    Кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства.

    Имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ , относятся к 1-й очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов 1-й очереди осуществляется в 2 этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам 1-й очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

    После начала расчетов с кредиторами 1-й очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже 1 раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

    Читайте так же:  Заявление на поступления в садик

    Функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора – государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство). Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих – физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего – физического лица ликвидатором также назначается Агентство. Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего – физического лица через СРО арбитражных управляющих, поднадзорные Росреестру.

    Особенности банкротства финансовых организаций

    К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

    Кредитные организации

    Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Процедуры банкротства кредитных организаций

    По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

    — о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;
    — об отказе в признании кредитной организации банкротом.

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Страховые организации

    При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в статье 35 настоящего Федерального закона, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью.

    Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

    В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

    Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления.
    При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

    Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

    Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются.

    Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

    Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

    1. в первую очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
    2. во вторую очередь — требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
    3. в третью очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования.
    4. в четвертую очередь — требования иных кредиторов.

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг

    При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

    Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

    Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут устанавливаться федеральным законом.

    В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника.
    В извещении, направляемом клиентам профессионального участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

    Ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг

    В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг, на хранении и (или) учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

    Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

    С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
    Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность.

    В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащих его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

    В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.