А г маклаков учебное пособие для вузов

Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

2 Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, с: ил. (Серия «Учебник для вузов»). ISBN Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологи и ивысших педагогических учебных заведений.

3 КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. Введение в общую психологию 11 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 12 Глава 2. Психология в структуре современных паук 38 Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции 70 Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека 88 Глава 5. Психологическая теория деятельности 122 Глава 6. Неосознаваемые психические процессы 149 Часть 2. Психические процессы 163 Глава 7. Ощущение 164 Глава 8. Восприятие 200 Глава 9. Представление 234 Глава 10. Память 247 Глава 11. Воображение 283 Глава 12. Мышление 298 Глава 13. Речь 333 Глава 14. Внимание 354 Глава 15. Воля 373 Глава 16. Эмоции 392 Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 416 Часть 3. Психические состояния и их регуляция 437 Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма 438 Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 456 Часть 4. Психические свойства личности 469 Глава 20. Личность 470 Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 490 Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности 511 Глава 23. Способности 535 Глава 24. Темперамент 553 Глава 25. Характер 567

4 ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. Введение в общую психологию 11 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы Методологические основы изучения человека Науки о человеке и человечестве Психология как наука Основные методы психологических исследований 26 Контрольные вопросы 36 Рекомендуемая литература 37 Глава 2. Психология в структуре современных наук Представления античных и средневековых философов о душе и сознании Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Бихевиоризм как наука о поведении Становление отечественной психологии Взаимосвязь психологии и современных наук Основные отрасли психологии 62 Контрольные вопросы 68 Рекомендуемая литература 69 Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции Понятие о психике Развитие психики животных 76 Контрольные вопросы 86 Рекомендуемая литература 86 Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека Понятие о сознании Культурно-историческая концепция развития психики человека Развитие психики человека Физиологические основы психики человека 105 Контрольные вопросы 120 Рекомендуемая литература 120 Глава 5. Психологическая теория деятельности Общая психологическая характеристика деятельности Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности Теория деятельности и предмет психологии Физиология движений и физиология активности 135 Контрольные вопросы 147 Рекомендуемая литература 147 Глава 6. Неосознаваемые психические процессы Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов Неосознаваемые побудители сознательных действий 156

5 6.3. «Надсознательные» процессы 159 Контрольные вопросы 161 Рекомендуемая литература 162 Часть 2. Психические процессы 163 Глава 7. Ощущение Общее понятие об ощущении Виды ощущений Основные свойства и характеристики ощущений Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений Развитие ощущений Характеристика основных видов ощущений 184 Контрольные вопросы 198 Рекомендуемая литература 199 Глава 8. Восприятие Общая характеристика восприятия Физиологические основы восприятия Основные свойства и виды восприятия Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей Предмет и фон в восприятии Взаимоотношение целого и части в восприятии Восприятие пространства Восприятие движения и времени 229 Контрольные вопросы 233 Рекомендуемая литература 233 Глава 9. Представление Определение представления и его основные характеристики Виды представлений Индивидуальные особенности представления и его развитие Первичные образы памяти и персеверирующие образы 245 Контрольные вопросы 246 Рекомендуемая литература 246 Глава 10. Память Определение и общая характеристика памяти Основные виды памяти Основные процессы и механизмы памяти Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 275 Контрольные вопросы 281 Рекомендуемая литература 282 Глава 11. Воображение Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности Виды воображения Механизмы переработки представлений в воображаемые образы Индивидуальные особенности воображения и его развитие Воображение и творчество 294

6 Контрольные вопросы 296 Рекомендуемая литература 296 Глава 12. Мышление Природа и основные виды мышления Основные формы мышления Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления Основные виды умственных операций Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление Развитие мышления 325 Контрольные вопросы 331 Рекомендуемая литература 331 Глава 13. Речь Общая характеристика речи Физиологические основы речи Теоретические проблемы возникновения речи Основные виды речи Развитие речи у ребенка 348 Контрольные вопросы 353 Рекомендуемая литература 353 Глава 14. Внимание Понятие внимания Основные виды внимания Основные характеристики свойств внимания Развитие внимания 370 Контрольные вопросы 372 Рекомендуемая литература 372 Глава 15. Воля Общая характеристика волевых действий Основные психологические теории воли Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий Структура волевого действия Волевые качества человека и их развитие 387 Контрольные вопросы 391 Рекомендуемая литература 391 Глава 16. Эмоции Виды эмоций и их общая характеристика Физиологические основы и психологические теории эмоций Развитие эмоций и их значение в жизни человека 408 Контрольные вопросы 414 Рекомендуемая литература 415 Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью Психические процессы с точки зрения кибернетической науки 416

7 17.2. Теория сигналов и психические процессы Информационная структура нервных процессов и психические образы 428 Контрольные вопросы 435 Рекомендуемая литература 435 Часть 3. Психические состояния и их регуляция 437 Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма Общее понятие об адаптации человека Общее представление о функциональном состоянии организма Общая характеристика состояний организма и психики 448 Контрольные вопросы 455 Рекомендуемая литература 455 Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний Понятие об эмоциональном стрессе Регуляция эмоциональных состояний 462 Контрольные вопросы 468 Рекомендуемая литература 468 Часть 4. Психические свойства личности 469 Глава 20. Личность Общее понятие о личности Взаимосвязь социального и биологического в личности Формирование и развитие личности 481 Контрольные вопросы 489 Рекомендуемая литература 489 Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности Теории личности Методология экспериментальных исследований личности 503 Контрольные вопросы 510 Рекомендуемая литература 510 Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности Понятие о направленности личности и мотивации деятельности Психологические теории мотивации Основные закономерности развития мотивационной сферы Мотивированное поведение как характеристика личности 528 Контрольные вопросы 534 Рекомендуемая литература 534 Глава 23. Способности Общая характеристика способностей человека Уровни развития способностей и индивидуальные различия Природа человеческих способностей Развитие способностей 548 Контрольные вопросы 551 Рекомендуемая литература 551

Читайте так же:  Гражданский кодекс права детей

8 Глава 24. Темперамент Понятие о темпераменте Краткий обзор учений о темпераменте Физиологические основы темперамента Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 562 Контрольные вопросы 565 Рекомендуемая литература 565 Глава 25. Характер Понятие о характере Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера Формирование характера 579 Контрольные вопросы 581 Рекомендуемая литература 582 ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ Имена Ананьев Борис Герасимович 13 Бехтерев Владимир Михайлович 32 Аристотель 42 Уотсон Джон Бродус 51 Челпанов Георгий Иванович 54 Рубинштейн Сергей Леонидович 55 Павлов Иван Петрович 81 Выготский Лев Семенович 94 Анохин Петр Кузьмич 114 Леонтьев Алексей Николаевич 126 Бернштейн Николай Александрович 138 Фрейд Зигмунд 158 Шеррингтон Чарльз Скотт 170 Фехнер Густав Теодор 174 Лурия Александр Романович 182 Гельмгольц Герман 190 Вундт Вильгельм 230 Теплов Борис Михайлович 240 Эббингауз Герман 251 Смирнов Анатолий Александрович 262 Зинченко Петр Иванович 264 Бине Альфред 312 Пиаже Жан 327 Гальперин Петр Яковлевич 328 Ухтомский Алексей Алексеевич 358 Узнадзе Дмитрий Николаевич 360 Корнилов Константин Николаевич 378 Джемс Уильям 387 Ланге Николай Николаевич 431 Селье Ганс 451 Юнг Карл Густав 494

9 Адлер Альфред 495 Хорни Карен Клементина 497 Роджерс Карл Рэнсом 498 Маслоу Абрахам Харольд 500 Жане Пьер Мари Фели 503 Олпорт Гордон Уиллард 507 Макдугалл Уильям 521 Бандура Альберт 533 Гальтон Фрэнсис 544 Фромм Эрих П 577 Это необходимо знать Валидность и надежность психодиагностического теста 27 Моральные принципы деятельности психолога 30 Перспективы выпускников психологических факультетов 66 Что такое «мозговой штурм»? 323 Гомеостатические механизмы организма 440 Антисоциальная личность 515 Из истории психологии Классический эксперимент И. П. Павлова 82 Исследования функциональной асимметрии мозга 112 Теория научения 128 Теории слуха 192 Теории цветового зрения 196 Феноменальная память 280 Патология воли 381 Это интересно Что является механизмами сознания? 96 Существует ли явление «пси»? 154 Как происходит передача информации от рецептора в мозг? 166 Как человек распознает объекты? 204 Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? 226 Можно ли изучать представления? 237 Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256 Амнезия детства 278 Что такое творческая личность? 287 Что является физиологической основой мышления? 302 Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? 342 Что является материальной основой внимания? 356 Из чего состоит эмоция человека? 406 Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека? 418 Что формирует личность: наследственность или среда? 474 Агрессивное поведение 530

Общая психология. Маклаков А.Г.

СПб.: 2008 — 583 с.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, се индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Формат: pdf (20 16 , 583с.)

Формат: doc (2008, 583с.)

Формат: doc / zip (2001, 592с.)

Размер: 3 , 72 Мб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
1.1. Методологические основы изучения человека
1.2. Науки о человеке и человечестве
1.3. Психология как наука
1.4. Основные методы психологических исследований
Глава 2. Психология в структуре современных наук
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении
2.4. Становление отечественной психологии
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук
2.6. Основные отрасли психологии
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
3.1. Понятие о психике
3.2. Развитие психики животных
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
4.1. Понятие о сознании
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека
4.3. Развитие психики человека
4.4. Физиологические основы психики человека
Глава 5. Психологическая теория деятельности
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности
5.3. Теория деятельности и предмет психологии
5.4. Физиология движений и физиология активности
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов
6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
6.3. «Надсознательные» процессы

Часть 2. Психические процессы
Глава 7. Ощущение
7.1. Общее понятие об ощущении
7.2. Виды ощущений
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
7.5. Развитие ощущений
7.6. Характеристика основных видов ощущений
Глава 8. Восприятие
8.1. Общая характеристика восприятия
8.2. Физиологические основы восприятия
8.3. Основные свойства и виды восприятия
8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
8.5. Предмет и фон в восприятии
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии
8.7. Восприятие пространства
8.8. Восприятие движения и времени
Глава 9. Представление
9.1. Определение представления и его основные характеристики
9.2. Виды представлений
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Глава 10. Память
10.1. Определение и общая характеристика памяти
10.2. Основные виды памяти
10.3. Основные процессы и механизмы памяти
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Глава 11. Воображение
11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
11.2. Виды воображения
11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
11.5. Воображение и творчество
Глава 12. Мышление
12.1. Природа и основные виды мышления
12.2. Основные формы мышления
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
12.4. Основные виды умственных операций
12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
12.6. Развитие мышления
Глава 13. Речь
13.1. Общая характеристика речи
13.2. Физиологические основы речи
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи
13.4. Основные виды речи
13.5. Развитие речи у ребенка
Глава 14. Внимание
14.1. Понятие внимания
14.2. Основные виды внимания
14.3. Основные характеристики свойств внимания
14.4. Развитие внимания
Глава 15. Воля
15.1. Общая характеристика волевых действий
15.2. Основные психологические теории воли
15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
15.4. Структура волевого действия
15.5. Волевые качества человека и их развитие
Глава 16. Эмоции
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки
17.2. Теория сигналов и психические процессы
17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы

Читайте так же:  Госпошлина за загранпаспорт на 10 лет 2018

Часть 3. Психические состояния и их регуляция
Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма
18.1. Общее понятие об адаптации человека
18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе
19.2. Регуляция эмоциональных состояний

Часть 4. Психические свойства личности
Глава 20. Личность
20.1. Общее понятие о личности
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности
20.3. Формирование и развитие личности
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
21.1. Теории личности
21.2. Методология экспериментальных исследований личности
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности
22.1. Понятие о направленности личности. и мотивации деятельности
22.2. Психологические теории мотивации
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности
Глава 23. Способности
23.1. Общая характеристика способностей человека
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия
23.3. Природа человеческих способностей
23.4. Развитие способностей
Глава 24. Темперамент
24.1. Понятие о темпераменте
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте
24.3. Физиологические основы темперамента
24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности
Глава 25. Характер
25.1. Понятие о характере
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
25.3. Формирование характера
ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ
Имена
Ананьев Борис Герасимович
Бехтерев Владимир Михайлович
Аристотель
Уотсон Джон Бродус
Челпанов Георгии Иванович
Рубинштейн Сергей Леонидович
Павлов Иван Петрович
Выготский Лев Семенович
Анохин Петр Кузьмич
Леонтьев Алексей Николаевич
Бернштейн Николай Александрович
Фрейд Зигмунд
Шеррингтон Чарльз Скотт
Фехнер Густав Теодор
Лурия Александр Романович
Гельмгольц Герман
Вундт Вильгельм
Теплов Борис Михайлович
Эббингауз Герман
Смирнов Анатолий Александрович
Зинченко Петр Иванович
Бине Альфред
Пиаже Жан
Гальперин Петр Яковлевич
Ухтомский Алексей Алексеевич
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Корнилов Константин Николаевич
Джемс Уильям
Ланге Николай Николаевич
Селье Ганс
Юнг Карл Густав
Адлер Альфред
Хорни Карен Клементина
Роджерс Карл Рэнсом
Маслоу Абрахам Харольд
Жане Пьер Мари Фели
Олпорт Гордон Уиллард
Макдугалл Уильям
Бандура Альберт
Гальтон Фрэнсис
Фромм Эрих П.
Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста
Моральные принципы деятельности психолога
Перспективы выпускников психологических факультетов
Что такое «мозговой штурм»?
Гомеостатические механизмы организма
Антисоциальная личность
Из истории психологии
Классический эксперимент И. П. Павлова
Исследования функциональной асимметрии мозга
Теория научения
Теории слуха
Теории цветового зрения
Феноменальная намять
Патология воли
Это интересно
Что является механизмами сознания?
Существует ли явление «ней»?
Как происходит передача информации от рецептора в мозг?
Как человек распознает объекты?
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?
Можно ли изучать представления?
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти
Амнезия детства
Что такое творческая личность?
Что является физиологической основой мышления?
Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком?
Что является материальной основой внимания?
Из чего состоит эмоция человека?
Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека?
Что формирует личность: наследственность или среда?
Агрессивное поведение .

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

А г маклаков учебное пособие для вузов

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Общая психология

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Маклаков А.Г.. Книги онлайн

Маклаков Анатолий Геннадьевич — доктор психологических наук, старший научный сотрудник Российской военно-медицинской академии, профессор кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина.

Специалист в области психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология».

В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.

Если вы обучаетесь в вузе по непсихологической психологической специальности (вы будущий педагог, инженер, экономист, юрист и т. п.), эта книга предназначена для вас.

В настоящее время психология получила весьма широкое распространение. Практически по любой специальности Государственный образовательный стандарт высшего профессионального обучения предполагает ознакомление с основами психологических знаний.

Данное пособие составлено на основе учебника «Общая психология», вышедшего впервые в 2000 году и ставшего весьма популярным среди студентов. Материал, вошедший в настоящее издание, содержит информацию, которая необходима обучающимся в вузе по непсихологическим специальностям для того, чтобы успешно сдать экзамен по психологии.

Материал, представленный в учебнике, необходим для подготовки профессионального психолога в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Книга позволяет самостоятельно получить знания и сформировать навыки, которые требуются для разработки системы профессионального психологического отбора и ее осуществления на практике.

Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. Том I.

В сборнике материалов международной конференции «Психология XXI века» представлены статьи, посвященные актуальным проблемам из самых различных отраслей психологической науки.

Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. Том II.

В сборнике материалов международной конференции «Психология XXI века» представлены статьи, посвященные актуальным проблемам из самых различных отраслей психологической науки.

Данная книга содержит базовую сумму психологических знаний, необходимых офицеру в повседневной практике.

Помимо фундаментальных знаний в ней представлена информация о возможных дезадаптивных нарушениях поведения военнослужащих, даны объяснения причин возникновения конфликтов.

Описаны закономерности динамики психического состояния в экстремальных ситуациях, рекомендованы способы противостояния стрессам, даны рекомендации, как психологически грамотно организовывать профессиональную подготовку своих подчиненных, как учитывать в практической деятельности результаты профессионального психологического отбора и многое другое.

Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 95390

Автор: Маклаков А. Г.
Название: Общая психология: Учебник для вузов.
Формат: HTML, DOC
Язык: Русский

Часть I. Введение в общую психологию
■ Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
■ Глава 2. Психология в структуре современных наук
■ Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
■ Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
■ Глава 5. Психологическая теория деятельности
■ Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Читайте так же:  Доплата за работу на селе

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учеб-ной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособии, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.
Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих лю-дей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Ь. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Попятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные R вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее Представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: Сравнительная психология, ЗООПСИХОЛОГИЯ, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина -психология». Психология как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические СОСТОЯНИЯ как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность, Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее, представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субьективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные типы психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.

1.1. Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ■ 13

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968-1972 гг. был деканом фа-культета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаменталь-ных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил си-стему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению чело-века был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отече-ственной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципи-ально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоя-тельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях раз-вития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все боль-ше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обуче-нием и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и чело-веческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъ-ект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это чело-век как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда ЭТО понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические

Общая психология — Маклаков А.Г. — Учебник

Год выпуска: 2008

Автор: Маклаков А.Г.

Жанр: Психология

Формат: DOC

Качество: eBook (изначально компьютерное)

купить бумажную книгу (2016): «Общая психология»

Общая психология учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин

Приложения для работы в НЭБ

Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.